Сравнительные характеристики мотивов учения старших школьников и студентов
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Диплом
на тему: «Сравнительные характеристики мотивов учения старших школьников и студентов»
по дисциплине: «Психология»
2016
251.00 BYN
Сравнительные характеристики мотивов учения старших школьников и студентов
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 96.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Выборка исследования
Приложение Б Методика «Определение направленности личности» Б. Басса
Приложение В Методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А.А. Реана
Приложение Г Методика изучения мотивов учебной деятельности студентов (модификация А.А. Реана, В.А. Якунина)
Приложение Д Результаты методики «Определение направленности личности» Б. Басса
Приложение Е Результаты методики «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А.А. Реана
Приложение Ж Результаты методики изучения мотивов учебной деятельности студентов (модификация А.А. Реана, В.А. Якунина)
Поделиться
Введение
Глава 1 Теоретические основы изучения мотивации старших школьников и студентов
1.1 Основные подходы к исследованию мотивации в зарубежной и отечественной литературе
1.2 Учебная мотивация и характеристики мотивов учения
1.3 Возрастные особенности мотивов учения старших школьников
1.4 Возрастные особенности мотивов учения студентов
Глава 2 Эмпирическое исследование мотивов учения старших школьников и студентов
2.1 Организация и методы эмпирического исследования
2.2 Определение личностной направленности старших школьников и студентов
2.3 Выявление мотивации достижения успеха и избегания неудач старших школьников и студентов
2.4 Выявление значимых мотивов учебной деятельности старших школьников и студентов
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Приложение Е
Приложение Ж
Введение
Проблема мотивации и мотивов поведения – одна из стержневых проблем в психологии и педагогики. Исследование проблемы мотивов поведения имеет огромное значение не только для развития теории психологии, но и для решения многих практических задач в области образования.
В настоящее время изучение мотивов учения у старших подростков и студентов является актуальным направлением современных исследований, ведь ее результатом являются успешное познание, удовлетворенность учением, овладение отношениями в учебном коллективе, а в конечном итоге - качество подготовки специалистов.
Актуальная и многоаспектная проблема формирования мотивации учения обсуждается в литературе с разных позиций. Создание условий и ситуаций развертывания активности, учет прошлого опыта, внутренних и внешних факторов, влияющих на мотивацию, является предметом ряда научных исследований.
Работы А.К. Марковой посвящены формированию мотивации учения школьников, В.Г. Леонтьев заостряет внимание на формировании потребностей, А.А. Вербицкий и Н.А. Бакшаева – на проблеме формирования учебной мотивации в контекстном обучении. В работах Р.И. Цветковой и Г.И. Щукиной рассматриваются общие вопросы формирования мотивации студентов.
Исследованием мотивации занимались известные отечественные психологи (В.Г. Асеев, Т.О. Гордеева, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Ю.Б. Орлов, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон) и зарубежные авторы (А. Маслоу, Г. Олпорт, Б. Скиннер, Л. Фестингер, З. Фрейд, Х. Хекхаузен). С точки зрения этих авторов, мотивация является совокупностью побуждающих факторов, которые обуславливают активность личности и определяют направленность ее деятельности.
Проблема формирования мотивации учебной деятельности рассматривалась в психологических исследованиях Л.И. Божович, И.А. Зимней, В.И. Ковалева, Е.С. Кузьмина, А.Н. Леонтьева, B.C. Мерлина.
Глава 1 Теоретические основы изучения мотивации старших школьников и студентов
1.1 Основные подходы к исследованию мотивации в зарубежной и отечественной литературе
Проблеме мотивации в нашей стране и за рубежом посвящено огромное количество разнообразных исследований. Они особенно активизировались в последней четверти XX в. и в настоящее время вышли на одно из первых мест не только в общепсихологической проблематике изучения личности, но и в работах, посвященных возрастной, педагогической, клинической психологии, психологии труда, экономической, управления и ряда других отраслей психологической науки.
Особенности мотивационной сферы личности являются важной для полной характеристики личности. По мнению Л.И. Божович, развитие мотивационной сферы является базой, основанием становления личности. Целостная структура личности определяется, прежде всего, ее направленностью. В основе направленности личности лежит возникающая в процессе жизни и воспитания устойчиво доминирующая система мотивов, в которой основные, ведущие мотивы, подчиняя себе все остальные, характеризует строение мотивационной сферы человека [8].
В качестве компонента мотивационной сферы личности выступает мотив. Мотив есть стержень личности, побудительная причина человеческого поведения и деятельности, включающая социально-психологические, нравственно-этические, социально-экономические аспекты поведения и деятельности и все то, в чем воплотилась потребность [44, с. 139].
Б.Ф. Ломов относит мотивы к системообразующим факторам личности; мотивация является глубоко личностным образованием; деятельности без мотива не
Глава 2 Эмпирическое исследование мотивов учения старших школьников и студентов
2.1 Организация и методы эмпирического исследования
Цель эмпирического исследования заключалась в описании сравнительных характеристик мотивов учения старших школьников и студентов.
Данное исследование проводилось на базе средней школы и одного из ВУЗов г. Витебска. В исследовании приняли участие учащиеся 9 класса (7 подростков) и студенты 1 курса (8 человек). Всего в исследовании приняло участие 15 человек.
Исследование сравнительных характеристик мотивов учения старших школьников и студентов включало в себя три этапа.
На первом этапе осуществлялся теоретико-методологический анализ проблемы исследования, изучались основные теоретические походы к изучению мотивации учения в отечественной и зарубежной литературе, анализировались современные исследования мотивов учения в старшем школьном и студенческом возрасте.
Данный этап показал, что мотивация учебной деятельности – это соотнесение целей, стоящих перед старшим школьников и студентом, которые они стремятся достигнуть, и внутренней активности личности. В обучении мотивация выражается в принятии школьником и студентом целей и задач обучения как личностно значимых и необходимых. Учебная деятельность всегда полимотивирована. Мотивы учебной деятельности не существуют в изолированном виде. Чаще всего они выступают в сложном взаимопереплетении и взаимосвязи. Одни из них имеют основное значение в стимулировании учебной деятельности, другие - дополнительное.
На втором этапе подбирались адекватные цели исследования методы и методики, была определена выборка исследования (приложение А), проводилось
Заключение
В заключение дипломной работы можно сделать обобщающие выводы:
1. Проведенный теоретический анализ литературы по проблеме исследования показал, что понятие «мотив» является главным в многочисленных исследованиях мотивационной сферы, проводимых с разных позиций, – в теориях установки, отношений, потребностей, диспозиций личности, интересов, направленности личности, влечений, – и поэтому служит своего рода теоретическим мостиком, объединяющим эти исследования. Мотив – центральный, системообразующий фактор деятельности. Мотивационная сфера рассматривается как многокомпонентное, многоуровневое, иерархизированное динамическое образование. Структура мотивационной сферы – не застывшее, статическое, а развивающееся, изменяющееся в процессе жизнедеятельности образование.
2. В зависимости от направленности на различные стороны учебной деятельности различают две основные группы мотивов учения: познавательные, связанные с содержанием и процессом учебной деятельности; социальные мотивы, связанные с различными формами социального взаимодействия. Многообразные мотивационные характеристики сводятся к двум основным группам: содержательным и динамическим.
3. В старшем школьном возрасте мотивы учения связаны с перспективами их будущей профессии, смотрят на настоящее с позиций будущего. Появление профессиональных мотивов означает принципиальное перестраивание мотивационной сферы учения. Важность отметки уходит уже на второй план, главную роль побудителя к учению начинает играть стремление к знаниям. Для старшего школьника ярко выражены мотивы самообразования. Существенно возрастает роль широких социальных мотивов отдачи обществу. К концу старшего школьного возраста развитие мотивационной сферы не заканчивается. Исследования свидетельствуют об изменении мотивов учения в студенческом возрасте. Мотивы учения студентов представляют собой совокупность
1 Айсина, Г.Х. Роль профессиональной направленности в общей структуре вузовской подготовки студентов / Г.Х. Айсина // Психология студента как субъекта учебной деятельности: сборник научных трудов. – 1989. – Вып. 327. – С. 32-40.
2 Анцыферова, Л.И. Психология личности как «открытой системы» / Л.И. Анцыферова // Вопросы психологии. – 1970. – № 5. – С. 168-177.
3 Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В.Г. Асеев. – М.: Изд-во МГУ, 1976. – 412 с.
4 Асмолов, А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. – М.: Изд.: МГУ, 1990. – 390 с.
5 Белых, И.Л. Формирование мотивации учения студентов в процессе профессионально ориентированного дополнительного изучения иностранного языка: автореф. дисс. … канд-та пед. наук: 13.00.01 / И.Л. Белых. – Красноярск. – 2004. – 174 с.
6 Божович, Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка / Л.И. Божович // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – Москва. – 1972. – С. 7-44.
7 Вартанова, И.И. Развитие учебной мотивации и ценностей старших школьников / И.И. Вартанова // Психологический журнал МУПОЧ «Дубна». – 2010. – № 4. – с. 21-28.
8 Васильев, И.А. Эмоции и мышление / И.А. Васильев, В.Л. Поплужный, О.К. Тихомиров. – М.: Политиздат, 1980, – 283 с.
9 Вилюнас, В.К. Психологические механизмы развития мотивации: автореф. дисс… доктора психол. наук / В.К. Вилюнас. – Москва. –1990. – 170 с.
10 Воронкова, Н.Ю. Динамика развития профессиональной мотивации студентов новых специальностей в процессе вузовской подготовки: автореф. дисс. … канд-та психол. наук: 19.00.07 / Н.Ю. Воронкова. – Москва. – 2008. – 125 с.
11 Габайдулина, Т.А. О мотивации учебной деятельности студентов групп ЦИПС / Т.А. Габайдулина, Н.М. Владимирова // Психолого-педагогическое обеспечение учебного процесса в высшей школе в условиях ее перестройки. – Москва. – 1988. – С. 113-118.
12 Гордеева, Т.О. Психология мотивации достижения / Т.О. Гордеева – М.: Смысл, 2006. – 336 с.
13 Григорян, С.Т. Проблема мотивации учения школьников в советской психологии / С.Т. Григорян. – М.: Академия, 1985. – 327 с.
14 Давыдов, В.В. Содержание и строение учебной деятельности // Теории учения / Под ред. Н.Ф. Талызиной, И.А. Володарской. – Москва. – 1996. – С. 89-94.
15 Додонов, Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности / Б.И. Додонов // Вопросы психологии. – 1984. – № 4. – с. 62-69.
16 Емалетдинов, Б.М. Проблема мотивации учебной деятельности студентов / Б.М. Емалетдинов // Вестник Башкирского университета.– 2010. – Т.15. – № 2. – с. 521-527.
17 Занков, Л.В. Дидактика и жизнь / Л.В. Занков. – М.: Педагогика, 1968. – 431 с.
18 Занюк, С.С. Психология мотивации: Теория и практика мотивирования. Мотивационный тренинг / С.С. Занюк. – Киев: Ника-Центр, 2001. – 352 с.
19 Захарова, А.В. Психология обучения старшеклассников / А.В. Захарова. – М.: Изд-во МГУ, 1976. – 339 с.
20 Зенина, С.Р. Психологические факторы становления учебно- профессиональной деятельности студентов вуза: автореф. дисс. ... канд-та психол. наук: 19.00.07 / С.Р. Зенина. – Mосква. – 2009. – 143 с.
21 Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции / В.А. Иванников. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 248 с.
22 Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002 – 512 с.
23 Ильясов, И.И. Общее представление об учении как деятельности // Теории учения / Под ред. Н.Ф. Талызиной, И.А. Володарской. – М. – 1996. – С. 95-97.
24 Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М.В. Кларин. – М.: Арена, 1994. – 307 с.
25 Комусова, Н.В. Развитие мотивации к овладению профессией в период обучения в вузе: автореф. дисс. …канд-та психол. наук / Н.В. Комусова. – Л. – 1983. – 158 с.
26 Кондратюк, А.И. Психологические особенности динамики познавательных интересов учащихся: автореф. дисс. … канд-та психол. наук / А.И. Кондратюк. – Киев. – 1991. – 126 с.
27 Кузнецова, И.В. Воспитание мотивов учения старшеклассников / И.В. Кузнецова. – М.: Академия, 1978. – 452 с.
28 Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975. – 534 с.
29 Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М.: Изд-во МГУ, 1981. – 462 с.
30 Ломов, Б.Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии / Б.Ф. Ломов. – 1975. – № 2. – С. 31-45.
31 Маркова, А.К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников / А.К. Маркова // Вопросы психологии. – 1980. – № 5. – С. 47-59.
32 Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – М.: Академия, 1990. – 508 с.
33 Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников / М.В. Матюхина. – М.: Педагогика, 1984. – 144 с.
34 Мешков, Н.И. Становление учебно-профессиональной мотивации студентов в процессе подготовки педагогических кадров в университете: автореф. дисс. … доктора психол. наук / Н.И. Мешков. – Саранск. – 1993. – 136 с.
35 Мормужева, Н.В. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений / Н.В. Моржуева // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф., г. Челябинск, декабрь 2013. – Челябинск: Два комсомольца. – 2013. – С. 160-163.
36 Овчинников, М.В. Динамика мотивации учения студентов педагогического вуза и ее формирование: автореф. дисс. … канд-та психол. наук: 19.00.07 / М.В. Овчинников. – Екатеринбург. – 2008. – 205 с.
37 Орлов, Ю.М. Стимулирование по¬буждения к учению / Ю.М. Орлов, Н.Д. Творогова, В.И. Шкуркин. – М.: Академия, 1988. – 160 с.
38 Пакулина, С.А. Адаптивные способности студентов педвуза: структура, факторы и средства развития: автореф. дисс. ... канд-та психол. наук: 19.00.07 / С.А. Пакулина. – Москва. – 2004. – 124 с.
39 Пакулина, С.А. Психологическая диагностика мотивации достижения успеха студентов педагогического вуза / С.А. Пакулина // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – № 12 – с. 74-79.
40 Попова, А.Ю. Психологические условия развития мотивации профессионального учения студентов-психологов: автореф. дисс. … канд-та психол. наук: 19.00.07 / А.Ю. Попова. – Москва. – 2004. – 130 с.
41 Пырьев, Е.А. Психологическая готовность молодежи к педагогической деятельности: автореф. дисс. … канд-та психол. наук / Е.А. Пырьев. – СПб. – 1993. – 135 с.
42 Реан, А.А. Психология и психодиагностика личности: теория, методы исследования, практикум / А.А. Реан. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. – 255 с.
43 Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн: – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 529 с.
44 Симонова, Н.М. Экспериментальное исследование структуры мотивации при усвоении иностранного языка в вузе: авторефер. дисс. … канд-та психол. наук / Н.М. Симонова. – Москва. – 1982. – 120 с.
45 Сорокоумова, Г.В. Мотивационный компонент психологической готовности к выбору профессии в раннем юношеском возрасте: автореф. дисс. … канд-та психол. наук / Г.В. Сорокоумова. – Москва. – 1990. – 168 с.
46 Столин, В.В. Перспективы развития теории деятельности и проблема мотивации / В.В. Столин // Развитие эргономики в системе дизайна. –Боржоми. – 1979. – С. 322-328.
47 Томашевская, О.А. Формирование познавательной мотивации студентов / О.А. Томашевская // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф., г. Челябинск, декабрь 2013. – Челябинск: Два комсомольца. – 2013. – С. 169-171.
48 Томилова, Г.А. Опыт формирования педагогической направленности у студентов университетов: автореф. дисс… канд-та психол. наук / Г.А. Томилова. – Л., 1975. – 168 с.
49 Фастовец, И.В. Формирование профессионально-педагогической направленности личности учителя: автореф. дисс. … канд-та психол. наук / И.В. Фастовец. – Москва. – 1991. – 142 с.
50 Фридман, Л.М. Проблема обучения и развития в современных условиях в психологии образования / Л.М. Фридман // Проблемы психологии образования. – М.: Изд-во МГУ, 1992. – С. 80-98.
51 Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Под ред. Б.М. Величковского. – М.: Академия, 1986. – Т. 1. – 438 с.
52 Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. – М.: Академия, 1971. – 180 с.
53 Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П.М. Якобсон. – М.: Академия, 1969. – 440 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 96.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Выборка исследования
Приложение Б Методика «Определение направленности личности» Б. Басса
Приложение В Методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А.А. Реана
Приложение Г Методика изучения мотивов учебной деятельности студентов (модификация А.А. Реана, В.А. Якунина)
Приложение Д Результаты методики «Определение направленности личности» Б. Басса
Приложение Е Результаты методики «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А.А. Реана
Приложение Ж Результаты методики изучения мотивов учебной деятельности студентов (модификация А.А. Реана, В.А. Якунина)
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты