Правовые вопросы обеспечения контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде.
Гомельский филиал Международный университет МИТСО
Диплом
на тему: «Правовые вопросы обеспечения контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде.»
по дисциплине: «Трудовое право»
2016
251.00 BYN
Правовые вопросы обеспечения контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде.
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Трудовое право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 68.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ
1.1 История становления и развития контроля и надзора как способов защиты прав работников
1.2 Понятие контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде
ГЛАВА 2 СИСТЕМА И КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ
2.1 Система и компетенция контрольных органов
2.2 Система и компетенция надзорных органов
2.3 Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде
ГЛАВА 3 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАНИМАТЕЛЕЙ И УПОЛНОМОЧЕННЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ
3.1 Материальная ответственность за нарушение законодательства о труде
3.2 Административная ответственность за нарушение законодательства о труде
3.3 Уголовная ответственность за нарушение законодательства о труде
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В Республике Беларусь признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.
Статья 41 Конституции Республики Беларусь предусматривает основные права человека в сфере труда. Ее содержание базируется на международных актах, закрепляющих права и свободы человека. Среди них Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Европейская социальная хартия (1961 г. пересмотренная в 1996 г.), акты Международной организации труда – в части прав на оплату труда, и, прежде всего, конвенция № 95 «Об охране заработной платы» (1949 г.).
Проблема защиты трудовых прав и свобод в нашей стране в последнее время весьма актуальна, тем более в условиях экономического кризиса, который повлек за собой многочисленные нарушения работодателями трудовых прав работников.
Вопросы государственного контроля и надзора играют важную роль в развитии современных социально-экономических систем и зачастую связаны с его неэффективным управлением. Проблемы повышения его эффективности за соблюдением трудового законодательства на современном этапе определяют важную роль регулирующей функции государства.
Государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства в соответствии с действующим законодательством представляет одну из форм защиты трудовых прав граждан, призванную обеспечивать исполнение их социальных гарантий.
Актуальность темы исследования заключается в том, что соблюдение трудовых прав работников является основой стабильности в обществе. Правовое регулирование трудовых отношений во многом определяет состояние общества. Вступив в трудовые отношения, работник находится в подчинении работодателя при осуществлении трудовой деятельности. Зависимое положение работника в трудовых отношениях не позволяет ему эффективно защищать свои права. В связи с этим государство в лице полномочных органов призвано обеспечить соблюдение трудовых прав работников.
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ
1.1 История становления и развития контроля и надзора как способов защиты прав работников
Зарождение контроля и надзора как способов защиты прав работников в трудовой сфере относится к концу XIX - началу XX веков и было обусловлено новыми социально-экономическими реалиями, проявившимися в развитии капитализма в пореформенной Беларуси. Органы государственной власти Российской империи стали более энергично вмешиваться в регулирование трудовых отношений.
Социально-экономическая обстановка второй половины XIX века, связанная с отменой крепостного права, создала условия для создания класса наемной рабочей силы. Это формирование сопровождалось созданием машинного производства, развитием промышленности, появлением крупных торговых центров. Одновременно с формированием свободного рынка труда происходил процесс пролетаризации крестьянства. Процесс создания рынка труда сопровождался классовыми и социальными противоречиями, жесткой эксплуатацией, отсутствием надлежащего контроля над нанимателями и работниками, ограничением прав последних. Формированию правового регулирования складывающихся общественных отношений сопутствовали незащищенность крестьян и вседозволенность нанимателей.
Первые предложения об учреждении специального фабричного надзора в составе фабричных инспекторов возникли в России еще в 1859 году в комиссии, учрежденной при Министерстве Финансов для пересмотра Устава о промышленности. Результатом работы комиссии стал проект, включающий целый ряд постановлений, содержащих суть организации.
Одной из самых важных задач фабричного законодательства являлась организация фабричного надзора. Большинство норм фабричного законодательства относилось к области публичного права, поэтому для обеспечения их неукоснительного соблюдения требовалось строгое наблюдение со стороны правительственных органов. Как отмечает В. П. Литвинов-Фалинский, практика всех государств доказывает, что без специальных органов фабричного надзора государство бессильно в достижении преследуемых им целей [1, с. 105].
ГЛАВА 2 СИСТЕМА И КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ
2.1 Система и компетенция контрольных органов
Одним из основных принципов трудового права является принцип установления государственных гарантий защиты трудовых прав работников, который реализуется путем:
- оказания содействия работникам в осуществлении и использовании трудовых прав;
- выявления нарушений трудового законодательства и их устранения.
Согласно статье 462 Трудового кодекса Республики Беларусь надзор за соблюдением законодательства о труде осуществляют органы, уполномоченные на осуществление контроля (надзора), в порядке, установленном законодательством. Республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют контроль за соблюдением законодательства о труде в отношении подчиненных организаций.
Трудовой кодекс не устанавливает перечень государственных органов, уполномоченных на осуществление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. Статья 462 ТК имеет отсылочный характер, поэтому указанный перечень государственных органов можно определить на основании ряда нормативных правовых актов. Так, к основным специально уполномоченным государственным органам надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде относятся:
- Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;
- органы государственной экспертизы условий труда;
- Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (Госпромнадзор);
- санитарно-эпидемиологические органы и учреждения и другие.
Особое место в системе контроля занимают органы государственной власти. Общий контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют Парламент Республики Беларусь, Президент, Правительство, министерства, а также местные исполнительные и распорядительные органы.
ГЛАВА 3 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАНИМАТЕЛЕЙ И УПОЛНОМОЧЕННЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ
3.1 Материальная ответственность за нарушение законодательства о труде
Юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства о труде, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством (ст. 465 Трудового кодекса Республики Беларусь). К лицам, на которых может быть возложена ответственность за нарушение законодательства о труде, можно отнести:
- нанимателя как юридическое лицо;
- руководителя юридического лица, руководителя структурного кадрового подразделения (начальник отдела кадров и т.п.);
- работника кадровой службы (инспектор по кадрам, специалист по кадрам);
- работника, на которого дополнительно возложена кадровая работа (секретарь, бухгалтер);
- юрисконсульта.
Должностные лица нанимателя могут быть привлечены к трудоправовой (дисциплинарной, материальной), административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности, юридическое лицо - к гражданско-правовой и административной ответственности [44, с. 83].
Привлечение лица к одному виду юридической ответственности не освобождает его от привлечения к иному виду юридической ответственности.
На практике преимущественно применяются материальная и административная ответственность. Работники кадровой службы несут дисциплинарную ответственность на общих основаниях, без каких либо особенностей. Случаи привлечения к гражданско-правовой ответственности (на основании ст. 937 Гражданского кодекса Республики Беларусь) еще не столь распространены, и суды, как правило, к работникам по кадрам применяют материальную ответственность. Примером применения гражданско-правовой ответственности является субсидиарная (дополнительная) ответственность руководителя юридического лица в процессе банкротства за задолженность по выплатам согласно трудовому законодательству.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Надзор и контроль представляет собой единую функцию, осуществление которой призвано восстановить нарушенные права работников. Использование государственного надзора и контроля как способа защиты трудовых прав приводит к возникновению надзорно-контрольных отношений. Отношения по государственному надзору и контролю могут возникнуть на основании обращения граждан, работодателей, их полномочных представителей, а также других субъектов трудового права. Данные обращения влекут возникновение обязанности по их проверке полномочными органами государственного надзора и контроля, которые могут на основании этих обращений выдать правоприменительный акт об устранении нарушений трудовых прав работников.
Анализируя ситуацию в экономике, изучив действующее законодательство, регулирующее надзор и контроль за охраной труда и трудовым законодательством и практику его применения, а также теоретические исследования ученых в области трудового права, можно сделать вывод о том, что успешное решение проблем, возникающих в области применения законодательства о труде и охране труда, возможно лишь при условии укрепления законности, совершенствования механизма правового регулирования надзора и контроля, повышения правовой культуры руководителей всех рангов, а также работников.
В дипломной работе были рассмотрены составляющие, связанные с контролем и надзором за соблюдением законодательства о труде: проанализирована история становления и развития надзора и контроля как способов защиты прав работников, дана характеристика системы и компетенции контрольных и надзорных органов, а также рассмотрена ответственность нанимателей и уполномоченных должностных лиц за нарушение законодательства о труде.
При рассмотрении истории становления и развития контроля и надзора как способов защиты прав работников было отмечено, что особенности создания органов надзора за трудовым законодательством в форме фабричной инспекции во второй половине XIX века были обусловлены незрелостью фабричных законов и отсутствием правового закрепления конкретных прав и обязанностей инспекторов. Вместе с тем, в рассматриваемый период пришло осознание необходимости не только правового закрепления законодательства о труде, но и обеспечения его исполнения, в связи с чем была вызвана необходимость создания нового института – фабричного надзора.
1) Мун, В.А. Формирование института надзора за выполнением фабричного законодательства во второй половине XIX века: основные этапы становления и развития / В.А. Мун // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики: № 9 (47) в 2-х ч. Ч. II. – Тамбов: Грамота, 2014. – С 104-107.
2) Дубовик. А.К. Исторический опыт становления социального партнерства в Беларуси / А.К. Дубовик // Працы гістарычнага факультэта БДУ: навук. зб. Вып. 2 / рэдкал. У. К. Коршук (адк. рэд.) [і інш.] – Мн: БДУ, 2007. – С. 119–122.
3) Гусейнова, С.Ф. Ретроспективный анализ становления и развития надзора и контроля как способов защиты трудовых прав работников / С.Ф. Гусейнова // Символ науки. – 2015. - № 5. – С. 168-169.
4) Янжул, И.И. Из воспоминаний и переписки фабричного инспектора первого призыва / И.И. Янжул. – СПб.: С-Петербургъ, 1907. – 240 с.
5) Киселев, И.Я. Трудовое право России. Историческо-правовое исследование. Учебное пособие / И.Я. Киселев. – М.: НОРМА,2001.-346 с.
6) Барбашова, Т.П. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудовых прав работников / Т.П. Барбашова. – автореф. … дисс. канд. юрид. наук.: 12.00.01/ Т.П. Барбашова. - М. 2008. – 45 с.
7) Конституция Республики Беларусь: с изменениями и дополнениями. - Минск: Беларусь, 2008. – 94 с.
8) Гущин, И.В. Трудовое право Республики Беларусь: учебно-методический комплекс / И.В. Гущин, Л.Я Абрамчик, А.Г. Авдей; Под ред. И.В. Гущина.-Гродно: ГрГУ, 2004.-333с.
9) Ожегов, С.И. Словарь русского языка: ок. 57 000 слов / Под ред. док. филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой. – 16-е изд., испр. – М.: Русский язык, 1984. – 797 с.
10) Полякова, Л.Г. К вопросу о разграничении понятий «контроль» и «надзор» в сфер банковской деятельности / Л.Г. Полякова // Юридический журнал. – 2009. – № 4. – С. 50-54.
11) Шалумов, М.С. Прокурорский надзор и государственный контроль за исполнением законов: разграничение компетенции и ответственности / М.С. Шалумов // Государство и право. – 1999. - № 1. – С. 79-85.
12) Рохлин, В.И. Прокурорский надзор и государственный контроль: история, развитие, понятие, соотношение / В.И. Рохлин. – СПб.: Изд-во «Юридичский центр Пресс», 2003. – 276 с.
13) Беляев, В.П. Контроль и надзор как формы юридической еятельности: вопросы теории и практики: автореф. … дис. докт. юрид. наук: 12.00.01 / В.П. Беляев. - Саратов, 2006. – 55 с.
14) Гавриленко, Д.А. Административное право: учеб. Пособие / Д.А. Гавриленко, С.Д. Гавриленко; под ред. Д,А. Гавриленко. – Мн.: Амалфея, 2002. – 416 с.
15) Червякова, Т.А. Материально-правовые и процессуальные аспекты государственного контроля и надзора в сфере лицензирования / Т.А. Червякова // Право.by. – 2009. – № 3. – С. 53–60.
16) Трудовой кодекс Республики Беларусь: с изменениями и дополнениями. – Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2014. – 256 с.
17) Положение о Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь: утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 окт. 2001 г. № 1589: с изм. и доп. // Бизнес-инфо: аналитическая правовая система [Электронный ресурс] / ООО «Профессиональные правовые системы». – Минск, 2004-2016.
18) О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510: Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 11 дек. 2009 г. № 144: с изм. и доп. // Бизнес-инфо: аналитическая правовая система [Электронный ресурс] / ООО «Профессиональные правовые системы». – Минск, 2004-2016.
19) Положение о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь: утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 959: с изм. и доп. // Бизнес-инфо: аналитическая правовая система [Электронный ресурс] / ООО «Профессиональные правовые системы». – Минск, 2004-2016.
20) Герасименок, А.А. Отдельные вопросы проведения проверок Департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и административной ответственности за нарушения законодательства о труде / А.А. Герасименок // Отдел кадров. – 2013. - № 7. – С. 58-73.
21) Надзорная деятельность за соблюдение законодательства о труде / Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь // Отдел кадров. – 2015. - № 9. – С. 16-19.
22) Положение об органах государственной экспертизы условий труда Республики Беларусь: утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 мая 2002 г. № 694 // Бизнес-инфо: аналитическая правовая система [Электронный ресурс] / ООО «Профессиональные правовые системы». – Минск, 2004-2016.
23) Положение о Департаменте по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь: утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 29 дек. 2006 г. № 756 // Бизнес-инфо: аналитическая правовая система [Электронный ресурс] / ООО «Профессиональные правовые системы». – Минск, 2004-2016.
24) О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Закон Республики Беларусь от 7 янв. 2012 г. № 340-З // Бизнес-инфо: аналитическая правовая система [Электронный ресурс] / ООО «Профессиональные правовые системы». – Минск, 2004-2016.
25) Василевич, Г.А. Конституция Республики Беларусь: научно-практический комментарий / Г.А. Василевич. – Мн.: ГИУСТ БГУ, 2005. – 487 с.
26) Кеник, А.А. Практика прокурорского надзора за соблюдением законодательства о труде / А.А. Кеник // Отдел кадров. – 2007. - № 6. – С. 53-59.
27) Сухарев, А.Я. Прокурорский надзор: учебник для вузов / А.Я. Сухарев. – М.: Норма, 2011. – 342 с.
28) Белокопытов, В. Задачи и полномочия органов прокуратуры Республики Беларусь при осуществлении надзора за соблюдением законодательства об охране труда / В. Белокопытов // Бизнес-инфо: аналитическая правовая система [Электронный ресурс] / ООО «Профессиональные правовые системы». – Минск, 2004-2016.
29) Ергашев, Е.Р. Представление как надзорный акт прокурорского реагирования: учебное пособие / Е.Р. Ергашев. – Екатеринбург: изд. дом «УГЮА», 2012. – 180 с.
30) Прокурорский надзор за соблюдением законодательства об охране труда / В.В. Демидович, Прокурорский надзор за соблюдением законодательства об охране труда / В.В. Демидович, Н.П. Жуковец // Отдел кадров. – 2012. - № 2. – С. 79-91.
31) Перечень контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности: утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 16 окт. 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»: с изм. и доп. // Бизнес-инфо: аналитическая правовая система [Электронный ресурс] / ООО «Профессиональные правовые системы». – Минск, 2004-2016.
32) О прокуратуре Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. № 220-З: с изм. и доп. // Бизнес-инфо: аналитическая правовая система [Электронный ресурс] / ООО «Профессиональные правовые системы». – Минск, 2004-2016.
33) Положение о порядке организации и проведения проверок: утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 16 окт. 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»: с изм. и доп. // Бизнес-инфо: аналитическая правовая система [Электронный ресурс] / ООО «Профессиональные правовые системы». – Минск, 2004-2016.
34) О практике рассмотрения судами гражданского иска в уголовном процессе: постановление Пленума Верховного суда Республики Беларусь от 24 июня 2004 г. № 8 // Бизнес-инфо: аналитическая правовая система [Электронный ресурс] / ООО «Профессиональные правовые системы». – Минск, 2004-2016.
35) Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь: от 20 дек. 2006 года № 194-З: с изм. и доп. // Бизнес-инфо: аналитическая правовая система [Электронный ресурс] / ООО «Профессиональные правовые системы». – Минск, 2004-2016.
36) О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь от 16 окт. 2009 г. № 510 // Бизнес-инфо: аналитическая правовая система [Электронный ресурс] / ООО «Профессиональные правовые системы». – Минск, 2004-2016.
37) Положение о порядке проведения мониторинга: утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 16 окт. 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»: с изм. и доп. // Бизнес-инфо: аналитическая правовая система [Электронный ресурс] / ООО «Профессиональные правовые системы». – Минск, 2004-2016.
38) Булгаков, В.П. С проверкой пришел профсоюз / В.П. Булгаков // Отдел кадров. – 2007. - № 6. – С. 41-46.
39) Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами: Указ Президента Республики Беларусь от 6 мая 2010 г. № 240 // Бизнес-инфо: аналитическая правовая система [Электронный ресурс] / ООО «Профессиональные правовые системы». – Минск, 2004-2016.
40) Положение о порядке осуществления общественного контроля профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов и их организационными структурами в форме проведения проверок: утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 6 мая 2010 г. № 240 // Бизнес-инфо: аналитическая правовая система [Электронный ресурс] / ООО «Профессиональные правовые системы». – Минск, 2004-2016.
41) Форма удостоверения профсоюзного представителя, уполномоченного на осуществление общественного контроля за соблюдением актов законодательства, коллективного договора (соглашения): утверждена Постановлением Президиума Совета Федерации профсоюзов Беларуси от 25 авг. 2010 г. № 180 // Бизнес-инфо: аналитическая правовая система [Электронный ресурс] / ООО «Профессиональные правовые системы». – Минск, 2004-2016.
42) Положение о правовой инспекции труда Федерации профсоюзов Беларуси: утверждено Постановлением Президиума Совета Федерации профсоюзов Беларуси от 25 авг. 2010 г. № 180 // Бизнес-инфо: аналитическая правовая система [Электронный ресурс] / ООО «Профессиональные правовые системы». – Минск, 2004-2016.
43) Шишко, А. Порядок восстановления работника на прежнем месте работы в соответствии с постановлением суда. Досудебное урегулирование вопроса восстановления работника на прежнем месте работы / А. Шишко // Бизнес-инфо: аналитическая правовая система [Электронный ресурс] / ООО «Профессиональные правовые системы». – Минск, 2004-2016.
44) Самосейко, В.Э. Ответственность за нарушение законодательства о труде / В.Э. Самосейка // Отдел кадров. – 2009. - № 5. – С. 83-90.
45) Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: от 21 апр. 2003 г. № 194-З: с изм. и доп. // Бизнес-инфо: аналитическая правовая система [Электронный ресурс] / ООО «Профессиональные правовые системы». – Минск, 2004-2016.
46) О применении судами законодательства о материальной ответственности работников за ущерб, причиненный нанимателю при исполнении трудовых обязанностей: Постановление Пленума Верховного суда Республики Беларусь от 26 марта 2002 г. № 2 // Бизнес-инфо: аналитическая правовая система [Электронный ресурс] / ООО «Профессиональные правовые системы». – Минск, 2004-2016.
47) О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде: Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. № 2 // Бизнес-инфо: аналитическая правовая система [Электронный ресурс] / ООО «Профессиональные правовые системы». – Минск, 2004-2016.
48) Овсейко, С.В. Ответственность в сфере трудовых отношений / С.В. Овсейко // Отдел кадров. – 2015. - № 2. – С. 54-61.
49) Логвина, Л.В. Типичные нарушения законодательства в части оплаты труда работников / Л.В. Логвина // Отдел кадров. – 2007. - № 9. – С. 78-84.
50) Логвина, Л.В. Типичные нарушения законодательства о труде в части порядка предоставления трудовых отпусков / Л.В. Логвина // Отдел кадров. – 2008. - № 5. – С. 50-53.
51) Уголовный кодекс Республики Беларусь: с изменениями и дополнениями. – Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2013. – 304 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 68.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты