Стилевые особенности художественного очерка (на материале художественного очерка В. Короткевича Зямля пад белымі крыламі, книги очерков В. Вольского Падарожжа па краіне беларусаў)
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Диплом
на тему: «Стилевые особенности художественного очерка (на материале художественного очерка В. Короткевича Зямля пад белымі крыламі, книги очерков В. Вольского Падарожжа па краіне беларусаў)»
по дисциплине: «Публицистическое мастерство»
2016
251.00 BYN
Стилевые особенности художественного очерка (на материале художественного очерка В. Короткевича Зямля пад белымі крыламі, книги очерков В. Вольского Падарожжа па краіне беларусаў)
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Публицистическое мастерство
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 53.
Поделиться
Введение
Глава 1 Очерк как жанр художественной публицистики
1.1 Сущность и разновидности очерка
1.2 Жанровая специфика художественного очерка
1.3 Структурная организация очерка
1.4 Художественные элементы очерка: пейзаж, деталь, портретная характеристика
Глава 2 Стилевые особенности художественного очерка В. Короткевича “Зямля пад белымі крыламі” (1977) и книги очерков В. Вольского “Падарожжа па краіне беларусаў” (1968)
2.1 Своеобразие жанра
2.2 Структурно-тематические особенности
2.3 Образ автора
2.4 Средства и приемы реализации публицистического и художественного начал
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Очерк считают одним из наиболее популярных и вместе с тем сложных художественно-публицистических жанров. В нем соединяется аналитическое и образное начало. Иными словами, поднимая какую-то проблему или создавая портрет какого-то человека, журналист, работающий в этом жанре, должен опираться не только на фактический материал, но и использовать художественные методы выразительности.
Жанровые особенности очерка предполагают документальность в изображении жизни, но, тем не менее, многие выдающиеся писатели обращались к этому жанру, тесно связанному с общественной жизнью. Очерк развивался в разные периоды истории неравномерно, переживая то спады, то подъем. Очередной виток в развитии очеркового жанра теснейшим образом связан с особенностями общественно-политической жизни: владея инструментами публицистики и искусства, очерк расцветал, когда общество не могло больше молчать. Так, текст книги Владимира Короткевича «Зямля пад белымі крыламі» обладает большим учебным и воспитательным потенциалом. Неслучайно очерк и сегодня используется в учебном процессе средней школы, изучается в средних классах, по нему пишутся диктанты в старших классах), поэтому методисты и учителя-практики активно разрабатывают новые подходы к анализу этого произведения [4; 8; 24].
Системное и последовательное исследование художественной специфики всей творчества В. Короткевича началось с восьмидесятых годов прошлого века и продолжается по сегодняшний день. В монографиях Анатолия Воробья «Жывая повязь часоў: Нарыс творчасці Ул. Караткевіча» (1985), «Абуджаная памяць: Нарыс жыцця і творчасці Уладзіміра Караткевіча» (1997), «Уладзімір Караткевіч: Жыццё і творчасць» (2005), Адама Мальдиса «Жыццё і ўзнясенне Уладзіміра Караткевіча: Партрэт пісь-менніка і чалавека» (1990, второе издание – 2010), Аркадия Русецкого «Уладзімір Караткевіч: праз гісторыю ў сучаснасць: Нататкі літара-турнай творчасці» (1991, 2000), Ольги Шинкаренко «Пад ветразем дабра і прыгажосці: Жанрава-стылёвыя асаблівасці прозы Уладзіміра Караткевіча» (1995), Галины Ищенко «Уладзімір Караткевіч у школе: Дапаможнік для настаўнікаў агульнаадукацыйных устаноў» (2002), Павла Банцевича «Творчасць Уладзіміра Караткевіча ў кантэксце культуралогіі» (2007), Ивана Штейнера «"Свет шчодры. Свет мяне паўторыць...": паэзія У. Караткевіча і класічныя традыцыі» (2008) подается обстоятельная биография писателя,
ГЛАВА 1 ОЧЕРК КАК ЖАНР ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ
1.1 Сущность и разновидности очерка
Очерк является одним из наиболее распространенных жанров публицистики, интересных тем, что является своеобразной золотой серединой между художественным и публицистическим произведением. Существуют следующие определения жанра.
Очерк – 1. Небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых). Документальный, публицистический, бытовой очерк. 2. Общее изложение какого-нибудь вопроса. Очерк русской истории [19, с.43].
Очерк – 1. В художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большой описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы. 2. Публицистический, в том числе документальный, очерк излагает и анализирует различные факты и явления общественной жизни, как правило в сопровождении прямого истолкования их автором [23, с.387].
Итак, опираясь на определения словарей, можно сделать вывод, что характерной особенностью очерка является документальность, достоверность фактов, событий, о которых идет речь. В нем называются подлинные имена и фамилии изображаемых лиц, действительные, а не вымышленные места событий, описывается реальная обстановка, указывается время действия. В очерке, как и в художественном произведении, используются изобразительные средства, вводятся элементы художественной типизации.
Традиционно выделяют следующие отличительные черты очерка:
- Малая повествовательная форма.
- Описание реальных событий, происходящих с реальными людьми.
- В центре – актуальные общественные проблемы.
- Несёт в себе социальную пользу, разрешая спорные ситуации и вопросы.
- Документальность.
- Эмоциональность и образность языка.
Правильный выбор выразительных средств имеет принципиальное значение. К выразительным средствам относятся: стиль; образность,
ГЛАВА 2 СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОЧЕРКА В. КОРОТКЕВИЧА “ЗЯМЛЯ ПАД БЕЛЫМІ КРЫЛАМІ” (1977) И КНИГИ ОЧЕРКОВ В. ВОЛЬСКОГО “ПАДАРОЖЖА ПА КРАІНЕ БЕЛАРУСАЎ” (1968)
2.1 Своеобразие жанра
Для творчества В. Короткевича свойственно органическое сочетание приобретений мировой литературы и классических традиций белорусского художественного слова, редкая способность своеобразно высказаться в разных литературных жанрах. Можно сказать, что публицистика В. Короткевича, ее идейно-тематическая направленность, жанрово-стилистические особенности требуют такого же основательного исследования, как и произведения художественной литературы, ведь «в белорусской литературе нет, пожалуй, другого писателя, который так плодотворно работал в разнообразных жанрах публицистики» [9, с. 174].
Осмыслить место человека на родной земле, определить его роль в истории народа стали определяющими целями создания не только многих рассказов, повестей, романов, пьес писателя, но и публицистических произведений о таких значимых личностях, как Евфросиния Полоцкая, Франциск Скорина, Михал Клеофас Огинский, Кастусь Калиновский, Рыгор Ширма, Янка Брыль, Арлен Кашкуревич, Тарас Шевченко, Леся Украинка, Михаил Шолохов и др. Увлечение писателя белорусской природой, неравнодушие к состоянию окружающего мира присутствуют как в рассказах «Лясная гісторыя» и «Былі ў мяне мядзведзі», так и в эссе-поэме «Званы ў прадоннях азёр», «Зямля пад белымі крыламі», в эссе-статье «Абдуванчык на кромцы вады». Понимание автором необходимости органического сосуществования национального многообразия в мировом человеческом сообществе чувствуется в повестях «Лісце каштанаў», «Цыганскі кароль», в рассказах «Барвяны шчыт», а также в очерках-эссе «Абраная», «Мой се градок!», «Казкі Янтарнай краіны», в эссе-статье «Родная мова» [9, с.8].
Как известно, чистые информационные жанры в литературном наследии писателя отсутствуют, а аналитические, в частности статьи и рецензии, имеют свои особенности и по своей структуре, способах построения, по средствам выражения приближаются к художественно-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стилистические особенности жанра «очерк» базируются на соединении документального и художественного начала.
1.Очерк как жанр отличает художественное описание по преимуществу единичных явлений действительности, осмысленных автором в их типичности. Особенность его заключается в соединении двух составляющих: художественной и аналитической. Автору очерка важно не просто исследовать свой предмет, а художественно его осмыслить, наглядно-образными средствами подчеркнуть проблемность ситуации, на частном случае показать общее. Именно художественностъ очерка – необходимое условие его действенности.
2.Отличительными чертами художествнного очерка как жанра писательской публицистики является прежде всего посыл показать и раскрыть не остро злободневную проблему, а устойчивые, не изменяющиеся явления жизни, актуальные на протяжении как минимум нескольких поколений. Тем самым предметом изображения в художественном очерке обычно является состояние, уклад жизни той или иной среды, ее нравы, т. е. устойчивые отношения между людьми, сложившиеся в их общественной и частной жизни. Художественный очерк имеет больше шансов создать резонанс, т.к. идейно и стилистически узнаваем по причине связи с произведениями художественной литературы своего автора.
3. Структурная организация очерка зависит от различных способов тематического развертывания материала. В соответствии с этим выделяют следующие типы очерковых структур: а) хроникальное построение очерка, б) построение, основанное на логике причинно-следственных связей в) так называемая эссеистская, свободная форма построения, основанная на сложных ассоциативных связях и образных обобщениях. Эта форма наиболее распространена в практике газетного очерка. Она, как правило, совмещает в себе элементы обоих предыдущих типов и характеризуется наибольшей полифоничностью, многогранностью, многообразием употребляемых композиционных приемов и средств.
4. В очерковых произведениях пейзаж может использоваться в качестве обрисовки жизненной ситуации, постановки социально значимых проблем, передачи читателям определенного настроения и показа внутреннего состояния героя произведения, наконец, как композиционный элемент. Формы и приемы использования пейзажных зарисовок во многом зависят от
1. Александрович, С. Вольский // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978. – Т. 1: Аарне — Гаврилов. — 1962. — 1029 с.
2. Банцэвіч, П.К. Пазнавальна-павучальныя асаблівасці публіцыстыкі У. Караткевіча / П. К. Банцэвіч // Рэспубліканскія Купалаўскія чытанні: матэр. навук, канф., Гродна, 24 кастр. 2001 г. / Гродз. дзярж. ун-т; рэдкал.: У. І. Каяла (адк. рэд.) [і інш.]. – Гродна: ГрДУ, 2002. – С. 233-241.
3. Беларускія пісьменнікі (1917—1990): Даведнік; Склад. А. К. Гардзіцкі; Нав. рэд. А. Л. Верабей. — Мінск: Мастацкая літаратура, 1994. — 653 с.
4. Буланда, В. Заключны ўрок па нарысе Уладзіміра Караткевіча «Зямля пад белымі крыламі» / В. Буланда // Роднае слова. – 1997. – № 10. – С. 96-99.
5. Вараб'ёў, В. П. Журналістыка: ад А да Я: даведнік / В. П. Вараб'ёў, С. В. Дубовік. – Мінск: БДУ, 2002. – 216 с.
6. Верабей, А. Уладзімір Караткевіч: жыццё і творчасць / А. Верабей. – Мінск: Беларус, навука, 2005. – 271 с.
7. Вольскі, В. Падарожжа па краіне беларусаў: нарысы / В. Вольскі. — Мінск : Маст. літ., 2006. — 319 с.
8. Дзям'яненка, В. Гарады зямлі беларускай (Паводле нарыса У. Караткевіча «Зямля пад белымі крыламі»): тэксты на ўроках мовы ў IV – ІХ класах / В. Дзям'яненка Н Роднае слова. – 2000. – № 11. – С. 57-60.
9. Жаўняровіч, П. П. Публіцыстычны дыскурс Уладзіміра Караткевіча / П. П. Жаўняровіч; навук. рэд. В. І. Іўчанкаў. – Мінск: РІВШ, 2011. – 244 с.
10. Журбина, Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров / Е.И. Журбина. - М.: Мысль, 1969. – 399 с.
11. Ивченков, В.И. Лингвистическая организация текста: в творческой лаборатории Владимира Короткевича / В. И. Ивченков. – Минск: БГУ, 2002. – 211 с.
12. Іўчанкаў, В. І. Дыскурс беларускіх СМІ. Арганізацыя публіцыстычнага тэксту / В. І. Іўчанкаў. – Мінск: БДУ, 2003. – 257 с.
13. Іўчанкаў, В. І. Медыярыторыка: рытарычныя асновы журналістыкі, інфармацыі / В. І. Іўчанкаў. – Мінск: Адукацыя і выхаванне, 2009. – 279 с.
14. Кайда, Л. Г. Эссе: стилистический портрет / Л. Г. Кайла. – М.: Флин-та: Наука, 2008. – 180 с.
15. Караткевіч, У. Выбраныя творы / У. Караткевіч; уклад., прадм., камент. А. Вераб'я. – Мінск: Беларус, кнігазбор, 2005. – 672 с.
16. Караткевіч, У. Збор твораў: у 8 т. / У. Караткевіч. – Мінск: Маст. літ., 1991.-Т. 8, кн. І: п'есы, нарыс. – 591 с.
17. Ким, М.Н. Жанры современной журналистики / М. Н. Ким. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2004. – 336 с.
18. Колосов, Г.В. Поэтика очерка / Г.В. Колосов. - М.: Мысль, 1977. – 109 с.
19. Лысенка, А. Ф. Нарыс / А. Ф. Лысенка // Энцыклапедыя літаратуры і мастацтва Беларусі: у 5 т. – Мінск: БелСЭ, 1987. – Т. 4: Накцюрн – Скальскі. – С. 43-44.
20. Майданова, Л.М. Структура и композиция газетного текста (средства выразительного письма). – Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1987. – 180 с.
21. Малашук, Н. А. Урок пазакласнага чытання па кнізе В.Вольскага "Падарожжа па краіне беларусаў": VI клас / Н. А. Малашук // Беларуская мова і літаратура : Навукова-метадычны часопіс. - 2008. - № 4. - С. 40-47
22. Марціновіч, А. Двойчы з першапраходцаў / А. Марціновіч // 2011. – 16 верасня. – С.1.
23. Рагойша, В. П. Паэтычны слоўнік / В. П. Рагойша. – 3-е выд., дапраў і дапоўн. – Мінск: Беларус, навука, 2004. – 576 с.
24. Сазанкова, В. «Мая радзіма – Беларусь»: урок-свята па нарысе Уладзіміра Краткевіча «Зямля пад белымі крыламі» / В. Сазанкова // Роднае слова. – 1997. -№ 10. – С. 86-95.
25. Солганик, Г. Я. Толковый словарь: язык газеты, радио, телевидения: ок. 6000 слов и выражений / Г. Я. Солганик. – М.: АСТ: Астрель, 2004. – 749 с.
26. Солганик, Г. Я. Автор как стилеобразующая категория публицистического текста / Г. Я. Солганик // Вестник МГУ. Сер. 10, Журналистика. – 2001. – №З.-С. 74-83.
27. Уладзімір Караткевіч і сучаснасць: зборнік артыкулаў / рэдкал.: A. Л. Верабей (адк. рэд.) i інш.]. – Наваполацк: ПДУ, 2001. – 231 с.
28. Уладзімір Караткевіч. Быў. Ёсць. Буду!: успаміны, інтэрв'ю, эсэ / уклад. Г. Шаблінскай. – Мінск: Маст. літ., 2005. – 518 с.
29. Шкляр, В. И. Публицистика и художественная литература: продуктивно-творческая интеграция: автореф. ... дис. д-ра филол. наук: 10.01.10 / В. И. Шкляр; Киев. гос. ун-т им. Т. Г. Шевченко. – Киев, 1989. – 52 с.
30. Шынкарэнка, В. К Эсэ ў творчасці У. Караткевіча / В. К. Шынкарэнка // Беларуская літаратура: рэспубліканскі міжведамасны зборнік. Вып. 17. - Мінск: Універсітэцкае, 1989. – С. 41-49.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 53.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты