ВВЕДЕНИЕ
Молодежь составляет четвертую часть населения страны и является мощным стратегическим ресурсом государства. Это та часть общества, которая вовлечена во все без исключения социальные процессы либо непосредственно, либо через свою семью. Ее духовные ценности и взгляды, нравственный облик оказывают все более заметное влияние на общество, на политические и общественные программы, на экономические процессы.
В Беларуси молодежь находится в центре внимания Главы государства, Правительства, республиканских и местных органов госуправления. В ежегодном Послании к белорусскому народу и Национальному собранию 21 апреля 2016 года Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко отметил, что система образования должна «во-первых, научить молодежь жить в нынешней насыщенной и очень информационной среде. Во-вторых, воспитывать нравственную личность, прививать чувство гражданской ответственности человеку с младых лет, чтобы каждый смог видеть разницу между добром и злом и выбирать именно ту положительную сторону любого явления. Речь идет, прежде всего, о системе патриотического, морально-этического и эстетического воспитания, которая требует всяческой поддержки развития в современных условиях» [42].
На сегодняшний день, досуговая деятельность, является одним из серьезных факторов формирования личности молодого человека. Ведь именно в условиях досуга наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки, а также имеют возможность проявить свой творческий потенциал. При правильной организации свободного времени, когда молодые люди активно отдыхают, образовываются и развиваются как личности, является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности или данной социальной группы.
Будучи частью свободного времени, досуг привлекает молодежь отсутствием регламентации и вольным выбором различных форм, демократичностью, эмоциональностью, возможностью сочетания различных видов деятельности. Именно в сфере досуга у молодежи появляется возможность самореализации, самовыражения. В сфере досуга гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Главное заключается в характере его использования, степени социальной насыщенности, прогрессивном содержании. Характер досуга зависит уже от самой личности, ее социальных потребностей и ценностей.
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОЛОДЕЖИ И МОЛОДЕЖНОЙ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Молодежь как социально-демографическая группа
В отечественном обществознании долгое время молодежь не рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа. Выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о классовой структуре общества, и противоречила официальной идеологической доктрине о его социально-политическом единстве.
Специфика молодежи как социально-демографической группы заключается в первую очередь тем, что она активно вступает в общественно-политическую, экономическую и культурную жизнь, становится субъектом общественных отношений. В этом жизненном периоде по существу в основном завершается процесс формирования социальной зрелости молодого человека.
Сегодня ученые определяют молодежь как группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в обществе.
Белорусский исследователь Н.Ю. Токова, изучив историческую ретроспективу вопроса, выделила три этапа в исследовании молодежной проблематики [59, с. 15]:
- «критический» (70-сер. 80-х гг. ХХ в.);
На данном этапе происходило изучение проблем молодежного движения. В литературе очень четко и ярко противопоставлялась молодежь капиталистических и социалистических стран. Основную часть исследований занимали идеологические установки молодежи.
- «аналитико-эмпирический» (сер. 80-х–90-е гг. ХХ в.);
Этот этап совпадает с развязкой «холодной войны», во время которой происходило переоценивание контркультурных процессов в США и странах Западной Европы. В данное время разрабатывались методики исследования молодежной субкультуры, изучался феномен неформальных молодежных организаций.
- «теоретический» (нач. ХХI в.).
На современном этапе происходит становление методологии и основных направлений изучения молодежной субкультуры.
ГЛАВА 2. МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА КАК ЧАСТЬ ОБЩЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Понятие и типология молодежных субкультур мира
Термин «субкультура» был введен в научный оборот относительно недавно, и споры о дефиниции данного понятия не утихают до сих пор. Так, С.И. Левиковой отмечается, что в справочной литературе до середины 80-х годов XX столетия этот термин найти не удастся [27, с. 28].
Т.Б. Щепанская обращает внимание на то, что изначально понятие «субкультура» по отношению к молодежи имело тот же смысл, что и понятия «контркультура», «андеграунд», «подземная культура», а именно «служило определением низовой культуры» [66, с. 51]. Автором приходит к выводу, что в период первоначального рассмотрения «молодежного бунта» 1950-1960-х гг. культура рассматривалась как привилегированная, элитарная, «созданная профессионалами и освященная традицией; все остальное – область повседневности, быта – рассматривалось как низовая, слабо охваченная культурой область [66, с. 52]. Следовательно, и молодежный бунт, направленный на отказ от доминирующей культуры, рассматривался как отказ от культуры вообще.
Впервые понятие «субкультура» было введено в научный оборот Т. Роззаком. В настоящее время существует множество определений данного понятия и различные подходы к его пониманию.
Так, по мнению А.В. Мудрика, субкультурой является целостное образование, включающее ряд разной степени выраженности следующие признаки – специфический набор ценностных ориентаций; норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений ее носителей; статусную структуру в реальных группах; иерархию предпочитаемых источников информации; своеобразные увлечения, вкусы; способы свободного времяпрепровождения; жаргон; фольклор и т.д. [37, с. 129]
При этом Л.Л. Супруновой молодежная субкультура рассматривается в качестве составной части общечеловеческой культуры. В подтверждение своей точки зрения автор приводит тот факт, что данный феномен развивается в конкретном цивилизационном и временном пространстве и на него влияют общие экономические и социокультурные факторы [36, с. 237].
С.К. Бодыревой субкультура определяется как особая сфера культуры, автономное целостное образование в структуре общечеловеческой культуры, которое отличается собственным ценностным строем, отношениями, нормами поведения [1, с. 8].
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМА НЕФОРМАЛЬНЫХ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ КАК ПРОЯВЛЕНИЙ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ
3.1 Признаки неформальных объединений
За последние годы в нашу речь влетело и укоренилось в ней теперь уже знакомое слово «неформалы». Пожалуй, именно в нем аккумулируются ныне подавляющее большинство так называемых молодежных проблем.
Большинство неформальных объединений и субкультур, функционирующих в Республике Беларусь, является частью международных неформальных движений молодежи, объединенных на основе общих ценностей, интересов и потребностей, без учета национальных различий, социальных и государственных идеологических ориентиров [31].
Неформальные молодежные объединения – это молодежные группы, которые возникают спонтанно и/или по чьей-либо инициативе для достижения общих целей их участников.
Неформальные объединения могут возникать на основе случайных факторов. Например, дворовая компания, группа сверстников может просто объединяться для каких-то общих целей или следовать за авторитетным лидером. Как мы уже определяли, идеологические ориентиры у различных неформальных субкультур разнообразные: некоторые субкультуры изначально ориентируют молодых людей на подрыв общественных устоев и порядка, другие, вроде бы, не имеют четких асоциальных целей, но представляют не меньшую опасность для их участников. Неформальные молодежные объединения являются объектами исследований современных ученых и педагогов-практиков. В Республике Беларусь еще не сформирована нормативная правовая, теоретическая и методическая база взаимодействия учреждений образования с неформальными субкультурами. Эти объединения требуют специального изучения, педагогической и психологической экспертизы на предмет их влияния на молодежь.
Особенностью неформальных объединений является добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определенной цели, идее. Вторая особенность этих групп – соперничество, в основе которого лежит потребность самоутверждения. Молодой человек стремиться сделать что-то лучше, чем другие, опередить в чем-то даже самых близких ему людей. Это приводит к тому, что внутри молодежные группы неоднородны, состоят из большого числа микрогруппировок, объединяющихся на основе симпатий и антипатий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. наиболее приемлемым можно считать следующее определение молодежи как социально-демографической группы в составе населения, выделяемой на основании двух составляющих – социального (интересы, ценности, статус и пр.) и демографического (возраст). Молодежь как социально-демографическая группа включает в себя людей в возрасте от 16 лет до 30-31 года.
Досуг является одной из базовых ценностей молодежи Беларуси и значимость ее возрастает. Досуг молодежи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально психологических особенностей.
Досуговая деятельность молодежи обусловливается социальными, биологическими, профессиональными и духовными потребностями. Причем первичными являются социальные и духовные интересы: эмоционального контакта, сопереживания; информации; в объединении усилий для совместных действий. Главная особенность досуговой деятельности молодежи – ярко выраженное стремление к психологическому комфорту в общении, стремлении приобрести определенные навыки общения с людьми различного социально-психологического склада;
2. в большинстве своем досуг молодежи развивается стихийно. Спрос на организованный досуг значительно превышает предложение учреждений, которые специализируются на его организации. Проблема видится не только в ограниченности материально-технической базы и в кадровом вопросе, но больше в том, что традиционные формы и методы, которые могут предложить учреждения досуга, отстают от запросов желающих творчески и с пользой для здоровья организовать свой досуг;
3. понятие «молодежной субкультуры» в научной литературе является до сих пор спорным и единая точка зрения на его природу отсутствует. Несмотря на то, что наукой выработано множество подходов, которые раскрывают сущность, функции и роль молодежных субкультур в настоящее время единая позиция и единое определение данного явления отсутствует.
В наиболее общем виде в наши дни под молодежной субкультурой большинство ученых понимают культуру определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм ценностей и стереотипов. При этом некоторые исследователи предпочитают употреблять этот термин во множественном числе, говоря, что молодежная субкультура отнюдь не едина.
1. Актуальные проблемы молодежной субкультуры: Сборник статей / под общей редакцией О.В. Красновой. – М.: МПСИ, 2008. – 304 с.
2. Акунина, Ю.А. Молодежные движения современной России: протест и созидание / Ю.А. Акунина // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2011. – № 3. – С. 127-132.
3. Алексеевич, Н.П. Основы социальной работы с подростками. Учебное пособие / Н.П. Алексеевич. – Мозырь : Белый ветер, 2016. – 250 с.
4. Алисова, А.П. Возрастная градация жизни человека: правовые и социальные аспекты / А.П. Алисова // Вестник БГУ. – 2015. – С. 14-19.
5. Басов, Н.Ф. Социальная работа с молодежью : учеб. пособие / Н.Ф. Басов. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010.-328 c.
6. Буйницкая, М.В. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе / М.В. Буйницкая // Вестник ГрГУ. – 2015. – № 5. – С. 29-34.
7. Государственная молодежная политика удерживает молодежь в стороне от политики. – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://belarusinfocus.info/by/regiyony/gosudarstvennaya-molodezhnaya-politika-uderzhivaet-molodezh-v-storone-ot-politiki. – Дата доступа: 16.11.2017.
8. Жаковска, М. Эволюция российской молодежной культуры / М. Жаковска // История и современность. – 2011. – № 2. – С. 194-206.
9. Медков, В.М. Демография / В.М. Медков. – Ростов н/Д. : «Феникс», 2002. – 448 с.
10. Гринченко, К.И. Особенности девиантного поведения подростков: социологический анализ. Автореф. дисс….канд. соц. Наук / К.И. Гринченко. – Витебск, 2015. – 156 с.
11. Данилова, Е.А. Социодинамика ценностей молодежи Республики Беларусь / Е.А. Данилова. // Социология. – 2008. – № 4. – С. 99-107.
12. Данилова, Е.А. Трансформация базовых ценностей молодежи Республики Беларусь: социологический анализ : автореф. дис. … канд. социол. наук : 22.00.01 / Е.А. Данилова ; Бел. гос. ун-т. -Минск,2009.-19 с.
13. Динамика ценностных ориентаций молодежи в трансформирующемся обществе / Е.М. Бабосов, С.Е. Бабосов, Ю.М. Бубнов и др.; Под ред. Е.М. Бабосова; Ин-т социологии Нац. акад. наук Беларуси, Белорус. респ. фонд фундам. исслед. – Минск : Соврем. слово, 2001. – 159 с.
14. Дыщенко, А.А. Агрессивный подросток: особенности педагогического взаимодействия / А.А. Дыщенко // Педагогика. – 2015. – № 5. – С. 37-39.
15. Зотов, М.В. Девиантология (Психология отклоняющего поведения) / М.В. Зотов. – Полоцк : Типография «Наследие Скорины», 2015. – 450 с.
16. Иваненко, С.П. Проблемы социализации современной молодежи / С.П. Иваненко. – Оренбург, 1999. – 348 с.
17. Ильина, Н.М. Формы досуга современной молодежи / Н.М. Ильина // Эврика – 2014: сб. научн. работ [Электронный ресурс] / ГрГУ им. Я. Купалы ; редкол.: В.П. Тарантей (отв. ред.) [и др.]. – Гродно : ГрГУ, 2014. – С. 51-59.
18. Ильинский, И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория / И.М. Ильинский. – М.: Голос, 2001. – 696 с.
19. Ионин, Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие / Л.Г. Ионин. – М.: Логос, 2000. – 430 с.
20. Кабадейцева, О.В. Эволюция понятия «досуг молодежи» в истории социологических коцепций / О.В. Кабадейцева // Современные исследования социальных проблем. – 2011. – № 3. – Том 7. – С. 36-60.
21. Карпиленя, С.С. Молодежная субкультура как способ социализации молодежи в условиях модернизации российского общества. Автореф. ... дис. канд. соц. наук / С.С. Карпиленя / ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет». – Ростов-на-Дону, 2009. – 34 с.
22. Клейберг, Ю.А. Девиантное поведение : синтагма, онтология, эпистемиология / Общество и право. – 2015. – № 1. – С. 262-269.
23. Ковальчук, С.Ю., Линченко, С.А. Особенности социологического исследования неформальных молодежных объединений в Волгоградском регионе / С.Ю. Ковальчук, С.А. Линченко // Вестник Волгоградского государственного университета. – Серия 7. – 2011. – № 3(15). – С. 159-164.
24. Корниенко, Т.В. Культура досуга современной молодежи. Проблемы и перспективы развития / Т.В. Корниенко // Вестн. КазГУКИ. – 2016. – № 1. – С. 62-65.
25. Крившенко, Л.П. Педагогика: учебник / Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2012. – 432 с.
26. Латышева, Т.В. Феномен молодежной субкультуры: сущность, типы / Т.В. Латышева // Социологические исследования. – 2010. – № 6. – 45 с.
27. Левикова, С.И. Молодежная субкультура: учебное пособие / С.И. Левикова. – М.: Фаир-Пресс, 2004. – 608 с.
28. Лекомцева, Е.Н. Неформальные объединения молодежи как социальное явление / Е.Н. Лекомцева // Ярославский педагогический вестник. – 2007. – № 2. – С. 51-55.
29. Лузина, Л.М., Владимирская, Е.А. Подростковая субкультура. Приглашение к диалогу / Л.М. Лузина, Е.А. Владимирская // Известия ВГПУ. – 2008. – № 9. – С. 30-32.
30. Медков, В.М. Демография / В.М. Медков. – Ростов н/Д. : «Феникс», 2002. – 448 с.
31. Милиция считает молодежные субкультуры опасными для общества? – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://news.tut.by/society/284681.html. – Дата доступа: 16.11.2017.
32. Михайлов, В.С. Молодежные субкультуры в современном белорусском обществе / В.С. Михайлов // Социокультурная динамика современной Беларуси. – Секция VII. – 2012. – С. 386-389.
33. Молодежные субкультуры / Т.Г. Исламшина, О.А. Максимова, А.Л. Салагаев [и др.]. – Казань: Изд-во Казан, гос. технол. ун-та, 1997. – 116 с.
34. Молодежь в зеркале социологии. БРСМ. Молодежь Беларуси. Интернет-портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://brsm.by/news/molodezh-v-zerkale-sotsiologii/. – Дата доступа: 08.12.2017.
35. Молодежь в зоне риска / под ред. О.А. Павловской. – Минск : Изд. дом «Белорусская наука», 2015. – 770 с.
36. Мосиенко, Л.В. Исследование молодежной субкультуры: аксиологический аспект / Л.В. Мосиенко // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2011. – № 2(121). – С. 236-242.
37. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / А.В. Мудрик. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с.
38. Муравьева, В.Е. Агрессивное поведение подростков / В.Е. Муравьева // Вопросы психологии. – 2013. – № 6. – С. 22-25.
39. Муравьева, Л.Р. Молодежь как объект исследования / Л.Р. Муравьева. // Социология сегодня. – 2014. – № 3. – С. 24-27.
40. Нечаев, С.А. Профилактическая работа в школе по предупреждению вовлечения подростков в неформальные молодежные объединения / С.А. Нечаев // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 3. – С. 331-338.
41. Обращение с ежегодным Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию 21 апреля 2016 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://president.gov.by/ru/news_ru/view/aleksandr-lukashenko-21-aprelja-obratitsja-s-ezhegodnym-poslaniem-k-belorusskomu-narodu-i-natsionalnomu-13517/. – Дата доступа: 06.12.2017.
42. Ольшанский, Д.В. Неформалы: групповой портрет в интерьере / Д.В. Ольшанский. – М. : Педагогика, 1990. – 631 с.
43. Опарин, Г.А. Досуг молодежи / Г.А. Опарин. // Вестник ГрГУ. – 2015. – С. 56-64
44. Осипов, Д.О. Молодежь как социально-демографическая группа: проблемы периодизации / Д.О. Осипов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – 6. – С. 67-77.
45. Панфилова, Е.В. Ценности культуры досуга студенческой молодежи: результаты исследования / Е.В. Панфилова // Молодой ученый. – 2012. – №8. – С. 278-283.
46. Патенов, В.В. Изучение девиаций в социальной психологии / В.В. Патенов // Молодой ученый. – 2014. – № 1. – Том 2. – С. 63-69.
47. Платонова, А.Д. Досуг молодежи: предпочтения, направленность, тенденции / А.Д. Платонова // Вестн. ВГМУ. – 2016. – С. 35-45.
48. Попова, А.С. Сфера досуга молодежи в современном мире / А.С. Попова // Молодой ученый. – 2014. – №11. – С. 220-223.
49. Психологические проблемы изучения неформальных молодежных объединений: Сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ общ. и пед. психологии; редкол.: Д.И. Фельдштейн, Л.А. Радзиховский (отв. редакторы), А.И. Мазуров. – М.: АПН СССР, 1988. – 160 с.
50. Романова, В.И. Тенденции молодежного досуга / В.И. Романова // Весн. Магiлёýскага дзярж. ун-та iмя А.А. Куляшова. – 2016. – № 6. – С. 54-69.
51. Рулицкая, М.М. Молодежь и молодежная субкультура / М.М. Рулицкая. // Вестник ВГУ. – 2014. – С. 31-35.
52. Савич, О.О. Организация молодежного досуга / О.О. Савич // Вестник БГУ. – 2013. – С. 66-68.
53. Сворог, А.Д. Социально-демографические характеристики молодежи / А.Д. Сворог. // Здравоохранение. – 2015. – №11. – С. 35-39.
54. Смаргович, И.Л. Основы культурно-досуговой деятельности : учеб.-метод. пособие / И.Л. Смаргович; Мин-во культуры Респ. Беларусь, Белорус, гос. ун-т культуры и искусств. – Минск : БГУКИ, 2013. – 174 с.
55. Советский энциклопедический словарь. – М. : «Советская энциклопедия», 1981. – 1600 с.
56. Соколов М. Субкультурное измерение социальных движений: когнитивный подход // Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга / под ред. В.В. Костюшева. – СПб.: Норма, 1999. – С. 9-23.
57. Социальная работа: Теория и организация / П.П. Украинец, С.В. Лапина, С.Н. Бурова [и др.]. – Минск : ТетраСистемс, 2005. – 288 с.
58. Стринадко, Ю.В. Социальная работа. Учебник / Ю.В. Стринадко. – Витебск : ВГУ, 2014. – 310 с.
59. Токова, Н.Ю. Молодежная субкультура и ее региональные аспекты / Н.Ю. Токова. – Могилев : МГУ им. Кулешова, 2003. – 76 с.
60. Толстых, А.В. Взрослые и дети: парадоксы общения / А.В. Толстых. – М.: Педагогика, 1988. – 128 с.
61. Фирсина, П.С. Молодежный досуг: проблемы и тенденции / П.С. Фирсина // Педагогическая наука. – 2016. – С. 36-39.
62. Фомина, А.П. Базовые ценности молодежи Республики Беларусь. Социологическое исследование / А.П. Фомина. – Минск : БГУ, 2012.-52 с.
63. Шабанов, Л.В. Молодежная субкультура: социально-философский анализ : автореф. дис. … докт. фил. наук : 24.00.01 / Л.В. Шабанов. – Томск, 2007. – 49 с.
64. Шабанов, Л.В. Социально-психологические характеристики молодежных субкультур: социальный протест или вынужденная маргинальность / Л.В. Шабанов. – Томск: Томский государственный университет, 2005. – 399 с.
65. Шарковская, Н.В. Инновационные формы организации досуга студенческой молодежи / Н.В. Шарковская // Вестн. МГУКИ. – 2015. – №4. – С. 136-141.
66. Щепанская, Т.Б. Система: тексты и традиции субкультуры / Т.Б. Щепанская. – М.: ОГИ, 2004. – 286 с.
67. ЮНЕСКО. О молодежной программе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.unesco.org/new/ru/social-and-human-sciences/themes/youth/about-youth/. – Дата доступа: 08.12.2017.
68. Яковец, В.К. Влияние субкультур на молодежную культуру Республики Беларусь / В.К. Яковец // Репозиторий БГУКИ. – 2016. – С. 1396-1401.