Правовое регулирование ликвидации субъектов хозяйствования в Республике Беларусь
Гомельский филиал Международный университет МИТСО
Диплом
на тему: «Правовое регулирование ликвидации субъектов хозяйствования в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Гражданское право»
2016
251.00 BYN
Правовое регулирование ликвидации субъектов хозяйствования в Республике Беларусь
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Гражданское право
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 57.
В работе также имеется следующие приложение:
Алгоритм действий по ликвидации юридических лиц по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного уставом (учредительным договором – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) (в случае, если решение о ликвидации принято после 01.02.2009 года)
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ЛИКВИДАЦИИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений
1.2 Понятие и правовая природа ликвидации юридических лиц по современному гражданскому законодательству Республики Беларусь
ГЛАВА 2 ЛИКВИДАЦИЯ КАК ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
2.1 Общая характеристика ликвидации юридических лиц по решению учредителей (участников)
2.2 Особенности банкротства юридического лица как основания его ликвидации в принудительном порядке
ГЛАВА 3 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЛИКВИДАЦИИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Развитие института юридического лица тесно связано с бурным ростом рыночной экономики, где необходима концентрация капиталов. Поскольку товарно-денежные отношения зачастую требуют объединения значительных материальных средств, то отдельные граждане, как правило, не в состоянии принимать самостоятельное участие в этих отношениях. Только объединив капиталы многих субъектов хозяйствования можно ставить и решать крупные задачи. Эта особенность рыночных товарно-денежных отношений и обусловила участие в них образований, действующих на рынке в качестве самостоятельных субъектов хозяйствования, именуемых юридическими лицами. Именно институт юридического лица и стал правовой формой концентрации капиталов.
Актуальность избранной темы исследования обусловлена рядом факторов, основным из которых является тот факт, что официальный курс проводимой руководством страны политики направлен на либерализацию экономики, активное сотрудничество с зарубежными партнерами, выход белорусских субъектов хозяйствования на новые рынки наряду с привлечением инвестиций в экономику Республики Беларусь. Предпринимаемые руководством страны меры должны способствовать активизации коммерческой и производственной деятельности, расширению спектра деловой активности производителей и поставщиков. Очевидно, что первостепенную роль в данном процессе играет должное законодательное регулирование, соответствие нормативных правовых актов потребностям как участников гражданского оборота, так и общества и государства в целом.
Ярким примером является Директива Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» [1], направленная на дальнейшую либерализацию экономики и раскрепощение деловой инициативы, устранение барьеров, с которыми сталкиваются субъекты предпринимательской деятельности.
Вместе с тем, увеличение экономической активности требует разумного вмешательства государства в целях обеспечения интересов добросовестных участников гражданского оборота, недопущения недобросовестной конкуренции между субъектами хозяйствования. Этим и обусловлена законодательная регламентация оснований ликвидации, а также непосредственно процесс ликвидации юридического лица.
Ликвидация юридического лица является одной из форм прекращения юридических лиц. Проблема ликвидации стала наиболее актуальна именно в последнее время.
ГЛАВА 1 ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ЛИКВИДАЦИИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений
Субъектами общественных отношений, регулируемых нормами гражданского права (гражданских правоотношений), носителями гражданских прав и обязанностей могут быть физические лица (граждане), юридические лица, а также государство и его административно-территориальные единицы.
Функционирование развитых экономических отношений в обществе предполагает участие в них не только отдельных физических лиц, индивидов, но и их объединений. Возможность участия в гражданско-правовых отношениях подобных объединений достигается путем установления в гражданском законодательстве специальной правовой конструкции – юридического лица.
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс.
Юридическое лицо – не любая организация, а лишь та, которая характеризуется определенными признаками. Ими являются:
1. Организационное единство. Юридическим лицом может быть не любое объединение лиц, а определенным образом организованное. Оно должно иметь единую организационную структуру, т.е. внутреннее устройство, которое определяет структурные подразделения юридического лица (производственные единицы, цеха, отделы, торговые киоски и пр.) и их подчиненно единому руководящему органу. Характер и степень организованности юридического лица закрепляется в его уставе, либо в учредительном договоре и уставе, либо только в учредительном договоре. Если юридическое лицо не является коммерческой организацией, то в случаях, предусмотренных законодательством, оно может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.
ГЛАВА 2ЛИКВИДАЦИЯ КАК ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
2.1. Общая характеристика ликвидации юридических лиц по решению учредителей (участников)
Законодательством определено, что учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами либо учредительными документами юридического лица. [3, с.52]
Таким образом, с одной стороны, ликвидация организации влечет отсутствие возможности предъявления к ней имущественных претензий после внесения записи о ее ликвидации в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. С другой стороны, сама организация лишается возможности получения непогашенных долгов, а также возможных доходов, которые были бы получены в результате продолжения ведения хозяйственной деятельности.
Основными нормативными правовыми актами, которыми следует руководствоваться при принятии решения о ликвидации и осуществлении данного процесса, помимо ГК, являются:
- Декрет от 16.01.2009 № 1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования";
– Закон РБ от 09.12.1992 № 2020-XII "О хозяйственных обществах" (для юридических лиц, созданных в форме ООО, ОДО, ОАО и ЗАО). [18]
Ликвидация как способ прекращения юридического лица представляет собой достаточно сложную и длительную процедуру. Так, срок ликвидации, устанавливаемый собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным уставом (учредительным договором), не может превышать девяти месяцев со дня принятия решения о ликвидации. Данный срок может быть продлен по решению указанных лиц, но не более чем до двенадцати месяцев.
Алгоритм действий при ликвидации предприятия по решению собственника (учредителей, участников) можно условно представить в следующем виде.
ГЛАВА 3ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЛИКВИДАЦИИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
Основным основанием наступления ответственности является несвоевременное выявление неплатежеспособности юридического лица, а, соответственно, нарушение порядка ликвидации и банкротства юридического лица.
Так, собственник имущества (учредители, участники), председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор), допустившие нарушения требований законодательных актов, регулирующих порядок ликвидации юридического лица, в результате которых юридическое лицо было исключено из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без применения процедуры экономической несостоятельности (банкротства), солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам ликвидированного юридического лица в размере неудовлетворенных требований кредиторов.
Кредитор (кредиторы), органы Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции в указанном случае вправе предъявить в экономический суд иски о привлечении к субсидиарной ответственности собственника имущества (учредителя, участника), председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) в течение трех лет со дня исключения юридического лица из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. [10, п.25]
Ответственность по тем же основаниям предусмотрена и Законом о банкротстве.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона Республики Беларусь "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" заявление должника подается в хозяйственный суд в обязательном порядке при наличии одного из следующих оснований:
- удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами либо прекращению деятельности должника - юридического лица.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя общий итог, еще раз подчеркнем, что ликвидация юридических лиц по действующему законодательству Республики Беларусь представляет собой законодательно регламентированную процедуру, которая влечет прекращение деятельности юридического лица без перехода прав и обязанностей юридического лица в порядке правопреемства к другим лицам. При этом на юридическое лицо возлагается обязанность прекратить свою деятельность с даты внесения регистрирующим органом соответствующей записи об исключении юридического лица.
Ликвидация как способ прекращения юридического лица представляет собой довольно сложное правовое явление.
На современном этапе развития белорусского общества ликвидация юридического лица встречается отнюдь не редко: в условиях рыночной экономики многие пробуют свои силы в предпринимательстве, однако понятно, что не все попытки будут удачными. В результате наблюдается активный процесс естественного ухода с рынка многих юридических лиц.
Кроме того, будучи грамотно проведенной, она фактически решает проблему сохранения собственности учредителей (участников) юридического лица.
В данной дипломной работе в достижение поставленных целей были рассмотрены виды ликвидации субъектов хозяйствования. Так, ликвидация может быть добровольной и принудительной. На наш взгляд, следует также выделять третий ее вид – вынужденную ликвидацию, которая имеет место в случае признания судом недействительной регистрации юридического лица.
Считается, что наиболее эффективным способом прекращения субъекта хозяйствования является добровольная ликвидация, поскольку он не связан с судебными издержками (проводится без вмешательства суда), экономится также время проведения процедуры.
В круг субъектов, уполномоченных принимать решение о ликвидации коммерческой организации входят собственники имущества (учредители, участники), управленческий орган, уполномоченный учредительными документами на принятие такого решения, хозяйственный суд, а также регистрирующие органы. Кроме того, органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органы прокуратуры и внутренних дел, Комитета государственной безопасности, Министерства по налогам и сборам, в пределах своей компетенции уполномочены обращаться в хозяйственный суд с иском о ликвидации юридического лица, если иное не установлено законодательными актами.
1. О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь: Директива Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2011. – №3, 1/12259.
2. Гражданское право: Учебник для студентов вузов: В 2 ч. Ч.1 / Под ред. В.Ф. Чигира. – Минск: Амалфея, 2000. – 976 с.
3. Гражданский Кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2016. – №352-3, 2/2350.
4. Витушенко, В.А. Курс гражданского права: Общая часть. Т1: Научн. Практ. Пособие. / В.А. Витушенко. – Мн.: БГЭУ, 2001. – 414 с.
5. Гражданское право. – Часть первая: Учеб. / Под ред. А.Г. Калпина, А.И. Масляева. // 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 2002. – 535 с.
6. Маньковский, И.А. Курс гражданского права. Общая часть: монография. В 3-х т. Т.1. – Минск: Молодеж. науч. об-во, 2006. – 580 с.
7. Колбасин, Д.А. Гражданское право. Общая часть: учебное пособие / Академия МВД РБ. – Минск: Академия МВД Республики Беларусь, 2004. – 495 с.
8. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь с приложением актов законодательства и судебной практики: В 3 кн. Кн. 3: / [Каравай А.В. и др.]; отв. ред. и рук. авт. кол. В.Ф. Чигир. – Минск: Амалфея, 2006. – 720 с.
9. Основы права / Под общ. ред. Г.Б. Шишко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Амалфея, 2006. – 800 с.
10. О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования: Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2014. – №3, 1/14832.
11. Мельников, А.А. Гражданско-правовое регулирование прекращения деятельности юридических лиц: Автореф.дис. ... канд.юрид.наук. – М., 1997. – 35 с.
12. Гражданское право. В 3-х томах. Часть I / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: 2005. – 765с.
13. Гражданское право. В 4 т. Т. 1: Общая часть: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению21400 «Юриспруденция» и по специальности 021100 «Юриспруденция» / [Ем В.С. и др.] ; отв. ред. – Е.А. Суханов. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2006.-720 с.
14. Об общественных объединениях: Закон Республики Беларусь от 4 октября 1994 г. № 3254-XІІ / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь – 2013. – №71-3, 2/2069.
15. О политических партиях: Закон Республики Беларусь от 5 октября 1994 г. № 3266-XІІ/ Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь – 2015. – №268-3, 2/2266.
16. О свободе совести и религиозных организациях: Закон Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. № 2054-XІІ / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь – 2011. – №328-3, 2/1880.
17. Бюджетный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-З / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь – 2015. – №342-3, 2/2342.
18. О хозяйственных обществах: Закон Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. № 2020-XІІ / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь – 2015. – 308-3, 2/2306.
19. Раковец, В. В. Ликвидация организации: бухгалтерский учет и налогообложение расчетов с работниками / В. В. Раковец // Налоги Беларуси. – 2015. – № 39. – С. 70-76.
20. О некоторых вопросах назначения председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора): Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 апреля 2013 г. № 314 / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь – 2013. – 5/37192.
21. Мацюк, Ю. В. Рекомендации кредиторам при неплатежеспособности должника / Мацюк Юлия Витольдовна // Промышленно-торговое право. – 2015. – № 11. – С. 45-47.
22. Об утверждении инструкции о порядке размещения и опубликования сведений о нахождении юридического лица (индивидуального предпринимателя) в процессе ликвидации (прекращения деятельности): Постановление Совета Министров Республики Беларусь 31.08.2011 № 1164 / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь – 2013. – №273, 3/1745.
23. Данильченко, А. Предъявление требований кредитора к ликвидируемому должнику / А. Данильченко. – Юрист. – 2015. – №11. – С.32-35.
24. Трудовой кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 296-З / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь – 2015. – №305-3, 2/2303.
25. Об экономической несостоятельности (банкротстве): Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 415-З / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь – 2014. – №104-3, 2/2102.
26. О некоторых вопросах правового регулирования процедур экономической несостоятельности (банкротства): Указ Президента Республики Беларусь от 5 февраля 2013 г. № 63 / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь – 2014. – №361, 1/15176.
27. О некоторых вопросах применения судами законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве): Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 25 июня 2015 г. № 7 / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь – 2015. – 6/1486.
28. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 15 декабря 1998 г. № 219-З / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь – 2016. – №356-3, 2/2354.
29. Каменков, В. Особенности реализации отдельных принципов хозяйственного судопроизводства при рассмотрении дел о банкротстве: Право РБ / В. Каменков // ВЕСТН. ВЫСШ. ХОЗ. СУДА. – 2005. – № 3. – С.24-33.
30. Адамова, Т. Анализ практики применения законодательства о банкротстве в отношении субъектов хозяйствования, срок ликвидации которых превышает один год. / Т. Адамова. – Судебный вестник плюс: экономическое правосудие. – 2015. – №7. – С.30-34.
31. Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты вознаграждения временному (антикризисному) управляющему в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве): Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 февраля 2007 г. № 260 / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь – 2014. – №360, 5/39088.
32. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Кодекс Республики Беларусь от 21 апреля 2003 г. № 194-З / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь – 2016. – №351-3, 2/2349.
33. Уголовный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275-З / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь – 2016. – №356-3, 2/2354.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 57.
В работе также имеется следующие приложение:
Алгоритм действий по ликвидации юридических лиц по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного уставом (учредительным договором – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) (в случае, если решение о ликвидации принято после 01.02.2009 года)
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты