Социальная реабилитация неблагополучных семей как профилактика социального сиротства (на примере школы 11 г.Гродно)
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Диплом
на тему: «Социальная реабилитация неблагополучных семей как профилактика социального сиротства (на примере школы 11 г.Гродно)»
по дисциплине: «Социальная работа»
2018
251.00 BYN
Социальная реабилитация неблагополучных семей как профилактика социального сиротства (на примере школы 11 г.Гродно)
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Социальная работа
Работа защищена на оценку "7" с доработкой.
Уникальность 78 %.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 128.
В работе имеются следующие приложения:
Анкета «Занятость в культурно-досуговой деятельности детей»
Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» И. М. Марковской (подростковый вариант)
Методика «Диагностика реализации потребностей в саморазвитии»
Первичные баллы по методике «Взаимодействие в системе родитель-ребенок» И. М. Марковской
Фрагменты содержания программы социально-педагогической реабилитации детей из неблагополучных семей
В работе также имеется доклад и презентация.
Поделиться
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ КАК ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА
1.1. Понятие и сущность социальной реабилитации
1.2. Неблагополучная семья как объект социальной реабилитации
1.3 Основные направления профилактики социального сиротства при работе с неблагополучной семьей
1.4. Формы и методы профилактики социального сиротства в работе социального педагога с неблагополучной семьей
Выводы по 1 главе…
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ КАК ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА (НА ПРИМЕРЕ ГУО «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 11 ИМЕНИ ГЕНЕРАЛА АРМИИ А. И. АНТОНОВА Г. ГРОДНО»)
2.1. Диагностика социально-психологического статуса детей из неблагополучных семей
2.2. Анализ профилактики социального сиротства в ГУО «Средняя школа № 11 имени генерала А. И. Антонова г. Гродно»
2.3. Программа социально-педагогической реабилитации детей из неблагополучных семей
Выводы по 2 главе
Заключение
Библиографический список
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Международная Конвенция о правах ребенка гласит: «Каждый ребенок имеет право на семью». Дать каждому ребенку опыт жизни в семье – одна из принципиальных идей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в современных условиях.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современном обществе отмечается тенденция к снижению внимания общества к проблемам воспитания нового поколения. Это привело к неблагоприятным социальным последствиям, среди которых можно назвать рост подростковой наркомании, ранее материнство, внебрачное рождение детей, криминализация и преступность несовершеннолетних, насилие в семье, социальное сиротство. Перечисленные факторы указывают, в конечном счете, на неблагополучие в семье.
Одной из актуальных для Беларуси является проблема социального сиротства – явления, при котором дети остаются без родительской опеки при живых родителях. Проблеме сиротства в Беларуси уделяется достаточно много внимания и на уровне государственных органов, и со стороны социальных организаций общества. В стране ведется подробный учет сирот, на постоянной основе собирается большое количество статистической информации о положении данной категории детей.
По данным 2016 года, по словам начальника отдела социально-педагогической работы и охраны детства Министерства образования Беларуси М. Матвеенко, в Беларуси 80% детей-сирот – социальные, имеющие живых родителей. Это дети, отобранные у родителей, не исполняющих свои обязанности, которые должны обеспечиваться совокупностью мер на их реабилитацию. Однако, не все семьи подлежат реабилитации, не всех родителей можно заставить быть родителями, потому дети из таких семей получают статус социальной сироты.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ КАК ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА
1.1 Понятие и сущность социальной реабилитации
Понятие реабилитации является многозначным и употребляется в социальном, психологическом, медицинском, правовом, профессиональном аспектах.
В широком смысле, социальная реабилитация – это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных (утраченных) индивидом общественных отношений в связи с нарушением здоровья (инвалидности), изменения социального статуса (пожилые граждане, беженцы, безработные), девиантного поведения личности (несовершеннолетние лица, страдающие алкоголизмом, освободившиеся из мест лишения свободы) [49, с. 124].
По мнению К. Реннера и Г. Юмашевой, сущность реабилитации в социальной работе заключается функциональном и социально-трудовом восстановлении детей и взрослых людей посредством воплощения в действительность комплексного применения психологических, педагогических, медицинских, юридических, общественных, государственных и других мероприятий [43, с. 21].
Социальную реабилитацию рассматривается в различных ее аспектах: как процесс, как конечный результат, как деятельность, как технологию [4, с. 80].
Процесс социальной реабилитации направлен на восстановление способности индивида к условиям жизни и деятельности в социальной среде, нарушенных или ограниченных по разным причинам [8, с. 60].
ГЛАВА 2 ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ КАК ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА (НА ПРИМЕРЕ ГУО «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 11 ИМЕНИ ГЕНЕРАЛА АРМИИ А. И. АНТОНОВА Г. ГРОДНО»)
2.1 Диагностика социально-психологического статуса детей из неблагополучных семей
Теоретический анализ литературы показал, что социально-педагогическая реабилитация детей подросткового возраста из неблагополучных семей должна осуществляться на основе результатов диагностики их социально-психологического статуса. Под социально-психологическим статусом понимается положение ребенка в системе межличностных отношений, обусловленное его психологическими особенностями.
База исследования: исследование осуществлялось на базе ГУО «Средняя школа № 11 имени генерала А. И. Антонова г. Гродно». В исследовании приняли участие 60 учащихся 7-х классов в возрасте 12-13 лет.
Цель исследования: выявление социально-психологического статуса детей подросткового возраста из неблагополучных семей.
Исследование социально-психологического статуса детей подросткового возраста из неблагополучных семей осуществлялась в три этапа:
1) подбор методов сбора информации о подростках, формирование выборки исследования;
2) проведение диагностики социально-психологического статуса детей из неблагополучных семей с помощью методов тестирования и анкетирования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работа над исследованием показала, что понятие «социальная реабилитация» рассматривается как система мер различного характера по интеграции (восстановления, активизации) индивида в социальные отношения; как результат воздействия на личность, ее отдельные психические и физические функции; как технология и как деятельность. Одним из объектов социальной реабилитации выступает неблагополучная семья – семья, в которой нарушена структура, обесценивается (игнорируется) выполнение семейных функций, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, что способствует появлению детей с нарушениями в поведении. Сущность социальной реабилитации с детьми из неблагополучной семьи заключается в «возвращении» обществу социально активной, адаптированной к условиям жизни общества, личности ребенка.
В качестве объекта вторичной профилактики социального сиротства выступают неблагополучные семьи, конечной целью работы с которыми является сохранение биологической семьи для ребенка. Основными направлениями профилактики социального сиротства при работе с неблагополучной семьей являются: диагностика семейного неблагополучия; индивидуальная помощь неблагополучной семье; групповая работа с родителями из неблагополучных семей; профилактика семейного неблагополучия. Основными формами работы профилактики социального сиротства социального работника с неблагополучными семьями являются: раннее выявление неблагополучных семей; диагностика социального неблагополучия; социальный патронат; комплексное профилактическое направление; реабилитационный досуг. Методами такой работы являются: социально-педагогическая и социально-психологическая диагностика; программа индивидуального сопровождения неблагополучной семьи; педагогическое просвещение родителей; методы групповой социальной реабилитации; восстановительные технологии; методы контроля.
1. Аббасова, А. А. Роль социального педагога в работе с неблагополучной семьей / А. А. Аббасова // Известия Саратовского университета. – 2009. – № 2. – С. 81–86.
2. Алмазов, Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних / Б. Н. Алмазов. – Свердловск : УрГУ, 1986. – 150 с.
3. Базарова, Е. Б. Раннее выявление семейного неблагополучия как технология профилактики социального сиротства / Е. Б. Базарова // Вестник БярГУ. – 2015. – № 5. – С. 44–48.
4. Белых, О. Б. Структурный анализ социальной реабилитации несовершеннолетних / О. Б. Белых // Вестник Челябинского гос. ун-та. – 2008. – № 1. – С. 80–85.
5. Боряк, В. П. Социальный патронат неблагополучных семей как технология социальной работы / В. П. Боряк, З. Х. Дзуева // Kant. – 2015. – № 1 (14). – С. 64–68.
6. Вакушенко, Т. Д. Социальная работа с семьей: методические рекомендации / Т. Д. Вакушенко. – Витебск : ВГУ им. П. М. Машерова, 2014. – 52 с.
7. Василькова, Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога / Ю. В. Василькова. – М. : Академия, 2002. – 160 с.
8. Волкова, О. В. Социальная реабилитация как направление социальной работы / О. В. Волкова // Гадеамус. – 2006. – № 1. – С. 60–64.
9. Восстановительные процедуры и технологии в профилактике социального сиротства / Сост. Т. А. Дугарская. – М. : «Судебно-правовая реформа», 2001. – 163 с.
10. Дивицина, Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками / Н. Ф. Девицина. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2005. – 287 с.
11. Дубинин, С. Н. Социально-психолого-педагогическая реабилитация дезадаптированных детей и подростков / С. Н. Дубинин // Вестник Самарского гос. ун-та. – 2008. – № 2. – С. 51–56.
12. Истратова, О. Н. Семейное неблагополучие как социально-психологическая проблема / О. Н. Истратова // Известия ЮФУ. – 2013. – № 10. – С. 115–119.
13. Истратова, О. Н. Феномен социального сиротства как психолого-педагогическая проблема / О. Н. Истратова // Известия ТРТУ. – 2006. – № 14 (69). – С. 206–211.
14. Карташов, В. Я. Модели механизма и процесса социальной реабилитации (на примере детей «группы риска») / В. Я. Каташов, Т. А. Хорошева // Управление большими системами : сборник трудов. – 2009. – № 24. – С. 187–192.
15. Корчагина, Ю. В. Методы работы с семьями «группы риска» социального сиротства / Ю. В. Корчагина // Отечественный журнал социальной работы. – 2008. – № 4. – С. 67–70.
16. Костюнина, Н. Ю. Социально-педагогическая профилактика бродяжничества и беспризорности / Н. Ю. Костюнина // Вестника ЧГУ. – 2013. – № 34 (325). – С. 41–45.
17. Кузнецова, Л. П. Основные технологии социальной работы / Л. П. Кузнецова. – Владивосток : Изд-во ДВГТУ, 2009. – 248 с.
18. Кулебякин, Е. В. Психология социальной работы / Е. В. Кулебякин. – Владивосток : ТИДОТ ДВГУ, 2004. – 342 с.
19. Кулясова, Ю. А. Особенности воспитания в неблагополучных семьях / Ю. А. Кулясова // Молодой ученый. – 2014. – № 2. – С. 804–806.
20. Курбанова, С. В. Профилактика социальной дезадаптации детей и подростков : автореф. дис. … канд. социол. наук : 22.00.04 / С. В. Курбанова. – Москва, 2006. – 18 с.
21. Маловидченко, Т. А. Управляющая роль социального педагога в профилактике социального сиротства / Т. А. Маловидченко // Ученые записки РГСУ. – 2010. – № 6. – С. 90–94.
22. Мартынова, В. В. Социально-педагогическая работа с семьей / В. В. Мартынова, А. Н. Ходосок – Минск : Нац. ин-т образования, 2010. – 216 с.
23. Миннегалиев, М. М. Причины девиантного поведения подростков и факторы, способствующие его предупреждению и преодолению / М.М. Миннегалиев // Вестник ЧГПУ. – 2012. – № 2. – С. 122–129.
24. Митичева, Т. И. Особенности социализации современных подростков в неблагополучных семьях / Т. И. Митичева, А. В. Соловьева // Молодой ученый. – 2016. – № 1. – С. 739–742.
25. Мустаева, Ф. А. Социальная педагогика / Ф. А. Мустафаев. – М. : Академический Проект, 2003. – 528 с.
26. О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях : Декрет Президента Республики Беларусь № 18 от 24 ноября 2006 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа : pravo.by/. – Дата доступа : 04.10.2017.
27. Овчарова, Р. В. Проблема диагностики и коррекции социально-педагогической запущенности детей и подростков / Р. В. Овчарова // Педагогическое образование в России. – 2010. – № 1. – С. 90–95.
28. Олиференко Л. Я. Социально педагогическая поддержка детей группы риска / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. – М. : Академия, 2008. – 256 с.
29. Орел, В. И. Здоровье дезадаптированных детей и сути совершенствования медико-социальной помощи в современных условиях / В. И. Орел, В. М. Середа // Вопросы современной педиатрии. – 2006. – № 1. – С. 23–27.
30. Осипова, И. И. Система предотвращения социального сиротства и профилактики правонарушений несовершеннолетних : научно-методическое пособие / под общ. ред. Э. А. Манукяна. – М. : Просвещение, 2005. – 465 с.
31. Основы социальной работы / Отв. ред. П. Д. Павленок. – М. : ИНФРА-М, 2007. – 560 с.
32. Оспанова, Б. А. Социально-педагогический аспект реабилитации подростков с девиантным поведением / Б. А. Оспанова // Педагогическое образование в России. – 2010. – № 2. – С. 54–59.
33. Отчет национального исследования причин семейного неблагополучия в Республике Беларусь / С.Н. Бурова [и др.]. – Минск : В.И.З.А. ГРУПП, 2009. – 352 с.
34. Петриченко, Э. С. Ценностные ориентации подростков как показатель социальной адаптации или дезадаптации / Э. С. Петриченко // Гуманитарные научные исследования. – 2014. – № 8. – С. 58–63.
35. Поповичева, Л. И. Социальная работа с детьми из неблагополучной семьи / Л. И. Поповичева, М. Д. Масанова // Молодой ученый. – 2014. – № 10. – С. 398–401.
36. Программы медико-социальной реабилитации несовершеннолетних / Отв. ред. Г. М. Иващенко. – М. : Гос. НИИ семьи и воспитания, 2002.-94 с.
37. Прудко, Т. М. Досуговая культура семьи, ее значение в воспитании ребенка / Т. М. Прудко // Сборник научных статей ГрГУ им. Я. Купалы. – 2008. – № 1. – С. 1-7.
38. Раттер, М. Помощь трудным детям : пер. с англ. / Общ. ред. А. С. Спиваковской. – М. : Прогресс, 1987. – 422 с.
39. Рашитова, Л. С. Социально-психологические особенностей семей дезадаптированных подростков // Психологические проблемы современной семьи : сборник тезисов VI-ой Междунар. научн. конференции / Под ред. О. А. Карабановой, Е. И. Захаровой, С. М. Чурбановой. – М., 2015. – С. 770–773.
40. Семенов, С. Г. Методика работы социального педагога / С. Г. Семенов. – М. : Школьная пресса, 2006. – 344 с.
41. Снимщикова, Э. В. Семейное неблагополучие как фактор формирования девиантного поведения детей и подростков / Э. В. Снимщикова // Теория и практика общественного развития. – 2009. – № 2. – С. 17–24.
42. Социальная педагогика : монография / Под ред. В. Г. Бочаровой. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 368 с.
43. Социально-педагогическая реабилитация детей-сирот : монография / М. А. Жданова, А. Жданов, И. Г. Пчелинцева. – Тюмень : ТОГИРРО, 2011. – 140 с.
44. Теория и практика социальной реабилитации / Р. В. Куприянов, Д. Р. Шарифулина, Е. А. Берецкая. – Казань : Казан. гос. технол. ун-т, 2005. – 230 с.
45. Технология социальной работы / Под ред. И. Г. Зайнышева. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
46. Тинькова, З. С. Теория и методика культурно-досуговой деятельности / З. С. Тинькова. – Орел : ГУУНПК, 2012. – 150 с.
47. Тоистева, О. С. Средства социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения / О. С. Тоистева // Вестник ЧГПУ. – 2009. – № 4. – С. 154–158.
48. Филатова, О. В. Отклоняющееся поведение ребенка, воспитывающегося в неблагополучной семье / О. В. Филатова // Вестник РГПУ. – 2013. – № 3. – С. 143–144.
49. Фурманов И. А. Психолого-педагогическая профилактика семейного неблагополучия / И. А. Фурманов. – Минск : Национальный институт образования, 2010. – 160 с.
50. Холостова, Е. И. Социальная реабилитация / Е. И. Холостова, Н. Ф.Дементьева. – М. : «Дашков и Ко», 2006. – 430 с.
51. Целуйко, В. М. Психология неблагополучной семьи / В. М. Целуйко. – М. : Владос-Пресс, 2006. – 271 с.
52. Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога / М. В. Шакурова. – М. : Академия, 2007. – 467 с.
53. Шогенов, М. З. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.05 / М.З. Шогенов. – Ульяновск, 2003. – 19 с.
54. Шульга, Т. И. Работа с неблагополучной семьей : учеб. пособие / Т. И. Шульга. – М. : Дрофа, 2007. – 254 с.
55. Шульга, Т. И. Специфика оказания помощи семьям группы риска / Т. И. Шульга // Вестник МГОУ. – 2016. – № 4. – С. 74–78.
56. Шунк, Е. П. Реабилитационный досуг для детей группы риска / Е. П. Шунк // Труды молодых ученых. – 2016. – № 1. – С. 90–95.
Работа защищена на оценку "7" с доработкой.
Уникальность 78 %.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 128.
В работе имеются следующие приложения:
Анкета «Занятость в культурно-досуговой деятельности детей»
Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» И. М. Марковской (подростковый вариант)
Методика «Диагностика реализации потребностей в саморазвитии»
Первичные баллы по методике «Взаимодействие в системе родитель-ребенок» И. М. Марковской
Фрагменты содержания программы социально-педагогической реабилитации детей из неблагополучных семей
В работе также имеется доклад и презентация.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты