Проблемы системы экологического воспитания детей и молодежи
БГУФК (Белорусский государственный университет физической культуры)
Диплом
на тему: «Проблемы системы экологического воспитания детей и молодежи»
по дисциплине: «Туризм и гостеприимство»
2018
251.00 BYN
Проблемы системы экологического воспитания детей и молодежи
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Туризм и гостеприимство
Организация: Центр творчества и туризма, экскурсий детей и молодежи, ГУДО
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 58.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Педагогически подходы и методы в системе экологического воспитания.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Рейтинг стран мира по уровню экологической эффективности.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Участие педагогов в конкурсах, конференциях, семинарах.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Участие воспитанников в конкурсах, конференциях, семинарах.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Карта проложенного маршрута.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Видовые площадки по маршруту похода.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ГЛОБАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВА И МЕТОДЫ ИХ РЕШЕНИЯ
1.1 Экологические проблемы на разных этапах развития общества
1.2 Основные тенденции в решении экологических проблем на современном этапе
1.3 Развитие экологического туризма, как следствие экологизации общества
ГЛАВА 2 СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
2.1 Определение и сущность системы экологического воспитания
2.2 Международный опыт экологического воспитания
2.3 Экологическое воспитание детей и молодежи в Республике Беларусь
2.4 Применение экологического туризма, как формы экологического воспитания
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ НА ПРИМЕРЕ ГУДО "ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА И ТУРИЗМА, ЭКСКУРСИЙ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ"
3.1 Цели и задачи, характеристика форм работы в ГУДО "Центр творчества и туризма, экскурсий детей и молодежи"
3.2 Организация экологического образования ГУДО "Центр творчества и туризма, экскурсий детей и молодежи"
3.3 Совершенствование экологического образования путем расширения географии экологических маршрутов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Оглядываясь на историю цивилизации, человечество ищет ту отправную точку, после которой возомнило, что является не частью, а руководителем природы.
Проблематика глобальных экологических проблем на начальном этапе эволюции не стояла так остро, поскольку вмешательство человека в природу в процентном соотношении было меньше, чем природа могла восстановить. Но, когда в помощь человеку пришли паровые двигатели, а затем еще более современные технологии, основанные на изменении природных характеристик материалов, создание новых материалов, которые не могут не воздействовать агрессивно на естественную среду, процесс существенно интенсифицировался.
В настоящее время технически и морально человечество подошло к осознанию глобальных последствий предыдущего этапа освоения ресурсов Земли, и пытается улучшить ситуацию. Новые технологии позволяют более экономно расходовать ресурсы, альтернативные источники энергии позволяют рассчитывать на переход на возобновляемую, экологически безопасную энергию солнца и ветра.
Самым глобальным кризисом и отправной точкой поворота в сознании общества можно считать появления идей экологизации общества, гуманизации образования, экологии человека. Достижения науки и технологии сами по себе нейтральны и лишь способ их применения может превратить их во вред или благо, для общества или конкретного человеческого индивида.
Таким образом, первичной можно считать задачу воспитания в подрастающем поколении тех качеств, которые позволят ответственно относиться к природе; учитывать потребности экологической системы, включая человечество, а не социума, как единственного определяющего развитие Земли фактора. Человек, воспитанный в единстве восприятия себя с природой не сможет нанести ей вред, как не может нанести вред себе.
Задачи экологизации развития будущего поколения можно разделить на направление экологической грамотности и экологического воспитания.
Задачи экологической грамотности чаще всего берут на себя образовательные дошкольные и школьные учреждения в контексте образовательных программ, включающих основы экологических знаний в различные предметы. Экологическое воспитание могут помочь реализовать не только педагоги на занятиях внеклассной деятельностью, хотя такое направление вместе с обучением родителей и занятиям вместе с ними полезной деятельностью в рамках экологических мероприятий школы обязательно проводятся, но и внешкольные учреждения образования.
Реализация программ экологического образования в центрах организации внеклассной работы носит характер добровольный, построено на свободном желании и склонности ребенка изучать и реализовывать данное направление в своей жизни. Конечно, в такие центры стоит привлекать детей активно, применяя все средства мотивации и заинтересованности, поскольку современные подростки, как раз, чаще асоциализированы. Поэтому популяризировать здоровый, интересный, содержательный досуг в данных учреждениях необходимо самыми широкими и современными способами.
Основной смысл экологического воспитания школьника: в осознании им взаимосвязи и взаимозависимости человека и природы, в формировании готовности и стремления оказывать положительное влияние на изменения экологической обстановки в мире. Жизненная значимость экологического воспитания обусловлена необходимостью глубокой переоценки ценностей и самого смысла человеческой деятельности.
В основу актуальности темы данного дипломного исследования легла современная парадигма экологизации образования и ее реализация в учреждениях дополнительного образования, появление новых форм и методов работы в педагогике в целом с учетом смещения приоритетов к гуманизации образовательного процесса.
Исследование проблемы экологического воспитания в учреждениях дополнительного образования опирается на теоретические работы, где рассматриваются его различные аспекты:
- роль природы в формировании личности (А.Н. Алексеев, А.П. Сидельковский);
- связь воспитания с общественно полезной деятельностью (Ю.П. Сокольников);
- влияние экологической деятельности на различные стороны воспитания личности (В.Д. Иванов, C.B.Черенкова, А.Д. Шилик);
- роль экологического воспитания в нравственном развитии личности в процессе формирования экологической культуры (Г.З. Апресян, JI.H. Коган, А.Г. Масляев, H.H. Храменков, Е.А. Когай, Е.В. Орлов);
- формирование экологической культуры у будущих учителей (С.Н. Глазачев, Н.С. Дежникова, О.Н. Козлова, Б.Т. Лихачев, В.А. Сластенина, В.В. Сериков).
ГЛАВА 1 ГЛОБАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВА И МЕТОДЫ ИХ РЕШЕНИЯ
1.1 Экологические проблемы на разных этапах развития общества
Оглядываясь на эволюционный путь в 4000 лет человечеству необходимо осознать каким образом оно пришло к веку глобальных катастроф, которые ставят под сомнение сам факт его выживания.
Основными направлениями, которые видятся, как краеугольные это:
- проблемы взаимодействия человека с природой;
- проблемы внутри человеческого социума.
Рассмотрим первое направление, применительно к временной классификации и выделим основные принципы взаимодействия человека с природой на каждом этапе.
Не трудно определить, что влияние человека на природу происходит пропорционально его освоению знаний об окружающем мире и созданию орудий труда, которыми можно развивать производство и достигать все больших и больших благ, к сожалению в большой степени материальных, за что общество и расплачивается экологическими проблемами на современном этапе развития.
На самом начальном этапе человек предстает, как часть природы, но открытия им способов земледелия и скотоводства, как биологический вид. На этом этапе взаимодействие могла инициировать только природа, влияя на развитие человека естественным эволюционным процессом, возможными негативными или способствующими развитию погодными, климатическими и другими внешними обстоятельствами. Человек жил охотой, рыбной ловлей, собирательством и не мог существенно воздействовать на природу, соответственно не мог ее изменить.
Этот исторический этап во взаимодействии общества с природой называют биогенным или периодом «присваивающей экономики».
Следующий этап ознаменован усилением воздействия человека на природу. Человек учится вести хозяйство, заниматься скотоводством и земледелием. Несмотря на то, что все его усилия очень сильно зависят от климата, плодородия почвы, полноты воды в реках, он уже пытается способствовать росту собственных благ в процессе их выращивания. Вырубаются леса, создаются первые ирригационные сооружения, выпас скота влияет на пастбища. Совершенствуются орудия труда, которыми человек может изменять природу вокруг себя и преобразовывать природные материалы.
Социализация тоже начинает приобретать первые угрожающие черты расслоения общества, угнетения одних людей другими, ставя их на грань выживания. В больших агломерациях – городах антисанитария, болезни и эпидемии. Развитие христианства в Европе ставит языческое поклонение природе вне закона, стараясь разорвать связи человека и природы и привить ему новую связь внутри социума. Естественность и приверженность природе выставляются, как постыдное, противообщественное, противозаконное.
Можно только отметить, что при всем богатстве природных ресурсов человек освоил на тот момент лишь достаточно незначительную часть, чтобы вопрос стоял о негативном воздействии в глобальных масштабах.
Этот период уже преобразовывает присваивающую экономику в экономику производящего типа и носит название «неолитической» революции, а более поздний этап этого периода аграрным этапом.
Маховик негативного воздействия человечества на природу значительно быстрее стал раскручиваться паровым двигателем. Промышленная революция 18 века открыла большие перспективы для совершенствования орудий труда и воздействия на окружающую среду в промышленных масштабах. Таким образом, человек получил возможность воздействия на окружающую среду пропорционально энергии, которую он может производить, что существенно вышло за рамки экологического равновесия. Затем, развитие науки предложило все новые способы воздействия на природные материалы, которые стали все более сложные, искусственные и далекие от возможности интегрироваться в природную среду, тем более быть утилизированы без нанесения вреда окружающей среде.
Данные открытия имели и социально значение для человечества в целом. Такой рывок в производстве и науке вскружил голову человечеству, создав иллюзию, что человек может покорить природу.
В связи с этим хочется вспомнить Булгакова, что для того чтобы что-то организовывать нужно иметь время для планирования и предвидения. «А человек смертен. Хуже того, что он внезапно смертен.»
ГЛАВА 2 СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
2.1 Определение и сущность системы экологического воспитания
Экологические проблемы современности решать в полном объеме придется подрастающему сейчас поколению. Поэтому, необходимо его не только вооружить знаниями о экологически истых способах производства, невозможности агрессивного взаимодействия с окружающей средой, но воспитать это на уровне внутренней потребности. Дать в полной мере осознать единства человека и природы, как единой экологической системы.
Таким образом, первичной можно считать задачу воспитания в подрастающем поколении тех качества, которые позволят ответственно относиться к природе; учитывать потребности экологической системы, включая человечество, а не социума, как единственного определяющего развитие Земли фактора.
Человек, воспитанный в единстве восприятия себя с природой не сможет нанести ей вред, как не может нанести вред себе. Задачи экологизации развития будущего поколения можно разделить на направление экологической грамотности и экологического воспитания.
Задачи экологической грамотности чаще всего берут на себя образовательные дошкольные и школьные учреждения в контексте образовательных программ, включающих основы экологических знаний в различные предметы.
Экологическое воспитание могут помочь реализовать не только педагоги на занятиях внеклассной деятельностью, хотя такое направление вместе с обучением родителей и занятиям вместе с ними полезной деятельностью в рамках экологических мероприятий школы обязательно проводятся, но и внешкольные учреждения образования.
Реализация программ экологического образования в центрах организации внеклассной работы носит характер добровольный, построено на свободном желании и склонности ребенка изучать и реализовывать данной направление в своей жизни. Конечно, в такие центры стоит привлекать детей активно, применяя все средства мотивации и заинтересованности, поскольку современные подростки, как раз, чаще асоциализированы. Поэтому популяризировать здоровый, интересный, содержательный досуг в данных учреждениях необходимо самыми широкими и современными способами.
Основной смысл экологического воспитания школьника: в осознании им взаимосвязи и взаимозависимости человека и природы, в формировании готовности и стремления оказывать положительное влияние на изменения экологической обстановки в мире. Жизненная значимость экологического воспитания обусловлена необходимостью глубокой переоценки ценностей и самого смысла человеческой деятельности.
Экологическое образование ученые-педагоги рассматривают как непрерывный процесс и результат, свидетельствующий об определенном объеме общих и специальных экологических знаний, которые являются теоретической основой рационального поведения человека и общества в природе.
Под экологическим образованием можно понимать процесс наследования и расширенного воспроизводства человеком экологической культуры посредством обучения, воспитания и самообразования, а также в рамках трудовой и бытовой деятельности; под непрерывным экологическим образованием — обогащение его экологической культуры на протяжении всей жизни.
Сущность концепции экологического образования заключается формировании гармонично развитой личности, способной, исходя из глубоких знаний и умений, принимать ответственные решения на основе приоритета общечеловеческих духовных и нравственных ценностей. В основе этой концепции лежит система непрерывного экологического образования как наиболее эффективная при решении проблемы устойчивого развития человечества.
В определении цели экологического образования существует два основных подхода.
Одними учеными цель экологического образования рассматривается как развитие культуры личности и общества. «Цель экологического образования - не только познание сущности экологических законов природы, понимание причин противоречий в системе «человек общество природа» и опасности глобальных экологических катастроф, но и познание себя как части единого мира и создание для себя такой системы нравственно-этических ценностей, которая позволила бы достойно осуществлять моральный выбор способа целесообразной деятельности согласно экологическому императиву» (4, с. 16).
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ НА ПРИМЕРЕ ГУДО "ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА И ТУРИЗМА, ЭКСКУРСИЙ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ"
3.1 Цели и задачи, характеристика форм работы в ГУДО "Центр творчества и туризма, экскурсий детей и молодежи"
Станция детского и юношеского краеведения создана 1 января 1999 года решением Жодинского горисполкома №91 от 30.12.1998г. с целью реализации творческих способностей, организации внеурочной занятости, досуга учащейся молодежи, ее духовного развития.
С 1 января 2002 года переименована в Государственное учреждение «Станция детского и юношеского туризма и краеведения» с предоставлением юридической и финансовой самостоятельности. А с 2005 года – это уже Государственное учреждение под названием «Центр туризма и экскурсий детей и молодежи». 1 января 2015 года ГУО "Центр детского творчества", ГУДО "Центр технического творчества детей и молодёжи г.Жодино" и ГУДО "Центр туризма и экскурсий детей и молодёжи г.Жодино" объеденены в одно ГУДО "Центр творчества, туризма и экскурсий детей и молодёжи г.Жодино", на базе которого работают два филиала - "ТехноАрт" и наш "Турист".Адрес :г. Жодино ул. Спортивная д. 10, телефон : (801775) 28290, (801775) 50873; е-mail : turizm_zhodino@tut.by; сайт : www.turisty.lpy.by
Основными направлениями работы филиала "Турист" являются туристическая, экскурсионно-краеведческая и экологическая деятельность. Используются самые разнообразные формы работы с детьми – кружки, походы и экскурсии, спортивно – оздоровительные лагеря и поездки, экологические экспедиции, десанты. Для организации туристских мероприятий учреждение располагает необходимым туристским снаряжением и инвентарем.
Государственное учреждение дополнительного образования «Центр туризма и экскурсий детей и молодёжи г.Жодино»является учреждением дополнительного образования детей и молодёжи, которое реализует образовательную программу дополнительного образования детей и молодёжи по нескольким профилям.
Учредителем Государственного учреждения дополнительного образования «Центр туризма и экскурсий детей и молодежи г. Жодино» является Жодинский городской исполнительный комитет.
Непосредственную координацию и контроль деятельности Центра осуществляет отдел образования, спорта и туризма Жодинского горисполкома.
Руководит учреждением директор Одинец Михаил Константинович, заместитель директора по учебно-воспитательной работе – Кивистикова Лина Васильевна, заместитель директора по хозяйственной части – Кузнецова Светлана Викторовна.
В 43 кружках и объединениях Центра обучаются 566 учащихся. В учреждении сохраняется стабильная численность учащихся, многие из которых посещают кружки Центра ни один год подряд, что говорит о высоком профессионализме педагогов и хорошо организованной методической работе.
Занятия кружков организованы как на базе ЦТЭДМ, так и СШ №8, СШ №2, СШ №4, СШ №9, ДССШ №1, ДДУ №15, а также в общежитиях семейного типа предприятий города.
Эколого-биологический профиль охватывает 281 учащегося, из них 251 в возрасте 6-17 лет и 30 детей дошкольного возраста. Объединения туристско-краеведческого профиля посещают 285 человек в возрасте от 6 до 17 лет.
18.11.2014г. работает 6 групп объединений по интересам. Фактическое время занятий соответствует указанному в расписании. Журналы заполнены согласно требованиям нормативной документации.
Общее количество педагогических работников – 14, в том числе 13 – педагоги дополнительного образования, их них 2 – внешние совместители, 1 – в декретном отпуске. 11 педагогов имеют высшее образование, 1 человек является студентом-заочником высшего учебного заведения Республики Беларусь. Педагоги Центра находятся в постоянном творческом поиске новых форм и методов организации внеурочной занятости учащихся, совершенствуя и повышая свой профессиональный уровень: 4 из них имеют высшую квалификационную категорию, 3 – первую и 5 – вторую квалификационную категорию (Приложение В).
На протяжении многих лет команда г.Жодино в составе учащихся и педагогов Центра занимает призовые места в областной спартакиаде по туризму. Только за последний год (1 ноября 2013г. – 31 октября 2014г.) завоевано десять I, пять II и одно III общекомандное место в соревнованиях областного и республиканского уровня.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании выполненных исследований можно сделать вывод, что цель достигнута в полном объеме, решены задачи исследования и можно резюмировать выводы:
1. Существующие экологические проблемы современности берут начало на этапе освоения человеком природных ресурсов. И если при неолитической революции можно говорить о распахивании земель и нанесения вреда, как большой концентрацией в одном месте людей и убытками природной среде от животноводства; то после промышленной революции человечество вело экстенсивный вид хозяйственной деятельности варварски истребляя все доступные виды ресурсов, перерабатывая их не самым оптимальным путем. При совершенствовании достижений науки переработкой которых уже не могла вредные искусственные соединения добавились к перечню отходов человеческой жизнедеятельности, с справиться природа. В результате хозяйственной деятельности человека безвозвратно пропали некоторые виды флоры и фауны, истончение озонового слоя, парниковый эффект, кислотные дожди стали расплатой за бездумное хозяйствование. Экологические проблемы не заканчиваются природными катаклизмами. На фоне экологически неблагоприятной обстановки положение самого социума не менее критично. Военные конфликты, передел геополитических зон влияния, нагнетание ядерной угрозы делают обстановку в мире и существование в нем людей с экологической точки зрения очень отягощенной. В связи с чем появляется новое течение на стыке философии, религии и экологии – экология человека. Данное направление рассматривает человека в единстве с природой, а его существование неотъемлемой частью экологической системы, за которую он несет ответственность. В век агрессивного информационного пространства, научно-технических прорывов, современных средств связи очень положительно сказывается умение найти себя, оставить пространство для общения с природой, внутренним миром. Поэтому экологизация, как внутреннего, так и внешнего пространства существования человека выходи на первый план в обеспечении существования человека в гармонии с природой, чему служит общее направление гуманизации в концепции образования.
2. Общество осознало негативное влияние хозяйственной деятельности на природную экологическую среду и пытается нивелировать последствия и предотвратить новые рецидивы. Эта работа ведется на уровне международного сообщества, ООН, на уровнях региональных союзов, уровнях государств. В этом ключе разработаны основные направления, которые противопоставляют факторам негативным более экологически осознанные направления развития. Например, научно-техничесий прогресс теперь идет по пути разработки «чистых» технологий, добычи энергии солнечной, использования возобновляемой энергии. Разрабатываются технологии вторичного использования ресурсов. Для этого на международном и государственных уровнях выделяются гранды на исследования и проводится планомерная поддержка разработки экологических направлений в науке. Также, общественное мнение меняет вектор заинтересованности общества на экологичность потребляемой продукции, снижения бездумного потребительства в обществе. Ведь отсутствие потребления синтетических материалов, повлечет за собой снижение их производства. На место тренду уничтожения природных ландшафтов для организации добычи каких-либо ресурсов (леса, отдельных видов растений или животных) общество учится сохранять и поддерживать оставшиеся виды. На территории нашей страны действует 4 заповедных района, самый известный из которых Беловежская пуща, является реликтовым.
3. Система экологического образования признана неотъемлемой составляющей в образовании подрастающего поколения. Разработана концепция экологического образования, являющаяся частью концепции национальной безопасности, основным звеном которой, признается необходимость формирования у подрастающего поколения осознанного отношения к природе и природным ресурсам, обучение взаимодействию с экологической средой неагрессивными методами, осознания последствий любого вмешательства в экологию Земли. Система экологического образования является непрерывной и носит ступенчатый характер, начиная от дошкольного образования через школьное, профессиональное и послевузовское. Как любая образовательная система, система экологического образования имеет ряд средств и методов, которые являются, как общими, так и специальными.
1. Абанкина, Т.В. Источники привлечения средств в культурные некоммерческие проекты (фандрайзинг). Справочник руководителя учреждения культуры / Т.В. Абанкина. - М.: 2012. - 145 с.
2. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие для студентов вузов / Г.А. Аванесова. - М.: Аспект-Пресс, 2011. - 76 с.
3. Александрова, А.Ю. Международный туризм / А.Ю. Александрова. - М.: Аспект-Пресс, 2004. – 138с.
4. Боголюбова, Н.М. Сотрудничество в сфере сохранения природного и куль¬турного наследия во внешней культурной политике // Ученые записки РГГМУ. 2011. - № 19. - С. 169-177.
5. Бомол,У.Дж. Экономикс: Принципы и политика: Перевод с английского / У. Дж. Бомод, В. Хесле – М.:Изд.: «ЮНИТИ», 2009. - 190 с.
6. Борисов, Б.Л. Технология проведения экологических мероприятий: Учебное пособие / Б.Л. Борисов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2010. - 219 с.
7. Воловик, В.А. Организация праздников и массовых игр на любой вкус / В.А. Воловик. - М.: АСТ, Астрель, 2013. - 240 с.
8. Волчук, С. Корпоративный праздник. Организация: шаг за шагом / С. Волчук. - СПб.: Питер, 2012. - 129 с.
9. Гальперин, П.Я. Проблема деятельности в советской психологии. Тезисы докл. к V Всесоюзному съезду об-ва психологов. М. - 1977. – 240с.
10. Герд, C.B. Биостанция юных натуралистов и юннатское движение. // Живая природа.-№ 17-18.-Л.,-1928.-С. 532-527.
11. Герд, C.B. Типы юннатской работы // Живая природа — Л., 1927. - №6. - С. 174-184.
12. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М.: Совершенство, - 1998. - 608 с.
13. Глаголев А.И. Экономические отношения и экология / А.И. Глаголев.- В 2-х тт. Т.1. Зарубежный опыт. - М.: 2010. - 67 с.
14. Гоник, М. М. Студенческая вечеринка / М.М. Гоник. - М.: Айрис-пресс, 2013. - 89 с.
15. Давиденко, И. Ресурсы цивилизации / И. Давиденко, Я. Кеслер. - М.: ЗАО "Всеобщие исследования", ЭКСМО. - 2005. – 247с.
16. Драгичевич-Шешич, М. Культура: менеджмент, анимация, маркетинг / М. Драгилевич-Шешч, Б.Стойкович.- Новосибирск: Тигра, 2012. - 70 с.
17. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 г. № 243-З.
18. Об охране окружающей среды: Закон Респ. Беларусь 26.11.1992 г., N 1982-XII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 30.12.2011 N 331-З.
19. Официальный сайт ЮНЕП - Режим доступа: www.unep.org/gc/gc22/document/k 0360199-u.pdf. – Дата доступа:
20. Положение о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 № 962.
21. Стратегические меры программы ООН по окружающей среде, направленные на решение возникающих экологических проблем. Доклад директора-исполнителя. – Режим доступа: http://www.unep.org/gc/gc22/Document/K0360199-r.doc. – Дата доступа:
22. ЮНЕСКО больше не считает Олимпийские игры-2014 угрозой для Кавказа. Экопортал «Вся экология» - Режим доступа: http://ecoportal.su/news.php?id=31195 – Дата доступа:
23. ЮНЕСКО встает на защиту российской природы от олимпийских амбиций правительства России – Режим доступа: http://www.greenpeace.org/russia/ru/press/releases/1204675. – Дата доступа:
24. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технология. - Волгоград, 1994. - 150с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 58.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Педагогически подходы и методы в системе экологического воспитания.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Рейтинг стран мира по уровню экологической эффективности.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Участие педагогов в конкурсах, конференциях, семинарах.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Участие воспитанников в конкурсах, конференциях, семинарах.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Карта проложенного маршрута.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Видовые площадки по маршруту похода.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты