Организационно-управленческая деятельность музеев
БГУКИ (Белорусский государственный университет культуры и искусств)
Диплом
на тему: «Организационно-управленческая деятельность музеев»
по дисциплине: «Маркетинг в сфере культуры »
2017
301.00 BYN
Организационно-управленческая деятельность музеев
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Маркетинг в сфере культуры
Организация: Литературно-мемориальный музей Якуба Коласа
Работа защищена на оценку "7" с доработкой.
Уникальность 50 %.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 52.
В работе имеется следующие приложение:
Изображения литературно-мемориального музея Якуба Колоса
В работе также имеется доклад и презентация.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ИНСТИТУТА
1.1 Обзор литературы по теме исследования и нормативно правовых актов, регулирующих музейную деятельность в Республике Беларусь
1.2 Сущность, содержание и принципы управления музеем как социокультурным институтом
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЛИТЕРАТУРНО-МЕМОРИАЛЬНОГО МУЗЕЯ ЯКУБА КОЛОСА»
2.1 Особенности функционирования «Литературно-мемориального музея Якуба Колоса»
2.2 Основные проблемы организационно-управленческой деятельности «Литературно-мемориального музея Якуба Колоса»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Те изменения, которые сейчас происходят в мире, способствуют увеличению культурно-пространственного многообразия современного социального устройства. Глобализация стимулирует не только интеграцию, но и регионализацию мирового устройства. Проблемы отношений социума, в частности, к региональной культуре, свидетельствует о степени изменений мировоззрения и мировосприятия человечеством культуры как ценностного образования в целом. Переосмысление нравственных ценностей, поиск новых эталонов дали возможность обществу по-новому взглянуть на культурное наследие и общественное сознание. Изучение социокультурных пространств регионов способствует тому, чтобы увидеть, как в частном проявляется общее, а, в общем выявляется частное.
Музеи представляют собой хранителей культурного наследия и социальной памяти, а потому отличаются непосредственным взаимодействием с обществом. Являясь социальными институтами, музеи связывают воедино, с помощью социокультурных процессов поколения людей, объединяя их духовность, достоинства, патриотизм.
Изменение условий деятельности музеев в современном обществе способствует исследованию смыслового содержания музея как социального института и его методологических возможностей для углубления понимания социокультурной реальности. Существующие определения многозначны и несут в себе терминологически разнородный смысл. Кроме того, музей в качестве социального института, в настоящее время изучается большинством исследователей в качестве категории культурологии и музееведения. Однако музеи, будучи тесно связанными с социальным и культурным аспектами, несут в себе социологическую детерминированность.
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью осмысления музеев как социального института, сформировавшегося в соответствии с потребностью общества в хранении культурного наследия и социальной памяти человечества и представляет собой важный фактор становления гражданского самосознания через приобщение человека к знаниям, убеждениям, социально-значимым чувствам, любви к Отечеству, ценностному отношению к историческому и культурному наследию.
Необходимость изучения данной темы обусловлена следующими факторами:
- осмысление роли музеев как социального института;
- необходимость использования социокультурных подходов к теоретико-методологическому исследованию музеев.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ИНСТИТУТА
1.1 Обзор литературы по теме исследования и нормативно правовых актов, регулирующих музейную деятельность в Республике Беларусь
Музей представляет собой сложное социокультурное образование, которое изучают такие науки, как философия, история, социология, психология, археология, культурология, биология, педагогика, музееведение.
Обоснование темы исследования обуславливает анализ и переосмысление научных, исследовательских работ по широкому кругу вопросов. При этом необходимо учитывать общефилософский, социологический и культурологический подход к изучению музеев, которые представлены в научной литературе по данной теме. В частности, целостное философское осмысление музея впервые осуществил Н.Ф. Федоров, который уделял внимание нравственному аспекту сущности музеев и их значимости для общества и культуры.
В 20-х гг. прошлого столетия проблема обоснованности существования музеев рассматривается в трудах А.В. Луначарского, А.В. Бакушинского, П.А. Флоренского. Цели деятельности музеев и их роли в жизни народа изучаются Дж.К. Дана, Б. Джулманом, Ф.Дж. Кеньоном, X.Э. Майерсом. В это же время предпринимаются попытки теоретического переосмысления социальной значимости музеев. В большинстве своем эти работы связываются с опытом деятельности непосредственно художественных музеев (исследования Н. Аксеновой, С. Дашковой, Л. Розенталь, Р. Рощина, П. Бурдье, Д. Кэрод, Н. Мерримена, А. Парбел и др.).
Кроме того, представляют интерес работы, в рамках которых с социологической и социально-философской позиций даются различные аспекты социокультурного подхода к рассмотрению сущности музеев. К данным исследованиям относятся труды таких авторов, как К. Маркс, П. Сорокин, Л. Коган, Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, Т. Парсонс, М. Каган, Ю. Лотман, Б. Успенский, А. Ахиезер, Р. Линтон, С. Арутюнов, Ю. Бромлей, А. Головнев, Н. Томилов, А. Коэн, В. Миллер, А. Ракитов, А. Гуревич, В. Дукельский, П. Бергер, Т. Лукман, А. Закс, Н. Костин, Ю. Зиновьев, Е. Артемов, И. Лангер, А. Хаттон, Б. Нильсон, Б. Росен и др. при этом, на настоящий момент социокультурный подход не был более детально и предметно применен непосредственно к изучению музея.
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЛИТЕРАТУРНО-МЕМОРИАЛЬНОГО МУЗЕЯ ЯКУБА КОЛОСА»
2.1 Особенности функционирования «Литературно-мемориального музея Якуба Колоса»
Музей Якуба Коласа был создан Постановлением ЦК КПБ и Совета Министров БССР от 16 августа 1956 года и открыт для посетителей 4 декабря 1959 года. Расположен в доме, где провел последние годы своей жизни народный поэт Беларуси Якуб Колас. Двухэтажный дом и примыкающий к нему сад площадью 0,4 га расположены на территории Академии Наук Беларуси.
Музей хранит документы о жизни, творчестве и общественной деятельности Якуба Коласа (Константин Михайлович Мицкевич, 1982 – 1956 гг.).
Общая площадь экспозиции 319 кв. м. Музей имеет 10 экспозиционных залов, в двух из которых сохранен прижизненный интерьер комнат дома Якуба Коласа: это рабочий кабинет и спальня.
Литературно-документальная экспозиция создана на основе сценарной концепции, разработанной коллективом научных сотрудников музея, и по замыслу авторов должна быть «поэтическим вступлением» в мемориальную часть музея. Этот дом, в том виде, который он имеет сейчас, был построен 1952 году к 70-летию Якуба Коласа и оформлен в соответствии с социальным статусом хозяина. Посетители музея, особенно те, кто мало знаком с жизнью и творчеством поэта, должны сквозь монументальность его стен и убранство комнат разглядеть тенистый жизненный путь, которым прошел деревенский мальчик Константин Мицкевич, прежде чем стал народным поэтом Беларуси Якубом Коласом.
Сегодняшняя экспозиция готовилась к 120-летию со дня рождения Якуба Коласа и хронологически является четвертой по счету (начиная с 1959 года). Она во многом новаторская по стилистике, креативная по дизайну экспозиция. Со времени сдачи предыдущей экспозиции (1982 г.) прошло два десятка лет – изменились многие жизненные реалии, обновились оценки некоторых общественно-политических и литературно-художественных явлений, знаковых с точки зрения национальной идеи произведений, в том числе и Якуба Коласа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обоснование темы исследования обуславливает анализ и переосмысление научных, исследовательских работ по широкому кругу вопросов. При этом необходимо учитывать общефилософский, социологический и культурологический подход к изучению музеев, которые представлены в научной литературе по данной теме. В частности, целостное философское осмысление музея впервые осуществил Н.Ф. Федоров, который уделял внимание нравственному аспекту сущности музеев и их значимости для общества и культуры.
В социологической литературе практически отсутствуют исследования, направленные на анализ социокультурной значимости региональных музеев во временных и пространственных аспектах. Также необходимо уделить внимание исследованиям авторов, которые рассматривают проблемы взаимодействия музеев с другими социальными институтами, различными социокультурными явлениями, вопросами оказания государственной и частной поддержки музеев, их финансирования, особенности музейного маркетинга. Среди таких авторов можно назвать Т. Беннета, И. Карпа, С. Лавина, С. Раньярда, Р. Хьюиссона и др. Однако необходимо отметить, что в специальной литературе слабо рассмотрены технологии музейного маркетинга на региональном уровне.
Музей в качестве социального института, культурно-исторического и нравственно-эстетического центра воспитания занимает особое место в историческом пространстве становления и развития культуры, в сфере исследования предметного и природного окружения человека, а также в обогащении содержания и форм просветительской, образовательной и воспитательной видов деятельности. Посредством хранящихся в музеях исторических и культурных памятников, являющихся первоисточниками знаний, обеспечиваются преемственность и непрерывность культурно-исторических традиций общества в нравственно-эстетическом воспитании, утверждается становление национального самосознания общества.
Что касается финансовой деятельности, то в современных условиях перед руководством встает вопрос о выборе системы финансирования: быть музею бюджетным учреждением, кредитным или автономным. В соответствии с этим определяются виды хозяйственной деятельности и формы самостоятельного финансирования.
Музей Якуба Коласа был создан Постановлением ЦК КПБ и Совета Министров БССР от 16 августа 1956 года и открыт для посетителей 4 декабря 1959 года. Расположен в доме, где провел последние годы своей жизни народный поэт Беларуси Якуб Колас.
1. Аксёничев О. А. Философия музея Н. Ф. Фёдорова // Музейное дело. Музей-Культура-Общество: Сб. науч. трудов / ЦМР. М., 1992. С. 91-101; Доминов М. Ш. Музей в философии Н. Ф. Фёдорова // Музеи России: поиски, исследования, опыт работы: Сб. науч. трудов / Ассоциация музеев России. СПб., 1995. C. 8-16.
2. Артёмов Е.Г. Социальные функции современного музея исторического профиля // Теория и практика музейного дела России на рубеже XX-XXI веков / Труды ГИМ. Вып. 127. М., 2001. С. 104.
3. Артемьева, Т. В. Фандрейзинг: привлечение средств на проекты и программы в сфере культуры и образования: учеб. пособие / Т. В. Артемьева, Г. Л. Тульчинский. – Л.: Планета музыки, 2010. – 288 с.
4. Александр В. Д. Хрупкое равновесие между музеями и рынком [текст] / В. Д. Александр // Museum: Междунар. науч. журнал ЮНЕСКО. – М., 1999. – № 202. – С. 29–34.
5. Аббаньяно Н. Мудрость философии и проблема нашей жизни / Н. Аббаньяно. – СПб.: Алетейя, 1998. – 311 с.
6. Балакирев А. С. Музеи исторического профиля. Культурная миссия. Методическое пособие / ГЦМСИР. М., 2008.
7. Векслер, А. Ф. Зачем бизнесу спонсорство и благотворительность / А. Ф. Векслер, Г. Л. Тульчинский. – М.; СПб.: Вершина, 2006. – 335 с.
8. Востряков Л.Е. Десятилетие реформы в представлениях администраторов культуры: от патерналистской модели управления к логике партнерства // Экология культуры. 2002. № 2 (27). С. 114–139.
9. Востряков Л.Е. Практика менеджмента. Директора музеев в новом тысячелетии // Музеи; маркетинг; менеджмент: практическое пособие. М., 2001. С. 103–111.
10. Востряков Л.Е. Современный музейный менеджмент // Экология культуры. 2004. № 3. С. 4–14.
11. Гнедовский М. Б., Дукельский В. Ю. Музейная коммуникация как предмет музееведческого исследования // Музейное дело. Музей-Культура-Общество... С. 8.
12. Грицкевич В.П. История музейного дела до конца XVIII века / В.П. Грицкевич. – СПб.: СПбГУКИ, 2004. – 408 с.
13. Дмитриенко Н.М., Лозовая Л.А., Бутенко М.А., Глухов В.С. Музееведение как комплекс знаний о музейном деле: к историографии проблемы // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 399. С. 34–41.
14. Дьячков А. К. Нравственный фактор в сохранении недвижимого культурного наследия // Памятники в изменяющемся мире: Материалы международной научно-практической конференции. М., 1993.
15. Дукельский В.Ю. Образцы и образы современной музейной деятельности. [Электронный ресурс]: URL: Bestmuseums.ru (дата обращения: 12.03.2018).
16. Дьяченко А.В. Искусство в повышении потребительных ценностей услуг // Актуальные проблемы стратегического управления: материалы всероссийской заочной научно-практической конференции ФГБОУ ВПО «РГУТиС» 31 мая 2013 // Сервис в России и за рубежом. - 2013. - №7 (45). [Электронный ресурс]: URL: http://old.rguts.ru/electronic_journal/number45/contents (дата обращения: 12.03.2018).
17. Еремина О.С. Исторический опыт реформирования государства и общества в СССР И России в конце XX - начале XXI века / О.С. Еремина: диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Пятигорский государственный технологический университет. Пятигорск, 2009.
18. Еремина О.С. Социальное предпринимательство: история и современность / О.С. Еремина // В сборнике: Университетские чтения - 2012. Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. Ответственный редактор: З.А. Заврумов. 2012. С. 35-39.
19. Иванов, Г. П. Проблемы развития сферы культуры в рыночной экономике / Г. П. Иванов // Вест. Моск. ун-та. – 1996. – № 6. – Сер. 6. Экономика.
20. Иванов А. Ф. Вещь в контексте культуры // Вещь в контексте культуры. Материалы научной конференции. СПб., 1994. С. 11.
21. Иванова Ю.А. Музейный маркетинг как способ эффективной музейной политики в современных рыночных условиях (на примере Архитектурно-этнографического музея-заповедника «Лудорвай») // Грибушинские чтения-2011. На стыке традиций, эпох, континентов: Тез. докл. и сообщений VIII Всерос. науч.-практ. конф. (Кунгур, 19–23 апр. 2011 г.). Кунгур, 2011. С. 445–448.
22. Ильинская Н.И. Становление педагогических идей в области отечественного музееведения // Проблемы педагогики и психологии. 2012. № 2. С. 245–249.
23. Иноземцева З. П. Личные фонды и коллекции – источник сохранения национальной памяти отечества // Мир источниковедения: Сб. в честь С. О. Шмидта. Пенза, 1994. – 296 с.
24. Ключевые понятия музеологии / сост. Andre Desvalees и Franqois Moiresse. – Москва: ICOM, 2012. – С. 40.
25. Кондратьев В. В. Вопросы отбора материалов современности в музейное собрание // Формирование и изучение музейных коллекций. М., 1982.
26. Копацкая С. А. Управление музеем в рамках стратегии создания музейных комплексов: дис. ... канд. эконом. наук: 08.00.05. - СПб., 2000. - 206 c.
27. Кулиева М. М. Музей как особый социально–культурный институт // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 2. – С. 476–480. – URL: http://e-koncept.ru/2016/46114.htm.
28. Кузьмин А. С., Кузьмина Е. Е. Социальные функции историко-культурного музея (Музей как средство межкультурной трансляции и внутрикультурной рефлексии) // Музееведение. Музеи мира: Сб. трудов НИИК. М., 1991. С. 66-69.
29. Майстровская М.Т. Музейный дизайн: понятие и актуальность // Исторические экспозиции региональных музеев в постсоветский период / Отв. ред. И.В. Чувилова. СПб.: Алетейя, 2009.
30. Мастеница Е.Н. Шляхтина Л.М. Истоки, традиции и перспективы музееведческого образования: к 25-летию кафедры музеологии и культурного наследия // Философский век. Альманах. Вып. 30. История университетского образования и международные традиции просвещения. Т. 3. /Отв. ред. Т.В. Артемьева, М.И. Микешин. СПб.: Санкт-Петербургский центр истории идей, 2005. С. 307–314.
31. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учеб. пособие для вузов / под ред. Н. А. Нагапетьянца. – М.: Вуз. учебник, 2008. – 272 с.
32. Музеи. Маркетинг. Менеджмент: Практическое пособие / Сост. В.Ю. Дукельский. Ред. коллегия: В. Дукельский, С. Кози, Н. Никишин, С. Фокс. М. 2001. 224 с.
33. Музей и его партнеры: Сб. трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика». М.: АПРИКТ, 2004.
34. Музейные термины // Терминологические проблемы музееведения: Сб. трудов / ЦМР СССР. М., 1986.
35. Музейное дело России. 3-е изд., испр. и доп. / Под ред. М. Е. Каулен и др. М.: ВК, 2010. – 658 с.
36. Музычук, ВЮ. Должно ли государство финансировать культуру? М.: Институт экономики РАН, 2012. 60 с.
37. Никишин Н. А. Музей-Природа-Общество. К вопросу о современном развитии социальных функций естественно-научных музеев // Музейное дело. Музей-Культура-Общество... C. 196.
38. Решетников Н. И. Музей и комплектование его собрания: Учебное пособие. М.: МГУКИ, 2013.
39. Романчук А.В. Музейный туризм: Учеб.-метод. пособие. СПб., 2010. 46 с.
40. Сапанжа О.С. Современный художественный музей: на службе человечеству или человеку? // В поисках музейного образа: Материалы науч. конф. СПб., 12–13.04.07. СПб, 2007. С. 6–17.
41. Селиванов, Н. Л. Субъективный взгляд на музей из виртуальной реальности / Н. Л. Селиванов // Музей и новые технологии. На пути к музею ХХІ века. – М.: Прогресс- Традиция, 1999. – С. 139–143.
42. Словарь музейных терминов / сост. М. Е. Каулен, А. А. Сундиева, И. В. Чувилова и др. – Москва, 2009; Музей. – 2009. – № 5. – С. 67.
43. Соболева Е.С., Эпштейн М.З. Маркетинговая политика музеев Швейцарии накануне нового тысячелетия // Триумф музея? СПб: Гос. Эрмитаж, 2005. С. 314–331.
44. Сотникова С.И. Естественноисторическая музеология. Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2011. 304 с
45. Суховская Д.Н. Креативные пространства России как источники формирования общенациональных ценностей / Д.Н. Суховская // В сборнике: Новые идеи в философии. Материалы Международной научной конференции. Пермь, 2015. С. 41-46.
46. Тарасова М.В. Современные механизмы управления российскими музейными организациями: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.08. - М., 2006. - 173 с.
47. Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры. М.: Лань, 2009. 528 c.
48. Фёдоров Н. Ф. Музей, его смысл и назначение // Музейное дело и охрана памятников: Экспресс-информ. Вып. 3-4. М., 1992.
49. Фёдоров Н. Ф. Сочинения. М.: Раритет, 1994.
50. Федоров Н. Ф. Поучительный памятник (музей) // Он же. Собрание сочинений в 4 томах. М., 1995. Т. 3.
51. Философия музея: Учеб. пособие / Под ред. М. Б. Пиотровского. М.: ИНФРА-М, 2013
52. Филюшкина Д.В. Проблема духовного отчуждения человека в дискурсе социокультурного кризиса российского общества / Д.В. Филюшкина // Социально-гуманитарные знания. 2011. № 7. С. 76-81.
53. Финансы бюджетных организаций: учебник / Г. Б. Поляк, Л. Д. Андросова, В. В. Карчевский ; Всерос. заоч. финансово- эконом. ин-т. – М. : Вуз. учебник, 2008. – 361
54. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М.: Академический проект, 2000. 496 с.
55. Флоренский П. А. Избранные труды по искусству. М., 1996.
56. Чистова М.В. Система финансирования деятельности учреждений культуры в Российской Федерации / М.В. Чистова, Н.В. Демина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://e-koncept.ru/2016/46025.htm.
57. Шафф, Т. Путеводитель по фандрайзингу: рабочая модель по привлечению спонсоров / Терри и Дуг Шафф ; пер. с англ. Е. Б. Полагаевой. – М.: Вершина, 2006. – 247 с.
58. Шляхтина Л.М. Основы музейного дела: теория и практика. Учеб. пособие / 2-е изд. стер. М.: Высш. шк., 2009. 183 с.
59. Шмит Ф. И. Музейное дело. Вопросы экспозиции. Л., 1929.
60. Юренева Т.Ю. Коллекции и коллекционеры античного мира // Вопросы истории. 2002 б. № 9. С. 136–148.
61. Юренева Т.Ю. Музеи мира: история и коллекции, шедевры и раритеты. М.: Эксмо, 2011. 496 с.
Работа защищена на оценку "7" с доработкой.
Уникальность 50 %.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 52.
В работе имеется следующие приложение:
Изображения литературно-мемориального музея Якуба Колоса
В работе также имеется доклад и презентация.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты