Банки и их роль в развитии экономики страны: зарубежный и отечественный опыт
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Диплом
на тему: «Банки и их роль в развитии экономики страны: зарубежный и отечественный опыт»
по дисциплине: «Банковское дело»
2018
251.00 BYN
Банки и их роль в развитии экономики страны: зарубежный и отечественный опыт
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Банковское дело
Организация: Банк развития Республики Беларусь, ОАО
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 150.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Бухгалтерский баланс ОАО ОАО «Банк развития Республики Беларусь» за 2013 – 2017гг.
Приложение Б Отчет о прибылях и убытках ОАО ОАО «Банк развития Республики Беларусь» за 2013 – 2017гг.
Приложение В Отчет о движении денежных средств ОАО ОАО «Банк развития Республики Беларусь» за 2013 – 2017гг.
Приложение Г Основные показатели деятельности ОАО «Банк развития Республики Беларусь» за 2013 – 2017гг.
Приложение Д Выполнение нормативов безопасного функционирования ОАО «Банк развития Республики Беларусь» за 2013 – 2017гг.
Приложение Е Организационно-экономическая характеристика ОАО «Банк развития Республики Беларусь».
Приложение Ж Анализ инвестиционной деятельности ОАО «Банк развития Республики Беларусь».
Приложение И Оценка эффективности инвестиционной деятельности ОАО «Банк развития Республики Беларусь».
Приложение К Развитие комплексных банковских продуктов финансирования инвестиционных программ развития национальной экономики.
Поделиться
Введение
1 Теоретико-методические основы организации деятельности банков
1.1 Экономическая сущность и роль банков в национальной экономике
1.2 Принципы организации и правовое регулирование деятельности банков в Республике Беларусь
1.3 Зарубежный опыт участия банков в программах развития экономики
2 Организационно-экономический механизм участия банков в развитии национальной экономики
2.2 Анализ инвестиционной деятельности ОАО «Банк развития Республики Беларусь» в государственных программах развития экономики
2.3 Оценка эффективности участия ОАО «Банк развития Республики Беларусь» в государственных программах развития национальной экономики
3 Развитие деятельности банков и их участия в государственных экономических программах
3.1 Развитие комплексных банковских продуктов финансирования инвестиционных программ развития национальной экономики
3.2 Совершенствование государственного регулирования участия банков в программах устойчивого развития национальной экономики
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Приложение Е
Приложение Ж
Приложение И
Приложение К
ВВЕДЕНИЕ
Банки являются универсальным кредитно-финансовым учреждением, создаваемым для привлечения и размещения денежных средств на условиях возвратности и платности, а также для осуществления других банковских операций. Банки осуществляют активные и пассивные операции, которые подобны двум противоположным сторонам диалектического единства: без пассивных операций невозможны активные операции, а без активных операций становятся экономически нецелесообразными пассивные, однако все проводимые банковские операции преследуют одну цель – получение максимальной прибыли и поддержание требуемого уровня ликвидности и финансовой устойчивости банка.
В настоящее время в банковской системе Республики Беларусь отмечается снижение деловой активности, однако будущая кредитная и инвестиционная экспансия банков неизбежно влечет за собой рост сопутствующих таким операциям рисков, что должно сопровождаться развитием законодательства и постоянным совершенствованием системы управления активными операциями.
С целью повышения эффективности участия финансово-кредитной системы в развитии национальной экономики, одной из основных задач является внедрение современных методов управления и прогнозирования влияния деятельности банков на темпы экономического развития страны. Реорганизация банковской системы, проводимая в стране, ужесточение требований со стороны Национального банка Республики Беларусь, усложнение условий функционирования в контексте усиления конкуренции обусловливают необходимость совершенствования механизма управления деятельностью банков и конкретно – участием банков в финансировании государственных программ развития национальной экономики, что обуславливает актуальность темы дипломного исследования. Рост важности банков в осуществлении средне- и долгосрочных инвестиционных и инфраструктурных проектов, имеющееся несовершенство применяемых методик и инструментов управления банковским портфелем проектов и объективное стремление унификации международных инвестиционных стандартов подчеркивает практическую ценность дипломного исследования.
Объектом исследования дипломной работы является банки в экономической системе государства.
Предметом исследования дипломной работы выступает инвестиционная деятельность ОАО «Банк развития» в финансировании государственных программ развития национальной экономики.
Цель дипломного исследования вытекает из темы, и заключается в определение ключевых направлений развития деятельности банков и их участия в программах развития национальной экономики.
В рамках исследования были поставлены к решению следующие задачи:
1. Изучить экономическую сущность и роль банков в национальной экономике, а также принципы организации и правовое регулирование деятельности банков в Республике Беларусь
2. Проанализировать зарубежный опыт участия банков в программах устойчивого развития национальной экономики.
3. Провести исследование инвестиционной деятельности ОАО «Банк развития Республики Беларусь» в государственных программах развития национальной экономики и дать оценку ее эффективности.
4. Обосновать экономическую целесообразность развития комплексных банковских продуктов финансирования государственных инвестиционных программ и пути совершенствования государственного регулирования участия банков в программах устойчивого развития национальной экономики
Источниками актуальных статистических данных являются материалы открытого доступа на сайтах Национального Банка Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, аналитические данные рейтинговых агентств «ЭкспертРА» и «Standard&Poors», финансовая отчетность ОАО «Банк Развития Республики Беларусь», составленная по международным стандартам за 2013 – 2017 гг., данные годовых Корпоративных банковских отчетов ОАО «Банк Развития Республики Беларусь за 2013 – 2017 гг.
Теоретико-методологическая основа для исследования представляет собой учебники по банковскому делу и банковским операциям различных российских авторов — Я.М.Миркина, О.И.Лаврушина, С.Л.Ермакова, А.М.Тавасиева, А.И.Балабанова, Е.Ф.Жукова, Л.П.Кроливецкой, Г.Н.Белоглазовой и др. В качестве нормативно-правовой методической базы были использованы документы Базельского комитета по банковскому надзору и Международной ассоциации специалистов по управлению рисками (GARP), инструктивные и нормативно-правовые акты Национального Банка Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Банковского и Гражданского кодексов, Закона «Об инвестициях», иных локальных нормативно-правовых актах.
В процессе исследования применялись общенаучные методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, системный подход, а также специальные методы и приемы. В соответствии с задачами исследования структура дипломного исследования представляет собой введение, основную часть, состоящую из трех глав, заключение, список литературы, приложения (отчетность банка-объекта дипломного исследования, составленная по требованиям МСФО).
Организация, на материалах которой выполняется дипломная работа –ОАО «Банк развития Республики Беларусь» – специализированный финансовый институт, созданный в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 21 июня 2011 г. № 261 (далее – Указ № 261). Учредителями банка выступили Совет Министров и Национальный банк Республики Беларусь.
1 Теоретико-методические основы организации деятельности банков
1.1 Экономическая сущность и роль банков в национальной экономике
В национальной экономике банки являются ключевым источником финансирования хозяйственной деятельности предпринимательских структур и регулирования покупательской способности физических лиц. Современные реалии рынка также наделяют банки статусом аналитиков рынка и его арбитром. Так как банки прямо или косвено участвуют в широком круге финансовых отношений между всеми участниками: государством, индивидами и бизнесом – рыночная система объективно выдвигает банк в число основополагающих, ключевых элементов экономического регулирования ее развития и поддержания жизнедеятельности.
Современная теория финансов рассматривает банки как особый вид финансовых посредников, которые характеризуются следующими существенными признаками:
− осуществление обмена долговыми обязательствами – банки выпускают свои собственные долговые обязательства, а мобилизованные на этой основе средства размещают от своего имени в долговые обязательства, выпущенные другими эмитентами;
− формирование собственных обязательств на основе высоколиквидных и фиксированных по суммам вкладов – выступая в качестве финансового посредника, банки принимают на себя безусловные обязательства с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами;
− наличие высокого уровня «финансового рычага», т.е. доли заемных средств в структуре пассива – банки формируют кредитные ресурсы главным образом за счет заемных средств, что делает их зависимым от внешних и внутренних факторов и вызывает необходимость особой системы надзора за банковской деятельностью со стороны центрального банка и других органов;
− наличие права на открытие и обслуживание расчетных, текущих, валютных и других счетов, эмиссию безналичных платежных средств и обеспечение функционирования национальной платежной системы.
Согласно Банковскому кодексу Республики Беларусь банк является юридическим лицом, которое наделено исключительным правом осуществлять в совокупности следующие банковские операции:
− пассивные – привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты);
− активные – размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;
− посреднические – открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Сущность банков как важнейшего финансового института национальной экономики раскрывается в понятии банковской деятельности, которая определяется совокупностью экономических и правовых характеристик. По мнению В.В. Астрелиной, банковская деятельность – это совокупность осуществляемых банками активных и пассивных операций, которые направленных на получение прибыли. То есть сущностная характеристика банков с одной стороны заключается в концентрации временно свободных капиталов и ресурсов в специальный фонд с их последующим инвестированием в различные финансовые активы, необходимых для поддержания непрерывности и ускорения производства, с другой – в рационализации денежного оборота путем организации деятельности платежной системы.
Исходя из обозначенной сущности банков, определим основные функции банков в национальной экономике:
− аккумуляция средств – привлечение временно свободного денежного и финансового капитала физических, юридических лиц и государственных органов во вклады и депозиты на принципах платности, возвратности и срочности с целью их последующего перераспределения для финансирования потребностей заемщиков через кредитный механизм;
− создание кредитных средств обращения – в процессе функционирования банковского кредита формируется добавленная экономическая стоимость, которая является участвует в производстве денег банковской системой за счет эффекта мультипликации ресурсной базы банка;
− регулирование денежного оборота – осуществление финансирования хозяйственной деятельности предпринимательских структур, покупательских потребностей физических лиц и социально-экономических программ органов государственного управления на принципах платности, возвратности и срочности;
− посредничество в кредитных, платежных и фондовых операциях – организация, управление и контроль за функционированием национальной платежной системы, в которой реализуют наличные и безналичные транзакции между всеми субъектами экономической системы; предоставление кредитных средств заемщикам и проведение операций на рынке ценных бумаг.
Таким образом, банки выступают важнейшим звеном рыночной экономики, деятельность которых направлена на опосредование наличного и безналичного денежного оборота в государстве и формирование источников капитала для расширенного воспроизводства путем перераспределения временно свободных денежных средств всех участников воспроизводственного процесса.
2 Организационно-экономический механизм участия банков в развитии национальной экономики
2.2 Анализ инвестиционной деятельности ОАО «Банк развития Республики Беларусь» в государственных программах развития национальной экономики
Инвестиционная деятельность ОАО «Банк развития Республики Беларусь» регулируется следующими основными нормативными правовыми актами:
1. Указом Президента Республики Беларусь от 21.06.2011 № 261 «О создании открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь
2. Уставом ОАО «Банк развития Республики Беларусь»;
3. Указом Президента Республики Беларусь от 19.12.2014 № 600 «Об отдельных вопросах деятельности открытого акционерного общества "Банк развития Республики Беларусь»;
4. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 05.01.2012 №14/1 «Об утверждении Положения о порядке и условиях финансирования Открытым акционерным обществом «Банк развития Республики Беларусь» проектов, включенных в программы, утверждаемые Президентом Республики Беларусь и (или) Правительством Республики Беларусь;
5. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 апреля 2016 г. № 279 «Об утверждении положения о порядке предоставления Открытым акционерным обществом "Банк развития Республики Беларусь» экспортных кредитов организациям, не являющимся резидентами Республики Беларусь, и перечня товаров, на приобретение которых предоставляются экспортные кредиты;
6. Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 июня 2016 г. № 361 «Об особенностях надзора за открытым акционерным обществом «Банк развития Республики Беларусь» и внесении дополнений и изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Республики Беларусь».
Реализация инвестиционной деятельности ОАО «Банк развития Республики Беларусь» происходит через головную организацию группы Банка развития и дочерние организации:
1. УП «БР-Консалт» – управляющая компания «Холдинга организаций деревообрабатывающей промышленности» наделенного полномочиями по управлению девятью предприятиями деревообработки, государственные пакеты акций и активы которых переданы в управление Банку развития.
2. ОАО «Промагролизинг» – создание и функционирование эффективного механизма международного лизинга, а также продвижение продукции, произведенной в Республике Беларусь, на внешний рынок на условиях лизинга современных высокотехнологичных товаров, включая коммунальную, строительную, сельскохозяйственную, лесную технику, грузовой и пассажирский транспорт, энергетические комплексы, грузовой железнодорожный состав, иное промышленное и технологическое оборудование.
Для осуществления масштабной инвестиционной деятельности Банк обладает развитой ресурной базой и исключительными правами доступа к финансированию из государственного бюджета и специальных государственных фондов. Для более глубокой оценки инвестиционного потенциала Банка рассмотрим основные показатели деятельности ОАО «Банк развития Республики Беларусь» в 2013 – 2017 гг. (таблица Е1, Приложение Е).
Согласно данным финансовой отчетности банка в 2013 – 2017 гг. отмечен рост величины совокупных активов с 3684523 тыс.руб., или 175,24% по состоянию на 31.12.2013 г. до 6456900 тыс.руб. по состоянию на 31.12.2017 г., при этом кредитование юридических лиц выросло с 1968085 тыс.руб. до 3593400 тыс.руб., или 182,85%. Прибыль банка была отмечена ростом в период с 2013 г. по 2015 г.: прирост составил 50087 тыс.руб, или +62,19%, начиная с 2016 г. имеется тенденция к снижению прибыли банка: по состоянию на 31.12.2017 г. она составила 45400 тыс.руб., что составляет 56,37% к 2013 г. или 34,75% к 2014 г. (положительный экстремум величины прибыли). Рентабельность активов банка на протяжении 2013 – 2017 гг. сохранялась невысокой: максимум был достигнут по состоянию на 31.12.2015 г. – 2,70%, минимум – по состоянию на 31.12.2017 г. – 0,71%. Рентабельность собственного капитала по состоянию на 31.12.2013 г. составила 7,76%, по состоянию на 31.12.2015 г. – 9,72%, по состоянию на 31.12.2017 г. – 0,36%.
Для эффективного осуществления инвестиционной деятельности Банк должен обладать устойчивым финансовым положением, которое выражается в показателях основных нормативов безопасного функционирования в 2013 – 2017 гг. (таблица Е2, Приложение Е). Согласно приведенным расчетам банком успешно выполнены все требуемые нормативы безопасного функционирования банка: отмечается рост минимального размера нормативного капитала с 87,64 млн руб. по состоянию на 31.12.2013 г. до 128,69 млн руб. по состоянию на 31.12.2017 г., или 146,84% в относительном выражении.
3 Развитие деятельности банков и их участия в государственных экономических программах
3.1 Развитие комплексных банковских продуктов финансирования инвестиционных программ развития национальной экономики
Особый статус Банка развития Республики Беларусь как института обеспечивающего финансирование долгосрочных программ социально-экономического развития страны ставит перед ним задачи разработки продуктов финансирования инвестиционных проектов, которые соответствуют лучшим отечественным и зарубежным практикам инвестиционного менеджмента крупных проектов.
В соответствии со Стратегическим планом развития ОАО «Банк развития Республики Беларусь» на 2016 – 2020 гг. Правлением Банка обозначены следующие направления работы в части разработки комплексных банковских продуктов финансирования государственных инвестиционных программ:
1. Международный и внутренний лизинг государственных предприятий как имущественных комплексов (предприятия промышленности, АПК, лесного и водного хозяйства).
2. Формирование дочерней структуры – Государственного центра венчурного финансирования полного цикла финансирования и консалтинга.
3. Девелоперское и проектное финансирование инвестиционных проектов.
4. Финансирование инвестиционных проектов приобретения и разработки и выведения на зарубежные рынки франчайзинговых бизнес-моделей отечественных производителей.
5. Проектное финансирование сделок Mergers and Acquisitions (M&A проекты) и проектов приватизации государственного имущества.
Рассмотрим более подробно содержание приведенных комплексных продуктов финансирования государственных инвестиционных программ и отдельных инвестиционных проектов, имеющих стратегический характер для национальной экономики.
На современном этапе развития национальной экономики приватизация государственных предприятий является стратегически важным и одновременно проблемным вопросом, так как существуют определенные риски умышленного обесценения объекта приватизации в интересах инвестора. На фоне отмены Инструкции о порядке индексации платежей при продаже объектов приватизации в рассрочку №36 от.28.09.2006 г. (была отменена в 2010 г.) и роста проблемной кредитной задолженности перед банками и государственным бюджетом лизинг предприятия как имущественного комплекса может стать эффективной альтернативой продажи объектов приватизации в рассрочку.
В нормативных правовых актах, регулирующих рынок лизинговых услуг в Республике Беларусь, регламентировано право лизингодателя, являющегося собственником предмета лизинга, осуществлять контроль за сохранностью предмета лизинга и поддержанием его в рабочем состоянии, соблюдением установленных им ограничений на использование предмета лизинга (п. 1.9 Указа Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2014 г. № 99 «О вопросах регулирования лизинговой деятельности»).
С одной стороны, лизингополучатель приобретает в лизинг предприятие как единое целое, включая и человеческие ресурсы, которые представлены трудовым коллективом, с целью получения прибыли. С другой стороны, государство ответственно за социальную обстановку, которая будет складываться на приватизированном предприятии, прежде всего за численность сотрудников, финансовые результаты. Для нового владельца (лизингополучателя – до момента окончания договора и выкупа предмета лизинга) государственного предприятия существуют также определенные преимущества. Нет необходимости привлекать сразу всю сумму инвестиций для приобретения всего предприятия – достаточно первоначального авансового платежа, составляющего до 40% стоимости объекта лизинга при стандартном договоре финансового лизинга и 25% при льготном договоре финансового лизинга, что позволяет сохранить у потенциального инвестора финансовые ресурсы для дальнейшей модернизации производственных мощностей, маркетинговых исследований рынка производимой продукции. Лизинговая ставка по договору лизинга государственного предприятия должна быть не менее стоимости заимствований Республики Беларусь на внутреннем и (или) внешнем рынке посредством еврооблигаций Министерства финансов.
В статье 637 ГК РБ «Предмет договора финансовой аренды» не запрещена передача в финансовую аренду (лизинг) предприятий. В соответствии со статьей 132 ГК РБ предприятием как объектом признается имущественный комплекс, который используется для осуществления предпринимательской деятельности.
Таким образом, для целей заключения договоров лизинга использование предприятия как имущественного комплекса в качестве предмета лизинга не противоречит целям инвестиционного лизинга. Кроме этого существуют определенные налоговые преференции при передаче предприятия в аренду и (или) лизинг. Так, в статье 93 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь указано: «2. Объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость не признаются: <…> 2.2. сдача в аренду (передача в финансовую аренду (лизинг)) находящегося в государственной собственности предприятия в целом как имущественного комплекса, при которой полученные суммы арендной платы подлежат перечислению в доход бюджета».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного нами дипломного исследования на тему «Банки и их роль в развитии экономики страны: зарубежный и отечественный опыт» нами были детально изучена экономическая сущность и роль банков в национальной экономике, а также принципы организации и правовое регулирование деятельности банков в Республике Беларусь; проведен анализ зарубежного опыта участия банков в программах устойчивого развития национальной экономики; проведено глубокое исследование инвестиционной деятельности ОАО «Банк развития Республики Беларусь» в государственных программах развития национальной экономики и дана оценка эффективности; обоснована экономическая целесообразность развития комплексных банковских продуктов финансирования государственных инвестиционных программ и пути совершенствования государственного регулирования участия банков в программах устойчивого развития национальной экономики
По результатам дипломного исследования были сделаны следующие выводы:
1. Реализация банками инвестиционной деятельности является наиболее прогрессивной формой участия банковского института в функционировании национальной экономической системы, однако ее эффективное функционирование возможно только при достаточности ресурсной базы; существования экономических субъектов, способных освоить финансирование инвестиционных проектов при заданных объемах, цене и сроках; механизма трансформации инвестиционных ресурсов в объекты инвестиционной деятельности и возврат вложенного капитала банку.
2. Организационно-правовым механизмом реализации процессов регулирования инвестиционной деятельности банков является разработка и реализация государственной инвестиционной политики. Основным разработчиком и координатором государственной инвестиционной политики, а также ответственным за ее реализацию является Главное управление инвестиций Министерства экономики Республики Беларусь.
3. В зарубежной практике банки развития являются стержнем системы финансовых институтов развития, которые реализуют концепцию партнерства государства и бизнеса (государственно-частное партнерство), поэтому в большинстве стран банки развития – центральный элемент в организации ГЧП при реализации крупных инвестиционно-инновационных проектов. Работа иностранных банков развития строится, как правило, по одной из трех моделей, а в некоторых случаях используется симбиоз нескольких моделей: агентская модель; модель «личного выбора»; партнерская модель. Формами участия банков развития в государственных программах могут быть прямые вложения капитала, инструменты фондового рынка, комбинированные инвестиции.
4. ОАО «Банк развития Республики Беларусь» является специализированным финансовым институтом, созданным в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 21 июня 2011 г. № 261 для целей финансирования государственных инвестиционных программ и проектов инфраструктурного плана с длительными сроками окупаемости. В соответствии с Указами Главы государства (от 9 декабря 2014 г. № 572, от 24 июня 2015 г. № 257). Доля активов Банка развития в ВВП составила по состоянию на 31.12.2013 г. 4,9%, по состоянию на 31.12.2015 г. – 6,0%, по состоянию на 31.12.2017г. – 6.7%. В общем объеме инвестиций в основной капитал средства Банка по состоянию на 31.12.2013 г. составили 3,5%, по состоянию на 31.12.2015 г. – 4,3%, по состоянию на 31.12.2017 г. – 6,6%. По отношению к инвестициям, профинансированным за счет кредитных ресурсов, объем кредитов выданных Банком развития по состоянию на 31.12.2013 г. составил 15,12%, по состоянию на 31.12.2015 г. – 14,17%, по состоянию на 31.12.2017 г. – 21,10%.
5. По состоянию на 31.12.2015 г. объем долгосрочных инвестиционных кредитов составил 1812589 тыс.руб., или 63,45%, в том числе в национальной валюте – 327521 тыс.руб., или 27,17%, в иностранной валюте – 437338 тыс.руб., или 36,28%. По состоянию на 31.12.2017 г. объем долгосрочных инвестиционных кредитов составил 2374519 тыс.руб., или 66,08%, при этом кредиты а национальной валюте составили 42,18%, в иностранной валюте – 23,9%. По состоянию на 31.12.2013 г. основными инструментами осуществления инвестиционной деятельности выступили инвестиционные кредиты – 1249537 тыс.руб., или 63,49%, на втором месте – форфейтинговый кредит – 292851 тыс.руб., или 14,88%, на третьем месте – лизинговые кредиты – 212750 тыс.руб., или 10,81% По состоянию на 31.12.2015 г. основным инструментом финансирования инвестиционной деятельности Банка выступило инвестиционное кредитование – 2005989 тыс.руб., или 70,22%, на втором месте расположился инструмент лизингового кредитования – 397656 тыс.руб., или 13,92%, на третьем месте – форфейтинговый кредит – 297099 тыс.руб., или 10,4%. По состоянию на 31.12.2017 г. основным инструментом финансирования инвестиционной деятельности Банка осталось инвестиционное кредитование – 2681395 тыс.руб., или 74,62%, на втором месте расположился инструмент форфейтингового кредитования – 382697 тыс.руб., или 10,65%, на третьем месте – международный лизинг – 369761 тыс.руб., или 10,29%. Объем финансирования инвестиционных проектов МСП по состоянию на 31.12.2013 г. составил 124,2 млн руб., на 31.12.2015 г – 147,8 млн.руб., на 31.12.2017 – 157,3 млн.руб.
1. Абалкина А. Роль многосторонних банков развития в содействии экономической интеграции / А.Абалкина // Международные отношения. – 2012. – С. 35 –40.
2. Банковские риски: учебник / под ред. О. И. Лаврушина, Н. И. Валенцовой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : КНОРУС, 2013. – 292 с
3. Банки и банковское дело: учебник для вузов. / А.И. Балабанов [и др.] – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 448 с.
4. Банковское дело: учеб. для бакалавров / под ред. Е. Ф. Жукова, Ю. А. Соколова. – М. : Юрайт, 2012. – 590 с.
5. Банковское дело: учебник для вузов. / Г. Белоглазова [и др.] – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
6. Банковское дело: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2005 – 672 с.
7. Банковский кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 25.10.2000 № 441-З (в ред. от 16.07.2016 г. №397-З) – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.nbrb.by/Legislation/Secur Market. – Дата доступа:
8. Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. Банковское дело организация деятельности коммерческого банка. Учебник для вузов. – М.: Изд-во Юрайт, 2014 г. – 422 с.
9. Дашков, Л. П. Организация и правовое обеспечение бизнеса в России: коммерция и технология торговли / Л. П. Дашков, В. К. Памбухчиянц, О. В. Памбухчиянц. – 5 – е изд., перераб. и доп. – М. : Дашков и К, 2011. – 911 с.
10. Емельянов, Ю.С. Банки развития и государство в современной архитектуре мирового развития / Ю.С. Емельянов // Экономика и политика. – 2016. – №. 5. – С.11 –18.
11. Жуков Е.Ф. Банковское дело: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и специальности «Финансы и кредит» / Е.Ф. Жуков, Н.Д. Эриашвили. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 687 с.
12. Игонина, Л. Л. Инвестиции : учеб. пособие для вузов / Л.Л. Игонина; под ред. д-ра экон. наук, проф. В.А. Слепова. – М.: Экономисту, – 2013. –478 с.
13. Киреев, В.Л. Банковское дело : учебник / В. Л. Киреев, О.Л. Козлова. – М: КНОРУС, 2014. — 239 с.
14. Инструкция о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата: Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 декабря 2003 г. № 226 (с учетом изменений от 04.09.2015) –[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.nbrb.by/Legislation/BankOperRegul – Дата доступа:
15. Инструкция о порядке получения банками согласия Национального банка Республики Беларусь на осуществление операций с ценными бумагами: Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 мая 2007 г. № 112 (в ред. от 04.06.2010) – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.nbrb.by/ Legislation/BankOperRegul – Дата доступа:
16. Инструкции по бухгалтерскому учету операций, связанных с передачей основных средств в финансовую аренду (лизинг) или аренду, в банках и небанковских кредитно – финансовых организациях Республики Беларусь: Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 14 апреля 2014 г. № 23 – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.nbrb.by/Legislation/BankOperRegul – Дата доступа:
17. Инструкция о регулировании отношений, возникающих при объединении денежных средств и (или) ценных бумаг в фонд банковского управления на основании договора доверительного управления фондом банковского управления: Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 26 марта 2014 г. № 178 (с учетом изменений от 26.08.2015) – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.nbrb.by/ Legislation/BankOperRegul – Дата доступа:
18. Инструкции о требованиях к содержанию утверждаемых банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями, Национальным форекс-центром правил совершения операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами: Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 9 февраля 2016 г. № 64 – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.nbrb.by/ Legislation/ BankOperRegul – Дата доступа:
19. Кандаурова, Г.А. Прогнозирование и планирование экономики: учебник / Г.А. Кандаурова (и др.); под общ. ред. Г.А. Кандауровой, В.И. Борисевича. – Мн.: Современная школа, 2005. – 476 с.
20. Карасева, И.М. Финансовый менеджмент: учеб. пособие по специализации «Менеджмент орг.»/И.М. Карасева, М.А. Ревякина; под ред. Ю.П. Анискина. –М.: Омега –Л, 2006. – 335 с.
21. Киреев, В.Л. Банковское дело : учебник / В. Л. Киреев, О.Л. Козлова – М: КНОРУС, 2014. — 239 с.
22. Ковалев, М. Роль банков развития в XXI веке / М. Ковалев, Ю. Когут, С. Румас // Вестник ассоциации белорусских банков. – 2014. – №2. – С. 2 –17.
23. Костюченко, Н.С. Анализ кредитных рисков / Н.С. Костюченко. – СПб.: ИТД «Скифия», 2010. – 440 с.
24. Костерина, Т.М. Банковское дело : учеб. для бакалавров / Т.М. Костерина ; Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2013. – 332 с.
25. Лученок, А.И. Участие банков в венчурном инвестировании / Александр Лученок, Наталья Рябова // Наука и инновации. – 2013. – № 1. – с. 28–31.
26. Малашенкова, О.Ф. Венчурное финансирование инновационного развития мировой экономики / Ольга Малашенкова // Банкаўскі веснік. – 2012. – № 25 (верасень). – с. 44–51.
27. Об инвестициях: закон Респ. Беларусь от 12 июля 2013 г., № 53 – З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2013 – № 56. – 49 с.
28. О ценных бумагах: Закон Республики Беларусь от 05.01.2015 г. №231-З (в редакции от 17 июля 2017 г.) – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.nbrb.by/ Legislation/BankOperRegul – Дата доступа:
29. О рынке ценных бумаг: Закон Республики Беларусь от 5 января 2015 г. № 231 – З, (в редакции Закона Республики Беларусь от 10.07.2015 № 286 – З) – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.nbrb.by/ Legislation/BankOperRegul – Дата доступа:
30. О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг: Указ Президента Республики Беларусь от 28 апреля 2006 г. № 277 (в ред. от 18.07.2016) – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pravo.by/ document/?guid=3871&p0=P30600277 – Дата доступа:
31. О Государственной программе «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016–2020 годы: Постановление Совета министров Республики Беларусь от 23 февраля 2016 г. № 149 – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pravo.by/document /?guid=3871&p0=C21600149 – Дата доступа:
32. О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций: Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178 – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?guid=3871 &p0=P30600277 – Дата доступа:
33. Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь: аналитическое обозрение Национального банка (2013 – 2017 гг.) – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.nbrb.by/reports /BankOperRegul — Дата доступа:
34. Правила осуществления лизинговой деятельности: Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 18 августа 2014 г. № 526 (с учетом изменений и дополнений от 09.08.2016) – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.nbrb.by/Legislation/ BankOperRegul – Дата доступа:
35. Сенько, А.Н. Финансовые факторы активизации инновационной деятельности / Анна Сенько // Наука и инновации. – 2015. – № 8. – с. 26-28.
36. Сидоренко Л. Государственно-частное партнерство в действии: истории успеха, преграды, перспективы / Л.Сидоренко // Менеджмент в России и зарубежом. – 2015. – №4. – С. 85 – 97.
37. Скляренко В.В. Банковский менеджмент: Учебное пособие / В.В. Скляренко. – СПб.: Изд – во СПбГУЭФ, 2009. – 108 с.
38. Староверова, Г.С. Экономическая оценка инвестиций / Г.С. Староверова. – М.: КНОРУС, 2006. – 468.
39. Тавасиев, А. М. Банковское дело: управление кредитной организацией : учеб. пособие / А. М. Тавасиев. – 2 – е изд., перераб. и доп. –М. : Дашков и К, 2011. – 639 с.
40. Ткаченко М.В. ГЧП или госзаказ: особенности обоснования бюджетной эффективности проектов ГЧП / М.В. Ткаченко // Экономика и право. – 2016. – №2. – С. 27 – 31.
41. Тренев, Н.Н. Управление финансами / Н.Н.Тренев — М.: Финансы и статистика, 2006г. – 496с.
42. Филиппова, Л.Е. Мировая практика применения проектного финансирования государственно-частного партнерства / Л.Е. Филиппова // Веснiк Беларускага дзяржаўнага эканамiчнага унiверсiтэта. – 2014. – № 1. – с. 44 – 53.
43. Филиппова, Л.Е. Роль банков в проектном финансировании / Л. Е. Филиппова // Веснік Беларускага дзяржаўнага эканамічнага універсітэта – Вестник Белорусского государственного экономического университета . – 2014. – № 5. – с. 37 – 45.
44. Финансовая стабильность: аналитическое обозрение Национального банка (2013 – 2017 гг.) – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www. nbrb.by/Legislation/BankOperRegul — Дата доступа:
45. Фомин, И. В. О государственной инициативе в вопросах развития венчурного финансирования / И.В. Фомин // Финансы. – 2011. – № 3. – с. 68–71.
46. Черкасов, В. Е. Финансовый анализ в коммерческом банке / В.Е. Черкасов. – М.: Инфра – М, 2013. – 272 с.
47. Чиченов, М.В. Инвестиции: уч.пособие / М.В. Чиченов. – М.: КНОРУС, 2012. – 406 с.
48. Шапкин, А. С. Экономические и финансовые риски: оценка, управление, портфель инвестиций : [учеб. пособие] / А. С. Шапкин, В. А. Шапкин. – 9 – е изд. – М. : Дашков и К, 2015. – 543 с.
49. Jorion Philippe. Financial Risk Manager Handbook. GARP Risk Management library / Philippe Jorion. – New Jersey: John Wiley & Sons, Inc, 2015. – 739 p.
50. International Convergence of Capital Measurement and Capital Standards. A Revised Framework. Comprehensive Version. – Basel Committee on Banking Supervision. – June 2006.
51. Standart&Poors Annual Report Securities Market in Belarus – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.standardandpoors.com/ru_ RU/web/guest/home – Дата доступа:
52. Яковлева, Н. А. Формирование систем венчурного финансирования в Республике Беларусь / Н. А. Яковлева // ФУА – 2014. – № 4 – с. 25-29.
53. Банки развития: новая роль в XXI веке : моногр. / М. М. Ковалев, С. Н. Румас. – Минск : Изд. центр БГУ, 2016. – 151 с.
54. Корпоративные отчеты ОАО «Банк развития Республики Беларусь за 2013 – 2017 гг. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://brrb.by –Дата доступа:
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 150.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Бухгалтерский баланс ОАО ОАО «Банк развития Республики Беларусь» за 2013 – 2017гг.
Приложение Б Отчет о прибылях и убытках ОАО ОАО «Банк развития Республики Беларусь» за 2013 – 2017гг.
Приложение В Отчет о движении денежных средств ОАО ОАО «Банк развития Республики Беларусь» за 2013 – 2017гг.
Приложение Г Основные показатели деятельности ОАО «Банк развития Республики Беларусь» за 2013 – 2017гг.
Приложение Д Выполнение нормативов безопасного функционирования ОАО «Банк развития Республики Беларусь» за 2013 – 2017гг.
Приложение Е Организационно-экономическая характеристика ОАО «Банк развития Республики Беларусь».
Приложение Ж Анализ инвестиционной деятельности ОАО «Банк развития Республики Беларусь».
Приложение И Оценка эффективности инвестиционной деятельности ОАО «Банк развития Республики Беларусь».
Приложение К Развитие комплексных банковских продуктов финансирования инвестиционных программ развития национальной экономики.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты