Синонимы и антонимы в баснях И.А Крылова
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Диплом
на тему: «Синонимы и антонимы в баснях И.А Крылова»
по дисциплине: «Русский язык»
2018
251.00 BYN
Синонимы и антонимы в баснях И.А Крылова
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Русский язык
Работа защищена на оценку "7" с доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 59.
В работе имеются следующие приложения:
Антонимы в баснях И.А. Крылова
Синонимы в баснях И.А. Крылова
В работе также имеются доклад и презентация.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИНОНИМИИ И АНТОНИМИИ В БАСНЯХ И. А. КРЫЛОВА
1.1 Понятие о синонимах
1.1.1 Синонимы и синонимия
1.1.2 Классификация синонимов
1.2 Понятие об антонимах
1.2.1 Антонимия и антонимы
1.2.2 Классификация антонимов
1.3 Басня как жанр
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 СИНОНИМИЯ И АНТОНИМИЯ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В БАСНЯХ И. А. КРЫЛОВА
2.1 Синонимы в баснях И. А. Крылова
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Выразительность речи достигается с помощью различных языковых средств. Основными средствами создания образности являются тропы и стилистические фигуры, немаловажную роль в достижении выразительности речи играют синонимы и антонимы.
Правильный подбор синонимов позволяет избежать тавтологии, более точно выразить мысль, делает речь, особенно художественную, более выразительной.
Семантическая природа антонимов также позволяет писателям использовать их как средство выразительности речи: ярко, образно описать предмет, явление, действие посредством приема противопоставления.
Актуальность настоящего исследования обусловлена интересом к изучению языковых средств в баснях И. А. Крылова, что определяется значимостью его творческого наследия для русской культуры. На литературные достоинства басен И. А. Крылова, на их огромное нравственное и эстетическое влияние неоднократно указывали А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, В. А. Жуковский.
В качестве объекта исследования в дипломной работе выступают синонимы и антонимы.
Предмет исследования – функционирование синонимов и антонимов в баснях И. А. Крылова.
Цель дипломной работы – исследовать синонимические и антонимические отношения слов на материале басен И. А. Крылова.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) исследовать синонимию и антонимию как явление лингвистики;
2) рассмотреть басню как жанр художественной литературы и познакомиться с басенным творчеством И. А. Крылова;
3) произвести выборку синонимических и антонимических пар из текстов басен И. А. Крылова;
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИНОНИМИИ И АНТОНИМИИ В БАСНЯХ И. А. КРЫЛОВА
1.1 Понятие о синонимах
1.1.1 Синонимы и синонимия
Синонимы (от греч. synonymos – одноименный) – это слова, принадлежащие к одной и той же части речи и имеющие полностью или частично совпадающие значения (ср. лингвистика – языкознание, страх – ужас) [6, с. 155].
Способность языковых единиц вступать в синонимические отношения называется синонимией, или изосемией (от греч. isos – «ровный, одинаковый», sema – «знак, значение») [27, с. 97].
Большинство исследователей основными критериями синонимичности считают, во-первых, максимальную семантическую близость слов, во-вторых, взаимозаменяемость. Неоспоримым является то, что в основе значений синонимичных слов должно лежать одно понятие, а различаться слова-синонимы могут лишь оттенками значений. Под оттенками значений в сфере синонимических отношений мы понимаем смысловые нюансы, являющиеся показателем различия в семантике слов, обозначающих одно и то же понятие. Именно оттенки значения определяют способность или неспособность слова называться синонимом по отношению к доминанте.
Синонимы, объединенные общностью значения, образуют синонимические ряды с разной степенью сложности – от двучленных до многочленных (ср. конь – лошадь, лицо – лик – морда – рожа и т. д.). Слова, входящие в синонимический ряд, объединяются на основе общего компонента значения (например, в синонимический ряд спать – почивать – дрыхнуть, имеющий значение «быть в состоянии сна» не может быть включено слово дремать, так как оно означает «быть в состоянии полусна»). Характер синонимического ряда определяется стилистически нейтральным словом, доминантой.
ГЛАВА 2. СИНОНИМИЯ И АНТОНИМИЯ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В БАСНЯХ И. А. КРЫЛОВА
2.1 Синонимы в баснях И. А. Крылова
Синонимы справедливо считаются показателем богатства, развитости и гибкости языка. Различаясь оттенками значений, стилистической окраской, контекстуальным употреблением, синонимы выполняют в языке целый ряд функций: способствуют точности и ясности высказывания, фонетически разнообразят речь, обусловливают ее стилистическое богатство, помогают избежать повторов.
В языке художественного произведения слово должно нести максимальную нагрузку. Выбрать такое слово, которое нарисовало бы целую картину, образ, сказать о многом малым количеством слов – к этому стремится каждый художник слова, в том И. А. Крылова в своих баснях, на которых воспитывалось и будет воспитываться не одно поколение.
Нами было проанализировано более 100 басен И.А. Крылова с целью обнаружения в текстах синонимов. Из сборника басен нами было извлечено 168 примеров с синонимами. Материал был проанализирован с точки зрения видов синонимов, их смысловых и функциональных особенностей и роли в канве произведения, а также сгруппирован в соответствии с частеречной принадлежности синонимов. Данная классификация представлена в Приложении 1.
Анализ показал, что большинство синонимов являются семантическими, или смысловыми. Широко представлены в текстах басен также неполные контекстуальные синонимы.
Рассмотрим синонимы, которые наиболее употребительны в произведениях И. А. Крылова
Общее, что лежит в основе двух или нескольких синонимов, позволяет употреблять одно слово вместо другого в целях разнообразия речи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В баснях И. А. Крылова синонимия и антонимия выступают как средство выразительности, образности. Синонимы и антонимы помогают более точно и ярко выразить мысль, оказывают эмоциональное воздействие на ум и душу читателя. Поскольку басня обладает большим воспитательным эффектом, то синонимам и антонимам принадлежит особая роль: путем создания усиления или противопоставления, удвоения или контраста показать негативные стороны жизни, личности.
В процессе исследования было проанализировано 110 басен, что представляет примерно половину басенного наследия И. А. Крылова.
В подавляющем большинстве прочитанных нами текстов басен (более 83 %) нами были обнаружены синонимы и антонимы.
Использование синонимов помогает автору более полно охарактеризовать предмет или явление, тем самым более точно выразить мысль, а также усилить эмоциональное воздействие на читателя путем привлечения в контекст синонимической пары, а в некоторых случаях – нескольких синонимов, целого ряда. Стилистические синонимы, широко использованные баснописцем, позволяют читателю более образно и ярче представить картину, словесно нарисованную И. А. Крыловым.
Вычлененные из текстов басен синонимы были исследованы нами с точки зрения принадлежности к той или и ной части речи. Классификация синонимов по частеречной принадлежности представлена в Приложении 1.
Наиболее частотными в текстах басен оказались синонимы-глаголы (68 пар (41 %): потешить – позабавить, огорчить – опечалить, украдет – обманет, чистит – лупит, тужит – горюет) и синонимы-существительные (54 пары (32 %): воля – свобода, приязнь – дружба, разбойник – злодей, крепость – сила). Реже И. А. Крыловым использованы синонимы-прилагательные (34 пары (20 %): довольна – счастлива, тощ – худ, именитый – знатный, сытней – жирней) синонимы-наречия (всего 12 пар (7 %): сплошь – без разбору, косо – криво).
Абрамов, Н. А. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений: около 5000 синонимических рядов / Н. А. Абрамов. – М., 1996. – 367 с.
2. Александрова, З. Е. Словарь синонимов русского языка / З. Е. Александрова. – 11-е изд., перераб. и доп. – М.: Русский язык, 2001.-568 с.
3. Апресян, Ю. Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка / Ю. Д. Апресян. – М.: Наука, 1979. – 177 с.
4. Брагина, А. А. Синонимы в литературном языке / А. А. Брагина. – М., 1986. – 127 с.
5. Введенская, Л. А. Словарь антонимов русского языка / Л. А. Введенская. – Ростов н/Д, 1982. – 384 с.
6. Вендина, Т. И. Введение в языкознание: учебное пособие для пед. вузов / Т. И. Вендина. – М.: Высш. шк., 2001. – 288 с.
7. Гречко, В. А. Лексическая синонимика современного русского литературного языка / В. А. Гречко; под ред. Череликиной. – Саратов, 1987. – 387 с.
8. Денисов, П. Н. Лексика русского языка и принципы ее описания / П. Н. Денисов. – М.: Рус. яз., 1980. – 253 с.
9. Ефимов, А. И. Стилистика художественной речи / А. И. Ефимов. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1957. – 448 с.
10. Кобозева, И. М. Лингвистическая семантика: учебное пособие / И. М. Кобозева. – М.: Эдичориал УРСС, 2000. – 352 с.
11. Колесников, Н. П. Словарь антонимов русского языка / Н. П. Колесников. – М., 1972. – 159 с.
12. Крылов, И. А. Сто басен И. Крылова / И. А. Крылов; под ред. Е. Н. Лебедева. – М., 1990. – 224 с.
13. Львов, М. Р. Словарь антонимов русского языка / М. Р. Львов. – М., 1996. – 384 с.
14. Медникова, Э. М. Значение слова и методы его описания/ Э. М. Медникова. – М., 1974. – С. 36–47.
15. Молочко, Г. А. Лексика и фразеология русского язык / Г. А. Молочко. – Минск, 1974. – С. 102–105.
16. Немченко, В. Н. Введение в языкознание: учебник для вузов / В. Н. Немченко. – М.: Дрофа, 2008. – 703 с.
17. Новиков, Л. А. Антонимия в русском языке / Л. А. Новиков. – М., 1973. – 215 с.
18. Новиков, Л. А. Семантика русского языка: учебное пособие / Л. А. Новиков. – М.: Высш. шк., 1982. – 272 с.
19. Пардаев, А. С. Антонимия в русском языке / А. С. Пардаев. – М., 1988. – 103 с.
20. Ратько, Т. В. Синонимические отношения и их развитие в лексике русского и белорусского языков: учеб.-метод. пособие / Т. В. Ратько. – Минск, БГПУ, 2002. – 105 с.
21. Ратько, Т. В. Синонимы как средство выразительности художественной речи / Т. В. Ратько // Язык и межкультурные коммуникации: материалы VI Междунар. науч.конф., Вильнюс – Минск, 15–18 мая 2013 г./ Бел. гос. пед. ун-т; под ред. В. Д. Стариченка [и др.]. – Минск, 2013. – С. 240–243.
22. Розенталь, Д. Э. Практическая стилистика русского языка: учебное пособие для вузов / Д. Э. Розенталь. – Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: высш. шк., 1974. – 352 с.
23. Русский язык: энциклопедия / гл. ред. Ф. П. Филин. – М.: Сов. энцикл., 1979. – 431 c.
24. Рябцева, С. Л. Правда о русском слове: учебная книга: в 2 ч. / С. Л. Рябцев. – 2-е изд., доп. и испр. – Ч. 2: Русская литература. – Новосибирск, 2007. – 180 с.
25. Словарь литературоведческих терминов / ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. – М.: Просвещение, 1974. – 509 с.
26. Словарь синонимов русского языка: в 2 т. / под ред. А. П. Евгеньева. – М.: АСТ, 2001–2003.
27. Современный русский литературный язык: пособие / В. Д. Стариченок, Т. В. Балуш, О. Е. Горбацевич [и др.]; под ред. В. Д. Стариченка. – Минск: Вышэйшая школа, 2011. – 596 с.
28. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / под ред. С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой. – 4-е изд., доп. – М.: ООО «А ТЕМП», 2006. – 944 с.
29. Фомина, М. И. Современный русский язык. Лексикология: учебник / М. И. Фомина. – 4-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 2001. – 415 c.
30. Черняк, В. Д. Лексические синонимы в русском языка / В. Д. Черняк. – Л., 1973 – С. 38–52.
31. Шанский, Н. М. Русский язык. Лексика Словообразование / Н. М. Шанский. – М., 1975. – 79 с.
32. Шмелев, Д. Н. Современный русский язык. Лексика / Д. Н. Шмелев. – М., 1977. – 51с.
Работа защищена на оценку "7" с доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 59.
В работе имеются следующие приложения:
Антонимы в баснях И.А. Крылова
Синонимы в баснях И.А. Крылова
В работе также имеются доклад и презентация.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты