Управление формированием профессионального становления молодого специалиста учреждения общего среднего образования
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Диплом
на тему: «Управление формированием профессионального становления молодого специалиста учреждения общего среднего образования»
по дисциплине: «Менеджмент в сфере образования»
2018
251.00 BYN
Управление формированием профессионального становления молодого специалиста учреждения общего среднего образования
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Менеджмент в сфере образования
Работа защищена на оценку "7" с доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 65.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А План работы с молодыми специалистами в государственном учреждении образования «Лужковский детский сад-базовая школа Кормянского района»
Приложение Б Бланк диагностики профессионально значимых личностных качеств (М.И. Лукьянова)
Приложение В Диагностика профессиональной подготовки и личностных качеств педагога
Поделиться
Введение
1 Теоретико-прикладные аспекты управления профессиональным становлением молодого специалиста
1.1 Профессиональное становление молодого специалиста: понятие и этапы
1.2 Факторы и условия профессионального становления молодого специалиста
1.3 Проблемы профессионального становления молодого специалиста
2 Практические аспекты управления профессиональным становлением молодого специалиста
2.1 Анализ деятельности учреждения образования по управлению профессиональным становлением молодого специалиста
2.2 Содержание, формы, методы управления профессиональным становлением молодого специалиста учреждения общего среднего образования
2.3 Модель управления профессиональным становлением молодого специалиста учреждения общего среднего образования
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Введение
Профессиональное становление личности является важнейшей целью в жизни человека. Значительная часть жизни человека с момента формирования профессиональных намерений до завершения его профессиональной жизни, входит в поле профессионального становления.
Профессиональное становление молодых специалистов является непрерывным процессом приобретения личностью профессиональной компетентности, которое проявляется в саморазвитии и самореализации в педагогической деятельности. Процесс профессионального становления личности характеризуется конкретными стадиями и фазами, содержание которых определяется особенностями социальной ситуации профессионального развития, ведущей формой профессиональной активности, совокупностью профессионально важных качеств и конкретными видами профессиональных новообразований.
Проблема профессионального становления молодого специалиста приобретает особую актуальность на современном этапе общества, которое предъявляет к учителю особые требования и в личностном, и в профессиональном плане.
Профессиональное становление молодого специалиста учреждения общего среднего образования представляет собой длительный сложный и динамический процесс, включающий в себя осознанное стремление к самообразованию, потребность в самосовершенствовании, осознание и анализ своих профессиональных целей. От корректности постановки профессиональных целей зависит профессиональное развитие молодого учителя в целом.
В современных педагогических исследованиях особое внимание уделяется проблемам профессионального становления молодых специалистов.
Закономерности профессионального становления начинающих учителей изучали такие ученые, как О.А. Абдуллина, Л.Г. Борисова, В.В. Буткевич, А.А. Гримотя, Э.А. Гришин, Н.В. Кузьмина, Н.В. Кухарева, В.А. Просецкий, Р.Х. Шакурова, А.И. Щербакова.
Концепции профессионального становления молодого учителя, обоснованы в трудах таких исследователей, как Н.В. Кузьмина, А.И. Щербаков, а также представителей педагогической науки в Беларуси
1 Теоретико-прикладные аспекты управления профессиональным становлением молодого специалиста
1.1 Профессиональное становление молодого специалиста: понятие и этапы
Проблемой изучения профессионального становления молодых специалистов занимались такие известные ученые, как А.А. Бодалев, Л.И. Божович, А.А. Деркач, Ю.М. Забродин, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, И.С. Кон, Т.В. Кудрявцев, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Ю.П. Поваренков, Н. С. Пряжников и др.
По мнению перечисленных ученых, профессиональное становление личности представляет собой многоаспектное сложное явление. Личность, выбирая профессию, осваивая ее, профессионально совершенствуясь, изменяется: происходит обогащение направленности, формирование опыта и компетентности, развитие профессионально важных качеств. Иными словами, профессиональное становление является продуктивным процессом развития и саморазвития личности, освоения профессиональной деятельности, определение своего места в сфере профессий, профессиональной самореализация и самоактуализации своего потенциала для достижения вершины профессионализма.
Профессиональное становление, по мнению Э.Ф. Зеер, охватывает период с начала формирования профессиональных намерений до завершения профессиональной деятельности. Движение личности в пространстве и времени профессионального труда получило название профессионального становления субъекта деятельности [1, с. 153].
По мнению Л.М. Митиной, существует два способа профессионального становления человека, которые раскрываются в модели адаптивного поведения и модели профессионального развития.
Под профессиональным становлением личности Л.М. Митина понимает процесс, который способствует становлению, развитию и реализации в труде профессионально значимых личностных качеств, профессиональных знаний и умений, активному качественному преобразованию личностью внутреннего мира, который приводит к новому способу жизнедеятельности [2, с. 74].
2 Практические аспекты управления профессиональным становлением молодого специалиста
2.1 Анализ деятельности учреждения образования по управлению профессиональным становлением молодого специалиста
Для изучения деятельности учреждения образования по управлению профессиональным становлением молодого специалиста было проведено эмпирическое исследование.
Базой данного исследования стало государственное учреждение образования «Лужковский детский сад-базовая школа Кормянского района». В данном учреждении работают 5 молодых специалистов: 3 молодых специалиста 1-го года работы, 2 молодых специалиста 2-го года работы.
Целью данного исследования является изучение деятельности учреждения образования по управлению профессиональным становлением молодых специалистов.
Задачами эмпирического исследования являются:
- анализ деятельности учреждения образования по управлению профессиональным становление молодого специалиста;
- выявление содержания, форм, методов управления профессиональным становлением молодого специалиста учреждения общего среднего образования;
- разработка модели управления профессиональным становлением молодого специалиста учреждения общего среднего образования.
Исследование проходило в три этапа. На первом этапе был проведен отбор диагностического материала для проведения эмпирического исследования, подобраны методики, позволяющие провести эмпирическое исследование.
Целью второго этапа явилось непосредственно проведение исследования.
На третьем этапе был проведен анализ результатов эмпирического исследования.
Рассмотрим этапы проведения исследования подробнее.
На первом этапе для проведения анализа был выбран следующий перечень нормативной документации учреждения образования, регламентирующей работу с молодыми специалистами: годовой план работы учреждения образования 2014/2015 учебного года, 2015/2016
Заключение
Процесс, факторы и условия профессионального становления являются предметом постоянного интереса ученых и практиков в связи с их высокой социальной значимостью.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что процесс профессионального становления можно рассматривать в двух аспектах: в качестве организации целенаправленного и непрерывного обучения; а также в качестве саморазвития самоорганизующейся системы – личности, которая является источником активности в процессе выполнения профессиональной деятельности. Профессиональное становление представляет собой совокупность компонентов, важнейшим из которых является профессиональное самосознание. Профессиональное становление – это длительный процесс, этапами которого являются: возникновение и формирование профессиональных намерений; период профессионального обучения и воспитания; активное вхождение в профессиональную среду; реализация профессиональных устремлений и возможностей.
Факторы профессионального становления молодого специалиста могут быть внешними и внутренними, социальными, социально-психологическими и индивидуальными. Профессиональное становление молодого специалиста зависит от социальной ситуации, характера профессиональной деятельности; активности личности, индивидуально-личностных особенностей специалиста, потребности личности в саморазвитии и самоактуализации. Особое значение в профессиональном становлении приобретают мотивационные факторы.
Внешними условиями успешности профессионального становления молодого специалиста являются индивидуализация и дифференциация методического сопровождения его педагогической деятельности на основе интеграции школьной и муниципальной методических служб, а также наставничество. К внутренним условиям профессионального становления молодого специалиста также можно отнести профессиональную направленность, профессиональную компетентность, профессиональная рефлексия.
Молодой специалист в учреждении общего среднего образования испытывает ряд трудностей и проблем, которые связаны с его особенностями профессиональной деятельности и личностными качествами. Молодой специалист сталкивается с необходимостью
1 Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеер. – М.: Академический Проект, 2003. – 347 с.
2 Митина, Л.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога / Л.М. Митина, Г.В. Митин, О.А. Анисимова. – М.: Академия, 2005. – 363 с.
3 Невзоров, В.П. Профессиональное становление учителя в системе многоуровневого университетского образования в регионе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М., 2003. – 18 с.
4 Корытова, Г.С. Профессиональное становление личности педагога: проблемное поле и концепции модели / Г.С. Корытова, Н.А. Никифорова // Вестник ТГПУ. – 2015. – № 1 (153). – С. 9 – 15.
5 Белозерова, Л.И. Интегративный подход к профессиональному становлению психолога на этапе вузовской подготовки: сборник статей Международного конгресса «Социальная психология XXI века» // Л.И. Белозерова. – Ярославль, 2002. – С. 100 - 193.
6 Ангеловский, А.А. Психолого-акмеологические особенности профессионального становления молодого специалиста / А.А. Ангеловский // Научно-теоретический журнал. – 2009. – Вып. 1. – С. 30 – 37.
7 Скударева, Г.Н. Профессиональное становление молодого учителя в современных социально-педагогических условиях / Г.Н. Скударева // В мире научных открытий. – Красноярск, 2012. – № 4.1(28). – С. 159 – 170.
8 Нелюбов, С.А. Динамика профессионального становления руководителя образовательного [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – Дата доступа: 22.06.2017
9 Нордзельская, А.С. Проблемы профессионального становления личности специалиста / А.С. Нордзельская, О.Ю. Ильина. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.rapdoh.ru. – Дата доступа: 22.06.2017.
10 Мартынова, Т.Н. Социально-психологические аспекты профессионального становления специалистов по социальной работе / Т.Н. Мартынова // Вестник КемГУ. – 2010. – № 3 (43). – С. 183-192.
11 Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. – М.: Академия, 2004. – 304 с.
12 Психология и педагогика / Под ред. А.А. Бодалева, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 462 с.
13 Поваренков, Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю.П. Поваренков. – М.: Изд-во УРАО, 2002. – 357 с.
14 Решетников, В.В. Понятие профессионального самоопределения в современной педагогической психологии / В.В. Решетников // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2011. – № 1. – С. 1163 – 1167.
15 Десненко, С.И. Развитие личности молодого преподавателя как фактор его профессионального становления / С.И. Десненко // Гуманитарный вектор. – 2012. – № 1 (29). – С. 27 – 32.
16 Рамазанов, М.К. Сущность и условия профессионального становления педагога / М.К. Рамазанов // Молодой ученый. – 2014. – № 21. – С. 679 – 682.
17 Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2006. – 352 с.
18 Тихомирова, А.В. Педагогическая рефлексия как условие профессионального самоопределения молодого специалиста в дошкольном образовательном учреждении / А.В. Тихомирова // Вестник ЧГПУ. – 2011. –№ 3. – С. 162 – 166.
19 Шурыгина, Ю.А. Сущность понятия «профессиональное становление личности» в современном знании / Ю.А. Шурыгина // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. –2011. – № 24. – С. 573 – 575.
20 Скударева, Г.Н. Профессиональная мотивация педагога: научная теория и инновационная социально-педагогическая практика / Г.Н. Скударева / Вестник КГУ. – 2014. – № 2. – С. 28 – 32.
21 Скударева, Г.Н. Педагогические условия профессионального становления молодого учителя в муниципальном образовательном пространстве: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Г.Н. Скударева. – М., 2008. – 22 с.
22 Лучкина, Т.В. Пути становления профессионализма молодого учителя в современной школе / Т.В. Лучкина // Ученые записки ЗабГУ. – 2012. – № 1. – С. 7 – 16.
23 Кулюткин, Ю.Н. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия / Ю.Н. Кулюткин, И.В. Муштавинская. – СПб.: СПбГУПМ, 2002. – 48 с.
24 Круглова, И.В. Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / И.В. Круглова. – М., 2007. – 19 с.
25 Вершловский, С.Г. Педагог эпохи перемен, или как решаются сегодня проблемы профессиональной деятельности учителя / С.Г. Вершловский. – М. : Сентябрь, 2002. – 160 с.
26 Хамидулина, Н.А. Профессиональная адаптация молодых учителей в современных социально-экономических условиях: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.А. Хамидулина. – Кемерово, 2000. – 19 с.
27 Хизбуллина, Р.З. Проблема адаптации молодых специалистов в общеобразовательных учреждениях / Р.З. Хизбуллина, Г.А. Шангараева, М.С. Якимов // Инновационная наука. – 2016. – №. 12. – С. 114 – 115.
28 Кабанова, А.В. Факторы профессионального становления личности / А.В. Кабанова // Вестник КрасГАУ. – 2014. – № 1. – С. 203 – 206.
29 Комиссарова, Т.С. Школа молодого учителя как часть системы непрерывного образования / Т.С. Комиссарова, Н.Б. Крюкова, И.Н. Петушкова // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. – 2003. – № 1. – С. 137 – 139.
30 Черникова, Е.Г. Особенности социально-профессиональной адаптации молодых педагогов общеобразовательных школ / Е.Г. Черникова // Вестник ЧГУ. – 2014. – № 4 (33). – С. 150 – 153.
31 Долгова В.И. Адаптация молодых специалистов в образовательном учреждении / В.И. Долгова, Е.В. Мельник, Ю.В. Моторина // Концепт. – 2015. – Т. 31. – С. 76 – 80.
32 Мухаметова, А.Ф. Проблема адаптации молодых специалистов / А.Ф. Мухаметова // Инновационная наука. – 2015. – № 7. – С. 134 – 137.
33 Зубцова, Л.К. Условия профессиональной адаптации начинающего учителя / Л.К. Зубцова // Сибирский педагогический журнал. – 2015. – № 1. – 248 – 254.
34 Шурыгина, Ю.А. Теоретические аспекты профессионального становления будущего педагога / Ю.А. Шурыгина // Известия ПГПУ. – 2010. – № 1. – С. 171 – 174.
35 Утешева Т.П. Проблемы профессионального становления молодых специалистов / Т.П. Утешева // Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 25 декабря 2015 г.). – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – № 4 (5). –С. 454 – 455.
36 Эрнст, Г.Г. Особенности развития профессиональной рефлексии будущего учителя в процессе прохождения педагогической практики / Г.Г. Эрнст // Концепт. – 2016. – № 4. – С. 129 – 133.
37 Ретуш, Л.А. Проблемы выпускника педвуза в период профессиональной адаптации / Л.А. Ретуш // Universum: Вестник Герценовского университета. – 2008. – № 1. – С. 46 – 51.
38 Диагностика профессиональной подготовки и личностных качеств педагога [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://upr.1september.ru/article.php?id=201000406. – Дата доступа: 12.01.2018.
39 Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психологический словарь/ А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
40 Бедерханова, В.П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности : учебное пособие / В.П. Бехтеранова. – Краснодар, 2000. – 160 с.
41 Игнатьева, Л.В. Организация работы по сопровождению молодых специалистов / Л.В. Игнатьева // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – №3. – С. 204–206.
42 Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 220 с.
43 Богатырев, А.И.Теоретические основы педагогического моделирования: сущность и эффективность / А.И. Богатырев // Вестник Уральского технического университета. – 2014. – № 4 (21). – С. 11 -14.
44 Жемулин, С.А. Педагогические условия и средства моделирования учебной деятельности / С.А. Жемулин // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2007. –№ 13. – С. 10 -13.
45 Фролов, Ю.Н. Современные тенденции управления в сфере образования / Ю.Н. Фролов // Теория и практика общественного развития. – 2014. – №13. – С. 35-37.
46 Кемелова, Г.С. Школа молодого преподавателя: взгляд в будущее / Г.С. Кемелова // Медицина и экология. – 2014. – №4 (73). – С. 60-61.
Работа защищена на оценку "7" с доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 65.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А План работы с молодыми специалистами в государственном учреждении образования «Лужковский детский сад-базовая школа Кормянского района»
Приложение Б Бланк диагностики профессионально значимых личностных качеств (М.И. Лукьянова)
Приложение В Диагностика профессиональной подготовки и личностных качеств педагога
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты