Развитие эмоциональной сферы младших школьников в следствии мультипликационной анимации
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Диплом
на тему: «Развитие эмоциональной сферы младших школьников в следствии мультипликационной анимации»
по дисциплине: «Психология»
2017
251.00 BYN
Развитие эмоциональной сферы младших школьников в следствии мультипликационной анимации
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность 56%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 66.
В работе имеется доклад и презентация.
В работе также имеется следующее приложение:
Приложение А Первичный эмпирический материал
Поделиться
Введение
1 Эмоционально ценностные переживания как важнейший аспект личностного развития учащихся младшего школьного возраста
1.1 Значение эмоций и чувств в личностном становлении младших школьников
1.2 Виды и функции эмоциональных состояний
1.3 Социально-педагогический потенциал мультфильмов и их влияние на эмоциональную сферу младших школьников
2 Методические основы повышения влияния мультфильмов на конструктивное развитие эмоциональной сферы младших школьников
2.1 Развитие культуры просмотра мультфильмов младших школьников как фактор позитивного развития их эмоциональной сферы
2.2 Взаимодействие педагогов и родителей в отборе мультфильмов для детей младшего школьного возраста
2.3 Эмпирическое исследование повышения влияния мультфильмов на развитие позитивного эмоционального состояния младших школьников
Заключение
Список использованных источников
Приложение А. Первичный эмпирический материал
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена высокой значимостью развития эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста для их личностного становления. Эмоции играют важнейшую роль в жизни каждого ребенка, потому что они помогают ему воспринимать действительность. С помощью чувств и эмоций дети познают окружающую действительность, формируют свое отношение к себе, к другим и миру в целом.
Развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста является одним из ключевых показателей психического состояния и эмоционального благополучия. В этом возрасте ребенок накапливает значительный объем впечатлений, информации и опыта. Однако, сегодня дети познают жизнь не только через непосредственный опыт или с помощью окружающих его взрослых. С самого детства он включается в информационное пространство: телевидение, кино, игры, сеть Интернет и многое другое. Особый интерес у младшего школьника вызывают мультипликационная анимация.
Мультфильмы традиционно воспринимаются как средство развлечения. Но также они имеют и социально-педагогический потенциал: в красочной, наглядной, увлекательной для младшего школьника форме, они демонстрируют модели поведения, сущность дружбы и добра, способствуют развитию эмоциональных переживаний, сочувствия. Важно, чтобы влияние мультфильмов не было стихийным и бесконтрольным – для благоприятного влияния на развитие различных сторон ребенка мультипликации необходимо соблюдать ряд требований и правил.
Состояние изученности проблемы.
В настоящее время одно из актуальных направлений исследований закачается в изучении влияния современных мультфильмов на личностное и нравственное развитие детей. Мультипликация рассматривается как средство не только развлечения, но и обучения и воспитания. Проблема влияния мультипликации на эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста остается малоизученной. Однако накоплены некоторые теоретические основания в сфере изучения влияния мультфильмов на развитие детской психики (Л.М. Баженова, А.Ф. Зиганщина, О.В. Козачек, Е.А. Кривонос, Ж.В. Мацкевич, А.Ю. Шаханская).
Изучением педагогического потенциала на детей младшего школьного возраста средств мультипликации занимались Д.В. Деревягина, Д.И. Сиговатова, И.Н. Тимошина, А.В. Морозова, О.В. Рубцов, Ж.В. Фролова, С.В. Шарипова, О.В. Куниченко, А.Ф. Лалетина, Р.А. Самофал.
Проблеме эмоционального развития младших школьников посвящается достаточно большое количество работ, однако вопрос влияния
1 Эмоционально ценностные переживания как важнейший аспект личностного развития учащихся младшего школьного возраста
1.1 Значение эмоций и чувств в личностном становлении младших школьников
Развитие эмоциональной сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка. В отечественной психологии проблема эмоций разрабатывалась с позиции деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, В.К. Вилюнас, О.К. Тихомиров), в рамках общей теории функциональных систем (П.К. Анохин, К.В. Судаков), в контексте информационного подхода (П.В. Симонов).
В своих работах Е.П. Ильин отмечает, что эмоциональная сфера личности – это совокупность эмоциональных реакций, настроений, чувств, эмоциональных состояний человека [1, с. 198].
Чувства – переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает, к другим людям и самому себе.
Эмоции – простое, непосредственное переживание в данный момент времени, возникающее в результате действия на индивида значимых явлений и ситуации [2, с. 83].
Механизм возникновения эмоций тесно связан с потребностями и мотивами человека. Условия, предметы и явления, способствующие удовлетворению потребностей и достижению целей, вызывают положительные эмоции: удовольствие, радость, интерес, возбуждение. Наоборот, ситуации, воспринимаемые субъектом как препятствующие реализации потребностей и целей, вызывают отрицательные эмоции и переживания: неудовольствие, горе, печаль, страх, грусть, тревогу и др.
Следовательно, можно говорить о двойной обусловленности эмоций, с одной стороны, потребностями, с другой – особенностями ситуации. Эмоции устанавливают связь и взаимоотношения между этими двумя рядами событий, сигнализируют субъекту о возможности или невозможности удовлетворения его потребностей в конкретных условиях.
Согласно Е.И. Ильину, по отношению к личности детей младшего школьного возраста все эмоциональные проявления возникают в трех основных видах:
– как острые эмоциональные реакции на внезапные обстоятельства (гнев, радость, тоска, страх);
– как эмоциональные состояния с изменениями нервно-психического тонуса (состояния эйфории и депрессии, страха и тревоги, гнева и тоски, фрустрационные и другие состояния);
2 Методические основы повышения влияния мультфильмов на конструктивное развитие эмоциональной сферы младших школьников
2.1 Развитие культуры просмотра мультфильмов младших школьников как фактор позитивного развития их эмоциональной сферы
Мир мультипликации – это особый мир культурного наследия, наполненный педагогическим потенциалом. Целесообразное использование воспитательно-развивающих возможностей мультфильмов позволяет решать ряд образовательных задач, среди которых:
– обогащает представления детей об окружающем мире, знакомит с новыми словами, явлениями, ситуациями;
– демонстрирует примеры (модели) поведения, что способствует социализации детей и переносу сюжетов мультфильмов сначала в игры, позже - в жизнь;
– формирует оценочное отношение к миру, развивает мышление, понимание причинно-следственных связей;
– развивает эстетический вкус, чувство юмора;
– помогает реализовать эмоциональные потребности [45, с. 25].
Важнейшим фактором позитивного развития эмоциональной сферы младших школьников является развитие культуры просмотра мультфильмов. В связи с этим одной из основных задач современной педагогики можно назвать формирование информационной культуры младшего школьника.
Под информационной культурой понимается систематизированная совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающая оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей учащихся, возникающих в ходе учебной, познавательной и иных видов деятельности [40, с. 53].
Внедрение в учебно-воспитательный процесс начальной школы образовательной технологии, основанной на применении мультипликационных фильмов в педагогических целях, требует от воспитателя глубокой и содержательной подготовки, умения нестандартно подходить к конструированию и проведению занятий.
От уровня сформированности профессиональных качеств педагога зависит эффективность внедрения данной технологии. Педагог, применяющих инновационные образовательные технологии, в том числе мультимедийные, должен проявлять мотивационно-ценностное отношение к профессиональной деятельности, владеть эффективными способами и средствами достижения педагогических целей, обладать способностью к
Заключение
Теоретический анализ литературы показал, что эмоции и чувства играют большую роль в личностном становлении младших школьников. Эмоциональная сфера играет большую роль в процессе социализации ребенка, усвоении знаний, умений и навыков, установлении контактов с окружающими. Изменения эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте обусловливают гармоничное развитие личности, характер отношения к себе, своим успехам. Степень эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние на все сферы психического развития младших школьников.
Эмоциональное состояние – это особое состояние сознания, проявлением которого является субъективный эмоциональный комфорт (дискомфорт). Основными видами эмоциональных состояний являются: настроение, аффект, эмоции, чувства, стресс, фрустрация, тревожность, Эмоциональные состояния могут быть положительными и отрицательными, выполнять конструктивные и деструктивные функции. Эмоциональные состояния осуществляют регуляцию психических проявлений, деятельность и поведение. Эмоциональные состояния оказывает значительное влияние на состояние эмоционального благополучия младших школьников, которое определяет успешность развития личности ребенка.
Мультфильмы обладают огромным социально-педагогическим потенциалом, оказывают значительное влияние на эмоциональную сферу младших школьников. Влияние мультипликации на развитие детей проявляется по различным направлениям: общее психическое развитие (развитие познавательных процессов, моторное, развитие речи); заимствование образцов и моделей поведения и воплощаемых в них систем ценностей, взглядов; формирование интересов и склонностей. Главная педагогическая ценность мультипликации заключается в универсальности ее языка, позволяющего организовать систему комплексного обучения. Работа с мультипликационными фильмами: обогащает эмоциональный опыт младших школьников; помогает познавать мир эмоций, собственный и чужих.
Важнейшим фактором позитивного развития эмоциональной сферы младших школьников является развитие культуры просмотра мультфильмов. Развитие культуры просмотра мультфильмов младших школьников предполагает учет следующих организационно-педагогических условий: соответствие содержания технологии задачам действующих программ развития, обучения детей младшего школьного возраста; учет возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников; учет интересов детей; организации совместной познавательной активности; актуальности и оригинальности предложенной темы мультфильма. Мульттерапия – развивающееся направление в арт-терапии, которое представляет собой метод коррекции эмоциональных нарушений младших школьников.
1 Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2007. – 783 с.
2 Вайнштейн, Л.А. Общая психология: учебник / Л.А. Вайнштейн, В.А. Поликарпов, И.А. Фурманов. – Мн.: Соврем. школа, 2009. – 512 с.
3 Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720.
4 Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Владос, 1995. – 296 с.
5 Архиреева, Т.В. Критическое самоотношение младших школьников и факторы его развития: монография / Т.В. Архиреева. – Великий Новгород: НовГУ им. Яр. Мудрого, 2008. – 158 с.
6 Сокинина, А.А. Особенности эмоционального развития младших школьников / А.А. Сокинина // Воспитание и обучения. – 2013. – № 6. – С. 50-52.
7 Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Академия, 456 с.
8 Фельдштейн, Д.И. Возрастная и педагогическая психология / Д.И. Фельштейн. – Воронеж: Модэк, 2002. – 427 с.
9 Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. – М.: Академия, 2004. – 288 с.
10 Карелина, И.О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет / И.О. Карелина. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 143 с.
11 Козубовский, В.М. Общая психология: познавательные процессы / В.М. Козубовский. – Минск: Алмафея, 2008. − 368 с.
12 Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей / Н.Л. Кряжева. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 208 с.
13 Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – Воронеж: МОДЭК, 2000. – 304 с.
14 Спиваковская, А.С. Психотерапия: игра, детство, семья / А.С. Спиваковская. – М.: ЭКСМО, 2000. – 430 с.
15 Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. – СПб: Питер, 1999. – 464 с.
16 Бадулина, О.И. Педагогические основы эмоционального благополучия дошкольников: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / О.И.Бадулина. – М.: Ин-ут общего образования, 1998. – 19 с.
17 Шамионов, Р.М. Психология субъективного благополучия личности / Р.М. Шамионов. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2004. – 268 с.
18 Воробьева О.А. Психолого-педагогический комфорт как условие воспитания гармонично развитой личности в образовательных учреждениях нового типа: автореф. дис. … канд. психол. наук: 13.00.01 / О.А. Воробьева. – Коломна: КГПИ, 2000. – 18 с.
19 Куликов, Л.В. Факторы психологического благополучия личности // Теоретические и прикладные вопросы психологии: Матер. Юбилейной конф. «Ананьевские чтения - 97» // Л.В. Куликов, М.С. Дмитриева, М.Ю. Долина. –СПб., 1997. – Вып. 3. – С. 342–350.
20 Идобаева, О.А. Исследование эмоционального благополучия современных подростков как предпосылка коррекционной работы школьного психолога: автореф. дис. … канд. психол. наук / О.А. Идобаева. – М.: МГЛУ, 1998. – 18 с.
21 Филиппова, Г.Г. Эмоциональное благополучие ребенка: к проблеме определения понятия / Г.Г. Филиппова // Перинатальная психология и психология родительства. – 2004. – № 3. – С. 1–22.
22 Хухлаева, О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции / О.В. Хухлаева. – М.: Академия, 2001. – 208 с.
23 Наливайко, Т.Е. Психолого-педагогическая поддержка эмоционального благополучия личности в образовательном процессе / Т.Е. Наливайко, М.В. Шинкорук // Ученые записки КнАГТУ. – 2015. – № 1–2 (21). – С. 37–42.
24 Фаустова, И.В. Эмоциональное благополучие ребенка-дошкольника как предпосылка развития его эмоциональной устойчивости / И.В. Фаустова, С.Г. Гамова // Вестник ЕГУ им. И.А. Бунина. – 2011. – № 2. – С. 21–25.
25 Одинцова, В.В. Эмоциональное благополучие как интегративная характеристика эмоциональной сферы / В.В. Одинцова, Н.М. Горчакова // Вестник СПбГУ. – 2014. – № 1. – С. 69–77.
26 Хромов, А.Б. Позитивные эмоциональные состояния младших школьников в ситуациях дифференцированного обучения: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / А.Б. Хромов. – Курган, 2005. – 20 с.
27 Каратцова, А.М. Некоторые характеристики психоэмоциональной сферы младших школьников, увлекающихся просмотром зарубежных мультфильмов / А.М. Каратцова // Синергия наук. – 2015. – № 1. – С. 32-36.
28 Козачек, О.В. Мультфильмы: их влияние на психику ребенка / О.В. Козачек // Здоровье и экология. – 2007. – № 4. – С. 64-73.
29 Тимошина, И.Н. Влияние мультфильмов на психическое развитие ребенка / И.Н. Тимошина, А.В. Морозова // Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2013. – № 5. – С. 49-58.
30 Баженова, Л. М. Медиаобразование школьника (1-4 классы): пособие для учителя / Л.М. Баженова. – М.: Академия, 2004. – 55 с.
31 Шаханская, А.Ю. Влияние мультипликационных фильмов на развитие детей младшего школьного возраста / А.Ю. Шаханская // Вестник ЧГУ. – 2013. – № 22. – С. 286-289.
32 Шаханская, А.Ю. Психологические особенности восприятия мультипликационных фильмов детьми младшего школьного возраста / А.Ю. Шаханская // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 8. – С. 190-192.
33 Бандура, А. Теория социального научения / Пер. с англ. Н.Н. Чубарь. – СПб.: Евразия, 2000. – 320 с.
34 Яновский, М.И. Психологическая природа восприятия «связки» между кадрами в киномонтаже / М.И. Яновский // Психологический журнал. – 2008. – № 1. – С. 10-14.
35 Лалетина, А.Ф. Анализ воспитательного потенциала мультипликационных фильмов / А.Ф. Лалетина // Начальная школа плюс до и после. – 2010. – № 8. – С. 82-87.
36 Куниченко, О.В. О критериях отбора мультфильма для нравственного воспитания детей 5-7 лет / О.В. Куниченко // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире: материалы V Междунар. научно- практич. конференции (Г. Москва 12-13 марта 2014 г.). – М., 2014. – С. 133-137.
37 Абдулова, Д.А. Педагогический потенциал мультипликационных фильмов и специфика его использования в системе дошкольного образования / Д.А. Абдулова, Е.В. Вовк // Проблемы современного пед. образования. – 2017. – № 1. – С. 3-8.
38 Кривонос, Е.А. Использование мультипликационных фильмов на уроках РКИ / Е.А. Кривонос // Психологический журнал. – 2016. – № 1. – С. 173-175.
39 Мацкевич, Ж.В. Развитие изобразительного творчества в рисовании у детей старшего дошкольного возраста под влиянием мультипликационных кинофильмов / Ж.В. Мацкевич // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 2. – С. 157-163.
40 Косолапова, Е.В. Медиаграмотность как актуальная составляющая информационной культуры детей младшего школьного возраста / Е.В. Косолапова // Научный диалог. – 2012. – № 2. – С. 48-53.
41 Ларина, Н.В. Гендерные особенности восприятия образа любимого мультипликационного героя в младшем школьном возрасте / Н.В. Ларина // Психологические исследования. – 2008. – Вып. 6 – С. 221-226.
42 Щуклина, Е.С. Роль современной мультипликации в воспитании ребенка / Е.С. Щуклина // Вестник Пензенского гос. ун-та. – 2013. - № 1. – С. 85-90.
43 Рубцов, О.В. Использование мульттерапии в условиях современной школы / О.В. Рубцов, Ж.В. Фролова // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2015. – № 1. – С. 1850-1854.
44 Зиганщина, А.Ф. Влияние мультфильмов на повышение уровня агрессивности и изменение эмоционального состояния детей младшего школьного возраста / А.Ф. Зиганщина // Всероссийский журнал научных публикаций. – 2012. – № 2. – С. 21-25.
45 Шарипова, С.В. Искусство мультипликации в работе с детьми дошкольного возраста / С.В. Шарипова // Пермский педагогический журнал. – 2015. – № 2. – С. 24-28.
46 Шустова, О.А. Педагогические условия эмоционального развития младших школьников средствами визуальных искусств: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / О.А. Шустова. – Москва, 2004. – 18 с.
47 Усов, Ю.Н. Экранные искусства – новый вид мышления / Ю.Н. Усов // Искусство и образования. – 2000. – № 3. – С. 48-69.
48 Федоров, А.В. Эстетический анализ медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории / А.В. Федоров // Инновационные образовательные технологии. – 2007. – № 2. – С. 40-52.
49 Самофал, Р.А. Использование мульттерапии в коррекции вербальной агрессии у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / Р.А. Самофал // Вестник Череповецкого ун-та. – 2014. – № 2. – С. 15-19.
50 Практика сказкотерапии / под ред. Н.А. Сакович. – СПб.: Речь, 2004. – 224 с.
51 Сиговатова, Д.И. Психологическое сопровождение ребенка младшего школьного возраста с помощью занятий по мульттерапии // Психологическая культура и психологическое здоровье личности в современных социокультурных условиях региональная научно-практическая конференция. / Отв. ред. В.Е. Якунин, Е.А. Денисова, В.В. Пантелеева. – М., 2015. – С. 144-147.
52 Деревягина, Д.В. Применение метода мульттерапии в коррекции страхов у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / Д.В. Деревягина, Н.А. Пешкова // Научный альманах. – 2016. – № 2-4. – С. 155-159.
53 Ермизина, Е.В. Мультфильмы-дети: от контента к пониманию / Е.В. Ермизина // Мир психологии. –2 010. – № 1. – 51-58 с.
54 Коротаева, Е.В. Основы педагогических взаимодействий / Е.В. Коротаева. – Екатеринбург: УрГПУ, 2007. – 362 с.
55 Кощиенко, И.В. Взаимодействие педагогов и родителей как социальная и психолого-педагогическая проблема / И.В. Кощиенко // Знание. Понимание. Умение. – 2011. – № 1. – С. 209–212.
56 Романова, Е.С. Графические методы в практической психологии / Е.С. Романова. – СПб.: Питер, 2002. – 362 с.
57 Киселева, М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе / М.В. Киселева. – СПб.: Речь, 2007. – 336 с.
58 Дифференциальные шкалы эмоций (по К. Изарду) // Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. – СПб., 2003. – С.226-227.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность 56%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 66.
В работе имеется доклад и презентация.
В работе также имеется следующее приложение:
Приложение А Первичный эмпирический материал
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты