Учреждения образования Минской губернии до 1917 г
БГУ (Белорусский государственный университет)
Диплом
на тему: «Учреждения образования Минской губернии до 1917 г»
по дисциплине: «Документоведение »
2017
251.00 BYN
Учреждения образования Минской губернии до 1917 г
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Документоведение
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность 74 %.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 44.
Поделиться
Введение
1 Историография и источники
2 Основные элементы системы образования Минской губернии
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Вторая половина XIX века отзнаменовалась коренными реформами всего внутреннего устройства как Российской империи в целом, так и белорусских губерний. Произошедшие перемены затронули, прежде всего, социальную сферу и такой важный компонент, как систему народного образования. В результате проведения на территории Беларуси городской реформы в 1875 г. на органы городского самоуправления среди прочих обязанностей была возложена забота о распространении народного образования в пореформенное время.
Необходимо отметить, что в целом исследователи уделяли значительное внимание проблемам истории народного образования. В общегосударственном масштабе и в союзных республиках значительный вклад в разработку проблем истории образовательной системы до 1917 г. внесли Я.И. Анспак, И.М. Богданов, В.И. Волков, Ш.И. Ганелин, Н.К. Гончаров, Н.М. Грищенко, Н.А. Константинов, Ф.Ф. Королев, Н.К. Кузьмин, Д.О. Лордкипанидзе, Е.Н. Медынский, А.И. Пискунов, В.З. Струминский, И.Ф. Харламов, М.Ф. Шабаева и др.
В Беларуси эти проблемы рассматриваются в ряде работ:
- обзор состояния народного образования до революционных действий 1917 г. (И.М. Ильюшина, С.А. Умрейко и др.);
- освещающих вопросы развития начального образования (П.С. Иващенко, М.К. Кириллов и др.);
- освещающих особенности развития среднего образования (З.А. Пастухова, М.У. Пискунов и др.);
- посвященных борьбе народных масс и общественно-педагогической печати за перестройку школьного дела, деятельность педагогических обществ отдельных представителей педагогической мысли.
1. Историография и источники
Образовательная система Беларуси является взаимодействующим с культурой компонентом, поскольку ее развитие оказывает очень большое влияние на все стороны жизни общества. Анализируя особенности процесса становления системы образования, можно сделать определенные выводы о степени культурного и духовного развития народа.
Историческое прошлое Республики Беларусь является объектом оживленного общественного и научного обсуждения, а вопросы развития системы образования в различные исторические периоды всегда были достаточно актуальными.
Региональные особенности развития системы народного образования и дореволюционной политики в Беларуси были обусловлены воздействием различных факторов. Исторически они являлись проявлением неравномерности социально-экономического, социально-политического и этнокультурного развития отдельных белорусских регионов и административно-территориальных единиц, в том числе белорусских губерний в составе Российской империи. Согласно исследованиям М.Ф. Пилипенко, формирование основных региональных культур белорусского народа происходило вместе со становлением белорусской национальной культуры и образования [Пилипенко, М.Ф. Возникновение Белоруссии: Новая концепция / М.Ф. Пилипенко – Минск: Беларусь, 1991 – 145 с.]
Отметим, что в комплексе исторических и историко-педагогических исследований по становлению системы образования Беларуси существует достаточно много работ, касающихся почти всех видов учебных заведений, однако образовательные учреждения отдельных регионов пока малоизученными.
2 Основные элементы системы образования Минской губернии
Возвращение к истории белорусского просвещения и педагогики на рубеже двух веков показывает, что многие явления и процессы в истории присущи современной социально-педагогической реальности. Это та же неудовлетворенность объемом получаемых знаний, слабая связь науки и практики, отяжеление школьных знаний дополнительной информацией, разрыв обучения и воспитания. Как и ранее, сегодня перед образованием стоят такие же проблемы: повышение образовательного уровня населения, индивидуализация и дифференциация обучения, заслуженное вознаграждение педагогического труда, нравственное воспитание молодежи.
Идентичными остаются и школьные идеалы, направленные на всестороннее и гармоничное развитие личности. Решая общие задачи с государством, система управления образования, несомненно формировалась в результате интеграции его особенностей в различных областных структурах. Так, в работах Я. Барсова, А. Белецкого, И. Глебова, Я. Орловского и др. авторов рассматривается исторический процесс становления белорусского образования через призму педагогического прошлого отельных белорусских губерний и образовательных учреждений.
В данном разделе, наше внимание будет сконцентрировано также на региональных особенностях развития системы образования, в частности, в Минской губернии в период до 1917 года. Отметим, что региональные особенности народного образования и школьной политики в Беларуси до 1917 года были обусловлены воздействием различных факторов. С исторической точки зрения они являлись проявлением неравномерности социально-экономического, гражданско-политического и этнокультурного развития отдельных белорусских регионов и административно-территориальных единиц, в том числе и белорусских губерний в составе Российской империи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Анализ историографии и иных источников по теме исследования, позволил нам сделать вывод о том, что научные, свободные от искажений знания в сфере истории школы и педагогической мысли Беларуси, в том числе до 1917 г., становятся важным компонентом нового педагогического мышления, моральны и гражданским императивом коренных преобразований всей системы народного образования на основе идей гуманизма и демократии, национальных и общечеловеческих ценностей. Из исследований, которые относятся ближе к рассматриваемой теме, освещались историками и педагогами Беларуси и России через призму политики правительства по отношению к образовательным учреждениям. Достаточно много важных аспектов и специфических черт исследуемой проблемы содержится в более поздних исторических обзорах, но и они не являются полным отображением всех аспектов становления системы народного образования в целом и в Минской губернии, в частности.
2. Подробное изучение основных элементов системы образования Минской губернии, позволили говорить о том, что на нее повлияли: жесткие идеологические установки того периода, школьная политика царской власти и гражданско-педагогическое движение. Развитие всех структурных компонентов национальной системы образования Минской губернии, а точнее, ее звеньев (среднего, гимназического и высшего образования), связывается с существенным ее отставанием от большинства центральных и белорусских губерний. Исключение оставляла лишь система начального образования. На наш взгляд, это было связано с тем, что в текущий период шло активное снижение роли среднего и актуализация начального образования.
1. Абраменко М.Н. Низшая профессиональная школа в дореволюционной Белоруссии. – Минск: Вышэйшая школа, 1975. – 64 с.
2. Андарапа I.А. Сацыякультурныя і эканамічныя прадпасылкі развіцця адукацыі ў Беларусі ў пачатку XX ст. // Веснік Беларускага дзяржаўнага педагагічнага універсітэта. Сер. 1. – 2002. – № 3. – С. 34–41.
3. Асвета і педагагічная думка на Беларусі: Са старажытнасці да пачатку XX ст.: Бібліягр. паказ: У 2 частках / Пад рэд. С.В. Снапкоўскай (адк.рэд.), Г.Р. Сянькевіч, С.I. Паўловіч, М.Р. Марчанкі. – Мінск: Нац. ін-т адукацыі, 1995. – Ч.2. – 205 с.
4. Асвета і педагагічная думка ў Беларусі: Са старажытных часоў да 1917 г. / М.А. Ткачоў, У.С. Пасэ, Г.Р. Сянькевіч і інш. – Мінск: Нар. асвета, 1985. – 464 с.
5. Астрога В.М. Матэрыяльны стан вясковага настаўніцтва ў канцы XIX – пачатку XX стст. // Народная асвета. – 2002. – № 8. – С. 57–59.
6. Астрога В.М. Сяляне і народная школа на Беларусі ў другой палове XIX – пачатку XX стст. // Гісторыя Беларусі: новае ў даследванні і выкладанні. У 2 ч. – Минск, 1999. – Ч. 1. – С. 9–11.
7. Астрога В.М. Таварыствы ўзаемнай дапамогі настаўнікам і настаўніцам народных вучылішчаў Беларусі (канец XIX – пачатак XX стст.) // Адукацыя і выхаванне. – 2003. – № 6. – С. 75–79.
8. Бабкоў А. Эвакуацыя і дзейнасць навучальных ўстаноў Беларусі ў Расіі ў гады 1-й сусветнай вайны (1915 – пачатак 1917 гг.) // Культура беларускага замежжа. У 3 кн. / Пад рэд. М.В. Сабалеўскага. – Минск: Бел. навука, 1998. – Кн. 3. – С. 48–53.
9. Багданаў С.Н. Арганізацыя школьных экскурсій у дарэвалюцыйнай Беларусі: гісторыя і вопыт // Адукацыя і выхаванне. – 1996. – № 2. – С. 28–31.
10. Васовіч С.М. Духоўныя праваслаўныя вучылішчы на Беларусі (канец XVIII– 60-я гады XIX стст.) // Адукацыя і выхаванне. – 2002. – № 5. – С. 7–14.
11. Восович С.М. Церковные школы православного ведомства в народном образовании Беларуси XIX в. // Гісторыя Беларусі: новае ў даследванні і выкладанні. Матэрыялы рэспуб. нав. – прак. канферэнцыі. У 2 ч. – Мінск, БДПУ ім. Танка, 1999. – Ч. 1. – С. 13–16.
12. Евдокимова Е. Л. Гимназическое образование в Беларуси: исторический опыт и тенденции развития (XIX – начало XX вв.) – Минск: Нац. ин–т. образ.,1998. – 140 с.
13. Евдокимова Е. Л. Развитие гимназического образования в Белорусси (XIX – начало XX вв.): Автореф.дис....канд.пед.наук / Нац. ин–т. образ. – Минск,1995. – 17 с.
14. Еўдакімава А.Л. З вопыту падрыхтоўкі настаўнікаў для Беларусі (XIX ст.). // Беларускі гістарычны часопіс. – 1997. – №1. – С. 75–85.
15. Еўдакімава А.Л. Фінансаванне дарэвалюцыйнай гімназіі // Адукацыя і выхаванне. – 1994. – № 8. – С. 93–97.
16. Iльюшын I.М., Умрэйка С.А. Народная асвета ў Беларускай ССР. – Минск: Вучпедвыд. БССР, 1961. – 358 с.
17. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения 1802–1902 / Составил С.В. Рождественский. – СПб.: Издание Минист. нар. просв., 1902. – 785 с.
18. История просвещения в Белоруссии: Учебное пособие-справочник / Сост. И.К.Зинькова и др. – Витебск: Изд–во Витебского гос. университета, 1996. – 78 с.
19. Кириллов М. К. Начальная школа Белоруссии во второй половине XIX – начале XX вв. (1869–1907) // Из истории школы Белоруссии и Литвы / Отв. ред. В.З. Смирнов. – М.: Просвещение, 1964. – С. 7–181.
20. Краткий обзор деятельности Министерства народного просвещения за время управления министра Н.П. Боголепова (12 февраля 1898 г. – 14 февраля 1901 г.) – СПб.: Типограф.» В.С. Балашев и К.», 1901. – 83 с.
21. Латыш М.И. Снапковская С.В., Евдокимова А.Я. Рэфармаванне сістэмы адукацыі (пачатак XIX– канец XX стст.): пошукі і дасягненні. // Адукацыя і выхаванне. – 2000. – № 8. – С. 63–67.
22. Лухверчик В.Н. Становление и развитие среднего педагогического образования в дореволюционной Беларуси (вторая половина XIX – начало ХХ вв.): Автореф. дис....канд. пед. наук / БГПУ им. М. Танка. – Минск, 1997. – 19 с.
23. Лухверчик В.Н. Становление и развитие среднего педагогического образования в дореволюционной Беларуси (вторая половина XIX – начало ХХ вв.): Дисс... канд. пед. наук / БГПУ им. М. Танка. – Минск, 1998. – 95 с.
24. Лухверчык В.М Финансирование средних педагогических учебных заведений в дореволюционной Беларуси // Веснік Полацкага дзярж. ун–та. Сер. А. Гуманіт. навукі. – 2000. – № 1. – С. 22–26.
25. Лухверчык В.М. Прыватныя і грамадска-палітычныя навучальныя ўстановы на Беларусі ў сярэдзіне XIX – пачатку ХХ ст.ст. // Народная асвета. – 1993. – № 11. – С. 11–80.
26. Лухверчык В.М. Сярэднія педагагічныя навучальныя ўстановы дарэвалюцыйнай Беларусі // Народная асвета. – 2002. – № 1. – С.61–71.
27. Мазуркевич В. П. Першыя дзяржаўныя школы и стварэнне дзяржаўнай сістемы адукацыі // Народная асвета. – 2001. – № 12. – С. 61–64.
28. Марченко И.Г. Государственная образовательная политика на Беларуси в отношении частной школы во второй половине XIX – начале ХХ вв. // Трансформация образовательных систем: оценка, проблемы, перспективы: Тезисы международной научно-практической конференции. – Минск: Министерство образования и науки РБ. Нац. ин-т. образов.,1996. -С. 10-15.
29. Марченко И.Г. Факторы взаимодействия государства и частной школы в Беларуси (вторая половина XIX – начало ХХ вв.) // Адукацыя і выхаванне. – 1998. – № 1. – С. 116–120.
30. Матусевіч Н. Настаўніцкія семінарыі і іх роля ў адукацыі на Беларусі (канец XIX – пачатак XX стст.) // Беларускі гістарычны часопіс. – 2000. – № 3. – С. 46–49.
31. Матусевіч Н. Прававое і матэрыяльнае становішча настаўнікаў пачатковай школы ў Беларусі ў другой палове XIX – пачатку XX стст. // Беларускі гістарычны часопіс. – 2001. – № 1. – С. 53–58.
32. Минц Н.Д. Участие учебных заведений Беларуси в конкурсах на лучший рисунок при Императорской Академии Художеств // Асновы мастацтва. – 1996. – Вып.5. – С. 99–104.
33. Минц Н.Д. Художественное образование в Беларуси (об истории преподавания рисования в Беларуси в XIX – начале XX вв.) // Асновы мастацтва. – 2001. – Вып. 2. – С. 99–112.
34. Мятельский М.С. Школа и педагогическая мысль в Белоруссии с 1895 г. до Великой Октябрьской Социалистической революции: Дис... канд. пед. наук / МГПИ им. А.М. Горького. – Минск, 1982. – 215 с.
35. Национальный исторический архив Беларуси в г. Минске (далее – НИАБ в г. Минске), ф. 22 (Минское губернское по городским делам присутствие), оп. 1. д. 604.
36. НИАБ в г. Минске, ф. 24, оп. 1, д. 1115, 3592, 3600, 3639, 3640.
37. НИАБ в г. Минске, ф. 65, оп. 1, д. 7.
38. НИАБ в г. Минске, ф. 129, оп. 1, д. 6, 7, 14, 24, 25, 35, 42, 43, 133, 134, 141.
39. НИАБ в г. Минске, ф. 129, оп.2, д. 4.
40. НИАБ в г. Минске, ф. 136, оп.1, д. 43135.
41. НИАБ в г. Минске, ф. 143, оп. 1, д. 30954.
42. НИАБ в г. Минске, ф. 295, оп. 1, д. 1807, 2320, 2447, 2811, 2911, 3131, 3712, 3918, 4151, 4598, 8207.
43. НИАБ в г. Минске, ф. 299, оп. 3, д. 1538.
44. НИАБ в г. Минске, ф. 299, оп. 5, д. 1154.
45. НИАБ в г. Минске, ф. 458, оп. 1, д. 9а, 25, 50, 131, 156, 204, 221, 156, 243, 294, 298, 319, 367, 384, 426, 526, 600, 606, 720.
46. НИАБ в г. Минске, ф. 466, оп. 1, д. 389.
47. НИАБ в г. Минске, ф. 468, оп. 1, д. 1, 18, 27, 52, 65, 71, 94, 102, 131, 191, 207, 246, 261, 267, 294, 302, 317, 360, 469, 518.
48. НИАБ в г. Минске, ф. 469, оп. 1, д. 1, 6.
49. НИАБ в г. Минске, ф. 470, оп. 1, д. 7, 19, 29.
50. НИАБ в г. Минске, ф. 471, оп. 1, д. 12.
51. НИАБ в г. Минске, ф. 474, оп. 1, д. 23, 28, 31, 38.
52. НИАБ в г. Минске, ф. 475, оп. 1, д. 7, 8, 9, 10, 11, 16, 20, 28, 29, 42.
53. НИАБ в г. Минске, ф. 477, оп. 1, д. 4.
54. НИАБ в г. Минске, ф. 478, оп. 1, д. 10, 82.
55. НИАБ в г. Минске, ф. 479 оп. 1, д. 1.
56. НИАБ в г. Минске, ф. 480, оп. 1, д. 1, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 12, 13.
57. НИАБ в г. Минске, ф. 483, оп. 1, д. 135.
58. НИАБ в г. Минске, ф. 494, оп. 1, д. 18.
59. НИАБ в г. Минске, ф. 495, оп. 1, д. 2.
60. НИАБ в г. Минске, ф. 639, оп. 1, д. 1.
61. НИАБ в г. Минске, ф. 729, оп. 1, д. 2, 7, 24, 38, 49, 60.
62. НИАБ в г. Минске, ф. 982, оп. 1, д. 1, 2, 3, 4, 5.
63. НИАБ в г. Минске, ф. 1019, оп. 1, д. 1.
64. НИАБ в г. Минске, ф. 1146, оп. 1, д. 1.
65. НИАБ в г. Минске, ф.1338, оп.1, д.1.
66. НИАБ в г. Минске, ф. 1281, оп. 1, д. 1.
67. НИАБ в г. Минске, ф. 1430, оп. 1, д. 30954, 30988, 31964, 32613, 35024, 37883, 38453, 44216, 44217, 47048, 47216, 47643, 52223, 52772, 52942, 53542, 53648.
68. НИАБ в г. Минске, ф. 2001, оп. 1, д. 1385.
69. НИАБ в г. Минске, ф.2084, оп. 1, д. 124.
70. НИАБ в г. Минске, ф. 2187, оп. 1, д. 11.
71. НИАБ в г. Минске, ф.2201, оп.1, д. 1385.
72. НИАБ в г. Минске, ф. 2254, оп. 1, д. 112, 243, 263.
73. НИАБ в г. Минске, ф. 2254, оп. 2, д. 26, 32, 67, 112, 334, 367, 387, 448, 646.
74. НИАБ в г. Минске, ф. 2254, оп. 4, д. 2, 25, 89.
75. НИАБ в г. Минске, ф. 2256, оп. 1, д. 4, 31,39, 50, 59.
76. НИАБ в г. Минске, ф. 2258, оп. 1, д. 28, л.23.
77. НИАБ в г. Минске, ф. 2263, оп. 1, д. 1, 10, 13, 15, 17, 22, 25, 32, 33, 38, 50.
78. НИАБ в г. Минске, ф. 2264, оп. 1, д. 27.
79. НИАБ в г. Минске, ф. 2265, оп. 1, д. 11, 17, 20, 26, 27, 36.
80. НИАБ в г. Минске, ф. 2266, оп. 1, д. 1.
81. НИАБ в г. Минске, ф. 2267, оп. 1, д. 1, 82.
82. НИАБ в г. Минске, ф. 2282, оп. 1, д. 356, 362, 370.
83. НИАБ в г. Минске, ф. 2283, оп. 1, д. 1, 2, 3, 4, 5, 7, 13, 17.
84. НИАБ в г. Минске, ф. 2314, оп. 1, д. 92.
85. НИАБ в г. Минске, ф. 2416, оп. 1, д. 4, 7, 11, 16, 20, 21, 24, 25, 29, 31, 32, 33, 36, 39, 43, 44, 45, 46.
86. НИАБ в г. Минске, ф. 2502, оп. 1, д. 145, 655, 656, 688.
87. НИАБ в г. Минске, ф. 2507, оп. 1, д. 660, 705, 1422, 1659.
88. НИАБ в г. Минске, ф. 2564, оп. 1, д. 177.
89. НИАБ в г. Минске, ф. 2568, оп. 1, д. 45, 55, 110, 111, 112, 132, 133, 134, 136, 140, 141, 142, 203, 326, 327, 413.
90. НИАБ в г. Минске, ф. 2604, оп. 1, д. 20, 21, 25, 140, 216, 265.
91. НИАБ в г. Минске, ф. 2626, оп. 1, д. 220.
92. НИАБ в г. Минске, ф. 2689, оп. 1, д. 2, 3, 4, 6, 19, 20, 23.
93. НИАБ в г. Минске, ф. 2724, оп. 1, д. 2.
94. НИАБ в г. Минске, ф. 2766, оп. 1, д. 2, 67, 115, 138, 157, 237, 334, 343, 464.
95. НИАБ в г. Минске, ф. 2805, оп. 1, д. 6, 26.
96. НИАБ в г. Минске, ф. 2913, оп. 1, д. 1.
97. НИАБ в г. Минске, ф. 2914, оп. 1, д. 2.
98. НИАБ в г. Минске, ф. 2925, оп. 1, д. 2.
99. НИАБ в г. Минске, ф. 3251, оп. 1, д. 1.
100. НИАБ в г. Минске, ф.3031, оп. 1, д. 2.
101. НИАБ в г. Минске, ф. 3251, оп. 1, д.1, 2, 19, 26, 40.
102. НИАБ в г. Минске, ф. 3259, оп. 1, д. 129, 198.
103. НИАБ в г. Минске, ф. 3305, оп.1, д. 1.
104. Новік Н.Я. З гісторыі прафесійнай адукацыі на Беларусі (другая палова XIX – пачатак XX стст.) // Беларускі гістарычны часопіс. – 1998. – № 2. – С. 80–86.
105. Новік Н.Я. Прафесійная адукацыя на Беларусі: гісторыя и сучаснасць // Чалавек. Грамадства. Свет. – 1997. – Выпуск 9. – С.102–112.
106. Новик Н.Е. Профессиональное образование в Беларуси во второй половине XIX – начале XX вв.: Автореф. дис.... канд. ист. наук / Белорус. государств. универс. – Минск, 1999. – 20 с.
107. Новік. Н.Я. Сельска-гаспадарчая адукацыя ў дарэвалюцыйнай Беларусі / /Адукацыя і выхаванне. – 1997. – № 11. – С. 96–100.
108. Обзор деятельности Министерства народного просвещения и подведомственных ему учреждений в 1862, 1863 и 1864 годах (с приложениями). – Спб.: Типогр. Ф.С Сущинского., 1865. – 378 с.
109. Отчет по управлению Минской дирекцией народных училищ за 1865, 1866, 1867 гг. – Вильна:Типогр.А.Г. Сыркина, 1865, 1866, 1867. – 33, 23, 27 с.
110. Памятная книжка Минской губернии за 1881 г., за 1889 г., за 1901 г – Минск: Изд-во Минского губернского статистического комитета, 1882. – 267 с.
111. Памятная книжка Минской дирекции народных училищ (за 1902/ 03, 1905/06 уч. годы). – Минск, 1903–1906.
112. Пастухова З.А. Среднее образование в дореволюционной Беларуси. – Минск: Изд-во министерства высшего, среднего-специального и профессионального образования в БССР, 1963. – 86 с.
113. Пастухова З.А. Средняя школа в Белоруссии во второй половине XIX и начале XX вв.: Автореф. дис.... канд. пед наук / АПН РСФСР. – М., 1964. – 22 с.
114. Сенькевич Г.Г., Мятельский М.С., Трухан А.В. Просвещение и педагогическая мысль во второй половине XIX – начале XX вв. // Очерки истории науки и культуры Беларуси XIX – начала XX вв. / П.Т. Петриков, Д.В. Карев, А.А. Гусак и др. – Минск: Наука и техника, 1996. – С.170–186.
115. Сенькевич Г.Г., Трухан А.В. Развитие просвещения и педагогической мысли в Белоруссии (конец 50-х годов XIX в. – 1917 г.) // Из истории науки и техники Белоруссии. – Минск, 1988. – С. 21–24.
116. Снапковская С.В. Общественно-педагогическое движение и педагогическая мысль в Белоруссии (90-е годы XIX в. – 1917 г.): Автореф. дис....канд. пед. наук – Минск, 1992. – 19 с.
117. Снапковская С.В. Проблемы белорусской национальной школы и педагогической мысли конца XIX – начала XX вв. // Очерки истории науки и культуры Беларуси XIX – начала XX вв. / П.Т. Петриков, Д.В. Карев, А.А. Гусак и др. – Минск: Наука и техника, 1996. – С. 188–196.
118. Снапковская С. В. Шляхи развіцця школы на Беларусі ў канцы XIX – пачатку XX стст. – Минск,1997. – 41 с.
119. Снапкоўская С.В. Асвета на Беларусі ў канцы XIX – пачатку XX стст.: Стан і тэндэнцыі развіцця // Адукацыя і выхаванне. – 1997. – № 8. – С. 17–34.
120. Снапкоўская С.В. Гісторыя адукацыі і педагагічнай думкі Беларусі (60-я гады XIX – пачатак XX ст.): Вучэб. дапаможнік для студэнтаў вышэйш. навуч. устаноў / С.В. Снапкоўская. – Минск: НIА, 2001. – 160 с.
121. Снапкоўская С.В. З гісторыі развіцця педагагічнай думкі ў Беларусі // Веснік Беларускага дзяржаўнага педагагічнага універсітэта. – 2002. – № 4. – C. 36 – 45.
122. Шатюк Т.Г. Развитие народного образования Беларуси на микрорегиональном уровне во второй половине XIX – начале XX вв.: Автореф.дисс....канд. пед. наук / БГУ. – Минск, 2000. – 20 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность 74 %.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 44.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты