Правовое обеспечение экологической политики в Республике Беларусь
БГУ (Белорусский государственный университет)
Диплом
на тему: «Правовое обеспечение экологической политики в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Экологическое право»
2018
251.00 BYN
Правовое обеспечение экологической политики в Республике Беларусь
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Экологическое право
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 50.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Юридическое понятие экологической политики
1.2 Становление и развитие экологической функции
ГЛАВА 2 СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
2.1 Механизм реализации экологической политики
2.2 Правовые формы реализации экологической политики государства
2.3 Система государственных органов по реализации экологической политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Введение
На современном этапе масштаб воздействия человека на окружающую среду достиг кульминации, которая проявилась в виде экологического кризиса. В отличие от катастрофы, экологический кризис является обратимым государством при условии, что человек проводит активные действия по его преодолению. Стратегия выхода человечества из экологического кризиса - это формирование единой экологической политики как в глобальном масштабе, так и в рамках одной страны.
Экологическая политика - это стратегия и тактика, разработанные государством, определяющие цели, принципы, задачи и средства, направленные на регулирование состояния окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов на территории государства, континента или мира в целом.
Экологическая политика - это система действий, связанных с влиянием общества на природу. Экологическая политика представляет собой набор намерений и принципов, определенных организацией в отношении экологических показателей ее деятельности, что создает основу для разработки конкретных целей и задач. В толковом словаре по охране природы дается следующее определение:
«Экологическая политика - это сочетание способов достижения целей и задач, установленных экологической стратегией». В то же время экологическая стратегия определяется как набор конкретных целей и задач, рассчитанных на реальные возможности и условия их достижения, в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.
Основные принципы, направления экологической политики и меры по ее улучшению определены в Национальной стратегии устойчивого развития-2020 на основе концепции единства взаимодействия блоков, обеспечивающих охрану окружающей среды и рационального использования природно-ресурсного потенциала. Кроме того, эти компоненты следует рассматривать одновременно как неотъемлемую часть процесса общего социально-экономического развития, в котором использование природных ресурсов должно осуществляться такими методами и в масштабе, обеспечивающем необходимый уровень экономического развития, с необходимыми условиями для создания благоприятной среды и использования потенциала природных ресурсов для будущих поколений.
Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов являются одним из стратегических направлений государственной политики Республики Беларусь. Современные условия предъявляют новые требования к правовому регулированию отношений в сфере окружающей среды, которые реализуются в рамках экологической политики Республики Беларусь.
Стандарты качества окружающей среды - это совокупность единых требований к состоянию природных и промышленных объектов. Они предусматривают меры по обеспечению оптимального состояния окружающей среды.
Актуальность этой темы заключается в том, что одной из приоритетных областей государственной политики Республики Беларусь являются вопросы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Основой государственной экологической политики является забота о повышении ее качества и улучшении экологической ситуации, рациональном использовании и защите природных ресурсов в стране.
Научная новизна дипломной работы заключается в определении системы нормирования и управления качеством окружающей среды в Республике Беларусь на основе сочетания экологических и экономических интересов современного общества.
Объект работы представляет собой общественные отношения, связанные с правовым обеспечением экологической политики в Республике Беларусь.
Предмет работы – нормы права и научная литература, связанная с правовым обеспечением экологической политики в Республике Беларусь.
Цель работы – рассмотреть нормы права и научную литературу, связанную с правовым обеспечением экологической политики в Республике Беларусь.
Цель работы предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть юридическое понятие экологической политики;
- определить становление и развитие экологической функции;
- проанализировать механизм реализации экологической политики;
- определить правовые формы реализации экологической политики государства;
- дать характеристику системе государственных органов по реализации экологической политики.
Глава 1 Теоретико-правовая основа экологической политики
1.1 Юридическое понятие экологической политики
Экологическая политика - это система действий, связанных с влиянием общества на природу. Экологическая политика представляет собой набор намерений и принципов, определенных организацией в отношении экологических показателей ее деятельности, что создает основу для разработки конкретных целей и задач. В толковом словаре по охране природы дается следующее определение:
«Экологическая политика - это сочетание способов достижения целей и задач, установленных экологической стратегией». В то же время экологическая стратегия определяется как набор конкретных целей и задач, рассчитанных на реальные возможности и условия их достижения, в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов [51, с.19].
Другими словами, можно сказать, что политика экологии - это изучение взаимосвязи политической системы с окружающей средой. Нет общего мнения относительно того, какие аспекты окружающей среды следует рассматривать как имеющие экологическое значение для политической системы. Некоторые авторы явно ссылаются исключительно на физическую, культурную и социальную среду. Другие уменьшают экологию до физической и нечеловеческой среды; третьи считают, что экология политической системы охватывает как физические, так и социальные аспекты ее окружения, не считая, однако, других политических систем. Из этой третьей позиции другие политические системы считаются частью «контекста», а не частью экологии исследуемой системы. Изучение взаимодействия между политической системой и ее контекстом иногда называют контекстуальным анализом, в отличие от анализа окружающей среды. Концепция экологии, которая изначально была разработана как теория биологических систем, впоследствии была применена ко многим типам социальных систем. В политической науке она фокусируется на важности экологических факторов для функционирования политической системы, а также на обратном воздействии последней на окружающую среду. Например, правительство в развивающейся стране, которое приступает к широкой программе земельной реформы, может оказать серьезное влияние на окружающую физическую, культурную и социальную среду. Результатом может быть, в частности, революция в сельском хозяйстве и землепользовании, развитие национальной идентичности и чувства национальной общины, а также массовое перемещение людей из деревни в крупные города. Эти изменения, в свою очередь, могут иметь важные последствия для дальнейшего существования этой политической системы [43, c.11].
Виды экологической политики:
Глобальная - проведение международных, политических и внешнеэкономических действий с учетом экологических ограничений в социально-экономическом развитии, резервов мировых природных ресурсов и их распределения между странами.
Государственно-социальная и экономическая политика, в том числе международная, основана на понимании последствий и недостатков, связанных с экологическим состоянием территорий и акваторий.
Региональная экополитика - это политика государства в отношении регионов, а также экополитика, осуществляемая самими регионами.
Местная экополитика включает проведение локального и объективного мониторинга; осуществление государственного контроля за соблюдением природоохранного законодательства; организацию разработки местных экологических программ и проектов.
Корпоративная экологическая политика.
Ключевую роль в формировании «экологической политики» как теоретически, так и на практике сыграл американский политолог Линтон К. Колдуэлл [2, с. 35-40]. В своей статье «Окружающая среда: новое направление государственной политики?» он обосновал необходимость разработки государственной политики в отношении окружающей среды в целом. Хотя, по словам Колдуэлла, экологическая политика, основанная на многодисциплинарной научной основе, наилучшим образом решает конкретные проблемы, она ни в коем случае не станет панацеей: «Всестороннее рассмотрение экологических проблем приведет к сокращению числа ошибок и, следовательно, к лучшим политическим решениям. Здесь, однако, необходимо сделать оговорку: этот подход не является панацеей. Концентрация на окружающей среде облегчит, но не уменьшит политическую задачу согласования широкого круга различных интересов. Научная основа и содержание решений, концентрирующихся на окружающей среде, несомненно, превзойдут этот компонент наших типично сегментных решений» [3, с. 138].
Глава 2 Содержание экологической политики
2.1 Механизм реализации экологической политики
Одним из приоритетов государственной политики Республики Беларусь является вопрос охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Конституция Республики Беларусь является основным законом государства, гарантирует право каждого гражданина страны на благоприятную окружающую среду, на экологически благоприятные условия жизни для людей и т.д.
Политика в области охраны окружающей среды, проводимая государством, предусматривает последовательную структурную перестройку производственного сектора, повышение технологического уровня производства (ресурсосбережение, применение малоотходных и безотходных технологий, сокращение выбросов, утилизация отходов).
Основной задачей экологической политики Республики Беларусь является обеспечение экологически благоприятных условий жизни для людей, рациональное использование и охрана природных ресурсов, разработка правовых и экономических основ охраны окружающей среды в интересах нынешнего и будущих поколений. Основными направлениями работы по внедрению ГЭП являются:
1. Совершенствование природоохранного законодательства.
2.Внедрение эффективных экономических методов управления и контроля над природопользованием и охраной окружающей среды.
3. Создание интегрированной системы финансирования природоохранных мероприятий.
4. Совершенствование системы управления и контроля окружающей среды.
В Республике Беларусь разработана интегрированная система планирования природоохранных мероприятий. Широко практикуется разработка и реализация программ и комплексных проектов для решения конкретных проблем в области охраны природы (разработка сети особо охраняемых природных территорий, защита населения от последствий Чернобыльской аварии и т.д.). Практика долгосрочного и постоянного планирования природоохранной деятельности способствует успешному решению многих экологических проблем. Основные направления и принципы ГНЗ определяются рядом законодательных актов, а также национальной стратегией устойчивого развития страны [20, c.28].
Система государственного управления в области охраны окружающей среды:
1. Президент Республики Беларусь.
2. Национальное Собрание Республики Беларусь.
3. Совет Министров Республики Беларусь.
4. Местные власти (область, город, район и т.д.).
5. Государственные органы специальной компетенции, уполномоченные выполнять экологические функции.
Основной принцип административного управления в области природопользования и охраны окружающей среды является допустимым и запретительным. Сущность: Министерство природных ресурсов и его органы устанавливают лимиты на использование определенных видов природных ресурсов, выбросы загрязняющих веществ, удаление отходов в окружающую среду и выдачу соответствующих лицензий [21, c.454].
Должностные лица Министерства природных ресурсов и его органов в соответствии с законодательством Республики Беларусь имеют право приостановить деятельность предприятий и отраслей, если они не соответствуют нормам экологической безопасности.
На том же принципе основана государственная экологическая экспертиза. Основными экономическими рычагами в области природопользования и охраны окружающей среды являются:
1. Планирование и финансирование природоохранных мероприятий.
2. Концессионное кредитование природоохранной деятельности.
3. Определение пределов использования природных ресурсов, выбросов, загрязнения окружающей среды и т.д.
4. Компенсация в установленном порядке вреда, причиненного окружающей среде.
Все меры по охране окружающей среды обычно финансируются природопользователем или из местных бюджетов и целевых бюджетных средств для защиты окружающей среды. Бюджетные средства для охраны природы формируются за счет платежей за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, удаления отходов, штрафов за нарушение природоохранного законодательства, а также средств, полученных в виде компенсации за ущерб, причиненный окружающей среде, добровольные взносы юридических лиц и другие поступления.
Заключение
Таким образом, цель работы – рассмотреть нормы права и научную литературу, связанную с правовым обеспечением экологической политики в Республике Беларусь, - была достигнута.
На реализацию цели работы были направлены следующие задачи:
- рассмотреть юридическое понятие экологической политики;
- определить становление и развитие экологической функции;
- проанализировать механизм реализации экологической политики;
- определить правовые формы реализации экологической политики государства;
- дать характеристику системе государственных органов по реализации экологической политики.
Таким образом, основной целью экологической политики в Республике Беларусь является обеспечение экологически благоприятных условий жизни для людей, а также рациональное использование и охрана природных ресурсов, развитие правовых и экономических основ охраны окружающей среды в интересах нынешнего и будущего поколения. Основные направления государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды определены в статье 7 Закона «Об охране окружающей среды» от 26 ноября 1992 года № 1922-XII. Экологическая безопасность - это состояние защиты человека, общества и биосферы в целом от угроз, связанных с антропогенным и экологическим воздействием на окружающую среду. Существуют два направления экологической политики в области обеспечения экологической безопасности в Республике Беларусь: формирование единой национальной системы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; совершенствование механизмов реализации экологической политики. Управление экологической безопасностью осуществляется на трех уровнях: глобальном, региональном, местном. Контроль и управление глобальным уровнем осуществляется на основе Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде - ЮНЕП и ее подразделений: ЮНЕСКО, МСОП, ВОЗ и других организаций. Контроль и управление на региональном уровне осуществляются на уровне правительств государств и межгосударственных отношений. Система управления экологической безопасностью включает: экологическое управление экономикой; новые экологически чистые технологии; поддержание темпов развития окружающей среды, содействие рациональному использованию природных ресурсов. Местный уровень включает города, районы, крупные населенные пункты, предприятия сельскохозяйственной, горнодобывающей и других отраслей промышленности.
Следует также отметить, что система экологических стандартов и стандартов включает стандарты для предельно допустимых концентраций химических и других веществ (ПДК); стандарты предельно допустимых физических воздействий; стандарты для максимально допустимых концентраций микроорганизмов; стандарты допустимых выбросов и сбросов химических и других веществ; стандарты для производства отходов и другие стандарты.
Законодательной и правовой базой для нормирования в Республике Беларусь являются Законы Республики Беларусь «О техническом регулировании и стандартизации», «Об оценке соблюдения требований нормативных правовых актов в области технического регулирования и стандартизации». Экологическая сертификация - это деятельность по сертификации соответствия, проводимая органом по сертификации, аккредитованным в Системе аккредитации Республики Беларусь. Объектами экологической сертификации являются: производство, предприятия и организации; продукты, в том числе те, которые могут оказывать вредное воздействие на окружающую среду, общественное здравоохранение, биологические ресурсы и другие объекты сертификации. В результате сертификации выдается экологический сертификат и размещается знак экологически чистой продукции. Иногда требуется экологический аудит. Важнейшим компонентом этого является оценка потенциальных рисков, связанных с охраной окружающей среды. Экологический аудит проводится в целях обеспечения охраны окружающей среды и управления окружающей средой; оценка экономической и иной деятельности эко-аудируемого лица. Система органов управления качеством окружающей среды выделяется органами государственного управления. В структуре государственных органов выделяются органы общей и специальной компетенции. Органами государственного управления общей компетенции являются Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы. Органами государственного управления качеством окружающей среды особой компетенции являются: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды (Министерство природных ресурсов) Республики Беларусь, Министерство здравоохранения Республики Беларусь (МЗ) и другие организации.
1. Экологическое право: учебник / С. А. Балашенко [и другие]; Минск: БГУ, 2013. – 501 с.
2. Экологическое право: пособие / С.А. Балашенко [и другие]. Минск: БГУ, 2013. – 240 с.
3. Экологическое право: пособие / С. А. Балашенко [и другие]; Т. Макарова, В. Е. Лизгаро. – Минск: Высшая школа, 2009. – 318 с.
4. Лизгаро, В.Э. Экологическое право: ответы на экзамен. вопр. / В.Е. Лизгаро, Т.И. Макарова. 5-е изд., Перераб. и дополн. Минск: ТетраСистемс, 2012. – 160 с.
5. Балашенко, С.А. Международная правовая охрана окружающей среды и права человека: Учебник. пособие / С.А. Балашенко, Т.И. Макарова. – Минск: «Всемирная печать», 1999. – 256 с.
6. Балашенко, С.А. Государственный регистр возобновляемых источников энергии / С. А. Балашенко, Е. Е. Ванкович // Право. – 2013. – № 1. – С. 55-59.
7. Балашенко, С.А. Правовое моделирование в системе обеспечения экологической безопасности государства / С.А. Балашенко // Современные тенденции правового регулирования экологических отношений / С. А. Балашенко [и другие]. – Минск: Изд. центр БГУ, 2013. – С. 3-6.
8. Балашенко С.А. Правовая поддержка использования альтернативных источников энергии и энергосбережения в Беларуси / С.А. Балашенко // Schriftenreihe der Deutsch-Belarussischen Juristenvereinigung. B. 2: Emeuerbare Energien und rechtsstaatliche Politik Belarussische und deutsche Positionen = Серия работ Немецко-Белорусской ассоциации юристов. T.2: Возобновляемые источники энергии и правовое государство: Позиция Германии и Беларуси / Hrsgb.: Гилберт Гониг, Эдгар Вайлер, 2013. – С. 13-28.
9. Бринчук, М.М. Экологическое право: учебник / М.М. Бринчук. – М .: МНИИ; Воронеж: MODEK, 2011. – 624 с.
10. Бринчук, М.М. Экологическое право: объекты экологических отношений / М.М. Бринчук. – М .: Институт государства и права Российской академии наук, 2011. – 151 с
11. Бринчук, М.М. Принципы экологического права / М.М. Бринчук. – М .: Юрлитинформ, 2013.- 208 с.
12. Дубовик, О.Л. Экологическое право. Учебник / О.Л. Дубовик, Л. Кремер, Г. Луббе-Вольф; отв. Ред. О. Дубовик. – Москва: Изд-во Эксмо, 2005. – 760 с.
13. Жлоба, А.А. Экологическое право Европейского Союза. Общая часть: пособие / А.А. Козел; Х. Герман, С. А. Балашенко, Т. Борик. – Минск: Зорный Верасок, 2010. – 156 с.
14. Институты экологического права / С.А. Боголюбов и другие. – М .: Эксмо, 2010. – 480 с.
15. Убышева, Н. Ж. Обоснование политики в области охраны окружающей среды на основе социально-экономической оценки социально значимых природных товаров: дис. ... канд. экономич. наук. – М., 2008. – 480 с.
16. Карпович, Н.А. Экологическая функция государства / Н. А. Карпович. – Минск: РИВШ, 2011. – 415 c.
17. Лаевская, Е.В. К вопросу о предметах защиты права на благоприятную среду / Е. В. Лаевская // Закон в современном белорусском обществе. / Национальный. Центр законодательных и правовых исследований. – Минск. – 2012. – Выпуск 7. – С.397-402.
18. Маврищев, В.В. Основы экологии: учебник / В.В. Мавришев. – Минск: Интерпресссервис, Вышейшая школа, 2005.- 416 с.
19. Макарова, Т.И. Экологический и правовой статус граждан Республики Беларусь / Т.И. Макарова. – Минск: БГУ, 2004. – 231 с.
20. Макарова, Т.И. Системные недостатки правового регулирования экологических отношений и пути их преодоления / Т.И. Макарова // Аграрное и земельное право. – 2012. – № 5 (89). – С.26-29.
21. Макарова, Т.И. Формирование правового регулирования экологических отношений в современной истории Беларуси / Т.И. Макарова // Мінск: Бизнеснесофсет, 2012. – С.454-459.
22. Макарова, Т.И. Экологическая и правовая концепция как научная основа регулирования отношений в сфере взаимодействия общества с окружающей средой / Т.И. Макарова // Право и демократия / под ред. В.Н. Бибило [и другие]. – Минск: БГУ, 2006. – С. 45 – 62.
23. Макарова, Т.И. Доктрина международного права окружающей среды: образование, фонды, содержание / Т.И. Макарова // Евразийский юридический журнал. -2013. №10. – С.51-54.
24. Макарова, Т.И. Законодательство Республики Беларусь в свете Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам окружающей среды (Орхус) / Т.И. Макарова // Государство и право. – 2007. – № 1.- C. 83 – 91.
25. Макарова, Т.И. Методология экологического права: вопрос о развитии современных теоретических и правовых подходов / Т.И. Макарова // Минск: Бизнес-бухгалтерский учет, 2013. – С.203-209.
26. Макарова, Т.И. Право человека на благоприятную среду как неотъемлемое право: теоретический и правовой аспект / Т.И. Макарова // Беларусь Китай / Белорусский, государственный ун-т / под общ. Ред. Г.А. Василевича. – Минск: ред. центр БГУ, 2009. – С. 155-166.
27. Международное публичное право. Специальная часть: обучение. пособие / Ю.П. Бровка [и др.]. – Минск : Амальфея, 2011. – С.565-614.
28. Научно-практический комментарий к Закону Республики Беларусь от 26 ноября 1992 года «Об охране окружающей среды» с поправками, внесенными Законом от 17 июля 2002 года / Е.В. Лаевская, В.Е. Лизгаро, Т.И. Макарова. – Минск: Тонпик, 2005. – 272 с.
29. Основы сохранения энергии: учебник. пособие / Б.И. Врублевский [и другие]; Издание B.И. Врублевской. – Гомель : «ЦНТУ« Развитие », 2002. – 190 с.
30. Петров, В.В. Экологическое право России: учебник / В.В. Петров. – M. : BEK, 1995. – 557 с.
31. Петрова, Т.В. Правовые проблемы экономического механизма охраны окружающей среды / Т. В. Петрова. – M., 2002. – 320 с.
32. Правовая основа устойчивого развития на местном уровне / Т. Макарова [и другие]. – Минск: «Ковчег», 2010. – 60 с.
33. Тимошенко, А.С. Формирование и развитие международного экологического права / А.С. Тимошенко. – М .: Наука, 1986. – 170 с.
34. Шахрай, И.С. Учет в области охраны окружающей среды: проблемы правового регулирования / И.С. Шахрай // Закон в современном белорусском обществе/ Национальный Центр законодательных и правовых исследований. – Минск: Бизнессофт, 2013. – Выпуск 7. – С.588-595.
35. Шингель, Н.А. Граждане как субъекты прав на землю в Республике Беларусь / Н. А. Шпигель. – Судовая весна. – 2012. – № 1. – С. 64-67.
36. Юридическая ответственность за экологические преступления / М.М. Бринчук [и другие]. – М.: Институт государства и права Российской академии наук, 2011. – 169 с.
37. Тимофеев, Л.А. О правовых проблемах актуализации вопросов международного водного сотрудничества в законодательстве России / Л.А. Тимофеев // Евразийский юридический журнал. – 2014. – № 1 (68). – С. 77.
38. Бушев, А. Погода подорожает к лучшему: как обеспечить экологическую безопасность Союзного государства / А. Бушев / Союз Беларусь – Россия. – 2012. – № 11. – С.16-18.
39. Балашенко, С.А. Некоторые проблемы государственного экологического менеджмента на этапе реформирования общества (по материалам Республики Беларусь) // Правовые проблемы земельной и аграрной реформы в странах Центральной и Восточной Европы, России, Беларуси, Украины и других стран СНГ, стран Балтии. / С.А. Балашенко. – Минск, 1999. – 216 с.
40. Боголюбов, С.А. Главное – прогнозирование реализации экологической политики / С.А. Боголюбов // Экологическое право. – 2011. – № 6. – С.40-42.
41. Боголюбов, С.А. Научное и юридическое сопровождение единой государственной экологической политики / С.А. Боголюбов // Аграрное и земельное право. – 2011. – № 5. – С.20-21.
42. Боголюбов, С.А. Право и единая государственная экологическая политика / С.А. Боголюбов // Российское право. – 2011. – № 3. – С.5-7.
43. Василевич, Г.А. Законодательство о природных ресурсах и вопросы его совершенствования / Г.А. Василевич // Правовые проблемы земельной и аграрной реформы в странах Центральной и Восточной Европы, России, Беларуси, Украины и других стран СНГ, Балтии. – Минск, 1999. – С.11-13.
44. Залиханов, М.Ч. Технологические и политические аспекты современной экологической политики России / М.Ч. Залиханов // Использование и охрана природных ресурсов в России. – 2010. – № 5. – С.14-16.
45. Карпович, Н.А. Реализация экологической функции государства в деятельности местных органов власти / Н.А. Карпович // Закон в современном белорусском обществе. – Минск, 2011. – С.20-22.
46. Колбасов, О. С. Экология / О.С. Колбасов. – Журнал российского права. – 2000. – № 5/6. – С.10-13.
47. Колеснев, В.И. Государственное регулирование экологической политики в агропромышленном комплексе / В.И. Колеснев // Правовые проблемы земельной и аграрной реформы в странах Центральной и Восточной Европы, России, Беларуси, Украины и других стран СНГ, Балтии. – Минск, 1999. – С.34-36.
48. Лаевская, Е.В. К вопросу о самозащите права на благоприятную окружающую среду в современном белорусском обществе / Е.В. Лаевская. – Минск, 2011. – 76 с.
49. Макарова, Т.И. Теоретические и правовые проблемы закрепления принципа устойчивого развития в законодательстве Республики Беларусь / Т.И. Макарова // Закон в современном белорусском обществе. – Минск, 2011. – 45 с.
50. Манкевич, И.П. Право граждан на благоприятную окружающую среду и его гарантии в соответствии с законодательством Республики Беларусь / И.П. Манкевич // Правовые проблемы земельной и аграрной реформы в странах Центральной и Восточной Европы, России, Беларуси, Украины и других стран СНГ , стран Балтии. – Минск, 1999.
51. Пахарева, Г.В. Теоретические и практические проблемы гармонизации природоохранного законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь: дис. ... канд. юрид. наук. – М., 2009.
52. Пахарева, Г.В. Теоретические аспекты гармонизации природоохранного законодательства России и Беларуси // Черные дыры в российском законодательстве. – 2008. – № 6. – С.19-21.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 50.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты