Особенности нравственных представлений у подростков с разным уровнем агрессивности
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Особенности нравственных представлений у подростков с разным уровнем агрессивности»
по дисциплине: «Психология »
2017
251.00 BYN
Особенности нравственных представлений у подростков с разным уровнем агрессивности
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "7" с доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 65.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичные эмпирические данные
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1. ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И АГРЕССИВНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1 Проблема нравственного развития личности школьников
1.2 Психологические особенности подростков
1.3 Факторы нравственного развития в подростковом возрасте
1.4 Агрессивность в подростковом возрасте
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ АГРЕССИВНОСТИ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования нравственных представлений у подростков
2.3 Анализ результатов исследования особенностей нравственных представлений у подростков с разным уровнем агрессивности
2.4 Рекомендации специалистам в работе с подростками
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы отмечается тенденция к утрате нравственных идеалов и повышению агрессивности среди подрастающего поколения. Высокая агрессивность подростков является настораживающим фактором, негативно влияющий на все сферы личности как самих молодых людей, так и на общество в целом
Нравственный потенциал является первоосновой внутренней свободы человека, детерминирует творческое и духовное становление личности. Особым этапом развития личности выступает подростковый возраст. Появление у подростка сознательного «Я», возникновение рефлексии, осознание своих мотивов, моральных конфликтов и нравственных самооценках свидетельствует о становлении нравственной сферы личности.
Развитие нравственной сферы личности подростка в современном обществе на макроуровне опосредуется его дальнейшей прагматизацией, девальвацией духовных ценностей и общим кризисом нравственности. В воздействии на подростков таких мощных мезофакторов, как средства массовой коммуникации (интернет, телевидение, кино, печать, радио), с помощью которых осуществляется распространение знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм преобладает негативная составляющая.
На микроуровне неблагоприятная социальная ситуация развития (семья, школа и другие агенты социализации) нередко формирует объектную внутреннюю позицию подростка, характеризующуюся неразвитостью субъектных свойств личности (субъекта самосознания, общения, деятельности). Эти характеристики связаны со слабостью нравственно-этических знаний, несформированностью нравственных привычек, невоспитанностью нравственных чувств и отсутствием единства между нравственным сознанием и поведением.
В связи с вышеизложенным актуальным становится изучение нравственных представлений у подростков с разным уровнем агрессивности.
Проблемой изучения нравственной сферы личности, разработкой категорий нравственного сознания и нравственного поведения, нравственных чувств и переживаний, нравственных отношений занимались такие ученые как Л.М. Аболин, Л.И. Божович, Э.М. Бондарева, С.К. Бондаренко, Б.С. Братусь, А.А. Гуссейнов, В.П. Зинченко. В.В. Знаков, Д.В. Колесов, А.В. Петровский, Л.М. Попов и др.
Моральное развития в онтогенезе, его внешние и внутренние детерминанты рассматриваются в работах Л.И. Божович, В.С. Мухиной, Е.В. Субботского. Концепции морального и духовно-нравственного развития детей разработаны Ж. Пиаже, Л. Колбергом, Р.В. Овчаровой.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И АГРЕССИВНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1 Проблема нравственного развития личности школьников
В зарубежной психологии учеными обращалось внимание на развитие внутрипсихических нравственных процессов, приоритет моральных установок как фактора нравственного развития личности (З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм); социализацию как на важный фактор нравственного развития личности (Б.Ф. Скиннер, А. Бандура, Дж. Роттер); присвоения общечеловеческих ценностей (К. Роджерс, А. Маслоу); зависимость моральной регуляции поведения от нравственных убеждений (Ж. Пиаже, Л. Колберг, Э. Хиггинс, Н. Айзенберг).
Проблема нравственного развития личности рассматривалась такими отечественными психологами как В.В. Абраменкова, Ю.В. Александрова, Л.Н. Антилогова, Л.И. Божович, Р.Р. Калинина, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн. Отличительная особенность отечественных исследований в сфере нравственного развития заключается в социальной и культурной обусловленности процессов нравственного развития.
В психологической науке нравственное развитие личности определяется как процесс усвоения нравственных знаний, в структуре которых значимая роль принадлежит нравственным представлениям, их осмысления, эмоционального и рассудочного принятия нравственных норм, развития нравственной самооценки, уровня нравственных притязаний, нравственных качеств личности, их превращения во внутренний регулятор поведения в соответствии с нравственными принципами. Однако, этот процесс не сводится к последовательному и однозначному воспроизведению заданных образцов, а моральные нормы не могут предусмотреть всего многообразия ситуаций и явлений, с которыми сталкивается человек на протяжении жизни. Важной является способность субъекта к нравственному поведению в широком спектре жизненных проявлений, не предусмотренных конкретными правилами [25, с. 117].
Анализ научной литературы позволил выделить ряд концепций нравственного развития личности.
1. Концепция моральной ответственности Ж. Пиаже, основанная на выделении стадий в развитии моральной ответственности, носит когнитивистский характер, отражая только один из аспектов нравственного
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ АГРЕССИВНОСТИ
2.1 Организация и методы исследования
Согласно цели нашего эмпирического исследования изучались особенности нравственных представлений у подростков с разным уровнем агрессивности.
Исследование проходило в несколько этапов:
1. Мотивационный этап.
2. Проведение диагностики нравственных представлений у подростков.
3. Проведение диагностики уровня агрессивности у подростков.
4. Этап обработки данных. Выявление соотношения особенностей нравственных представлений и уровня агрессивности подростков.
В исследовании принимали участие лица подросткового возраста. Всего в исследовании приняли участие 60 учащихся 7-х классов в возрасте 13-14 лет.
Эмпирическое исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа №1 г. Гродно».
С целью выявления уровня агрессивности подростков применялся опросник агрессивности А. Басса – А. Дарки. На русском языке стандартизирован А.А. Хваном, Ю.А. Зайцевым и Ю.А. Кузнецовой в 2005 году. Под агрессивностью авторы понимают свойство, качество личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций преимущественно в сфере межличностных отношений.
Опросник выделяет следующие формы агрессивных и враждебных реакций:
1. Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица.
2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Осуществлён теоретический анализ проблемы нравственного развития личности и агрессивности в психологической науке. Нравственное развитие личности – это процесс усвоения нравственных знаний, в структуре которых значимая роль принадлежит нравственным представлениям, их осмысления, эмоционального и рассудочного принятия нравственных норм, развития нравственной самооценки, уровня нравственных притязаний, нравственных качеств личности, их превращения во внутренний регулятор поведения в соответствии с нравственными принципами. Агрессивность – это личностное свойство, которое проявляется в готовности к акту агрессии, формируется формируются преимущественно в процессе социализации, в детском и подростковом возрасте.
Установлены преобладающие виды и уровни агрессивности у подростков. Наиболее выражены у подростков такие виды агрессивных реакций как: вербальная агрессия (80% подростков имеют высокий уровень, 13,3% подростков имеют средний уровень, 6,7% подростков имеют низкий уровень); раздражение (70% подростков имеют высокий уровень, 26,7% - средний уровень, 3,3% подростков имеют низкий уровень); физическая агрессия (56,7% подростков имеют высокий уровень, 20% подростков имеют средний уровень, 23,3% подростков имеют низкий уровень); негативизм (63,3% подростков имеют высокий уровень, 26,7% подростков имеют средний уровень,10% подростков имеют низкий уровень).
Наименее представлены у подростков такие агрессивные реакции как косвенная агрессия, подозрительность, обида, чувство вины.
Выявлены особенности нравственных представлений у подростков. Структуру описания нравственного человека у подростков составляют такие категории как «описание качеств личности, характеризующих нравственного человека»; «анализ отношения к другим людям»; «анализ нравственных поступков»; «анализ отношения к самому себе». В представлениях подростков нравственный человек характеризуется принятием личной ответственности в противоречивой ситуации, принятием на себя нравственных обязанностей и требованием их исполнять, определением для себя нравственных обязанностей и требованием их выполнять, совершением бескорыстных действий, гуманным отношением к другим.
Определены особенности нравственных представлений у подростков с разным уровнем агрессивности. Уровень сформированности нравственных представлений выше у подростков с нормальным уровнем агрессивности, чем у подростков с высоким уровнем агрессивности. Подростки с высоким уровнем агрессивности характеризуются проявлением таких агрессивных реакций как
1. Аболин, Л.М. Развитие субъектности в условиях деятельностной образовательной среды/ Л.М. Аболин, Ф.Г. Ивлева // Субъектность в современном образовательном пространстве. – Казань, 2001. – С. 28-49.
2. Агрессия у детей и подростков / Под ред. Н.М. Платоновой. – СПб.: Речь, 2006. – 316 с.
3. Азарова, Е.А. Особенности представлений о нравственности у подростков со склонностью к разным видам отклоняющегося поведения / Е.А. Азарова, Ю. Фатеева. – 2014. – № 1. – С. 41-48.
4. Алексеева, Н.И. Воспитывающие ситуации как средство формирования морального выбора подростка / Н.И. Алексеева // Известия РГПУ. – 2008. – № 1. – С. 15-19.
5. Антилогова, Л.Н. Нравственное сознание личности и его структура / Л.Н. Антилогова. – ОМСК, ОМГПУ, 1999. – 421 с.
6. Бандура, А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс. – М.: Академия, 2004. – 320 с.
7. Бекмуратова, Г.Т. Психологические проблемы нравственного развития личности школьников / Г.Т. Бекмуратова // ВНС НИИ Психологии КазНПУ имени Абая. – 2015. – № 1. – С. 1-5.
8. Белоусова, Е.Л. Нравственное воспитание современных подростков в условиях системы дополнительного образования / Е.Л. Белоусова, Н.А. Ложникова // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 2. – С. 270-277.
9. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия, контроль / Л. Берковиц. – М.: Прайм-Еврознак, 2005. – 512 с.
10. Братусь, Б.С. Нравственное сознание личности (психологическое исследование) / Б.С. Братусь. – М.: Знание, 1985. – 266 с.
11. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб. : Питер, 2001. – 352 с.
12. Выготский, Л.С. Психология развития. Избранные работы / Л.С. Выготский. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 302 с.
13. Гизатуллина, Э.Р. Развитие нравственной сферы личности подростка средствами социально-психологического тренинга: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Э.Р. Гизатуллина. – Нижний Новгород, 2012. – 19 с.
14. Дубинин, С.Н. Агрессивное поведение у детей и подростков как одна их форм девиантного поведения / С.Н. Дубинин // Сибирский пед. журнал. – 2011. – № 5. – С. 98–109.
15. Евграфова О.В. Психологический смысл нравственного воспитания в семье / О.В. Евграфова // Интергативный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей. – М., 2012. – С. 117–120.
16. Зимелева, З.А. Агрессивное поведение подростков и личность родителей / З.А. Зимелева // Психологическая наука и образования. – 2001. –№ 4. – С. 22-27.
17. Змановская, Е. В. Девиантное поведение личности и группы / Е.В. Змановская, В. Ю. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с.
18. Ильичева, И.М. Психология духовности: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / И.М. Ильичева. – СПб., 2003. – 19 с.
19. Кошанская, А.Г. Особенности эмоционально-личностной сферы подростков с агрессивными и враждебными реакциями / А.Г. Кошанская // Вектор науки ТГУ. – 2011. – № 2. – С. 172-175.
20. Кузнецова, С.О. Психологические особенности агрессивности в подростковом возрасте / С.О. Кузнецова // Вестник славянских культур. – 2010. – № 4. – С. 84-90.
21. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975. – 362 с.
22. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л.: Медицина, 1983. – 220 с.
23. Мельникова, Н.В. К проблеме нравственного развития / Н.В. Мельникова, Н.П. Козлова // Внедрение инновационных технологий в профессиональную деятельность специалиста высшей квалификации. – Шадринск, 2003. – С. 23-41.
24. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения / В.Д. Менделевич. – СПб.: Речь, 2005. – 445 с.
25. Месникович, С.А. Возрастные закономерности нравственного развития личности на разных этапах онтогенеза / С.А. Месникович // Гуманитарно-экономический вестник. – 2009. – № 4. – С. 117-122.
26. Месникович, С.А. Проблема нравственного развития личности в исследованиях белорусских психологов / С.А. Месникович // Развитие психологии в Беларуси: история и современность: сб. статей Респ. науч. конф. – Минск: БГПУ. – С.161-165.
27. Месникович, С.А. Развитие представлений о нравственных характеристиках собственной личности у студентов в процессе преподавания психологии / С.А. Месникович, Л.Н. Рожина // Гуманитарно-экономический вестник. – 2009. – № 3. – С.103-109.
28. Методика оценки уровня развития морального сознания (Дилеммы Л. Колберга) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б. Дерманова. – СПб., 2002. – С.103-112.
29. Молчанов, С.В. Условия и факторы решения моральных дилемм в подростковом возрасте / С.В. Молчанов // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 1. – С. 42-48.
30. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Академия, 1999. – 456 с.
31. Овчарова, Р.В. Психологическая структура нравственной сферы личности подростка / Р.В. Овчарова, Э.Р. Гизатуллина // Педагогическое образование в России. – 2011. – № 1. – С. 103-109.
32. Овчарова, Р.В. Развитие нравственной сферы личности подростка: монография / Р.В. Овчарова, Э.Р. Гизатуллина. – Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2011. – 147 с.
33. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. – М.: Смысл, 1999. – 432 с.
34. Роботова, А.С. О методах изучения нравственной сферы личности подростка / А.С. Роботова, А.Н. Сорокин // Письма в Эмиссия. – 2011. – № 9. – С. 1640.
35. Рожина, Л.Н. Осознание личностных качеств литературного персонажа как фактор нравственного воспитания школьников / Л.Н. Рожина // Повышение эффективности идейно-нравственного воспитания учащихся в процессе обучения. – М., 1985. – С. 66-74.
36. Рожина, Л.Н. Пазнацьчалавека / Л.Н. Рожина // Адукацыя і выхаванне. – 1992. – № 2. – С. 33-39.
37. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. – М.: Наука, 1997. – 422 с.
38. Рувинский, Л.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников / Л.И. Рувинский. – М.: Педагогика, 1981. – 486 с.
39. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект пресс, 2001. – 460 с.
40. Сапожникова, Л.С. Воспитание нравственного поведения подростков / Л.С. Сапожникова // Вопросы психологии. – 1985. – № 1. – С. 50-56.
41. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. – М.: Флинта, 2003. – 439 с.
42. Смирнова, Е.О. Непосредственные и опосредованные побудители нравственного поведения / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова // Вопросы психологии. – 2002. – № 1. – С. 27-36.
43. Соловцова, Е.Е. Механизм психической регуляции нравственных аспектов деятельности младшего подростка: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / Е. Е. Соловцова. – М., 1999. – 19 с.
44. Сорокина, А.Г. Формирование духовно-нравственной сферы личности школьника в условиях взаимодействия общеобразовательной и воскресной школ / А.Г. Сорокина // Гуманитарные науки и образование. – 2011. – № 4. – С. 52-54.
45. Сорокоумова, Е.А. Психологические особенности нравственного развития современных подростков / Е.А. Сорокоумова // Инициативы XXI века. – 2009. – № 1. – С. 41-45.
46. Титаренко, А.И. Структура нравственного сознания: Опыт этико-философского исследования / А.И. Титаренко. – М.: Мысль, 1974. – 278 с.
47. Урунтаева, Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 1996. – 96 с.
48. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция: монография / И.А. Фурманов. – Минск: Ильин В.П., 1996. – 192 с.
49. Фурманов, И.А. Нравственная регуляция агрессивного поведения детей / И.А. Фурманов // Псіхалогія. – 1991. – № 3. – С. 12-18.
50. Фурманов, И.А. Психология детей с нарушениями поведения / И.А. Фурманов. – М.: Владос-Пресс, 2013. – 211 с.
51. Церковникова, Н.Г. Деформация морально-нравственного самосознания как одна из причин девиантного поведения подростков / Н.Г. Церковникова // Образование и наука. – 2004. – № 5. – С. 61-65.
52. Церковникова, Н.Г. Психологические особенности нравственного самосознания подростка в процессе средовой адаптации: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / Н.Г. Церковникова. – Екатеринбург, 2004. – 18 с.
53. Шафикова, Г.Р. Психологические особенности развития нравственных отношений у современных подростков / Г.Р. Шафикова // Вестник ЧНПУ. – 2009. – № 6. – С. 185-189.
54. Шляхтина, О.И. Взаимосвязь агрессивности с личностными особенностями и социальным статусом / О.И. Шляхина // Ананьевские чтения-97: Тезисы научно-практич. конференции. – СПб., 1997. – С. 41-47.
55. Шунчева, О.В. Особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте / О.В. Шунчева // Инновационная наука. – 2016. – № 2-4 (14). – С. 198–200.
56. Эйдемиллер, Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии / Э.Г. Эйдемиллер. – СПб.: Питер, 1996. – 365 с.
Работа защищена на оценку "7" с доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 65.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичные эмпирические данные
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты