Связь совладающего поведения родителей и отчуждения ребенка в семье
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Диплом
на тему: «Связь совладающего поведения родителей и отчуждения ребенка в семье»
по дисциплине: «Психология»
2018
251.00 BYN
Связь совладающего поведения родителей и отчуждения ребенка в семье
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "7" с доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 68.
В работе имеется доклад и презентация.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Первичный эмпирический материал
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Результаты статистической обработки данных
Поделиться
Введение
1. Теоретические основы исследования взаимосвязи совладающего поведения родителей и отчуждения ребенка в семье
1.1. Основные подходы к изучению совладающего поведения
1.2. Отчуждение как социально-психологический феномен
2. Эмпирическое исследование взаимосвязи совладающего поведения родителей и отчуждения ребенка в семье
2.1. Методические основы эмпирического исследования взаимосвязи совладающего поведения родителей и отчуждения ребенка в семье
2.2. Эмпирического исследования совладающего поведения родителей
2.3.Эмпирическое исследование отчуждения ребенка в семье
2.4. Эмпирическое исследование взаимосвязи совладающего поведения родителей и отчуждения ребенка в семье
2.5. Рекомендации родителям по оптимизации детско-родительских отношений
Заключение
Библиографический список
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. Полноценное развитие личности ребенка требует создания благоприятных условий, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений. Отношения между членами семьи выстраиваются на эмоциональной основе. Ребенок с первых месяцев своей жизни осознает себя через отношения с другими людьми. От того, каким образом родители будут проявлять родительское отношение, выстраивать свои воспитательские позиции, будет зависеть его эмоциональное состояние, степень открытости к взаимодействию с родителями и окружающим миром в целом.
Негармоничное семейное воспитание способствует развитию негативных психических состояния, личностных качеств, установок, модели поведения у детей. Искажение эмоциональных связей между родителями и детьми способности привести к отчуждению, изоляции ребенка от них. Отчуждение ребенка в семье является негативным фактором развития его личности в целом. На возникновение такого состояния у ребенка могут оказывать различные семейные факторы, одним из которых можно назвать совладающее поведение родителей.
Практическая актуальность исследования обусловлена игнорированием факта детского отчуждения, отсутствием эмпирических данных о совладающем поведении родителей в связи с отчуждение ребенка, что влияет на адекватность научных выводов и снижает эффективность теоретических и практических рекомендаций.
Проблемой изучения совладающего поведения занимались многие ученые. (И. Амирхан, А. Биллинг, Р. Мусс, Р. Лазарус). Среди современных исследователей совладающего поведения в отечественной психологии можно назвать следующих авторов: Т.Л. Крюкова, И.Г. Малкина-Пых, С.И. Матафонова, С.К. Нартова-Бочавер, Н.В. Останина,
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ОТЧУЖДЕНИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ
1.1. Основные подходы к изучению совладающего поведения
Проблема «копинга» (совладания) личности с трудными жизненными ситуациями возникла в психологии во второй половине ХХ в. Этот термин предложил L. Murphy, который обозначил им определенную попытку создать новую ситуацию [49].
В настоящее время понятие «совладание» означает поведенческие, когнитивные и эмоциональные действия человека, предпринимаемые им для преодоления трудных ситуаций и адаптации к возникшим обстоятельствам. В отечественной психологии используют термины «психологическое преодоление», «способы совладающего поведения», в зарубежной психологии – «копинг-поведение», «копинг-стратегии».
В зарубежной психологии проблема копинга исходит в концепции психологического стресса Р. Лазаруса, который определял совладание как поведенческие и когнитивные усилия, которые предпринимает человек для ослабления влияния стрессовых обстоятельств [47].
M. Perrez понимал под копингом сугубо адаптивную реакцию на требования окружающего мира оценивающие личностью как превосходящие ресурсы и возможности человека [50].
Такие авторы, как H. Weber, D. Maxwell, R.F. Mollica, B. Cardozo, понимали «совладающее поведение» как широкий комплекс взаимосвязанных навыков необходимый для качественного управления обстоятельствами любой степени сложности в частности в условиях приспособления к болезни как угрозе физическому личностному и социальному благополучию [48].
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ОТЧУЖДЕНИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ
2.1. Методические основы эмпирического исследования взаимосвязи совладающего поведения родителей и отчуждения ребенка в семье
Цель эмпирического исследования: выявить взаимосвязь совладающего поведения родителей и отчуждения ребенка в семье.
Гипотеза исследования отражает предположение о наличии связи между стратегиями совладающего поведения и степенью отчуждения ребенка в семье.
Этапы проведения эмпирического исследования:
1) на первом этапе проводился теоретический анализ по проблеме исследования, осуществляется отбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) на втором этапе проводилось изучение совладающего поведения родителей и отчуждения ребенка в семье посредством тестирования;
3) на третьем этапе проводилась математико-статистическая обработка данных, количественный и качественный анализ результатов исследования, формулирование выводов по проведенному исследованию.
Эмпирическая база исследования и характеристики выборки испытуемых: всего в исследовании приняли участие 100 человек или 50 супружеских пар. Возраст испытуемых – 29-35 лет. Все супружеские пары имеют ребенка в возрасте от 6 до 10 лет.
Методы исследования: тестирование, количественный и качественный анализ, математико-статистическая обработка данных.
Для достижения цели были использованы следующие методики:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный теоретический анализ литературы и эмпирическое исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Осуществлен анализ психологической литературы с целью формирования концептуальных основ эмпирического исследования. Под совладающим поведением понимаются сознательные стратегии преодоления трудных или стрессовых ситуаций, связанные с адаптационными возможностями индивида, сосуществующие с бессознательными механизмами психологической защиты. Отчуждение представляет собой форму проявления утраты ребенком чувства своей субъектности в общении с родителями; а также результат эмоционального отверждения значимыми близкими людьми, что вызывает у ребенка увеличение дистанции в общении со стороны родителей.
2. Эмпирически изучено совладающее поведение родителей. Родители используются различные стратегии совладающего поведения. Преимущественно родители выбирают такие стратегии совладающего поведения как планирование решения проблемы (попытки преодоления проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения); принятие ответственности (признают свою ответственность за решение возникшей проблемы); самоконтроль (высокий контроль поведения, стремление к самообладанию). При этом, матери склонны планировать решение проблемы и принимать ответственность за решение возникшей проблемы; отцы склонны в стрессовой ситуации
3. Эмпирически изучен характер взаимосвязи отчуждения ребенка и совладающего поведения родителей.Выявлена связь между совладающим поведением родителей и отчуждением ребенка в семье. В семьях, где родители признают свою роль в возникновении проблемы и ответственности за ее решение, отмечается низкий уровень отверженности ребенка, что свидетельствует о благоприятной для него ситуации в семье. В семьях, где
1. Абраменкова, В.В. Проблема отчуждения в психологии / В.В. Абраменкова // Вопросы психологии. – 1990. – № 1. – С. 3-13.
2. Андреянова, Е.А. Феномен отчуждения в эпоху глобализации. Социология социальных трансформаций / Е.А. Андреянова, С.В. Тихонова. – Н. Новгород: изд-во НИСОЦ, 2003. – С. 53-56.
3. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. – 1994. – №1. – С. 45-49.
4. Афанасьев, П.Н. Отчуждение личности в сфере высшего образования (на примере студенческой молодежи): автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.05 / П.Н. Афанасьев. – Казань, 2005. – 18 с.
5. Битюцкая, Е.В. Современные подходы к изучению совладания с трудными жизненными ситуациями / Е.В. Битюцкая // Вестник МГУ. – 2011. – № 1. – С. 100-111.
6. Боулби, Дж. Привязанность / Дж. Боулби. – М.: Гардарики, 2003. – 477 с.
7. Валлон, А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон. – М.: Просвещение, 1997. – 430 с.
8. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия: краткий лекционный курс / А.Я. Варга. – СПб.: Питер, 2001. – 144 с.
9. Василюк, Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций / Ф.Е. Василюк. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – 212 с.
10. Вторушин, Н.А. Категория отчуждения: гносеологический анализ / Н.А. Вторушин // Известия Томского полит.ун-та. – 2003. – № 1. – С. 154-159.
11. Журавлев, И.В. Феномен отчуждения: стратегии концептуализации и исследования / И.В. Журавлев // Психологический журнал. – 2002. – № 5. – С. 42-48.
12. Зиновьева, М.Д. Психология отчуждения: монография / М.Д. Зиновьева. – Волгоград: Изд.-во ГОУ ВПО «ВАТС», 2005. – 172 с.
13. Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы / Е.В. Змановская. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с.
14. Ковалев, Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда / Г.А. Ковалев // Вопросы психологии. – 1993. – № 1. – С. 13-23.
15. Косова, О.А. Многоаспектность феномена отчуждения / О.А. Косова // Вестник ИГЛУ. – 2013. – № 2. – С. 94-98.
16. Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения / Т.Л. Крюкова. – Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2004. – 232 с.
17. Кудрявцева, Е.В. Критерии отчуждения в юношеском возрасте / Е.В. Кудрявцева // Вестник Тамбовского ун-та. – 2010. – № 2. – С. 23-28.
18. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, Академия, 2005. – 352 с.
19. Магнуссон, Д. Ситуационный анализ: Эмпирические исследования соотношений выходов и ситуаций / Д. Магнуссон // Психологический журнал. – 1983. – № 2. – С. 64-60.
20. Малиева, З.К. Моральное отчуждение личности: опыт психолого-педагогической коррекции духовно-нравственного мира студентов: монография / З.К. Малиева. – Владикавказ: Изд-во Сев.-Осетинского гос. ун-та, 2008. – 167 с.
21. Малкина-Пых, И.Г. Стратегии поведения при стрессе / И.Г. Малкина-Пых // Московский психологический журнал. – 2007. – № 12. – С. 15-25.
22. Маслоу, А. Психология бытия / А. Маслоу. – М.: Изд-во РЕФЕЛ-БУК, 1997. – 300 с.
23. Матафонова, С.И. Динамика выбора копинг-стратегий у детей младшего школьного возраста / С.И. Матафонова // Теория и практика общественного развития. – 2015. – № 12. – С. 490-493.
24. Мухина, В. А. Отчуждение от других: отчуждение в процессе движения к цели / В.А. Мухина, А.А. Хвостов // Развитие личности. – 2012. – № 4. – С. 113-117.
25. Нартова-Бочавер, С.К. «Copingbehavior» в системе понятий психологии личности / С.К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. – 1997. – Т. 18, № 5. – С. 20-51.
26. Ньюкомб, Н. Развитие личности ребенка / Н. Ньюкомб. – СПб.: Питер, 2002. – 640 с.
27. Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен / Р.В. Овчарова. – М.: МПСИ, 2006. – 496 с.
28. Останина, Н.В. Подходы к классификации копинг-поведения в научной литературе / Н.В. Останина // Известия РГПУ. – 2008. – № 70. – С. 127-130.
29. Пергаменщик, Л.А. Кризисная психология / Л.А. Пергаменщик. – Мн.: Вышэйшая школа, 2004. – 288 с.
30. Петровский, В.А. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений / В.А. Петровский, М.В. Полевая // Вопросы психологии. – 2001. – № 1. – С. 19-25.
31. Полевая, М.В. Отчуждение как характеристика детско-родительских взаимоотношений: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / М.В. Полевая. – Москва, 1988. – 18 с.
32. Попова, О.А. Преодоление социального отчуждения как условие снижения делинквентности в подростковом возрасте: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / О.А. Попова. – Тамбов, 2010. – 18 с.
33. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2003. – 512 с.
34. Силяева, А.А. Феномен отчуждения подростков: социально-психологическая помощь средствами иппотерапии: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / А.А. Силяева. – Москва, 2008. – 19 с.
35. Сирота Н.А. Преодоление эмоционального стресса подростками. Модель исследования. / Н.А. Сиротва, В.М. Ялтонский. – Обозреватель психиат. и мед.психологии. – 1993. – № 1. – С. 125-128.
36. Соколова, М.В. Особенности родительского отношения на разных возрастных этапах развития ребенка: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / М.В. Соколова. – Москва, 2002. – 21 с.
37. Станибула, С.А. Характеристика ресурсов совладающего поведения / С.А. Станибула // Известия ГГУ – 2016. – № 5 (98). – С. 35-38.
38. Топильская, О.А. Психологический анализ отчуждения подростков в контексте делинквентного поведения / О.А. Топильская // Социально-экономические явления и процессы. – 2014. – № 2. – С. 54-59.
39. Фрейд, А. Психология Я и защитные механизмы / Пер. с англ. М.Р. Гинзбурга. – М.: Педагогика, 1993. – 144 с.
40. Фромм, Э. Бегство от свободы. Человек для себя / Э. Фромм. – Минск: ООО «Попурри», 1998. – 576 с.
41. Хазова, С.А. Копинг-ресурсы субъекта: основные направления и перспективы исследования / С.А. Хазова // Вестник КГУ. – 2013. – № 5, Т. 19. – С. 188-191.
42. Хачатурова, М.Р. Совладающий репертуар личности / М.Р. Хачатурова // Психология. Журнал ВШЭ. – 2013. – № 3. – С. 160-169.
43. Хорни, К. Невроз и личностный рост. Борьба за самореализацию / К. Хорни. – СПб.: Восточно-Европ. институт психоанализа, 2000. – 432 с.
44. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 2001. – 656 с.
45. Billings, A.G. The role of coping responses and social resources in attenuating the stress of life events / A.G. Billings, R.H. Moos // J Behav Med. 1981. – № 2. – P. 139-157.
46. Amirkhan, J. H. Seeking person-related predictors of coping: Exploratory analyses / J. H. Amirkhan // European Journal of Personality. – 1999.
47. Lazarus, R.S. Psychological stress and the coping process / R.S. Lazarus. – New York: McGraw, 1966. – P. 258.
48. Maxwell, D. The Coping Strategies Index: Field Methods Manual / D. Maxwell, R. Caldwell. – 2 d Ed. – 2008. – P. 187.
49. Murphy, L. Coping vulnerability and residience in childhood – coping and adaptation / L. Murphy. – N.Y., 1974. – P. 343.
50. Folkman, S. Appraisal, coping, healts status, and psychological symptoms / S. Folkman, R.S. Lazarus, A. Delongis, R.J. Gruen // J. Personal. and Soc. Psychol. – 1986. – № 50. – P. 571-579.
Работа защищена на оценку "7" с доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 68.
В работе имеется доклад и презентация.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Первичный эмпирический материал
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Результаты статистической обработки данных
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты