Причины возникновения и особенности агрессии у детей дошкольного возраста
ГИУСТ БГУ (Государственный институт управления и социальных технологий)
Диплом
на тему: «Причины возникновения и особенности агрессии у детей дошкольного возраста»
по дисциплине: «Социальная работа»
2018
251.00 BYN
Причины возникновения и особенности агрессии у детей дошкольного возраста
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Социальная работа
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 63.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А ПЕРВИЧНЫЙ ЭМПИРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б СОДЕРЖАНИЕ ПСХИОЛОГО-КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ.
ПРИЛОЖЕНИЕ В РЕЗУЛЬТАТЫ ПОВТОРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Основные подходы к возникновению агрессии в психологии
1.2 Факторы и причины возникновения агрессии у детей дошкольного возраста
1.3 Проявления агрессии у детей дошкольного возраста
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования особенностей агрессии у детей дошкольного возраста
2.3 Рекомендации по снижению агрессии у детей дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена напряженной, неустойчивой социально-экономической обстановкой, сложившейся в настоящее время, способствующей росту различных отклонений в личностном развитии и поведении детей. Особое внимание и тревогу вызывает повышение агрессивности и агрессивного поведения современных детей, которое может указывать на неспособность ребенка приспосабливаться к условиям социальной среды, то есть на его дезадаптацию.
Большое количество насилия на экранах, дисгармоничные стили родительского воспитания, невнимание родителей к данной проблеме, отсутствие в садах психологической поддержки детям – все это порождает еще большие всплески детской агрессивности в наши дни. В обществе возрастают негативные и деструктивные явления среди молодежи (жестокость, насилие и т.д.), а истоки зарождения всех этих проблем чаще связаны с дошкольным детством.
Высокая агрессивность детей дошкольного возраста является острой проблемой для психологов и педагогов, а также их родителей и для окружающего общества в том числе. Количество детей с агрессивным поведением довольно стремительно увеличивается.
Агрессивность оказывает существенное влияние на эмоциональное развитие и благополучие, на формирование личности, на психическое здоровье человека. Основными микросоциальными факторами, влияющими на развитие агрессивного поведения ребёнка, являются семья, взаимодействие со сверстниками, средства массовой информации.
Возникновение агрессии имеет предпосылки как в наличии определенных социальных противоречий, ведущих к столкновению интересов различных личностей, так и в личностных особенностях людей, определяющих отсутствие или трудность достижения человеком каких-либо не агрессивными способами. Психологические фрустрации, трудные жизненные ситуации, неумение или невозможность использовать гуманные способы разрешить противоречия в межличностных отношениях, неспособность достижения желанного статуса или состояния неагрессивными путями формирует определенную психологическую напряженность. Эта напряженность создает мотивацию для использования агрессии как средства достижения требуемого статуса или состояния.
Проявления агрессии встречаются в повседневной жизни ежедневно, что создает риск ее негативного воздействия на личность ребенка. Агрессивные проявления детей или постоянное ожидание такого поведения от окружающих способствует ограничению активности ребенка, повышению тревожности, формированию заниженной или компенсированной самооценки, нарушению взаимоотношений в коллективе, социальной дезадаптации.
Проблемой изучения агрессии занимались такие отечественные ученые как П.П. Блонский, Г.Э. Бреслав, Л.С. Выготский, Л.Б. Гиппенрейтер, А.И. Захаров, С.Л. Колосова, Р.В. Овчарова, Н.М. Платонова, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов и др.
Зарубежными исследователями, которые занимались проблемой детской агрессии, являются: А. Бандура, А. Басс, К. Бютнер, Л. Берковиц, Р. Бэрон, К. Лоренц, Д. Ричардсон, З. Фрейд, Э. Фромм и др.
Практическая актуальность темы исследования заключается в том, что на основании результатов исследования особенностей агрессии детей дошкольного возраста могут быть разработаны рекомендации по снижению агрессии.
Цель исследования: выявить причины возникновения и особенности агрессии у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: агрессия у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: причины возникновения и особенности агрессии у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: уровень агрессивности выше у детей старшего дошкольного возраста, чем у детей среднего дошкольного возраста.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть основные подходы к возникновению агрессии в психологии.
2. Охарактеризовать факторы и причины возникновения агрессии у детей дошкольного возраста.
3. Выявить особенности агрессии у детей дошкольного возраста.
4. Разработать рекомендации по снижению агрессии у детей дошкольного возраста психологу и родителям.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Основные подходы к возникновению агрессии в психологии
К настоящему времени в психологической науке сложились различные подходы к пониманию агрессии и агрессивного поведения. Под агрессией понимается мотивированное разрушительное поведение, которое противоречит общественным нормам, причиняет вред объекту нападения, наносит физический ущерб или вызывающее у него психический дискомфорт в форме отрицательных переживаний, состояния напряженности, страха. Интенсивность и неадекватность агрессивных реакций обусловлены предыдущим опытом, культурными нормами, реактивностью нервной системы, силой и равновесием нервных процессов, восприятием и интерпретацией разных раздражителей, которые способны вызвать агрессию [32, с. 39].
Агрессия, выступая в качестве психической реальности, имеет следующие характеристики:
– направленность на внешний объект (человек или предмет) или на себя (личность, тело);
– формы проявления (явные: конфликтность, сквернословие, принуждение, и скрытые: уход от социальных контактов, бездействие с целью навредить другому);
– степень интенсивности [26, с. 121].
Агрессия может носить явный или скрытый характер; она может проявляться в открытой форме (взаимодействии с другими людьми) и скрытой форме (представления, мечты). Например, агрессивность, направленная на себя, проявляется в форме саморазрушающего поведения (алкоголизм, суицид); агрессивность, направленная на других, проявляется в форме причинения физического вреда другому человеку или предмету.
В зависимости от вида агрессивности определяется ее форма проявления:
– агрессия, направленная на себя, проявляется в форме саморазрушающего поведения (алкоголизм, суицид);
– агрессия, направленная на других, проявляется в форме причинения физического вреда другому человеку или предмету [36, с. 85].
Анализ современной литературы показал, что существуют различные точки зрения на понимание природы и сущности агрессии. Рассмотрим основные подходы к изучению агрессии.
1. Эволюционный подход, согласно которому агрессия рассматривается как инстинктивное поведение. Этот подход включает в себя психоаналитический, этологический и социобиологический подходы.
Согласно этологическому подходу К. Лоренса, источником агрессии является врожденный инстинкт борьбы за выживание. Агрессивная энергия согласно К. Лоренцу, генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, накапливается с течением времени. Чем большее количество агрессивной энергии имеется в данный момент, тем меньшей силы стимул нужен для того, чтобы агрессия «выплеснулась» вовне [38, с. 121].
Психоаналитический подход. По мнению З. Фрейда, поведение человека прямым или косвенным путем исходит из инстинкта жизни. Энергия эроса направлена на сохранение и воспроизведение жизни. Здесь агрессия рассматривается в качестве реакции на блокирование или разрушение либидозных импульсов. Энергия танатоса направляется на разрушение и прекращение жизни. По Фрейду, поведение представляет собой результат взаимодействия двух инстинктов, между которыми существует постоянное напряжение. По причине того, что существует острый конфликт между сохранением жизни (эросом) и ее разрушением (танатосом), другие психологические механизмы служат для направления энергии танатоса вовне, в направлении от «Я». Так, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других [50, с. 161].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методы исследования
Эмпирическое исследование проводилось на базе ГУО «Ясли-сад №14 г. Солигорска». Всего в исследовании приняли участие 50 детей старшей и средней групп. В экспериментальную группу вошли 25 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), в контрольную группу вошли 25 детей среднего школьного возраста (4-5 лет).
Эмпирическое исследование осуществлялось в три этапа:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методик исследования, формирование выборки исследования;
2) проведение исследования особенностей агрессии у детей дошкольного возраста;
3) обработка и анализ полученных результатов, формулирование выводов исследования, разработка рекомендаций по результатам исследования.
Методы исследования: психодиагностическое тестирование, математико-статистическая обработка данных.
Для достижения цели были использованы следующие методики:
1. Наблюдение с помощью критериев агрессивного поведения, выделенных Е.О. Смирновой и В.М. Холмогоровой.
При анализе наблюдений мы опирались на критерии агрессивного поведения, выделенные Е.О. Смирновой и В.М. Холмогоровой [46]. По мнению авторов, детей с высоким уровнем выраженности агрессивного поведения отличает: высокая частота агрессивных действий; преобладание прямой физической агрессии; наличие враждебных агрессивных действий.
В структуру наблюдения включаются:
– виды агрессивного поведения – прямые и косвенные, вербальные и невербальные агрессивные действия;
– мотив агрессивных действий – защитная агрессия, инструментальные агрессивные действия, враждебная агрессия.
После завершения наблюдения за агрессивным поведением детей подсчитываются по протоколам общее количество агрессивных действий у каждого ребенка.
Уровни выраженности агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста:
Низкий уровень характеризуется общим количеством проявлений элементов агрессивного поведения от 0 до 13, агрессия в большинстве случаев носит защитный характер, в поведении преобладают вербальные виды агрессивного поведения.
Средний уровень выраженности агрессивного поведения определяется общим количеством агрессивных действий от 14 до 30, с преобладанием инструментальных и защитных установок, прямые физические проявления агрессии не превышают 16 элементов.
Высокий уровень выраженности агрессивного поведения определяется общим количеством агрессивных действий от 31 и более элементов агрессивного поведения, агрессивные действия таких детей носят враждебный характер, а прямые физические виды агрессии преобладают над остальными.
2. Проективная методика «Рисунок несуществующего животного» (М.З. Дукаревич).
Назначение методики: выявление особенностей эмоционально-волевой сферы, в том числе и уровня агрессивности.
Под агрессивностью понимается личностная характеристика, приобретенная и сформированная в ходе личностного развития путем социального научения, которая проявляется в агрессивных реакциях на различные раздражители. Агрессивность – это личностное свойство, которое проявляется в готовности к акту агрессии, как черту характера
Испытуемому предлагается придумать и нарисовать несуществующее животное, назвать его несуществующим названием. Рисунок выполняется простым карандашом на стандартном листе белой бумаги. Интерпретация рисунков осуществляется путем качественного анализа [11].
Признаками агрессивности в рамках данной методики выступают:
– количеств, расположение и характер углов в рисунке;
– прямые символы агрессии – когти, зубы, клювы.
– контур основной фигуры – наличие выступов (щит, иглы, панцирь); затемнение и двойная линия (защитная агрессия).
Уровни выраженности агрессивности детей старшего дошкольного возраста: низкий уровень – число агрессивных тенденций на рисунке колеблется от 0 до 5 единиц; средний уровень – число агрессивных тенденций на рисунке колеблется от 6 до 10 единиц; высокий уровень – число агрессивных тенденций на рисунке колеблется от 11 и выше единиц.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрены основные подходы к возникновению агрессии в психологии. Существуют различные подходы к пониманию природы и сущности агрессии: эволюционный подход, фрустрационный подход, социобихевиоральный подход, теория социального влияния, современный подход. Под агрессией понимается мотивированное разрушительное поведение, которое наносит физический ущерб или вызывающее у него психический дискомфорт в форме отрицательных переживаний, состояния напряженности. В современном представлении агрессивное поведение связано с социальной адаптацией в качестве одного из ее социально-психологических факторов. Основными мотивами агрессии являются: корыстные, самоутверждение в среде, повышение самооценки, устранение конкурента, устранение давящих, психологически труднопереносимых обстоятельств, самонаказание.
Охарактеризованы факторы и причины возникновения агрессии у детей дошкольного возраста. Основными факторами, способствующими образованию детской агрессии, являются: семейные, личные и ситуативные факторы. Причинами развития агрессии детей дошкольного возраста выступают: психологические, обусловленные особенностями возрастного развития; психолого-педагогические; социально-психологические; медико-психологические причины. Особое влияние на возникновение и развитие агрессивного поведения дошкольника оказывает семья. Истоки деструктивной агрессивности лежат в семейном воспитании; защитная агрессивность является результатом нарушения развития в младенческом возрасте, которое закрепляется актуальной семейной ситуацией. Детская агрессия как одна из форм активности представляет собой средство приспособления среды к своим потребностям и состояниям.
Выявлены особенности агрессии у детей дошкольного возраста. Уровень выраженности агрессивного поведения в старшей группе достоверно выше, чем в средней группе. Дети старшего дошкольного возраста характеризуются преимущественно высоким уровнем выраженности агрессивного поведения – агрессивные действия таких детей носят враждебный характер, а прямые физические виды агрессии преобладают над остальными. Дети среднего дошкольного возраста характеризуются преимущественно средним уровнем выраженности агрессивного поведения – у них отмечается преобладание инструментальных и защитных установок, прямые физические проявления агрессии проявляются не часто. Мотивами агрессии старших дошкольников являются: целенаправленное причинение вреда другому без каких-либо причин, стремление занять лидирующую позицию среди сверстников. Мотивами агрессивного поведения у детей среднего дошкольного возраста являются: достижение определенной цели без использования жестокости, защита своего Я и своего пространства. Уровень агрессивности достоверно выше у детей старшего дошкольного возраста, чем у детей среднего дошкольного возраста. Дети старшего дошкольного возраста характеризуются преимущественно высоким уровнем агрессивности; дети среднего дошкольного возраста характеризуются преимущественно низким уровнем агрессивности. Дети старшего дошкольного возраста характеризуются преимущественно активно-агрессивным типом реакции на фрустрацию; дети среднего дошкольного возраста преимущественно пассивно-страдательно реагируют на ситуации препятствия – они склонны сразу плакать, обижаться, жаловаться, не предпринимать активных действий. Гипотеза исследования о том, что уровень агрессивности выше у детей старшего дошкольного возраста, чем у детей среднего дошкольного возраста, подтвердилась. Нами была проведена психолого-коррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста с повышенным уровнем агрессии (13 детей). После проведения психокоррекционной работы у детей старшего дошкольного уровня уровень агрессивного поведения и агрессивности достоверно снизился. Это свидетельствует об эффективности проведенных с ними занятий.
На основании результатов исследования нами разработаны рекомендации по снижению агрессии у детей дошкольного возраста психологу и родителям. Психологу рекомендуется с целью снижения агрессии использовать метод игровой терапии. Игра является привычной деятельностью ребенка и ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Работа психолога по снижению агрессии у детей дошкольного возраста, вызванной стилем воспитания в семье, должна выстраиваться в следующих направлениях: психологическая поддержка детей с повышенной агрессивностью; проведение коррекционно-развивающей работы не только с дошкольниками, но и их с родителями; реализация совместной деятельности для отработки позитивных навыков общения друг с другом. Родителям рекомендуется изменить обстановку дома и свое отношение к ребенку; большее внимание уделять похвале и поощрению, отказавшись от физических наказаний; предъявлять ребенку адекватный и последовательные требования; быть образом неагрессивной модели поведения; эмоционально поддерживать ребенка; научить детей приемам отрегирования негативных эмоций.
1. Агрессия у детей и подростков / Под ред. Н.М. Платоновой. – СПб.: Речь, 2006. – 316 с.
2. Бабешко, Т.Г. Причины агрессивного поведения детей, особенности развития их произвольности, тактика педкоррекции / Т.Г. Бабешко // Волжский вестник науки. – 2016. – № 2. – С. 13-15.
3. Бандура, А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс. – М.: Академия, 2004. – 320 с.
4. Бандура, А. Теория социального научения / А. Бандура. – СПб.: Евразия, 2000. – 322 с.
5. Беневольская, Т.Б. Возрастные особенности агрессивных проявлений у старших дошкольников и их коррекция в условиях детского сада: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / Т.Б. Беневольская. – М., 2008. – 19 с.
6. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия, контроль / Л. Берковиц. – М.: Прайм-Еврознак, 2005. – 512 с.
7. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб.: Питер, 2001. – 352 с.
8. Верхотина, Е.А. Возникновение агрессии у детей дошкольного возраста / Е.А. Верхотина // Вестник научных конференций. – 2016. – № 9. – С. 26-27.
9. Волконская, Е.К. Понятие и мотивы агрессии / Е.К. Волконская // Проблемы теории и практики борьбы с экстремизмом и терроризмом Всероссийская научно-практическая конференция. – М., 2015. – С. 317-320.
10. Герш, Б.Г. Мотивации агрессивного поведения / Б.Г. Герш // Гуманитарные проблемы военного дела. – 2015. – № 3 (4). – С. 115-119.
11. Гребень, Н.Ф. Психологические тесты для профессионалов / Н.Ф. Гребень. – Мн.: Современная школа, 2007. – 496 с.
12. Данченкова, С.Н. Агрессивное поведение старших дошкольников как фактор дезадаптации младших школьников / С.Н. Данченкова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2016. – № 5. –
С. 105–108.
13. Дашенко, В.И. Аутоагрессия и суицид: соотношение понятий и их различие / В.И. Дашенко // Всероссийская научн.-практ.- конференция. – Ростов-на-Дону. – 2013. – № 1. – С. 52-55.
14. Дубинин, С.Н. Агрессивное поведение у детей и подростков как одна их форм девиантного поведения / С.Н. Дубинин // Сибирский пед. журнал. – 2011. – № 5. – С. 98–109.
15. Ерина, И.А. Условия и факторы формирования проявления агрессии у детей / И.А. Ерина // Наука образование: новое время. – 2016. – № 4. – С. 1-3.
16. Ермолаева, М.В. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников / М.В. Ермолаева. – М.: МПСИ, 2008. – 452 с.
17. Жмуров, Д.В. Словарь терминов агрессии [Электронный ресурс]. – URL: http://www.vocabulum.ru/word/343/. - Дата доступа:
18. Зайдуллина, Г.Г. Причины отклоняющегося поведения детей дошкольного возраста / Г.Г. Зайдулина // Вестник Нижевартовск. Гос. пед. ун-та. – 2012. – № 20. – С. 84-91.
19. Змановская Е.В. Девиантное поведение личности и группы. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с.
20. Иванова, Л.С. Проблемно-ориентированное сопровождение школьников с проявлениями дезадаптации: автореф. …. дис. канд. психол. наук: 19.00.05 / Л.С. Иванова / Л.С. Иванова. – М., 2003. – 21 с.
21. Илларионова, И.В. Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста / И.В. Илларионова // Вестник ЧГПУ. – 2011. – № 2. – С. 154-158.
22. Ильин, Е.П. Психология агрессивного поведения / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2014. – 368 с.
23. Ильясов, Ф.Н. О соотношении агрессии и страха / Ф.Н. Ильясов // Социальные исследования. – 2017. – № 1. – С. 62-69.
24. Клейникова, Т.П. Детский негативизм: признаки и причины его проявления / Т.П. Клейнкиова // Научный диалог. – 2013. –№ 8. – С. 131-139.
25. Колосова, С.И. Особенности дезадаптации детей 6-7 летнего возраста с агрессивным поведением / С.И. Колосова // Вопросы психологии. – 2006. – № 2. – С. 50–58.
26. Колосова, С.Л. Детская агрессия / С.Л. Колосова. – СПб.: Питер, 2008. – 224 с.
27. Комиссарова, Д.С. Мотивация агрессивного поведения: диагностика и коррекция/ Д.С. Комиссарова // NovaInfo.Ru. – 2017. – № 66. – С. 267-275.
28. Корчуганова, В.Ю. Особенности агрессии и депрессии у детей из благополучных и неблагополучных семей / В.Ю. Корчуганова // Молодёжь третьего тысячелетия: сборник научных статей. – 2017. – С. 1538-1542.
29. Кочеткова, Т.Н. Агрессия детей в контексте поведения их родителей / Т.Н Кочеткова // Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики. – Уфа, 2014. – С. 124-135.
30. Мелешко, Т.Б. Изучение агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста / Т.Б. Мелешко // Психология в России и за рубежом: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). – СПб.: Реноме, 2013. – С. 34–39.
31. Меньшикова, Т.И. диагностика агрессивного поведения дошкольников / Т.И. Меньшикова // Вестник Таганрогского института. – 2006. – № 2. – С. 121-126.
32. Можгинский, Ю.Б. Агрессивность детей и подростков / Ю.Б. Можгинский. – М.: Когито, 2009. – 181 с.
33. Никитенко, А.А. Особенности агрессивного поведения детей дошкольного возраста / А.А. Никитенко // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 11. – С. 83-86.
34. Ольшанская, Е.В. Подростковая агрессия как фактор социальной адаптации: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / Е.В. Ольшанская. – М.: МОДН ГЛУ, 2000. – 19 с.
35. Паренс, Г. Детская психология. Агрессия наших детей / Г. Паренс. – М.: Форум, 2001. – 160 с.
36. Пасечник, Л. Агрессивное поведение дошкольников / Л. Пасечник // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 6. – С. 84-89.
37. Печенова, Е.А. Агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста – причины и коррекционная работа / Е.А. Печенова // GAUDEAMUS IGITUR. – 2016. – № 3. – С. 49-52.
38. Попова, А.А. Основные научные подходы к исследованию феномена агрессии // Вестник Адыгейского гос. ун-та. – 2015. – № 1. – С. 121-126.
39. Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Минск: Харвест, 1999. – 656 с.
40. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Д.Я. Райгородский. – Самара: Изд. дом «БАХРАХ», 1998. – 672 с.
41. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. – 1996. – № 5. – С. 26–30.
42. Редько, П.А. Коррекция агрессивного поведения детей младшего дошкольного возраста / П.А. Редько, О.В. Полетаева // Инновационные технологии в науке и образованию. – 2015. – № 1. – С. 225-227.
43. Родакер, Н.М. Гиперактивность и агрессия у детей дошкольного возраста / Н.М. Родакер // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2014. – № 36. – С. 51-55.
44. Сазонова, Н.П. Преодоление агрессивного поведения старших дошкольников в детском саду и в семье / Н.П. Сазонова, Н.В. Новикова. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010 – 128 с.
45. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.С. Семенюк. – М.: Флинта, 2003. – 96 с.
46. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М.: Академия, 2005. – 452 с.
47. Смирнова, Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей: диагностические критерии, коррекционная работа, психологические методики / Т.П. Смирнова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 368 с.
48. Смирнова, Т.С. Причины девиаций поведения у детей дошкольного возраста / Т.С. Смирнова // Молодой ученый. – 2016. – № 20. – С. 654-657.
49. Тимошок, А.В. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста / А.В. Тимошок // Современная психология: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 25-27.
50. Фрейд З. Психология бессознательного / Пер. с нем. – М.: АСТ: Аст Москва, 2010. – 144.
51. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция: монография / И.А. Фурманов. – Минск: Ильин В.П., 1996. – 192 с.
52. Хрустова, Е.С. Социально-психологические ресурсы сказкотерапии в коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста / Е.С. Хрустова, С.П. Акунина // Молодой ученый. – 2015. – № 22. – С. 911-913.
53. Хухлаева, О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников / О.В. Хухлаева. – М.: Академия, 2003. – 176 с.
54. Чермашенцева, Е.Э. Агрессия у детей как признак девиантного поведения / Е.Э. Чермашенцева, О.В. Полетаева // Инновационные технологии в науке и образованию. – 2015. – № 1. – С. 234-236.
55. Чичерина, А.В. Агрессивность у детей старшего дошкольного возраста / А.В. Чичерина // Научный альманах. – 2016. – № 9. – С. 338-340.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 63.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А ПЕРВИЧНЫЙ ЭМПИРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б СОДЕРЖАНИЕ ПСХИОЛОГО-КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ.
ПРИЛОЖЕНИЕ В РЕЗУЛЬТАТЫ ПОВТОРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты