Адаптационные стратегии молодых спортсменов
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Диплом
на тему: «Адаптационные стратегии молодых спортсменов»
по дисциплине: «Социология»
2017
88.00 BYN
Адаптационные стратегии молодых спортсменов
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Социология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе имеется только первая глава.
Поделиться
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПОРТСМЕНОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
1.1 Адаптация как социальный процесс: понятие, сущность
1.2 Социально-психологический портрет молодых спортсменов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время проблема адаптации находится под пристальным вниманием большого числа исследователей различных сфер науки. Адаптация как непрерывный процесс общения и коммуникации, в котором человек вырабатывает новые способы активного участия с различными компонентами окружающей его действительности, рассматривается с различных сторон и не имеет в настоящий момент единого четкого определения [9].
Проблема адаптации в настоящее время затрагивает широкий спектр наук, которые занимаются этим вопросом, среди которых социология, психология, педагогика, экономика, медицина и многие другие. Довольно часто понятие «адаптация» относят к общенаучным. Так, например, по мнению Г.И. Царегородского, оно зарождается там, где есть точка соприкосновения разных наук, после чего оно распространяется на различные сферы естественно-биологических дисциплин и, возможно, даже на класс особых кибернетических систем [7].
Само понятие адаптации способствует возникновению знаний различных систем: природных, социальных и других. Вместе с некоторыми философскими категориями, общенаучные понятия объектов из различных наук объединяются в цельные теоретические конструкции. Однако многими исследователями отмечается, что целью социальной адаптации, как правило, является включение личности в уже сложившуюся систему отношений между индивидами. Это предусматривает вырабатывание личностью макетов поведения, которые отражают систему ценностей и норм, и определяют поведение в уже имеющейся культурной группе. Также адаптация предполагает, что личности необходимо приобретение умений и навыков межличностного общения, а также их развитие и закрепление. Проблему адаптации рассматривают большое количество исследователей, среди которых А. Адлер, З.И. Барабашева, В.П. Казначеев, Ф.З. Меерсон, Г. Селье, Д.Н. Узнадзе и другие. Разные авторы рассматривают данное понятие в различном ключе [3;12].
С точки зрения социологии, проблема адаптации также является достаточно актуальной. Под данным термином социология понимает состояние приспособления или сам процесс приспосабливания социальной системы (личности, социальной группы, организации, общности, института, общества, цивилизации и т.д.) к внутренним и внешним изменениям.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПОРТСМЕНОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
1.1 Адаптация как социальный процесс: понятие, сущность
Проблема адаптации в настоящее время затрагивает широкий спектр наук, которые занимаются этим вопросом, среди которых социология, психология, педагогика, экономика, медицина и многие другие. Довольно часто понятие «адаптация» относят к общенаучным. Так, например, по мнению Г.И. Царегородского, оно зарождается там, где есть точка соприкосновения разных наук, после чего оно распространяется на различные сферы естественно-биологических дисциплин и, возможно, даже на класс особых кибернетических систем. Само понятие адаптации способствует возникновению знаний различных систем: природных, социальных и других. Вместе с некоторыми философскими категориями, общенаучные понятия объектов из различных наук объединяются в цельные теоретические конструкции [22].
Для наиболее глубокого и полного понимания вопросов адаптации необходимо рассмотреть подходы к определению данного понятия.
Первоначально феномен адаптации использовался в биологической науке. Биология понимает под адаптацией приспособление организма (его строения и функций систем) к новым условиям существования. На понятии адаптации в биологии построена естественнонаучная теория Ч. Дарвина («теория естественного отбора»), который рассматривал адаптацию как движущую силу возникновения новых видов организмов в процессе приспособления к новым условиям. Считается, что человек унаследовал от животных способность адаптироваться к новым условиям окружающей среды. Эта способность запрограммирована в генетическом коде всех биологических систем организма, что связано с инстинктом самосохранения организма.
В энциклопедическом словаре термин «адаптация» также рассматривается как приспособление систем, способных к самоорганизации, к постоянно меняющимся условиям среды. Такое определение характерно в основном для медико-биологических аспектов этого процесса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1) Адаптация (социальная) это непрерывный динамический процесс общения и коммуникации, в котором люди, с помощью приспособления друг к другу, вырабатывают новые способы взаимодействия с различными компонентами социальной среды.
2) Большинство авторов выделяют различные уровни адаптации личности, среди которых биологический (фундаментальный), физиологический, психологический и социальный.
3) Целью социальной адаптации является включение личности в уже сложившуюся систему социальных отношений. Это предполагает выработку некоторых стереотипов поведения, принятых в данной системе и определяющих поведение в данной культурной группе.
4) Выделяют несколько этапов социальной адаптации индивида: Первый этап характеризуется небольшой включенностью личности в процесс адаптации к новой среде. Человек узнает ситуацию, знакомиться с атмосферой и обстановкой, устанавливает первые социальные контакты. На первой стадии устанавливается гармоничное равновесие между человеком и средой, они проявляют снисходительность по отношению к стереотипам поведения и ценностям друг друга. Вторая стадия называется псевдоадаптацией. На этой стадии может сочетаться внутреннее непринятие ценностей новой среды при внешнем демонстрировании адаптированности, могут возникать противоречия убеждениями и взглядами одной стороны и проявлением их с другой стороны. Человек уже понимает как нужно себя вести в новой среде, понимает нормы и правила поведения, однако внутренне из отвергает и возникает сопротивление. На третьей стадии приноровления происходит признание и принятие базовых ценностей и норм поведения, возникают взаимные уступки. Человек может отказаться от некоторых ценностей, при этом ограничивая в какой-то мере свою самостоятельность и свободу решений. Уподобление, как последняя, завершающая стадия, характеризуется психологической реорганизацией индивида. Происходит трансформация прежних взглядов и ориентаций, индивид действует в соответствии с новой ситуацией, возникает заметное изменение в моделях поведения.
1. Агеевец, В.У. Влияние спорта на воспитание интеллектуальных нравственных качеств и социальной активности личности /В.У. Агеевец, В.М. Выдрин // Спорт в современном обществе, М: Физкультура и спорт, 1980. – С. 117–118.
2. Алкемайер, Т. Социология спорта / Т. Алкемайер // Логос. – 2006. №3. – С. 141–146.
3. Андреенкова, Н.В. Проблемы социализации личности / Н.В. Андреенкова // Социальные исследования. – Вып.3. – М., 1970. – С. 11–22.
4. Артемьев, А. Социология личности / А. Артемьев. – М.: ООО Арбат XXI, 2002. – 256 с.
5. Байкова, М.А. Динамика ценностных ориентиров субъектов спортивной деятельности / М.А. Байкова // Научно-теоретический журнал «Ученые записки».-2011.-№5.-С. 16–18.
6. Бальсевич, В. К. Физическая культура: молодежь и современность / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. М.: ФиС, 1995. – № 4. – С. 2–8.
7. Верещагин, В.Ю. Философские проблемы теории адаптации человека / В.Ю. Верещагин. – Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 1988. –163,[с.
8. Виноградов, П.А. Социология физической культуры и спорта / П.А. Виноградов, В.И. Жолдак, В.И. Чеботкевич. – Пенза, Пензенский дом печати, 1995. – 96 с.
9. Волков, Г.Д. Адаптация и ее уровни / Г.Д. Волков, Н.Б. Оконская // Философия пограничных проблем науки. Вып. 7.-Пермь,1975.-С. 134-142.
10. Выдрин, В.М. Осмысление интегративной сущности физической культуры магистральный путь ее теории / В.М. Выдрин, Ю.Ф. Курамшин, Ю.М. Николаев // Теория и практика физической культуры. –1996.– № 5. – С. 59–62.
11. Выдрин, В.М. Теория физической культуры (культуроведческий аспект): учеб. пособие / В.М. Выдрин. Л., ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта. 1998. – 25с.
12. Гилинский, Я.И. Стадии социализации индивида / Я.И. Гилинский // Человек и общество. Проблемы социализации индивида. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1971. – С. 44–55.
13. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и сорта: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. – Москва: Издательский центр «Академия»., 2000. – 288 с.
14. Гуджер, Дж. Спорт как социологическое понятие // Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Часть 1. / Дж. Гуджер / Сост. В.И. Столяров, Н.Н. Чесноков, Е.В. Стопникова. – М.: Физическая культура, 2005. – С. 264–267.
15. Дичев, Т.Г. Методологические и социальные аспекты проблемы адаптации человека : автореф. дисс. канд. пед. наук /Т.Г. Дичев ; М., 1973. – 22 с.
16. Дубин, Б.В. Спорт в современных общества: пример России / Б.В. Дубин // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. – 2004. №2 (70). – С. 70–80.
17. Журавлев, А.Л. Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / А.Л. Журавлев, Л.Г. Дикая. – Москва: ПЕРСЭ, 2005. – 624 с.
18. Иванченко, Е.И. Теория и практика спорта / Е.И. Иванченко. – Мн.: Три четверти, 1996. – 129 с.
19. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с.
20. Каширин, В.П. Социологические исследования физической культуры и спорта / В.П. Каширин. – Витебск: Витеб. гос. Ун-т им. П.М. Машерова, 2005. – 266 с.
21. Кирсанов, В. Спорт как институт социализации молодежи / В. Кирсанов // Власть. – 2008. – №10. – С. 87–90.
22. Ковалева, А.И. Социализация личности: норма и отклонение / А.И. Ковалева. – М.: Институт молодежи, 1996. – 224 с.
23. Кошбахтиев, И.А. Характеристика студентов физкультурного вуза / И.А. Кошбахтиев, Д.К. Исмагилов // Молодой ученый. – 2015. – №3. – С. 876–879. – Режим доступа : https://moluch.ru/archive/83/15454. – Дата доступа 24.12.2017.
24. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л.П. Матвеев. – СПб.: Изд-во «Лань», 2005. – 384 с.
25. Мильштейн, О.А. Социальные проблемы формирования личности в спорте // Лекция для студентов институтов физ. культуры. – М.,1980.-46 с.
26. Пономарев, Н.И. Социология физической культуры / Пономарев Н.И. – СПб.: ГУФК им. П.Ф. Легафта, 1998. – 132 с.
27. Ротман, Д.Г. Белорусская молодежь на рубеже веков : штрихи к портрету / Д.Г. Ротман // Социология. – 2004. – №1. – С. 50–59.
28. Теория спорта / Под ред. В.Н. Платонова. – Киев: Вища школа, 1987. – 423 с.
29. Филимонова, С.И. Физическая культура и спорт – пространство, формирующее самореализацию личности / С.И. Филимонова. – М.: Изд-во «Теория и практика физической культуры», 2014. – 316 с.
30. Underwood, G. Categories of Adaptation / G. Underwood // Evolution [Electronic resource]. – 1954. – Vol.8. – P. 365–377. – Mode of access : http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/evo.1954.8.issue-4/issuetoc. – Date of access : 04.10.2017.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе имеется только первая глава.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты