Взаимосвязь переживания счастья и мотивации успеха у студентов
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Взаимосвязь переживания счастья и мотивации успеха у студентов»
по дисциплине: «Психология»
2017
88.00 BYN
Взаимосвязь переживания счастья и мотивации успеха у студентов
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность 83%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 39.
В работе только 1 глава.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕРЕЖИВАНИЯ СЧАСТЬЯ И МОТИВАЦИИ УСПЕХА У СТУДЕНТОВ
1.1 Понятие «счастье» в психологии
1.2 Основные подходы к мотивации достижения
1.3 Психологическая характеристика студенческого возраста
1.4 Выводы по главе
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В последние годы к личности студента предъявляются высокие требования со стороны современного общества. Молодые люди, успешно функционирующие в социуме, должны обладать такими качествами как жизненная позиция, установка на саморазвитие, стремление к личному росту, умение ставить перед собой адекватные своим возможностям цели и добиваться их.
Мотивация личности как психологическая категория рассматривается психологами в качестве одного из центральных феноменов в структуре деятельности, позволяющих раскрывать закономерности поведения человека. В настоящее время у исследователей сохраняется особый интерес к изучению феномена мотивации. Актуальность изучения мотивации личности и, прежде всего, мотивации успеха легко объясняется современными тенденциями развития психологии как науки. В последние десятилетия ученые пришли к необходимости изучать не только психические расстройства, но и позитивные переживания, такие как счастье и удовлетворение.
Счастье и его переживание в качестве объекта психологических исследований стало выступать сравнительно недавно по причине многогранности этого понятия, сложности его концептуализации и связанных с этим трудностей экспериментального направления к счастью психологическому феномену (А. Аргайл, И.А. Джидарьян, М. Селингман).
Обращение внимания психологами к позитивным состояниям личности и их всестороннее изучение связано с такими аспектами как развитие гуманистического направления, переориентация исследовательских целей с патологии на норму как оптимальное функционирование, и раскрытие факторов личностного потенциала, освоения позитивной жизненной ориентации.
Категория счастья сравнительно недавно стала предметом исследования психологов. Проблемой изучения сущности и характеристик счастья занимались такие авторы как А. Аргайл, И.А. Джидарьян, М. Селингман, Д. Колесов, Б.С. Братусь, И.А. Джидарьян и др.
Проблемой изучения мотивации занимались такие ученые как В.К. Вилюнас, С.С. Занюк, А.Н. Леонтьев, Дж. Аткинсон, А. Бандура, Д. Макклелланд, А. Маслоу, Г. Меррей, Х. Хекхаузен. Работы этих авторов составляют основу для современных исследований мотивации достижения у студентов (М.А. Виноградова, М.Н. Гапоненко, Н.Д. Джига, Г.В. Жеребятникова, З.Т. Жирохова, В.И. Коваленко, А.М. Мещерякова
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕРЕЖИВАНИЯ СЧАСТЬЯ И МОТИВАЦИИ УСПЕХА У СТУДЕНТОВ
1.1 Понятие «счастье» в психологии
В настоящее время не существует общепринятого определения понятия «счастье». «Словарь русского языка» определяет счастье как чувство и состояние полного удовлетворения. «Философский энциклопедический словарь» приводит следующее определение понятия счастья: это чувственно-эмоциональная форма идеала, отражающее характер морального сознания; состояние человека, соответствующее наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего существования, полноте и осмысленности жизни. Понятие «счастье» носит нормативно-ценностный характер, т.к. оно отражает представление о том, какой должна быть жизнь индивида, что именно выступает для него в качестве блаженства [23, с. 225].
В психологической науке большинство исследователей полагают, что счастье – это субъективное ощущение. Американские ученые определяют счастье как «субъективное благополучие». Под субъективным благополучием понимается переживание опыта позитивных эмоций – получение удовольствия в сочетании с более глубоким чувством смысла и цели. Счастье предполагает позитивное настроение в настоящем и позитивный взгляд в будущее [4, с. 14].
Ввиду неоднозначности и спорности категории «счастье» М. Селигманом было введено понятие «субъективное благополучие» как его научный синоним [49, с. 10]. Оба термина сегодня используются в психологической литературе как взаимозаменяемые. Однако, существует мнения о необходимости разграничения этих терминов (Д. Хэйборн).
Понятие «счастье» представляет собой сложное образование, включающее когнитивный и эмоциональный компонент, отражающий оценку своего существования, отношение к себе как к счастливому или несчастному человеку [23, с. 225].
Исследованием проблемы факторов, обусловливающих счастье индивида, занимались А. Шопенгауэр, Д. Фридман, Д. Майер. В качестве основного фактора счастья А. Шопенгауэр называл здоровье и красоту человека. Д. Фридман изучал факторы, которые влияют на восприятие счастья. Автором было установлено, что степень субъективного счастья у супружеских пар выше, чем у неженатых пар, живущих вместе. Деньги не всегда представляют собой гарантию счастья, т.к. после достижения
1. Абыденова, Н.А. Психологические механизмы формирования личностной значимости студентов педагогических специальностей: автореф. ... дис. канд. психол. наук: 19.00.05 / Н.А. Абыденова. – Н. Новгород, 2008. – 19 с.
2. Амосов, Н.М. Книга о счастье и несчастьях / Н.М. Амосов. – М.: Молодая гвардия, 1986. – 285 с.
3. Аргайл, М. Психология счастья / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2003. – 271 с.
4. Бабанова, Е.Д. Категория счастья в исследованиях позитивной психологии / Е.Д. Бабанова // Научный поиск. – 2014. – № 3. – С. 13-17.
5. Бандура, А. Теория социального научения / А. Бандура. – СПб.: Питер, 2000. – 423 с.
6. Бессонова, Ю.В. О структуре психологического благополучия / Ю.В. Бессонова // Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2013. – С. 30-35.
7. Братусь, Б.С. Психология. Нравственность. Культура / Б.С. Братусь. – М.: Роспедагенство, 1994. – 61 с.
8. Буякас, Т.М. О феномене наслаждения процессом деятельности и условиях его возникновения (по работам М. Чиксентмихайи) / Т.М. Буякас // Вестник МГУ. – 1995. – № 1. – С. 53-61.
9. Вербицкий, А.А. Психология мотивации студентов / А.А. Вербицкий, Н.А. Бакшаева. – М.: Логос, 2006. – 96 с.
10. Вилюнас, В. Психология развития мотивации / В. Вилюнас. – СПб.: Питер, 2006. – 432 с.
11. Водяха, С.А. Предикты психологического благополучия студентов / С.А. Водяха // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 1. – С. 70-74.
12. Гапоненко, М.Н. Особенности формирования самооценки, мотивации успеха и самоконтроля в юношеском возрасте / М.Н. Гапоненко // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 7. – С. 76-80.
13. Грень, Л.Н. Значение убеждений и усилий студентов в формировании мотивации достижения успеха / Л.Н. Грень // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2008. – № 7. – С. 38-42.
14. Гордеева, Т.О. Психология мотивации достижения / Т.О. Гордеева – М.: Смысл, 2006. – 336 с.
15. Давыдова, А.Ю. Социально-психологический подход к проблеме мотивации достижения личности в психологической науке / А.Ю. Давыдова // Научные ведомости БелГУ. – 2013. – № 27. – С. 269-272.
16. Джидарьян, И.А. Психология счастья и оптимизма / И.А. Джидарьян. – М.: РАН, 2013. – 540 с.
17. Джидарьян, И.А. Счастье в представлениях обыденного сознания / И.А. Джидарьян // Психологический журнал. – 2000. – № 2. – С. 40-48.
18. Живаева, Ю.В. Изучение соотношения психологического благополучия и проявления мотивации достижения у студентов педагогического вуза / Ю.В. Живаева, И.Б. Вологжанина // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2009. – № 5-1. – С. 14-18.
19. Жубаркин, С.В. Представления провинциальной молодежи о счастье в контексте эмоционально-мотивационной направленности: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / С.В. Журабкин. – Иваново, 2006. – 20 с.
20. Занюк, С.С. Психология мотивации: Теория и практика мотивирования. Мотивационный тренинг / С.С. Занюк. – Киев: Ника-Центр, 2001. – 352 с.
21. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2000. – 384 с.
22. Зобнина, Л.Я. Исследование мотивации достижения / Л.Я. Зобнина // Вестник СПбГУ. – 2009. – № 2. – С. 117-122.
23. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с.
24. Калимуллин, Д.Д. Эмоциональные и когнитивные представления студентов о счастье / Д.Д. Калимуллин // Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив: материалы Междунар. на научно-практической конференции. – М., 2017. – С. 328-333.
25. Капцов, А.В. Личностные ценности как характеристика совместимости в учебных группах / А.В. Капцов // Ученые записки ЗабГУ. – 2011. – № 1. – С. 24-29.
26. Карловская, Н.Н. Взаимосвязь переживания счастья и перфекционизма у студентов с разным уровнем академической успеваемости / Н.Н. Карловская, А.С. Сысоева // Вестник Омского ун-та. – 2009. – № 1. – С. 4-14.
27. Климов, Е.А. Психология профессионального становления / Е.А. Климов. – М.: Академия, 2004. – 304 с.
28. Колесов, Д. Формула счастья / Д. Колесов // Развитие личности. – 2002. – № 2. – С. 1-10.
29. Комиссарова, Л.Г. Психологические особенности личности студента колледжа / Л.Г. Комиссарова, Т.Л. Миронова // Вестник Бурятского гос. ун-та. – 2011. – № 4. – С. 94-97.
30. Кон, И.С. Психология ранней юности: книга для учителя / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 225 с.
31. Кравцова, Т.Г. Структура и динамика развития мотивации достижения успехов в юношеском возрасте: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / Т.Г. Кравцова. – Хабаровск, 2009. – 19 с.
32. Левин, К. Теория поля в социальных науках / К. Левин. – СПб.: Речь, 2000. – 368 с.
33. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975. – 534 с.
34. Лепешинский, H.H. Адаптация опросника «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф / H.H. Лепешинский // Психологический журнал. – 2007. – №3(15). – С. 24-27.
35. Логинова, И.О. Исследование самоактуализационного потенциала личности во взаимосвязи с проявлением мотивации достижения у студентов медицинских и педагогических специальностей / И.О. Логинова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – С. 15-19.
36. Магомед-Эминов, М.Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / М.Ш. Магомед-Эминов. – Москва, 1987. – 20 с.
37. Макклелланд, Д. Мотивация человека / Д. Маккелланд. – СПб.: Питер, 2007. – 672 с.
38. Мамаев, В.А. Аксиологический подход в воспитании студенчества / В.А. Мамаев // Вестник ЮжУрГУ. – 2012. –№ 1. – С. 80-84.
39. Маслоу, А. Мотивация и личность / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.
40. Мирсаетова, А.А. Мотивация достижения успеха личности: психологический аспект / А.А. Мирсаетова // Среднее профессиональное образование. – 2010. – № 5. – С. 56–59.
41. Мурзина, С.М. Психология и типология личности студента / С.М. Мурзина // Ученые записки ОрлГУ. – 2010. – № 2. – С. 154-158.
42. Пакулина, С.А. Психологическая диагностика мотивации достижения успеха студентов в ВУЗе / С.А. Пакулина // Известия РПГУ. – 2008. – № 88. – С. 54–59.
43. Пермякова, М.Е. Субъективное ощущение счастья у матерей и их детей / М. Е. Пермякова, М. А. Муртазина // Психология. – 2015. – № 2. – С. 85-92.
44. Плавник, Н.К. Переживание счастья при мотивации избегания неудачи / Н.К. Плавник // Психология: сборник научных трудов. – Минск, 2017. – С. 296-301.
45. Помельникова, Е.А. Взаимосвязь мотивов достижения и успешности изучения иностранного языка у юношей и девушек студенческого возраста / Е.А. Помельникова // Вестник СГА. – 2010. – № 1. – С. 115–118.
46. Реан, А.А. Психология достижения личности / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 426 с.
47. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. – М.: Наука, 1997. – 483 с.
48. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект пресс, 2001. – 460 с.
49. Селигман, М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни / Перев. с англ. – М.: «София», 2006. – 368 с.
50. Сыровежкин, А.А. Теория счастья для общества потребления / А.А. Сыровежкин // Молодёжь и наука: Сборник материалов VIII Всероссийской научно-технической конференции. – М., 2012. – С. 4-6.
51. Фромм, Э. Иметь или быть? Ради любви в жизни / Э. Фромм. – М.: Смысл, 2004. – 183 с.
52. Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен. – СПб.: Речь, 2001. – 240 с.
53. Хэлворсон, Х.Г. Психология мотивации. Как глубинные установки влияют на наши желания / Х. Хэлворсон, Т. Хиггинс. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 272 с.
54. Церковский, А.Л. Стрессоустойчивость студентов и мотивация достижения / А.О. Церковский // Вестник Витебского гос. мед. ун-та. – 2012. – № 2. –С. 15-19.
55. Шевеленкова, Т.Д. Психологическое благополучие личности / Т.Д. Шевеленкова, П.П. Фесенко // Психологическая диагностика. – 2005. – № 3. – С. 95-129.
56. Шкуратова, А.П. Исследование мотивации достижения в учебном процессе / А.П. Шкуратова // Вестник Забайкальского гос. ун-та. – 2014. – № 1. – С. 84-88.
57. Atkinson, J. Theory of Achievement Motivation / J. Atkinson, H.A. Feather . – N.Y., 1966. – 215 p.
58. Blakeslee Th.. Feelings of Pleasure and Well-Being as Predictors of Health Status 21 Years Later / Th. Blakeslee, R. Grossarth-Maticek, 1999.
59. Bradburn, N. The Structure of Psychological WellBeing / N. Bradburn. – Chicago: Aldine Pub. Co., 1969. – 126 с.
60. Guidi, M.E. L. Jeremy Bentham’s Quantitative Analysis of Happiness and its Asymmetries / M.E. Guidi // Handbook on the Economics of Happiness. – 2007. – P. 68-94.
61. Hoppe, F. Erfolg und Misserfolg / F. Hoppe // Psychol. Forsch. – 1930. – V. 14. – Р. 1-62.
62. Isaacowitz, D.M. Strengths and satisfaction across the adult lifespan // D.M. Isaacowitz, G. E Vaillant, М. Seligman // International Journal of Aging and Human Development. – 2003. – V. 57. – Ǹ. 183-203.
63. Veenhoven, R. Freedom and happiness: A comparative study in forty-four nations in the early 1990s / R. Veenhoven // Culture and subjective well-being. World Database of Happiness. – 2000. – P. 257-288.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность 83%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 39.
В работе только 1 глава.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты