Организационно-педагогические условия развития лидерских качеств менеджера в сфере образования
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Диплом
на тему: «Организационно-педагогические условия развития лидерских качеств менеджера в сфере образования»
по дисциплине: «Менеджмент в сфере образования»
2018
251.00 BYN
Организационно-педагогические условия развития лидерских качеств менеджера в сфере образования
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Менеджмент в сфере образования
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 50.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Личностный опросник Кеттелла (форма С).
Приложение Б Способность к лидерству (Р.С. Немов).
Приложение В Эффективность лидерства (Р.С. Немов).
Приложение Д Анкета «Вопросы управления в сфере образования».
Приложение Е Опросник «Цикл управленческих умений» К.Л. Вилсона.
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты развития лидерских качеств менеджера
1.1 Основные подходы к изучению проблемы лидерства и руководства
1.2 Лидерские качества менеджера и их сущностная характеристика
1.3 Факторы и условия развития лидерских качеств менеджера
2 Содержание организационно-педагогических условий развития лидерских качеств менеджера в сфере образования
2.1 Анализ организационно-педагогических условий развития лидерских качеств менеджера
2.2 Рекомендации по управлению развитием лидерских качеств менеджера учреждения образования
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Для подготовки специалиста, отвечающего потребностям современного рынка труда, обществу нужно ориентироваться на формирование таких личностных качеств человека, которые будут важны именно при дальнейшем профессиональном росте, с учетом того, что именно эти качества и создадут
потенциал устойчивости личности в условиях бесконечных технологических перемен современной жизни.
В настоящее время происходят изменения в школьном образовании. Школьные учреждения переходят на самостоятельность и автономность в управлении, повышается значимость стратегического планирования и мониторинга для управления школьным образованием, расширяются функции управления школой. Проблема лидерства традиционно вызывает большой интерес не только научной общественности, но и широких слоев. В связи с глобальными изменениями в конце XX – начале XXI века резко возрос спрос на лидерство как способность личности объединять других людей для достижения поставленных целей. Особенно это касается современного менеджмента или управления организациями, в том числе образовательными учреждениями. Можно констатировать, что в настоящий момент существует несомненная потребность конкретных организаций в развитии лидерских качеств руководителей, в развитии их способностей к реализации лидерского поведения. Лидерство – это ключ к успеху в любой сфере, будь то образование или коммерческое предприятие. Эффективное лидерство в такой ситуации оказывается особенно важным.
Обычно руководитель в коллективе – ключевая фигура. От того, как он ведёт себя с людьми, каким образом и во что вмешивается (либо не вмешивается), что он делает для своих подчинённых, зависит очень многое. Хороший руководитель – это человек, который может воодушевить своих подчиненных на напряженную работу для достижения намеченных целей. В принципе, у любого руководителя имеется достаточно возможностей для того, чтобы пробудить в человеке искреннее стремление к хорошей работе.
Теории лидерства многочисленны. Литературу по этому вопросу можно разделить на два основных направления, отражающих универсальные и ситуационные подходы. Первые включают теории выдающихся людей, психоаналитические, харизматические, личностные теории (теории черт), теории трансформирующих и транзакционных лидеров, организационную экономику, теорию управленческой решетки, или матрицы, и популярные описательные теории. Ситуационные подходы имеют более позднее происхождение и основаны на принятии различных стилей поведения, включая лидерство во всевозможных реальных ситуациях. Эти подходы иногда называются теориями непредвиденных обстоятельств, поскольку они пытаются описать влияние непредвиденной ситуации на различные поведенческие реакции. В психологически ориентированных ситуационных теориях ученые стремятся сконцентрироваться на внутриорганизационных непредвиденных обстоятельствах, таких как природа задачи, вместе с тем в социологических теориях они подчеркивают влияние внешних факторов организации, например, турбулентность окружающей среды.
Применительно к менеджменту лидерство понимается как искусство влиять на людей с тем, чтобы они по доброй воле стремились к достижению целей, которые не являются их личными целями (цели подразделения, цели образовательного учреждения, цели государства). Люди следуют за лидером, так как он в состоянии предложить, хотя и не всегда реально дать им, средства для удовлетворения их насущных потребностей. Обязательным атрибутом лидера является харизма, то есть умение увлекать своими идеями или просто производить хорошее впечатление. Современному менеджеру необходимо быть лидером, чтобы иметь настоящий авторитет у подчиненных, создать свой стиль управления и эффективно осуществлять мотивацию подчиненных.
Данные положения, только начинающие разрабатываться в Республике Беларусь, уже хорошо известны за рубежом. Так, если проанализировать систему образования передовых зарубежных стран, можно увидеть, что во многих государствах вопросам лидерства в образовании уделяется особое внимание. Так, исследования, проведенные в университетах Великобритании, показали, что повышение качества образования во многом зависит от деятельности отдельных учителей и директоров школ, достигших прогресса, т.е. лидеров (их так и называют). Для снижения функциональной нагрузки на директора школы в организации образования страны введена должность бизнес-менеджера, который осуществляет функции исполнительного директора, а директор непосредственно занимается образовательным процессом. Директора-лидеры являются ключевыми фигурами, обеспечивающими качество преподавания и эффективность деятельности школ.
1 Теоретические аспекты развития лидерских качеств менеджера
1.1 Основные подходы к изучению проблемы лидерства и руководства
В настоящее время в отечественной и зарубежной психологической науке существует неоднозначность соотношения понятий «лидерство», «руководство» и «менеджмент». Вместе с тем, эффективность функционирования организации зависит, прежде всего, от того, кто осуществляет руководство – формальный руководитель либо статусный руководитель, являющийся к тому же бесспорным лидером организации (управленческий лидер). Обобщение результатов изучения соотношения понятий «лидерство», «руководство» и «менеджмент», проведенное в рамках положений концепций Р.Л. Кричевского и В.В. Белова показало, что в любой организации существует особый феномен «руководство», который рассматривается как часть управления, характеризуемого взаимодействием между руководителем и членами организации. При этом выделяются два типа руководства: формальное руководство (отношение между руководителем и членами организации носит характер «начальник – подчиненный») и управленческое лидерство (при котором в организации доминирует отношение «лидер – последователи» на фоне, как правило, сохраняющихся отношений «начальник – подчиненный») [1].
Взгляды на формальное руководство отражаются в ряде принципов, сформулированных еще основателями классических школ научного и административного менеджмента Анри Файолем, Максом Вебером, Фредериком Тейлором и Линделом Урвиком. При формальном руководстве разделение работников организации на руководителей и подчиненных абсолютизируется, степень автономии и незапрограммированной активности подчиненных сводится к минимуму, контроль за их деятельностью носит исключительно внешний и тотальный характер, руководители выполняют все программирующие, контрольные и интеллектуальные функции. В качестве главных средств контроля и регуляции поведения работников, находящихся в подчинении руководителей, преобладают формальные средства регуляции и формы прямого контроля над процессом. Считается, что различия в целях организации требуют и различий в типах руководства: для стабилизации организации необходим формальный руководитель, тогда как для ее развития требуется руководитель-лидер [2].
Лидерство – тип управленческого взаимодействия (между лидером и его последователями), основанный на наиболее эффективном для той или иной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей [1, с. 13].
В научной литературе лидерство рассматривается как социально-психический феномен, обеспечивающий повышение эффективности руководства в группе [1, с. 22]; как механизм интеграции группы, групповой деятельности [2, с. 212]; как один из процессов организации и управления малой группой, удовлетворяющий потребность в групповой деятельности, способствующий достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным результатом, в конечном счете, детерминированный по своему содержанию в данном коллективе сложившимися отношениями [3, с. 74]; как результат взаимодействия членов малой группы в конкретный временный промежуток, на который оказывает влияние как наличие тех или иных качеств или их совокупность у ее членов, так и их проявление в конкретной ситуации, а также взаимное влияние имеющихся качеств в конкретной ситуации [4, с. 55].
Обязательное условие лидерства – обладание властью в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба от государства и даже группы государств до правительственных учреждений, местного самоуправления или народных и общественных групп и движений. Выделяют формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных оказывается с позиций занимаемой должности. Процесс влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы получил название неформального лидерства. Считается, что идеальным для лидерства является сочетание двух основ власти: личностной и организационной. Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние, или воздействует на других, с другой, лидерство – это процесс преимущественно несилового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.
Учеными описываются определенные признаки феномена лидерства, отличающие его от формального руководства. Разнообразие точек зрения на феномен «лидерство» проявляется существенными различиями в подходах к его изучению. В частности, в рамках вероятностного подхода Ф. Фидлера считается, что каждый лидер использует ситуационные особенности в управленческой деятельности для того, чтобы найти правильные подходы во взаимоотношениях с подчиненными и достичь таким путем наилучших результатов их деятельности [5]. В описании опирающейся на такой подход модели эффективность лидера зависит прежде всего от двух переменных: стиль лидерства и ситуативный контроль (отношения между руководителем и членами коллектива, структура задачи, должностные полномочия, которые отражают уровень формальной власти руководителя над подчиненными).
2 Содержание организационно-педагогических условий развития лидерских качеств менеджера в сфере образования
2.1 Анализ организационно-педагогических условий развития лидерских качеств менеджера
Для исследования развития лидерских качеств менеджера важную роль играет этап диагностики.
Целью эмпирического исследования является выявление уровня и анализ условий развития лидерских качеств менеджера в сфере образования.
Задачами эмпирического исследования являются:
– оценка способности к лидерству;
– оценка возможной практической деятельности в роли лидера с точки зрения ее потенциальной эффективности;
– оценка полярных факторов личности, в том числе фактора самооценки, который дает информацию об ее адекватности;
– оценка развития организационно-управленческого компонента лидерства.
В исследовании приняли участие 25 руководителей учреждений общего среднего образования г. Речицы и Речицкого района.
Стаж руководящей работы у рассматриваемых менеджеров составил в среднем 8 лет. Возраст респондентов варьировался от 27 до 60 лет (средний возраст – 40 лет), из которых 5 мужчин и 20 женщин.
Исследование проходило в три этапа. На первом этапе был осуществлен подбор методик для изучения уровня развития лидерских качеств менеджера в сфере образования: оценки способности к лидерству, практическую деятельность в роли лидера с точки зрения ее потенциальной эффективности, признаки руководителя, составлена анкета, направленная на выявление степени удовлетворенности руководителей существующими формами и методами повышения квалификации, а также выявление уровня информированности руководителей о существующих формах повышения квалификации руководящих работников в сфере образования.
Целью второго этапа явилось непосредственно проведение исследования.
На третьем этапе был проведен анализ результатов эмпирического исследования.
Выбор психодиагностического инструментария для исследования осуществлялся с учетом следующих принципов:
– с точки зрения психометрии измерения, проводимые с помощью выбранных нами диагностических методик, являются надежными и валидными;
– изучаемые с помощью данных методик диагностические переменные позволяют нам комплексно охарактеризовать компоненты, описывающие особенности лидерских качеств менеджеров сферы образования.
Изучение уровня развития лидерских качеств менеджера в сфере образования осуществлялось следующими методиками:
- методика «Способность к лидерству» (Р.С. Немов) [30];
- методика «Эффективность лидерства» (Р.С. Немов) [30];
- личностный опросник Кеттелла (форма С) [47];
- опросник «Цикл управленческих умений» К.Л. Вилсона [48];
- методика «Каков уровень ваших коммуникативных и организаторских способностей?» [46].
В целях выявления наиболее эффективных форм и методов развития лидерских качеств было проведено анкетирование руководителей учреждений образования.
Рассмотрим результаты проведенного диагностического исследования.
Форма С опросника Кеттелла (Приложение А) состоит из 105 вопросов. В результате обработки полученных ответов извлекаются оценки 17-ти полярных факторов личности, в том числе фактора самооценки, который дает информацию об ее адекватности.
Большинство изучаемых личностных характеристик раскрываются, по мнению автора методики, при ответе на 6 соответствующих вопросов; 7 вопросов предлагаются для фактора MD («адекватность самооценки»), 8 вопросов – для фактора В («интеллект»). Ориентируясь на средние оценки и результаты анализа, в котором учитывается соотношение между оценками по факторам, можно построить индивидуальные графики личности, которые часто носят название «профиль личности».
Результаты диагностики по методике Кеттелла позволили выявить, что для руководителей учреждений образования характерны следующие личностные характеристики: достаточный коммуникативный потенциал, являющийся гибким и адаптивным (44 %), социальная приспособленность (60 %) (высокие и средние показатели по фактору А), высокий уровень абстрактного мышления (40 %), быстрая обучаемость и широкие интеллектуальные интересы (40 %) (фактор В); эмоциональная зрелость и уверенность при взгляде в лицо фактам (72 %), здравомыслие (72 %) (факторы С, М). Данные руководители обладают достаточной стрессоустойчивостью для того, чтобы справляться с возникающими трудностями (72 %) (фактор Н), имеют среднюю и высокую степень выраженности доминантности (60 %), властности (72 %) (фактор Е). Однако были выявлены и такие качества, как осторожность (36 %), сдержанность (44 %), склонность к пессимизму (40 %), тревожность (36 %), мнительность (34 %), подозрительность (36 %), завышенная самооценка (60 %) (факторы F, L, O).
Заключение
Лидерство стало ключевым предметом исследований и дискуссии в эпоху информатизации общества и глобализации экономических преобразований.
В научной литературе лидерство рассматривается как социально-психический феномен, обеспечивающий повышение эффективности руководства в группе; как механизм интеграции группы, групповой деятельности; как один из процессов организации и управления малой группой; как результат взаимодействия членов малой группы. К сущностным характеристикам лидерства относятся социальная природа, дуалистичность, наличие последователей, построение взаимоотношений в процессе достижения общей цели, реализация способности личности к самосовершенствованию, ориентация на позитивный общественно значимый результат, гуманистические ценности. Основными ключевыми характеристиками лидерства как социально-психологического явления являются осознанность, целенаправленность, ориентированность на изменения, опора на создание ценностей, детерминация деятельности созданными ценностями. Выделяют эмоциональный, инструментальный, ситуативный, командный и системный типы лидерства.
Можно выделить три группы лидерских качеств. Интеллектуально-творческие качества характеризуются готовностью к выполнению профессиональных задач, умением практически оценивать ситуацию, генерировать идеи и проектировать пути их реализации, целесообразным использованием информации, способностью отыскивать решения в нестандартных ситуациях. К организаторским относятся готовность самостоятельно принимать решения, ответственно относиться к результатам решения групповых задач, умение управлять собой, психологический настрой к работе в команде, умение осуществлять индивидуальный подход к людям. Социально-коммуникативная группа качеств состоит из способности вести людей за собой, умений организовать конструктивное межличностное и внутриколлективное взаимодействие, управлять конфликтами при разрешении групповой задачи, умений находить общий язык с разными субъектами, эмпатийности.
Наиболее значимыми факторами формирования лидерских качеств являются прошлый опыт, личностные особенности индивида, габитус лидера, особенности социальной среды, высокая мотивация к самообучению, самовоспитанию и саморазвитию, уровень притязаний, реальный вклад в деятельности группы, уровень развития организаторских способностей, лидерская мотивация, соответствие ценностным нормам группы, общественная деятельность.
Организационно-педагогические условия развития лидерских качеств менеджера: организационные мероприятия, которые необходимы для развития
лидерских качеств, каждое из которых реализуется за счет определенного вида педагогической деятельности по отношению к руководителю; диагностика качеств лидера; психологическая комфортность процесса развития качеств лидера; научно‐методическое обеспечение развития качеств лидера.
Полученные в ходе диагностического исследования данные позволили охарактеризовать менеджера учреждения образования как личность с богатым интеллектуальным потенциалом, обладающую хорошими коммуникативными навыками, для которой характерны высокий уровень развития управленческого мышления как одного из необходимых качеств для успешного лидерства, высокая степень обучаемости, выраженные интеллектуальные интересы, способность к абстрактному синтезу информации, высокий уровень общей культуры, эрудированность.
Большинство руководителей обладают завышенной самооценкой, являются стрессоустойчивыми. У руководителей отмечается средняя и высокая степень выраженности стремления к самоутверждению, доминантности, самостоятельности и независимости, игнорирования социальных условностей и авторитетов. Качества лидера у руководителей выражены на среднем и высоком уровне, причем с опытом руководящей работы данный показатель повышается. Для руководителей характерны среднеэффективный и высокоэффективный стили руководства.
1 Кричевский, Р.Л. Психология лидерства: учебное пособие / Р.Л. Кричевский. – М.: Статут, 2007. – 542 с.
2 Первитская, А.М. Исследование лидерства как особого вида деятельности (на примере юношеского возраста) / А.М. Первитская // Вестник Московского государственного областного университета. – 2007. – № 3. – С. 211 – 215.
3 Жеребова, Н.С. Лидерство в малых группах как объект социально-психологических исследований / Н.С. Жеребова // Руководство и лидерство / под ред. Б.Д. Парыгина. – Л., 1973. – С. 54 – 63.
4 Уманский, Л. И. Поэтапное развитие группы как коллектива. Коллектив и личность. – М.: Наука, 1975. – 184 с.
5 Аллаярова, Ж.С. Концептуализация природы лидерства как феномена / Ж.С. Аллаярова // Известия ТПУ. – 2010. – № 6. – С. 54 – 59.
6 Андриенко, Е.В. Социальная психология: учебное пособие / под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2000. – 264 с.
7 Беспалов, Д.В. Динамика лидерства в группах подростков и юношей / Д.В. Беспалов // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. – 2011. – № 3. – С. 49 – 59.
8 Беспалов, Д.В. Психологические особенности конструктивного и деструктивного лидерства в молодежных группах / Д.В. Беспалов // Концепт. – 2012. – № 9. – С. 77 – 83.
9 Левин, К. Динамическая психология: Избранные труды / К. Левин; под общ. ред. Д. А. Леонтьева и Е. Ю. Патяевой. – М.: Смысл, 2001. – 420 с.
10 Вайнштейн, Л.А. Психология управления и основы лидерства / Л.А. Вайнштейн. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2008. – 245 с.
11 Социальная психология. Учебник для вузов / Отв. ред. А.Л. Журавлев. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – 351 с.
12 Касимова, С.Г., Соловьев, Р.И. Развитие лидерского потенциала старшеклассников /С.Г. Касимова // Концепт. – 2014. – № 4. – С. 131 – 135.
13 Кузнецов, Д.А. Факторы и методы развития лидерского потенциала перспективных руководителей / Д.А. Кузнецов // Human Progress [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://progress-human.com. – Дата доступа:
14 Воронина, Е.В. Реализация компетентностного подхода в инновационной деятельности общеобразовательной школы // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2013. – Т. 7. – С. 306 – 310.
15 Шкурко, О.В. Соотношение понятий «лидерство» и «руководство»: современный взгляд на проблему / О.В. Шкурко // Омский научный вестник. – 2011. -– № 1 (95). – С. 100 – 103.
16 Евтихов, О.В. Компенсаторный и экзистенциальный типы лидерства / О.В. Евтихов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2011. – № 4. – С. 321 – 323.
17 Шкурко, О. В. Лидерские качества будущих менеджеров как качества инновационной личности / О.В. Шкурко, С.А. Маврин // Омский научный вестник. – 2013. – № 2. – С. 86 – 188.
18 Ельцова, А.А. Лидерские качества как фактор реализации функций руководителя образовательной организации / А.А. Ельцова // Современная наука: проблемы и перспективы развития. – Омск, 2017. – С. 104 – 107.
19 Оганян, К. М. Организационное поведение: учебное пособие / К.М. Оганян. – СПб.: Изд-во СПбЕЭУ, 2015. – 115 с.
20 Конаржевский, Ю. А. Менеджмент и внутришкольное управление / Ю.А. Конаржевский. – М.: Педагогический поиск, 2000. – 222 с.
21 Ситаров, В.А. Педагогический менеджмент как теория и практика управления образовательным процессом / В.А. Ситаров // Знание. Понимание. Умение. – 2014. – № 3. – С. 18 – 24.
22 Ожегов, С.И. Словарь русского языка: ок. 53000 слов / С.И. Ожегов; под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. – 24-е изд., испр. – М.: Оникс, 2007. – 640 с.
23 Крушельницкая, О.Б. Исследование лидерства в школьных и студенческих группах / О.Б. Крушельницкая // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. – 2011. – № 3. – С. 60 – 73.
24 Ильясов Д. Ф. Самообучающаяся организация как феномен и стратегия (на примере общеобразовательного учреждения) / Д. Ф. Ильясов // Мир науки, культуры и образования. – 2013. – № 3 (40). – С. 153 – 156.
25 Конышева, Л.Н. Лидерские качества личности и условия их формирования / Л.Н. Конышева // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 15. – С. 82 – 90.
26 Логвинов, И.Н. Основные тенденции в изучении феномена лидерства в современной отечественной психологии / И.Н. Логвинов // Научный журнал КубГАУ. – 2014. – № 97. – С. 134 – 136.
27 Евтихов, О.В. Сущностные характеристики лидерства как социально-психологического феномена // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2011. – № 1. – С. 21 – 24.
28 Луткин, С.С. Воспитательное пространство становления молодого лидера / С.С. Луткин // Вестник ТГПУ. – 2010. – № 12. – С. 61 – 65.
29 Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. – М.: Сов. энциклопедия, 1983. – 840 с.
30 Немов, Р.С. Психология: словарь-справочник: в 2 ч. – М.: Владос-пресс, 2003. – Ч. 2. – 352 с.
31 Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. – М.: Высш. шк., 2004. – 512 с.
32 Ипполитова, Н.В. Развитие личности в контексте непрерывного профессионального образования / Н.В. Ипполитова // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. – 2012. – № 6-3-2. – С. 13 – 18.
33 Педагогика / под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Педагогика, 1988. – 432 с.
34 Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И. Андреев. – Казань: Изд-во КГУ, 1988. – 238 с.
35 Найн, А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований / А.Я. Найн // Педагогика. – 1995. – № 5. – С. 44 – 49.
36 Инякина, И.В. Воспитание лидера: постановка проблемы / И.В. Инякина // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2009. – №4. – С. 271 – 275.
37 Зверева, М.В. О понятии «дидактические условия» / М.В. Зверева // Новые исследования в педагогических науках. – М.: Педагогика. – 1987. – № 1. – С. 29 – 32.
38 Куприянов, Б. В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» / Б.В. Куприянов // Вестник Костромского гос. университета им. Н. А. Некрасова. – 2001. – № 2. – С. 101 – 104.
39 Корчуганова, И.П. Профессиональное развитие и поддержка педагогов, работающих с детьми группы риска / Под науч. Ред. профессора С.А. Лисицына, С.В. Тарасова. – СПб.: ЛОИРО, 2006. – 172 с.
40 Пожарский, С.О. Развитие лидерских качеств руководителей в процессе социально-психологического тренинга / С.О. Пожарский // Вестник Красноярского государственного педагогического университета имени В.П. Астафьева. – 2015. – 2(32). – С. 180 – 183.
41 Леонтьев, А.Н. Формирование личности / А.Н. Леонтьев // Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб: Изд-во «Питер», 2000. – С. 166 – 170.
42 Лукаш, С.Н. Роль семьи в формировании лидерских качеств у подрастающего поколения / С.Н. Лукаш // Научный журнал КубГАУ. – 2015. – № 110. – С. 147 – 149.
43 Моров, А.В. Взаимосвязь лидерства и субъектности личности / А.В. Моров // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – № 6. – С. 190 – 192.
44 Моронов, А.В., Чернилевский, Д.В. Креативная педагогика и психология / А.В. Моронов, Д.В. Чернилевский. – М.: Академический Проект, 2004. – 560 с.
45 Павлов, С.Н. Организационно-педагогические условия формирования общественного мнения органами местного самоуправления: автореф. дис. канд. пед. наук / С.Н. Павлов. – Магнитогорск, 1999. – 23 с.
46 Петровская, Л.А. Социальная психология личности и малых групп / Л.А. Петровская. – М.: Владос, 2002. – 230 с.
47 Психология: слов. / сост. Л.А. Карпенко. – 2-е издание. – М.: Политиздат, 1990. – 444 с.
48 Психология: учебник / под редакцией А.А. Крылова. – 2-е изд. – М.: Проспект, 2005. – 744 с.
49 Рутковская, М.В. Формирование мотивов выбора педагогической профессии у старшеклассников: автореф. дис. канд. пед. наук. – Л., 1955. – 14 с.
50 Савенков, А.И. Лидерство (современная психологическая теория) / А.И. Савенков // Психология творчества. – 2001. – № 4. – С. 4 – 5.
51 Свенцицкий, А.Л. Социальная психология: учебник / А.Л. Свенцицкий. – М.: Проспект, 2004. – 336 с.
52 Севалкин, И.Ю. Пути формирования лидерства в детско-молодежных объединениях / И.Ю. Севалкин // Среднее профессиональное образование. – 2012. – № 2. – С. 40 – 44.
53 Семенухин, П.Ю. Психологические особенности самоактуализирующейся личности лидера / П.Ю. Семенухин // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 11. – С. 352 – 358.
54 Смольков, В.Г. Сущность и типология социального лидерства / В.Г. Смольков // Социально-гуманитарные знания. – 2001. – № 6. – С. 61 – 68.
55 Собчик, Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. / Л.Н. Собчик. – СПб.: Речь, 2005. – 624 с.
56 Старкова, Г.В. Сущность и показатели сформированности лидерских качеств старшеклассников / Г.В. Старкова // Гаудеамус. – 2010. – № 15. – С. 90 – 95.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 50.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Личностный опросник Кеттелла (форма С).
Приложение Б Способность к лидерству (Р.С. Немов).
Приложение В Эффективность лидерства (Р.С. Немов).
Приложение Д Анкета «Вопросы управления в сфере образования».
Приложение Е Опросник «Цикл управленческих умений» К.Л. Вилсона.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты