Система профилактики нехимических аддикций у школьников ГУО СШ №2 г.СЛОНИМА
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Диплом
на тему: «Система профилактики нехимических аддикций у школьников ГУО СШ №2 г.СЛОНИМА»
по дисциплине: «Социальная работа»
2018
251.00 BYN
Система профилактики нехимических аддикций у школьников ГУО СШ №2 г.СЛОНИМА
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Социальная работа
Организация: ГУО СШ №2 г.Слоним
Работа защищена на оценку "7" с доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 128.
В работе имеются следующие приложения:
Анкета на выявление уровня интернет - зависимости (К.Янг)
Результаты анкеты на выявление интернет-зависимости К. Янг
Примеры занятий для школьников и их родителей по профилактике интернет-зависимости
Аннотированный список литературы по профилактике интернет-зависимости
В работе также имеются доклад и презентация.
Поделиться
Введение
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ НЕХИМИЧЕСКИХ АДДИКЦИЙ У ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Аддиктивное поведение как социально-педагогическая проблема 9
1.2.Особенности нехимической аддикции в школьном возрасте
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ НЕХИМИЧЕСКИХ АДДИКЦИЙ У ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ГУО «СШ№ 2 Г. СЛОНИМА»)
2.1.Система профилактики нехимических аддикций в учреждениях среднего образования
2.2.Методическое обеспечение системы профилактики нехимических аддикций в ГУО «Средняя школа № 2 г. Слонима» (на примере интернет-зависимости)
Выводы по 2 главе
Заключение
Библиографический список
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью разработки мероприятий по профилактике нехимических аддикций у школьников. Происходящие в нашей стране негативные изменения в системе ценностей, напряженная и неустойчивая социально-экономическая обстановка, сложившаяся в настоящее время, способствуют росту разного рода отклонений в личностном развитии и поведении детей. Учащиеся подросткового возраста в силу своих психологических особенностей наиболее чувствительны к социально-психологическим стрессам.
Работа педагогического коллектива по предупреждению зависимостей является одним из условий сохранения психологической безопасности образовательной среды. Для создания психологической безопасности в образовательной среде такого рода аддикции несут косвенные угрозы: снижение уровня общей успеваемости среди учащихся; распространение субкультуры аддиктивного поведения в среде несовершеннолетних; искажение социальных и позитивных ценностей среди учащихся; ухудшение обстановки в образовательной и микросоциальной среде.
Одним из видов нехимических аддикций среди школьников является интернет-зависимость. Актуальность профилактики интернет-зависимости у школьников связана с происходящей компьютеризацией, широким использованием компьютерных технологий во всех сферах жизни человека. Многие исследователи называют глобальную компьютеризацию, зависимость от компьютера и Интернета жизни болезнью ХХІ века.
По причинам доступности компьютеров и сети Интернет интернет-зависимость получает широкое распространение и в нашей стране. Сегодня компьютер является основным средством не только в работе взрослого человека, но и обучения и досуга современных школьников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ НЕХИМИЧЕСКИХ АДДИКЦИЙ У ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Аддиктивное поведение школьников как социально-педагогическая проблема
В психологической науке понятие «аддикция» (от англ. Addiction) определяется как зависимость, пагубная привычка; более в широком смысле означает ощущаемую человеком навязчивую потребность в определённой деятельности.
Большинство зарубежных исследователей аддикцию синонимом зависимости, а аддиктивное поведение синонимом зависимого поведения. Большинство российских ученых (В.С. Донских, Е.В. Змановская, Е.П. Ильин, Ц.П. Короленко, С.А. Кулаков) употребляют понятие «аддиктивное поведение» применительно к химическим веществам как форму злоупотребления ими, но еще не состояние зависимости, а также как форму девиантного (отклоняющегося) поведения.
Среди отечественных исследователей, использующих термин «зависимость» и «аддикция», одни авторы (С. А. Кулаков, А. Е. Личко и др.) определяют аддикцию как заболевание, а зависимость как сопутствующую форму нарушения поведения, другие авторы употребляют данные термины как взаимозаменяемые (А.Е. Войскунский, Е.В. Змановская, С. А. Минаков и др.) [10; 18; 28].
Под зависимостью понимается состояние, в основе которого лежит непреодолимое влечение, устойчивая эмоциональная, затем физиологическая потребность индивида к определенной деятельности, которая требует полного повиновения, доставляет быстрое удовольствие, снимает напряжение и выражается в деструктивном (разрушительном) поведении.
ГЛАВА 2 ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ НЕХИМИЧЕСКИХ АДДИКЦИЙ У ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ГУО «СШ № 2 Г. СЛОНИМА»)
2.1 Система профилактики нехимических аддикций в учреждениях среднего образования
Система – это совокупность элементов или отношений, закономерно связанных друг с другом в единое целое, которое обладает свойствами, отсутствующими у элементов или отношений их образующих.
Система профилактики нехимических аддикций в общеобразовательном учреждении представляет собой единство цели, содержания, принципов, форм, методов и средств, учитывающих специфику профилактической работы со школьниками.
Цель профилактики: создание условий для предупреждения нехимических аддикций у школьников в рамках общеобразовательного учреждения.
Для того, чтобы результативность деятельности превентивной системы была максимальной, необходима реализации следующих принципов:
– универсальность – модифицированность системы профилактических действий;
– конструктивность – отсутствие узконаправленности разворачивания профилактической системы;
– опережающий характер воздействия – предвосхищение негативных установок, что позволит развивать позитивные (желаемые) особенности поведения [5, с. 8];
– комплексность (организация воздействия на различных уровнях социального пространства, семьи и личности);
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы показал, что аддикция представляет собой склонность к определенной деятельности, изменяющей психическое состояние, которая проявляется в девиантном поведении и еще не достигла стадии зависимости. Аддикции могут быть химическими и нехимическими. Характерными чертами для различных форм нехимических зависимостей являются: сильное влечение к определенной деятельности, которое с трудом поддается контролю, а также овладевающие мысли и представления об аддиктивных действиях и тех обстоятельствах, которые им сопутствуют.
Индивидуально-личностные особенности школьников выступают важнейшим фактором возникновения нехимических аддикций. Профилактику нехимических аддикций целесообразно начинать уже с младших классов, так как этот возраст является сенситивным для внешнего воздействия. Учащиеся средних классов (подростки) представляют собой группу риска возникновения нехимических аддикций; подростки характеризуются стремление снижать эмоциональное напряжение путем аддиктивного поведения; старшеклассники стремятся заполнить ощущение внутренней пустоты различными аддикциями.
Основными направлениями профилактической работы являются: организация социальной среды; информирование; социальное обучение; организация альтернативной деятельности; организация здорового образа жизни; активизация личностных ресурсов; минимизация негативных последствий девиантного поведения.
Диагностика склонности к интернет-зависимости у школьников, позволила выявить, что большая часть школьников имеют начальный уровень Интернет-зависимости, обусловливающий некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением Интернетом. Большинство школьников склонны к Интернет-зависимости, что проявляется в тенденции к навязчивому стремлению войти в Интернет
1. Азарова, Л.А. Девиантное поведение и его профилактика / Л.А. Азарова. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. – 164 с.
2. Айрапетова, А. Аддиктивное поведение как фактор психологической дезадаптации и пути его профилактики / А. Айрапетова // Наука и Мир. – 2016. – № 1 (29). – С. 117-120.
3. Алтухов, Н.И. Зависимость от компьютерной виртуальной реальности / Н.И. Алтухов, К.Ю. Галкин // Независимый психиатрический журнал. – 2007. – № 3. – С. 285–289.
4. Базайкина, Т.В. Организация системной профилактики девиантного поведения подростков / Т.В. Базайкина, Л.И. Кундозерова, С.М. Милинис // Современные наукоемкие технологии. – 2004. – № 5 – С. 44-45.
5. Безносик, Е.В. Профилактика компьютерной зависимости у подростков // Профилактика нехимических зависимостей у несовершеннолетних: сборник статей / Е.В. Безносик. – М., 2016. – С. 5-9.
6. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. – М.: Социальное здоровье России, 1994. – 224 с.
7. Братусь, Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. – М.: Мысль, 1988. – 302 с.
8. Велиева, С. В. Первичная профилактика аддиктивного поведения у подростков: организационно-психологические подходы / С. В. Велиева // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. – 2015. – № 4. – С. 107-122.
9. Венгер, А.Л. Девиантное поведение школьников / А. Л. Венгер, Ю.М. Десятникова // Вопросы психологии. – 1995. – №1. – С. 24–36.
10. Войскунский, А.Г. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета / А.Г. Войкунский // Психологический журнал. – 2004. – № 1. – С. 90–100.
11. Ворошилин, С.И. Проблемы нехимических (поведенческих) зависимостей / С.И. Ворошилин // Актуальные проблемы возрастной наркологии: материалы Региональной научно-практ. конференции (Челябинск 19-20 ноября, 2009 г.). – Челябинск: Изд-во АТОКСО, 2009. – С. 27–29.
12. Галич, Г.О. Профилактика девиантного поведения детей и подростков / Г.О. Галич, Е.А. Карпушкина, Л.Н. Корчагина // Известия ПГПУ. – 2010. – № 20. – С. 84-91.
13. Галяутдинова, С.И. К проблеме понимания аддикции и зависимости отечественными и зарубежными исследователями / С.И. Галяутдинова, Е.В. Ахмадеева // Вестник Башкирского университета. – 2013. – № 2. – С. 14-19.
14. Гришина, А.В. Психологические факторы возникновения и преодоления игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / А.В. Гришина. – Нижний Новгород: НГПУ, 2011. – 19 с.
15. Дрепа, М.И. Психологическая профилактика Интернет-зависимости у студентов: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / М.И. Дрепа. – Ставрополь: Северо-Кавк. Соц. Институт, 2010. – 18 с.
16. Егорова, У.Г. Просвещение родителей в вопросах профилактики отклоняющегося поведения подростков / У.Г. Егорова // Вестник Самарского гос. ун-а. – 2014. – № 9 (120). – С. 1-5.
17. Жукова, М.В. Аддитивное поведение как следствие нарушения система внутрисемейных отношений / М.В. Жукова // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2011. – № 4. – С. 56-62.
18. Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы / Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников. – СПб.: Питер, 2011. – 352 с.
19. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков / В.Т. Кондрашенко. – Мн.: Аверсэв, 2004. – 365 с.
20. Короленко, Ц.П. Аддиктивное поведение, общая характеристика и закономерности развития / Ц.П. Короленко // Обзор психиатрии и медицинской психологии – 1991. – № 3. – С. 8-15.
21. Короленко, Ц.П. Психосоциальная аддиктология / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. – Новосибирск: Олсиб, 2001. – 257 с.
22. Костенко, Г.А. Аддиктивное поведение как аспект девиации поведения / Г.А. Костенко // Чрезвычайные ситуации: промышленная и экологическая безопасность. – 2015. – № 1 (21). – С. 133-137.
23. Котляров, А.В. Другие наркотики / А.В. Котлярова. – М.: Психотерапия, 2006. – 480 с.
24. Литвиненко, О.В. Психологические детерминанты компьютерной игровой зависимости и особенности ее психопрофилактики: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.04 / О.В. Литвиненко. – СПб: ФГБУ ВЦЭиРМ, 2008. – 21 с.
25. Лоскутова, В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств: автореф. дис. … канд. мед.наук: 14.00.18 / В.А. Лоскунова. – Новосибирск: НГМА, 2004. – 19 с.
26. Малыгин, В.Л. Интернет-зависимое поведение у подростков. Клиника, динамика, профилактика / В.Л. Малыгин. – М.: Арсенал образования, 2010. – 136 с.
27. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения / В.Д. Менделевич. – М.: МЕДпресс, 2001. – 432 с.
28. Минаков, С.А. Краткая характеристика нехимических зависимостей и их влияние на развитие личности / С.А. Минаков // Психологическая наука и образование. – 2009. – № 2. – С. 97-103.
29. Ничишина, Т.В. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения несовершеннолетних / Т.В. Ничишина, А.М. Ткачук. – Брест: БрГУ, 2009. – 96 с.
30. Новичкова, Н.Г. Анализ практики социально-педагогической деятельности общеобразовательной школы по профилактике девиантногоповедения подростков и ее развитие в современных условиях / Н.Г. Новичкова // Сибирский пед. журнал. – 2009. – № 7. – С. 123-125.
31. Обжорин, А.М. Профилактика компьютерной и интернет-зависимости в современной школе / А.М. Обжорин // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2011. – № 2. – С. 15-19.
32. Остапенко, Г.С. Анализ особенностей личности подростков с девиантным поведением / Г.С. Остапенко // Перспективы науки и образования. – 2013. – № 1. – С. 54-60.
33. Оськина, Н.Г. Проблема Интернета и компьютеризации обучения в младшем школьном возрасте / Н.Г. Оськина // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2012. – № 3 (50). – С. 57–59.
34. Панов, С. Детская компьютерная, игровая и Интернет-зависимость / С. Панов // Педагог. – 2006. – № 7. – С. 14–17.
35. Панченко, С.А. Психологическое здоровье подростков в контексте их личностного развития / С.А. Панченко // Известия ЮФУТН. – 2006. – № 1. – С. 95-99.
36. Пахомова, В.Г. Психологические детерминанты увлеченности компьютерными играми в младшем школьном возрасте / В.Г. Пахомова // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2016. – № 2. – С. 46–57.
37. Попов, В.А. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков в системе средних общеобразовательных учреждений / В.А. Попов, Н.П. Липнягов // Молодой ученый. – 2013. – № 7. – С. 410-412.
38. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб. : Питер, 2000. – 144 с.
39. Рахимова, И.И. Экспериментальное выявление психологической особенности проявления зависимости от компьютерной игры испытуемых младшего школьного возраста / И.И. Рахимова // Проблемы современного образования. – 2016. – № 4. – С. 74–79.
40. Сиденко, Е.А. Особенности старшего подросткового возраста / Е.А. Сиденко // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2011. – № 2. – С. 74-78.
41. Спиркина, Т.С. Личностные особенности пользователей сети Интернет, склонных к Интернет-зависимости / Т.С. Спиркина // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – № 60. – С. 473–478.
42. Урсу, А.В. Сверхценное увлечение компьютерными играми детей и подростков. Распространенность и клинико-психопатологические проявления: автореф. дис. канд. мед.наук: 19.00.04 / А.В. Урсу. – Иваново: ИГМА, 2012. – 19 с.
43. Филатова, Т.П. Компьютерная игровая аддикция – новый вид аддиктивного поведения XXI века / Т.П. Филатова // Europeanjournalofeducationandappliedpsychology. – 2016. – № 3. – С. 49–52.
44. Фомина, Н.Н. Социально-педагогическая деятельность общеобразовательной школы по профилактике девиантного поведения подростков: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Н.Н. Фомина. – М.: РАО, 2001. – 18 с.
45. Фролов, В.А. Причины химической и нехимической аддикции среди подростков / В.А. Фролов // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2008. – № 12. – С. 47-52.
46. Худяков, К вопросу феноменологии и патогенеза формирования компьютерной игровой зависимости / К. Худяков // Практическая медицина. – 2007. – № 22. – С. 54–56.
47. Юрьева, Л.Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: монография / Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот. – Днепропетровск: Пороги, 2006. – 196 с.
48. Griffiths, M.D. Internet addiction: Fact or fiction? / M.D. Griffiths // Psychologist. – 1999. – V.12. – № 5. – P. 246–250.
49. Kandell, J.J. Internet addiction on college campus: The vulnerability of college students / J.J. Kandell // CyberPsychol. Behavior. –1998. – Vol. 1. – № 1. – P. 11–17.
50. Young, K.S. Caught in the Net: How to Recognize the Signs о£ Internet Addiction – and a Winning Strategy for Recovery / K.S. Young. – NY e. a. «John Wiley & Sons», 1998.
Работа защищена на оценку "7" с доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 128.
В работе имеются следующие приложения:
Анкета на выявление уровня интернет - зависимости (К.Янг)
Результаты анкеты на выявление интернет-зависимости К. Янг
Примеры занятий для школьников и их родителей по профилактике интернет-зависимости
Аннотированный список литературы по профилактике интернет-зависимости
В работе также имеются доклад и презентация.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты