Социально-педагогическое сопровождение выпускников детских интернатных учреждений
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Социально-педагогическое сопровождение выпускников детских интернатных учреждений»
по дисциплине: «Социальная работа»
2017
251.00 BYN
Социально-педагогическое сопровождение выпускников детских интернатных учреждений
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Социальная работа
Организация: Вспомогательная школа-интернат №7 г. Минска
Работа защищена на оценку "7" с доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 69.
В работе имеются следующие приложения:
Методы диагностики личности подростка. Опросник В.М. Русалова
Методика диагностики склонности к преодолению социальных норм и правил
Анкета по изучению готовности к самостоятельной жизни
Беседа-опрос учащихся: «Правонарушения и ответственность»
Тренинг: «Я в мире. Мир во мне»
Занятие «Я и конфликт»
В работе также имеются доклад и презентация.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКИХ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
1.1. Социально-психологические и социально-педагогические характеристики выпускников детских интернатных учреждений
1.2. Понятие социально-педагогического сопровождения
1.3. Особенности социально-педагогического сопровождения выпускников детских интернатных учреждений
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
2.ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКИХ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
2.1. Организация, методы и методика исследования
2.2. Особенности профессионального самоопределения выпускников школы-интерната
2.3 Основы коррекционно-развивающей работы по подготовке выпускников интерната к самостоятельной жизни
2.4 Анализ и оценка эффективности социально-педагогической работы
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Одной из самых серьёзных социальных проблем является увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, в частности резкое возрастание социального сиротства (при живых родителях). Сегодня таких детей-сирот свыше 500 тыс. Причины социального сиротства – рост случаев лишения родительских прав (ок. 25%), отказ родителей от ребенка и передача государству родительских прав (60%), временное помещение детей родителями в детские дома и дома ребенка вследствие тяжелого материально-экономического положения семьи (15%). В случае лишения родительских прав в подавляющем большинстве семей (более 90%) отец и мать страдают алкоголизмом. Добровольный отказ от родительства чаще всего обусловлен болезнью ребенка, тяжелыми материальными и бытовыми условиями, обычно в неполной семье [10].
Существующая на протяжении многих десятилетий и до настоящего времени система попечения детей-сирот в Республике Беларусь представляет собой систему государственного содержания сирот. Проведенные психолого-педагогические исследования, а также опыт воспитания детей в учреждениях закрытого типа показывает, что данная система объективно приводит к поддержанию сиротства как явления, а не к его предупреждению и ликвидации. Государством в последние годы выделяются немалые средства для формирования новых структур и новых служб профилактической и социально-реабилитационной помощи детям-сиротам [7].
За рубежом накоплен определенный положительный опыт жизнеустройства осиротевших детей или детей, оставшихся без родительского попечительства, в семью – это система Г. Гмайнера SOS Киндердорф (Австрия), Фостеровская семья (США), Концепция приемной семьи (Швейцария) и др. В Белоруссии альтернативным государственным учреждением модели жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей по-прежнему остается опекунство, приемные семьи, семейные воспитательные группы, патронатное воспитание.
Проблемы детей-сирот исследовали такие авторы как Дементьева И., Ослон В.Н., Брускова Е.С.. Социальную работу с детьми-сиротами исследовали Олиференко Л.Я., Гурко Т.А., Н.П. Иванова. Вопросы социально-педагогического сопровождения рассматривались в работах И.В. Дубровиной, Е.П. Казаковой, С.Г. Муравьева, Л.М. Шипицина, И. Трус и др.
Актуальность этой темы дипломной работы состоит в том, что модель социально-педагогического обеспечения выпускников интернатных учреждений является малоизученной.
Так, например, остается под контролем система социальной поддержки, которая объективно приводит к поддержанию сиротства как явления, а не к его предупреждению и ликвидации.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКИХ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
1.1 Социально-психологические и социально-педагогические характеристики выпускников детских интернатных учреждений
Исследования зарубежных и отечественных ученых (И.Д. Бех, Е.С. Брускова, Т.А. Гурко, И. Дементьева, Л.Я. Олиференко, В.Н. Ослон и др.) показывают, что условия социализации детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях и испытавших раннюю депривацию, обуславливают искажение процесса формирования личности. Среди последствий депривации и взросления в интернатном учреждении – задержка общего развития, нарушение формирования коммуникативных навыков, эмоциональная нестабильность, развитие комплекса личностных проблем и некорректное усвоение социальных установок.
Кроме того, в условиях закрытого учреждения у воспитанников формируется жесткое внутреннее обособление и противопоставление себя окружающему социуму, вырабатывается стратегия избегания контактов с окружающими людьми, что в дальнейшем не позволяет эффективно строить взаимоотношения с другими людьми.
Основными направлениями социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, являются социальная профилактика, социальная реабилитация и социальная адаптация. Однако именно последняя в работе с данной категорией детей, в силу специфики их психоэмоционального развития и особенностей воспитания в учреждениях государственного попечения, занимает ведущее место. Именно с её помощью происходит решение целого комплекса проблем, с которыми сталкиваются воспитанники и выпускники интернатных учреждений.
В современной научной литературе проблемы адаптации рассматриваются в нескольких направлениях: биологическом, медицинском, педагогическом, социологическом, психологическом, профессиональном.
Дж. Боулби указывает на то, что термин исходит от латинского «adaptio» ‒ приспособление. Адаптироваться к любой ситуации – это значит уверенно противостоять негативным влияниям, активно проявляя себя в конкретной деятельности как целеполагающую творческую личность [7].
Социальная адаптация означает одновременно процесс и состояние. Она имеет ввиду видоизменение с целью приспособления к изменившимся обстоятельствам и гибкость в связи с этим. Чаще всего социальная адаптация трактуется как принятие и выполнение обычных требований общества и своих личных отношений с другими без ненужного напряжения и сопротивления.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКИХ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
2.1 Организация, методы и методика исследования
В процессе прохождения преддипломной практики нами была осуществлена работа с учащимися-правонарушителями, обучающимися в ГУО «Вспомогательная школа-интернат №7 г. Минска».
ГУО «Вспомогательная школа-интернат №7 г. Минска» была открыта в 1986 году для более полного социального и психофизического развития детей с недостатками психофизического развития и является на сегодня единственным учреждением для данного контингента детей в Минске и Минской области.
Коллектив школы (более 100 человек) на 70% состоит из педагогов-дефектологов первой и высшей категории, имеющих стаж работы более 20 лет.
Проблема школы: создание индивидуального пространства для гармоничного развития личности учащихся с особенностями психофизического развития с целью их успешной адаптации к жизни в современном обществе.
Цель: повышение уровня ключевых компетенций учащихся путём всестороннего развития их личности, совершенствование системы здоровьесберегающей образовательной среды, обеспечивающей сохранение психосоматического здоровья всех участников образовательного процесса и направленной на формирование стремления к здоровому образу жизни.
Задачи:
1. Определить технологии, методы и средства формирования ключевых компетенций учащихся через личностно-ориентированное компетентностно-направленное обновление образовательного процесса.
2. Обеспечить качественное образование на основе компетентностного подхода путём использования принципа развивающего и дифференцированного обучения.
3. Мотивировать педагогический коллектив на развитие профессиональной компетенции педагогов в процессе управления познавательной деятельностью учащихся.
4. Способствовать созданию адаптивной образовательной среды, учитывающей особенности психофизического развития каждой категории учащихся.
5. Совершенствовать систему здоровьесберегающей образовательной среды, учитывающей адаптационные резервы детского организма, обеспечивающей сохранение психосоматического здоровья всех участников образовательного процесса и направленную на формирование стремления к здоровому образу жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературы и других источников по теме дпломной работы позволил нам сделать следующие выводы:
1. Исследования зарубежных и отечественных ученых показывают, что условия социализации детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях и испытавших раннюю депривацию, обуславливают искажение процесса формирования личности. Среди последствий депривации и взросления в интернатном учреждении – задержка общего развития, нарушение формирования коммуникативных навыков, эмоциональная нестабильность, развитие комплекса личностных проблем и некорректное усвоение социальных установок.
2. Педагогическое сопровождение является не просто суммой разнообразных диагностических и коррекционных методов, но и выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Носителем проблемы развития ребенка в каждом конкретном случае выступает и сам ребенок, и его родители, и ближайшее окружение.
3. Социально-педагогическая работа с выпускниками детских интернатных учреждений включает в себя два этапа: подготовка воспитанников к выходу в самостоятельную жизнь; сопровождение выпускников в течение 1-3 лет после их выхода из учреждения.
В спектр основных направлений подготовки выпускников детских домов и школ-интернатов к самостоятельному жизнеустройству входит: защита личных и имущественных прав и интересов выпускника; диагностика готовности выпускников к самостоятельной жизни в обществе (аттестация); социально-педагогическая помощь в жизненном самоопределении.
Анализируя результаты исследования личностных особенностей подростков экспериментальной группы можно сказать следующее: проявление всех свойств темперамента в учебной деятельности: энергичность – 27% – сильно развито; 45% – средне развито; 28% – слабо развито; пластичность – 9% – сильно развито; 46% – средне развито; 27% – слабо развито; 18% – не развито; темп – 45% – сильно развито; 46% – средне развито; 9% – слабо развито; эмоциональность – 36,5% – сильно развито; 27% – средне развито, 36,5% – слабо развито; проявление свойств темперамента в общении: социальная энергичность: 18% – сильно развито; 64% – средне развито; 18% – слабо развито; социальная пластичность: 36% – средне развито; 55% – слабо развито; 9% – не развито; социальный темп: 27% – сильно развито; 55% – средне развито; 18% – слабо развито; социальная эмоциональность: 36,6% – сильно развито; 36,5% –средне развито; 18% – слабо развито.
1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.
2. Березин, Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека Ф.Б. Березин. – Л.: Наука, 1988. – 267 с.
3. Борытко, Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография / Н.М. Борытко; науч. ред Н.К. Сергеев. – Волгоград: Перемена 2001. – 181 с.
4. Боулби, Дж. Привязанность: пер. с англ. / Дж. Боулби; общ. ред. и вступ. статья Г.В. Бурменской. – М.: Гардарики, 2003. – 477с.
5. Газман, О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы / О.С. Газман. – М.: МИРОС, 2002. – 296 с.
6. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи: монография / Е.И. Головаха. – Киев: Наукова Думка, 1988. – 144 с.
7. Жизненное самоопределение учащихся Республики Беларусь: опыт социологического исследования; отв. науч. ред. А.И. Левко; науч. ред. В.П. Плиско. – Минск, 1995. – 138 с.
8. Жмыриков, А.Н. Диагностика социально- психологической адаптированности личности в новых условиях деятельности и общения: автореф. … дис. д-ра.психол. наук: 19.00.01 / А.Н. Жмыриков. – Л., 1989. – 15 с.
9. Залыгина, Н.А. Методологические проблемы социологического изучения жизненного самоопределения учащихся, пострадавших от Чернобыльской катастрофы: автореф. … дис. канд. социол. наук: 22.00.01 / Н.А. Залыгина – Минск, 1996. – 22 с.
10. Зарецкий, В.К. Пути решения проблемы сиротства в России / В.К. Зарецкий, М.О. Дубровская [и др.]. – М.: ООО «Вопросы психологии», 2002. – 208 с.
11. Кон, И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
12. Конев, В.А. Онтологические особенности мира человека / В.А. Конев. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2003. – 72 с.
13. Корчак, Я. Как любить ребенка / Я.Корчак. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005. – 384 с.
14. Кузнецов, П.С. Адаптация как функция развития личности / П.С. Кузнецов. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1991. – 76 с.
15. Кузнецова, Т.Ю. Социальная адаптация выпускников детских домов: дис…канд. социолог. наук. 22.00.01. [Электронный ресурс] / Т.Ю. Кузнецова. – М.: РГБ, 2003. – 180 с.
16. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. / А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1983. – Т. 2.
17. Лишенные родительского попечительства: хрестоматия / В.С. Мухина [и др.]; ред.-сост. В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.
18. Лузина, Л.М. Как помочь школьнику в жизненном самоопределении / Л.М. Лузина // Воспитание школьников. – 2003. – № 10. – С. 24-27.
19. Опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства, в современных условиях: монографии / Под ред. В.И. Жукова. – М.: Издательство РГСУ, 2009. – 452 с.
20. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. - 3-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 560 с.
21. Ослон, В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья / В.Н. Ослон. – М.: Генезис, 2006. – 368 с.
22. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин, Е.А. Александрова и др.; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой; науч. ред. Н.Б. Крылова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 288 с.
23. Прикладная социальная психология; под ред. А.Н. Сухова и А.А. Деркача. – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. – 688 с.
24. Прихожан, А.М. Психология сиротства / А.М. рихожан, Н.Н. Толстых. – 2-е изд.– СПб.: Питер, 2005. – 400 с.
25. Проблемы социальной поддержки выпускников интернатных учреждений и пути ее совершенствования: материалы круглого стола 22 марта 2011 года / Под. ред. Л.В. Мардахаева. – М.: Издательство РГСУ, 2011. – 150 с.
26. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
27. Сафин, В.Ф. Психология самоопределения личности: учеб. пособие / В.Ф. Сафин / Свердл. пед. ин-т. – Свердловск: Свердловский педагогический институт, 1986. – 142 с.
28. Семья, Г.В. Основы социально-психологической защищенности выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. – М.: БФРГТЗ «СЛОВО», 2001. – 142 с.
29. Семья, Г.В. Социально-профессиональная адаптация выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при первичном трудоустройстве: методические рекомендации / Семья Г.В., Владимирова Н.В., Зайцева Н.Г. – М.: Изд. БФРГТЗ «СЛОВО», 2006 – 105 с.
30. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений; авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368 с.
31. Сопровождение развития детей-сирот: психолого-педагогические проблемы / сост. О.Ф. Горбунова, Е.А. Калягина. – Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2008. – 238 с.
32. Технология социальной работы: Учебник / Под ред. Е.И. Холостовой, Л.И. Кононовой. – М.: Изд-во Юрайт, 2011. – 503 с.
33. Толстых, Н.Н. Развитие временной транспективы и способности к целеполаганию у школьников 15-17 лет / Н.Н. Толстых // Воспитание школьников. – 1997. – № 4. – С. 21-24.
34. Трус, И. Модель социально-педагогического сопровождения подростков с акцентуациями характера / И. Трус // Воспитание школьников. – 2002. – №7. – С. 26-30.
35. Тюрина, Э.И. Социальная работа с семьей и детьми: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Э.И. Тюрина, Н.Ю. Кучукова, Е.А. Пенцова – М.: Издательский центр «Академия», 2009 – 288 с.
36. Хациева, М.А. Педагогические условия формирования жизненных планов подростков-воспитанников детских домов семейного типа: монография / М.А. Хациева. – Кемерово: Изд-во ОблИУУ, 1999. – 119 с.
37. Шипицына, Л.М. Психология детей-сирот: учебное пособие / Л.М. Шипицына. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. – 628 с.
38. Яковлева, В.А. Теория личности как методологическая основа процесса формирования жизненных компетенций у выпускников общеобразовательных школ-интернатов / В.А. Яковлева Духовность личности: методология, теория и практика: сборник научных трудов. – Луганск: изд-во ВНУим. В.Даля, 2011. – С. 220-228.
39. Trygged, Sven. Orphaned children in Belarus / Sven Trygged, V.Martynova, A.Lawrovich, T.Mikhnevich [ed]. – Stockholm University, 2005. – 84 с.
Работа защищена на оценку "7" с доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 69.
В работе имеются следующие приложения:
Методы диагностики личности подростка. Опросник В.М. Русалова
Методика диагностики склонности к преодолению социальных норм и правил
Анкета по изучению готовности к самостоятельной жизни
Беседа-опрос учащихся: «Правонарушения и ответственность»
Тренинг: «Я в мире. Мир во мне»
Занятие «Я и конфликт»
В работе также имеются доклад и презентация.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты