Введение
На современном этапе масштаб воздействия человека на окружающую среду достиг кульминации, которая проявилась в виде экологического кризиса. В отличие от катастрофы, экологический кризис является обратимым государством при условии, что человек проводит активные действия по его преодолению. Стратегия выхода человечества из экологического кризиса - это формирование единой экологической политики как в глобальном масштабе, так и в рамках одной страны.
Экологическая политика - это стратегия и тактика, разработанные государством, определяющие цели, принципы, задачи и средства, направленные на регулирование состояния окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов на территории государства, континента или мира в целом.
Экологическая политика - это система действий, связанных с влиянием общества на природу. Экологическая политика представляет собой набор намерений и принципов, определенных организацией в отношении экологических показателей ее деятельности, что создает основу для разработки конкретных целей и задач. В толковом словаре по охране природы дается следующее определение:
«Экологическая политика - это сочетание способов достижения целей и задач, установленных экологической стратегией». В то же время экологическая стратегия определяется как набор конкретных целей и задач, рассчитанных на реальные возможности и условия их достижения, в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.
Основные принципы, направления экологической политики и меры по ее улучшению определены в Национальной стратегии устойчивого развития-2020 на основе концепции единства взаимодействия блоков, обеспечивающих охрану окружающей среды и рационального использования природно-ресурсного потенциала. Кроме того, эти компоненты следует рассматривать одновременно как неотъемлемую часть процесса общего социально-экономического развития, в котором использование природных ресурсов должно осуществляться такими методами и в масштабе, обеспечивающем необходимый уровень экономического развития, с необходимыми условиями для создания благоприятной среды и использования потенциала природных ресурсов для будущих поколений.
Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов являются одним из стратегических направлений государственной политики Республики Беларусь. Современные условия предъявляют новые требования к правовому регулированию отношений в сфере окружающей среды, которые реализуются в рамках экологической политики Республики Беларусь.
Стандарты качества окружающей среды - это совокупность единых требований к состоянию природных и промышленных объектов. Они предусматривают меры по обеспечению оптимального состояния окружающей среды.
Актуальность этой темы заключается в том, что одной из приоритетных областей государственной политики Республики Беларусь являются вопросы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Основой государственной экологической политики является забота о повышении ее качества и улучшении экологической ситуации, рациональном использовании и защите природных ресурсов в стране.
Научная новизна дипломной работы заключается в определении системы нормирования и управления качеством окружающей среды в Республике Беларусь на основе сочетания экологических и экономических интересов современного общества.
Объект работы представляет собой общественные отношения, связанные с правовым обеспечением экологической политики в Республике Беларусь.
Предмет работы – нормы права и научная литература, связанная с правовым обеспечением экологической политики в Республике Беларусь.
Цель работы – рассмотреть нормы права и научную литературу, связанную с правовым обеспечением экологической политики в Республике Беларусь.
Цель работы предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть юридическое понятие экологической политики;
- определить становление и развитие экологической функции;
- проанализировать механизм реализации экологической политики;
- определить правовые формы реализации экологической политики государства;
- дать характеристику системе государственных органов по реализации экологической политики.
Глава 1 Теоретико-правовая основа экологической политики
1.1 Юридическое понятие экологической политики
Экологическая политика - это система действий, связанных с влиянием общества на природу. Экологическая политика представляет собой набор намерений и принципов, определенных организацией в отношении экологических показателей ее деятельности, что создает основу для разработки конкретных целей и задач. В толковом словаре по охране природы дается следующее определение:
«Экологическая политика - это сочетание способов достижения целей и задач, установленных экологической стратегией». В то же время экологическая стратегия определяется как набор конкретных целей и задач, рассчитанных на реальные возможности и условия их достижения, в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов [51, с.19].
Другими словами, можно сказать, что политика экологии - это изучение взаимосвязи политической системы с окружающей средой. Нет общего мнения относительно того, какие аспекты окружающей среды следует рассматривать как имеющие экологическое значение для политической системы. Некоторые авторы явно ссылаются исключительно на физическую, культурную и социальную среду. Другие уменьшают экологию до физической и нечеловеческой среды; третьи считают, что экология политической системы охватывает как физические, так и социальные аспекты ее окружения, не считая, однако, других политических систем. Из этой третьей позиции другие политические системы считаются частью «контекста», а не частью экологии исследуемой системы. Изучение взаимодействия между политической системой и ее контекстом иногда называют контекстуальным анализом, в отличие от анализа окружающей среды. Концепция экологии, которая изначально была разработана как теория биологических систем, впоследствии была применена ко многим типам социальных систем. В политической науке она фокусируется на важности экологических факторов для функционирования политической системы, а также на обратном воздействии последней на окружающую среду. Например, правительство в развивающейся стране, которое приступает к широкой программе земельной реформы, может оказать серьезное влияние на окружающую физическую, культурную и социальную среду. Результатом может быть, в частности, революция в сельском хозяйстве и землепользовании, развитие национальной идентичности и чувства национальной общины, а также массовое перемещение людей из деревни в крупные города. Эти изменения, в свою очередь, могут иметь важные последствия для дальнейшего существования этой политической системы [43, c.11].
Виды экологической политики:
Глобальная - проведение международных, политических и внешнеэкономических действий с учетом экологических ограничений в социально-экономическом развитии, резервов мировых природных ресурсов и их распределения между странами.
Государственно-социальная и экономическая политика, в том числе международная, основана на понимании последствий и недостатков, связанных с экологическим состоянием территорий и акваторий.
Региональная экополитика - это политика государства в отношении регионов, а также экополитика, осуществляемая самими регионами.
Местная экополитика включает проведение локального и объективного мониторинга; осуществление государственного контроля за соблюдением природоохранного законодательства; организацию разработки местных экологических программ и проектов.
Корпоративная экологическая политика.
Ключевую роль в формировании «экологической политики» как теоретически, так и на практике сыграл американский политолог Линтон К. Колдуэлл [2, с. 35-40]. В своей статье «Окружающая среда: новое направление государственной политики?» он обосновал необходимость разработки государственной политики в отношении окружающей среды в целом. Хотя, по словам Колдуэлла, экологическая политика, основанная на многодисциплинарной научной основе, наилучшим образом решает конкретные проблемы, она ни в коем случае не станет панацеей: «Всестороннее рассмотрение экологических проблем приведет к сокращению числа ошибок и, следовательно, к лучшим политическим решениям. Здесь, однако, необходимо сделать оговорку: этот подход не является панацеей. Концентрация на окружающей среде облегчит, но не уменьшит политическую задачу согласования широкого круга различных интересов. Научная основа и содержание решений, концентрирующихся на окружающей среде, несомненно, превзойдут этот компонент наших типично сегментных решений» [3, с. 138].
Глава 2 Содержание экологической политики
2.1 Механизм реализации экологической политики
Одним из приоритетов государственной политики Республики Беларусь является вопрос охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Конституция Республики Беларусь является основным законом государства, гарантирует право каждого гражданина страны на благоприятную окружающую среду, на экологически благоприятные условия жизни для людей и т.д.
Политика в области охраны окружающей среды, проводимая государством, предусматривает последовательную структурную перестройку производственного сектора, повышение технологического уровня производства (ресурсосбережение, применение малоотходных и безотходных технологий, сокращение выбросов, утилизация отходов).
Основной задачей экологической политики Республики Беларусь является обеспечение экологически благоприятных условий жизни для людей, рациональное использование и охрана природных ресурсов, разработка правовых и экономических основ охраны окружающей среды в интересах нынешнего и будущих поколений. Основными направлениями работы по внедрению ГЭП являются:
1. Совершенствование природоохранного законодательства.
2.Внедрение эффективных экономических методов управления и контроля над природопользованием и охраной окружающей среды.
3. Создание интегрированной системы финансирования природоохранных мероприятий.
4. Совершенствование системы управления и контроля окружающей среды.
В Республике Беларусь разработана интегрированная система планирования природоохранных мероприятий. Широко практикуется разработка и реализация программ и комплексных проектов для решения конкретных проблем в области охраны природы (разработка сети особо охраняемых природных территорий, защита населения от последствий Чернобыльской аварии и т.д.). Практика долгосрочного и постоянного планирования природоохранной деятельности способствует успешному решению многих экологических проблем. Основные направления и принципы ГНЗ определяются рядом законодательных актов, а также национальной стратегией устойчивого развития страны [20, c.28].
Система государственного управления в области охраны окружающей среды:
1. Президент Республики Беларусь.
2. Национальное Собрание Республики Беларусь.
3. Совет Министров Республики Беларусь.
4. Местные власти (область, город, район и т.д.).
5. Государственные органы специальной компетенции, уполномоченные выполнять экологические функции.
Основной принцип административного управления в области природопользования и охраны окружающей среды является допустимым и запретительным. Сущность: Министерство природных ресурсов и его органы устанавливают лимиты на использование определенных видов природных ресурсов, выбросы загрязняющих веществ, удаление отходов в окружающую среду и выдачу соответствующих лицензий [21, c.454].
Должностные лица Министерства природных ресурсов и его органов в соответствии с законодательством Республики Беларусь имеют право приостановить деятельность предприятий и отраслей, если они не соответствуют нормам экологической безопасности.
На том же принципе основана государственная экологическая экспертиза. Основными экономическими рычагами в области природопользования и охраны окружающей среды являются:
1. Планирование и финансирование природоохранных мероприятий.
2. Концессионное кредитование природоохранной деятельности.
3. Определение пределов использования природных ресурсов, выбросов, загрязнения окружающей среды и т.д.
4. Компенсация в установленном порядке вреда, причиненного окружающей среде.
Все меры по охране окружающей среды обычно финансируются природопользователем или из местных бюджетов и целевых бюджетных средств для защиты окружающей среды. Бюджетные средства для охраны природы формируются за счет платежей за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, удаления отходов, штрафов за нарушение природоохранного законодательства, а также средств, полученных в виде компенсации за ущерб, причиненный окружающей среде, добровольные взносы юридических лиц и другие поступления.
Заключение
Таким образом, цель работы – рассмотреть нормы права и научную литературу, связанную с правовым обеспечением экологической политики в Республике Беларусь, - была достигнута.
На реализацию цели работы были направлены следующие задачи:
- рассмотреть юридическое понятие экологической политики;
- определить становление и развитие экологической функции;
- проанализировать механизм реализации экологической политики;
- определить правовые формы реализации экологической политики государства;
- дать характеристику системе государственных органов по реализации экологической политики.
Таким образом, основной целью экологической политики в Республике Беларусь является обеспечение экологически благоприятных условий жизни для людей, а также рациональное использование и охрана природных ресурсов, развитие правовых и экономических основ охраны окружающей среды в интересах нынешнего и будущего поколения. Основные направления государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды определены в статье 7 Закона «Об охране окружающей среды» от 26 ноября 1992 года № 1922-XII. Экологическая безопасность - это состояние защиты человека, общества и биосферы в целом от угроз, связанных с антропогенным и экологическим воздействием на окружающую среду. Существуют два направления экологической политики в области обеспечения экологической безопасности в Республике Беларусь: формирование единой национальной системы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; совершенствование механизмов реализации экологической политики. Управление экологической безопасностью осуществляется на трех уровнях: глобальном, региональном, местном. Контроль и управление глобальным уровнем осуществляется на основе Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде - ЮНЕП и ее подразделений: ЮНЕСКО, МСОП, ВОЗ и других организаций. Контроль и управление на региональном уровне осуществляются на уровне правительств государств и межгосударственных отношений. Система управления экологической безопасностью включает: экологическое управление экономикой; новые экологически чистые технологии; поддержание темпов развития окружающей среды, содействие рациональному использованию природных ресурсов. Местный уровень включает города, районы, крупные населенные пункты, предприятия сельскохозяйственной, горнодобывающей и других отраслей промышленности.
Следует также отметить, что система экологических стандартов и стандартов включает стандарты для предельно допустимых концентраций химических и других веществ (ПДК); стандарты предельно допустимых физических воздействий; стандарты для максимально допустимых концентраций микроорганизмов; стандарты допустимых выбросов и сбросов химических и других веществ; стандарты для производства отходов и другие стандарты.
Законодательной и правовой базой для нормирования в Республике Беларусь являются Законы Республики Беларусь «О техническом регулировании и стандартизации», «Об оценке соблюдения требований нормативных правовых актов в области технического регулирования и стандартизации». Экологическая сертификация - это деятельность по сертификации соответствия, проводимая органом по сертификации, аккредитованным в Системе аккредитации Республики Беларусь. Объектами экологической сертификации являются: производство, предприятия и организации; продукты, в том числе те, которые могут оказывать вредное воздействие на окружающую среду, общественное здравоохранение, биологические ресурсы и другие объекты сертификации. В результате сертификации выдается экологический сертификат и размещается знак экологически чистой продукции. Иногда требуется экологический аудит. Важнейшим компонентом этого является оценка потенциальных рисков, связанных с охраной окружающей среды. Экологический аудит проводится в целях обеспечения охраны окружающей среды и управления окружающей средой; оценка экономической и иной деятельности эко-аудируемого лица. Система органов управления качеством окружающей среды выделяется органами государственного управления. В структуре государственных органов выделяются органы общей и специальной компетенции. Органами государственного управления общей компетенции являются Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы. Органами государственного управления качеством окружающей среды особой компетенции являются: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды (Министерство природных ресурсов) Республики Беларусь, Министерство здравоохранения Республики Беларусь (МЗ) и другие организации.
1. Экологическое право: учебник / С. А. Балашенко [и другие]; Минск: БГУ, 2013. – 501 с.
2. Экологическое право: пособие / С.А. Балашенко [и другие]. Минск: БГУ, 2013. – 240 с.
3. Экологическое право: пособие / С. А. Балашенко [и другие]; Т. Макарова, В. Е. Лизгаро. – Минск: Высшая школа, 2009. – 318 с.
4. Лизгаро, В.Э. Экологическое право: ответы на экзамен. вопр. / В.Е. Лизгаро, Т.И. Макарова. 5-е изд., Перераб. и дополн. Минск: ТетраСистемс, 2012. – 160 с.
5. Балашенко, С.А. Международная правовая охрана окружающей среды и права человека: Учебник. пособие / С.А. Балашенко, Т.И. Макарова. – Минск: «Всемирная печать», 1999. – 256 с.
6. Балашенко, С.А. Государственный регистр возобновляемых источников энергии / С. А. Балашенко, Е. Е. Ванкович // Право. – 2013. – № 1. – С. 55-59.
7. Балашенко, С.А. Правовое моделирование в системе обеспечения экологической безопасности государства / С.А. Балашенко // Современные тенденции правового регулирования экологических отношений / С. А. Балашенко [и другие]. – Минск: Изд. центр БГУ, 2013. – С. 3-6.
8. Балашенко С.А. Правовая поддержка использования альтернативных источников энергии и энергосбережения в Беларуси / С.А. Балашенко // Schriftenreihe der Deutsch-Belarussischen Juristenvereinigung. B. 2: Emeuerbare Energien und rechtsstaatliche Politik Belarussische und deutsche Positionen = Серия работ Немецко-Белорусской ассоциации юристов. T.2: Возобновляемые источники энергии и правовое государство: Позиция Германии и Беларуси / Hrsgb.: Гилберт Гониг, Эдгар Вайлер, 2013. – С. 13-28.
9. Бринчук, М.М. Экологическое право: учебник / М.М. Бринчук. – М .: МНИИ; Воронеж: MODEK, 2011. – 624 с.
10. Бринчук, М.М. Экологическое право: объекты экологических отношений / М.М. Бринчук. – М .: Институт государства и права Российской академии наук, 2011. – 151 с
11. Бринчук, М.М. Принципы экологического права / М.М. Бринчук. – М .: Юрлитинформ, 2013.- 208 с.
12. Дубовик, О.Л. Экологическое право. Учебник / О.Л. Дубовик, Л. Кремер, Г. Луббе-Вольф; отв. Ред. О. Дубовик. – Москва: Изд-во Эксмо, 2005. – 760 с.
13. Жлоба, А.А. Экологическое право Европейского Союза. Общая часть: пособие / А.А. Козел; Х. Герман, С. А. Балашенко, Т. Борик. – Минск: Зорный Верасок, 2010. – 156 с.
14. Институты экологического права / С.А. Боголюбов и другие. – М .: Эксмо, 2010. – 480 с.
15. Убышева, Н. Ж. Обоснование политики в области охраны окружающей среды на основе социально-экономической оценки социально значимых природных товаров: дис. ... канд. экономич. наук. – М., 2008. – 480 с.
16. Карпович, Н.А. Экологическая функция государства / Н. А. Карпович. – Минск: РИВШ, 2011. – 415 c.
17. Лаевская, Е.В. К вопросу о предметах защиты права на благоприятную среду / Е. В. Лаевская // Закон в современном белорусском обществе. / Национальный. Центр законодательных и правовых исследований. – Минск. – 2012. – Выпуск 7. – С.397-402.
18. Маврищев, В.В. Основы экологии: учебник / В.В. Мавришев. – Минск: Интерпресссервис, Вышейшая школа, 2005.- 416 с.
19. Макарова, Т.И. Экологический и правовой статус граждан Республики Беларусь / Т.И. Макарова. – Минск: БГУ, 2004. – 231 с.
20. Макарова, Т.И. Системные недостатки правового регулирования экологических отношений и пути их преодоления / Т.И. Макарова // Аграрное и земельное право. – 2012. – № 5 (89). – С.26-29.
21. Макарова, Т.И. Формирование правового регулирования экологических отношений в современной истории Беларуси / Т.И. Макарова // Мінск: Бизнеснесофсет, 2012. – С.454-459.
22. Макарова, Т.И. Экологическая и правовая концепция как научная основа регулирования отношений в сфере взаимодействия общества с окружающей средой / Т.И. Макарова // Право и демократия / под ред. В.Н. Бибило [и другие]. – Минск: БГУ, 2006. – С. 45 – 62.
23. Макарова, Т.И. Доктрина международного права окружающей среды: образование, фонды, содержание / Т.И. Макарова // Евразийский юридический журнал. -2013. №10. – С.51-54.
24. Макарова, Т.И. Законодательство Республики Беларусь в свете Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам окружающей среды (Орхус) / Т.И. Макарова // Государство и право. – 2007. – № 1.- C. 83 – 91.
25. Макарова, Т.И. Методология экологического права: вопрос о развитии современных теоретических и правовых подходов / Т.И. Макарова // Минск: Бизнес-бухгалтерский учет, 2013. – С.203-209.
26. Макарова, Т.И. Право человека на благоприятную среду как неотъемлемое право: теоретический и правовой аспект / Т.И. Макарова // Беларусь Китай / Белорусский, государственный ун-т / под общ. Ред. Г.А. Василевича. – Минск: ред. центр БГУ, 2009. – С. 155-166.
27. Международное публичное право. Специальная часть: обучение. пособие / Ю.П. Бровка [и др.]. – Минск : Амальфея, 2011. – С.565-614.
28. Научно-практический комментарий к Закону Республики Беларусь от 26 ноября 1992 года «Об охране окружающей среды» с поправками, внесенными Законом от 17 июля 2002 года / Е.В. Лаевская, В.Е. Лизгаро, Т.И. Макарова. – Минск: Тонпик, 2005. – 272 с.
29. Основы сохранения энергии: учебник. пособие / Б.И. Врублевский [и другие]; Издание B.И. Врублевской. – Гомель : «ЦНТУ« Развитие », 2002. – 190 с.
30. Петров, В.В. Экологическое право России: учебник / В.В. Петров. – M. : BEK, 1995. – 557 с.
31. Петрова, Т.В. Правовые проблемы экономического механизма охраны окружающей среды / Т. В. Петрова. – M., 2002. – 320 с.
32. Правовая основа устойчивого развития на местном уровне / Т. Макарова [и другие]. – Минск: «Ковчег», 2010. – 60 с.
33. Тимошенко, А.С. Формирование и развитие международного экологического права / А.С. Тимошенко. – М .: Наука, 1986. – 170 с.
34. Шахрай, И.С. Учет в области охраны окружающей среды: проблемы правового регулирования / И.С. Шахрай // Закон в современном белорусском обществе/ Национальный Центр законодательных и правовых исследований. – Минск: Бизнессофт, 2013. – Выпуск 7. – С.588-595.
35. Шингель, Н.А. Граждане как субъекты прав на землю в Республике Беларусь / Н. А. Шпигель. – Судовая весна. – 2012. – № 1. – С. 64-67.
36. Юридическая ответственность за экологические преступления / М.М. Бринчук [и другие]. – М.: Институт государства и права Российской академии наук, 2011. – 169 с.
37. Тимофеев, Л.А. О правовых проблемах актуализации вопросов международного водного сотрудничества в законодательстве России / Л.А. Тимофеев // Евразийский юридический журнал. – 2014. – № 1 (68). – С. 77.
38. Бушев, А. Погода подорожает к лучшему: как обеспечить экологическую безопасность Союзного государства / А. Бушев / Союз Беларусь – Россия. – 2012. – № 11. – С.16-18.
39. Балашенко, С.А. Некоторые проблемы государственного экологического менеджмента на этапе реформирования общества (по материалам Республики Беларусь) // Правовые проблемы земельной и аграрной реформы в странах Центральной и Восточной Европы, России, Беларуси, Украины и других стран СНГ, стран Балтии. / С.А. Балашенко. – Минск, 1999. – 216 с.
40. Боголюбов, С.А. Главное – прогнозирование реализации экологической политики / С.А. Боголюбов // Экологическое право. – 2011. – № 6. – С.40-42.
41. Боголюбов, С.А. Научное и юридическое сопровождение единой государственной экологической политики / С.А. Боголюбов // Аграрное и земельное право. – 2011. – № 5. – С.20-21.
42. Боголюбов, С.А. Право и единая государственная экологическая политика / С.А. Боголюбов // Российское право. – 2011. – № 3. – С.5-7.
43. Василевич, Г.А. Законодательство о природных ресурсах и вопросы его совершенствования / Г.А. Василевич // Правовые проблемы земельной и аграрной реформы в странах Центральной и Восточной Европы, России, Беларуси, Украины и других стран СНГ, Балтии. – Минск, 1999. – С.11-13.
44. Залиханов, М.Ч. Технологические и политические аспекты современной экологической политики России / М.Ч. Залиханов // Использование и охрана природных ресурсов в России. – 2010. – № 5. – С.14-16.
45. Карпович, Н.А. Реализация экологической функции государства в деятельности местных органов власти / Н.А. Карпович // Закон в современном белорусском обществе. – Минск, 2011. – С.20-22.
46. Колбасов, О. С. Экология / О.С. Колбасов. – Журнал российского права. – 2000. – № 5/6. – С.10-13.
47. Колеснев, В.И. Государственное регулирование экологической политики в агропромышленном комплексе / В.И. Колеснев // Правовые проблемы земельной и аграрной реформы в странах Центральной и Восточной Европы, России, Беларуси, Украины и других стран СНГ, Балтии. – Минск, 1999. – С.34-36.
48. Лаевская, Е.В. К вопросу о самозащите права на благоприятную окружающую среду в современном белорусском обществе / Е.В. Лаевская. – Минск, 2011. – 76 с.
49. Макарова, Т.И. Теоретические и правовые проблемы закрепления принципа устойчивого развития в законодательстве Республики Беларусь / Т.И. Макарова // Закон в современном белорусском обществе. – Минск, 2011. – 45 с.
50. Манкевич, И.П. Право граждан на благоприятную окружающую среду и его гарантии в соответствии с законодательством Республики Беларусь / И.П. Манкевич // Правовые проблемы земельной и аграрной реформы в странах Центральной и Восточной Европы, России, Беларуси, Украины и других стран СНГ , стран Балтии. – Минск, 1999.
51. Пахарева, Г.В. Теоретические и практические проблемы гармонизации природоохранного законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь: дис. ... канд. юрид. наук. – М., 2009.
52. Пахарева, Г.В. Теоретические аспекты гармонизации природоохранного законодательства России и Беларуси // Черные дыры в российском законодательстве. – 2008. – № 6. – С.19-21.