Проблемы и перспективы развития религиозного туризма в Республике Беларусь на примере католицизма
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Диплом
на тему: «Проблемы и перспективы развития религиозного туризма в Республике Беларусь на примере католицизма»
по дисциплине: «Туризм»
2018
251.00 BYN
Проблемы и перспективы развития религиозного туризма в Республике Беларусь на примере католицизма
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Туризм
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 43.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ Экскурсия.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МЕСТО И РОЛЬ РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА В МИРОВОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Сущность религиозного туризма. Особенности конфессиональной истории
1.2. Католическое наследие как предмет религиозного туризма
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА НА БАЗЕ КАТОЛИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1. Религиозно-просветительское направление религиозного туризма (архитектурные памятники)
2.2. Проблемы и перспективы развития религиозного туризма в Беларуси
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Религиозный туризм – это одна из старейших форм туризма, которая основывается на религиозных потребностях людей разных народов и религий. Паломничество или путешествия с религиозными целями имеют глубокие исторические корни. Одними из первых туристов были именно средневековые паломники. Согласно статистическим данным за последние годы интерес к религиозному туризму непрерывно растет. По оценкам Всемирной туристской организации одним из важнейших мотивов, которые побуждают людей путешествовать или совершать паломничества, является религиозно-просветительская деятельность, люди знакомятся со святыми местами и их историей, архитектурой а также жизнью святых. Важнейшими ориентирами для паломников в ходе поездки являются служение Богу, поклонение святым местам и молитва, то есть паломничество является неотъемлемой частью религиозной жизни верующего. Туризм с религиозно-просветительскими целями развивается во всем мире. Сегодня этот вид туризма имеет свои центры практически во всех странах мира. Для православных Иерусалим, для католиков Ватикан, для мусульман Саудовская Аравия (Мекка), для буддистов – Тибет.
Республика Беларусь как страна, расположенная в центре Европы, также обладает огромным потенциалом для развития религиозного туризма. Беларусь является уникальной поликонфессиональной страной, на территории которой представлены все конфессии, которые существуют в мире такие как: православие и католицизм, ислам и иудаизм, старообрядчество, протестантизм и многие другие. В контексте нашей истории данные религии мирно сосуществовали и развивались, образуя при этом религиозные памятники, например: старинные православные церкви и монастыри, костелы, мечети и синагоги, храмы староверов…
Благодаря переплетению религий и архитектурных стилей наша страна может по праву гордится количеством религиозных памятников и уникальных сооружений. Из-за ряда социально-экономических причин и человеческого безразличия мы можем их лишиться. Данное исследование посвящено теме проблем и определению перспектив развития религиозного туризма на территории Беларуси (на примере Католицизма). Считаем необходимым отметить особенности конфессиональной истории РБ, особое внимание при этом уделено униатству, как основной причине конфронтации между католиками и православными, которая оставила значимый след в христианской истории нашей страны и по сей день влияет на развитие христианства в целом. Также будут рассмотрены как известные так и малоизвестные памятники католицизма и их потенциальное использование (Разработка экскурсионного маршрута) и в завершении будут определены основные направления развития религиозного туризма на примере католицизма такие как паломничество, культурно-познавательное направление в религиозном туризме и т.д.
Цель данной дипломной работы – анализ потенциала религиозного туризма в Республике Беларусь и перспективы его развития на примере католицизма.
Предмет исследования – проблемы и перспективы развития религиозного туризма в Республике Беларусь (на примере католицизма).
Объект исследования – перспективы развития религиозного туризма на примере католицизма.
Исходя из цели исследования, нами были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие и само значение религиозного туризма;
- охарактеризовать основные направления религиозного туризма;
- через конфессиональную историю Беларуси подчеркнуть уникальность опыта взаимодействия различных конфессий на территории Беларуси.
ГЛАВА 1. МЕСТО И РОЛЬ РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА В МИРОВОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Сущность религиозного туризма. Особенности конфессиональной истории
Современная туристская индустрия динамично развивается и формирует один из ключевых секторов мировой экономики. Религиозный туризм сегодня занимает одну из ключевых ролей в развитии туристической деятельности в каждой стране.
В настоящее время на человека негативно действует окружающая среда. К нему можно отнести экономические неурядицы, политические потрясения, национальные противоречия, неопределенность жизненных устоев, потеря положительных идеалов, экологические проблемы. Все это лишает людей эмоционального равновесия, порождает бездуховность и стрессовое состояние, способствует разрушению жизненных ориентиров. Обостряются противоречия, приводящие к острым социально-трудовым конфликтам, к столкновениям на этнической и религиозной почве, у людей появляется чувство страха и безысходности, утрачивается уверенность в завтрашнем дне. Поэтому важное место в современном мире занимает религиозный туризм.
Для географического изучения религиозного туризма используется следующее районирование, в котором выделяются 12 макрорегионов:
1) Православные республики СНГ: Россия, Украина, Беларусь, Молдова.
2) Зарубежная Европа, развит католицизм и протестантизм.
3) Северная Америка, здесь развито христианство.
4) Латинская Америка, преобладает христианство и традиционная вера коренного населения Латинской Америки.
5) Северная Африка, ярко выражен ислам.
6) Восточная и частично Западная Африка, преобладает ислам, но также имеются центры христианства.
7) Западная Азия, преобладает ислам, имеются центры христианства и иудаизма.
8) Южная Азия, развит индуизм, буддизм, сикхизм, джайнизм, есть центры ислама.
9) Юго-Восточная Азия, преобладает ислам, буддизм, индуизм.
10) Восточная Азия, ярко выражен буддизм, конфуцианство и синтоизм.
11) Средняя Азия (Тибет), господствует ислам, ламаизм и религия бон.
12) Центральная Азия, выражен буддизм и имеются центры ислама [1, с. 34].
Каждый из регионов известен своими мировыми религиозными центрами и святынями. Они каждый раз принимают многочисленные потоки паломников, и часто совмещают религиозную специализацию с функциями административного, культурного и туристского центров.
В настоящее время мировой рынок религиозного туризма оценивается в 18 млрд. долларов в год, 4,5 из которых получает Италия. Италия в свою очередь является крупнейшим центром христианских святынь. Каждый год численность паломников и религиозных туристов достигает 300-350 млн. человек [5, с. 37].
Официальная статистика по поводу численности паломников в странах отсутствует, либо представлена в неполном объеме, но и без этого не приходится сомневаться в их значительном количестве. Только на примере Италии можно оценить высокую значимость религиозного туризма. По данным статистики религиозному туризму Италии приходится 10% всей итальянской туристической индустрии. Италия является центром более 30 храмов, более 600 епархиальных музеев, более 200 монастырей и еще очень много памятников культурного наследия страны, которые привлекают паломников и религиозных туристов.
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА НА БАЗЕ КАТОЛИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1. Религиозно-просветительское направление религиозного туризма (архитектурные памятники)
Беларусь является уникальной страной с точки зрения потенциала развития религиозного туризма. Наша страна в первую очередь толерантное государство, в котором на протяжении веков мирно соседствуют и сосуществуют четыре основные конфессии: православие, католицизм, ислам и иудаизм. Это объясняется тем, что на протяжении всей истории на территории Беларуси проживало большое количество разных народов, каждый из которых исповедовал свою значимую религию. Народы взаимодействовали друг с другом: торговали, вступали в смешанные браки. Всё это способствовало развитию веротерпимости, принятию и понимаю норм и обычаев различных религий. Примером тому может случить городок Ивье, Гродненской области, где до Второй Мировой войны на одной площади располагались мечеть, синагога, костёл и православная церковь.
Первым на территорию Беларусь пришло христианство. По мнению историков, в 986 г. исландский миссионер Торвальд Путешественник основал в Полоцке храм и монастырь Св. Иоанна Крестителя. А уже в 988 г. киевский князь Владимир крестил Русь по византийскому образцу. На территории Беларуси в Х – ХІІІ вв. возникла и расцвела мощная славянская христианская культура, основанная на византийской православной традиции. Достигли высокого уровня развития литература, архитектура, живопись, прикладное искусство, музыка. Все эти отрасли культуры опирались на Восточно-христианскую духовность и имели глубоко церковный характер. При этом, как отмечают все исследователи, они несли на себе отпечаток местных особенностей. Достигли высокого уровня развития литературы, архитектуры, живописи, прикладного искусства, музыки. Несомненно, просветительская деятельности святых братьев Кирилла и Мефодия позволило восточным славянам очень быстро войти в круг культурно развитых народов. Таким образом, предки белорусов вместе со всем населением Киевского государства вошли в Восточно-христианскую цивилизацию.
После того, как христианство разделилось на две ветви – православие и католицизм, положение обеих церквей на территории Беларуси было примерно одинаковым до заключения Брестской унии в 1596 г. Одновременно со становлением Киевской Руси, как части Восточно-христианской цивилизации, ее ближайшая соседка Польша, народ которой принадлежит к славянскому культурно-историческому типу, через принятие католицизма вошла в состав Западно-христианской – Европейской цивилизации. С середины ХІІ столетия Киевская Русь начала стремительно разваливаться на отдельные регионы и удельные княжества. Православные русские составляли до 80% населения страны и довлели над литовцами не только количественно, но и культурно. Поляки же «стремились использовать унию для присоединения Великого Княжества Литовского к Польше, полной колонизации его земель и введения католической веры среди православного населения». Поэтому уния несла в себе не только политические, но и цивилизационные аспекты.
Несмотря на сопротивление, которое православные оказывали распространению унии в течение практически всего XVII столетия, униатство при мощной поддержке государства восторжествовало. К концу ХVIII века на территории современной Беларуси и Литвы проживало около трех миллионов человек [12, с. 29]. 39% от общего количества белорусов, поляков и литовцев принадлежали униатской церкви, 38% были католиками, 6,5% исповедовали православие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Беларусь является уникальной страной с точки зрения потенциала развития религиозного туризма. Наша страна в первую очередь толерантное государство, в котором на протяжении веков мирно соседствуют и сосуществуют четыре основные конфессии: православие, католицизм, ислам и иудаизм. Это объясняется тем, что на протяжении всей истории на территории Беларуси проживало большое количество разных народов, каждый из которых исповедовал свою значимую религию. В силу своего геополитического положения Беларусь всю свою историю стояла на стыке двух миров, двух культур и идеологий, была своеобразной зоной взаимодействия православно-византийской и католическороманской цивилизаций. Это определило ее уникальное культурное и историческое положение в Европе. На современном этапе очень возросла роль религии в деле объединения славянских народов, оказавшихся в последние десятилетия разделенными. Роль религиозного туризма в этом свете трудно переоценить. Сегодня Римско-католическая церковь в Республике Беларусь является второй конфессией по количеству верующих.
Последователи религиозной католической церкви посещают тысячи храмов, расположенных в разных уголках Земли. Наиболее известные европейские центры паломничества и религиозно-экскурсионного туризма в Европе и США Рим – крупнейший центр христианского паломничества. Объектами привлечения религиозных туристов являются святые места и центры религий. На белорусском рынке туризма уже сформировались фирмы, занимающиеся практической организацией поездок паломников и экскурсантов и специализирующиеся на предоставлении услуг в области туризма по местам религиозных святынь.
Территория Беларуси достаточно насыщена объектами религиозного туризма и представляет большой интерес не только для верующих людей, но и для обычных туристов. С каждым годом популярность существующих храмов увеличивается, растет и число паломников к ним. Представителей католической конфессии более всего привлекают такие центры, как Будславский костел Вознесения Пресвятой Девы Марии с чудотворной иконой Божией Матери Будславской, гродненские костел Благовещения Пресвятой Девы Марии и монастырь бригиток и др. Важным объектом паломничества, включая протяженные пешие пилигримки, является также д. Росица (Верхнедвинский район) – место мученической гибели от рук фашистских оккупантов ксендзов Юрия Каширы и Антония Лещевича. На уровне епархий Римско-католической церкви уполномоченные координаторы разрабатывают и организуют путешествия по таким объектам. Характерно, что многие программы проводятся на белорусском языке.
В религиозном паломничестве и туризме важным фактором для решения многих проблем является соединение интересов религиозных организаций, общественных объединений и государства. Их совместная работа поможет не только в решении вышеизложенных задач, но и в снижении социальной напряженности в стране. Так же Белорусская Католическая Церковь должна вносить свой вклад в поддержку развивающемуся религиозному туризму, поскольку внутренний религиозный туризм способствует познанию духовного и культурно-исторического наследия страны. Важной составляющей религиозного паломничества и туризма является деятельность, направленная на смягчение общей социальной напряженности, а также установление диалога и мира между представителями различных религий и народов. Паломничество и туризм не вызывают столкновений или конфликтов на религиозной и социально-культурной почве, а наоборот создают в обществе атмосферу доверия и открытости, что не должны игнорироваться.
1. Александрова, А.Ю. Международный туризм : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по геогр. специальностям / А.Ю. Александрова. – М. : Аспект Пресс, 2010. – 464 с.
2. Бабкин, А.В. Специальные виды туризма : учеб. пособие для студентов вузов / А.В. Бабкин. – М. : Совет. спорт, 2008. – 206 с.
3. Байбардина, Т. Н. Проблемы и приоритеты продвижения туристских услуг на рынке Республики Беларусь / Т. Н. Байбардина, В. Я. Лукомская // Туризм как приоритетное направление социально-экономического развития региона : материалы междунар. научн.-практ. конф. – Черновцы, 23–24 апреля 2015 г. / Черновицкий торгово-экон. институт КНТЕУ. – Черновцы, 2015. – С. 159–161.
4. Биржаков, М.Б. Введение в туризм : учебник / М.Б. Биржаков. – СПб. : Герда, 2008. –512 с.
5. Брандт, И.Г. Паломничество, религиозный туризм с точки зрения туриндустрии / И.Г. Брандт. – М. : Паломнический центр Московского патриархата. – 2009. – С. 37-41.
6. Верниковская, О. Белорусский туризм: тенденции и перспективы / О. Верниковская // Директор. – 2009. – № 10. – С. 22–26.
7. Гайдукевич, Л. М. Культурный туризм: теория и практика / Л.М. Гайдукевич. – Минск : Четыре четверти, 2013. – 192 с.
8. Государственная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2016–2020 гг. [Электронный ресурс] – Минск, 2016. – Режим доступа: http://www.tio.by. – Дата доступа:
9. Житенёв, С. Ю. Современные культурно-познавательные путешествия / С. Ю. Житенёв // Вопросы культурологи. – 2014. – № 4. – С. 19–23.
10. Национальный интернет портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/pressrel/tourism.php. – Дата доступа :
11. Орехов, Д. Святые места России / Д. Орехов. – СПб. : Питер, 2002. – 140 с.
12. Решетников, Д.Г. География туризма Республики Беларусь : учеб.-метод. пособие / Д.Г. Решетников. – Минск : Аверсэв, 2011. – 280 с.
13. Сенин, В.С. Организация международного туризма : учебник / В.С. Сенин. – М. : Финансы и статистика, 2013. – 400 с.
14. Тарасенок, А.И. Туристический комплекс Беларуси: организация управления, пространственный базис, компетенции / А.И. Тарасенок // Белорусский экономический журнал. – 2009. – № 2 (47). – С. 92-106.
15. Трифонова, И. Паломничество и экскурсии религиозной тематики / И. Трифонова, Н. Решетникова // Наука и инновации. – 2013. – № 125. – С. 28–32.
16. Туризм: сборник аналитических материалов // ЮНИТЕР. – 2015. – № 5.
17. Туристическая Беларусь [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.mst.by. – Дата доступа:
18. Туристские регионы Беларуси / редкол.: Г. П. Пашков [и др.] ; под общ. ред. И. И. Пирожника. – Минск : Беларус. экцыкл. імя П. Броўкі, 2008. – 608 с.
19. Уокер, Д.Р. Введение в гостеприимство / Д.Р. Уокер. – М. : Флинта, 1999. – 240 с.
20. Хвагина, Т. Положительные примеры организации паломнического туризма нам показывают Украина, Польша и Литва / Т. Хвагина // Туризм и отдых. – 2012. – № 38. – С. 24–29.
21. Христов, Т.Т. Религиозный туризм : учеб. пособие / Т.Т. Христов. – М. : Академия, 2013. – 288 с.
22. Шаповал, Г. Ф. История туризма Беларуси / Г. Ф. Шаповал. – Минск : РИВШ, 2006. – 166 с.
23. Экономика и организация международного туризма / Под ред. Л. Ф. Ходоркова. – М. : Просвещение, 1999. – 240 с
24. Яковлев, Г. А. Экономика и статистика туризма: Учеб. пособие / Г.А. Яковлев. – М. : Логос, 2003. – 180 с.
25. Trifonova, I. Peculiarities of confessional structure and tendencies of religious tourism in Belarus / I. Trifonova // Conditions of the foreign tourism development in Central and Eastern Europe. V.10. Tourism in geographical environment. – Wroclaw, 2008. – P. 377–385.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 43.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ Экскурсия.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты