Влияние информационных технологий на особенности личности в подростковом возрасте
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Диплом
на тему: «Влияние информационных технологий на особенности личности в подростковом возрасте»
по дисциплине: «Психология развития»
2016
251.00 BYN
Влияние информационных технологий на особенности личности в подростковом возрасте
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология развития
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 71.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Особенности использование информационных технологий в подростковом возрасте.
Приложение Б Анкета о сети Интернет.
Приложение В Методика определения склонности к деструктивному общению (МОДО) у подростков (Д.В. Мингазова, Р.Р. Фатыхова, И.Н. Нестерова).
Приложение Г Определение мотивационных особенностей (PRF форма Д.Джексона, модификация И.М. Кондакова).
Приложение Д Методика КОТ (Краткий ориентировочный, отборочный тест, В.Н. Бузина, Э.Ф. Вандерлик).
Поделиться
Введение
Глава 1 Влияние компьютерных технологий на личностное развитие и жизнедеятельность человека
1.1 Информационные технологии и их роль в современном обществе и жизни человека
1.2 Влияние информационно-компьютерных технологий на когнитивное и личностное развитие подростка
1.3 Негативное влияние информационных технологий на психоэмоциональное развитие подростка
1.4 Компьютерная зависимость как форма аддиктивного поведения
Глава 2 Эмпирическое исследование влияния информационных технологий на психику подростка
2.1 Организация и методы эмпирического исследования
2.2 Особенности использования компьютерных технологий в подростковом возрасте. Гендерный и возрастной аспекты
2.3 Влияние компьютерных технологий на процессы общения в подростковом возрасте
2.4 Влияние компьютерных технологий на личностные особенности ученика в подростковом возрасте
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Введение
На современный этапе развития общества информационные технологии (ИТ) завоевывают все новые сферы человеческой деятельности, с ними взаимодействуют самые широкие слои населения. Как и во многих других странах, в Беларуси отмечается высокая степень готовности к применению ИТ как в профессиональной, так и в повседневной деятельности.
Как показывает мировой опыт, ИТ оказывают все более активное воздействие на формирование психических процессов. Следует дифференцировать прямое и косвенное влияние ИТ на психическую деятельность. Прямое связано с преобразованием, или трансформацией опосредствованной ИТ деятельности в содержательном и в структурном аспекте по сравнению с деятельностью, выполняемой традиционным образом, с возникновением новых форм этой деятельности [20; 32; 33]. Однако этим не исчерпываются психологическое влияние информатизации, ибо, как отмечают Ю.Д. Бабаева и А.Е. Войскунский, информатизация оказывает косвенное влияние и на не компьютеризированные виды деятельности (получатели компьютерных списков рассылки информации, владельцы кредитных карточек, зрители анимационных фильмов и т.д.), а также на личность человека в целом [4, с.89].
Актуальность нашего исследования, таким образом, обусловлена тем, что информационные технологии уверенно и стремительно вошли в современную действительность и стали ее неотъемлемым атрибутом. В тоже время имеющиеся данные исследований об ухудшении физического и психического здоровья потребителей IT-продуктов (а это, прямо или косвенно, практически все население) носят отрывочный и часто противоречивый характер. Наиболее уязвимыми к негативным влияниям такого рода являются дети и подростки с их склонностью следовать моде.
В рамках изучения психологического влияния ИТ предметом исследования являлись в основном навыки, операции, конкретные действия, отдельные психические процессы, различные виды профессиональной, игровой и учебной деятельности. В настоящее время накоплен обширный материал в этой области (В.П. Зинченко, М. Коул, В.Я. Ляудис, Д. Норман, С. Пейперт, Ш. Текл,
О.К. Тихомиров, А.Г. Шмелев и др.).
Однако, мы приходим к выводу о том, что проблемам распространения преобразований, генерализации, глобальным личностным изменениям уделяется все еще недостаточно внимания.
Цель курсовой работы – исследовать влияние ИТ на психику подростка.
Объектом нашего исследования является подростковая психика.
Предметом – характер подверженности формирующейся психики подростка влиянию информационных технологий.
Задачи исследования:
ГЛАВА 1 ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
1.1 Информационные технологии и их роль в современном обществе и жизни человека
Информационные технологии в жизни любого современного человека играют огромное значение, оспаривать которое уже никто не осмелится. ИТ стимулируют развитие самых разнообразные сфер деятельности человека, начиная с узкоспециализированных областей тяжёлой промышленности вплоть до социальных сетей.
Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) – широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, в том числе, с применением вычислительной техники [47].
Информационная технология – совокупность методов, производственных и программно-технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации. Информационные технологии предназначены для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов [51].
ИТ (ЮНЕСКО) – это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; компьютерную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы [47].
Анализируя общее понимание информационных технологий, то можно выделить, что ИТ охватывает все области передачи, хранения, восприятия информации. Но в большем случаи ИТ ассоциируются с компьютерными технологиями, так как возникновения компьютеров вывело информационные технологии на новый уровень развития.
Компьютерные технологии или Информационные технологии (ИТ) – это обобщённое название технологий, отвечающих за хранение, передачу, обработку, защиту и воспроизведение информации с использованием компьютеров [51].
То есть с появлением персонального компьютера начался новый этап развития информационных технологий. Главной целью ИТ – удовлетворение персональных информационных потребностей человека, как для профессиональной сферы, так и для повседневного пользования.
Существуют определенные этапы развития информационных технологий:
1 этап (с начала 60 – 70-е года) – основным направлением являлась
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПСИХИКУ ПОДРОСТКА
2.1 Организация и методы эмпирического исследования
Описание выборки: исследование проводилось на базе УО «Средняя школа №11» г. Витебска. В исследовании приняли участие учащиеся 8-х, 10-х и 11-х классов. Всего приняло участие 50 подростков.
Цель эмпирического исследования – исследовать влияние информационных технологий на психику подростка.
Объектом нашего исследования является подростковая психика.
Предметом – характер подверженности формирующейся психики.
Для достижения цели был поставлен ряд эмпирических задач:
1. Выявить особенности использования компьютерных технологий в подростковом возрасте.
2. Изучить влияние компьютерных технологий на процессы общения в подростковом возрасте.
3. Выявить влияние компьютерных технологий на личностные особенности ученика в подростковом возрасте.
Исследование особенностей использования компьютерных технологий в подростковом возрасте включало в себя три этапа.
На первом этапе были изучены теоретические подходы к пониманию особенностей использования компьютерных технологий в подростковом возрасте. На этом этапе была сформирована основная выборка исследования, проведен подбор методик исследования, способов математической обработки и хранения результатов.
Данный этап показал, что в последнее десятилетие информационно-компьютерная среда оказывает сильнейшее влияние на когнитивное развитие личности подростка, формирование его мировоззрения, во многом определяет процесс его социализации. Подростки активно включаются во все новое и не случайно именно они оказываются наиболее активными интернет-пользователями. Исследования подтверждают, что для большинства подростков интернет является привычным элементом повседневной жизни, что способствует, с одной стороны, быстрому поглощению информации и конструированию своего индивидуального мира, а с другой, приводит к поверхностному, «мозаичному» (по А. Молю) восприятию окружающего мира, замещению духовной культуры узкопрофессиональными знаниями, деформации досуга, ориентации на развлекательность, вытеснению реального живого общения, к изменению характера человеческого мышления от творческого к инструментальному [15; 38; 43].
Заключение
В завершение дипломной работы можно сделать следующие выводы.
1. Главной характеристикой современной общества является информатизация. Информатизация общества – это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача, использование, продуцирование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена. Информационные технологии сегодня играют исключительно важную роль в обеспечении информационного взаимодействия между людьми, а также в системах подготовки и распространения массовой информации. Эти средства быстро ассимилируются культурой нашего общества, так как они не только создают большие удобства, но снимают многие производственные, социальные и бытовые проблемы. Информационные технологии также играют ключевую роль в повышении роли образования и активно внедряются во все сферы социально-политической и культурной жизни, включая домашний быт, развлечения и досуг.
2. Виртуализация всех сторон жизни представляет собой значительную проблему для общества, поскольку еще недостаточно сведений о степени негативного воздействия на психику подростка. Виртуализация общества представляет собой отображение системы общества в информационном (виртуальном) пространстве. Изучение влияния информационных технологий на развитие личности подростков в связи с этим имеет перспективное направление в современных исследованиях. Информационные технологии в стремительно изменяющемся мире становятся все более значимым фактором существования и развития детей и подростков, когда складываются отношения с социальным окружением. Современные информационные технологии существенно трансформировали структуру их досуга, в особенности это касается подростков, так как именно в этом возрасте дети увлечены компьютерными играми больше, чем в более старшем возрасте. Исследования ученых подтверждают, что детский организм в подростковом возрасте особенно уязвим, а неконтролируемое никем время пребывания у компьютеров, перегрузка яркой зрительной информацией, высокая эмоциональная вовлеченность ребенка в игру приводит к перевозбуждению нервной системы, наносит безусловный вред соматическому и психическому здоровью формирующейся личности. А в результате – повышенная утомляемость в интеллектуальной деятельности; нарушение способности к восприятию информации, уступающей по яркости и доступности компьютеру, потеря интереса к реальной жизни.
3. Компьютерная зависимость, как и любая другая аддикция, ведет к деградации личности, нивелировке социального статуса, потере собственного «Я», ухудшению психологического здоровья, возбуждению внутренних раздражителей, возникновению агрессии, замкнутости. Под влиянием компьютерных игр
1 Архитектура виртуальных миров / Под науч. ред. М.Б. Игнатьева, А.В. Никитина, А.Е. Войскунского. – СПб.: ГУАП, 2009. – 288 с.
2 Асмолов, А.Г. Психологическая модель интернет-зависимости личности / А.Г. Асмолов, Н.А. Цветкова, А.В. Цветков // Мир психологии. – 2004. – № 1. – С. 170-192.
3 Бабаева, Ю.Д. Одаренный ребенок за компьютером / Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский. – М.: Сканрус, 2003. – 336 с.
4 Бабаева, Ю.Д. Психологические последствия информатизации / Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский // Психологический журнал. – № 1. – 1998. – С. 89–100.
5 Бабаева, Ю.Д., Войскунский, А.Е., Смыслова, О.В. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. – Москва: Можайск-Терра, 2000, – 431 с.
6 Баллонов, И.М. Компьютер и подросток / И.М. Баллонов. – М.: Эксмо, 2002. – 245 с.
7 Браславский, П.И. Игровая виртуальная реальность – новое пространство приобретения личного опыта / П.И. Браславский, В.В. Колпачников, М.Б. Дрикер // Известия уральского гос. университета. – 2005. – № 35. – С. 74-81.
8 Войскунский, А.Е. Исследования Интернета в психологии / М.И. Семенов. – М. – Интернет и российское общество. – 2002. – 573 с.
9 Выгонский, С.И. Обратная сторона Интернета. Психология работы с компьютером и сетью / С.И. Выгонский. – Москва: Феникс, 2010. – 320 с.
10 Гриффитс, М. Избыточное применение Интернета: онлайновое аддиктивное поведение // Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / Под ред. А.Е. Войскунского. – 2009. – C. 253-256.
11 Грязнова, Е.В. Виртуально-информационная реальность и становление Личности / Е.В. Грязнова // Виртуально-информационная реальность в системе «Человек – Универсум. – Н. Новгород, 2006. – С. 239-253.
12 Демина, М.Н. Изменения в когнитивных практиках индивидов под влиянием новых информационных технологий / М.Н. Демина // Социология. – 2010. – № 6. – С. 87–92.
13 Евдокимов, В.И. Методические аспекты диагностики развития Интернет-зависимости / В.И. Евдокимов, О.В. Литвиненко // Вестник психотерапии. – 2007. – № 25(30). – С. 68-75.
14 Егоров, А. Ю. Нехимические зависимости / А.Ю. Егоров. – М.: Академия, 2007. – 263 с.
15 Ермоленко, И.А. Компьютерная зависимость как феномен отклонения в когнитивном развитии личности / И.А. Ермоленко // Псiхалогiя. – 2011. – № 1. – С. 21–24.
16 Ермоленко, И.А. Социальное здоровье человека и развитие информационно-компьютерных технологий / И.А. Ермоленко // IV Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология»: в 2 ч. – Гомель, – 2010. – Ч. 2. – С. 318–321.
17 Ермоленко, И.А., Решёнок, Д.Н., Северин, А.В. Влияние информационно-компьютерных технологий на когнитивное развитие личности подростка // Философия и социальные науки. – 2013. – № 2. – С. 85-89.
18 Жичкина, А.Е., Белинская, Е.П. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков-пользователей Интернета // Труды по социологии образования. – 2000. – Т.5. – Вып.7. – с. 27-44.
19 Жичкина, А.Е., Белинская, Е.П. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 402 с.
20 Запорожец, А.В. Восприятие и действие / А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко. – М.: Просвещение, – 1967. – 425 с.
21 Иванов, Д.В. Виртуализация общества / под ред. В.Д. Виноградова, В.В. Козловского // Социология и социальная антропология. – СПб., 1997. – 267 с.
22 Керделлан, К. Дети процессора. Как Интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых / К. Керделлан, Г. Грезийон. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 272 с.
23 Кон, И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание / И.С. Кон. – М.: Политиздат, 1984. – 225 с.
24 Котляров, А.В. Другие наркотики, или Человек зависимый / А.В. Котляров. – Москва: Психотерапия, 2006. – 480 с.
25 Кузнецова, Ю.М. Психология жителей Интернета / Ю.М. Кузнецова, Н.В. Чудова. – Москва: ЛКИ, 2011. – 224 с.
26 Кучма, В.Р. Гигиена детей и подростков / В.Р. Кучма. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 473 с.
27 Лосик, Г.В. Виртуальная реальность как новый виток по Л.С. Выготскому в филогенезе человеческого мышления образами / Г.В. Лосик // IV Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология»: в 2 ч. – Гомель, – 2010. – Ч. 2. – С. 326–331.
28 Лосик, Г.В. Перцептивные действия человека / Г.В. Лосик. – Минск, 2008. – 175 с.
29 Маслова, Ю.В. Позитивные и негативные аспекты использования компьютерных технологий у детей и подростков / Ю.В. Маслова // Образовательные технологии и общество. – 2013. –Вып. № 4. – Т. 16. – 494-500.
30 Милюкова, Е.В. Влияние компьютера, как средства массовой информации, на появление и увеличение уровня агрессивности в поведении подростка / Е.В. Милюкова // Проблемы практической психологии.– 2000. – Ч. 2. – С. 124-129.
31 Митина, О.В. Интернет в гендерном измерении / О.В. Митина, А.Е. Войскунский // Введение в гендерные исследования – М.: Аспект Пресс, 2005. – С. 204-216.
32 Мюррей, К. Интернет-зависимость с точки зрения нарративной психологии / Мюррей К. // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. – М.: Можайск-Терра, – 2000. – С. 132-140.
33 Носов, Н.А. Виртуальная психология / Н.А. Носов. – М.: Аграф, 2000. – 432 с.
34 Палфри, Дж. Дети цифровой эры / Дж. Палфри, У. Гассер. – М.: Эксмо, 2011. – 368 с.
35 Попова, Н.М. Интернет-аддикция как социально-психологический феномен в подростковом возрасте / Н.М. Попова // Профилактика аддиктиных состояний в детско-подростковом возрасте: сб. материалов всерос. конф. с междунар. участием. – Томск. – 2003. – С. 173-180.
36 Психологическая студия: сб. ст. студентов, магистрантов, аспирантов, молодых исследователей кафедры прикладной психологии ВГУ имени П.М. Машерова / под. ред. С.Л. Богомаза, В.А. Каратерзи. – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, – 2016. – Вып. 8. – 173 с.
37 Репина, М. А., Федоров А. Ф. Проблема интернет-зависимости среди подростков // Молодой ученый. – 2014. – №20. – С. 662-664.
38 Решенок, Д.Н. Роль перцептивных действий в усвоении образных знаний в средней школе / Д.Н. Решенок // Псiхалогiя. – 2010. – № 2. – С. 51–55.
39 Риппинен, Т.О., Слободская Е.Р. Повседневное использование компьютера и благополучное развитие подростков / Т.О. Риппинен, Е.Р. Слободская // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2014. – № 1. – Т. 7. – С. 15-23.
40 Розенблюм, Ю.З., Корнюшина, Т.А., Фейгин, А.А. Компьютер и орган зрения / Розенблюм. – М.: РИК ЗАО «Медицинская газета», 1998. – 22 с.
41 Рэшанок, Д. М. Уплыў перцэптыўных дзеяння ўвучняў на ўзровень школьнай паспяховасці / Д.М. Рэшанок // Нар. Асвета. – 2011. – № 7. – С. 7–9.
42 Северин, А.В. Актуальные проблемы трансформации психологической культуры подростков при их взаимодействии с компьютером с позиции культурно-исторической теории развития психики Л.С. Выготского / А В. Северин // IV Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология»: в 2 ч. – Гомель, – 2010. – С. 345–350. – Ч. 2.
43 Северин, А.В. Информатизация в школе: компьютер и подросток / А.В. Северин. – Брест, 2005. – 167 с.
44 Слободская, Е.Р., Гудман, Р., Рябиченко, Т.И. Психосоциальные факторы эмоциональных проблем и отклонений в поведении подростков // Психиатрия. – 2006. – № 2. – С. 28-36.
45 Смирнов, В.М. Матрица. Самые мрачные картины знаменитой кинематографической антиутопии могут стать реальностью / В.М. Смирнов // Школьные технологии. – 2002. – №4. – С. 7-9.
46 Солпитер, Дж. Дети и компьютеры. Настольная книга родителей / Дж. Солпитер. – М.: Академия, 1996. – 384 с.
47 Сочнев, Д.В. Новые информационные технологии и их роль в развитии современного общества / Д.В. Сочнев, И. Н. Хайтаров // Российская юстиция. – 2011. – № 11. – С. 44-46.
48 Степанова, М.Н. Как обеспечить безопасное общение с компьютером / М.Н. Степанова // Народное образование. – 2003. – №2. – С. 146-150.
49 Съедин, Ю.В. Аддиктивное поведение личности компьютерных игроков и пути его коррекции: учеб. пособие / Ю.В. Съедин; Ставроп. гос. пед. ун-т. – Ставрополь: Сервисшкола, 2005. – 60 с.
50 Фельдштейн, Д.И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2002. – 432 с.
51 Фонд развития Интернет: Проекты, направленные на развитие и безопасное использование сети Интернет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fid.ru. – Дата доступа: 12.11.2015.
52 Цымбаленко, С.Б., Шариков, А.В., Щеглова, С.Н. Информационное пространство российского подростка в постсоветский период / С.Б. Цымбаленко. – М.: НИИ школьные технологии, 2006. – С. 128.
53 Чернозубов, И.Е. Компьютер и дети / И.Е. Чернозубов. – М.: Алес, 1998. – 96 с.
54 Чудова, И.В. Особенности образа «Я» «Жителя Интернета» / И.В. Чудова // Психологический журнал. – 2002. – № 1. С. 113-117.
55 Шакурова, А.Р., Дроздикова-Зарипова, А.Р. Педагогическая коррекция компьютерной зависимости у подростков – воспитанников приюта / А.Р. Шакурова, А.Р. Дроздикова-Зарипова // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 8. – C. 200-201.
56 Шапкин, С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований / С.А. Шапкин // Психологический журнал – № 1. – 1999. – С. 86–103.
57 Шлимович, Б. Компьютер и дети / Б. Шлимович // Наука и жизнь. – 1998. – № 11. – С. 41-42.
58 Шпицберг, А.И. Влияние информационных технологий на деятельность современного общества / А.И. Шпицберг // Молодой ученый. – 2014. – № 6.2. – С. 81-83.
59 Щедрина, Е.В. Обсуждение проблемы влияния компьютерных игр на психику / Е.В. Щедрина // Научная жизнь. – 2006. – № 6. – С. 182-183.
60 Ядов, Г.Б. Информация и общество / Г.Б. Ядов // Вокруг света. – 2004. – № 2. –С. 14-28.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 71.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Особенности использование информационных технологий в подростковом возрасте.
Приложение Б Анкета о сети Интернет.
Приложение В Методика определения склонности к деструктивному общению (МОДО) у подростков (Д.В. Мингазова, Р.Р. Фатыхова, И.Н. Нестерова).
Приложение Г Определение мотивационных особенностей (PRF форма Д.Джексона, модификация И.М. Кондакова).
Приложение Д Методика КОТ (Краткий ориентировочный, отборочный тест, В.Н. Бузина, Э.Ф. Вандерлик).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты