Понятие административного права и раскрытие их объема посредством логической операции деления
Могилёвский институт МВД РБ (Высший колледж)
Диплом
на тему: «Понятие административного права и раскрытие их объема посредством логической операции деления»
по дисциплине: «Административное право»
2018
251.00 BYN
Понятие административного права и раскрытие их объема посредством логической операции деления
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Административное право
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 54.
Поделиться
РЕФЕРАТ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ЛОГИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ ДЕЛЕНИЯ И ЕЕ РОЛЬ В РАСКРЫТИИ ОБЪЕМА ПОНЯТИЯ
ГЛАВА 2 СИСТЕМА ПОНЯТИЙ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Административное право является самостоятельной фундаментальной отраслью права Республики Беларусь.
Административное право можно рассматривать как отрасль права, как отрасль науки и как учебную дисциплину. Административное право является одной из отраслей права, которая представляет собой систему юридических норм, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления.
В юридической науке принято считать, что отрасли права отличаются друг от друга, прежде всего предметом и методом правового регулирования. Предметом правового регулирования каждой отрасли права является строго определенная область общественных отношений. Предмет административно-правового регулирования — совокупность общественных отношений в сфере государственного управления. Круг общественных отношений, составляющих предмет административно-правового регулирования, широк и многообразен. Обозначить его можно, лишь уточнив, кто осуществляет государственное управление: главным образом, имеется в виду властная деятельность аппарата управления; это внутриорганизационная деятельность руководителей иных государственных органов. Следовательно, предметом административного права являются общественные отношения, возникающие при организации исполнительно-распорядительных органов и в процессе их административной деятельности, при осуществлении внутриорганизационной деятельности руководством других государственных органов, в ходе реализации административной власти судьями и внешневластных полномочий общественных организаций.
В дипломном исследовании автором будет исследовано понятие административного права и раскрытие его объема посредством логической операции деления.
Понятие — это мысль, которая выделяет из некоторой предметной области и собирает в класс (обобщает) объекты посредством указания на их общий и отличительный признак. Понятие (наряду с суждением и научной теорией) — одна из основных форм отражения мира на рациональной, логической ступени познания. Понятия представляют собой идеальные сущности, продукты мыслительной деятельности человека, их функция состоит в мысленном объединении разнородных объектов в единый класс и реализуется за счет выделения признака, присущего каждому из обобщаемых в понятии объектов и не присущего никакому другому объекту исходной предметной области, которая называется универсумом или родом понятия.
Деление же понятий — это логическая операция, посредством которой объем делимого понятия распределяется по объемам новых понятий, каждое из которых представляет частный случай исходного понятия.
Актуальность темы дипломного исследования заключается в том, что с помощью понятий раскрывается содержание определяемого. В логическом процессе необходимо обобщать, определять, разделять понятия. Особенно важно умение правильно проводить операции с понятиями в процессе управления.
Актуальность настоящего исследования предопределила тему и цель настоящей дипломной работы.
Цель исследования — комплексный и всесторонний анализ понятия административного права и раскрытие его объема посредством логической операции деления. Тема дипломной работы соответствует приоритетному научному направлению в науке административного права.
Объект исследования — общественные отношения, возникающие в связи с определением понятия административного права и раскрытия его объема посредством логической операции деления.
ГЛАВА 1 ЛОГИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ ДЕЛЕНИЯ И ЕЕ РОЛЬ В РАСКРЫТИИ ОБЪЕМА ПОНЯТИЯ
Прежде чем говорить о логической операции деления и ее роли в раскрытии объема понятия, следует дать определение самой логической операции и определение понятия.
Понятие — мысль, которая выделяет из некоторой предметной области и собирает в класс (обобщает) объекты посредством указания на их общий и отличительный признак. Например, понятие «малолетний». Малолетний — физическое лицо, которое на день совершения административного правонарушения не достигло возраста четырнадцати лет. В данном понятии множество малолетних выделяется из множества физических лиц посредством признака «на день свершения административного правонарушения недостижение возраста четырнадцати лет» [7, c. 78].
Каждое понятие имеет две основные логические характеристики — экстенсиональную (объем) и интенсиональную (содержание). Объем понятия — класс объектов, выделяемых из универсума и обобщаемых в данном понятии. Отдельные объекты из данного класса называются элементами объема понятия. Содержание понятия – признак, с помощью которого производится выделение и обобщение объектов.
В современной теории понятия различают фактическое и логическое содержание понятия и фактический и логический объем понятия. Фактическое содержание понятия — та информация, которую имеет некоторое выражение с учетом значений входящих в его состав нелогических терминов. Логическое содержание данного понятия — это информация без учета значений входящих в него дескриптивных терминов, то есть информация, которую содержит логическая форма выражения [9, c. 178].
Под фактическим объемом понимают ту часть универсума, состоящего из определенных объектов, которая выделяется фактическим содержанием понятия, то есть конкретным признаком, которым обладают обобщаемые объекты. Для определения логического объема понятия конструируется особый универсум — множество абстрактно возможных объектов. Простые признаки задаются на данном универсуме независимо друг от друга [12, c. 78].
Под логическим объемом понятия подразумевают подмножество универсума абстрактно возможных объектов, выделяемое логическим содержанием данного понятия. Наиболее адекватным средством представления и установления логических объемов понятия являются диаграммы Венна.
Объемы и содержания понятий находятся в тесной взаимозависимости. Одно из важнейших проявлений этой связи фиксируется в законе обратного отношения между содержаниями и объемами: если одно понятие шире другого по объему, то первое беднее второго по содержанию; если же первое понятие уже второго по объему, то оно богаче его по содержанию. Данная формулировка закона требует существенных уточнений. Прежде всего, действие данного закона распространяется лишь на понятия с одинаковым родом (универсумом) [21, c. 113].
Понятия, используемые в науке и в других сферах человеческой деятельности, чрезвычайно многообразны по своей структуре, типам обобщаемых в них объектов и другим характеристикам. Типологизация понятий, то есть выделение и систематизация различных их видов, может проводиться по разным основаниям – их делят на виды, во-первых, исходя из особенностей содержаний и, во-вторых, учитывая специфику их объемов и элементов объемов.
ГЛАВА 2 СИСТЕМА ПОНЯТИЙ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Наука административного права — это система научных представлений, знаний и теоретических положений о закономерностях, действующих в сфере административного права, как совокупности соответствующих правовых норм и их применения органами и должностными лицами исполнительной власти [8, c. 35].
Предмет науки административного права состоит из нескольких частей, составных элементов:
1) административно-правовые нормы;
2) административно-правовые отношения;
3) административно-правовые категории;
4) практика применения норм административного права [11, c. 78].
Система административного права — это совокупность находящихся в органической связи институтов, подотраслей, расположенных в определенной логической взаимосвязанной последовательности, образующая целостность и единство отрасли права [22, c. 135].
Как уже говорилось в предыдущей главе дипломного исследования, понятие — мысль, которая выделяет из некоторой предметной области и собирает в класс (обобщает) объекты посредством указания на их общий и отличительный признак.
По мнению некоторых ученых в области административного права, применительно к административному праву в качестве понятия административного права целесообразно использовать понятие административно-правовой нормы. Соответственно, под понятием системы понятий административного права употребляется понятие системы административно-правовых норм. Нами разделяется подобная точка зрения, и, поэтому в дипломном исследовании, в качестве понятия системы понятий административного права будем употреблять понятие системы административно-правовых норм.
Административное право состоит из многочисленных правовых норм. В юридической литературе существуют разные варианты определения административно-правовой нормы [33, c. 250].
По мнению Габричидзе Б. Н. [10] и Елисеева Б. П. [13]: «Административно-правовая норма — это устанавливаемое государством правило, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся (по мере необходимости) в сфере механизма исполнительной власти или (в широком смысле) государственного управления».
Б. М. Лазарев считает, что норма административного права есть установленное государством правило, которое призвано регулировать отношения в сфере государственного управления и реализация которого, как и норм других отраслей права, подкрепляется на случай невыполнения принудительной силой государства [19, c. 71].
По мнению В. М. Манохина нормы административного права есть установленные компетентными органами, строго определенные, обеспеченные мерами государственного принуждения правила поведения участников государственного управления [20, c. 213].
Крамник А. Н. определяет административно-правовые нормы как установленное компетентными государственными органами правило поведения субъектов в сфере государственного управления [17, c. 78].
Административно-правовые нормы преследуют цель обеспечить должную упорядоченность организации и функционирования, как всей системы исполнительной власти, так и ее отдельных звеньев, рационального их взаимодействия; определяют тот или иной вариант должного, то есть соответствующего интересам правового государства, поведения всех лиц и организаций; предназначены для эффективной реализации конституционного назначения механизма исполнительной власти; служат интересам установления и обеспечения прочного режима законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате исследования темы «Понятие административного права и раскрытие его объема посредством логической операции деления», автором были сделаны следующие выводы:
1) Понятие — мысль, которая выделяет из некоторой предметной области и собирает в класс (обобщает) объекты посредством указания на их общий и отличительный признак. Над понятиями могут осуществляться различные операции. Наиболее важными из них являются операции деления, обобщения и ограничения. Логическая операция — это мысленные действия с объемом или содержанием понятия в целях их выяснения или уточнения.
2) Деление – это логическая операция, с помощью которой объем понятия, именуемый множеством, расчленяется на ряд подмножеств. С помощью этой операции раскрывается объем понятия, тогда как определение раскрывает его содержание.
3) Деление применяется в нескольких случаях: а) когда необходимо раскрыть не только сущность предмета, но и формы его проявления и развития; б) когда адресату неизвестна сфера применения какого-либо понятия; в) когда то или иное слово является многозначным. Деление имеет очень важное значение в юридической сфере. Например, оно применяется в законодательстве. Это имеет немалые политические и правовые последствия.
4) Логическая операция деления имеет следующую структуру: 1) делимое — родовое понятие, объем которого раскрывается через составляющие его виды; 2) члены деления — виды родового понятия полученные в результате деления; 3) основание деления – признак, по которому производится деление.
5) Виды деления различают в зависимости от характера признака, положенного в основание деления: 1) Дихотомическое деление (деление по наличию или отсутствию признака, служащего основанием деления) — это деление объема понятия на два класса, выражающие объемы понятий, находящихся в отношении противоречия; 2) Деление по видоизменению признака, здесь члены деления выделяются на основании изменения характеристики, выступающей в качестве основания деления; 3) Смешанное деление имеет место в том случае, когда используются оба вида деления одновременно.
6) Существует четыре правила, которые эффективно способствуют устранению логических ошибок в процессе деления: 1. непрерывность деления; 2. соразмерность деления; 3. правило одного основания; 4. взаимоисключение членов деления. Логические правила деления понятия имеют, как видим, большое значение в теоретических и практических вопросах правового мышления. Они, разумеется, сами по себе не обеспечивают правильности деления; для этого необходимо глубоко вникать в содержание понятий.
7) В правовой системе Республики Беларусь административное право занимает одно из ведущих мест. Оно не только самостоятельная отрасль, но по своему характеру и фундаментальное право. Как часть правовой системы административное право тесно взаимосвязано с другими отраслями права, имеет общие с ними и свои специфические черты. Административное право для ряда отраслей или отдельных институтов является основой, фундаментом их функционирования, в первую очередь, для финансового, трудового, природоохранного права.
8) Своеобразие административного права определяется широкой сферой регулируемых им управленческих общественных отношений. По этой причине очень трудно четко указать его рамки действия.
1. Адушкин, Ю. С. Административная ответственность / Ю. С. Адушкин. – М. : Наука, 2003. – 278 с.
2. Алехин, А. П. Административное право : учебник / А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий. – М. : Зерцало-М, 2013. – 200 с.
3. Багишев, З. Л. Административное право, административно-процессуальное и административно-деликтное право / З. Л. Багишев. – М. : Правовая наука, 2005. – 200 с.
4. Бахрах, Д. Н. Административное право / Д. Н. Бахрах. – М. : Право, 2009. – 200 с.
5. Безденежных, В. М. Административное право : краткий курс / В. М. Безнадежных. – М. : Право, 2005. – 300 с.
6. Бельский, К. С. Феноменология административного права / К. С. Бельский. – М. : Наука, 2000. – 278 с.
7. Берков, В. Ф. Логика. Практикум : учебное пособие для втузов / В. Ф. Берков, И. И. Терлюкевич. – Минск : Технопринт, 2013. – 166 с.
8. Василевич, Г. А. Административное право и процесс : практикум / Г. А. Василевич, С. М. Забелов, Д. Е. Тагунов. – Минск : Право и экономика, 2013. – 230 с.
9. Войшвилло, Е. К. Логика : учебник для вузов / Е. К. Войшвилло. – М. : Наука Логос, 2010 – 355 с.
10. Габричидзе, Б. Н. Административное право / Б. Н. Габричидзе. – М. : Наука, 2010. – 200 с.
11. Гавриленко, Д. А. Административное право / Д. А. Гавриленко. – Минск : Тетралит, 2013. – 223 с.
12. Гориш, И. В. Логика и методология развития / И. В. Гориш. – Пинск : ПолесГУ, 2015. – 364 с.
13. Елисеев, Б. П. Логические операции с понятиями / Б. П. Елисеев. – М. : Наука, 2005. – 200 с.
14. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : 21 апреля 2003 г., № 194-З : принят Палатой представителей 17 декабря 2002 г. : одобр. Советом Респ. 2 апреля 2003 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 08.01.2018 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
15. Конституция Республики Беларусь 1994 года : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – 10-е изд., стер. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014. – 62 с.
16. Коренев, А. П. Административное право России / А. П. Коренев. – М. : Научная мысль, 2007. – 255 с.
17. Крамник, А. Н. Административное право и государственное управление в Республике Беларусь / А. Н. Крамник. – Минск : Амалфея, 2015. – 223 с.
18. Куракова, А. П. Административное право : учебно-методический комплекс / Т. В. Телятицкая, А. П. Куракова. – Минск : Издательство МИУ, 2014. – 300 с.
19. Лазарев, Б. М. Содержательная логика доказывания / Б. М. Лазарев. – М. : Наука, 2010. – 250 с.
20. Манохин, В. М. Административное право / В. М. Манохин. – М. : Наука, 2010. – 378 с.
21. Матерная, П. Логика ситуаций / П. Матерная. – М. : Наука, 2010. – 200 с.
22. Мах, И. И. Административное право : курс лекций / И. И. Мах. – Минск : Амалфея, 2014. – 639 с.
23. Ноздрачев, А. Ф. Административное право России / А. Ф. Ноздрачев. – М. : Юрист, 2009. – 278 с.
24. О дорожном движении [Электронный ресурс] : закон Респ. Беларусь, 5 янв. 2008 г., № 313-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 13.07.2016 г. № 397-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
25. О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [Электронный ресурс] : закон Респ. Беларусь, 5 мая 1998 г., № 141-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 24.12.2015 г. № 331-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
26. О нормативных правовых актах Республики Беларусь [Электронный ресурс] : закон Респ. Беларусь, 10 янв. 2000 г., № 361-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 02.07.2009 г. № 31-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
27. Об обращениях граждан и юридических лиц [Электронный ресурс] : закон Респ. Беларусь, 18 июл. 2011 г., № 300-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 15.07.2015 г. № 306-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
28. Об участии граждан в охране правопорядка [Электронный ресурс] : закон Респ. Беларусь, 26 июн. 2003 г., № 214-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 04.01.2014 г. № 122-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
29. Овсянко, Д. М. Административный процесс в России / Д. М. Овсянко. – М. : Юриспруденция, 2010. – 300 с.
30. Одарченко, А. Н. Вопросы административного права / А. Н. Одарченко. – М. : Наука, 1999. – 200 с.
31. Орловская, Е. Понятие в логике / Е. Орловская. – М. : Научная мысль, 2003. – 178 с.
32. Павляк, З. Логические операции в логике / З. Павляк. – М. : Логос, 2002. – 300 с.
33. Рябцев, Л. М. Административное право: учебное пособие / Л. М. Рябцев. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2014. – 367 с.
34. Севрюгин, В. Е. Административное право и административный процесс / В. Е. Севрюгин. – М. : Наука, 2010. – 378 с.
35. Тагунов, Д. Е. Административное право : курс интенсив. подготовки / С. М. Забелов, Д. Е. Тагунов. – Минск : Тетра-Систем, 2016. – 272 с.
36. Тагунов, Д. Е. Административное право и процесс : курс интенсив. подгот. / Д. Е. Тагунов, П. С. Забелов. – Минск : Тетра-системс, 2015. – 288 с.
37. Телятицкая, Т. В. Административное право : ответы на экзаменационные вопросы. / Т. В. Телятицкая. – Минск : Тетралит, 2013. – 223 с.
38. Тихомиров, Ю. А. Административное право и процесс / Ю. А. Тихомиров. – М. : Наука, 2008. – 378 с.
39. Тульчинский, Г. Л. Логика и теория аргументации. Учебник для академического бакалавриата / Г. Л. Тульчинский, С. С. Гусев, С. В. Герасимов. – М. : Юрайт, 2016. – 234 c.
40. Хоменко, И. В. Основы логики. Учебник и практикум / И.В. Хоменко. – М. : Юрайт, 2016. - 328 c.
41. Челпанов, Г. И. Учебник логики / Г. И. Челпанов. – М. : Либроком, 2016. – 264 c.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 54.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты