Профилактика семейного насилия над детьми в учебных заведениях
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Диплом
на тему: «Профилактика семейного насилия над детьми в учебных заведениях»
по дисциплине: «Социальная работа»
2018
251.00 BYN
Профилактика семейного насилия над детьми в учебных заведениях
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Социальная работа
Организация: СШ № 11 имени генерала армии А. И. Антонова г.Гродно
Работа защищена на оценку "7" с доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 101.
В работе имеются следующие приложения:
Карта наблюдений Стотта
Критерии и показатели неблагополучия семьи
Родительское собрание «Воспитание в семье ненасилием»
Лекция для родителей «Формы жестокого обращения с детьми в семьях»
Практические занятия с элементами тренинга для подростков и юношей «Мой защищённый мир»
В работе также имеются доклад и презентация.
Поделиться
Введение
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие насилия над подростками в семье. Виды насилия, его причины и последствия
1.2 Проблема освещения в психолого-педагогической литературе семейного насилия над подростками
1.3 Основные направления правового регулирования защиты прав и интересов детей.
Выводы по 1 главе.
ГЛАВА 2 ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ НАД ПОДРОСТКАМИ
2.1 Стадии и методы профилактики насилия над подростками
2.2 Диагностика выявления жертв семейного насилия
2.3 Опыт учреждения ГУО «Средняя школа № 11 имени генерала армии А. И. Антонова» г. Гродно по работе с родителями и детьми по профилактике насилия
2.4 Программа профилактики семейного насилия над подростками средствами информационно-просветительской деятельности
Выводы по 2 главе.
Заключение
Библиографический список
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Снижение внимания общества к проблемам воспитания нового поколения к началу ХХI века привело к чрезвычайно неблагоприятным социальным последствиям, среди которых: рост подростковой наркомании, раннее материнство и внебрачные дети, криминализация и преступность несовершеннолетних, насилие над детьми в семье, социальное сиротство, и все это как следствие неблагополучия в семье. Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождают тревожность и напряженность, озлобленность, жесткость и насилие. К сожалению, в настоящее время отмечается рост отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп, и в этой связи необходимо отметить тот факт, что эти процессы не обошли стороной и семью.
В Республике Беларусь о проблеме семейного насилия стали говорить недавно. Статистика убеждает в том, что в семье совершается 20-30% всех тяжких преступлений; в большинстве случаев жертвами преступлений на почве семейно-бытовых конфликтов оказываются дети. То есть те, кто не в состоянии себя защитить; наибольший процент от совершенных бытовых преступлений составляют побои, затем следуют убийства, угрозы убийства, причинения тяжкого вреда здоровью, эмоциональное давление.
Насилие в целом противостоит процессам совершенствования общественных отношений, развития общества. Нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни человеческого функционирования, которые приводят к стойким личностным изменениям, а именно: нарушение в познавательной сфере, расстройства аппетита, сна, злоупотребление наркотиками, алкоголизм; непроизвольное воспроизведение травматических действий в поведении; попытки самонаказания (например, самоистязание); множество соматических жалоб.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие насилия над подростками в семье. Виды насилия, его причины и последствия
Раньше насилие над детьми считалось явлением редким, это было личным делом семьи, порой замалчиваемым. Но изучение данной проблемы показало широкую распространенность такого явления и серьезные последствия. Жестокое обращение разрушительно для жертвы: низкая самооценка, убежденность в собственной неполноценности, депрессии, попытки покончить жизнь самоубийством.
Насилие – это такое принуждение и такой ущерб, которые осуществляются вопреки воле того или тех, против кого они направлены [15, 17, 35]. В понятии насилия существенно важным являются два момента:
- одна воля пресекает другую волю или подчиняет её себе;
- данный процесс осуществляется путем внешне ограничивающего воздействия, физического принуждения.
От других форм общественного принуждения насилие отличается тем, что оно доходит до пределов жестокости, характерных для природной борьбы за существование. А от собственной агрессивности оно отличается тем, что основывается на правах, справедливости, человеческих ценностях.
В понимании феномена насилия есть два крайних подхода – широкий и узкий, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки. В широком смысле под насилием понимается подавление человека во всех его разновидностях и формах – не только прямое, но и косвенное.
ГЛАВА 2 ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ НАД ПОДРОСТКАМИ
2.1 Стадии и методы профилактики насилия над подростками
Социальная профилактика – это «сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата».
Профилактические мероприятия необходимы и важны во всех сферах жизнедеятельности людей. Особенно это касается проблем детства, и такой страшной по своим последствиям проблемы как насилие над детьми в семье[19, с. 77].
Заслуживают внимания основные цели, на достижение которых направлен процесс социальной профилактики:
- выявление причин и условий, способствующих возникновению какой-либо проблемы или комплекса проблем;
- уменьшение вероятности или предупреждение возникновения недопустимых отклонений от системы социальных стандартов и норм в деятельности и поведении человека или группы;
- предотвращение возможных психологических, социокультурных и других коллизий у человека или группы;
- сохранение, поддержание и защита оптимального уровня и образа жизни людей;
- содействие человеку или группе в достижении поставленных целей, раскрытие их внутренних потенциалов и творческих способностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературы по проблеме исследования, а также проведение исследования признаков дезадаптированного поведения детей подросткового возраста, подвергаемых насилию, позволил сделать следующие выводы:
Насилие – это такое принуждение и такой ущерб, которые осуществляются вопреки воле того или тех, против кого они направлены.
Причинами насилия над детьми в семье являются: причины микросоциального характера, то есть кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и её воспитательный потенциал; причины психолого-педагогического характера, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье; причины медико-психологического характера (физически или психически больные родители, неблагоприятная наследственность у детей, наличие в семье детей-инвалидов).
Выделяют следующие виды насилия: физическое, сексуальное, психическое и эмоционально-словесное.
При всей несомненной теоретической и практической значимости исследований в изучаемой области и их важности в решении насущных задач профилактики насилия над детьми следует отметить, что несмотря на труды ученых специалистов, разработка научно обоснованной системы профилактики семейного насилия над детьми является одной из мало исследованных проблем социальной работы.
Существуют ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы насилия над подростками в семье. Это: Декларация прав ребенка, Конвенция ООН «О правах ребенка» и Закон Республики Беларусь «О правах ребенка».
1. Алексеева, Л. С. Проблема жестокого обращения с детьми в семье / Л. С. Алексеева // Педагогика. – 2006. – № 5. – С. 43-52.
2. Антонян, Ю. М. Жестокость в нашей жизни / Ю. М. Атонян – М.: ИНФРА, 1995. – 320 с.
3. Баклан, Н. С. Школа безопасности для подростков: руководство для практических психологов, педагогов, социальных педагогов. / Н. С. Баклан, О. В. Глуздова. – Н. Новгород: Изд-во НГЦ, 2007. – 48 с.
4. Беличева, С. А. Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер / С.А.Беличева, В.М.Фокин.-М.,2003.-224 с.
5. Беляева, М. А., Бессонова, Н. Н. Педагогическая профилактика насилия над детьми в семье средствами православной культуры / М. А. Беляева, Н.Н.Бессонова.-СПб,2007.-200с.
6. Большакова, О. Н. Межведомственное взаимодействие структур по решению проблем домашнего насилия / О. Н. Большакова, Т. А. Косенкова, Т. В. Сытикова // Социальная работа. – 2005. – № 2. -С. 28-30.
7. Буянов, М. И. Ребенок из неблагополучной семьи / М. И. Буянов – М. : Просвещение, 1988. – 207 с.
8. Варга, А. Я. Системная семейная психотерапия / А. Я. Варга // Краткий лекционный курс. – СПб. : Речь, 2008. - 144 с.
9. Волкова, Е. Н. Междисциплинарный подход предотвращения насилия и жестокого обращения с детьми / Волкова Е. Н. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2006. – № 6. – С. 24-28.
10. Григович, И. Н. Синдром жестокого обращения с ребенком: Общие вопросы и физическое насилие / И. Н. Григович. – Петрозаводск, 2000. – 68 с.
11. Гуггенбюль, Н. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними / Перевод с немецкого Н. Скородума. – СПб. : Гуманитарное агентство «Академический проект», 2008 – 220 с.
12. Декларация прав ребенка // Международные Конвенции и Декларации о правах женщин и детей. Сборник универсальных и региональных международных документов. – М. : Гарант, 1997.-С. 16-28.
13. Догадина, М. А., Сексуальное насилие над детьми. Выявление, профилактика, реабилитация потерпевших / М. А. Догадина, Л. О. Пережогин. – М., 2005. – 20 с.
14. Закон Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. о внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» от 19 ноября 1993 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. – № 103. – 2/215.
15. Защита детей от насилия и жестокого обращения / Под ред. Е. Н. Волковой, Т. Н. Балашовой. – Нижний Новгород, 2004. – 157 с.
16. Ильина, С. В. К проблеме влияния насилия, пережитого в детстве, на формирование личностных расстройств (тезисы доклада) / С. В. Ильина // Международная конференция памяти А. Р. Лурии, тезисы докладов. – М. : МГУ, 1997. – С. 30-32.
17. Киреев, Г. Н. Сущность насилия / Г. Н. Киреев – М., 1990. – 110 с.
18. Конвенция ООН «О правах ребенка» // Международные Конвенции и Декларации о правах женщин и детей. Сборник универсальных и региональных международных документов. – М. : Гарант, 1997. – С. 29-46.
19. Кузнецова, Л. П. Основы технологии социальной работы / Л. П. Кузнецова: учеб. пособ. – Владивосток, 2002. – 92 с.
20. Ладыкова, О. В. Насилие в семье / О. В. Ладыкова // Проблемы школьного воспитания. – 2002. – № 3. – C. 73-77.
21. Масальская, Д. Проблема жестокого обращения с детьми / Д. Масальская // Социальное обеспечение. – 2005. – № 8. – С. 10-12.
22. Маханько, А. Предупреждение насилия и пренебрежения детьми: исследования и эффективные решения, базирующиеся на междисциплинарном и межсекторном подходе / А. Маханько // Социальная работа. – 2008. – № 4. – С. 5-9.
23. Морозова, Л. Б. Предотвращение насилия по отношению к детям / Л. Б. Морозова // Обучение с целью уменьшения насилия. Международная ассоциация «Педагогика ненасилия» - СПб., 2002. – С. 150-153.
24. Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2010-2015 гг. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2010. – № 1. – 5/13558.
25. Орлов, А. В. Психологическое насилие в семье – определение, аспекты, основные направления оказания психологической помощи / А. В. Орлов // Психолог в детском саду. – 2007. – № 3-4.
26. Пелевина, В. В. Информационная атака: «Вместе против насилия» (Опыт межведомственного взаимодействия по формированиюинформационного поля по решению проблем насилия и жестокого обращения) / В. В Пелевина // Социальная работа. – 2005. – № 3. – С. 25-27.
27. Положение об органах охраны детства в Республике Беларусь: Приказ Министерства образования Республики Беларусь № 743 от 14 декабря 1999 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. – № 12. – 2/114.
28. Положение о Национальной комиссии по правам ребенка // Сборник декретов и Указов Президента Республики Беларусь / Сост. В. Л. Бразовская. – Минск, 1996. – С. 117-121.
29. Президентская программа «Дети Беларуси» на 2011-2015 годы, утверждено Указом Президента Республики Беларусь – 26.05.2010 – № 320.
30. Пэйн, М. Социальная работа. Современная теория / М. Пэйн – М. : Академия, 2007. – 526 с.
31. Решение проблем насилия в семье. Сборник статей к международной конференции «Насилие в семье». - Самара :ГП «Перспектива»,2001.-184 с.
32. Руководство по предупреждению насилия над детьми / Под ред. Н. К. Асановой. – М. : ВЛАДОС, 1997. – 504 с.
33. Сафонова, Т. Я. Социальные корни жесткого обращения с детьми в семьях / Т. Я. Сафонова, Е. И. Цымбал // Актуальные проблемы современного детства. – М., 2005. – С. 84-88.
34. Сапоровская, М. В. Актуальность проблемы домашнего насилия / М. В. Сапоровская // Социс. – 2007. – № 7. – С. 30-32.
35. Ситаров, В. А. Насилие и ненасилие / В. А. Ситаров // Знание. Понимание. Умение. – 2005. – № 1. – С. 135-139.
36. Ярская-Смирнова, Г. Р. Домашнее насилие над детьми: стратегии объяснения и противодействия / Г. Р. Ярская-Смирнова, П. В. Романова, Е. П. Антонова // Социологические исследования – 2008 – № 1. – С. 34-39.
Работа защищена на оценку "7" с доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 101.
В работе имеются следующие приложения:
Карта наблюдений Стотта
Критерии и показатели неблагополучия семьи
Родительское собрание «Воспитание в семье ненасилием»
Лекция для родителей «Формы жестокого обращения с детьми в семьях»
Практические занятия с элементами тренинга для подростков и юношей «Мой защищённый мир»
В работе также имеются доклад и презентация.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты