Современные тенденции развития международного туризма и их влияние на развитие туризма в Республике Беларусь
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Диплом
на тему: «Современные тенденции развития международного туризма и их влияние на развитие туризма в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Экономика туристической индустрии»
2018
251.00 BYN
Современные тенденции развития международного туризма и их влияние на развитие туризма в Республике Беларусь
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Экономика туристической индустрии
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 92.
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты и тенденции развития международного туризма
1.1 Понятие и особенности функционирования международного туризма
1.2 Современные тенденции развития международного туризма
2 Исследование опыта развития международного туризма
2.1 Опыт развития туристической отрасли Турции
2.2 Особенности и опыт развития туризма в Туркменистане
3 Анализ и рекомендации по развитию международного туризма в Республике Беларусь
3.1 Анализ и особенности развития международного туризма в Республике Беларусь
3.2 Основные проблемы и пути развития международного туризма в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
К началу ХХI века туризм стал одним из ведущих направлений социально-экономической, культурной и политической деятельности большинства государств и регионов мира. В сфере туризма тесно переплетены интересы культуры, транспорта, безопасности, гостиничного бизнеса, и других. С учётом внутреннего туризма, почти половина населения земного шара ежегодно становится туристами. Туризм занимает значительное место и в международных отношениях: из 7 млрд. человек на планете ежегодно более 1 млрд. ежегодно посещают зарубежные страны в туристических целях.
Помимо тенденций последних десятилетий, характеризующих развитие туристского рынка и проявляющихся в расширении и реструктуризации рынка, консолидации и конверсии, горизонтальной и вертикальной интеграции, широком распространении сетевого бизнеса между различными секторами туризма, в мировом туризме получили яркое отражение тенденции, привнесенные эпохой глобализации, веком информации и коммуникации, новым информационным обществом.
В настоящее время выделяют внутренний и международный туризм, причем внутренний туризм по степени охвата доминирует над международным. Однако, становление общемирового туристского рынка сопровождается мощными процессами транснационализации, которые находят выражение в международном переплетении частных капиталов, усилении связей между монополиями разных стран и в широком развитии транснациональных компаний в сфере турбизнеса. Состояние мировой индустрии туризма, несмотря на объективные трудности последних лет, в целом демонстрирует стабильность и сохраняет позиции крупнейшего, высокодоходного и быстро развивающегося сектора мировой экономики. Все в большей степени и более высокими темпами по сравнению с внутренним развивается международный туризм.
Международный туризм сегодня – существенная составляющая инновационного развития любой страны в долгосрочной перспективе, экономически выгодная и экологически безопасная отрасль экономики, источник валютных поступлений и средство для обеспечения занятости.
Индустрия туризма является весьма сложной системой, степень развития которой зависит от степени развития экономики страны в целом. В ней остро проявляется необходимость государственной финансовой поддержки. В то же время развитие международного туризма обеспечивает для принимающей страны активный приток поступлений средств. Под поступлениями от международного туризма понимается плата за товары и услуги, произведённая иностранными туристами во время их пребывания в стране, за исключением прибыли от дополнительной занятости и оплаты международного транспорта.
Все это обуславливает актуальность развития международного туризима для любой страны, принимающей активное участие в процессах глобализации и интеграции в мировую экономику. Развитие международного туризма, соответственно, является крайне актуальным и для Республики Беларусь.
В исследования в сфере развития индустрии туризма внесли вклад отечественные и зарубежные авторы Дурович А., Гайдукевич Л., Кабушкин Н., Решетников Д., Тарасенок А., Горбилева З., Карчевская Е., Азар В., Александрова А., Биржаков М., Браймер Р., Вавилова Е., Гаврильчак Н., Долженко Г., Зорин И., Ильина Е., Каверина Т., Квартальнов В., Котлер Ф., Купер К., Кусков А., Папирян Г., Ушаков Д., Холловей Дж.К. Результаты их исследований освещают проблемы организации туристического обслуживания и функционирования национальной туристической инфраструктуры, отраслевого менеджмента и государственного управления в сфере туризма, однако основные направления меняются быстро, в ногу с изменениями тенденций в социуме, поэтому своевременные исследования и разработка прибыльности в основных направлениях развития туризма должны проводится систематически. Требуют углубленного исследования и научного обоснования приоритетных направлениях и средства совершенствования институциональной среды, стратегические решения и прикладные рекомендации по оптимизации форм, принципов и методов формирования, продвижения и реализации национального туристического продукта при безусловной необходимости модернизации национальной туристической инфраструктуры, что обуславливает актуальность темы дипломной работы.
Объект исследования – международный туризм.
Предмет исследования – актуальные направления развития международного туризма в Республике Беларусь.
Цель дипломной работы – исследовать современные тенденции развития международного туризма, проанализировать и предложить рекомендации по развитию международного туризма в Республике Беларусь.
Для реализации поставленной цели в дипломной работе решаются следующие задачи:
– изучить теоретические аспекты и тенденции развития международного туризма;
– исследовать опыт развития международного туризма в зарубежных странах;
– проанализировать особенности развития международного туризма в Республике Беларусь, выявить основные проблемы и пути развития международного туризма в Республике Беларусь.
1 Теоретические аспекты и тенденции развития международного туризма
1.1 Понятие и особенности функционирования международного туризма
Туризм, названный «феноменом столетия», особенно бурно стал развиваться после Второй мировой войны. По данным ВТО за 2016 год более 1 200 млн. человек совершили поездки в рамках международного туризма, а доходы от международного туризма составили более 1,2 трлн. дол. США. Это около 12 % мирового валового продукта [77]. По прогнозам специалистов, до 2020 года доходы от туризма в глобальном масштабе достигнут почти трех триллионов долларов [1, с. 160].
К началу ХХI века туризм стал одним из ведущих направлений социально-экономической, культурной и политической деятельности большинства государств и регионов мира. В сфере туризма тесно переплетены интересы культуры, транспорта, безопасности, гостиничного бизнеса, и других. С учетом внутреннего туризма, почти половина населения земного шара ежегодно становится туристами. Туризм занимает значительное место и в международных отношениях: из 7 млрд. человек на планете ежегодно около 1 млрд. ежегодно посещают зарубежные страны в туристических целях [1, с. 160].
Система взглядов на туризм как культурное явление в мировой научной общественности постоянно менялась. И сегодня структура индустрии туризма, определение отдельных его компонентов и даже само определение «туризма» остаются спорным.
В зависимости от полноты и ясности определения границ системы индустрии туризма, выявления структурных компонентов, входящих в нее, главных и вспомогательных отраслей, производящих рекреационные услуги, можно установить и прогнозировать закономерности развития этой системы, иметь четкие представления о ее границах, и, как следствие этого, рассчитать реальный экономический эффект от этой отрасли экономики и определить степень ее влияния на развитие определенной территории.
По мнению некоторых ученых, под понятие «туризм» подпадают все виды движения человека, не связанные с переменой постоянного места жительства и работы. При такой точке зрения под туризмом можно понимать одну из форм миграции, не имеющую постоянного характера [11, с. 218].
Другие авторы (М. Б. Биржаков) в своих определениях понятия «туризм» подчеркивают динамичность («перемещение», «движение») и территориальность этого явления. Некоторые авторы под туризмом обязательно подразумевают наличие активного отдыха [14, с. 17].
В 1963 году на конференции ООН по международному туризму и путешествиям, состоявшейся в Риме, было утверждено определение, согласно которому «любое лицо, находящееся в течение 24 часов и более в стране, не являющейся его постоянным местом проживания, с целью отдыха, лечения, участия в спортивных мероприятиях, заседаниях, конгрессах, не оплачиваемых в стране пребывания...» считается международным туристом. Поскольку между определением «турист» и «отдыхающий» нет качественных принципиальных различий, туризм может являться не только активным видом отдыха (спортивные мероприятия), но и пассивным отдыхом (лечение). Ведь под отдыхом может подразумеваться любая деятельность или бездеятельность, направленная на восстановление сил человека, которая может осуществляться как на территории постоянного места жительства, так и за ее пределами. И если отдых происходит на территории, находящейся за пределами постоянного места жительства субъекта, то он вне зависимости от вида отдыха попадает в категорию «турист». Также идентичен «туризм» и «отдых» с точки зрения общественного производства. Туризм и отдых – это специфические формы потребления национального богатства и нематериальных благ. Хотя оба эти понятия идентичны с точки зрения конечной цели, а именно: удовлетворение рекреационных потребностей, формы их достижения разные [46].
Для классификации туристической деятельности существуют разные подходы. Исходя из цели и основных мотивов путешествия, американский ученый В. Смит определяет шесть категорий туризма [71, с. 64]:
- этнический;
- культурный;
- исторический;
- экологический;
- рекреационный;
- деловой.
В. П. Кисебродов предлагает иную классификацию из шести видов туризма [40, с. 34]:
- курортно-лечебный;
- культурно-развлекательный (туристические путешествия, проводимые с целью ознакомления с историко-культурными, археологическими и архитектурными достопримечательностями; посещение музеев, картинных галерей, театров, фестивалей, спортивных соревнований и других объектов культуры);
- спортивный;
- познавательно-деловой;
- религиозный;
- промысловый.
2 Исследование опыта развития международного туризма
2.1 Опыт развития туристической отрасли Турции
Турецкая Республика – государство, расположенное на европейском (3 %) и азиатском (97 %) континентах. Имеет общие сухопутные границы с Азербайджаном, Арменией, Болгарией, Грецией, Грузией, Ираком, Ираном и Сирией. С Российской Федерацией и Украиной имеет общую границу экономической зоны и континентального шельфа на Черном море. Важнейшей особенностью Турции является ее расположение на перекрестке многих морских и сухопутных магистралей, издавна соединяющих европейские страны с азиатским регионом. Площадь Турции составляет 774,8 тыс. кв. м. 56 % населения проживает в городах. Столица Турции – г. Анкара (5,7 млн. жителей).
Турция с трех сторон окружена морями – Черным, Эгейским, Средиземным. Мраморное море, соединяющие Черное море со Средиземным, полностью находится внутри Турецких границ.
В силу большой площади и протяженности территории Турции здесь можно обнаружить пять климатических зон. Более 50 % территории страны лежит в зоне субтропического средиземноморского климата, характеризующегося жарким летом (средняя температура от +23°С до +33°C) и теплой зимой (от +13°С до +15°С). Осадков выпадает до 1200 мм, в основном на склонах гор и преимущественно в осенне-зимний период. В Стамбуле и Анталье эти характеристики прослеживаются наиболее ярко - от +5°С в январе до +25°С в июле, практически полное отсутствие дождя летом и сырые туманные зимы.
В районе западных областей Анатолийского нагорья климат более континентальный - температура зимой нередко опускается до -4°С, летом воздух прогревается до +37°С. Температура в Анкаре, например, колеблется от -2°C зимой до +30°C летом. При этом осадки выпадают заметно чаще, чем на средиземноморском побережье (от 400 до 800 мм в год, преимущественно зимой), хотя лето такое же засушливое (дождливый сезон приходится на ноябрь – март) [63].
Центр страны и области вокруг озера Ван уже имеют все признаки континентального климата – в центральной и восточной Анатолии лето жаркое и сухое (от +24°С в мае до +42°C в июле), а зима холодная (-2-16°С) и снежная. Пик осадков в этих районах приходится на осень и весну. Армянское нагорье уже имеет ярко выраженный умеренный горный климат с большими перепадами температур в течение суток (осенью и весной - до 20 градусов!). Лето здесь теплое (средняя температура июля - +18°C, в межгорных котловинах - до +26°C) и очень солнечное, а вот зима по местным меркам очень сурова - в январе при средней температуре около -8°C нередки заморозки до -15°C и даже -24°С при сильных ветрах. Среднегодовое количество осадков 400-700 мм, причем значительная их часть выпадает в зимний период в виде снега, который не тает до четырех месяцев в году (на вершинах Арарата ледники держатся практически круглый год).
Побережье Черного моря относится к переходной зоне от умеренного климата к субтропическому. Это самая влажная часть страны, особенно его северо-восточные регионы, и самая прохладная из прибрежных - температура летом здесь колеблется от +16°С до +32°С, зимой нередко опускается ниже +6°С. При этом, в отличие от остальных областей страны, осадки (до 1000 мм в западной части и до 2500 мм на востоке) распределяются равномерно в течение года, а сильные продолжительные ливни никого не удивляют.
Эгейское и Средиземноморское побережья заметно теплее и суше, чем берег Черного моря. Здесь господствует типичный субтропический средиземноморский климат с сухим и жарким летом (средняя температура июля около +25°C, января +7-10°C) и теплой влажной зимой. Среднегодовое количество осадков - до 500 мм, однако в горных районах Западного Тавра и Улудага выпадает до 1500 мм, преимущественно зимой.
В последние годы туризм является самым успешным сектором турецкой экономики и способствует интеграции страны в мировую экономику. Стремясь получить больший доход, Турция пересматривает свою туристическую политику, опираясь на имеющийся потенциал. Министерство туризма, приняв во внимание все факторы, которые влияют на индустрию туризма, начало активное проведение рекламных кампаний в 40 странах с помощью 23 своих бюро. При выработке стратегии учитывались важнейшие особенности Турции, отличающие ее от конкурентов. Природное, историческое и культурное многообразие, обусловленное географическим положением Турции между Азией и Европой, определяет выполняемую ею функцию: своеобразного межконтинентального моста [63].
С исторической точки зрения, индустрия туризма в Турции развивалась следующим образом.
С начала 1960-х гг. государственные власти стали уделять больше внимания индустрии туризма. Правительство начало разрабатывать пятилетние планы развития туристического бизнеса, в бюджете страны с каждым годом увеличивались ассигнования на подъем этой индустрии. В первых пятилетних планах развития указывалось на необходимость получения выгоды от сферы туризма. Но на начальном этапе турецкие власти выделяли недостаточные средства для бурного развития туристического бизнеса. Ограниченные финансовые ресурсы неизбежно привели к необходимости выбора приоритетных туристических районов. В начале 1970-х гг. прибрежные районы провинций Балыкесир и Анталья были объявлены приоритетными для развития туристической инфраструктуры и привлечения иностранных инвестиций.
3 Анализ и рекомендации по развитию международного туризма в Республике Беларусь
3.1 Анализ и особенности развития международного туризма в Республике Беларусь
Развитие туризма в любом регионе зависит от целого комплекса факторов, условий и ресурсов. При этом в более благоприятной ситуации находятся те страны, территория которых располагает горными массивами и омывается водами тёплых морей.
Развитие туризма является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь. Данная отрасль взята под особую опеку государства.
Несмотря на то, что Беларусь не обладает такими знаковыми для туризма ресурсами, она имеет ряд преимуществ по сравнению с другими странами, среди которых можно назвать следующие:
- близость к странам Западной Европы и Скандинавии, которые формируют масштабные туристопотоки за рубеж;
- соседство со странами Балтии, России, Польши, что является серьезным ресурсом для развития приграничного туризма;
- древняя и богатая история, самобытная культура (15 тыс. объектов, имеющих историческую, культурную и архитектурную значимость);
- богатый природный потенциал, самый старый в мире лес - Беловежская пуща, 5 заповедников и национальных парков, 84 заказника республиканского значения, большое количество разнообразных памятников природы [74].
Государственным регулированием сферы туризма в Республике Беларусь занимается Министерство спорта и туризма, в компетенцию которого входит разработка и принятие нормативно-правовых актов по вопросам туризма, в частности лицензирования туристической деятельности [59]. Среди особых требований и условий осуществления туристической деятельности значится организация въездного туризма юридическими лицами, осуществляющими туроператорскую деятельность. Это указывает на то, что белорусское государство заинтересовано в привлечении иностранных туристов в страну и увеличении показателей въездного туристического потока. Для развития туристической отрасли на государственное уровне разрабатываются программы развития отрасли.
Беларусь является визовой страной для туристов из большинства стран мира, что также не добавляет привлекательности туристическому имиджу страны.
Сегодня в Беларуси реализуется ряд госпрограмм, в которых предусмотрены меры и средства по созданию современной инфраструктуры туризма в различных регионах страны.
Государственная программа «Беларусь гостеприимная» на 2016-2020 годы разработана в соответствии с приоритетами социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы, одними из которых являются рост и диверсификация экспорта товаров и услуг, обеспечение сбалансированности внешней торговли (экспорт) [55].
Цели государственной программы – формирование и развитие современного конкурентоспособного туристического комплекса, внесение вклада туризма в развитие национальной экономики.
Государственная программа состоит из подпрограммы 1 «Кадровое, научное и учебно-методическое обеспечение в сфере туризма» и подпрограммы 2 «Маркетинг туристических услуг».
Задачи подпрограммы «Кадровое, научное и учебно-методическое обеспечение в сфере туризма»:
- разработка новых принципов и подходов к формированию и продвижению национального туристического продукта, создание четкой системы управления отраслью;
- формирование кадрового, научного и учебно-методического обеспечения туризма.
Выполнение задач подпрограммы «Кадровое, научное и учебно-методическое обеспечение в сфере туризма» позволит повысить качество подготовки специалистов с учетом передового международного опыта, что в свою очередь будет способствовать увеличению численности туристов и экскурсантов, отправленных по маршрутам в пределах территории Республики Беларусь, и росту внутреннего туризма [55].
Целевыми показателями реализации подпрограммы «Кадровое, научное и учебно-методическое обеспечение в сфере туризма» являются:
- численность туристов и экскурсантов, отправленных по маршрутам в пределах территории Республики Беларусь;
- численность аттестованных экскурсоводов и гидов-переводчиков;
- количество разработанных и обновленных экскурсий и туров [55].
Заказчиками подпрограммы «Маркетинг туристических услуг» являются Министерство спорта и туризма, Управление делами Президента Республики Беларусь, областные и Минский городской исполнительные комитеты, открытое акционерное общество «Белагропромбанк», Федерация профсоюзов Беларуси.
Задачи подпрограммы «Маркетинг туристических услуг»:
- формирование многоуровневой системы продвижения туристических услуг;
- развитие информационной системы комплексной поддержки внутреннего и въездного туризма;
- развитие сети туристических информационных центров в регионах республики и за рубежом, в том числе на базе дипломатических представительств и консульских учреждений, а также представительств субъектов хозяйствования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Международный туризм, как естественный вектор развития современной туристической отрасли в условиях глобализации и интенсивного развития международной торговли, становится все более заметной частью мировой торговли, причем рост данной отрасли продолжает сохранять устойчивые темпы. Проведенное исследование показало, что развитие международного туризма, не глядя на наличие отдельных негативных последствий для экономик стран, несет в себе целый ряд преимуществ для принимающей страны, в том числе – в экономической сфере.
За последние 16 лет туристический поток возрос на 800 млн. человек, или в 2,8 раза, и составил в 2016 году 1 235 млн. человек. В том числе рост только за 2016 год составил 45 млн. человек, или 3,8 % за год. По данным ВТО за 2016 год более 1 200 млн. человек совершили поездки в рамках международного туризма, а доходы от международного туризма составили более 1,2 трлн. дол. США. Это около 12 % мирового валового продукта.
Всемирная организация по туризму в своей классификации выделяет страны, являющиеся преимущественно поставщиками туристов (США, Бельгия, Дания, Германия, Голландия, Новая Зеландия, Швеция, Канада, Англия) и страны являющееся, в основном, принимающими туристов (Австралия, Греция, Кипр, Италия, Испания, Мексика, Турция, Португалия, Франция, Швейцария). Причем в ближайшие годы ожидается постепенное смещение акцентов в развитии туризма от традиционных рынков Западной Европы, США, Японии и Канады к альтернативным рынкам, таким как Центральная и Восточная Европа, включая Россию, Китай, Южная Корея, Мексика, а также некоторые страны Ближнего Востока.
Основополагающими векторами развития современного международного туризма можно определить следующие факторы: интенсивное развитие отдельных направлений и видов туризма; повышение качества предоставляемых услуг; будет наблюдаться поляризация предпочтений потребителей; ожидается рост туристической активности среди людей пожилого возраста и молодежи; интенсивное развитие информационных технологий снизит долю традиционных каналов сбыта туристского продукта; все большее значение в формировании рыночной привлекательности туристского продукта будут приобретать дополнительные услуги и так называемые поездки «без забот»; глобализация экономики будет все в большей степени ускорять развитие в индустрии туризма корпораций, альянсов и других форм объединений. Только с учетом этих факторов страны, делающие ставку на повышение эффективности своей туристической отрасли, могут рассчитывать на успех свой политики в сфере туризма.
Анализ опыта других стран в развитии туристической отрасли и международного туризма позволяет выделить следующие ключевые аспекты, которые позволили этим странам обеспечить устойчивое и эффективное развитие международного туризма:
а) четкое понимание роли государства в развитии отрасли, как либерального создателя привлекательных условий ведения бизнеса и инвестиционного климата для иностранных инвесторов:
- акцент на либерализацию отрасли, создание привлекательного налогового режима и бизнес-среды в целом;
- предоставление инвесторам гарантий и долгосрочных прав на пользование туристическими ресурсами (один из вариантов государственно-частного партнерства);
б) наличие инновационной и бизнес-активности у резидентов страны, желание представителей туристической отрасли в самой стране развивать отрасль, что также обеспечивается путем создания для данной отрасли более привлекательных условий по сравнению с другими (как в Республике Беларусь сейчас делается, например, для отрасли цифровых технологий).
Туристические особенности Республики Беларусь и ресурсный потенциал в области туризма свидетельствуют о наличии привлекательности у страны для иностранных туристов. Кроме того, Правительством страны принимаются активные меры по развитию туризма – реализуются Государственные программы, принимаются положительные решения в части предоставления безвизового режима для иностранных граждан, совершающих туристические поездки. В то же время, необходимо отметить тенденцию сокращения международного туристического потока в Республике Беларусь. Причем, если сокращение выездного потока можно объяснить снижением уровня реальных доходов населения и сложившимися внешними факторами (ситуация в Египте, Турции, которые являлись для белорусов доступным направлением зарубежного отдыха), то снижение притока иностранных туристов в Республики Беларусь объясняется внутренними причинами – снижением привлекательности отдыха в Беларуси для иностранных туристов, которое обусловлено низкими темпами развития инфраструктуры и индустрии в целом. Негативные тенденции прослеживаются и в агроэкотуризме, для которого характерны сокращение потока иностранных туристов. Доля иностранных туристов в общем международном туристическом потоке Республики Беларусь, в том числе – в части денежного потока, составляет 10-15 %, что является крайне низким показателем и свидетельствует о преимущественно импортной направленности отечественного международного туризма.
1 Абдуразакова, Я. М. Современный международный туризм: тенденции и перспективы Я. М. Абудразакова // Вестник АГТУ. – 2013. – № 3. – С. 159-167.
2 Аваза – жемчужина туризма / Б. Ораздурдыев [и др]. – А., 2013. – 170 с.
3 Акиниязов, С. По маршруту великого шелкового пути / С. Акинязов // Туризм – 2016. - № 2. – С. 26-27.
4 Акопян, М. Международный опыт регулирования въездного туризма // Белорусский журнал международного права и международных отношений. – 2016. – № 4. – С.38-47.
5 Александрова, А. Ю. Структура туристского рынка / А.Ю. Александрова. – М.: Пресс- Соло, 2012. – 109 с.
6 Александрова, А.Ю. Международный туризм / А. Ю. Александрова. – М.: Аспект Пресс, 2012. – 317 с.
7 Ашхабад в книге рекордов Гиннеса. / О. Бяшимов [и др]. – А., 2013 – 103 с.
8 Байрамалиева, М. Новые грани старой Нисы: живая связь времен / М. Байрамалиева // Туризм. – 2015. - № 6. – С.18-24.
9 Байриева, А. Сокровищ нет дороже / А. Байриева // Туркменистан. – 2016. - № 1. – С. 45-47.
10 Бакиева, Г. Ашхабад – 2017 – спортивная столица Азии / Г. Бакиева // Туризм. – 2013. - № 6. – С. 10-14.
11 Бенько, Е. В. Направления и методы государственного регулирования туристско-рекреационной сферы в регионе / Е. В. Бенько // Экономические науки. – 2011. – № 1. – С. 218-222.
12 Бессонова, В. Б. Государственная политика в сфере туризма: правовой аспект / В. Б. Бессонова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tourlib.net/statti_tourism/bessonova.htm. – Дата доступа:
13 Бикташева, Д.Л. Менеджмент в туризме: учеб. пособие / Д. Л. Бикташева, Л.П. Гиевая, Т.С. Жданова. – М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2013. – 272 c.
14 Биржаков, М. Б. Введение в туризм / М.Б. Биржаков. – М.: СПб., 2011. – 214 с.
15 Бондарева, А. К. Международное право: учеб. пособие / А. К. Бондарева. – Гродно: ГрГУ, 2015. – 305 с.
16 Бородин, В.В. Экономика туризма: учеб. пособие / В.В. Бородин. – М.: Форум, 2011. – 240 c.
17 Бушмакин, А. Примечательные уголки пустыни Каракумы / А. Бушмакин // Экологическая культура и охрана окружающей среды. – 2013. – № 3. – С. 41-43.
18 Всеобщая декларация прав человека, принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/declarations/ declhr.shtml. – Дата доступа:
19 Гаагская декларация по туризму: сборник правовых актов; сост. Н. И. Волошин. – М.: Финансы и статистика. – 2012. – С. 219-243.
20 Гараев, Ш. Экономико-правовая база регулирования деятельности туристической индустрии/ Ш. Гараев // Экономика золотого века. – 2015. – № 5. – С. 35-39.
21 Гарлыев, А. Всемирная туристская организация ООН поддерживает Национальную стратегию Туркменистана в области туризма / А. Гарлыев // Туризм. – 2015. – № 4. – С.31-33.
22 Глобальный кодекс этики туризма, принятая в 1999 г. на Will сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации // Официальный сайт компании «Иони» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ioni.by/Files/normativka/GLOBALN.KODEKS.pdf. – Дата доступа:
23 Гордеева, Л.В. Современное состояние и перспективы развития туризма в республике Беларусь / Л. В. Гордеева // Орфановские чтения: тез. докл. конференции; Н. Новгород, 18.05.2015 г. – Н. Новгород: Мининский университет, 2015. – С. 105-109.
24 Гуков, К. А. Перспективы развития туризма в Беларуси / К. А. Гуков [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elib.gstu.by/bitstream/handle/ 220612/18047/Гуков%2C%20К.%20А.%20Перспективы...pdf?sequence= 1&isAllowed=y. – Дата доступа:
25 Гуламов, Т. Койтендагский «портал»: путешествие по следам динозавров / Т. Гуламов // Туризм. – 2013. – № 6. – С. 27-31.
26 Дейкало, Е. А. Международно-правовая ответственность межправительственных организаций: особенности и правовая природа / Е. А. Дейкало // Актуальные проблемы международного публичного и международного частного права: сб. науч. тр. / БГУ. – Минск, 2011. – Вып. 3. – С. 28– 40.
27 Дмитриев, М.Н. Экономика туристского рынка: учебник / М. Н. Дмитриев, М. Н. Забаева, Е. Н. Малыгина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 311 c.
28 Довлетова, М. Национальная туристическая зона «Аваза»: курортный кластер расширяет инфраструктуру/ М. Довлетова // Туризм. – 2014. - № 1. – С. 1-6.
29 Догадкина, С. В. Анализ международного туризма в Республике Беларусь / С. В. Догадкина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rep.bntu.by/bitstream/handle/data/13527/Анализ%20международного%20 туризма%20в%20Республике%20Беларусь.pdf?sequence=1. – Дата доступа:
30 Евсеев, Е. Б. Тенденции развития туризма в Республике Беларусь / Е. Б. Евсеев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rep.polessu.by/handle/123456789/9491. – Дата доступа:
31 Закон Туркменистана «О туризме» // Ведомости Меджлиса Туркменистана. – 2010. – № 2. – С. 206 – 249.
32 Замедлина, Е.А. Экономика отрасли: туризм: учеб. пособие / Е. А. Замедлина, О. Н. Козырева. – М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 204 c.
33 Здоров, А.Б. Экономика туризма: учебник / А.Б. Здоров. – М.: ФиС, 2011. – 272 c.
34 Ильина, Е. Н. Туроперейтинг: организация деятельности: учебник / Е. Н. Ильина. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 256 с.
35 Кабушкин, Н. И. Менеджмент туризма: учебник / Н. И. Кабушкин. – М.: 2002. - 409 с.
36 Какалыева, Г. Маркетинг: гостеприимство и туризм / Г. Какалыева // Экономика золотого века. – 2014. – № 8. – С. 23-26.
37 Калинина, Л. Е. Принципы государственного управления в сфере туризма / Л. Е. Калинина // Право и экономика. – 2016. – № 12. – С. 86-92.
38 Квартальнов, В.А. Туристские формальности и безопасность в туризме: справочник. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 144 с.
39 Кипендорф, Е. Теория и практика туристического маркетинга: учебник / Е. Кипендорф. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 185 с.
40 Киседобрев, В.П. Менеджмент в туризме: учебник / В.П. Киседобрев [и др.]; под ред. проф. Е.И. Богданова. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 152 c.
41 Мальская, М. П. Международный туризм и сфера услуг: учебник / М. П. Мальская, Н. В. Антонюк, Н. М. Ганич. - К.: Знания, 2008. – 661 с.
42 Мамедниязов, А. Национальная туристическая индустрия и динамика перемен /А.Мамедниязов // Туризм. – 2013. – № 6. – С. 4-9.
43 Манильская декларация по мировому туризму // Официальный сайт Российского союза туриндустрии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rostourunion.ru/proekty_v_rst/megdunarodnye_pravovye_akty/manil_skaya_deklaraciya_po_mirovomu_turizmu_izvlecheniya.html. – Дата доступа:
44 Международная конвенция по контракту на путешествие, заключённая в г. Брюсселе 23.04.1970 г. // Юридический портал «Зона Закона» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.zonazakona.ru/law/abro/552/.– Дата доступа:
45 Международный пакт о гражданских и политических правах // Официальный сайт ООН [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml. – Дата доступа:
46 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // Официальный сайт ООН [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactecon.shtml. – Дата доступа:
47 Мурадов, Р. Ниса как историко-культурный заповедник/ Р. Мурадов // Туризм. – 2016. – № 3. – С. 28-35.
48 Национальная Программа развития сферы туризма в Туркменистане на 2011-2020 гг. // Собрание актов и постановлений Президента Туркменистана. – 2010. – № 11. – С. 38-48.
49 О лицензировании туристической деятельности в Туркменистане: указ президента Туркменистана // Собрание актов и постановлений Президента Туркменистана – 1994. - № 9 – С.78.
50 О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь: указ Президента Республики Беларусь № 372 от 02.06.2006 г. [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа:
51 О развитии агроэкотуризма: указ Президента Республики Беларусь № 365 от 09.10.2017 г. [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа:
52 О туризме: Закон Республики Беларусь № 326-З от 25.11.1999 г.: в ред. Закона № 410-З от 18.07.2016 г. [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа:
53 Об установлении безвизового порядка въезда и выезда иностранных граждан: Указ Президента Республики Беларусь № 8 от 09.01.2017 г. [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа:
54 Об установлении безвизового порядка въезда и выезда иностранных граждан: Указ Президента Республики Беларусь № 462 от 26.12.2017 г. [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа:
55 Об утверждении Государственной программы «Беларусь гостеприимная» на 2016-2020 годы: Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 232 от 23.03.2016 г. [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа:
56 Патунина, Н. А. Региональные инновации в сфере туризма / Н. А. Патунина [Электронный ресурс] // Науковедение. – 2014. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnye-innovatsii-v-sfere-turizma. – Дата доступа:
57 Программа развития туризма в Туркменистане на 2012-2016 гг.: собрание актов и постановлений Президента Туркменистана. – 2010. – № 10 – С. 98-114.
58 Сайт Государственного комитета Туркменистана по статистике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.stat.gov.tm/ru/. – Дата доступа:
59 Сайт Министерства спорта и туризма Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mst.by/ru/. – Дата доступа:
60 Сайт Министерства экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru. – Дата доступа:
61 Сайт Национального агентства по туризму Республики Беларусь: официальный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belarustourism.by/. – Дата доступа:
62 Сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by. – Дата доступа:
63 Сайт Статистического института Турции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.turkstat.gov.tr/Start.do. – Дата доступа:
64 Севастьянов, Д. В. Основы страноведения и международного туризма: учебное пособие. – М.: Академия, 2006. – 261 с.
65 Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе // Официальный сайт ОБСЕ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.osce.org/ru/mc/39505?download=true. – Дата доступа:
66 Туризм и туристические ресурсы Республики Беларусь – 2017: статистический сборник // Сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2018. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/turizm/publikatsii_9/. – Дата доступа:
67 Туризм, Беларусь: официальный интернет-портал информационного агентства БЕЛТА [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belarus.by/ru/travel. – Дата доступа:
68 Хартия туризма // Сайт группы экопарков «Суздаль» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ecoparki.ru/pages_s/130. – Дата доступа:
69 Чарлыева, О. Актуальность инновационной модернизации туристической отрасли / О. Чарлыева // Экономика золотого века. – 2015. – № 1. – С. 25-31.
70 Чеботарева, И.А. Сотрудничество государств по правовому регулированию международной туристской деятельности: автореф. дис. канд. юр. наук: 12.00.10. / И.А. Чеботарева; Санкт-Петербургский государственный университет. – М., 2004. – 12 с.
71 Черевичко, Т.В. Экономика туризма: учеб. пособие. 2-е изд. / Т. В. Черевичко. – М.: Дашков и К, 2016. – 262 c.
72 Щербакова, С.А. Международный туризм: экономика и география / С.А. Щербакова. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 144 c.
73 Щупак, В. Деловые связи интегрируются в индустрию гостеприимства / В. Щупак // Туризм. – 2014. – № 2. – С. 1-5.
74 Belarus Travel: официальный интернет-портал Национального агентства по туризму Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belarus.travel/. – Дата доступа:
75 The World Bank: интернет-портал Мирового банка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.worldbank.org. – Дата доступа:
76 UNWTO Tourism Highlights 2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www2.unwto.org/. – Дата доступа:
77 UNWTO Tourism Highlights 2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www2.unwto.org/. – Дата доступа:
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 92.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты