Особенности работы УДО по социальной адаптации детей с нарушением слуха в условиях интегрированной группы
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Диплом
на тему: «Особенности работы УДО по социальной адаптации детей с нарушением слуха в условиях интегрированной группы»
по дисциплине: «Социальная работа»
2018
251.00 BYN
Особенности работы УДО по социальной адаптации детей с нарушением слуха в условиях интегрированной группы
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Социальная работа
Организация: Ясли-сад №51, ГУО
Работа защищена на оценку "6" с одной доработкой.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ГРУППЫ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Своеобразие социально-личностного развития детей с нарушением слуха
1.2 Сущностные характеристики социальной адаптации детей с нарушением слуха в условиях интегрированной группы
ГЛАВА 2 ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАБОТЫ УДО ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ГРУППЫ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ ГУО «ЯСЛИ-САД №51 Г. ГРОДНО»)
2.1 Диагностика социальной адаптированности детей с нарушением слуха в условиях интегрированной группы (на примере работы ГУО «Ясли-сад №51 г. Гродно»)
2.2 Характеристика деятельности ГУО «Ясли-сад №51 г. Гродно» по социальной адаптации детей с нарушением слуха в условиях интегрированной группы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем фактом, что социальная ситуация развития ребёнка на пороге третьего тысячелетия требует научного осознания и прогнозирования перспектив развития детства, концентрации усилий всех ответственных за его нормализацию: профессиональных воспитателей и родителей, исследователей детства и практиков, особенно социальных педагогов. Важнейшей воспитательной задачей данной системы является гармоничное и полноценное развитие личности детей дошкольного возраста как основы для дальнейшей учебной деятельности.
По причине того, что дети с нарушением слуха овладевают речью не таким образом, как слышащие, они нуждаются в специальной системе обучения и воспитания. Чем раньше обнаружены признаки глухоты, чем раньше начинается обучение, тем больше шансов на успешное освоение речи и учебного материала. Младенческий возраст – самый благоприятный для начала занятий. И в этот момент на помощь детям приходят родители.
Что касается системы дошкольного воспитания и образования, то здесь необходимо начинать реабилитацию с 3-х лет. До 3-х лет у детей не закончены процессы внутренней сепарации. До 3-х лет они испытывают индивидуальный, сенсорный страх. Может появляться патологическая реакция: нарушения сна, аппетита, эмоциональное расстройство. При доброжелательном и внимательном отношении педагога эти нарушения проходят.
В дошкольном учреждении образования с детьми с нарушением слуха необходимо проводить специальную коррекционную работу по развитию у них слуховой функции и устной речи, а также деятельность, направленную на успешную адаптацию и социализацию детей с нарушением слуха. В результате этой работы дети с нарушением слуха способны овладевать речью. При этом закономерности её становления у ребёнка с нарушением слуха при условии раннего начала целенаправленных занятий те же, что и у ребёнка с сохранным слухом. Формирование речи ребёнка с нарушением слуха осуществляется в процессе повседневного общения и на специальных занятиях. В соответствии с этим представляется целесообразным практиковать интегративное обучение и воспитание детей с нарушением слуха с детьми, у которых сохранён слух.
В условиях модернизации образования разработка и внедрение принципов, условий, путей и методов интеграции детей с нарушением слуха, создание условий для инклюзивного образования и воспитания данной группы детей приобретает особую актуальность. При этом важно не нарушать целостность традиционной системы специального образования, учитывать специальные, особые условия, которые необходимы для обучения и воспитания детей с нарушением слуха.
Объект исследования – адаптация детей с нарушением слуха.
Предмет исследования – организация деятельности учреждения дошкольного образования по социальной адаптации детей с нарушением слуха в условиях интегрированной группы.
Целью исследования является изучение специфики организации работы УДО по социальной адаптации детей с нарушением слуха в условиях интегрированной группы.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть своеобразие социально-личностного развития детей с нарушением слуха;
2. Определить сущностные характеристики социальной адаптации детей с нарушением слуха в условиях интегрированной группы;
3. Изучить опыт работы учреждения дошкольного образования по социальной адаптации детей с нарушением слуха в условиях интегрированной группы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ГРУППЫ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Своеобразие социально-личностного развития детей с нарушением слуха
Социальное развитие детей представляет собой многогранный процесс, предполагающий присвоение культурных и нравственных ценностей социума, формирование личностных качеств, которые определяют взаимоотношения с окружающими, развитие самосознания, осознание своего места в обществе. В особенности это касается детей с нарушением слуха.
С учетом этиологической обусловленности различают тугоухость у детей:
- наследственную;
- врожденную;
- приобретенную.
В зависимости от локализации повреждения в слуховом анализаторе принято выделять:
- нейросенсорную (сенсоневральную) тугоухость у детей, развивающуюся вследствие поражения звуковоспринимающего аппарата: внутреннего уха, слухового нерва или центральных отделов слухового анализатора;
- кондуктивную тугоухость у детей, развивающуюся вследствие поражения звукопроводящего аппарата: наружного уха, барабанной перепонки и среднего уха (слуховых косточек);
- смешанную тугоухость у детей, при которой одновременно нарушаются функции звукопроведения и звуковосприятия;
В структуре детской тугоухости в 91% случаев выявляются сенсоневральные поражения, в 7% – кондуктивные, в остальных – смешанные.
Степень тяжести тугоухости у детей оценивается на основании данных речевой и тональной аудиометрии:
1 степень (26-40 дБ) – ребенок слышит разговорную речь с расстояния 4-6 м, шепотную речь – с расстояния 1-3 м; не различает речь на фоне постороннего шума, удаленную речь;
2 степень (41-55 дБ) – ребенок различает разговорную речь только с расстояния 2-4 м, шепотную речь – с расстояния 1 м;
3 степень (56-70 дБ) – ребенок слышит разговорную речь только с расстояния 1-2 м; шепотная речь становится неразличимой;
4 степень (71-90 дБ) – ребенок не различает разговорную речь.
Повышение слухового порога выше 91 дБ расценивается как глухота [32].
К детям с нарушением слуха относятся только те, у которых наблюдается стойкое (т.е. необратимое) двустороннее (на оба уха) нарушение слуховой функции, когда нормальное (на слух) речевое общение с другими людьми является затруднённым или невозможным.
Дети с нарушением слуха дошкольного возраста отличаются трудностями в проникновении в смысл человеческого поступка и отношения в связи с ограниченной возможностью овладения психологическими средствами познания социальной реальности. Эти трудности основаны на ограниченности общения детей со взрослыми и между собой, недоразвитии речи в качестве средства общения, недостаточности представлений ребёнка об явлениях социальной жизни и своём месте в ней, слабости оперирования сформированными представлениями в реальных условиях. Перечисленные трудности усложняются за счет неумения родителей и педагогов организовать социальное развитие ребёнка, повлиять на его личностное развитие. Негативное влияние на социальное развитие детей с нарушением слуха оказывает нахождение в интернате, чем обусловлена ограниченность социальных контактов, снижение социальной направленности коммуникативной деятельности, неумение наладить сотрудничество со взрослыми и детьми [1, с. 285].
ГЛАВА 2 ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАБОТЫ УДО ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ГРУППЫ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ ГУО «ЯСЛИ-САД №51 Г. ГРОДНО»)
2.1 Диагностика социальной адаптированности слабослышащих детей (на примере работы ГУО «Ясли-сад №51 г. Гродно»)
2.2 Характеристика работы ГУО «Ясли-сад №51 г. Гродно» по социальной адаптации слабослышащих детей в условиях интегрированной группы
Основными условиями взаимодействия взрослых с детьми дошкольного возраста, только поступившими в детский сад, являются создание эмоционального комфорта в группе, развитие интереса, доверия ко взрослому, стремления к сотрудничеству с ним. Очень важное значение для организации взаимодействия с неговорящими детьми, поступившими в детский сад, имеет использование различных средств общения. Содержанием взаимодействия взрослых с детьми является предметная деятельность, в ходе организации которой педагоги создают условия для развития познавательной активности ребенка, понимания функций предмета и его свойств, что интенсивно продвигает сенсорное развитие ребенка, способствует развитию наглядных форм мышления. Важнейшее значение для познавательного и социального развития ребенка имеют формирование способности к знаковому опосредованию в процессе использования предметов-заместителей, возникновение ассоциирования в процессе рисования.
Педагоги фиксируют внимание детей на взрослых, используя речь, мимику, жесты, привлекают внимание к их внешности, действиям. Привлекая внимание к взрослым, необходимо фиксировать внимание детей на лице говорящего, движениях органов артикуляции, так как для развития языковой способности важны наблюдения за говорящими людьми. В различных бытовых и игровых ситуациях взрослые выражают свои эмоции и чувства, как положительные – по поводу успехов ребенка, так и отрицательные, связанные с его действиями и поведением.
Важно использовать положительную оценку действий ребенка в присутствии других детей, выражая ее с помощью мимики, жестов и речи в устной и письменной формах. Поддержка инициативы ребенка, признание его достижений развивают личностные качества детей, способствуют формированию активности, самостоятельности, познавательных интересов. Взаимодействие взрослых с детьми среднего и старшего дошкольного возраста строится на другой основе, с учетом изменившихся интересов и форм деятельности. Взрослый организуя общение на познавательные темы должен пробудить у детей дошкольного возраста интерес к миру природных явлений и окружающего быта. В значительной степени это происходит в сюжетной игре, где ребенок воспроизводит различные явления жизни. Складывающееся на этом этапе ролевое поведение способствует большему проникновению в смысл действий взрослых [26, с. 156].
Особо подчеркивая роль социального воздействия на развитие ребенка, Л.С. Выготский видел последствия отклонений в развитии в «смешении тех систем, которые определяют все функции общественного поведения ребенка» [5, с. 169], определял их как «социальный вывих». Это основная причина детской дефективности: «…Физический дефект вызывает как бы социальный вывих, совершенно аналогично телесному вывиху. В наших руках сделать так, чтобы глухой, слепой и слабоумный ребенок не были дефективными…». В дошкольном этапе социального обучения Л.С. Выготский видел «…начальную точку системы социального воспитания детей с нарушением слуха…» [5, с. 178]. Социальное развитие ребенка в процессе воспитания и обучения носит многоаспектный характер, охватывает различные сферы жизни ребенка и его отношений со взрослыми и сверстниками [5, с. 180].
1. Барабанов, Р. Е. Особенности коммуникативной функции детей с нарушением слуха // Молодой ученый. − 2015. − № 5. − С. 559-560.
2. Басова, А.Г. История сурдопедагогики: учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов /А.Г. Басова, С.Ф. Егоров [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/2/0176/2_0176-1.shtml.
3. Батаршев, А.В. Психология личности и общения / А.В. Батаршев // М. − 2004. – 209 с.
4. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. – М.: Академия, 2002.
5. Выготский, Л.С. Принципы социального воспитания глухонемых детей // Собр. Соч. – М., 1999. – Т.5. – 369 с.
6. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 304 с.
7. Головчиц Л.А., Носкова Л.П., Шматко Н.Д. и др. Программы для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991.
8. Гудинова, Ж.В. Гигиеническая оценка здоровья и адаптации детей с нарушениями слуха в специализированном дошкольном учреждении: автореф. дис. канд. мед. наук. – Омск, 1995. – 24 с.
9. Корсунская Б.Д. Воспитание глухого дошкольника в семье. – М.: Педагогика, 1970.
10. Королёва И.В. Развитие слуха и речи у глухих детей раннего и дошкольного возраста после кохлеарной имплантации. – СПб.: НИИ уха, горла, носа и речи, 2009.
11. Королева, И.В. Введение в аудиологию и слухопротезирование / И.В. Королева – М.: КАРО, 2012. – 400 с.
12. Королева, И.В., Янн, П.А. Дети с нарушениями слуха. Книга для родителей и педагогов / И.В. Королева, П.А. Янн – М.: КАРО, 2013. – 240 с.
13. Леонгард, Э.И., Самсонова, Е.Г., Иванова, Е.А. Я не хочу молчать!: опыт работы по обучению детей с нарушениями слуха по методу Леонгард /Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсонова, Е.А. Иванова – М.: Теревинф, 2009. – 144 с.
14. Малофеев Н.Н. Современное понятие «интеграция»: термин и смысл // Тезисы международного семинара: Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития. – СПб., 1995. – С. 41–43.
15. Малофеев Н.Н. Социокультурные основы интеграции детей с особыми нуждами: опасность копирования западных моделей // Материалы междунар. семинара «Интегрированное обучение: проблемы и перспективы». – СПб., 1996. – 144 с
16. Малофеев Н.Н. Стратегия и практика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной системы помощи детям с особыми проблемами // Дефектология. – 1998. – № 3. – С. 17–21.
17. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику. Учебное пособие для студентов / А.В.Мудрик. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 365 с.
18. Нейман Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. – М.: Просвещение, 1977.
19. Носкова, Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц. − М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. − 344 с.
20. Пелымская, Т.В., Шматко, Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом: Пособие для учителя-дефектолога. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 224 с.
21. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников: учебное пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – 2-е издание, стереотипное. – М.: Академия, 2004. – 160 с.
22. Примерная образовательная программа дошкольного образования детей с нарушением слуха: Методические рекомендации / Под ред. Н.Н. Яковлевой, О.А. Красильниковой, Г.Н. Пенина. – СПб., 2015.
23. Рейсвейк К. Интеграция: понятие с множеством значений // Материалы междунар. семинара «Интегрированное обучение: проблемы и перспективы». – СПб., 1996. – 144 с.
24. Роженко А. Коррекция эмоционально-волевой сферы ребенка // Социальное обеспечение, 2005 №3 февраль с.16-17
25. Руленкова, Л.И. Как научить глухого ребенка слушать говорить на основе верботонального метода /Л.И. Руленкова – М.: ПАРАДИГМА, 2011. – 191 с.
26. Скороходова, О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир – М.: Педагогика, 1972. – 448с.
27. Социальная адаптация и интеграция детей с нарушениями слуха. Сост. Астафьева, В.М. – М.: АПК и ПРО. − 2000. – 220 с.
28. Специальная педагогика: учебное пособие / Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2008. – 279 с.
29. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. /Под ред. Е.Г. Речицкой. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 655 с.
30. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений. /Л.В. Андреева; под науч. ред. Н.М. Назаровой, Т.Г. Богдановой. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – С. 5-156.
31. Тугоухость у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/hypoacusis#h2_0. – дата доступа:
32. Щерба, Е.В. Гигиеническая оценка здоровья и реабилитации школьников с нарушением слуха: автореф. дис. …канд. мед. наук / Е.В. Щерба. – Омск, 2004. – 24 с.
Работа защищена на оценку "6" с одной доработкой.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты