Образ учителя у лиц подросткового и юношеского возраста с различной учебной мотивацией
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Диплом
на тему: «Образ учителя у лиц подросткового и юношеского возраста с различной учебной мотивацией»
по дисциплине: «Психология»
2017
128.00 BYN
Образ учителя у лиц подросткового и юношеского возраста с различной учебной мотивацией
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе только одна глава.
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения образа учителя у лиц подросткового и юношеского возраста
1.1 Понятие образа в психологии. Функции образа
1.2 Специфика учебной деятельности в подростковом и юношеском возрасте
1.3 Характеристика мотивации учебной деятельности в подростковом и юношеском возрасте
1.4 Психологические аспекты учебного сотрудничества учащихся подросткового и юношеского возраста с учителем
Выводы по 1 главе
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Одной из основных проблем психологии является проблема формирования образа. Изучение механизмов формирования образа окружающей действительности в сознании человека, его содержания, роли в поведении и деятельности имеет большое значение для развития, как общей психологии, так и смежных с психологией дисциплин, в особенности педагогики. Одной из основных фигур педагогического процесса был и остаётся учитель.
Высокая значимость педагогического труда для общества обусловливает высокие требования к личности учителя, его профессионализму, влиянию на учащихся. Меняющиеся условия современного общества способствуют изменениям в системе образования, которые, в свою очередь, влияют на восприятие учителя, образ идеального педагога в глазах учащихся.
Учебная деятельность в подростковом и юношеском возрасте различается своей направленностью и степенью самостоятельности, также меняется и характер взаимоотношений в системе «учитель-ученик». Изучение представлений подростков и юношей об идеальном учителе необходимо для оптимизации учебно-воспитательного процесса, отношений в системе «учитель-ученик». Содержание представлений об учителе, положительный опыт взаимодействия с ним оказывает влияние на формирование эталонов поведения и способов общения учащихся с окружающими, что отражается на их личностном развитии, на формировании их в качестве субъектов учебной деятельности [13, с. 14].
В педагогической теории и практике достаточно много внимание уделялась роли учителя в учебно-воспитательном процессе. По мнению И.А. Зимней [21], Н.Ю. Посталюк [41], Н.Ф. Талызиной [53], с помощью адекватного образа учащегося (его уровень знаний, мотивы, личные особенности), учитель может более эффективно организовывать с ним учебно-воспитательное и педагогическое взаимодействие. Менее освещенной в психолого-педагогической литературе остается проблема оценки образа учителя в глазах учащихся (П.Р. Галузо [13], Н,Д. Демина [18]).
Проблемой изучения мотивации учебной деятельности занимались российские (И.А. Бариляк [6], В.П. Зинченко [17], А.К. Маркова [36], М.В. Матюхина [37], Н.Ф. Талызина [53]) и белорусские (Я.Л. Коломинский [27], И.А. Фурманов [55]) психологи. В работах перечисленных авторов мотивация учебной деятельности рассматривается в качестве фактора ее успешности.
Анализ мотивации учебной деятельности является важнейшим аспектом в учебной деятельности и учебном сотрудничестве, так как выполняет регулирующую функцию в
Глава 1. Теоретические аспекты изучения образа учителя у лиц подросткового и юношеского возраста
1.1 Понятие образа в психологии. Функции образа
Понятие образа является одним из ключевых в психологической науке. Корни его появления как предмета анализа уходят в экспериментальную психологию. Согласно Э. Титченеру, образ – это элемент идеи, который отражает переживания, несвязанные с текущим моментом, но происходящие в памяти. Образы обладают такими признаками, как качество, интенсивность, длительность, отчетливость [48, с. 195].
Отсюда следует, что автором образ рассматривается как один из элементов сознания, основной задачей которого является репрезентация в структуре сознания феноменов внутренней реальности («воспоминаний о переживаниях»). Заслуга Э. Титченера заключается в том, что образы в рамках психологии впервые получают теоретическое осмысление и, пока еще косвенно, становятся объектом исследования [48, с. 197].
Многими современными исследователями образ анализируется как формируемый в сознании индивида мысленный образ воспринимаемого им в окружающей среде какого-либо объекта или явления [1; 6; 26; 43].
По мнению Е.А. Климова, образ представляет собой одно из фундаментальных понятий психологии и представляет собой отображение индивидом определенной реальности вместе с самим субъектом [25, с. 154]. Образ самосознания индивида вместе с образами окружающей действительности является необходимой основой целесообразной регуляции, саморегуляции его профессиональной деятельности, взаимодействия с людьми.
Понятие образа в психологии является основой представлений о сознании. Образ отражает субъективную реальность, является содержанием психики субъекта. Образ рассматривается как функциональная структура, которая по присущим ей законам упорядочивает многообразие отдельных явлений [3, с. 150].
В психологической литературе понятие образа используется в других функциональных значениях, что позволяет говорить не только о много-категориальности образа, но и о его поли-функциональности. То, что на категориальном языке обозначается как образ, в различных психологических концепциях выступает как идея, информация, значение, ощущение, представление, восприятие.
1. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды : в 2-х т. / Б.Н. Ананьев. – М. : Педагогика, 1980. – Т. 1. – 230 с.
2. Андреева, Е.А. Образ современного учителя в представлении студентов педагогического вуза / Е.А. Андреева // Теория и практика общественного развития. – 2011. – № 1. – С. 152-158.
3. Архипов, П.И. Восприятие образа учителя младшими и средними подростками / П.И. Архипова, М.В. Смирнова, А.С. Михайлова // Мир педагогики и психологии. – 2016. – № 1. – С. 54-59.
4. Асмолов, А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. – М. : МГУ, 1990. – 367 с.
5. Барабанщиков, В.А. Системный подход в структуре психологического познания / В.А. Барабанщиков // Методология и история психологии. – 2007. – Вып. 1. – С. 86-99.
6. Бариляк, И.А. Особенности мотивации учебной деятельности детей школьного возраста, обучающихся в новых социально-экономических условиях : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 / И.А. Бариляк. – СПб., 2002. – 19 с.
7. Березина, Т.Н. Пространственно-временные характеристики мысленных образов и их связь с особенностями личности / Т.Н. Березина // Психологический журнал. – 1998. – № 4. – С.13-26.
8. Бернштейн, Н.А. Физиология движений и активность / под ред. О. Г. Газенко. – М. : Наука, 1990. – 456 с.
9. Бодалев, А.А. Личность и общение : Избранные труды / А.А. Бодалев. – М. : Академия, 1983. – 272 с.
10. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М. : Просвещение, 1990. – 452 с.
11. Веккер, Л.М. О чувственном образе как изображении / Л.М. Веккер, Б.Ф. Ломов // Вопросы философии. – 1961. – № 4. – С. 47–59.
12. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1990. – 288 с.
13. Галузо, П.Р. Понимание младшими подростками своих учителей : автореф. дис. … канд. психол. наук : 13.00.05 / П.Р. Галузо. – Гродно, 1986. – 19 с.
14. Гальперин, П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. – М. : Директ-Медиа, 2008. – 275 c.
15. Гостев, А.А. Образная сфера человека / А.А. Гостев. – М. : Академия, 1992. – 512 .
16. Грабал, В.Л. Некоторые проблемы мотивации учебной деятельности / В.Л. Грабал // Вопросы психологии. – 1987. – № 5. – С. 30-36.
17. Давыдов, В.В. Концепция учебной деятельности школьников / В.В. Давыдов, А.К. Маркова // Вопросы психологии. – 1981. – №6. – С. 11-12.
18. Демина, Н.Д. Педагог и воспитанники / Н.Д. Демина. – М.: Педагогика, 1976. – 80 с.
19. Долгова, В.И. Эмпатия : монография / В.И. Долгова, Е.В. Мельник. – М. : Перо, 2014. – 185 с.
20. Долгова, Н.А. Особенности взаимопонимания между учителем и учащимися подросткового возраста : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 / Н.А. Долгова. – М., 2005. – 19 с.
21. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – М. : Логос, 2004. – 384 с.
22. Зинченко, В.П. Миры сознания и структура сознания / В.П. Зинченко // Вопросы психологии. – 1991. – № 2. – С. 115-119.
23. Ильин, Е.П. Психология для педагогов / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2012. – 640 с.
24. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2009. – 321 с.
25. Климов, Е.А. Введение в психологию труда / Е.А. Климов. – М. : Изд-во МГУ, 1988. – 199 с.
26. Коконова, Е.А. Портрет идеального учителя глазами будущих педагогов с точки зрения психологии / Е.А. Коконова. Л.Н. Каянович // Молодой ученый. – 2015. – № 9. – С. 1250–1254.
27. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности) / Я.Л. Коломинский. – Мн. : ТетраСистемс, 2001. – 432 с.
28. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М. : Просвещение, 1989. – 256 с.
29. Корчагина, Г.И. Психологические условия ориентации старших школьников на позицию самоутверждения : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 / Г.И. Корчагина. – Калуга, 2000. – 19 с.
30. Кошелева, Ю.П. «Образ» в психологии : теория и практика / Ю.П. Кошелева // Вестник МГЛУ. – 2012. – № 1. – С. 39–51.
31. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения : в 2 т, Т 2 / А.Н. Леонтьев. – М. : Политиздат, 1983. – 462 с.
32. Леонтьев, А.Н. Основные процессы психической жизни // Философия психологии : из научного наследия / Под ред. А.Н. Леонтьева. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1994. – С. 48–51.
33. Леонтьев, А.Н. Психология образа / А.Н. Леонтьев // Вестник Моск. ун-та. – 1979. – № 2. – С. 3–13.
34. Ломов, Б.Ф. Личность в системе общественных отношений / Б.Ф. Ломов // Психологический журнал. – 1981. – № 1. – С. 11-19.
35. Луканина, Н.Н. Психологические и возрастные особенности восприятия педагога учащимися в системе общего среднего образования / Н.Н. Луканина, Е.В. Цирихова // Молодой ученый. – 2014. – № 18. – С. 753-755.
36. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. – М. : Просвещение, 1983. – 296 с.
37. Матюхина, М.В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников / М.В. Матюхина. – Волгоград, 1983. – 152 с.
38. Ощущение и восприятие // Общая психология / А.Н. Гусев ; под ред. Б.С. Братуся. – М. : Академия,. 2007. – 416 с.
39. Панюшкин, В.П. Функции и формы сотрудничества учителя и учащихся в учебной деятельности : автореф. дис. … канд. пед. наук / В.П. Панюшкин. – М., 1984. – 19 с.
40. Петухов, В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления / В.В. Петухов // Вестник Моск. ун-та. – 1984. – № 4. – С. 13–20.
41. Посталюк, Н.Ю. Педагогика сотрудничества : Путь к успеху / Н.Ю. Посталюк. – Казань : Изд-во Казан. ун-та,1992. – 104 с.
42. Реан, А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб. : Питер, 2002. – 432 с.
43. Резников, Л.О. Гносеологические вопросы семиотики / Л.О. Резников. – Л. : Изд-во Ленинградского ун-та, 1964. – 304 с.
44. Рубинштейн, С.Л. Основы обшей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М. : Изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1946. – 704 с.
45. Рунова, Т.А. Развитие учебного сотрудничества младших школьников со сверстниками и учителем в условиях формального и неформального общения : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 / Т.А. Рунова. – Нижний Новгород, 2004. – 19 с.
46. Саблина, Т.А. Мотивация достижения в младшем школьном возрасте : автореф. дис. … канд. психол. наук / Т.А. Саблина. – Волгоград, 1993. – 18 с.
47. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М. : Народное образование, 1998. – 256 с.
48. Семенова, О.Э. Образ идеального учителя в представлениях современных учеников / О.Э. Семенова, А.В. Чевачина // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 9 – С. 557-561.
49. Сенько, Ю.В. Учебный процесс : сотворчество педагога и учащегося / Ю.В. Сенько // Педагогика. – 1997. – № 3. – С. 40-45.
50. Слепко, Ю.Н. Отношение учащихся школы к учителю / Ю.Н. Слепко // Вестник ЯГПУ. – 2015. – № 3. – С. 27-32.
51. Слинькова, Т.В. Взаимосвязь образов партнеров по общению и взаимоотношений в диадном взаимодействии : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.05 / Т.В. Слинькова. – СПб., 2002. – 20 с.
52. Смирнов, С.Д. Психология образа : проблема активности психического отражения / С.Д. Смирнов. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1985. – 231 с.
53. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф. Талызина. – М. : Академия, 1998. – 288 с.
54. Фридман, Л.М. Формирование познавательных интересов у школьников / Л.М. Фридман. – М. : Смысл, 200. – 423 с.
55. Фурманов, И.А. Психология общения в учебно-педагогическом процессе / И.А. Фурманов, А.А. Аладьин, Е.М. Амелишко. – Мн. : Технология, 2000. – 100 с.
56. Цирихова, Н.В. Особенности восприятия старшими школьниками и учащимися колледжа личности педагога / Н.В. Цирихова // Педагогическое образование в России. – 2011. – № 2. – С. 52-56.
57. Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении / Г.А. Цукерман. – Томск : Пеленг, 1993. – 268 с.
58. Шульц, Д.П. История современной психологии / под ред. А.Д. Наследова. – СПб. : Изд-во «Евразия», 2002. – 532 с.
59. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М. : Академия, 1989. – 537 с.
60. Юркевич, B.C. Развитие начальных уровней познавательной потребности у школьников / В.С. Юркевич // Вопросы психологии. – 1980. – № 2. – С. 83-92.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе только одна глава.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты