Особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей-инвалидов дошкольного возраста с нарушением слуха
ГИУСТ БГУ (Государственный институт управления и социальных технологий)
Диплом
на тему: «Особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей-инвалидов дошкольного возраста с нарушением слуха»
по дисциплине: «Психология»
2017
251.00 BYN
Особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей-инвалидов дошкольного возраста с нарушением слуха
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "7" с доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
Статья Эмоциональная сфера личности как предмет психолого педагогического исследования. Лупиногина Е, Н,
Статья Возрастные и динамические аспекты изучения эмоциональной сферы у школьников с нарушением слуха. Соколов А, Н,
Статья Развитие нравственных чувств у глухих детей. Третьякова Н, Ю.
Поделиться
1 Теоретические основы исследования эмоционально-волевой сферы у детей-инвалидов дошкольного возраста с нейросенсорной тугоухостью
1.1 Определение понятия эмоций в психологии
1.2 Особенности развития эмоционально-волевой сферы в онтогенезе
1.3 Особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей инвалидов дошкольного возраста с нейросенсорной тугоухостью
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НЕЙРОСЕНСОРНОЙ ТУГОУХОСТЬЮ
1.1 Определение понятия эмоций в психологии
Для обозначения всех известных процессов, связанных с переживаниями, единой терминологии пока не выработано. Совокупность всех видов переживаний обозначается авторами как эмоции в широком смысле (Р.С. Немов, Б.И. Додонов), чувства в широком смысле (А.В. Петровский), аффекты в широком смысле. Соответственно, совокупность психических процессов обозначается как эмоциональная сфера или аффективная сфера психики. Отсутствие единой терминологии показывает, что на сегодняшний день изучение эмоциональной сферы человека далека от завершения. Однако, и отношение к этой сфере психики человека было неоднозначным в ходе становления научного знания [22, с. 24].
По мере накопления и переосмысления психологических знаний изменяется взгляд на природу, сущность, структуру и закономерности эмоциональных процессов.
В современной литературе не существует общепринятого определения эмоции. Термином «эмоции» принято обозначать особую, широкой группу психических явлений, а не только собственно эмоции.
В «Психологическом словаре» эмоция определяется как психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания смысла жизненного явления или ситуации, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта [33, с. 135]. Так, в словаре закрепляется понимание эмоции как одного из видов психических процессов, отражающих субъективное отношение человека к происходящему, т.е. эмоции в узком смысле.
Психологи, придерживающиеся интроспективного подхода, полагали, что эмоции выступают в качестве особой группы явлений сознания, которые проявляются в форме удовольствия и неудовольствия.
П.К. Анохин определяет эмоцию как физиологическое состояние организма, которое имеет ярко выраженную субъективную окраску и охватывает все виды чувствований и переживаний индивида – от травмирующих страданий до форм радости и жизнеощущения в целом. Эмоции охватывают весь организм, они придают состоянию человека определенный тип переживаний [цит. по 22, с. 24].
1. Азарова, Л.А. Психодиагностика: применение методов математической статистики в социально-психологических исследованиях: метод. рекомендации / Л.А. Азарова, В.А. Сятковский. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2011. – 84 с.
2. Артемьева, Т.В. Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика: сборник научных трудов Международной научно-образоват. конференции (25 апреля 2017 г.) / под ред. А.И. Ахметзяновой. – Казань, 2017. – С. 27-33.
3. Бабич, Е.Г. Особенности эмоциональной сферы у детей с нарушениями слуха / Е.Г. Бабич, Д.В. Савченко // Научный альманах. – 2017. – № 1-2 (27). – С. 322-325.
4. Барабанов, Р.Е. Этиология нарушения слуха и речи у глухих и слабослышащих детей / Р.Е. Барабанов // Молодой ученый. – 2011. – №5. – С. 174-176.
5. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология / Т.Г. Богданова. – М.: Академия, 2002. – 203 с.
6. Бреслав, Г.М. Композиционная теория эмоций: к пониманию моральных эмоций и любви / Г.М. Бреслав // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2015. – № 4. – С. 81-102.
7. Бубарева, В.Е. Особенности психического развития детей с нарушениями слуха в дошкольном возрасте / В.Е. Бубарева // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. – 2014. – № 6. – С. 137-140.
8. Выготский, Л.С. Психология развития. Избранные работы / Л.С. Выготский. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 302 с.
9. Головчиц, Л.А. Особые образовательные потребности глухих и слабослышащих дошкольников с интеллектуальными нарушениями / Л.А. Головчиц // Вестник Череповецкого гос. ун-та. – 2017. – № 2. – 1710-176.
10. Гостинщикова, И.Ю. Эмоциональное благополучие как один из компонентов психологического здоровья дошкольников / И.Ю. Гостинщикова // Клинико-лабораторный консилиум. – 2014. – № 2. – С. 67-69.
11. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – М.: Академический Проект, 2000. – 184 с.
12. Детская логопсихология / Под ред. О. Денисовой. – М.: Владос, 2015, 210 с.
13. Димскис, Л.С. Основы сурдоперевода: учеб. пособие / Л.С. Димскис. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2016. – 160 с. (получен гриф «Допущено Министерством образования Республики»).
14. Дягилева, Е.А. Особенности развития эмоциональной сферы у дошкольников с нарушениями слуха / Е.А. Дягилева // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. – М., 2012. – С. 21-23.
15. Иванников, В.А. Воля / В.А. Иванников // Национальный психологический журнал. – 2010. – № 2. – С. 97-102.
16. Изард К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 464 с.
17. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин – СПб: Питер, 2007. – 783 с.
18. Карауш, И.С. Психические расстройства и реабилитация детей с нарушениями слуха и зрения / И.С. Карауш, Ю.С. Шевченко, И.Е. Куприянова // Социальная и клиническая психиатрия. – 2017. – № 2. – С. 132-139.
19. Композиционная теория эмоций: к пониманию моральных эмоций и любви / Г.М. Бреслав // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2015. – № 2. – С. 63-68.
20. Кульбицкая, А.А. Особенности эмоционального интеллекта детей с нарушением слуха / А.А. Кульбицкая // Научные стремления. – 2016. – № 4 (20). – С. 135-139.
21. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей / В.В. Лебединский. – М.: Издательство Московского университета, 1985. – 148 с.
22. Лупиногина, Е.Н. Эмоциональная сфера личности как предмет психолого-педагогического исследования / Е.Н. Лупиногина / Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2009. – № 5. – С. 23-28.
23. Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Е.М. Мастюкова / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 408 с.
24. Мирзоев, С.С. Психолого-педагогические основы формирования познавательных интересов / С.С. Мирзоев // Наука и школа. – 2011. – № 1. – С. 99-104.
25. Мустафина, В.С. Стратегии формирования нравственной личности в отечественной психологии / В.С. Мустафина: Проблема личности в контексте современной социальной ситуации развития детей, подростков и молодежи: сборник материалов междунар. научно-практ. конференции. – М., 2016. – С. 87-90.
26. Неверова, А.А. Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста / А.А. Неверова // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). – Челябинск, 2015. – С. 102-106.
27. Одинцова, В.В. Эмоциональное благополучие как интегративная характеристика эмоциональной сферы / В.В. Одинцова, Н.М. Горчакова // Вестник СПбГУ. – 2014. – № 1. – С. 69–77.
28. Парфенов, В.А. Нейросенсорная тугоухость в неврологической практике / В.А. Парфенов, Л.М. Антоненко // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. – 2017. – № 2. – С. 10-14.
29. Пахалкова, А.А. Эмоциональное благополучие как компонент безопасной образовательной среды / А. А. Пахалкова // Психолог. – 2015. – № 1. – С. 44-65.
30. Пискун, О.Ю. Психолого-педагогическая коррекция эмоционально-волевого развития глухих школьников / О.Ю. Пискун // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 15. – С. 188-200.
31. Пискун, О.Ю. Психолого-педагогические условия коррекции эмоционально-волевого развития выпускников с нарушением слуха / О.Ю. Пискун // Сибирский пед. журнал. – 2014. – № 2. – С. 142-147.
32. Подпругина, В.В. Представления об эмоциях у детей с нарушением слуха / В.В. Подпругина // Вестник МГЛУ. – 2014. – № 1. – С. 15-22.
33. Психологический словарь / авт.-сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М. Балабанова // Под общей ред. Ю.Л. Неймера. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2003. – 640 с.
34. Пырьев, Е.В. Эмоциональный и смыслообразующий мотивы / Е.В. Пырьев // Вестник Оренбургского гос. ун-та. – 2014. - № 11. – С. 194-199.
35. Салехов, С.А. Влияние предэкзаменационной коррекции ситуативной тревожности на результаты экзаменов / С.А. Салехов, М.Н. Гордеев, Т.В. Бизина // THEORETICAL & APPLIED SCIENCE. – 2015. – № 10. – С. 117-123.
36. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект пресс, 2001. – 460 с.
37. Сидоров, П.И. Введение в клиническую психологию / П.И. Сидоров, А.В. Парняков. – М.: Академический Проект, 2000. – 416 с.
38. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольникам / Е.О. Смирнов. – М.: Академия, 2000. – 160 с.
39. Смирнова, Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах / Е.О. Смирнова. – Воронеж: МОДЭК, 1998. – 256 с.
40. Соколов, А.Н. Возрастные и динамические аспекты изучения эмоциональной сферы школьников с нарушениями слуха / А.Н. Соколов // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – № 53. – С. 414-420.
41. Третьякова, Н.Ю. Развитие нравственных чувств у глухих детей / Н.Ю. Третьякова // Специальное образование. – 2008. – № 1. – С. 36-38.
42. Трофимова, Е.В. Сравнительный анализ влияния патогенных факторов среды на формирование врожденной и приобретенной нейросенсорной тугоухости / Е.В. Трофимова, Г.Ш. Гафиятуллина // Живые и биокосные системы. – 2014. – № 8. – С. 1-12.
43. Фокина, А.Н. Психолого-педагогическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста / А.Н. Фокина // Концепт. – 2015. – Т. 10. – С. 286-290.
44. Фомина, О.О. Благополучие личности: проблемы и подходы к исследованию в отечественной психологии / О.О. Фомина // Мир наук. – 2016. – № 6. – С. 1-12.
45. Хромов, А.Б. Позитивные эмоциональные состояния младших школьников в ситуациях дифференцированного обучения: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / А.Б. Хромов. – Курган, 2005. – 20 с.
46. Черепкова, Н.В. Особенности эмоциональной сферы у детей с нарушениями слуха / Н.В. Черепкова, В.А. Ищенко // Студенческий научный форум: VI Междунар. студенческая эл. научная конференция. – М., 2014. – С. 1-5.
47. Черная, И.Ю. Формирование эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с нарушением слуха / И.Ю. Черная // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2014. – № 17. – С. 100-102.
48. Чернышева, Н.С. Проблема деструктивного взаимодействия в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.С. Чернышева, Е.С. Фоминых // Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 30 окт. 2015 г.). – Чебоксары, 2015. – № 3 (4). – С. 237-240.
49. Шкоринова, Н.М. Эмоциональный портрет младшего школьника с психической депривацией / Н.М. Шкоринова, Ю.С. Еремина // Инклюзивное образование: теория и практика: сборник материалов международной научно-практической конференции. – М., 2016. – С. 704-709.
50. Эльконинова, Л.И. Единство аффекта и интеллекта в сюжетно-ролевой игре / Л.И. Эльконинова // Культурно-историческая психология. – 2016. – № 3. – С. 251-254.
Ссылки на источники:
Артемьева https://kpfu.ru//staff_files/F1410518595/Statya_Artemvoj__Tazievoj.pdf
Лупиногина https://elibrary.ru/download/elibrary_21139984_80961739.pdf
Выготский http://www.urait.ru/uploads/pdf_review/216EAF5B-B033-48A6 8DD9-829A57BB703C.pdf
Бреслав, Г.М. https://cyberleninka.ru/article/n/kompozitsionnaya-teoriya emotsiy-k-ponimaniyu-moralnyh-emotsiy-i-lyubvi
Пахалкова http://e-notabene.ru/psp/article_13783.html
Салехов https://elibrary.ru/download/elibrary_24729565_48972299.pdf
Пырьев https://cyberleninka.ru/article/v/emotsionalnyy-i smysloobrazuyuschiy-motivy
Фокина https://e-koncept.ru/2015/95101.htm
Эльконинова https://elibrary.ru/download/elibrary_27349280_51526620.pdf
Хромов http://www.dissercat.com/content/pozitivnye-emotsionalnye-sostoyaniya-mladshikh-shkolnikov-v-situatsiyakh-differentsirovannog
Гуткина http://pedlib.ru/Books/1/0204/1_0204-3.shtml
Фомина https://mir-nauki.com/PDF/53PSMN616.pdf
Лебединский http://pedlib.ru/Books/2/0243/2_0243-6.shtml
Сидоров: https://studfiles.net/preview/398808/page:48/
Давлетова http://vkr.pspu.ru/uploads/3567/Davletova_vkr.pdf
Барабанов https://moluch.ru/archive/28/3209/
Парфенов file:///D:/Users/avtor3/Downloads/740-1197-1-SM.pdf
Одинцова https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnoe-blagopoluchie-kak-integrativnaya-harakteristika-emotsionalnoy-sfery
Черепкова https://www.scienceforum.ru/2014/562/6103
Подпругина https://cyberleninka.ru/article/n/predstavleniya-ob-emotsiyah-u-detey-s-narusheniem-sluha
Смирнова http://pedlib.ru/Books/1/0290/1_0290-39.shtml
Богданова http://pedlib.ru/Books/1/0246/1_0246-78.shtml
Мирзоев https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osnovy-formirovaniya-poznavatelnyh-interesov
Третьякова https://cyberleninka.ru/article/v/razvitie-nravstvennyh-chuvstv-u-gluhih-detey
Мустафина https://elibrary.ru/download/elibrary_28900886_57315041.pdf
Пискун https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-usloviya-korrektsii-emotsionalno-volevogo-razvitiya-vypusknikov-s-narusheniem-sluha
Карауш https://elibrary.ru/download/elibrary_21947204_20116708.pdf
Соколов https://elibrary.ru/download/elibrary_27177889_41401345.pdf
Неверова https://moluch.ru/conf/psy/archive/157/7212/
Бубарева https://elibrary.ru/download/elibrary_21711781_21760537.pdf
Работа защищена на оценку "7" с доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
Статья Эмоциональная сфера личности как предмет психолого педагогического исследования. Лупиногина Е, Н,
Статья Возрастные и динамические аспекты изучения эмоциональной сферы у школьников с нарушением слуха. Соколов А, Н,
Статья Развитие нравственных чувств у глухих детей. Третьякова Н, Ю.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты