Функционально-ролевая модель семьи у младших школьников и подростков
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Диплом
на тему: «Функционально-ролевая модель семьи у младших школьников и подростков»
по дисциплине: «Психология»
2018
251.00 BYN
Функционально-ролевая модель семьи у младших школьников и подростков
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 64.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета «Модель семьи».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНО-РОЛЕВОЙ МОДЕЛИ СЕМЬИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ПОДРОСТКОВ
1.1 Семья: функции и современные модели
1.2 Ролевая структура семьи
1.3 Представления о семье у детей и подростков
Выводы по первому разделу
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО-РОЛЕВОЙ МОДЕЛИ СЕМЬИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ПОДРОСТКОВ
2.1 Методики и организация исследования
2.2 Результаты исследования и их интерпретация
Выводы по второму разделу
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблемы семьи всегда относились к наиболее важнейшим и актуальным проблемам общества. Семья как социальный институт, представляет собой модель общественных отношений, отражение современного состояния личности, социально-психологических особенностей и возможностей ее самораскрытия в исторической картине развития общества. Семья представляет собой уникальную социальную группу, звено, связывающее биологическую и социальную жизнь, личную (индивидуальную) и общественную.
Семья для ребенка представляет собой микромодель общества, важнейший фактор в формировании социальных установок, системы ценностей, представлений о функционировании семьи. В семье у детей и подростков формируется тот субъективный опыт, который впоследствии станет залогом успешной семейной жизни. Через подобный опыт ребенок усваивает определенные модели поведения в социуме. Именно родители являются для своих детей образцом поведения и главным объектом для подражания. Поведение родителей, их совместная жизнь, супружеские отношения в родительской семье создают у детей представление о семейных ролях, оказывают значительное влияние на формирование установок детей к вопросам брака и семьи.
Представления о семье являются первым онтогенетическим образом мира у ребенка, что определяет их значимость в формировании структуры личности. Адекватный образ семьи формируется в функциональных семьях и определяет отдельные характеристики семейной жизни – супружеские отношения, выполнение членами семьи семейных обязанностей, характер и правила индивидуального и группового поведения в семье.
В младшем школьном возраста начинают формироваться представления о родительских ролях, которые являются основой для установки на образ своей будущей семьи и специфику этих установок у мальчиков и девочек. В подростковом возрасте представления о ролях и функциях семья создают фундамент для построения образа будущей семьи. Представления о семье у детей и подростков – это целостный образ различных характеристик семейной системы.
Актуальность темы исследования обусловлена большой социальной востребованностью в исследованиях по вопросам представления и дальнейшего построения семьи. Такие запросы связаны с большим количеством дисгармоничных семей, ростом разводов, неадекватностью мотивов заключения брачных союзов, ранних браков, детей, рожденных вне брачного союза и растущих в неполных семьях, процессом поляризации возраста вступления в брак, рассогласованностью ценностей супругов. Возникающие семейные трудности неизбежно ведут к невротизации личности.
Проблемами семьи занимались и занимаются многие отечественные и зарубежные ученые. Значительный вклад в исследование семьи внесли А.И. Антонов, А.А. Бодалев, А.Н. Волкова, Л.Я. Гозман, С.И. Голод, Т.А. Гурко, В.Н. Дружинин, А.Н. Елизаров, А.И. Захаров, С.В. Ковалёв, М.С. Мацковский, Г. Навайтис, Н.Н. Обозов, А.Н. Обозова, В.А. Семиченко, Е.Т. Соколова, Т.М. Трапезникова, А.Г. Харчев, А.Б. Холмогорова, Н.Г. Юркевич и др.
В последние годы появляются исследования, посвященные изучению образа семьи у детей (Т.Г. Андреева, Л.Я. Аптикиева, О.А. Колесова). Однако, проблема изучения особенностей функционально-ролевой модели семьи у младших школьников и подростков, является недостаточно освещенной.
Объект исследования – младшие школьники и подростки.
Предмет исследования – функционально-ролевая модель семьи у младших школьников и подростков.
Цель дипломной работы: определение особенностей функционально-ролевой модели семьи у младших школьников и подростков.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
– проанализировать литературу по проблеме функционально-ролевой модели семьи у младших школьников и подростков;
– охарактеризовать современные модели, функции и ролевую структуру семьи;
– определить представления о модели семьи у младших школьников и подростков;
– выявить представления ролевой структуре семьи у младших школьников и подростков.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, анкетирование, тестирование, проективный метод, количественный и качественный анализ, методы математико-статистической обработки данных.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНО-РОЛЕВОЙ МОДЕЛИ СЕМЬИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ПОДРОСТКОВ
1.1 Семья: функции и современные модели
Семья – основанная на единой, совместной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительство – родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи [33].
Семья – это малая группа, члены которой связаны между собой брачными или кровнородственными отношениями, общим бытом, взаимной материальной и моральной помощью и поддержкой. Семья может быть основана на следующих формах: брак как добровольный союз между мужчиной и женщиной; близкое (кровное) родство; усыновление или удочерение [37].
Структура семьи рассматривается в качестве совокупности элементов и взаимосвязей между ними. В качестве структурных элементов семьи как системы выделяют супружескую, родительскую, сиблинговую и индивидуальные подсистемы, представляющие собой локальные, дифференцированные совокупности семейных ролей, которые позволяют семье выполнять определенные функции и обеспечивать ее жизнедеятельность [33].
Содержание семьи определяется ее функциями. Анализируя работы отечественных авторов [30; 48] основными функциями семьи можно назвать следующие:
– поддержание биологической непрерывности общества с помощью удовлетворения родительских устремлений и биологического существования семьи;
– поддержание культурной непрерывности общества путем передачи новому поколению культурного наследия и семейных традиций;
– социализация детей, адаптация в общество;
– обеспечение всем ее членам удовлетворения потребностей (в любви, в безопасности).
Л.Б. Шнейдер считает, что семья выполняют такую главную функцию как функцию «эмоционального убежища», которая означает наличие ощущений у человека ценности и полезности. Семья позволяет каждому почувствовать свою уникальность, свою неповторимость, свою «нужность» в полном объеме [48].
К другим функциям семьи Л.Б. Шнейдер относит:
– предоставление возможности чувствовать любовь, которая избавляет от одиночества, дает возможность полного (не только телесного, сексуального) принятия человека;
– предоставление ресурсов для самоактуализации;
– предоставление возможности ощутить радость отцовства и материнства;
– обеспечение регулярной половой жизни с постоянным партнером;
– совместное ведение домашнего хозяйства [48].
Основными функциями семьи, по мнению И.В. Гребенникова являются:
– репродуктивная (воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода);
– экономическая (общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности);
– воспитательная (формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи);
– коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха) [12].
Исходя из семейных функций, Г. Навайтис называет несколько групп потребностей, удовлетворяемых семьей:
– потребности, связанные с отцовством и материнством;
– потребности, связанные с созданием и поддержанием некоторых материальных условий жизни семьи;
– потребности в физической и психической интимности [15].
О.А. Карабанова считает, что семья реализует ряд следующих функций, отражающие как специфику ее, семьи, культурно-исторического развития, так и своеобразие этапов ее жизненного цикла [19]:
1. Экономическая (материально-производственная), хозяйственно-бытовую. В настоящее время экономическая функция семьи определяется объединением доходов ее членов и распределением этих доходов на потребление в соответствии с потребностями каждого члена семьи. Хозяйственно-бытовая функция реализуется в форме организации быта семьи и личного быта каждого из ее членов.
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО-РОЛЕВОЙ МОДЕЛИ СЕМЬИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ПОДРОСТКОВ
2.1 Методики и организация исследования
Исследование проводилось на базе государственного учреждения образования «Брестский областной лицей имени П.М. Машерова». Всего в исследовании приняли участие 60 человек. Нами были сформированы две группы:
1) 30 учащихся 4 класса (младшие школьники в возрасте 9-10 лет, из них 15 мальчиков и 15 девочек);
2) 30 учащихся 7 класса (подростки в возрасте 12-13 лет, из них 15 мальчиков и 15 девочек).
Цель эмпирического исследования: выявить представления о функционально-ролевой модели семьи у младших школьников и подростков.
В рамках изучения представлений младших школьников и подростков о функционально-ролевой модели семьи мы поставили цель выяснить:
– как младшие школьники и подростки понимают, что такое семья и для чего она нужна человеку;
– какие роли в ней играют родители и каковы их обязанности;
– какие роли они будут выполнять в будущей семье;
– кто является лидером в семье.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, анкетирование, тестирование, проективный метод, количественный и качественный анализ, методы математико-статистической обработки данных.
Методики исследования:
1. Анкета «Модель семьи».
Цель: выявление представлений о функционально-ролевой модели семьи у младших школьников и подростков. Анкета включает 15 вопросов, на которые необходимо ответить, выбрав один из вариантов ответов. Вопросы анкеты приведены в Приложении А.
2. Проективная методика «Рисунок семьи»
Назначение методики: выявление отношения ребенка к членам своей семьи. Помощью методики также можно установить, как ребенок воспринимает взаимоотношения с другими членами семьи и свое место в семье. Рисунок семьи не только отражает настоящее и прошлое, но и будущее, так как при рисовании ребенок интерпретирует ситуацию, решает проблему актуальных семейных отношений.
Процедура исследования: ребенок получает лист бумаги А4 для рисования, шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), ластик. Ребенку предлагается нарисовать свою семью. В ходе психолог записывает все высказывания детей, отмечает их мимику, жесты, фиксирует последовательность рисования.
Мы анализировали такой показатель как лидерство в семье. Его индикаторами являются: размеры фигур отца и матери, их тщательная прорисовка, а также последовательность рисования членов семьи.
3. Методика «Фильм-тест» Р. Жиля.
Назначение методики: выявление социальной приспособленности ребенка, сферы его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его поведения. Методика может быть использована при обследовании детей от 4 до 12 лет.
Проективная визуально-вербальная методика Р. Жиля состоит из 42 заданий, среди которых 25 картинок с изображением детей или детей и взрослых, кратким текстом, поясняющим изображенную ситуацию и вопросом к испытуемому, 17 текстовых заданий. Ребенок, рассматривая рисунки, отвечает на поставленные к ним вопросы, показывает выбранное им для себя место на изображенной картинке, рассказывает, как он повел бы себя определенной ситуации или выбирает один из перечисленных вариантов поведения.
С помощью методики можно выявить:
1) конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми: отношение к матери; отношение к отцу; отношение к матери и отцу, воспринимающимися ребенком как родительская чета (родители); отношение к братьям и сестрам; отношение к бабушке, дедушке и другим близким взрослым родственникам; отношение к другу (подруге); отношение к учителю (воспитателю).
2) особенности самого ребенка: любознательность; стремление к общению в больших группах детей; стремление к доминированию, лидерству в группах детей; конфликтность, агрессивность; реакция на фрустрацию; стремление к уединению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный теоретический анализ литературы по теме и эмпирическое исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Семья представляет собой уникальную малую социальную группу, основанную на эмоциональных и родственных связях; модель общественных отношений, в которой происходит развитие личности ее членов. Содержание семьи определяется ее функциями. Семья выполняет хозяйственно-бытовую, репродуктивную, функцию воспитания детей, сексуально-эротическую, функцию духовного общения, функцию эмоциональной поддержки и принятия, восстановительную функцию, функцию социальной регуляции, контроля и опеки. Реализация функций в семье во многом зависит от модели семьи, которая моет быть патриархальной, детоцентрической, супружеской.
2. Ролевая структура семьи включается в себя характер главенства, определяющий систему отношений власти и подчинения, т. е. иерархическое строение семьи; распределение ролей согласно тем задачам, которые решает семья на данной стадии своего жизненного цикла. Лидерство в супружеской паре – это определенная иерархия и организация функционирования, характер принятия решений, степень участия членов семьи в управлении ее жизнедеятельностью, отношения доминирование и подчинение. Распределение ролей в семей зависит от жизненного цикла семьи, основных задач, решаемых на каждой стадии.
3. У младших школьников и подростков сформированы представления о семье. Младшие школьники в приоритет ставят эмоциональную функцию семьи и важное значение придают рекреативной функции. Подростки, прежде всего, отмечают функцию социализации и большое значение придают защитной функции семьи. Младшие школьники и подростки положительно относятся к институту семьи. При этом, у большей части младших школьников прослеживается понимание семьи как главной жизненной ценности для человека, что указывает на то, что в ней духовная функция. Большая часть подростков воспринимают семью как любящих друг друга людей, что свидетельствует о понимании ими семьи, что в ней реализуется их потребность в эмоциональной поддержке.
Младшие школьники преимущественно отводят отцу выполнение таких функций как: забота о других членах семьи и быть хозяином. Подростки преимущественно отводят отцу выполнение таких функций как материальное обеспечение семьи и принятие важных решений. Младшие школьники преимущественно отводят матери выполнение таких функций как: воспитание детей и забота о других членах семьи. Подростки преимущественно отводят матери выполнение таких функций как забота о других членах семьи и быть хозяйкой в доме. Отца как лидера в семье видят преимущественно подростки; мать как лидера в семье воспринимают преимущественно младшие школьники.
4. Мальчики преимущественно отводят себе роль ответственного за материальное обеспечение семьи и роль организатора досуга. Девочки преимущественно выбирают себе роль воспитателя и роль психотерапевта. К подростковому возрасту у мальчиков снижается выбор роли организатора досуга и воспитатели, а предпочтение отдается роли ответственного за материальное обеспечение; снижается выбор девочками роли воспитателя и увеличивается выбор роли хозяйки. Мальчики преимущественно выбирают роль ответственного за материальное обеспечение семьи роль хозяина. Девочки преимущественно выбирают роль хозяйки и роль психотерапевта.
Младшие школьники высоко ценят мать и положительно к ней относятся; отец для них является второй значимой фигурой после матери. Младшие школьники положительно относятся к матери и отцу как родительской чете. Они позитивно относятся к братьям и сестрам, проводят с ними много времени. Младшие школьники хорошо относятся к бабушке и дедушке, но наблюдается незначительная дистанция от них. Младшие школьники положительно относятся к построению межличностных отношений со сверстниками. Учитель для младших школьников является авторитетом. При этом, они являются общительными в больших группах детей, проявляющими лидерские качества. Младшие школьники характеризуются низкой конфликтностью и агрессивностью в межличностных отношениях. В целом, у них наблюдается социальная адекватность поведения и отсутствует стремление к уединению, отгороженность.
1. Авдеева, Т.Г. Представление о родительских ролях младших школьников / Т.Г. Андреева // Интерактивная наука. – 2017. – № 3. – С. 95-96.
2. Алексеева, Е.Н. Развитие представлений о семье и образе родителя в системе детско-родительских отношений / Е.Н. Алексеева // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 2. – С. 173-176.
3. Алешина, Ю.Е. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений / Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская. – М., 1987. – С. 78-90.
4. Алфеева, Е.В. Изучение представлений о будущей семье у подростков из полных и неполных семей и детских домов с помощью методики «Рисунок семьи» в модификации Корман // Семья и родительство – XXI век : Сборник научных трудов / Под ред. Р.В. Овчаровой. – Курган, 2009. – С. 85-89.
5. Аптикиева, Л.Я. Формирование образа и представления о семье у подростков, находящихся в условиях приюта / Л.Я. Аптикиева // Вестник Оренбургского гос. ун-та. – 2015. – № 7. – С. 88-92.
6. Буровихина, И.А. Социальная ситуация развития как условие формирования образа мира современного подростка : автореф. дис. …канд. психол. наук : 19.00.05 / И.А. Буровихина. – М., 2013. – 18 с.
7. Волкова, А.Н. Методические приемы диагностики супружеских отношений / А.Н. Волкова, Т.М. Трапезникова // Вопросы психологии. – 1985. – № 5. – С.110–116.
8. Гнусина, А.В. Модели семьи и основные тенденции развития современной семьи / А.В. Гнусина // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – № 2. – С. 271-277.
9. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка / Н.Ф. Голованова. – СПб. : Речь, 2004. – 272 с.
10. Голод, С.И. Современная семья: плюрализм моделей / С.И. Голод // Социологический журнал. – 1996. – № 3. – С. 32-35.
11. Гольберт, Е.В. Изучение представлений старших дошкольников о семейных отношениях / Е.В. Гольберт // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – № 4. – С. 210-216.
12. Гребенников, И.В. Основы семейной жизни / И.В. Гребенников. – М. : Академия, 1991. – 410 с.
13. Гребень, Н.Ф. Психологические тесты для профессионалов / Н.Ф. Гребень. – Мн. : Соврем. школа, 2007. – 496 с.
14. Гуриева, С.Б. Педагогические условия формирования у подростков представлений о семье / С.Б. Гуриева // Вектор науки ТГУ. – 2012. – № 4 (11). – С. 83-86.
15. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – Екатеринбург : Деловая книга, 2000. – 208 с.
16. Здравомыслова, О.В. О возможности изменения статуса женщины в семье / О.В. Здравомыслова // Народонаселение. – 2000. – № 2. – С. 56–61.
17. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2006. – 544 с.
18. Исаев, Д.Н. Половое воспитание детей / Д.Н. Исаев, В.Е. Каган. – М. : Медицина, 2008. – 468 с.
19. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. – М. : Гардарики, 2005. – 320 с.
20. Карпова, В.М. Представления о родительской и будущей семье в подростковом и юношеском возрасте / В.М. Карпова, Е.В. Филиппова // Психологическая наука и образование. – 2013. – № 4. – С. 84-97.
21. Карташова, Т.Е. Динамика и структура брачно-семейных установок современной молодежи / Т.Е. Карташова // Известия РГСУ. – 2011. – № 132. – С. 336-340.
22. Клецина, И.С. Теоретические основания психологии гендерных отношений / И.С. Клецина // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2003. – № 6. – С. 154-165.
23. Ковалев, С.В. Психология семейных отношений / С.В. Ковалев. – М. : Педагогика, 1987. – 160 с.
24. Колесова, А.О. Представления младших школьников о родительских ролях : автореф. дис. ... канд. психол. нау : 19.00.05 / О.А. Колесова. – СПб., 2011. – 29 с.
25. Крюкова, Т.Л. Лидерство и социальная власть как факторы групповой динамики семьи / Т.Л. Крюкова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2011. – № 4. – С. 193-197.
26. Крюкова, Т.Л. Психология семьи : жизненные трудности и совладание с ними / Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, Е.В. Куфтяк. – СПб. : Речь, 2005. 240 с.
27. Лагонда, Г. Брачные экспектации как психологическая основа супружеских отношений / Г. Лагонда // Психология развития. – 2010. – № 3. – С. 84-98.
28. Левенских, И.А. Ролевые позиции отца в современной семье / И.А. Левенских // Вестник Омского университета. – 2012. – № 1 (63). – С. 349-353.
29. Левикова, С.И. Молодежная субкультура / С.И. Левикова. – М. : ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 608 с.
30. Лидерc А.Г. Семья как психологическая система. Очерки психологии семьи. – М. : Академия, 2004.
31. Недумов, А.С. Представления о семье подростков из полных и неполных семей / А.С. Недумов // Перспективы развития науки и образования. – Тамбов, 2015. – С. 122-124.
32. Ньюкомб, Н. Развитие личности ребенка / Н. Ньюкомб. – СПб. : Питер, 2002. – 640 с.
33. Олифирович, Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович. – СПб. : Речь, 2006. – 360 с.
34. Основы психологии семьи и семейного консультирования / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. – М. : Владос-Пресс. 2004. – 328 с.
35. Савенышева, С.С. Динамика супружеских отношений при переходе к родительству : анализ зарубежных исследований / С.С. Савентышева // Психологические исследования. – 2016. – № 4. – С. 11.
36. Сатир, В. Вы и ваша семьи: Руководство по личностному росту / В. Сатир. – М. : Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 2002. – 314 с.
37. Слепкова, В.И. Психотерапевтические функции семьи / В.И. Слепкова // Журнал практического психолога. – 2005. – № 5. – С. 8-14.
38. Смирникова, О.В. Социально-психологические особенности доминирования-подчинения в супружеской паре автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.05 / О.В. Смирникова. – М. : МОСУ, 2005. – 19 с.
39. Смирнова, Н.А. Представления о будущей семье у подростков, воспитывающихся в приемных и биологических семьях / Н.А. Смирнова // Вестник КГУ – 2014. – № 11. – С. 45-56.
40. Строкова, С.С. Связь образа семьи и семейной идентичности с эмоциональным благополучием подростков / С.С. Строкова // Клиническая и медицинская психология. – 2017. – № 1. – С. 119-137.
41. Федотова, Я.Ф. Глава семьи : мотивы признания / Я.Ф. Федотова // Вопросы психологии. – 1983. – № 5. – С. 87-94.
42. Фрейд, А. Детский психоанализ / А. Фрейд. – СПб. : Питер, 2003. – 477 с.
43. Целуйко, В.М. Психология современной семьи / В.М. Целуйко. – М. : Владос, 2004. – 469 с.
44. Черников, А.В. Системная семейная терапия : Интегративная модель диагностики / А.В. Черников. – М. : Независимая фирма «Класс», 2001. – 208 с.
45. Чукмарова, Л.Ф. Полоролевые экспектации супругов и стабильность брачно-семейного союза в молодом городе : автореф. дис. … канд-та психол. наук : 19.00.05 / Л.Ф. Чукмарова. – Ярославль, 2008. – 19 с.
46. Шабаева, А.В. Социально-психологические аспекты лидерства в супружеской паре : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.05 / А.В. Шабаева. – Оренбург : Оренбургский гос. ун-т, 2011. – 18 с.
47. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – Ростов н/Д. : Феникс, 2002. – 544 с.
48. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология / Л.Б. Шнейдер. – М. : Академический Проект, 2006. – 768 с.
49. Шубина, А.С. Исследование системных характеристик образа семьи у детей, оставшихся без попечения родителей : Материалы XIV Междунар. конф. молодых ученых. – ПГПУ, Пермь 2011. – С. 23-34.
50. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб. : Питер, 2001. – 656 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 64.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета «Модель семьи».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты