Особенности самооценки детей младшего школьного возраста с нарушениями речи
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Диплом
на тему: «Особенности самооценки детей младшего школьного возраста с нарушениями речи»
по дисциплине: «Психология»
2018
251.00 BYN
Особенности самооценки детей младшего школьного возраста с нарушениями речи
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 52.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Первичный эмпирический материал.
Приложение Б Диагностический инструментарий.
Приложение В Содержание коррекционно-развивающей программы.
Поделиться
Введение
1 Теоретические основы развития самооценки детей младшего школьного возраста с нарушениями речи
1.1 Сущностно-содержательная характеристика самооценки личности
1.2 Виды нарушений речи
1.3 Влияние нарушений речи на личностное развитие
2 Эмпирическое исследование самооценки младших школьников
2.1 Организация и методы эмпирического исследования
2.2 Результаты исследования самооценки младших школьников с нарушениями речи
2.3 Рекомендации по коррекции самооценки младших школьников с нарушениями речи
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что различные речевые расстройства имеют широкое распространение во всем мире, частота их встречаемости увеличивается с каждым годом, что становится проблемой не только самого ребенка, имеющего речевой дефект, но и общества в целом. Полноценная речь является важным условием становления коммуникативных компетенций и социализации личности. Наличие речевых расстройств влияет на психику ребенка и формирование его как полноценной личности.
Современное общество диктует особые требования к личностному развитию современного человека, который должен быть, прежде всего, уверен в себе, своих способностях и возможностях, правильно оценивать свои способности, то есть обладать сформированным самосознанием, адекватной самооценкой. Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе.
Важным показателем личностного развития ребенка является и формирующаяся у него самооценка. Особый интерес представляет именно младших школьный возраст, который обусловлен тем, что именно в этом возрасте начинает складываться дифференцированное самосознание, формироваться самооценка и уровень притязаний. Формирование адекватной самооценки, способствующей успешной социализации, по мнению ряда исследователей (Л.И. Божович, А.В. Захаровой, А.И. Липкиной, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной) следует начинать в младшем школьном возрасте.
Младший школьный возраст является сенситивным для развития самооценки, т.к. в жизни ребенка в этом возрасте происходят существенные изменения. Вместе с тем, развитие личности ребенка, его самооценки осложняется при различных нарушениях, в частности нарушении речи.
Речевое развитие является одним из важнейших направлений в психическом развитии человека. Оно является необходимым средством взаимодействия с окружающими людьми. Речь формируется и функционирует во взаимосвязи с такими психическими процессами, как мышление, память, внимание, ощущение, восприятие, а также с эмоционально-волевой сферой личности, формирования представлений об окружающем мире и о самом себе.
Проблемой изучения самооценки занимались зарубежные психологи (А. Адлер, А. Бандура, Р. Бернс, У. Джемс, Ф. Зимбардо, С. Куперсмит, Г. Мид, К. Роджерс, М. Розенберг, 3. Фрейд, К. Хорни) и отечественные авторы (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.В. Захарова, И.С. Кон, М.И. Лисина, В.В. Столин, И.И. Чеснокова, Е.В. Шорохов).
В немногочисленных исследованиях, посвященных психолого-педагогическим особенностям лиц с речевыми нарушениями, представлены данные, согласно которым самооценка соотносится с феноменологией речевого нарушения. Так, в исследованиях имеются сведенья на неадекватную, чаще заниженную самооценку у детей с речевыми нарушениями (Л.З. Андронова, Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова, В.Г. Казаков, Н.Л. Карпова, В.И. Селиверстов, В.М. Шкловский и другие).
Важной научно-практической задачей, которую необходимо решать в образовательном коррекционном или инклюзивном процессе является учет нарушений речи и самооценки дошкольников с различными речевыми нарушениями. При этом процесс коррекции речевых нарушений, включающий в себя коррекцию самооценки детей, станет более эффективным.
Практическая актуальность темы исследования связана с возможностью разработки рекомендаций психологу по коррекции самооценки младших школьников с нарушениями речи.
Объект исследования: самооценка детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.
Предмет исследования: особенности самооценки детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.
Цель работы: выявить особенности самооценки детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.
Задачи исследования:
а) рассмотреть сущностно-содержательные характеристики самооценки личности;
б) определить влияние нарушений речи на личностное развитие;
в) выявить особенности самооценки детей младшего школьного возраста с нарушениями речи;
г) разработать рекомендации по коррекции самооценки младших школьников с нарушениями речи.
1 Теоретические основы развития самооценки детей младшего школьного возраста с нарушениями речи
1.1 Сущностно – содержательная характеристика самооценки личности
Феномен самооценки является предметом изучения многих зарубежных и отечественных психологов. Основные теории к анализу феномен самооценки изложены в работах отечественных ученых: Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, В.В. Столина, Е.В. Шороховой. В зарубежной психологии изучением самооценки занимались А. Адлер, А. Бандура, Р. Бернс, У. Джемс, Ф. Зимбардо, С. Куперсмит, Г. Мид, К. Роджерс, М. Розенберг, 3. Фрейд, К. Хорни.
В зарубежной психологии самооценка рассматривается в структуре более широкого понятие «Я-концепции», под которой понимается совокупность всех представлений индивида о себе, тесно связанных с их оценкой. В содержание «Я-концепции» входят такие компоненты как:
– образ «Я» – совокупность представлений и мнений индивида о самом себе;
– самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, так как конкретные черты образа «Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением;
– потенциальная поведенческая реакция – те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой.
В психоаналитическом направлении самооценка рассматривалась в составе самосознания, где, по мнению З. Фрейда, складывающиеся представления о самом себе, являются неполными, искаженными, не соответствующими действительности. 3. Фрейд полагал, что формирование самооценки происходит в результате конфликта между внутренними побуждениями и внешними запретами. Постоянный такой конфликт обусловливает невозможность адекватной самооценки [1, с. 207].
Представители бихевиоризма (А. Бандура, Б. Скиннер) определяют самооценку в качестве одного из компонентов, регулирующих поведение, который проявляется в форме удовлетворенности или неудовлетворенности собой и собственными успехами [2, с. 892].
В гуманистическом направлении А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс придерживались мнения о том, что образ, который складывается у индивида о самом себе, может быть неполным и искаженным. Мнения других людей, усвоенные в детстве представления, собственные притязания в совокупности при определенных условиях образуют картину, которая не совпадает с объективной структурой личности. Преобразование этой картины для достижения адекватной самооценки возможно путем изменения реальной системы отношений, где она сформировалась, а именно изменения социальной позиции личности, системы ее взаимоотношений с окружающими людьми, характера ее деятельности [3, с. 57].
К. Роджерс считал, что самооценка является важнейшим компонентом «Я-концепции» личности, которая формируется в процессе социализации личности в ходе взаимодействия со значимыми людьми. В функции
Я-концепции» входят контроль и интерпретация поведения, его влияние на выбор индивидом своей активности, что обусловливает особенности развития позитивной и негативной самооценки. Через призму своей Я-концепции индивид видит окружающий мир, но она не контролирует и не регулирует его поведение, а символизирует основную часть сознательного опыта человека, а его поведение только согласуется с ней. Формирование самооценки осуществляется преимущественно в младенческом и подростковом периоде. Согласно К. Роджерсу, Я-концепция включает не только самооценку личности, но идеальный образ Я. По причине рассогласования между образом Я и реальным опытом может возникнуть психологическая дезадаптация [4, с. 73].
В интеракционистском направлении (Ч. Кули, М. Мид) самооценка рассматривается я связи опытом, получаемым индивидом во взаимодействии с другими людьми. Самооценка и представление индивида о себе зависят от реакций и мнения других людей о нем. Ч. Кули в своей теории «Зеркального Я» особое значение придавал субъективно интерпретируемой обратной связи, получаемой от различных первичных групп, как ключевого источника самооценки [5, с. 14].
В качестве критерия формирования зрелого Я выступает способность человека принимать на себя роль «обобщенного другого», под которым Дж.Г. Мид понимал некий обобщенный образ коллективных многочисленных представлений и установок по отношению к этому индивиду. Дж. Мид утверждал, что становление самооценки как психического явления является происходящим «внутри» индивида, социальным процессом, в рамках которого возникают «Я – сознающее» и «Я – как объект» [5, с. 19].
2 Эмпирическое исследование самооценки младших школьников
2.1 Организация и методы эмпирического исследования
База исследования: исследование проводилось на базе «Средняя школа № 45 г. Гомеля».
Характеристика выборки исследования: в исследовании приняли участие 2 группы детей: 40 учащихся интегрированного обучения и воспитания для детей с речевыми нарушениями (экспериментальная группа) и 40 учащихся с речевой нормой (контрольная группа). Возраст испытуемых составляет от 8 до 10 лет.
Цель исследования: выявить особенности самооценки детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.
Эмпирическое исследование включало 3 этапа:
1) теоретический анализ литературы по проблеме исследования, отбор методов и методик диагностики, формирование выборки исследования, подготовка диагностического инструментария;
2) изучение уровня и особенностей самооценки младших школьников с использованием методов тестирования, анализ и интерпретация полученных результатов, формулирование выводов исследования;
3) на основании результатов исследования разработка рекомендаций по коррекции самооценки младших школьников с нарушениями речи.
Методы исследования: психодиагностические методики, количественный и качественный анализ, методы математико-статистической обработки данных (критерий U-Манна-Уитни).
Гипотеза исследования: особенностями самооценки младших школьников с нарушениями речи являются заниженный уровень самооценки и низкий уровень притязаний, низкая самооценка удовлетворенности в общении и ситуации в школе.
В ходе исследования использовались следующие методики:
1. Методика «Лесенка» (В. Г. Щур).
Цель методики: выявление уровня самооценки, системы представлений ребенка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой. Вид методики: техника шкалирования, представленная в графической форме. Материал и оборудование: нарисованная лесенка, фигурка человечка (мальчика и девочки), лист бумаги, ручка.
Методика проводится в индивидуальной форме. Процедура исследования представляет собой беседу с ребенком с использованием определенной шкалы оценок, на которой он сам помещает себя и предположительно определяет то место, куда его поставят другие люди.
Обработка и интерпретация результатов. Возможными типами самооценки являются: неадекватно завышенная самооценка, завышенная самооценка, адекватная самооценка, заниженная самооценка.
2. Методика изучения самооценки качеств личности Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.
Цель методики: изучение самооценки качеств личности; выявление уровня самооценки по заранее заданным качествам личности; выбор тех или иных качеств личности обусловлен целями исследования.
Шкалы методики: здоровье; ум, способности; характер; авторитет у сверстников; умение многое делать своими руками, умелые руки; внешность; уверенность в себе.
Методика представляет собой 7 шкал, на которых испытуемый отмечает свое положения от 0 до 10. Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой – 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. Результаты проведения методики позволяют определить самооценку испытуемых (высокая, средняя, низкая).
3. Шкала детской Я-концепции Пирса–Харриса.
Цель методики: изучение уровня самоотношения и самооценки качеств личности.
Опросник включает 80 утверждений, которые касаются отношения к своему «Я», а также некоторых обстоятельств и ситуаций, связанных с проявлением самоотношения.
Тестовые показатели: 1) тревожность, 2) интеллект, 3) ситуация в школе,4) внешность,5) счастье и удовлетворенность, 6) положение в семье,7) общение, 8) поведение, 9) уверенность в себе.
При обработке результатов подсчитывается суммарный балл, характеризующий общую удовлетворенность собой, позитивность самоотношения. В итоге выделяется 5 уровней самоотношения: от очень высокого уровня самоотношения до предельно низкого уровня.
Заключение
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования показал, что самооценка представляет собой центральное образование личности, которое формируется при помощи оценок человека окружающими и проведение им оценок самих окружающих. Самооценка как психологическая категория представляет собой: центральное звено личности, главный компонент самосознания, регулятор деятельности и поведения, выделение человеком собственных качеств, их осознание и оценочное отношение к ним. Самооценка является одним из основных условий, с помощью которых формируется личность. Она формирует у личности необходимость соответствовать определенным запросам окружающих и находиться в гармонии с собственными личностными оценками.
Нарушения речи представляют собой отклонения от речевой нормы, принятой в конкретной языковой среде, которые полностью или частично препятствуют свободному речевому общению, ограничивая возможности социально-психологической адаптации индивида. Существует две классификации речевых нарушений, дополняющие друг друга – клинико-педагогическая и психолого-педагогическая. Клинико-педагогическая классификация подразделяет виды нарушения речи в зависимости от этиологии и особенностях проявлениях. Психолого-педагогическая логопедическая классификация основывается на анализе состояния таких структурных компонентов речевой системы как звуковая сторона (фонетики), лексика и грамматика.
Нарушения речи оказывают негативное влияние на личностное развитие. Дети с нарушениями речи имеют ряд психологических особенностей, которые затрудняют их личностное развитие, способствуют отклонениям в эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сферах. Младшие школьники с нарушениями речи характеризуются пассивностью, конформизмом, зависимостью от чужих мнений, склонностью к спонтанному поведению. Первая категория детей отличается повышенной агрессивностью, конфликтность, стремление демонстрации своих положительных качеств. Для второй категории детей с нарушениями речи характерна замкнутость, обидчивость, неуверенность в себе. В обоих случаях самооценка носит неадекватный характер и расходится с их оценкой себя глазами других. Такие особенности самооценки как неадекватный уровень притязаний и неадекватная самооценка препятствуют гармоничному общению с другими людьми, усугубляя таким образом речевой дефект. Низкая потребность в общении младших школьников с нарушениями речи значительно затрудняется процесс межличностного взаимодействия и процесс формирования представлений о других и самом себе.
С целью выявления особенностей самооценки детей младшего школьного возраста с нарушениями речи нами было проведено эмпирическое исследование. Сравнение самооценки и уровня притязаний у подростков показало, что младшие школьники с нарушениями речи характеризуются низким уровнем притязаний и заниженной самооценкой. Младшие школьники без нарушений речи характеризуются высоким уровнем притязаний и завышенной самооценкой.
Младшие школьники с нарушениями речи характеризуются низким уровнем самооценки своего характера, внешности, авторитета у сверстников, умения многое делать своими руками, а также низкой уверенностью в себе. Младшие школьники без нарушений речи характеризуются высокой уверенностью в себе и высокой самооценкой своих способностей; средним уровнем самооценки характера, внешности, авторитета у сверстников, умения многое делать своими руками.
Младшие школьники с нарушениями речи характеризуются преимущественно низким уровнем притязаний и заниженной самооценкой, что свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии их личности. Младшие школьники без нарушений речи отличаются высоким уровнем притязаний и завышенной самооценкой, что указывает на их неумение правильно оценить себя и результаты своей деятельности при высоком стремлении к достижению большего и является важным фактором личностного развития.
Сравнение особенностей самооценки у младших школьников с нарушениями речи и младших школьников без нарушений речи показало, что на достоверном уровне у младших школьников с нарушениями речи ниже самооценка в таких сферах как поведение, школьная ситуация, внешность, общение, счастье и удовлетворенность, уверенность в себе, и выше самооценка собственной тревожности.
Особенностями самооценки младших школьников с нарушениями речи являются: заниженный уровень самооценки и низкий уровень притязаний, низкая самооценка удовлетворенности в общении и ситуации в школе. Гипотеза исследования полностью подтвердилась.
1 Троицкая, И.Ю. Специфика самооценки в младшем школьном возрасте / И.Ю. Троицкая, Т.Н. Петрова // Молодой ученый. – 2017. – № 6. – С. 207-209.
2 Филоненко, А.А. Развитие рефлексии у детей младшего школьного возраста / А.А. Филоненко // Молодой ученый. – 2014. – № 8. – С. 892 – 894.
3 Липкина, А. И. Самооценка школьника / А.И. Липкина. – М.: Академия, 2006. – 234 с.
4 Гайфулин, А.В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки / А.В. Гайфулин // Вестник Томского гос. пед. ун-та. – 2009. – № 1. – С. 73–75.
5 Серебрякова, Е.Л. Уверенность в себе и условия ее формирования: автореф. канд-та пед. наук: 19.00.05 / Е.Л. Серебрякова. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1955. – 16 с.
6 Пирмагомедова, Э.А. Формирование самооценки детей младшего школьного возраста и факторы, влияющие на ее развитие / Э.А. Пирмагомедова, А.Т. Нагиева, Г.К. Сулейманова. – 2015. – № 2 (51). – С. 110 – 112.
7 Бернс, Р. Что такое Я-концепция / Р. Бернс // Психология самосознания: хрестоматия / Под ред. Д. Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2003. – С. 333–393.
8 Джеймс, У. Личность // Психология самосознания: Хрестоматия / под. ред. Д. Я. Райгородского. – Самара: Бахрах-М, 2000. – С. 7–44.
9 Бурамбаева, Д.А. Формирование адекватной самооценки младших школьников как фактор психологической безопасности личности / Д.А. Бурамбаева // Концепт. – 2015. – № 1. – С. 1–9.
10 Сидоров, К.Р. Самооценка в психологии / К.Р. Сидоров // Мир психологии. – 2006. – № 2. – С. 224–234.
11 Малакуцкая, С.М. Самооценка как ключевой компонент самосознания личности / С.М. Малакуцкая, Л.В. Яковлева // Психология и педагогика. – 2011. – № 21-1. – С. 95-100.
12 Яковлева, М.В. Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников / М.В. Яковлева // Концепт. – 2015. – Т. 10. – С. 151–155.
13 Прохорова, Н.В. Психологические особенности самооценки и уровня притязаний подростков / Н.В. Прохоров // Психологические науки. – 2017. – Вып. 8. – С. 18-23.
14 Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Академия, 1999. – 672 с.
15 Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М.: Изд-во МГУ, 1983. – 284 с.
16 Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. – М.: Академия, 1990. – 450 с.
17 Серкова, А.М. Психолого-педагогическая коррекция самооценки старших подростков / А.М. Серкова // Концепт. – 2015. – № 1. – С. 1-7.
18 Коваленко, В.А. Генезис самооценки личности как психологический феномен / В.А. Коваленко // Вестник Адыгейск. гос. ун-а. – 2011. – № 3. – С. 1-5.
19 Бирюкевич, Е.А. Показатели качественного анализа самооценки учащихся на границе младшего школьного и подросткового возрастов / Е.А. Бирюкевич, Е.Е. Марченко // Психология обучения. – 2012. – № 4. – С. 49–65.
20 Кригер, Г.Н. Самооценка как функция самосознания / Г.Н. Кригер, Л.М. Федотова // Вопросы гуманитарных наук. – 2009. – № 2 (40). – С. 299-301.
21 Арендачук, И.В. Структурно-функциональный подход к процессу формирования самосознания личности / И.В. Арендачук // Известия Саратовского ун-та. – 2017. – Вып. 2. – С. 110-117.
22 Кукулите, Т.Г. Основные подходы к изучению самоотношения личности в зарубежной психологии / Т.Г. Кукулите // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. – 2011. – № 1 (31). – С. 127-132.
23 Андронова, О. Е. Проблема компонентов, характеристик и основных типов самосознания в психологии / О. Е. Андронова // Вестник Томского гос. ун-та. – 2007. – № 305. – С. 149-151.
24 Бороздина, Л. В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией / Л. В. Бороздина // Вестник МГУ. – 2011. – № 1. – С. 54-62.
25 Шамсутдинов. Г.В. Психолого-педагогические подходы к изучению адекватной самооценки личности / Г.В. Шамсутдинов // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. – 2016. – № 1. – С. 37-40.
26 Яковлева, Т.М. К проблеме развития саморегуляции в процессе решения познавательных задач у детей 6 -7 лет с общим недоразвитием речи / Т.М. Яковлева // Материалы научн. конф. «Ломоносов 2016». – М., 2016. – С. 1-3.
27 Маяцкая, Н.К. Особенности формирования связной монологической речи у детей младшего школьного возраста с системным недоразвитием речи / Н.К. Маяцкая, Д.С. Калмыкова // Вестник Молодого ученого. – 2017. – № 2. – С. 1-15.
28 Сапожников, Я.М. Нарушения речи у детей / Я.М. Сапожникова, Е.Л. Черкасова // Педиатрия. – 2013. – № 4. – С. 82-88.
29 Филичева, Т.Б. Нарушения речи у детей / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М.: Профессиональное образование, 1993. – 232 с.
30 Бикуньска, Э.А. Нарушения речи у детей, связанные с поражением экстрпирамидной системы / Э.А. Бикуньска // Дефектология. – 2017. – № 5. – С. 3-11.
31 Хвостова, О.А. Формирование произвольной регуляции деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) / О.А. Хвостова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 23. – С. 76–80.
32 Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160 с.
33 Сазанова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи / С.Н. Сазанова. – М.: Академия, 2005. – 144 с.
34 Дзюба, О.В. Развитие коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи / О.В. Дзюба // Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования: межвузовский сб. научн. трудов / под ред. Е. А. Левановой. – 2009. – Вып. 23. – Калининград: Изд-во КГУ. – С. 56–60.
35 Шалабанова, И.Ю. Особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников с нарушением речи // Новое слово в науке и образовании: материалы Междунар. научно-практ. конференции / Под общей ред. А.И. Вострецова. – 2016. – С. 123-126.
36 Кондакова, М.В. Из опыта исследования речевых нарушений у детей младшего школьного возраста / М.В. Кондакова // Проблемы педагогики. – 2017. – № 7. – С. 29-30.
37 Волкова, Л.С. Логопедия / Л.С. Волкова. – М.: Владос, 2006. – 703 с.
38 Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И.Н. Садовникова. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 352 с.
39 Руденко, В.И. Логопедия / В.И. Руденко. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 320 с.
40 Трофимова, Н.М. Основы специальной педагогики и психологии / Н.М. Трофимова. – СПб.: Питер, 2005. – 304 с.
41 Смирнова, Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. – СПб.: Питер, 2009. – 304 с.
42 Дубова, Н.В. Об особенностях навыков общения дошкольников с ОНР / Н. В. Дубова // Логопед в детском саду. – 2006. – № 3. – С. 36–38.
43 Луцик, К.В. Психологические особенности младших школьников с дислалией / К.В. Луцик, С.А. Городилова // Концепт. – 2017. – С. 74-76.
44 Федотова, Л.А. Логопедические и психологические особенности младших школьников с речевыми нарушениями / Л.А. Федотова //
45 Кругликова, А.Ю. Изучение речевой самооценки у детей с нарушениями речи / А.Ю. Кругликова // Психология и педагогика: современные методики и инновации, опыт практического применения. – 2017. – С. 44-48.
46 Козловская, Г.Ю. Психология лиц с нарушениями речи / Г.Ю. Козловская. – Ставрополь: СГПИ, 2009. – 240 с.
47 Артищева, Л.В. Логопсихология: учеб.-метод. пособие / Л.В. Артищева. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. – 60 с.
48 Усанова, О.Н. Дети с проблемами психического развития / О.Н. Усанова. – М.: Коррекция, 1995. – 208 с.
49 Егорова, И.В. Особенности формирования личностных свойств у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи / И.В. Егорова // Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии: материалы VIII всерос. научно-практ. конференции / Под ред. О.А. Денисова, Л.А. Пепик. – 2014. – С. 200-202.
50 Орешкина, М.Ю. Самооценка и уровень притязаний младших школьников с тяжелыми нарушениями речи: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.03 / М.Ю. Орешкина – Москва, 1999. – 20 с.
51 Захарова, А.В. Формирование самооценки в учебной деятельности / А.В. Захарова. – М.: Дрофа, 2009. – 74 с.
52 Яковлева, М.В. Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников / М.В. Яковлева // Концепт. – 2015. – Т. 10. – С. 151-155.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 52.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Первичный эмпирический материал.
Приложение Б Диагностический инструментарий.
Приложение В Содержание коррекционно-развивающей программы.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты