Социальная адаптация пожилых людей в посттрудовой период.
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Социальная адаптация пожилых людей в посттрудовой период.»
по дисциплине: «Социальная работа»
2018
251.00 BYN
Социальная адаптация пожилых людей в посттрудовой период.
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Социальная работа
Организация: Территориальный центр социального обслуживания населения Теплый дом
Работа защищена на оценку "7" с доработкой.
Уникальность 81 %.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 83.
В работе имеются следующие приложения:
Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда
Первичный эмпирический материал
Методические рекомендации по формированию социальной адаптации пожилых людей в посттрудовой период
В работе также имеются доклад и презентация
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы социальной адаптации пожилых людей в посттрудовой период
1.1. Проблема социальной адаптации в психолого-педагогической литературе
1.2. Психологическая характеристика пожилых людей в посттрудовой период
1.3. Технологии социальной работы по адаптации пожилых людей
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей социальной адаптации пожилых людей в посттрудовой период
2.1. Организация, методы и методика исследования
2.2. Особенности социальной адаптации пожилых людей в посттрудовой период
2.3. Формирование социальной адаптации пожилых людей в посттрудовой период
2.4. Особенности социальной адаптации пожилых людей в посттрудовой период после формирующего эксперимента
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современная социальная ситуация характеризуется разрушением существовавших стереотипов и особенностей поведения, связанного с кризисом социальных ценностей и идеалов советского общества – того пространства, в котором происходило развитие нынешних пожилых людей. В настоящее время отмечается переоценка и изменение ценностей общества, переосмысление собственной жизни пожилыми людьми в контексте изменяющихся условий, что обусловливает их характер социальной адаптации.
В социально-демографической структуре современного общества в качестве объекта социальной работы в последние годы уделяется такой категории как пожилые люди. Социальная работа с этой категорией населения выстраивается с учетом присущих ей психологических особенностей и социальных проблем, с которыми они сталкиваются в процессе своей социальной и личностной жизнедеятельности.
Важнейшей проблемой в пожилом возрасте становится проблема социальной адаптации человека. Одним из эффективных механизмов решения этой проблемы является организация социального обслуживания пожилых людей социальными службами, деятельность которых направлена на улучшение качества жизни пожилых людей, создание условий для оптимизации их жизнедеятельности и решения ряда проблем, связанных с психологической помощью и поддержанием жизненного тонуса. От таких характеристик как самопринятие, принятие других, интернальность, эмоциональный комфорт может зависеть успешное или неуспешное приспособление к новому образ жизни.
Проблемой изучения адаптации пожилых людей занимались такие ученые Э. М. Александровская [2], Л.И. Анциферова [5], А. В. Борчук, Н. В. Ярунчева [11], Е. А. Денисова, Е.В. Фатхуллина [17], А. А. Иржанова, Н. Г. Супруг [23], Б. Л. Токарский, Н. М. Токарская [50], Ю. В. Фурман [53]. В работах перечисленных авторов раскрываются факторы старения, особенности адаптация к новым условиям среды.
Многие авторы подчеркивают, что социальная работа с пожилыми людьми должна выстраиваться с учетом их психологических особенностей (Н.Ф. Басов [7], Т. Г. Светличная, А.А. Кузнецова [46], Г. Х. Мусина-Мазнова, И. А. Сорокина, И. А. Потапова [37]).
Особенности личности и поведения пожилых людей рассматриваются в работах таких исследователей как Г. Х. Мусина-Мазнова, И. А. Сорокина, И. А. Потапова [37], А. А. Реан, Я. Л. Коломинский [42], Т. Г. Светличная, А.А. Кузнецова [46].
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В ПОСТТРУДОВОЙ ПЕРИОД
1.1 Проблема социальной адаптации в психолого-педагогической литературе
Термин «адаптация (от лат. «приспособление») рассматривается в психологическом, педагогическом, социальном, медицинском аспектах. Под адаптацией принято понимать активизацию адаптивного потенциала индивида в связи с неблагоприятным воздействием каких-либо внешних факторов. Проблемой изучения социальной адаптации занимались такие психологи и педагоги как Ф. Б. Березин [8], Т. И. Иванушкина [21], Я. Л. Коломинский [42], А. Г. Маклаков [30], Н. Н. Мельникова [35], А. А. Реан [42], Н. Н. Сагайдак и М. Л. Спирина [45] и др.
Впервые проблема социальной адаптации привлекала внимание психологов в контексте изучения нарушений взаимодействия человека и социальной среды. Потому традиционным взглядом на эту проблема являлась дихотомия «адатированность – дезадаптированность». В психолого-педагогической литературе понятие адаптации в широком смысле означает приспособление к социальным условиям; в более узком смысле – это процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям [21, с. 10].
Адаптация – это процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, которая позволяет ему удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая соответствие психической деятельности человека, его поведение требованиям среды [8, с. 113]. В работе А. Г. Маклакова подчеркивается, что адаптация – это не только процесс, но и свойство любой живой саморегулируемой системы, которое проявляется в способности приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды [30, с 20].
В современной литературе существуют различные взгляды на классификацию адаптации. Принято различать следующие виды адаптации: биологическая, физиологическая, психологическая, социальная [1; 18; 25]. Ряд авторов объединяет перечисленные четыре вида в два, называя биофизиологическую и социально-психологическую адаптацию [8; 42; 45].
Процесс социальной адаптации рассматривается на трех структурных уровнях:
– общество (макросреда);
– социальная группа (микросреда);
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В ПОСТТРУДОВОЙ ПЕРИОД
2.1 Организация, методы и методика исследования
База и контингент эмпирического исследования: исследование проводилась на базе ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения «Теплый дом»». В исследовании приняли участие 60 человек – 30 мужчин и 30 женщин в возрасте 60-70 лет, находящихся на пенсии и неработающих.
Эмпирическое исследование проводилась в 4 этапа:
1. Организация исследования. Формирование выборки.
2. Определение особенностей социальной адаптации пожилых людей в посттрудовой период с помощью опросных методов.
3. Формирование социальной адаптации пожилых людей в посттрудовой период.
4. Выявление особенностей социальной адаптации пожилых людей в посттрудовой период после формирующего эксперимента.
Методы исследования: опросные методы и методы математической статистики (критерий U-Манна-Уитни, t-Стьюдента).
Диагностика характеристик социальной адаптации пожилых людей в посттрудовой период осуществлялась с использованием следующих методик:
1. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.
Назначение методики: изучение особенностей социально-психологической адаптации и связанных с ними черт личности.
Опросник социально-психологической адаптации был разработан К. Роджерсом и Р. Даймонд в США в 1954 г. Методика адаптирована Т.В. Снегиревой. Опросник включает 101 утверждение, сформулированное в третьем лице с целью избежать влияния «прямого отождествления», потребности давать испытуемыми социально-желательные ответы. Испытуемым предлагается оценить утверждения по 7-бальной шкале.
Авторы методики выделили 6 интегральных показателей:
1) адаптация;
2) приятие других;
3) интернальность;
4) самовосприятие;
5) эмоциональная комфортность;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе исследования нами были получены следующие выводы:
1. Проблема социальной адаптации в психолого-педагогической литературе рассматривает процесс приспособления индивида к условиям среды, как его результат, и как социальная технология. Социальная адаптация представляет собой процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, сопровождаемым изменениями личности и поведения, а также результат этого процесс, гармонизации отношений субъекта и социальной среды. Под влиянием процесса социальной адаптации возможна перестройка сознания личности, которая является способной осуществлять активную деятельность в новых условиях. Пожилые люди характеризуются различным уровнем социальной адаптации, что обусловливает их пути старения: прогресс или регресс личности. Психологические особенности пожилых людей являются фактором их адаптации в посттрудовой период. Психопрофилактическая работа с пожилыми людьми организуется в два этапа: подготовка к выходу на пенсию, работа с пожилыми людьми в посттрудовой период. Отдельным направлением является работа с дезадаптированными пожилыми людьми. При построении коррекционной программы работы следует учитывать личностные особенности пожилых людей, обеспечивающие успешную адаптацию после выхода на пенсию.
2. Особенностями социальной адаптации пожилых людей в посттрудовой период являются: низкий уровень адаптации, низкий уровень самопринятия, средний уровень принятия других, средний уровень эмоционального комфорта, средний уровень стремления к доминированию. Пожилые люди в посттрудовой период имеют преимущественно средний и низкий индекс жизненной удовлетворенности, а также высокий и средний уровень склонности к одиночеству. Существуют достоверные гендерные различия в характеристиках социально-психологической адаптации, в выраженности жизненной удовлетворенности, в выраженности склонности к одиночеству у пожилых людей в посттрудовой период.
3. Нами была разработана программа по формированию социальной адаптации пожилых людей в посттрудовой период. Программа была направлена на повышение социальной активности пожилых людей; преодоление чувства одиночества, повышение жизненной удовлетворенности пожилых людей. В задачи программы входило: 1) ориентировать пожилых людей на дальнейшую социальную активность; мотивировать пожилых людей на творческую деятельность; формировать психологическое ощущение своей значимости для общества.
1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. – М .: Мысль, 1991. – 299 с.
2. Александровская, Э. М. Социально-психологические критерии адаптации к школе // Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С. М. Громбаха. – М., 1998. – С. 35-37.
3. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – СПб. : Питер, 2001. – 288 с.
4. Андронова, И. Активные методы работы с пожилыми людьми / И. Андронова // Социальная работа. – 2015. – № 3. – С. 29-30.
5. Анцыферова, Л. И. Психология старости : особенности развития личности в период поздней взрослости / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. – 2001. – № 3. – С. 3-15.
6. Анцыферова, Л. И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии / Л. И. Анцыферова. – М. : Ин-т психологии РАН, 2006. – 420 с.
7. Басов, Н. Ф. Учет психологических особенностей людей пожилого возраста в социальной работе / Н. Ф. Басов // Вестник КГУ. – 2013. –№ 3. – С. 143-148.
8. Березин, Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф. Б. Березин. – Л. : ЛГУ, 1988. – 256 с.
9. Бибикова, В. Н. Арт-терапия как инновационная технология социальной работы / В. Н. Бибикова // Вестник УГПУ им. И. Н. Ульянова. –2014. – № 5. – С. 14-17.
10. Боровик, В. Е. Организационный досуг жизнедеятельности пожилых людей / В. Е. Боровик // Вестник Северо-Западн. инст. управления. – 2014. – № 1. – С. 23-29.
11. Борчук, А. В. Адаптация пожилых людей в посттрудовой период / А. В. Борчук, Н. В. Ярунчева // Бюллетень Северного государственного медицинского университета. – 2011. – № 1 (26). – С. 295-297.
12. Величко, П. А. Одиночество пожилых людей : социально-психологический анализ / П. А. Величко // Вестник Северо-Западн. инст. Управления. – 2014. – № 1, Т. 5. – С. 30-35.
13. Волкова, О. А. Теория социальной терапии в практике интернатных учреждений для престарелых и инвалидов / О. А. Волкова // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 1. – С. 47-53.
14. Глуханюк, Н. С. Поздний возраст и стратегии его освоения / Н. С. Глуханюк, Т. Б. Гершкович. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. – 66 с.
15. Гребнева, Н. А. Терапия воспоминаниями / Н. А. Гребнев // Работник социальной службы. – 2013. – № 11. – С. 11-18.
16. Гулина, М. А. Психология социальной работы / М. А. Гулина. – СПб. : Питер, 2002. – 352 с.
17. Денисова, Е. А. Особенности социально-психологической адаптации пожилых людей / Е. А. Денисова, Е.В. Фатхуллина // Концепт. – 2015. – № 1. – С. 12-19.
18. Ермолаева, М. В. К проблеме периодизации развития личности на протяжении жизненного пути / М. В. Ермолаева // Мир психологии. – 2012. – № 2. – С. 119-128.
19. Зеленая, Л. В. Проблема адаптации в педагогической психологии / Л. В. Зеленая // Современная психология : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). – Казань, 2016. – С. 43-45.
20. Зенина, О. Н. Особенности социально-педагогической работы с пожилыми людьми как фактор успешной социальной адаптации в посттрудовой период // Технологии социальной работы с различными группами населения / Под ред. С. Т. Кохана. – М., 2015. – С. 161-164.
21. Иванушкина, Т. И. Педагогические аспекты социальной адаптации детей и подростков в школе : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.06 / Т. И. Иванушкина. – Москва, 1999. – 19 с.
22. Иржанова, А. А. Актуальные проблемы пожилого возраста в современном мире / А. А. Иржанова // Новая наука : Стратегии и векторы развития. –2016. –№ 3. – С. 114-116.
23. Иржанова, А. А. Проблемы социальной адаптации пожилых людей в посттрудовой период в условиях нестационарного социального учреждения / А. А. Иржанова, Н. Г. Супруг // Психология, социология и педагогика. – 2016. – № 6. – С. 1-7.
24. Киселева, Т. Г. Исследование социально-психологических проблем пожилых людей / Т. Г. Киселева, Т. В. Бобик // In Siru. – 2015. – № 1. – С. 90-95.
25. Краснова, О. В. Психология социальной работы / Под ред. О. В. Красновой. – М. : ДСЗН, 2010. – 303 с.
26. Кувшина, О. А. Проблемы социального конструкта пожилого возраста / О. А. Кувшина // Вестник ТГПУ. – 2012. – № 2. – С. 36-40.
27. Лебедева, Л. Д. Практика социально терапевтическая помощи / Л. Д. Лебедева. – СПб.: Речь, 2015. – 432 с.
28. Ливак, Р. А. Использование технологии социальной адаптации в работе с пожилыми людьми в геронтологических центрах / Р. А. Литвак, Т. А. Калугина // Вестник культуры и искусств. – 2013. – № 1. – С. 155-160.
29. Литвак, Р. А. Организация досуговой деятельности пожилых людей в фитнес-клубе / Р. А. Литвак, И. В. Резанович // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6. – С. 177-179.
30. Маклаков, А. Г. Личностный адаптационный потенциал : его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях / А. Г. Маклаков // Психологический журнал. – 2001. – № 1. – Т. 22. – С. 16–24.
31. Максимова, С. Г. Социально-психологические аспекты дезадаптации лиц пожилого и старческого возраста / С. Г. Максимова // Клиническая геронтология. – 2000. – № 5-6. – С. 58-63.
32. Малиновский, Б. Функции социальной терапии / Б. Малиновский // Технологии социальной работы РГСУ. – 2013. – № 2. – С. 132-133.
33. Маркелова, Т. В. Субъектность как свойство личности пожилых людей при адаптации в посттрудовой период / Т. В. Маркелова, Н. И. Дунаева, Ж. А. Шуткина // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 1. – С. 253-260.
34. Маюрова, А. А. Самоорганизация пожилых людей в обществе как способ адаптации / А. А. Маюрова, Т. И. Лавренова // Вестник Пензенского гос. ун-та. – 2016. – № 1. – С. 120-125.
35. Мельникова, Н. Н. Процесс социально-психологической адаптации : подходы к изучению // Теоретическая, экспериментальная и прикладная психология : сборник научных трудов / Под ред. Н. А. Батурина. – Челябинск, 1998. – Т.1. – С. 31-49.
36. Миннигалеева, Г. А. Социально-педагогическая работа с пожилыми людьми : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Г.А. Миннигалеева. – Москва, 2004. – 19 с.
37. Мусина-Мазарова, Г. Х. Типологические особенности социальной адаптированности и дезадаптированности людей пожилого возраста / Г. Х. Мусина-Мазнова, И. А. Сорокина, И. А. Потапова // Общество : социология, психология, педагогика. – 2017. – № 2. – С. 11-16.
38. Петрова, Н. Н. Психосоциальная адаптация в кризисном периоде / Н. Н. Петрова // Журнал прикладной психологии. – 1999. – № 4. – С. 17-20.
39. Позднякова, О. В. Социальная адаптация как стадия социализации личности / О. В. Позднякова // Социально-экономические явления. – 2011. – № 2. – С. 123-127.
40. Попов, В. Г. К вопросу о соотношении понятий «социальная адаптация» и «социализация» / В. Г. Попов // Вестник ЧГУ. – 2013. – № 1. – С. 65-69.
41. Примак, Ю. А. Особенности социальной работы с пожилыми людьми / Ю. А. Примак, И. А. Гизатова // Педагогическое мастерство : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). – М., 2012. – С. 54-58.
42. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. – СПб. : Питер, 2000. – 416 с.
43. Романова, И. В. Адаптация одиноких женщин к посттрудовому периоду в условиях современного российского общества : автореф. дис. … канд. социол. наук : 22.00.04 / И. В. Романова. – Улан-Удэ, 2002. – 18 с.
44. Ростовцева, М. В. Социальная дезадаптация личности как объект философского анализа / М. В. Ростовцева, З. В. Хохрина, А. А. Машанов // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9-12. – С. 2806-2812.
45. Сагайдак, Н. Н. Понятие «адаптация» в современной психологии / Н. Н. Сагайдак, М. Л. Спирина // Студенческая наука 21 века. – 2016. – № 1. – С. 216-218.
46. Светличная, Т. Г. Личностные характеристики адаптационных способностей лиц периода поздней взрослости / Т. Г. Светличная, А.А. Кузнецова // Экология человека. – 2005. – № 11. – С. 37-41.
47. Словарь-справочник по социальной геронтологии / Под ред. Б. Тукумцева. – Самара, 2003. – 208 с.
48. Сорокина, С. В. Инновационные методы и формы работы с пожилыми людьми / С. В. Сорокина // Инновационная работа с пожилыми людьми. – 2015. – № 4. – С. 66-67.
49. Теоретические и практические основы работы с пожилыми людьми : методическое пособие / отв. ред. Н. Б. Шмелева. – Ульяновск : УлГУ, 2007. – 196 с.
50. Токарский, Б. Л. Социологическое исследование социально-психологической адаптации пожилых граждан в условиях стационарного социального обслуживания / Б. Л. Токарский, Н. М. Токарская // Вестник ТГПУ. – 2006. – № 1. – С. 57-61.
51. Тюрина, Н. В. Понятие адаптации в современной психологии / Н. В. Тюрина // Вестник АГТУ. – 2007. – № 2. – С. 164-168.
52. Фирсов, М. В. Психология социальной работы : содержание и методы психосоциальной практики / М. В. Фирсов, Б. Ю. Шапиро. – М. : Юрайт, 2015. – 390 с.
53. Фурман, Ю. В. Социально-психологические детерминанты удовлетворенности жизнью людей пожилого возраста / Ю. В. Фурман // Социальная работа с современном мире : взаимодействие науки, образования и практики. – 2015. – № 1. – С. 224-227.
54. Хисматуллина, З. Н. Организационно-методическая и социальная работа с пожилыми и старыми людьми / З. Н. Хисматуллина // Вестник КТУ. – 2010. – № 3. – С. 41-48.
55. Холостова, Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми / Е. И. Холостова. – М. : «Дашков и К», 2003. – 296 с.
56. Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога / М. В. Шакурова. – М. : Академия, 2004. – 272 с.
57. Щанина, Е. В. Организация досуга пожилых людей / Е. В. Щанина // Общественные науки. – 2013. – № 4. – С. 149-154.
58. Щетинина, Е. В. Проблема адаптации пожилых людей, проживающих в домах-интернатах / Е.В. Щетинина // Молодой ученый. – 2014. – № 6. – С. 834-836.
59. Эриксон, Э. Жизненный цикл : эпигенез идентичности / Э. Эриксон // Архетип. – 1995. – № 1. – С. 148-153.
60. Якиманская, И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. – М. : Педагогика, 1996. – 139 с.
Работа защищена на оценку "7" с доработкой.
Уникальность 81 %.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 83.
В работе имеются следующие приложения:
Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда
Первичный эмпирический материал
Методические рекомендации по формированию социальной адаптации пожилых людей в посттрудовой период
В работе также имеются доклад и презентация
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты