Генезис и тенденции развития исполнительства на домре в РБ
БГУКИ (Белорусский государственный университет культуры и искусств)
Диплом
на тему: «Генезис и тенденции развития исполнительства на домре в РБ»
по дисциплине: «Народное творчество (инструментальная музыка духовая)»
2016
251.00 BYN
Генезис и тенденции развития исполнительства на домре в РБ
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Народное творчество (инструментальная музыка духовая)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 48.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЗАРОЖДЕНИЯ ДОМРОВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА
1.1 Происхождение, место и роль домры в белорусской народной инструментальной культуре.
1.2 Домровые исполнительские школы Республики Беларусь: пути развития.
1.3 Усовершенствование инструмента и возникновение академических форм домрового исполнительства.
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СОЗДАНИИ ОРИГИНАЛЬНОГО ДОМРОВОГО РЕПЕРТУАРА И ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛКИЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 О проблемах развития домрового исполнительства на современном этапе
2.2 Раскрытие выразительных и виртуозных возможностей домры в белорусских произведениях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
Народная инструментальная музыка и музыкальные инструменты являются важной составной частью музыкальной культуры нации. Они самым теснейшим образом связаны с ее историей, различными сторонами быта, хозяйственной и общественной деятельностью, материальной и духовной культурой. Игра на музыкальных инструментах всегда занимала значительное место в повседневной жизни любого народа: помогала в трудовых процессах, сопровождала календарные обряды, звучала в семейном быту и на праздниках.
Домра, как и другие народные музыкальные инструменты, появилась в обиходе русского народа в результате длительной исторической и межнациональной эволюции, обусловленной общим многовековым развитием народно-инструментальной культуры.
Домра относится к грифным струнно-щипковым инструментам, которые можно разделить на две основные группы. Родоначальником первой группы является арабо-персидский инструмент, носящий название «танбур», прародитель же второй группы – инструмент того же этнического происхождения называемый лютней (el ud), что в переводе А. Новосельского на русский язык означает «хорошо звучащий». Эти инструменты, как известно, отличаются друг от друга, главным образом, своей внешней формой и количеством струн.
В нашей работе мы раскроем особенности становления домрового искусства в Республике Беларусь в историческом контексте, а также проследим взаимосвязи отечественного исполнительства на домре с российским, украинским и т.д.
Отметим, что исследователей народно-инструментальной культуры в конце ХХ - начале ХХI в.в., активно обращались к проблематике сохранения.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЗАРОЖДЕНИЯ ДОМРОВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА
1.1 Происхождение, место и роль домры в славянской народной инструментальной культуре
Сведения о домре – танбуровидном инструменте датируются в Беларуси, главным образом XVI-XVII в.в., а впоследствии, пропадают по еще не вполне выясненным причинам. Изучение истории этого народного музыкального инструмента является сложной задачей. Справиться с трудностями позволяет лишь привлечение широкого круга историко-культурных данных, прямо или косвенно имеющих отношение к домре. Возникновение домрового искусства на территории Беларуси совпадает с развитием данного направления в России и других славянских стран.
В литературе отмечается, что происхождение домры в славянских странах идет от древнеегипетского танбура, о занесении ее на Русь монголами во время набегов или в результате «восточного влияния», усилившегося после монгольского ига, об абсолютной зависимости домры и музицирования на ней от скоморохов, перемещавшихся по русским землям будто бы целыми кочевьями, «человек по 100 и более» (по неподтвержденному документами свидетельству В.В. Андреева, повторенному позже Е.И. Максимовым). Вместе с тем, малоубедительны попытки значительного расширения хронологических границ истории домры, а также утверждения о якобы существовавших разновидностях домр и составлении из них целых оркестров.
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СОЗДАНИИ ОРИГИНАЛЬНОГО ДОМРОВОГО РЕПЕРТУАРА И ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 О проблемах развития домрового исполнительства на современном этапе
В конце XX века завершился процесс становления домрового исполнительского искусства в Республике Беларусь, определился его статус как относительно самостоятельной ветви народно-инструментального исполнительства.
В исполнительских традициях домрового искусства второй половины ХХ - начале ХХI веков постоянно сочетаются две тенденции – национальные традиции Беларуси и все более возрастающая профессионализация обучения игры на домре. При этом в научной литературе «часто анализируются и сопоставляются две крайние, полярные формы их проявлений: бытовое, любительское музицирование, как древний обычай наших предков, и концертное академическое исполнительство, как высший этап развития народного инструментария».
Появление новых форм бытования белорусского домрового искусства, в первую очередь, развитие сольно-концертного и ансамблевого исполнительства, а также, не в последнюю очередь, создание нового репертуара, включающего самые разнообразные жанры и формы сочинений, написанных специально для исполнения на домре и использующих современный музыкальный язык все это потребовало существенного обогащения исполнительских средств выражения и поставило перед исполнителями-домристами во многом новые задачи сравнительно с установками предшествующего периода.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Домра на территории славянских народов, согласно историческим источникам, могла появиться в результате проникновения восточноазиатской культуры, или польско-украинской. Вместе с тем, стоит отметить, что в современной Беларуси домра не является массово звучащим инструментом, все более становятся заметным ее русские корни.
По поводу распространения домры на территории Беларуси в начале ХХ века, несомненную историческую ценность представляет работа Н. Привалова «Народные музыкальные инструменты Беларуси», вышедшая в 1928 году. В своём исследовании автор приходит к выводу, о том, что «инструменты так называемых тамбуровых – бандуры, балалайки, мандолины, гитары и т. д. – в Беларуси в числе народных инструментов не распространены… они могли попасть в Беларусь через воинские части, школы и т.п.»
Домра – один из них – инструмент молодой, причем появившийся на свет как инструмент оркестровый. Между тем, сегодня, по истечении всего-то около ста лет по сравнению с историей развития других академических инструментов, вряд ли у кого-либо может возникнуть мысль об ограниченности этого инструмента в отношении технических средств и экспрессивных возможностей – настолько вырос к настоящему времени уровень домрового исполнительства. Рассмотрение важнейших сторон выразительности музыкального языка позволяет утверждать, что домра к настоящему времени обладает значительным арсеналом средств для раскрытия самых серьезных и глубоких музыкально-художественных замыслов. Притом наиболее полное соответствие современного содержания индивидуальной природе инструмента может быть, разумеется, достигнуто именно в музыке, специально созданной для домры.
1. Андреев, В.В. Материалы и документы / В.В. Андреев – М., 1986-120 с.
2. Бендерский, Л.Г. Страницы истории исполнительства на народных инструментах / Л.Г. Бендерский – Свердловск, 1980. – 290 с.
3. Белоус, В. Психологические аспекты формирования исполнительского художественного искусства: Автореф. дисс. … канд. искусствовед. – К., 2005. – 16 с.
4. Бортник, Е. Формирование и развитие домрового искусства на Украине в аспекте русско-украинских музыкальных связей:автореф. дис. канд. искусствовед.-К.:КГК,1982.-26с.
5. Бортник, Е. Создатель квинтовой домры / Е. Бортник // Музыкальная жизнь. – 1975. – №21. – С. 19-22.
6. Варламов, Д.И. Метаморфозы музыкального инструментария: Неофилософия народного инструментального искусства ХХI века / Д.И. Варламов.-Саратов: «Аквариус»,2000.-144 с.
7. Варламов, Д.И. Народные традиции в контексте эволюции национального инструментализма в музыкальном искусстве России ХIХ-ХХ веков: автореф. дис….докт. искусств. наук / Д.И. Варламов. – Саратов: «Аквариус», 2009. – 40 с.
8. Васильев, Ю. Широков, А. Рассказы о русских народных инструментах / Ю. Васильев, А. Широков – М.: Советский композитор, 1986. – 88 с.
9. Вахрушева, Л.П. Из истории домрового исполнительства // Русские народные инструменты (история, теория, методика) – Сборник научн. статей // под ред. Б.А. Тарасова и Э.М. Прейсмана – Изд-во Красноярского ун-та, 1993. – С. 120-135.
10. Вертков, К., Левин, С. Музыкальные инструменты // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. М., 1976. – Т. З. – С. 791-793.
11. Волчков, Е.А. Значение фольклорных стилевых тенденций в концертах для трехструнной домры / Е.А. Волчков // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2008 -№11-С. 203-213.
12. Вольфович, В.А. Русские национальные музыкальные инструменты: устные и письменные традиции / В.А. Вольфович – Челябинск, 1995. – 305 с.
13. Головинский, Г. Композитор и фольклор / Г. Головинский // Очерки. – М. – 1981. – С. 48.
14. Желтирова, А.А. Музыка для русской домбры: стадии эволюции и стилевые тенденции: автореф. дис….канд. искусств. наук / А.А. Желтирова. – Магнитогорск. 2009. – 16 с.
15. Имханицкий, М. И. Становление струнно-щипковых народних инструментов в России. Учебное пособие для музыкальных вузов и училищ. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2008. – 370 с.
16. Имханицкий, М. Что же такое древнерусская домра? // Музыкальная жизнь. – 2012. – № 3. – С. 95–98.
17. Имханицкий, М.И. История исполнительства на русских народных инструментах / М.И. Имханицкий – М.: РАМ им. Гнесиных, 2002. – 351 с.
18. Ивко, В. Украинская домра: у истоков родословной // Столичная кафедра народных инструментов как методологический центр жанра. Материалы Всеукраинской научно-практической конференции к 100-летию Киевской консерватории (НМАУ имени П.И. Чайковского). – К., 2012. – С. 20-32
19. Камаев, А.Ф., Камаева, Т.Ю. Народное музыкальное творчество. А.Ф. Камаев. – М., 2005. – 250 с.
20. Костенко, Н. Харьковская домровая школа в контексте музыкально-исполнительской культуры Украины: Автореф. дисс. … канд. искусствовед. – Харьков, 2009. – 18 с.
21. Литвинец, Т. Камерный оркестр «Лик домер»: штрихи к творческому портрету // Музыкальное искусство. – Донецк-Львов: Юго-Восток, 2009. – Вып. 9. – С. 270-277.
22. Литвинец, Т. Формирование концертного репертуара домриста (к постановке проблемы) // Музыкальное искусство. – Донецьк: Юго-Восток, 2008. – Вып. 8. – С. 198-206.
23. Лысенко, Н.Т. Методика обучения игре на домре / Н.Т. Лысенко. – К.: «Музична Украiна», 1990. – 88 с.
24. Максимов, Е.И. Русские народные оркестры и ансамбли: ч.1. Изд. перераб. и доп. / Е.И. Максимов – М.: Композитор, 1997. – 164 с.
25. Максимов, Е.И. Первые российские народные оркестры. / Е.И. Максимов – М., 2001. – 176 с.
26. Народник: Информ. бюллетень. - 1993. - № 1; 1994. - № 2; 1995. - №№ 2,3; 1996. - № 3; 1997. - № 1,3; 1998. - №№ 3,4.
27. Носовский, Г., Фоменко, А. Русь и Рим. Правильно ли мы понимаем историю. – М.: Олимп, изд. АСТ, 2001. – 603 с.
28. Об исследовании современного репертуара для домры // Актуальные проблемы музыкальной культуры, искусства и образования: Тезисы Всероссийской науч.-практ. конф. – Челябинск, 2001. – С. 95-97.
29. Петрик, В.В. Категория инструментализма в музыкальном творчестве (на примере домрового искусства): автореф. дис….канд. иск. наук. / В.В. Петрик. – Одесса, 2009. – 18 с.
30. Развитие народных традиций в музыкальном исполнительстве, творчестве и педагогике: Опыт коллектива исследователей / Ред.-сост. Д.И. Варламов. // Межвуз. сб. науч. тр. – Екатеринбург: Изд-во «Урал-Трейд», 2000 – 62 с.
31. Развитие народных традиций в музыкальном исполнительстве, творчестве и педагогике: Опыт коллектива исследователей / Ред.-сост. Д.И. Варламов. // Межвуз. сб. науч. тр. – Саратов: Изд-во Саратовской госуд. Консерватории им. Л.В. Собинова, 2002 – 95 с.
32. Раскрытое народно-песенных образов путем обогащения гармонического языка в современных сочинениях для домры // Исполнительское искусство на рубеже веков: музыка, театр, хореография: Тезисы Международной науч.-практ. конф. – Тольятти, 2004. – С. 117-119.
33. Рубцов, Ф. Интонационные связи в песенном творчестве
славянских народов. / Ф. Рубцов – Л.: 1962. – 53 с.
34. Скрябина, Е.Т. Домровое исполнительское искусство: истоки, становление, тенденции развития: автореф. дис. …канд. искусств. наук / Е.Г. Скрябина. – Тольяттинский институт искусств, 2009. – 19 с.
35. Старикова, В.В. «Работа со смешанным ансамблем народных инструментов» // «Культура: открытый формат – 2013. / Сб науч. ст. – Минск: БГУКИ, 2013. – С. 247-249.
36. Шорошева, Л. Феномен кобзы в современном академическом народно-инструментальном искусстве Украины: Автореф. дисс. … канд. искусствовед. – К., 2011. – 18 с.
37. Чередниченко, Т.В. Музыка в истории культуры: Курс лекций для студентов-немузыкантов, а также для всех, кто интересуется искусством. – Долгопрудный: 1994. – Вып.2. – 148 с.
38. Яконюк, Н.П. Народно-инструментальная культура Белоруссии 1920-30-х годов //Мишуров Г.С, Яконюк Н.П. Народно-инструментальная культура Белоруссии: Учеб.-метод. пособие. – Минск.: Мин. ин-т культ.,1991. -С.26-59.
39. Яканюк, Н.П., Кузьминіч, М.Л. Іструментазнаўства i інструментоўка для аркестраў i ансамбляў беларускіх народных інструментаў: Вучэб.-метад. дапаможнік. – Мiнск.: Бел. дзярж. ун-т культуры, 2001. 203 с.
40. Яконюк, Н.П. Народно-инструментальная культура письменной традиции в Беларуси: опыт системного анализа. Минск: Бел.гос.ун-т культуры, 2001. - 270 с.
41. Яконюк, Н.П. Современное состояние ансамблевого народно-инструментального исполнительства в Беларуси / Н.П. Яконюк //Веснік беларускага ўніверсітэта культуры і мастацтваў. 2012 – №10. С. 69-76.
42. Яконюк, Н.П. Традиционный музыкальный инструмент в условиях сценической традиции: реалии художественной практики / Н.П. Яконюк // Зборнік навуковых прац удзельнікаў VI Міжнароднайнавукова-практычнай канферэнцыі //Сборник VI Международной научной конференции «Культура. Наука. Творчество», Минск, 10-11 мая 2012.Минск: БГУКИ, 2012. С. 123-128.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 48.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты