Визуализация в современной прессе: этический аспект
БГУ (Белорусский государственный университет)
Диплом
на тему: «Визуализация в современной прессе: этический аспект»
по дисциплине: «Печатные СМИ»
2018
251.00 BYN
Визуализация в современной прессе: этический аспект
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Печатные СМИ
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 60.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Визуализация проблемных материалов в республиканских изданиях.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Визуализация проблемных материалов в региональных изданиях.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ВИЗУАЛИЗАЦИЯ КАК СПОСОБ ПОДАЧИ ИНФОРМАЦИИ
1.1. Визуализации материалов в традиционных печатных средствах массовой информации
1.2. Современные тенденции визуализации
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В СМИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1. Проблематика и визуальный контент в средствах массовой информации
2.2. Этика и визуализация в прессе Беларуси
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКАНСКИХ И РАЙОННЫХ ГАЗЕТАХ РБ
3.1. Использование визуализации в республиканских изданиях
3.2. Использование визуализации в региональной прессе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ВВЕДЕНИЕ
Средства массовой информации стали неотъемлемой частью современной жизни. Некоторые исследователи называют эту сферу «четвертой ветвью власти» — наряду с тремя реально существующими. Это объясняется тем, что различные средства массовой информации не только способны информировать свою целевую аудиторию о каких-либо фактах, явлениях или событиях. Они также имеют способность воздействовать на сознание читателей, формировать их политические, социальные¸ культурные взгляды. Воспитывать аудиторию, приводя наглядные примеры того, как учит жизнь других. Развивать внимание и умение сопереживать людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. А также развивать эстетический вкус, подавая грамотные материалы и иллюстрации высокого качества и вкуса к ним.
На сегодня, главным умением профессионального журналиста является умение красиво «упаковать» свой продукт в максимально простую и наглядную форму. Такая форма может говорить сама за себя в виде высококачественных визуальных материалов. Современные тенденции обусловили тот факт, что некогда основа цивилизации – письменная культура, становиться частью прошлого и постепенно уходит в небытие. Ученые называют такой переход «от Гутенберга до Цукерберга».
Человек постепенно привыкает к тому, что многие вещи он воспринимает через картинки. Набор этих картин превращает аналитический ум читателя в стандартное клиповое мышление. С одной стороны, это экономит время и облегчает восприятие, а с другой – способствует тому, что навык аналитического мышления у человека постепенно угасает.
Тем не менее, клиповое мышление позволяет без долгого разбора выделять главные и важные факты, не тратя время на второстепенные действия и слова. Клиповое мышление – это, прежде всего, способ познания действительности через мгновенное выделение главного.
Особое место в различных изданиях занимают проблемные материалы, которые не просто констатируют факт, а поднимают проблему, обсуждают её и помогают найти наиболее правильное решение. Специфика заключается в том, что они не просто раскрывают какую-либо информацию, они анализируют проблемные ситуации, предлагают различные пути их решения, прибегая к советам специалистов. Современная действительность такова, что проблемные и конфликтные ситуации являются для нее вполне обыденными, а посему проблемные статьи являются весьма актуальными в сфере современной журналистики.
Именно в проблемных материалах особенно важна визуальная сторона содержания. На сегодня многие говорят о том, что визуальная сторона стала медитрендом в журналистике. Все виды средств массовой информации – новостные, спортивные, культурно-просветительские. Многие исследователи отмечают, что на смену человеку, который предпочитал чтение, приходят те, кто, в первую очередь, привык воспринимать информацию с помощью картинок и графиков. Сегодня большая часть аудитории предпочитает не читать, а видеть, рассматривать и визуализировать информацию.
Куда интереснее представлять историю, основываясь на имеющейся визуальной стороне происходящего, а не на прочитанной. Также многие предпочитают сравнивать напечатанный журналистский текст и картинку, которая иллюстрирует материал.
Современные мультимедийные технологии не только предоставили белорусским СМИ новые возможности, но и создали определенные риски. Наблюдается тенденция к уменьшению объема материалов. Все чаще в интернет-СМИ публикации представляют собой короткие новостные тексты с фото. Такой концепт используется на многих веб-ресурсах. Негативным моментом является постепенное исчезновение аналитической журналистики из интернета.
Увеличение визуального наполнения и уменьшение текстового содержания сказывается на общем объеме транслируемой информации. Сегодня можно смело говорить о том, что мы прошли достаточно большой путь в развитии визуальной стороны журналистики. Многовековая трансформация оформления текстов сейчас пришла к тому, что новости может получать абсолютно каждый человек. В начале своего пути журналистика была привилегией обеспеченных людей, которые отдавали значительные деньги за желание знать последние новости из области политики, экономики и социальной жизни.
ГЛАВА 1. ВИЗУАЛИЗАЦИЯ КАК СПОСОБ ПОДАЧИ ИНФОРМАЦИИ
1.1. Визуализации материалов в традиционных печатных средствах массовой информации
На сегодня в современном мире одним из главных способов передачи информации в различных средствах массовой информации становится визуальный. Визуализация привлекает внимание, делает издание красочнее, а большую статью помогает разбивать на части для удобства чтения. Такая тенденция обусловлена тем, что процесс, который получил название «визуальный» или «иконический», оказал непосредственное и сильное влияние на функционирование различных видов СМИ. Исследователи отмечают тот факт, что у читательской аудитории коренным образом изменился подход к восприятию информации. Такое явление можно объяснить двумя способами. Во-первых, развитие технического прогресса. Поскольку все чаще и чаще печатные издания переходят в Сети: как на сами цифровую площадку, так и в социальные молодежные сети, то фотография становиться тем предметом, который привлекает читательскую аудиторию. Во-вторых, печатная пресса не оставляет попыток вернуть былую славу, а, соответственно, примеряет на себя все новые и новые амплуа: печать красочных и ярких фото, которые передают, порой, больше информации, чем большой объем текста. Также, такое явление обусловлено тем, что современные читатели намного быстрее и легче воспринимают зрительные образы, нежели текстовые сообщения: иллюстрации, схемы, коллажи, клипы, фотографии, графики. Заметные изменения претерпел и подход к чтению, появились даже новые виды читателей – «сканеры». Как правило, они просматривают страницу и не заостряют свое внимание на содержании материала. В условиях возрастания роли визуальной составляющей процесса коммуникации изучение различных видов визуального воздействия и выявление их реального и потенциального влияния на сознание аудитории является актуальным и востребованным научным направлением, которое привлекает значительное внимание исследователей. В данной дипломной работе хотелось бы раскрыть влияние визуального контента и его развития на отдельные аспекты функционирования разных видов средств массовой информации.
В настоящее время наглядное представление информации и данных с помощью иллюстраций, фотографий, схем и графиков считается актуальным, эффективным и выразительным для большинства видов СМИ: газет, журналов, телевидения и их электронных версий газет, а также новостных порталов. Если, например, в газетах, которые выходили в конце 1990-х годов (мы не берем в расчет более ранний период) наблюдалось очевидное преобладание текстовой информации, а главным средством воздействия на читателей было громкое печатное слово, то в начале XXI века ключевым элементом новостной ленты в печатных средствах массовой информации стал визуальный образ, созданный журналистом для его читателя. Отсюда следует, что визуальная составляющая информационно-коммуникационных технологий становится для СМИ основой в производительной базе. Именно благодаря этому пресса стремятся развивать возможности передачи информации, в первую очередь, в виде наглядной и узнаваемой верстки изданий, ярких и визуально выделенных элементов, а также преобладания высококачественных фотографий и иллюстраций над текстом.
К числу самых известных видов визуальной коммуникации в печатной прессе можно отнести следующие графические средства:
1) Типографика – шрифтовые выделения, шрифтовые изменения, специфическую пунктуацию, подчеркивания, капитализацию слов, тире, многоточие, кавычки, скобки, специфическую форму текста. Говоря простым языком, типографика – искусство создания красивого шрифта. При этом, шрифт должен быть не только визуально красив, но и легко читаться, а также отражать общий стиль издания и тематику материала. Успех типографики заключается в том, что она приносит гармонию в абсолютно любой текст. «Типографика — свод законов, правил и норм оформления текста, основанных на изучении восприятия набора читателем. Знание и понимание типографики превращают текст в инструмент построения композиции, делают его живым, придают характер и способность передать идею не только при помощи содержания, но и графически» [18]. Типографика включает в себя сразу несколько понятий. «Гарнитура шрифта – набор вариантов одного шрифта, сходные по рисунку, но различающихся по начертанию и размерам. Гарнитура различается по ряду признаков, основной из которых: ширина букв, соотношение ширины основания и соединительных штрихов, наличие засечек, форма закруглений, величина углов и многое другое» [3].
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В СМИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1. Проблематика и визуальный контент в средствах массовой информации
Исходный пункт журналистского расследования — это определение проблемной ситуации. Проблемная ситуация — это противоречие между знанием о потребностях и незнанием путей достижения этих потребностей. Выявление зарождающегося конфликта, его значимости для обширной аудитории в существенной мере облегчает формулировку и выбор темы журналистского материала [16].
Материал, в котором журналист освещает различные проблемные ситуации — проблемный материал.
Современная журналистика характеризуется тем, что в ней существует многообразие суждений относительно тех материалов, которые преподносятся читателю. Существуют тексты, в которых основная мысль прослеживается довольно легко. В таких материалах проблема является ясной, а пути ее разрешения — очевидными. Автор может либо открыто их озвучить, либо это становится очевидным из содержания самого материала; также некоторый материал публикуется для немедленного реагирования властных структур. Однако наряду с «очевидными» материалами также существуют такие, в которых основная мысль теряется.
На сегодняшний день стало ясно, что не существует общепринятого и удовлетворяющего всех представителей самых разных областей знания определения понятия «проблема». Такая же ситуация обстоит с понятием проблемной ситуации. Это становится причиной смешивания этих понятий в многочисленных исследованиях разных областей наук.
Проблемная ситуация – ситуация перед началом поиска решения, когда решение в момент постановки задачи потенциально не известно. Если при постановке задачи (в широком смысле) путь к ее решению и необходимые для этого средства могут быть известны автору и остается только реализовать решение, то имеет место лишь узкая задача [25]. Если в момент постановки задачи решение потенциально не известно, то имеет место проблемная ситуация – проблема.
В.Н. Сагатовский определяет проблемную ситуацию следующим образом: «ситуация характеризуется как проблемная по отношению к определенной тенденции (объективной направленности), если объект не обладает в определенном пространственно-временном интервале наличными средствами для разрешения противоречия между данной тенденцией и препятствующими ей условиями» [16, c.66].
Л.А. Микешина, в свою очередь, обращает внимание на такое важное качество проблемной ситуации, как «объективное состояние рассогласованности и противоречивости научного знания, возникающее в результате его неполноты и ограниченности» [14, c.26]. Из этого следует, что проблемная ситуация предшествует проблеме как таковой, а решение ее — это главная цель любого исследования. Позволительно сделать следующий вывод: понятие проблемы находит собственной объяснение через понятие проблемной ситуации.
Проблемная ситуация описывается определенным образом. В ней должны содержаться ответы на следующие вопросы:
1) цель для решения задачи;
2) барьеры по достижению цели;
3) что необходимо для устранения барьера;
4) что даст решение задачи для человека и общества;
5) актуальность заявленной проблемы.
Задача журналиста в изложении проблемного материала может быть значительно упрощена, если он пользуется определенными методологическими установками (разграничение старого и нового, проблемного знания, содержащегося в описании проблемной ситуации), которые предложены исследователями.
Ю.Н. Лапыгин [10, c.47] считает, что проблема являет собой поэтапное и последовательное выполнение следующих четырех составляющих:
1) описание проблемной ситуации (создание исходной совокупности знаний о проблеме);
2) осмысление описания проблемной ситуации (установление смысла проблемной ситуации в структуре человеческой деятельности);
3) формирование теоретической схемы проблемы (построение системы теоретических конструктов);
4) формулирование проблемы (соотнесение теоретической схемы проблемы со структурой проблемной ситуации).
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКАНСКИХ И РАЙОННЫХ ГАЗЕТАХ РБ
3.1. Использование визуализации в республиканских изданиях
При анализе периодических изданий Республики Беларусь нами было выявлено, что в них используется большое количество визуального контента в проблемных материалах.
Например, рассмотрим выпуск «Советской Беларуси» от 02.11.2016. На страницах газеты расположен материал под названием «Ямочный ремонт — мера временная». Как видно из названия, в небольшом интервью раскрывается проблема ремонта дорог. Текстовый материал статьи подкреплен следующей визуализацией в виде фотографии (приложение А, рис.2.1).
Таким образом, в статье присутствует не только голословный текст, но также подтверждается описываемая ситуация.
Продолжая тему проблемных статей и их визуализации, обратимся к номеру «Советской Беларуси», выпущенному 26.08.2014. Статья называется «Ремонт, после которого еще нужен ремонт». В статье рассказывается о некачественно выполненном ремонте дома №13 в д. Макаренцы Могилевского района. Статья подкреплена визуальными материалами, представленными на рисунках 2.2, 2.3 (приложение А).
Представленные фотографии позволяют читателям газеты убедиться в достоверности сведений, изложенных в тексте статьи.
В той же газете в выпуске от 30.11.2016. размещена проблемная статья под названием «Центр немилосердия». В ней рассказывается о том, что заявление президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана о том, что турецкая армия вошла на территорию Сирии, может резко изменить ситуацию. Автор статьи, Н. Васильева, считает, что самое печальное в этой ситуации то, если борьба с «Исламским государством» отойдет на второй план из–за обострения региональных интересов. Проблемный материал сопровождается иллюстрациями, представленными на рисунках 2.4 и 2.5 (приложение А).
В том же номере размещен материал под названием «Пойдем навстречу». В нем рассказывается о то, что государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота во главе российско–белорусской делегации посетил Брянск, где встретился с губернатором Александром Богомазом, обсудил с руководителями органов исполнения наказаний России и Беларуси механизмы сотрудничества, осмотрел детскую воспитательную колонию. Проблемное интервью сопровождается фотографиями 2.6 и 2.7, которые представлены в приложении А.
В «Советской Беларуси» в номере за 10.10.2016. размещена небольшая проблемная заметка «Смертельная авария в Минске: "Жигули" сбил четырехлетнего ребенка». Материал является проблемным по той причине, что автор не просто пересказывает события, но также рассуждает над самим фактом совершения таких преступлений со стороны водителей, и о том, как их надо нивелировать. Материал сопровождается фото, запечатлевшим место происшествия. Оно представлено на рисунке 2.8 (приложение А).
В номере от 30.11.2016. размещена статья, в которой автор рассказывает о том, что на данный момент имеются проблемы с хождением транспорта, и раскрывает причины этих проблем — снегопад. Статья так и названа: «Из-за снегопада общественный транспорт в Минске ходит с задержками до 25 минут». Также автор повествует о том, как городские власти занимаются решением этой проблемы. С целью показать читателям, что редакция газеты не голословна, материал подкреплен фото, представленным на рисунке 2.9 (приложение А).
В издании «Белорусы и рынок» в номере от 26.11.2016. размещена проблемная статья «По миграции согласия нет». В ней сообщается о том, что министры внутренних дел Евросоюза вновь не достигли компромисса по вопросам размещения мигрантов на территории Евросоюза.
На встрече 18 ноября главы МВД стран — участниц Европейского союза обсудили ситуацию с квотами, которые взяли на себя входящие в альянс государства. После достигнутой в 2015 году договоренности отказались размещать мигрантов на своей территории такие страны, как Польша и Венгрия. Проблемный материал сопровождается фотографией, представленной на рисунке 2.10 (приложение А).
В том же издании в номере от 24.11.2016. в публикации «1 декабря подорожают некоторые виды сигарет PallMall, Winstone и Camel» сообщается о том, что в очередной раз возрастут цены на сигареты. Для многих читателей эта информация является крайне актуальной. Автор статьи рассуждает о причинах роста, а также предлагает различные выходы из ситуации, один из которых — бросить вредную привычку Проблемный материал сопровождается фото, представленным на рисунке 2.11 (приложение А).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Время концентрации современного человека с каждым днем падает, и далеко не каждого заставишь дочитать до конца даже небольшой текст. Его “дочитыванию” способствуют множество факторов, таких как: близость к автору, социальное доказательство поста, его заинтересованность в теме. Иногда только один из этих факторов может заставить его сделать необходимое нам действие. И еще одним фактором является то что именно на наше сообщение пользователь обратил внимание. Тут и приходит на помощь визуализация текстов — особенно в социальных сетях.
Визуализация являет собой эффективное средство межкультурной коммуникации. Значение и функции визуализации постоянно трансформируются в зависимости от множества факторов: типа издания, идейной направленности, точки зрения автора, содержания статьи, предполагаемой целевой аудитории и многих других.
Стратегия деятельности журналиста направлена на удовлетворение потребностей читателей – получать информацию в удобной и понятной форме. Задача журналиста – трансформировать информацию так, чтобы она была не только понятной, но и заинтересовала читателя. Современная журналистика в способах представления данных объединяет наработки социальной коммуникации, искусства, психологии, статистики, новейших медиа и технологий. Средствами интерпретации информации становятся визуальные формы разной смысловой нагрузки, явно или образно передающие содержание публикации: графические символы, инфографика, фотография, типографика, рисунки. Символы, как форма визуализации, становятся идентификаторами журнала, его структурных частей. Рисунки конкретизируют, акцентируют авторское видение проблемы. Инфографика комплексно и наглядно демонстрирует сложные для понимания данные, в основном цифровые. Фотографии дают возможность стать соучастником события, сделать собственные выводы из увиденного. Шрифт своим рисунком, пространственными характеристиками готовит читателя к восприятию текста. Весь комплекс визуальных форм составляет единое композиционное целое.
Разница между инфографикой и визуализацией данных в том, что инфографика обычно только представляет информацию. Дизайнер или журналист получает данные, работает с ними и организует их, пока они не станут осмысленными, добавляет подписи, комментарии. Затем представляет свое резюме читателю. Инфографика — это история, основанная на данных. Суть визуализации данных в возможности исследовать. Она не рассказывает какую-то определенную историю. Это не журналистская статья. Это инструмент, который позволяет читателю найти собственную историю, данные, интересные ему. Он позволяет их изучать. Он представляет неотредактированную информацию.
Безусловно, изобразительный ряд в «инфографике» или «визуализации данных» может быть не только информационно насыщенным, но и привлекательным, однако информативная функция будет для него главной. Помня об этом, мы сможем без особого труда определять внешне похожие на «инфографику» работы, визуальная составляющая в которых выполняет исключительно экспрессивную или аттрактивную функцию.
Помимо инфографики на страницах изданий присутствуют и иные элементы, которые играют большую роль. Для создания диаграмм используются инструменты графического дизайна, трехмерного моделирования, программирования (если необходимо обработать большое количество данных), иногда даже они составляются из «объектов реального мира» [22]. Многие из современных диаграмм настолько реалистичны, что их уже не связывают со словом, изначально обозначавшим «схематическое изображение». Но как бы ни сложна была реализация суть визуального представления информации остается рисунок, объясняющий, показывающий отношения объектов или чисел — диаграмма.
Роль доминирующего средства для передачи информации в тексте была отдана диаграммам вопреки целесообразности, ввиду общей популярности изобразительного контента на начальном этапе развития интернет-СМИ. Вполне возможно, что многие редакторы разделяли распространенное мнение о том, что картинки нравятся людям больше текста и скорее привлекут внимание, поэтому приоритет при раскрытии темы, где это возможно, отдавался им, а не вербальному тексту.
В практической части исследования нами были проанализированы проблемные материалы периодических изданий Республики Беларусь. Это исследование подтвердило те положения, которые были вынесены нами в ходе теоретического исследования. Визуализация действительно облегчает восприятие проблемного материала, полноценно и всесторонне отражает характер явления или события. Нами были обнаружены самые разные средства визуализации, но стоит отметить, что преобладающее значение принадлежит фотографиям. Также в статьях, которые отражают изменения, которые могут быть выражены в количественных показателях, зачастую содержатся разнообразные таблицы и диаграммы.
1. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм ; пер. с англ. В.Н. Самохина. — М. : Просвещение, 1974. — 312 с.
2. Арнхейм, Р. Новые очерки по психологии искусства / Р. Арнхейм. — М. : Статус-Кво, 1994. — 265 с.
3. Гарнитура шрифта / Академик [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: https://humanities_dictionary.academic.ru/2331 – Дата доступа:
4. Глазычев, В.Г. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе / В.Г. Глазычев. —М. : Куб, 1970. — 197 с.
5. Дебор, Г. Общество спектакля / Г. Дебор ; пер. с франц. С. Офертаса и М. Якубович. — М. : Просвещение, 2000. — 411 с.
6. Карканосенка С. Г. Основы журналистики / С. Г. Карканосенка. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 283 с.
7. Лукьянчук, С.В. Журналистика данных: пособие / С.В. Лукьянчук.—Воронеж : Атнум, 2012. –388 с.
8. Лазутина, Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: учебник для вузов / Г.В.Лазутина. — М. : Аспект Пресс, 2001. – 240 с.
9. Лазутина, Г. В. Профессиональная этика / Г. В. Лазутина. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 131с.
10. Лапыгин, Ю.Н. Основы управленческого консультирования / Ю.Н. Лапыгин. – М.: Академический проект, 2006. – 350 с.
11. Маклюэн, М. Понимание Медиа: Внешнее расширение человека / М. Маклюэн ; пер. с англ. В. Николаева. — М. : Альфа, 2003. — С.196—197.
12. Малес, Л. Фотография в социологических дисциплинах / Л. Малес // Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность: сб. научн. ст. / под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова, В. Круткина. — Саратов :Букер, 2007. — 402 с.
13. Мельников, М.М. Прикладная конфликтология для журналистов / М.М. Мельников. – М.: Права человека, 2006. – 158 с.
14. Микешина, Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб.пособие / Л.А. Микешина. – М.: Прогресс Традиция; МПСИ; Флинт, 2005. – 464 с.
15. Основы оформления газеты / КомпьюАРТ Философские науки [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://www.i-type.ru/osngazett.html – Дата доступа:
16. Прытков, В.П. Структура научной проблемы. Теория, и практика общественного развития / В.П. Прытков // Философские науки [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://teoria-practica.ru/ru/ – Дата доступа:
17. Сагатовский, В.Н. Системная деятельность и ее философское осмысление: системные исследования / В.Н. Сагатовский. – М.: Наука, 1980. – 224 с.
18. Типографика в вебе / Хабрахар [Электронный ресурс] – 2008. – Режим доступа: https://habrahabr.ru/post/324944/– Дата доступа:
19. Туманов, Д.В. Творим золотым пером /Д.В. Туманов / [Электронный ресурс] – 2008. – Режим доступа: http://studmedia.info/tvorim_zolotym_perom/opredelenie_problemnoi_situacii– Дата доступа:
20. Цвет в заголовке / i-Tupe.ru [Электронный ресурс] – 2008. – Режим доступа: http://www.i-type.ru/osngazett3.html Дата доступа:
21. Шаповал, Ю.Г. Изобразительная журналистика / Ю.Г. Шаповал. —Львов, 1988. — С.125—127.
22. Best Real Life Infographics // Galaxy ninja URL: http://www.galaxyninja.com/2013/12/21- best-real-life-infographics/ (дата обращения:)
23. Eisner, W. Comics and Sequential Art: Principles and Practices from the Legendary Cartoonist / W. Eisner. — New York, 1985. — 213 p.
24. McCloud, S. Understanding Comics / McCloud, S. — New York, 1992. — P.9—10.
25. Tufte, E. The Visual Display of Quantitative Information / E. Tufte. — New York, 2001. — 189 p.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 60.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Визуализация проблемных материалов в республиканских изданиях.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Визуализация проблемных материалов в региональных изданиях.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты