Адаптационные стратегии молодых спортсменов
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Диплом
на тему: «Адаптационные стратегии молодых спортсменов»
по дисциплине: «Социология»
2018
251.00 BYN
Адаптационные стратегии молодых спортсменов
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Социология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 39.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПОРТСМЕНОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
1.1 Адаптация как социальный процесс: понятие, сущность
1.2 Социально-педагогическая адаптация студентов – спортсменов
1.3 Социально-психологический портрет молодых спортсменов
ГЛАВА 2 Социальные факторы и механизмы формирования интереса к спортивной карьере у студенческой молодежи
2.1 Спорт как институт социализации студенческой молодежи
2.2 Ценностные ориентации в системе спортивных мотиваций студентов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время проблема адаптации находится под пристальным вниманием большого числа исследователей различных сфер науки. Адаптация как непрерывный процесс общения и коммуникации, в котором человек вырабатывает новые способы активного участия с различными компонентами окружающей его действительности, рассматривается с различных сторон и не имеет в настоящий момент единого четкого определения [9]. Однако многими исследователями отмечается, что целью социальной адаптации, как правило, является включение личности в уже сложившуюся систему отношений между индивидами. Это предусматривает вырабатывание личностью макетов поведения, которые отражают систему ценностей и норм, и определяют поведение в уже имеющейся культурной группе. Также адаптация предполагает, что личности необходимо приобретение умений и навыков межличностного общения, а также их развитие и закрепление. Проблему адаптации рассматривают большое количество исследователей, среди которых А. Адлер, З.И. Барабашева, В.П. Казначеев, Ф.З. Меерсон, Г. Селье, Д.Н. Узнадзе и другие. Разные авторы рассматривают данное понятие в различном ключе [3;5].
С точки зрения социологии, проблема адаптации также является достаточно актуальной. Под данным термином социология понимает состояние приспособления или сам процесс приспосабливания социальной системы (личности, социальной группы, организации, общности, института, общества, цивилизации и т.д.) к внутренним и внешним изменениям. Эти изменения происходят путем изменения как социальных стереотипов поведения, личностных ценностей человека, так и внутренней структуры самой системы и функций [17].
Объект данного исследования ¬ — адаптационные стратегии.
Предмет — адаптационные стратегии молодых спортсменов.
Цель исследования — проанализировать адаптационные стратегии молодых спортсменов.
Задачи исследования:
1) Дать определение понятия «адаптация»;
2) Описать социально-психологические характеристики молодых спортсменов;
3) Раскрыть сущность спорта как института социализации;
4) Выявить ценностные ориентации в системе спортивных мотиваций студентов.
Спортивная деятельность в настоящее время представляет собой одну из сфер деятельности, где человек может выразить совершенство с помощью своих физических возможностей с целью достижения конкретных результатов. Благодаря высокому уровню конкуренции, эта деятельность обладает высокой мотивацией, четкими критериями оценки результатов, требует высокой активности от человека. Спорт формирует возможности для адаптации человека с различных сторон, в том числе помогает развивать и социальные стороны [16].
Спорт, как один из институтов социализации человека, играет значительную роль в жизни современных молодых спортсменов. Важно изучение спорта как института социализации молодых спортсменов, так как именно в данный возрастной период закладывается система ценностей и формируется мировоззрение юношей и девушек [10].
Теоретическая значимость данной работы заключается в обогащении знаний и дополнении социологических исследований, связанных с адаптационными стратегиями молодежи. А также значимость заключается в значительном вкладе в сферу исследования мотивационной и ценностной структуры молодых спортсменов, их социально-психологических характеристик и стратегиям адаптации.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПОРТСМЕНОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
1.1 Адаптация как социальный процесс: понятие, сущность
Проблема адаптации в настоящее время затрагивает широкий спектр наук, которые занимаются этим вопросом, среди которых социология, психология, педагогика, экономика, медицина и многие другие. Довольно часто понятие «адаптация» относят к общенаучным. Так, например, по мнению Г.И. Царегородского, оно зарождается там, где есть точка соприкосновения разных наук, после чего оно распространяется на различные сферы естественно-биологических дисциплин и, возможно, даже на класс особых кибернетических систем. Само понятие адаптации способствует возникновению знаний различных систем: природных, социальных и других. Вместе с некоторыми философскими категориями, общенаучные понятия объектов из различных наук объединяются в цельные теоретические конструкции [29].
Для наиболее глубокого и полного понимания вопросов адаптации необходимо рассмотреть подходы к определению данного понятия.
В энциклопедическом словаре термин «адаптация» рассматривается как приспособление самоорганизующихся систем к постоянно изменяющимся условиям среды. Такое определение более характерно для медико-биологических аспектов этого процесса. Психологический же словарь предлагает несколько другие определения. Одно из них рассматривает адаптацию как приспособление организма или личности к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом. Также адаптация компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях [14].
Понятие «адаптация» может иметь различные значения. Это, как правило, зависит от того, какие исследуются механизмы адаптации: социальные или биологические. Существует также достаточно большое количество определений самого понятия адаптации. Одни определения сводятся к общим широким смыслам, другие адаптацию как процесс, происходящий на одном из множества уровней. В широких и обобщенных определениях адаптации данному понятию придается различный смысл, который зависит от самого аспекта рассмотрения. При этом под адаптацией обычно имеется в виду: процесс приспособления организма к окружающей среде; условия равновесия между организмом и средой; результат процесса приспособления; некая «цель», к которой «стремится» организм. Определяют успешность адаптации в таком случае мотивы, умения и навыки, опыт, знания, воля, способности. Благодаря адаптации появляется возможность ускорения оптимальной работы организма или личности в новой обстановке [17].
Развитие современной естественнонаучной теории адаптации в биологии, физиологии и медицине отражено в трудах отечественных и зарубежных ученых. Однако, несмотря на медицинское направление изучения адаптации, еще десятки лет назад известный исследователь В.П. Казначеев пришел к следующему выводу: процессы адаптации для человека в достаточно большой степени определяются социальными факторами. (В.П. Казначеев, 1980).
Обобщая все работы по изучению адаптации с точки зрения медицинских и естественнонаучных аспектов, можно сделать вывод, что адаптация в этом понимании - это целостная система реакций живых систем. Данные системы имеют, как правило, целенаправленный характер, которые способствуют поддержанию динамического равновесия в данных условиях среды и обеспечивают возможность эволюции в ситуации их изменения.
Большое внимание вопросам адаптации уделяет и психология. В рамках гуманистического направления психологии вопросы адаптации рассматриваются в сфере оптимального взаимодействии личности и среды. А. Маслоу рассматривает процесс адаптации как изменяющийся процесс взаимодействия личности и среды. А в качестве фундаментального критерия адаптированности личности он понимает степень ее интегрированности со средой (А. Маслоу, 1982).
ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ И МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К СПОРТИВНОЙ КАРЬЕРЕ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
2.1 Спорт как институт социализации студенческой молодежи
Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, а также процесс усвоения человеком социального опыта и преобразования этого опыта в свои собственные личные ценности. Исходя из самого термина социализации предполагается, что человек изначально асоциален и его социальная составляющая сводится к простейшей потребности в общении. Общность всех социальных процессов, с помощью которых человек усваивает определённую систему норм и ценностей, и представляет собой процесс социализации. Эти нормы и ценности и позволяют человеку функционировать в качестве состоятельного члена общества [18].
На всех стадиях социализации воздействие на личность осуществляется или обществом или определенной группой людей. Можно отметить, что ак общество, так и группа передают личности выработанную систему норм и ценностей с помощью системы знаков. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают уникальными передатчиками социального опыта, получили названия институтов социализации. Для того, чтобы выявить их роль в процессе социализации, необходимо опираться на общий социологический анализ роли социальных институтов в обществе [12].
На стадии, которая называется дотрудовой, институтами социализации являются: в период раннего детства – семья и дошкольные детские учреждения. Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа, которая обеспечивает ученику постоянное целенаправленное образование, которое само по себе есть важнейший элемент социализации, но, кроме того, основной обязанностью школы является подготовка человека к жизни в обществе и в более широком смысле. В период высшего образования, институтом социализации служит ВУЗ. Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то здесь важнейшим из них является трудовой коллектив [2].
Спорт в качестве деятельности, которая воспроизводит определенные базовые механизмы формирования личности, включает индивида в социальные групп и общественные организации как полноправного члена общества и тем самым формирует определенные социальные отношения. Спорт как социальный фактор жизни личности может рассматриваться заменяющим компонентом современной культуры, спорт укрепляет и совершенствует различные стороны социальной жизни человека [3].
Также спорт является одним из видов физической активности, в процессе которой решается и вопрос самоопределения и самоутверждения личности. Спорт, как социальный институт, глубоко проникает во все сферы деятельности человека, определяя личностное становление индивида и формируя стили жизни. Современный человек с помощью спорта имеет возможность оценить свое отношение к окружающей среде, а также оценить свое место в обществе. Спорт, являясь социальной деятельностью, воспроизводит некоторые фундаментальные механизмы человеческого самосознания и самоопределения. Эти отношения наиболее полно выражаются в процессе формирования личностных характеристик. Спорт располагает специфически воспитательными возможностями, поэтому он называется полноценным видом социальной деятельности, сферой утверждения личности. Человек, самоутверждаясь в социуме через активную деятельность имеет не только внешнее, но и внутреннее измерение, и ее можно рассматривать не только в пространственном, но и в смысловом контексте [21].
Каждая личность, занимаясь спортивной деятельностью, общается с людьми, имеет с ними общие интересы. Человек являясь членом определенной группы и носителем определенной субкультуры, вынужден воспринимать принятые в этой группе норм поведения. В этом общении он социализируется и принимает определенные роли, используя процессы имитации и идентификации [25].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1) Адаптация (социальная) это непрерывный перманентный процесс общения и коммуникации, в котором люди, с помощью приспособления друг к другу, вырабатывают новые способы взаимодействия с различными компонентами социальной среды.
2) Целью социальной адаптации является включение личности в уже сложившуюся систему социальных отношений. Это предполагает выработку некоторых стереотипов поведения, принятых в данной системе и определяющих поведение в данной культурной группе.
3) Одним из важных и весьма актуальных вопросов является вопрос о соотношении адаптации и социализации. Считается, что процессы социализации и социальной адаптации тесно взаимосвязаны и отражают единый процесс взаимодействия личности и общества.
4) В процессе обучения на студента оказывает влияние большое разнообразие новых для него факторов, как внешних, так и внутренних, и адаптация к этим факторам вызывает существенное изменение личности молодого организма. Сама же эффективность адаптации зависит от комплекса психологических, физических и внешних факторов, оказывающих влияние на студента. Социально-педагогическая адаптация студентов и студентов-спортсменов в частности – это педагогически организованный процесс, в результате которого происходит восприятие учащимися опыта социальной жизни, а также процесс познания ими социальных ролей, которые будут способствовать их включению в социальную среду.
5) Рассмотрев различные стороны адаптации молодых студентов-спортсменов, мы можем сделать вывод о том, что на процесс эффективной адаптации оказывают влияние индивидуальные особенности психической деятельности студента, его личностные характеристики, интеллектуальное развитие, свойства темперамента, эмоционально-волевые качества, мотивация. Отдельными свойствами являются физиологические, морфологические и биохимические особенности организма студента, которые лежат в основе физической адаптации к новым условиям повышенной эмоциональной и физической нагрузки.
6) А социально-педагогическая адаптация студентов и студентов-спортсменов в частности – это педагогически организованный процесс, в результате которого происходит восприятие учащимися опыта социальной жизни, а также процесс познания ими социальных ролей, которые будут способствовать их включению в социальную среду.
7) В настоящее время не существует единого и универсального социально-психологического портрета молодых спортсменов. Однако многие авторы выделяют ряд социально-психологических характеристик, которые могут описать личность молодого спортсмена. Среди таких характеристик наиболее часто выделяют: агрессивность, абстрактность мышления, твердость к оценке себя и других, уверенность в своих действиях, забота о своем теле, авторитарные способности и другие. В результате теоретического анализа литературы можно отметить, что в основном изучается личность и социально-психологические характеристики тренеров и спортсменов высшего класса. Таким образом, разработка социально-психологического портрета молодого спортсмена нуждается в продолжении проведений социально-психологических исследований.
8) Спорт воспроизводит основные механизмы формирования личности. Это деятельность, которая включает человека в социальные группы или организации в качестве полноценного и полноправного члена. Таким образом и формируются определенные социальные отношения. Спорт можно рассматривать в качестве альтернативы современной культуре, он сохраняет и укрепляет различные механизмы социально-культурной жизни человека.
9) Спорт является одним из видов активной деятельности, в процессе которой решается вопрос о внешнем ракурсе самоопределения и самоутверждения личности. И по этому признаку спорт глубоко проникает в субкультуру в качестве социального института, определяя личностное становление индивида и формируя стили жизни. Современный человек с помощью спорта имеет возможность оценить свое отношение к окружающей среде, а также оценить свое место в обществе.
1. Агеевец, В.У. Влияние спорта на воспитание интеллектуальных нравственных качеств и социальной активности личности /В.У. Агеевец, В.М. Выдрин // Спорт в современном обществе, М: Физкультура и спорт, 1980. – С. 117–118.
2. Алкемайер, Т. Социология спорта / Т. Алкемайер // Логос. – 2006. №3. – С. 141–146.
3. Андреенкова, Н.В. Проблемы социализации личности / Н.В. Андреенкова // Социальные исследования. – Вып.3. – М., 1970. – С. 11–22.
4. Арвисто, М.А. О роли и характере ценностных ориентаций в спортивной деятельности / М.А. Арвисто // Общество и спорт: Сб. – М.: ГЦОЛИФК, 1976. – С. 6–14.
5. Артемьев, А. Социология личности / А. Артемьев. – М.: ООО Арбат XXI, 2002. – 256 с.
6. Архангельский, Л.Н. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности / Л.Н. Архангельский. – М.: Знание, 1978. –64 с.
7. Байкова, М.А. Динамика ценностных ориентиров субъектов спортивной деятельности / М.А. Байкова // Научно-теоретический журнал «Ученые записки». – 2011. – №5. – С. 16–18.
8. Бальсевич, В. К. Физическая культура: молодежь и современность / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. М.: ФиС, 1995. – № 4. – С. 2–8.
9. Верещагин, В.Ю. Философские проблемы теории адаптации человека / В.Ю. Верещагин. – Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 1988. –163,[1] с.
10. Виноградов, П.А. Социология физической культуры и спорта / П.А. Виноградов, В.И. Жолдак, В.И. Чеботкевич. – Пенза, Пензенский дом печати, 1995. – 96 с.
11. Волков, Г.Д. Адаптация и ее уровни / Г.Д. Волков, Н.Б. Оконская // Философия пограничных проблем науки. Вып. 7. – Пермь, 1975. – С. 134–142.
12. Выдрин, В.М. Осмысление интегративной сущности физической культуры магистральный путь ее теории / В.М. Выдрин, Ю.Ф. Курамшин, Ю.М. Николаев // Теория и практика физической культуры. –1996.– № 5. – С. 59–62.
13. Выдрин, В.М. Теория физической культуры (культуроведческий аспект): учеб. пособие / В.М. Выдрин. Л., ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта. 1998. – 25с.
14. Гилинский, Я.И. Стадии социализации индивида / Я.И. Гилинский // Человек и общество. Проблемы социализации индивида. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1971. – С. 44–55.
15. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и сорта: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. – Москва: Издательский центр «Академия»., 2000. – 288 с.
16. Гуджер, Дж. Спорт как социологическое понятие // Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Часть 1. / Дж. Гуджер / Сост. В.И. Столяров, Н.Н. Чесноков, Е.В. Стопникова. – М.: Физическая культура, 2005. – С. 264–267.
17. Дичев, Т.Г. Методологические и социальные аспекты проблемы адаптации человека : автореф. дисс. канд. пед. наук /Т.Г. Дичев ; М., 1973. – 22 с.
18. Дубин, Б.В. Спорт в современных общества: пример России / Б.В. Дубин // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. – 2004. №2 (70). – С. 70–80.
19. Егоров, А.Г. Фэйр Плэй в современном спорте: учеб. пособие / А.Г. Егоров,. М.А. Захаров. – Смоленск, 2006. – 186с.
20. Журавлев, А.Л. Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / А.Л. Журавлев, Л.Г. Дикая. – Москва: ПЕРСЭ, 2005. – 624 с.
21. Загревская, А.И. Спорт и спортивная культура студентов в системе высшего образования / А.И. Загревская // Вестник ТГУ. – №363. – С.175–178.
22. Здравомыслов, А.Г. Потребности, интересы, ценности / А.Г. Здравомыслов. – М. Политиздат, 1986. – 222 с.
23. Иванченко, Е.И. Теория и практика спорта / Е.И. Иванченко. – Мн.: Три четверти, 1996. – 129 с.
24. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с.
25. Ильинич, В.И. Студенческий спорт и жизнь: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В.И. Ильинич. – М.: АО «Аспект Пресс», 1995. – 144 с.
26. Канатов, А.В. Исследования спортивной мотивации юных баскетболистов / А.В. Канатов, Г.Д. Бабушкин, Е.Г. Бабушкин // Проблемы совершенствования олимпийского движения, физической культуры и спорта в Сибири. Материалы науч-практ. конф. – Омск: СибГУФК, 2003. – С. 82–83.
27. Каширин, В.П. Социологические исследования физической культуры и спорта / В.П. Каширин. – Витебск: Витеб. гос. Ун-т им. П.М. Машерова, 2005. – 266 с.
28. Кирсанов, В. Спорт как институт социализации молодежи / В. Кирсанов // Власть. – 2008. – №10. – С. 87–90.
29. Ковалева, А.И. Социализация личности: норма и отклонение / А.И. Ковалева. – М.: Институт молодежи, 1996. – 224 с.
30. Кошбахтиев, И.А. Характеристика студентов физкультурного вуза / И.А. Кошбахтиев, Д.К. Исмагилов // Молодой ученый. – 2015. – №3. – С. 876–879. – Режим доступа : https://moluch.ru/archive/83/15454. – Дата доступа
31. Лубышева, Л.И. Спортивная культура в старших классах общеобразовательной школы / Л.И. Лубышева. – М., 2011. – 240 с.
32. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л.П. Матвеев. – СПб.: Изд-во «Лань», 2005. – 384 с.
33. Мильштейн, О.А. Социальные проблемы формирования личности в спорте // Лекция для студентов институтов физ. культуры. – М.,1980. – 46 с.
34. Пономарев, Н.И. Социология физической культуры / Пономарев Н.И. – СПб.: ГУФК им. П.Ф. Легафта, 1998. – 132 с.
35. Ротман, Д.Г. Белорусская молодежь на рубеже веков : штрихи к портрету / Д.Г. Ротман // Социология. – 2004. – №1. – С. 50–59.
36. Румянцева, О.М. Ценностные ориентации как условие самореализации личности в спорте / О.М. Румянцева // Сборник трудов молодых ученых РГАФК. М.: Физкультура, образование, наука, 2000. – С. 127-136.
37. Смирнов, Н.Г. Физическая культура как фактор социального развития личности в современном российском обществе : автореф. дис….канд. философ. наук : 09.00.01 / Н.Г. Смирнов ; СПб, 1995. – 24 с.
38. Соколов, Э.В. Культура и личность / Э.В. Соколов, Л. : Наука, 1972. – 228 с.
39. Столяров, В.И. Социальные проблемы современного спорта и олимпийского движения (гуманистический и диалектический анализ) : монография / В.И. Столяров . – Бишкек, Издательство «Максат», 2015. – 465 с.
40. Столяров, В.И. Спартианские игры – новая гуманистически ориентированная модель спорта в его интеграции с искусством // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. 4. – М. : Гуманитар. Центр "СпАрт" РГАФК, 1998. – C. 54–279.
41. Теория спорта / Под ред. В.Н. Платонова. – Киев: Вища школа, 1987. – 423 с.
42. Филимонова, С.И. Физическая культура и спорт – пространство, формирующее самореализацию личности / С.И. Филимонова. – М.: Изд-во «Теория и практика физической культуры», 2014. – 316 с.
43. Underwood, G. Categories of Adaptation / G. Underwood // Evolution [Electronic resource]. – 1954. – Vol.8. – P. 365–377. – Mode of access : http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/evo.1954.8.issue-4/issuetoc. – Date of access :
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 39.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты