Особенности проявления агрессии у подростков с различной степенью интернет зависимостью
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Особенности проявления агрессии у подростков с различной степенью интернет зависимостью»
по дисциплине: «Психология»
2017
251.00 BYN
Особенности проявления агрессии у подростков с различной степенью интернет зависимостью
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 55.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Статистические расчеты
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Рубрикаторы методик
ПРИЛОЖЕНИЕ В Бланки ответов испытуемых
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМ АГРЕССИИ И ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
1.1 Анализ современного состояния проблемы агрессии в психологии
1.2 Физиологические и психологические характеристики подросткового периода
1.2.1 Особенности проявления агрессии в подростковом возрасте
1.3 Анализ современного состояния проблемы интернет-зависимости в зарубежной и отечественной психологии
1.4 Факторы, способствующие развитию интернет-зависимости в подростковом периоде
Выводы по главе
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНЬЮ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬЮ
2.1 Определение доминирующих форм проявления агрессии в подростковом возрасте
2.2 Выявление степени проявления интернет-зависимости в подростковом возрасте
2.3 Определение различий в формах проявления агрессии у подростков в зависимости от степени проявления интернет-зависимости
2.4 Методические рекомендации по совершенствованию профилактики интернет-зависимости у подростков
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тенденцией к увеличению числа подростков, имеющих отклонения в поведении. Происходящие в нашей стране негативные изменения в системе ценностей, напряженная и неустойчивая социально-экономическая обстановка, сложившаяся в настоящее время, способствуют росту разного рода отклонений в личностном развитии и поведении детей. Дети подросткового возраста в силу своих психологических особенностей наиболее чувствительны к социально-психологическим стрессам.
Проявления агрессии встречаются в повседневной жизни ежедневно, что создает риск ее негативного воздействия на личность ребенка. Агрессивные проявления подростков или постоянное ожидание такого поведения от окружающих способствует ограничению активности ребенка, повышению тревожности, формированию заниженной или компенсированной самооценки, нарушению взаимоотношений в коллективе, социальной дезадаптации.
Актуальность профилактики интернет-зависимости у школьников связана с происходящей компьютеризацией, широким использованием компьютерных технологий во всех сферах жизни человека. Многие исследователи называют глобальную компьютеризацию, зависимость от компьютера и Интернета жизни болезнью ХХІ века. По причинам доступности компьютеров и сети Интернет интернет-зависимость получает широкое распространение и в нашей стране.
Сегодня компьютер является основным средством не только в работе взрослого человека, но и обучения и досуга современных школьников. Отмечается существенный рост значимости для современных подростков форм досуга, связанных с компьютером и Интернетом. Развитие компьютерных технологий как составная часть окружающей среды ребенка способно оказывать влияние на становление личностных и социально-психологических особенностей учащихся всех возрастов.
В подростковом возрасте, в то время, когда эмоциональная сфера ребенка весьма уязвима, зависимость от сети Интернет может разрушить психику ребенка, что, несомненно, вызываю чрезмерную тревогу и родителей и общества в целом, а также требует принятие мер по профилактике данной зависимости. Важным становится выявление факторов, способствующих формированию интернет-зависимости в подростковом возрасте, так как именно в этом возрасте на основе качественного изменения всей психической жизни перестраиваются прежние отношения ребёнка к миру и самому себе.
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМ АГРЕССИИ И ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
1.1 Анализ современного состояния проблемы агрессии в психологии
Во многих литературных источниках понятия «агрессия» и «агрессивность» употребляются как синонимичные. Однако, эти два термина означают различные явления. Под агрессией принято понимать любые действия, направленные на причинение ущерба другому. По мнению А.А. Реана, вред индивиду может наноситься и путем причинения вреда любому неживому объекту, состояние которого обусловливает физическое или психологическое благополучие человека [36, с. 27].
Агрессия представляет собой один из частных способов решения проблем, которые возникают в фрустрирующих ситуациях, способствующих появлению психической напряженности. Агрессивные способы преодоления трудностей могут носить прямой характер (акты поведения направленны на цель) и косвенный характер (направлены на другие объекты). Агрессия как форма поведения обусловлена комплексным личностным образованием, которое детерминирует и направляет реализацию агрессивного поведения [45, с. 11].
Агрессия представляет собой поведенческий акт или действие. При этом, агрессивное действие может быть:
– средством достижения значимой для субъекта цели;
– способом психической разрядки;
– средством удовлетворения фрустрированной потребности.
– самоцелью, удовлетворяющей потребность самоутверждении, что связно с «Я-концепцией» личности [14, с. 108].
Агрессию можно определить как форму девиантного поведения, под которым понимается поведение, которое не соответствует социальным нормам и ожиданиям. Агрессивное поведение, по мнению многих авторов, включается в классификацию девиантного поведения, так как оно причиняет вред самой личности или другому лицу. По мнению Е.В. Змановской, агрессия как внутренняя побудительная тенденция является неотъемлемой частью личностной динамики и в норме, так и при нарушениях личности [21, с. 127].
Агрессия, выступая в качестве психической реальности, имеет следующие характеристики:
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНЬЮ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬЮ
2.1 Организация и методики исследования
Эмпирическое исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа №32 г. Гомеля». Всего в исследовании приняли участие 30 человек учащихся 7-х классов в возрасте 13-14 лет.
Цель эмпирического исследования: выявить особенности проявления агрессии у подростков с различной степенью интернет-зависимости.
Гипотеза исследования: существует связь между агрессией и уровнем интернет-зависимости у подростков.
Этапы проведения эмпирического исследования:
1) на первом этапе проводился теоретический анализ по проблеме исследования, отбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) на втором этапе проводилось изучение особенностей проявления агрессии у подростков с различной степенью интернет-зависимости с помощью тестирования;
3) на третьем этапе проводилась математико-статистическая обработка данных с целью оценки достоверных различий между группами испытуемых, а также установления статистической связи между агрессией и уровнем интернет-зависимости у подростков.
Методы исследования: психодиагностическое тестирование, математико-статистическая обработка данных.
Для достижения цели были использованы следующие методики:
1. Методика «Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости» Л.Н. Юрьевой и Т.Ю. Больбот. Назначение методики: диагностика компьютерной зависимости. Опросник включает 11 вопросов, касающихся проявлений эмоционального состояния личности за компьютером или в Интернете, на которые необходимо выбрать один вариант ответа:1) никогда; 2) редко; 3) часто; 4) очень часто.
Критерии оценки уровня компьютерной зависимости:
От 0 до 15 баллов – отсутствие риска развития компьютерной зависимости;
От 16 до 22 баллов – стадия увлеченности компьютером и Интернетом;
От 23 до 37 баллов – риск развития компьютерной зависимости, что свидетельствует о необходимости проведения профилактических программ;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы показал, что агрессия – это любые действия, направленные на причинение ущерба другому. Агрессивность представляет собой личностное свойство, которое проявляется в готовности к акту агрессии, как черту характера. Агрессивность проявляется в форме агрессии, то есть соответствующим агрессивным поведением. Агрессивность представляет собой и форму враждебности, и динамическую характеристику адаптивности и активности. Согласно современным представлениям, агрессия может носить не только деструктивный, но и конструктивный характер. Психологическими детерминантами агрессии являются: личность, установка, гендер.
Подростковый возраст характеризуется глубокими как физиологическими, так и психологическими изменениями, и отличается особой склонностью подростков к разнообразным нарушениям в поведении, в том числе и в деструктивной агрессивности. В подростковом возрасте отмечается наличие и интенсивность гормональных и телесных изменений, развитие когнитивной и эмоционально-волевой сфер, самосознания, формирование рефлексии, самооценки. Подростковый возраст характеризуется глубокими как физиологическими, так и психологическими изменениями, и отличается особой склонностью подростков к разнообразным нарушениям в поведении, в том числе и в деструктивной агрессивности. Для подросткового возраста характерна смена форм проявления агрессивности.
Интернет-зависимость понимается как пристрастие к деятельности в сети Интернет, связанной с использованием компьютера, которое приводит к сокращению других видов деятельности, заметному ограничению общения с окружающими людьми. Актуальными психологическими направлениями является изучение факторов эмоционально-мотивационной привлекательности компьютерных игр, влияние компьютерных игр на интеллектуальное развитие, проблема позитивного и негативного влияния на личность. Основными группами факторов возникновения интернет-зависимости в подростковом периоде являются: биологические, психологические, социально-психологические и социальные факторы. Особенности возникновения интернет-зависимости в подростковом возрасте связаны с психологическими трудностями взросления, противоречивостью уровня притязаний и образа «Я», потребность в самоутверждении и самореализации, которые могут быть реализованы в сети. Стремление включиться в референтную группу, освободиться от негативных эмоций и переживаний, стремление проверить в себя, а также поиск новых
1. Абдрахманова, Э.В. Современные представления о факторах, способствующих формированию интернет-зависимости / Э.В. Абдрахманова // Актуальные вопросы современной психологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). – Краснодар: Новация, 2017. – С. 14-17.
2. Айвазова, А.Е. Психологические аспекты зависимости / А.Е. Айвазова. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 120 с.
3. Астраханцева, О.В. Тревожность и агрессивность у подростков с интернет-зависимостью / О.В. Астраханцева, Н.В. Семакина // Молодежь, наука, медицина. – М, 2017. – С. 232-233.
4. Бандура, А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс. – М.: Академия, 2004. – 320 с.
5. Бандура, А. Теория социального научения / А. Бандура. – СПб.: Евразия, 2000. – 322 с.
6. Банщикова, Т.Н. Агрессия как понятийный конструкт: объяснительные характеристики и виды / Т.Н. Банщикова // Концепт. – 2013. – № 1. – С. 196-201.
7. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия, контроль / Л.Берковиц. – М. : Прайм-Еврознак, 2005. – 512 с.
8. Братусь, Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. – М.: Мысль, 1988. – 302 с.
9. Бурова, В.А. Интернет-зависимость – патология XXI века? / В.А. Бурова // Научно-практический журнал «Вопросы ментальной медицины и экологии». – 2000. – № 1. – С. 11-13.
10. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб.: Питер, 2001. – 352 с.
11. Войскунский, А.Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета / А.Е. Войкунский // Психологический журнал. – 2004. – № 1. – С. 90–100.
12. Войскунский, А.Е. Психология и интернет / А.Е. Войскунский. – М.: Акрополь, 2010. – 231 с.
13. Гилеева, Н.С. К вопросу о профилактике интернет-зависимости у подростков / Н.С. Гилеева // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2016. – № 4 (26). – С. 136-139.
14. Гуляева, К.Ю. Агрессивность в подростковом возрасте / К.Ю. Гуляева // Омский научный вестник. – 2007. – № 3 (55). – С. 107–110.
15. Десятников, В.И. Лики скрытой депрессии / В.И. Десятников // Твое здоровье. – 1989. – № 3. – С. 66-68.
16. Долгова, А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте / А.Г. Долгова. – М.: Генезис, 2009. – 211 с.
17. Дрепа, М.И. Психологическая профилактика Интернет-зависимости у студентов: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / М.И. Дрепа. – Ставрополь: Северо-Кавк. Соц. Институт, 2010. – 19 с.
18. Егоров, А.Ю. Нехимические зависимости / А.Ю. Егоров. – СПб.: Речь, 2007. – 190 с.
19. Жичкина, А.Е. Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернет пользователей юношеского возраста: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.05 / А.Е. Жичкина. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2001. – 199 с.
20. Зимелева, З.А. Агрессивное поведение подростков и личность родителей / З.А. Зимелева // Психологическая наука и образования. – 2001. –№ 4. – С. 22-27.
21. Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы / Е.В. Змановская, В. Ю. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с.
22. Колотилова, И.В. Индивидуально-психологические характеристики подростков, увлеченных ролевыми компьютерными играми: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / И.В. Колотилова. – М.: РГСУ, 2009. – 22 с.
23. Корчагина, Г.И. Психологические условия ориентации старших школьников на позицию самоутверждения: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Г.И. Корчагина. – Калуга, 2000. – 19 с.
24. Крупнов, А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств / А.И. Крупнов // Вестник РУДН. – 2006. – № 1. – С. 63-73.
25. Кулина, Д.Г. Формирование и развитие интернет-зависимости: факторы риска / Д.Г. Кулина // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. – 2016. – № 1. – С. 35-46.
26. Лоскутова, В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств: автореф. дис. … канд. мед.наук: 14.00.18 / В.А. Лоскунова. – Новосибирск: НГМА, 2004. – 19 с.
27. Малыгин, В.Л. Интернет-зависимое поведение у подростков. Клиника, динамика, профилактика / В.Л. Малыгин. – М.: Арсенал образования, 2010. – 136 с.
28. Мельникова, М.Л. Агрессивное поведение делинквентных подростков : детерминанты и условия коррекции: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / М.Л. Мельникова. – Екатеринбург, 2007. – 19 с.
29. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Академия, 1999. – 456 с.
30. Никитин, А. В. Психологические особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте: автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.13 / А.В. Никитин. – М.: МПГУ, 2006. – 18 с.
31. Никитюк, Б.А. К вопросу о сенситивных, критических и кризисных периодах / Б.А. Никитюк, P.C. Черкасова // Труды ученых ГЦОЛИФКА: 75 лет: ежегодник. – М.: Смысл, 1993. – С. 252-260.
32. Нурмухаметова, И.Ф. Понимание агрессивности и возрастная динамика ее проявлений / И.Ф. Нурмухаметова, С.И. Галяутдинова // Вестник Башкирского ун-а. – 2010. – № 4. – С. 1326–1329.
33. Окунева, Л.И. Факторы, обусловливающие формирование кибераддикции у подростков / Л.И. Окунева // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 2. – С. 157-162.
34. Ольшанская, Е.В. Подростковая агрессия как фактор социальной адаптации: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / Е.В. Ольшанская. – М.: МОДН ГЛУ, 2000. – 19 с.
35. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. – М.: Академия, 2000. – 75 с.
36. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности / А.А. Реан // Психологический журнал. – 1996. – № 5. – С. 26–30.
37. Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. – М.: Флинта, 2003. – 439 с.
38. Смирнова, Е.А. Особенности семейного воспитания интернет-зависимости подростков / Е.А. Смирнова //Ярославский педагогический вестник. – 2013. – № 1. – С. 246-252.
39. Собкин, В.С. Подросток: виртуальная и социальная реальность. По материалам социологического исследования / В.С. Собкин, Ю.М. Евстигнеева // Труды по социологии образования. – М., 2001. – С. 65-69.
40. Титова, В.В. Интернет-зависимость: причины и механизмы формирования, диагностика, подходы к лечению и профилактике / В.В. Титова, А.Л. Катков // Педиатр. – 2014. - № 2. – С. 132-136.
41. Урсу, А.В. Сверхценное увлечение компьютерными играми детей и подростков. Распространенность и клинико-психопатологические проявления: автореф. дис. канд. мед. наук: 19.00.04 / А.В. Урсу. – Иваново: ИГМА, 2012. – 20 с.
42. Фрейд, З. Психология бессознательного / Пер. с нем. – М.: Наука, 1989. – 467 с.
43. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция: монография / И.А. Фурманов. – Минск: Ильин В.П., 1996. – 192 с.
44. Фурманов, И.А. Профилактика нарушений поведения в учреждениях образования / И.А. Фурманов, А.Н. Сизанов, В.А. Хриптович. – Минск: РИВШ, 2010. – 250 с.
45. Фурманов, И.А. Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения на подростковом и юношеском этапах онтогенеза: автореф. дис. … докт. психол. наук: 19.00.07 / И.А. Фурманов. – Минск, 1997. – 20 с.
46. Харламенкова, Н.Е. Самоутверждение подростка / Н.Е. Харламенкова. – М.: ИП РАН, 2007. – 384 с.
47. Хомерики, Н.С. Интернет-зависимое поведение у подростков: особенности личностных свойств и формирование интернет-зависимости // Вестник психотерапии. – 2013. – № 46 (51). – С. 100-109.
48. Шакирова, Л.И. Исследование мотивационной, эмоционально-волевой сферы и психофизиологических особенностей подростков с позиции влияния на них компьютерных игр агрессивного содержания: автореф. дис. … канд. психол. наук:19.00.07 / Л.И. Шакирова. – Казань: КГУ, 2006. – 20 с.
49. Шапкин, С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований / С.А. Шапкин // Психологический журнал. – 1999. – Т. 20. – № 1. – С. 86–102.
50. Шунчева, О.В. Особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте / О.В. Шунчева // Инновационная наука. – 2016. – № 2-4 (14). – С. 198–200.
51. Юрьева, Л.Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: монография / Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот. – Днепропетровск: Пороги, 2006. – 196 с.
52. Янг, К.С. Диагноз – Интернет-зависимость / К.С. Янг // Мир Internet. – 2000. – № 2. – С. 24-29.
53. Dollard, J. Frustration and aggression / J. Dollard, N. Miller, R. – Sears New Haven, 1964.
54. Goldberg, I. Internet Addiction Disorder (IAD) – Diagnostic Criteria, accessed / I. Goldberg , – San Diego, CA: Academic Press, 2007.
55. Griffiths, M.D. Internet addiction: Fact or fiction? / M.D. Griffiths // Psychologist. – 1999. – V.12. – № 5. – P. 246–250.
56. Kandell, J.J. Internet addiction on college campus: The vulnerability of college students / J.J. Kandell // CyberPsychol. Behavior. –1998. – Vol. 1. – № 1. – P. 11–17.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 55.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Статистические расчеты
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Рубрикаторы методик
ПРИЛОЖЕНИЕ В Бланки ответов испытуемых
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты