ДШИ как центр художественного развития детей и молодежи в условиях агро городка
БГУКИ (Белорусский государственный университет культуры и искусств)
Диплом
на тему: «ДШИ как центр художественного развития детей и молодежи в условиях агро городка»
по дисциплине: «Технологии социокультурной деятельности»
2018
251.00 BYN
ДШИ как центр художественного развития детей и молодежи в условиях агро городка
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Технологии социокультурной деятельности
Организация: Лапичская детская школа искусств, Осиповичского района, Могилевской области.
Работа защищена на оценку "7" с доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 59.
В работе также имеются следующие приложения:
Анкета для родителей учащихся, обучающихся по дополнительной предпрофессиональной программе в области искусств
Мероприятие по привлечению детей в ГУО «Лапичская детская школа искусств»
Анкета
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
1.1 Аналитический обзор литературы по теме исследования
1.2 История становления и развития учреждений дополнительного образования в Республике Беларусь как центров развития творческой личности
1.3 Основные направления деятельности детской школы искусств как учреждения дополнительного образования
1.4 Формирование социокультурной активности детей на базе современного агрогородка
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ АГРОГОРОДКА
2.1 История, современное состояние и характеристика основных направлений деятельности ГУО «Лапичская детская школа искусств» Осиповичского района
2.2 Технология учебной, воспитательной и творческой деятельности в ГУО «Лапичская детская школа искусств» Осиповичского района
2.3 Проблемы организации и совершенствования деятельности в ГУО «Лапичская детская школа искусств» как перспективного центра развития творческой инициативы детей и подростков
2.4 Практические рекомендации по оптимизации деятельности ГУО «Лапичская детская музыкальная школа искусств»
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Главная задача современного социокультурного пространства – это формирование гармоничной, всесторонне развитой личности, которая способна будет вбирать в себя новое содержание поликультурной среды, акцентировать внимание на интеллектуальном, психологическом, социальном росте.
На сегодняшний день формирование эстетической культуры детей и молодежи во многом определяется контентом, который предоставляют средства массовой информации. В некоторых случаях он является определяющим фактором формирования личности ребенка или подростка. Однако, предлагаемая СМИ культура зачастую среднего или низкого уровня, она приобщает подрастающее поколение к сомнительным моральным ценностям. В то время, как общеобразовательные учреждения (детские школы искусств, музыкальные школы) предлагают более высокий уровень нравственной и эстетической культуры, запечатленной в классических художественных произведениях, которые составляют основу программы данных учебных заведений. Именно поэтому необходимо поддерживать и развивать детские школы искусств и музыкальные школы, которые способны стать основой формирования развитой и гармоничной личностной культуры в условиях массовизации, информатизации и глобализации культурного пространства.
Актуальность данного исследования обусловлена, в первую очередь, тем, что формирование художественной культуры личности ребенка и подростка относится к тем социально-культурным проблемным аспектам, которые необходимо решать в формате постоянно меняющегося современного социо-контекста. На сегодняшний день кардинально изменяются мировоззренческие основы общества, утрачивается преемственность поколений, уменьшается интерес к изучению национальной истории, традициям предков. В данном аспекте актуализируется роль художественной культуры как фактора развития у подрастающего поколения духовно-нравственных и художественно-эстетических ценностей и правильных духовных ориентиров. Поэтому целесообразно в деле формирования мировоззренческих принципов приобщать современную молодежь к вечным ценностям гуманизма и творческому опыту.
Цель исследования: изучение особенностей функционирования детской школы искусств в условиях агрогородка.
Задачи исследования:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
1.1 Аналитический обзор литературы по теме исследования
В комплексе проблем, связанных с формированием художественной культуры подрастающего поколения, в качестве ключевой выделяется проблема творческого развития и привлечения детей и молодежи к творческой деятельности.
Учреждения дополнительного образования, в частности детские школы искусств и музыкальные школы, несомненно, играют важную роль в воспитании и развитии детей. Занятия творчеством, в частности музыкой, изобразительным искусством и т.д., не только актуализируют развитие способностей учащихся, но и воспитывают чувство гуманизма, эстетические ценностные ориентации, помогают в социализации среди сверстников в частности и в обществе в целом.
В основу написания дипломной работы были положены ряд научных публикаций.
В частности, теоретические и практические аспекты проявления выразительных и изобразительных возможностей искусства исследовались в трудах В.П. Большакова [11], В.И. Волынкина [16], А.С. Каргина [27] и др.
Теоретические положения о сущности, стадиях и формах самовыражения отражены в исследованиях Я.Д. Григорович [39], В.П. Матониса [33], А.И. Смолика [39], О.Ф. Шульпякова [55] и др.
Также исследователями в сфере музыкальной педагогики (Э. Абдулин [6], В.А. Бурлина [12], А.Ф. Воловик [13], И.Ф. Исаев [25], В.М. Ливанский [31], Е. Николаева, М.С. Осеннева [36], И.Л. Смаргович [42] и др.) указывается, что музыкальная деятельность способствует самовыражению и выступает необходимым условием для развития творческой активности личности, гармонизации эмоциональной сферы, формирования социальных и духовно-нравственных основ личности. Идеи художественной педагогики о развивающем значении художественного движения высказывались в трудах О.А. Самовик [40], Л.В. Школяр [35] и др.
Проблемы формирования художественной культуры личности в современном социально-культурном простарнстве разрабатывают О.А. Аракелова [8], [9], Е.И. Григорьева [17], Е.Ю. Ежова [22], [23], И.Н. Ерошенков [24] и др.
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ АГРОГОРОДКА
2.1 История, современное состояние и характеристика основных направлений деятельности ГУО «Лапичская детская школа искусств» Осиповичского района
Особенности функционирования современной детской школы искусств как центра формирования художественной культуры детей и молодежи в условиях агрогородка были исследованы нами на примере ГУО «Лапичская музыкальная детская школа искусств».
Государственное учреждение образование «Лапичская музыкальная детская школа искусств» находится в агрогородкеЛапичиОсиповичского района Могилевской области.
Адрес учреждения образования: а/г Лапичи, ул. Армейская, д.9, Осиповичский р-н.
Музыкально-образовательная деятельность в условиях ДШИ регламентируется нормативными правовыми актами (учебными планами, учебными программами), которые определяют деятельность в детской школе искусств.
Дата открытия школы: 1961 г.
Цель ГУО «Лапичская музыкальная детская школа искусств»: создание необходимых условий для развития, актуализации индивидуальных способностей детей с предоставлением каждому из обучающихся детейвозможности выбора той образовательной программы и формы деятельности, которые вызывают у него наибольший интерес, а также в зависимости от его склонностей и способностей; предоставление возможности овладения базовыми практическими навыками, знаниями в области музыкального, художественного, хореографического искусства [30].
Задачи учреждения образования:
- реализация наиболее оптимальных условий для музыкального, художественного образования, эстетического воспитания, нравственно-этического развития детей и подростков;
- развитие у обучающихся нравственно-эстетического вкуса, гуманного мировоззрения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение и анализ психолого-педагогической, искусствоведческой, музыкально-педагогической, методической литературы по исследуемой проблеме, даю возможность сделать вывод о том, что вопросы формирования художественной культуры детей и молодежи на сегодняшний день является особенно актуальным. В исследуемой литературе преобладают общие методические исследования, а также психолого-педагогические рекомендации по развитию музыкальных и творческих способностей учащихся. Детская школа искусств как центр формирования нравственно-эстетической и художественной культуры детей и молодежи нуждается в поддержке как со стороны Министерства образования, так и со стороны педагогов и родителей.
Благодаря работе с детьми происходит раскрепощение ребенка, повышают уверенность в себе, развивают артистические и творческие способности, умения слышать и видеть другого человека, получают возможность положительной самореализации. Таким образом, возникает тесная духовная связь между родителями и детьми, детьми и педагогами, родителями и педагогами. И в этой атмосфере доброжелательности, радости и фантазии непременно появляется стремление к творчеству, импровизации.
Эффективность деятельности детских школ искусств в сфере формирования художественной культуры у подрастающего поколения непосредственно связана с их творческой деятельностью, а также итогами, результатами этой деятельности. В первую очередь, это сами произведения искусства, которые отличаются особенным, неповторимым знаковым контекстом, который присущ каждому из определенных видов искусств по отдельности. Кроме того, сюда же относится процесс их создания, а также особенные отношения между автором и творческим объектом, им созданным, и отношения между автором – объектом искусства – конечным потребителем, владельцем данного произведения.
Именно благодаря искусству и детским школам как центрам формирования художественной культуры детей и молодежи представляется возможным восприятие окружающего мира в его целостности, неразрывном единстве личного опыта и воспринимаемой действительности, бытия общечеловеческой культуры и всего человечества в целом.
Содержание творческой деятельности ГУО «Лапичская музыкальная детская школа искусств» реализуется в двух направлениях деятельности – музыкальное и хореографическое. Структурно учреждение подразделяется на отделения: инструментальное, эстрадный детский вокал, хоровое пение.
1. Закон Республики Беларусь «Аб культуры ў Рэспубліцы Беларусь» 04.06.1991 г. № 832-XII (в ред. Закона Республики Беларусь от 31.12.2009 г. № 114-З).
2. Закон Республики Беларусь от 9 ноября 2009 г. № 51-З
3. Кодекс Республики Беларусь об образовании
4. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2016 г. № 25 «Об утверждении Государственной программы „Образование и молодежная политика“ на 2016–2020 годы»
5. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2016–2020 годы.
6. Абдуллин, Э. Николаева, Е. Методика музыкального образования: уч-к для вузов / Под ред. М.И. Ройтерштейна. – М.: Большая Рос. Энц., 2001. – 336 с.
7. Андриади, И.П. Истоки становления авторитета учителя / И.П. Андриади // Школа и производство. – 2001 – №8 – С. 2-10.
8. Аракелова, О.А. Детские школы искусств на этапе возрождения утраченных позиций / О.А. Аракелова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2011. – №2-5. Т.13. – С. 1252-1256.
9. Аракелова, А.О. На пути к оптимальной регламентации образовательной деятельности детских школ искусств / А.О. Аракелова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2011. – №2-6. Т.13. – С. 1461-1466.
10. Ариарский, М.А. Прикладная культурология как область научного знания и социальной практики / М.А. Ариарский: Автореферат дисс. .… докт. культурологии. – СПб., 2000. – 48 с.
11. Большаков, В.П. Культура как форма человечности: учеб. пособие / В.П. Большаков. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – 342 с.
12. Бурлина, В.А. Особенности организации культурно-досуговой деятельности детей и подростков в современных условиях / В. А. Бурлина // Национальная культура глазами молодых: сборник материалов XX – XIX итоговой научной конференции студентов, магистрантов, аспирантов (26-27 марта 2014 г.) / Белорусский государственный университет культуры и искусств. – Минск, 2014. – С. 108-112.
13. Воловик, А.Ф. Педагогика досуга: учебник / А.Ф. Воловик, В. Воловик. – М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 1998. – 240 с.
14. Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер. – М.: Прогресс, 1990. – 185 с.
15. Волошина В. П. Социокультурное развитие учащихся в учебном процессе на основе синтеза видов искусств: дис. ... канд. пед. наук. – Армавир, 2010. – 208 с.
16. Волынкин, В.И. Художественная потребность и пути ее воспитания: моногр. / В.И. Волынкин. ‒ Астрахань: изд-во Астрахан. гос. пед. ун‒та, 2000. ‒ 268 с.
17. Григорьева, Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности / Е.И. Григорьева. – Тамбов: ТГУ им. Державина, 2002. – 284 с.
18. Дианова, В.М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность / В. М. Дианова. – С.-Пб: Петрополис, 1999. – 409 с.
19. Досуговая деятельность как пространство для формирования основ культуры ребенка: сб. ст. / ГУО «Минск, обл. ин-т развития образования»; под ред. Н.Г. Кобраева. – Минск: МОИРО, 2010. – 50 с.
20. Дубровская, Е.А. Ступеньки музыкального развития / Е.А. Дубровская – М., «Просвещение», 2006. – 331 с.
21. Зацепина, М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников: учеб.-метод. пособие / М.Б. Зацепина. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 144 с.
22. Ежова, Е.Ю. Художественная культура личности в дискурсе поликультурного пространства: монография / Е.Ю. Ежова; Ряз. гос. ун‒т им. С.А. Есенина. ‒ Рязань, 2010. ‒ 260 с.
23. Ежова, Е.Ю. Развитие художественной культуры личности: современные культурологические модели / Е. Ю. Ежова // Вопросы культурологии. – 2010. – № 1. – С. 58 – 63.
24. Ерошенков, И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Н. Ерошенков. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 221 с.
25. Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя / И.Ф. Исаев – М.: Издательский центр «Академия», 2002 – 208 с.
26. Канин Л. И. Амплификация образовательного процесса лицея как условие свободного социокуль- турного развития личности: дис. … канд. пед. наук. – М., 2001. – 209 с.
27. Каргин, А.С. Народная художественная культура: курс лекций / А.С. Каргин. – М.: Высшая школа, 1997. – 286 с.
28. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие / Н.И. Кабушкин. – Минск.: Новое знание, 2008. – 336 с.
29. Крылова, Н. Б. Культурология образования / Н. Б. Крылова. – М.: Гнозис, 2000. – 311 с.
30. Лапичская детская школа искусств режим доступа: http://muzlida.wixsite.com/dmshlida/about-us
31. Ливанский, В.М. О методической работе в школе: учеб. пособие / В.М Ливанский. – М.: Пресс, 2014. – 160 с.
32. Масеев В.В. Опыт, проблемы, перспективы развития дополнительного образования детей в 2001-2004 гг. // Жур. Внешкольник №2\2004., изд. Центр развития системы дополнительного образования детей., Санкт-Петербург.
33. Матонис, В.П. Музыкально-эстетическое воспитание личности / В.П. Матонис. – Л.: Музыка, 1988. – 88 с.
34. Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / Под ред. А.Н. Курбатова, Т.С. Сухобской. - М.: Педагогика, 2011. - 112с.
35. Музыкальное образование в школе / Под ред. Л.В. Школяр. – М.: Академия, 2001. – 175 с.
36. Осеннева, М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников / М.С. Осеннева., JI.A Безбородова – М.: Академия, 2001. – 368 с.
37. Перспективы развития системы непрерывного образования // Под ред. Б.Б. Горшакова. - М.: Педагогика, 2005.
38. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика / Под ред. Г.М. Цыпина. – М.: Академия, 2003. – 368 с.
39. Прыкладная культуралогія: вучэб. дапам. / Я.Д. Грыгаровіч, А.І. Смолік. – Мінск.: Адукацыя і выхаванне, 2005. – 288 с.
40. Самовик, О.А. Детские музыкальные школы и детские школы искусств в системе современного модернизирующегося музыкального образования / О.А. Самовик // Вестник Адыгейского государственного университета. – Серия 3: Педагогика и психология. – 2013. – №2. – С. 2-8.
41. Слукин С. В. Патриотизм в социокультурном развитии личности: дис. ... канд. филос. наук. – М., 2005. – 194 с.
42. Смаргович, И.Л. Основы культурно-досуговой деятельности: учебно-методическое пособие для студентов вузов по направлению специальности 1-21 04 01-02 Культурология (прикладная) / И. Л. Смаргович; [среди рец. Н.В. Самерсова]. – Минск.: БГУКИ, 2013. – 172 с.
43. Снягина Н.Ю. Психологические особенности педагога дополнительного образования // Жур. Внешкольник №2, 2002 .; изд. Центр развития системы дополнительного образования детей, Москва.
44. Советский энциклопедический словарь. - М.: Изд-во Советская энциклопедия, 1979. - с.614.
45. Состояние, проблемы и стратегия развития педагогического образования // Под ред. А. А. Вербицкого, М.Н. Костиковой. – М.: РАО, 1996.- 5с.
46. Технология социально-культурной деятельности: учеб.-метод. пособие / Л.И. Козловская. – Минск.: БГУКИ, 2014. – 206 с.
47. Туев В. В. Социально-культурная деятельность в таблицах и схемах: учеб. пособие по курсу «Социально-культурная деятельность» для студентов специальности 053100 «Социально- культурная деятельность». – Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2006. – 87 с.
48. Федоскина О. В. Педагогические средства социокультурного развития младших школьников в образовательном процессе: дис. ... канд. пед. наук. – М., 2004. – 245 с.
49. Фрадкин, Ф.А. Воспитательная система С.Т. Шацкого / Ф.А. Фрадкин, Г.А. Малинин. – М.: Прометей, 1993. – 187 с.
50. Халабузарь, П.Н. Методика музыкального воспитания / П.Халабузарь, В.Попов, Н.Добровольская. – М.: Музыка, 1989. – 175 с.
51. Чижова К. И. Социокультурное развитие детей в процессе музыкального воспитания: дис. ... канд. пед. наук. – М., 2002. – 147 с.
52. Шабатура Л. Н. Традиция в социокультурном развитии личности: дис. ... д-ра филос. наук. – М., 2004. – 414 с
53. Щедровицкий П.Г. Очерки концепции системы повышения квалификации // Очерки по философии образования (статьи и лекции). Москва: 1993, 77-96 с.
54. Щедровицкий П.Г. Активные формы обучения и проблема содержания образования // Очерки по философии образования (статьи и лекции), Москва.: 1993, 77-96 с.
55. Шульпяков, О.Ф. Работа над художественным произведением и формирование музыкального мышления исполнителя. / О.Ф.
Работа защищена на оценку "7" с доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 59.
В работе также имеются следующие приложения:
Анкета для родителей учащихся, обучающихся по дополнительной предпрофессиональной программе в области искусств
Мероприятие по привлечению детей в ГУО «Лапичская детская школа искусств»
Анкета
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты