Самоотношение подростков в связи с супружескими отношениями родителей
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Самоотношение подростков в связи с супружескими отношениями родителей»
по дисциплине: «Психология»
2017
251.00 BYN
Самоотношение подростков в связи с супружескими отношениями родителей
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "7" с доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 71.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Выборка исследования
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методики исследования
ПРИЛОЖЕНИЕ В Таблица исходных данных по методикам
В работе имеется презентация.
Поделиться
РЕФЕРАТ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СВЯЗИ С СУПРУЖЕСКИМИ ОТНОШЕНИЯМИ РОДИТЕЛЕЙ
1.1 Аналитический обзор основных подходов к исследованию самоотношения
1.2 Самоотношение в структуре самосознания подростков
1.3 Супружеские и детско-родительские отношения в семейной системе
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ИХ РОДИТЕЛЕЙ
2.1 Организация и методы проведения исследования
2.2 Анализ особенностей отношения подростков к себе
2.3 Супружеские отношения родителей в восприятии подростков
2.4 Особенности детско-родительских отношений в восприятии подростков
2.5 Взаимосвязь самоотношения подростков с супружескими отношениями их родителей (в восприятии подростков)
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема самоотношения на протяжении длительного времени является важным объектом исследований психологической науки. Наиболее актуальна эта проблема для подросткового возраста. Именно на этом возрастном этапе под воздействием различных социально-психологических факторов значительным коррективам подвергается уже существующая система оценочных критериев ребёнка о собственной личности. Отношения в семье между родителем и ребенком продолжают оказывать огромное влияние на становление личности и поведение детей подросткового возраста. В семье заложены большие потенциальные возможности влияния на ребенка, формирования у него положительной эмоциональной направленности на окружающих взрослых, сверстников и самого себя.
Большое влияние на формирование самоотношения подростка оказывает характер отношений в семейной системе. Семейные отношения являются той средой, которая детерминирует развитие личности ребенка. Характер и особенности взаимодействия подростков и родителей, степень их эмоционально близости, наличие эмоциональных связей и принятия оказывают значительное влияние, выступая в качестве эталона построения подростком отношений с другими людьми, адекватного оценивания себя, эмоционального отношения к себе.
Развитие и саморазвитие личности многими психологами связывается с развитием самосознания, утверждается, что одно из важнейших условий саморазвития заключается в стимулировании разных видов рефлексии, помощи в становлении самоуважения, самоценности, самопринятия, уверенности в себе как субъекте собственной деятельности. Высокая степень развития самосознания находит свое проявление в позитивном самоотношении личности подростка. Самоотношение выступает в качестве регулятора деятельности и поведения подростков, имеет особое значение в установлении межличностных отношений, в достижении целей, что свидетельствует о возможности рассматривать его как главный фактор саморазвития подростков. Подростковый возраст является сенситивным периодом для становления и всех компонентов самоотношения. От характера и особенностей развития личности в подростковом возрасте период во многом зависит дальнейший жизненный путь.
Самоотношение как объект психологического анализа рассматривается в работах отечественных и зарубежных ученых (Р. Бернс, У. Джеймс, К. Роджерс, С. Р. Пантилеев, Е. Т. Соколова, В. В. Столин, И. И. Чеснокова). Многие отечественные и зарубежные психологи главную роль
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СВЯЗИ С СУПРУЖЕСКИМИ ОТНОШЕНИЯМИ РОДИТЕЛЕЙ
1.1 Аналитический обзор основных подходов к исследованию самоотношения
В современной психологии не существует единого подхода к пониманию и определению феномена самоотношения, несмотря на активное его изучение зарубежными и отечественными исследователями.
Анализ работ по проблеме самоотношения позволяет говорить о многообразии категорий, которые используются для его описания, среди которых «самооценка», «глобальная самооценка», «самоуверенность», «отношение к себе» «самопринятие», «самоценность», «самоуважение», «эмоционально-ценностное отношение к себе».
Термин «самоотношение» впервые ввел в научный оборот как специальное понятие грузинский психолог Н.И. Сарджвеладзе в 1974 году, понимая ее как подкласс социальной установки. Ученый полагал, что понятие самоотношения отражает широкий спектр феноменов внутренней жизни личности: самосознание, самопознание, самооценку, эмоциональное к себе отношение, самоконтроль, саморегуляцию [46 с. 82].
Однако, о феномене самоотношения до Н.И. Сарджвеладзе писал американский психолог Уильям Джеймс в конце XIX века, употребляя термин «глобальная самооценка».
В работе «Личность и ее взаимодействие с социальной средой» Н.И. Сарджвеладзе в структуре самоотношения как центра личности выделяет три компонента:
– когнитивный, включающий самооценку;
– эмоциональный, содержащий эмоциональное отношение к себе;
– конативный компоненты, включающий готовность к действиям к самому себе.
Компоненты самоотноотношения согласованы между собой.
По мнению автора, следует различать понятия «самоотношение» и «эмоционально-ценностное отношение к себе», которые рассматриваются некоторыми исследователями как синонимичные. Последнее употребляется в трехкомпонентной структуре самоотношения как компонент, имеющий свое функциональное значение [46, с .86].
Система самоотношений полифункциональна. Функциями самоотношения в социальной жизнедеятельности индивида являются:
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ИХ РОДИТЕЛЕЙ
2.1 Организация и методы проведения исследования
Цель эмпирического исследования: выявить взаимосвязь самоотношения подростков и супружеских отношений их родителей.
Гипотеза исследования: характеристики самоотношения подростков связаны с их восприятием супружеских и детско-родительских отношений в семье, а именно: эмоционально близкие отношения в семье связаны с высоким уровнем самоотношения подростков.
База и выборка исследования: исследование проводилось на базе Образовательного Центра «Яркий клуб» («All Bright Club» educational center). Всего в исследовании приняли участие 60 подростков, из них 30 мальчиков и 30 девочек. Возраст испытуемых составляет от 13 до 14 лет, т.е. средний подростковый возраст. Все подростки из полных семей (Приложение А).
Методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, тестирование, количественный и качественный анализ, методы математической и статистической обработки.
Для достижения цели и решения задач исследования были использованы следующие методики:
1. С целью выявления особенностей самоотношения подростков была использована методика «Шкала детской Я-концепции Пирса–Харриса».
С помощью это методики можно выявить такие особенности самоотношения подростков как: тревожность, интеллект, ситуация в школе, внешность, счастье и удовлетворенность, положение в семье, общение, поведение, уверенность в себе. Методика позволяет выявить 5 уровней самоотношения: от очень высокого уровня самоотношения до предельно низкого уровня (Приложение Б).
2. С целью выявления степени сплоченности, иерархии, гибкости, границ семьи с помощью репрезентаций типичной семейной ситуации в восприятии подростка применялся системный семейный тест Геринга (FAST).
Тест разработан в рамках системной семейной терапии и основан на структурной теории семьи. Тест Геринга является методом репрезентации членами семьи структуры их семейных отношений, основными параметрами которой являются сплоченность, иерархия, гибкость этих параметров, границы семьи. Тест позволяет выявить типичную, идеальную и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результатами проведенного теоретико-методологического и эмпирического исследования стали:
1. Проанализированы основные подходы к исследованию самоотношения. В зарубежной и отечественной психологии самоотношение рассматривается как аффективный компонент самосознания, черта личности, компонент саморегуляции, сложное образование, представленное на уровне деятельности, личности и самосознании. Самоотношение – это устойчивое чувство в адрес собственного «Я», которое содержит ряд специфических модальностей (измерений), различающихся как по эмоциональному тону, переживанию, так и по семантическому содержанию соответствующего отношения к себе.
2. Рассмотрено самоотношение в структуре самосознания подростков. Самоотношение представляет собой главный компонент самосознания, обусловливающий положительное или отрицательное отношение к подростка к себе. На самоотношение подростка оказывает ряд факторов, среди которых важнейшее место занимают детско-родительские отношения, восприятие подростком супружеских отношений родителей. Значительное влияние отношений в семейной семье на развитие самоотношения подростка обусловлено взаимовлиянием друг на друга всех компонентов семейной системы.
3. Охарактеризованы супружеские и детско-родительские отношения в семейной системе. Семейная система представлена на следующих уровнях: семья в целом; родительская, детская, индивидуальная подсистемы. В качестве основных параметров семьи как системы выступают: состав, сплоченность, иерархия, гибкость, границы, ролевая структура семьи. В супружеской подсистеме подросток наблюдает модели супружеских взаимоотношений, отношения к другим людям и к самому себе. От того, как воспринимают подростки своих родителей, отношения между ними (положительно или отрицательно), зависит их эмоциональное состояние, отношение к самому себе.
4. Выявлена взаимосвязь самоотношения подростков с супружескими отношениями их родителей (в восприятии подростков). Установлено, что эмоционально близкие отношения в семье, безопасные и комфортные отношения в семье, высокая способность семьи приспосабливаться к стрессовым ситуациям положительно связаны с высоким самоотношением подростков к себе. Принимающие отношения, удовлетворительные отношения в семье, низкое контролирующее поведение родителей, последовательные требования родителей связаны с высоким
1. Андреева, И.Г. Исследование особенностей самоотношения / И.Г. Андреева // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2016. – № 2. – С. 87-93.
2. Андронова, О.Е. Проблема компонентов, характеристик и основных типов самосознания в психологии / О.Е. Андронова // Вестник Томского гос. ун-та. – 2007. – № 305. – С. 149-151.
3. Атаманенко, Е.С. Теоретико-психологические аспекты изучения самосознания в связи с эмоциональными особенностями личности / Е.С. Атаманенко // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2015. – № 2. – С. 54-57.
4. Баландина, Л.Л. Удовлетворенность браком в системе родительско-детских и супружеских отношений / Л.Л. Баландина // Вестник Пермского ГГПУ. – 2014. – № 1. – С. 115-119.
5. Белогай, К.Н. Психологические задачи брака и факторы стабильности супружеских отношений / К.Н. Белогай // Вестник КГУ. – 2010. – № 3. – С. 21-26.
6. Бернс, Р. Что такое Я-концепция // Психология самосознания: хрестоматия / Под ред. Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2003. – С. 333-393.
7. Бороздина, Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией / Л.В. Бороздина // Вестник МГУ. – 2011. – № 1. – С. 54-62.
8. Боулби, Дж. Привязанность / Дж. Боулби; пер. с англ. – М.: Гардарика, 2003. – 420 с.
9. Боуэн, М.О процессах дифференциации своего «Я» в родительской семье // Теория семейных систем Мюррея Боуэна: основные понятия, методы и клиническая практика / под ред. К. Бейкер, А.Я. Варги. – М.: Когито-Центр, 2005. – С. 81-106.
10. Боуэн, М. Теория семейных систем / М. Боуэн. – М.: Когито-Центр, 2008. – 493 с.
11. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия: краткий лекционный курс / А.Я. Варга. – СПб.: Питер, 2001. – 144 с.
12. Вартанова, И.И. Самоотношение и внутренние конфликты старшеклассников / И.И. Вартанова // Альманах современной науки и образования. – 2009. – № 4-1. – С. 44-50.
13. Герасимов, П.Е. Теоретические аспекты проблемы «самоотношения» / П.Е. Герасимов // Известия Саратовского ун-та. – 2010. – № 1. – С. 90-95.
14. Гущина, Т.И. Развитие самоотношения как фактора психологического здоровья детей подросткового возраста / Т.И. Гущина, И.Г. Андреева // Вестник Тамбовского университета. – 2016. – № 5-6. – С. 111-120.
15. Джеймс, У. Личность // Психология самосознания: Хрестоматия / под. ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Бахрах-М, 2000. – С. 7-44.
16. Дрибан, Е.П. Подходы к определению самоотношения личности / Е.П. Дрибан // Развитие профессионализма. – 2016. – № 2 (2). – С. 149-150.
17. Иванова, И.С. Тип привязанности к матери, детский опыт и самоотношение у старших подростков / И.С. Иванова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. – С. 535-536.
18. Капцова, Е.А. Особенности отдельных компонентов самосознания подростков в индивидуально-специфических условиях восприятия семейной ситуации / Е.А. Капцова // Семейная психология и семейная терапия. – 2002. – № 2. – С. 27-45.
19. Коваль, В.В. Подростки из неполных семей: особенности самоотношения / В.В. Коваль // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – № 2. – С. 238-240.
20. Койшибаева, И.А. Стиль семейного воспитания как фактор развития Я-концепции подростка в городской семье: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / И. А. Койшибаева. – М.: МГУ, 2010. – 25 с.
21. Колышко, A.M. Психология самоотношения: монография / А.М. Колышко. – Гродно: Изд-во ГрГУ, 2004. – 102 с.
22. Кочеткова, Т.Н. Специфика видов самоотношения личности в зависимости от выраженности эмоциональных и когнитивных компонентов: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / Т.Н. Кочеткова. – Хабаровск, 2007. – 18 с.
23. Кукулите, Т.Г. Основные подходы к изучению самоотношения личности в зарубежной психологии / Т.Г. Кукулите // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. – 2011. – № 1 (31). – С. 127-132.
24. Курбанова, З.С. Проблема развития самооценки личности подростка под влиянием взаимоотношений со сверстниками / З.С. Курбанова // Известия ЮФУТН. – 2006. – № 1. – С. 91- 95.
25. Макаров, В.К. Особенности самосознания подростков / В.К. Макаров, Е.А. Борисова // Вестник СПбГУ. – 2008. – № 2. – С. 94-98.
26. Малакуцкая, С.М. Самооценка как ключевой компонент самосознания личности / С.М. Малакуцкая, Л.В. Яковлева // Психология и педагогика. – 2011. – № 21-1. – С. 95–100.
27. Марковская, И.М. Психология детско-родительских отношений : монография / И.М. Марковская. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. – 91 с.
28. Методика PARI (Е.С. Шефер, Р.К. Белл; адаптация Т.В. Нещерет) // Психологические тесты / Ред. А. А. Карелин – М., 2001. – Т.2. – С. 130-143.
29. Минухин, С. Техники семейной терапии / С. Минухин, Ч. Фишман; пер. с англ. А.Д. Иорданского. – М.: «Класс», 1988. – 304 с.
30. Назарова, М.В. Влияние детско-родительских отношений на формирование личности ребенка / М.В. Назарова // Инновационная наука. – 2015. – № 5-3. – С. 179-181.
31. Николаева Л.А. Детско-родительские отношения как фактор развития ребенка / Л.А. Николаева // Известия Саратовского ун-а. – 2013. – № 2, Т. 2. – С. 187-192.
32. Николс, М. Семейная терапия. Концепции и методы / М. Николс, Р. Шварц; пер. с англ. О. Очкур, А. Шишко. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 960 с.
33. Нозикова, Н.В. Проблема изучения социально-психологической целенаправленности личности как системообразующего факторы интегральных качеств семьи / Н.В. Нозикова // Вестник Южно-Уральского гос. ун-та. – 2014. – № 2. – С. 93-96.
34. Олифирович, Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович. – СПб.: Речь, 2006. – 360 с.
35. Пантилеев, С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система / С. Р. Пантилеев. – М. : МГУ, 1991. – 110 с.
36. Панцырь, С.Н. Личностные особенности подростков с девиантными формами поведения / С.Н. Панцырь, А П. Новгородцева // Культурно-историческая психология. – 2013. – № 2. – С. 64-72.
37. Панченко, С.А. Психологическое здоровье подростков в контексте их личностного развития / С.А. Панченко // Известия ЮФУТН. – 2006. – № 1. – С. 95-99.
38. Порядина, В.А. Проблема самоотношения у подростков старшего школьного возраста / В.А. Порядина // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: материалы VII Международной научно-практической конференции. – М., 2015. – С. 96-98.
39. Приписнова, В.В. К вопросу о развитии самосознания подростков / В.В. Приписнова // Молодой ученый. – 2015. – № 19 (99). – С. 336-338.
40. Психологическая диагностика семейных отношений / В.И. Слепкова, Т.А. Заеко. – Мозырь: Содействие, 2006. – 196 с.
41. Психологические теории семьи: курс лекций / В.И. Слепкова. – Мн.: БГПУ, 2006. – 80 с.
42. Рапацкий, Б.И. Рефлексия как один из механизмов развития личности подростков / Б.И. Рапацкий // Гуманитарный вектор. – 2014. – № 1. – С. 74–79.
43. Регуш, Л.А. Самоотношение подростков и переживание проблем школьной жизни / Л.А. Регуш // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2009. – Вып. 100. – С. 57-65.
44. Роджерс, К. Психология супружеских отношений. Возможные альтернативы / К. Роджерс. – М.: Изд-во Эксмо, 2002. – 288 с.
45. Сапожникова, Р.Б. Психологические факторы формирования самоотношения личности: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / Р.Б. Сапожникова. – Новосибирск, 1988. – 19 с.
46. Сарджвеладзе, Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой / Н.И. Сарджвеладзе. – Тбилиси: Мецниереба, 1989. – 382 с.
47. Слепкова, В.И. Психотерапевтические функции семьи / В.И. Слепкова // Журнал практического психолога. – 2005. – № 5. – С. 8-14.
48. Соколова, Е.Т. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей / Е.Т. Соколова // Психологический журнал. – 1986. – № 2. – С. 110-117.
49. Сопун, С.А. Психологическая совместимость супружеской пары и удовлетворенность браком / С.А. Сопун, А.Г. Лидерс // Сибирский психологический журнал. – 2007. – № 25. – С. 156-161.
50. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М.: Издательство Московского Университета, 1983. – 284 с.
51. Сторчак, Н.Н. К проблеме психологической совместимости молодых супругов / Н.Н. Сторчак, С.В. Офицерова // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 8. – С. 128-129.
52. Трапезникова, Т.М. Психологические аспекты семейных отношений / Т.М. Трапезникова // Вестник СПбГУ. – 1992. – № 13. – С. 106–111.
53. Фризен, М.А. Представления о собственном развитии старших подростков во взаимосвязи с их самоотношением: от научного исследования к практике создания в школе оптимальных условий для развития учащихся / М.А. Фризен, Т.О. Токарева // Вестник КРАУНЦ. – 2014. – № 2. – С. 154-159.
54. Хватова, М.В. Самоотношение в структуре психологически здоровой личности / М.В. Хватова // Гаудеамус. – 2015. – № 1 (25). – С. 9-17.
55. Хоментаускас, Г. Семья глазами ребенка / Г. Хоментаускас. – М. : Педагогика, 1989. – 329 с.
56. Хухлаева, О.В. О классификации нарушений / О.В. Хухлаева // Психология обучения. – 2002. – № 2. – С. 25-28.
57. Чевачина, А.Б. Влияние материнского стиля воспитания на развитие самоотношения у младших подростков / А.Б. Чевачина, Т.С. Бабина // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. – С. 662-664.
58. Черников, А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики / А.В. Черников. – М.: Независимая фирма «Класс», 2001. – 208 с.
59. Чеснова, И.Г. Межличностные отношения в семье как фактор формирования эмоционально-ценностного самоотношения подростка: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / И.Г. Чеснова. – Москва, 1987. – 20 с.
60. Шэффер, Д. Дети и подростки: психология развития / Д. Шэффер. – СПб.: Питер, 2003. – 976 с.
61. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб. : Питер, 2001. – 656 с.
62. Япарова, О.Г. Влияние наказания и поощрения родителей на особенности самоотношения подростков / О.Г. Япаров, О.А. Халова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2012. – № 25-1. – С. 100-104.
63. Belsky, J. Personality and parenting. Handbook of parenting. Children and parenting / M.H., Bornstein, N.Barends (ed.). Vol. 1. – Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, – 2002 P. – 415-438.
Работа защищена на оценку "7" с доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 71.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Выборка исследования
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методики исследования
ПРИЛОЖЕНИЕ В Таблица исходных данных по методикам
В работе имеется презентация.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты