ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы дипломной работы определяется тем, что на сегодняшний день в Республики Беларусь наблюдает снижение роста преступности, однако все же следует стремиться к ее полной ликвидации. Несмотря на то, что преступность все же снижает темы роста своего развития, все же в государстве существует немало условий для ее существования и развития. Такие условия способствуют преобразованию преступлений из одного вида в другой, росту преступности среди отдельных категорий граждан, в частности, несовершеннолетних и т.д.
Любое действующее государство характеризуется относительно устойчивым уровнем развития преступности в нем. Данное явление всегда существовало, существует и будет существовать.
Преступность является явлением социальным и правовым.
С правовой точки зрения преступность есть совокупность преступлений в конкретном государстве.
С социологической точки зрения преступность – это такое явление, которое является общественно-опасным и возникает из девиантного поведения лиц.
Среди главных причин развития преступности в нашем государстве можно назвать нестабильную экономику, низкий уровень жизни населения, негативная социальная среда и так потом.
Объектом дипломной работы являются общественные отношения в сфере преступности несовершеннолетних.
Предмет исследования – криминологические аспекты характеристики преступности несовершеннолетних, ее структуры, динамики и профилактики.
Цель дипломной работы – комплексная характеристика преступности несовершеннолетних.
Для достижения цели дипломного исследования были поставлены следующие задачи:
1. раскрыть понятие и структуру преступности несовершеннолетних;
2. охарактеризовать динамику преступности несовершеннолетних;
3. дать характеристику социальных причин и условий преступлений совершеннолетних;
4. изучить криминогенные факторы преступности несовершеннолетних;
5. исследовать общесоциальные и специальные меры предупреждения преступности несовершеннолетних.
Методы исследования. Методологической основой исследования являются общенаучные методы диалектики, формальной логики и системного анализа, в частности, общелогические методы анализа, синтеза, индукции, дедукции и аналогии, методы наблюдения, описания и сравнения, а также современные исторический, формально-юридический, статистический и сравнительно-правовой методы.
Характеристика источников. Проблема преступности несовершеннолетних в целом в теории уголовного права рассматривалась достаточно активно в 90-е годы прошлого века. В частности, вопросы социальной реальности детства в современном российском обществе исследовал в своих трудах такой видный советский учёный, как Е. М. Рыбинский. Вопросы общей теории предупреждения преступности в целом были изучены Н. В. Щедриным. Р. М. Булатов посвятил свое внимание криминологической характеристике и профилактике преступности несовершеннолетних и др.
В последние годы в Республике Беларусь и в России продолжается активное исследование вопросов преступности несовершеннолетних, защищен ряд кандидатских диссертаций, в частности, О. Н. Титовой, Т. В. Лобановой, О. Н. Здрок, Н. В. Волуйсковым и некоторыми другими.
ГЛАВА 1 КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
1.1 Понятие и структура преступности несовершеннолетних
Преступность – наиболее опасный и наиболее изученный вид девиантности.
Преступность – собирательное понятие. Она представляет собой социальное явление, которое включает совокупность различных актов индивидуального преступного поведения. Но для преступности свойственно преодоление данных индивидуальных черт и наличие общих для всех преступных деяний признаков, совокупность которых и определяет ее понятие [9, с. 74].
Преступность – это исторически изменчивое социальное и уголовно-правовое негативное явление, которое представляет собой систему преступлений, совершенных в конкретном государстве (регионе) за тот либо иной период времени.
Понятие преступности и ее сущность всецело изучаются отраслью права «криминология».
Преступность можно рассматривать с различных точек зрения, а именно:
− как объект криминологического изучения;
− как системно-структурное явление;
− как социальное явления.
Как объект криминологического изучения преступность – это социальное исторически изменчивое, массовое, уголовно-правовое, системное явление общества, которое проявляется в совокупности общественно опасных уголовно наказуемых деяний и лиц, их совершивших, на определенной территории за определенный период времени.
Обоснование системного характера преступности базируется на:
− признании преступности в качестве специфической под¬системы общества как элемента более общей системы – общества в целом;
− обосновании определенной целостности преступности как целого, отдельных ее элементов на основе выделения единого критерия качества;
− выделении конкретных элементов (подструктур) преступности, находящихся между собой во взаимосвязи, взаимообусловленности, которые и задают новые качественные характеристики всей преступности в целом, отличающие ее от отдельных элементов [9, с. 75].
Как социальное явление преступность – это явление, которое обусловлено природой и содержанием общественных отношений.
Социальная природа и социальная обусловленность преступности проявляются, в первую очередь, в том, что она возникает из конкретных деяний, которые совершены людьми в обществе и против интересов общества, их особого социального поведения.
Свойства преступности как социального феномена:
− массовость, распространенность;
− относительная статистическая устойчивость;
− ее изменения носят «плавный» и закономерный характер;
− историческая изменчивость – в данном случае речь идет, главным образом, о закономерных изменениях структуры преступности, ее качественных особенностей;
− иррегулярность – отдельные преступления как элементы статистической совокупности совершаются вне зависимости друг от друга.
Сущность социологического подхода к определению преступности характеризуется следующими положениями:
− преступность рассматривается не как система преступлений, а как специфическая характеристика общества – его способность порождать преступления в огромном количестве;
− разработка категории «преступление», которая не зависит от законодательства.
ГЛАВА 2 ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
2.1 Социальные причины и условия преступлений несовершеннолетних
Причины преступности являются фундаментальной проблемой в науке криминологии. Связано это с тем, что данная проблема охватывает как сферу философии, социологии, политологии, так и психологии, социальной практики и т.п.
Прежде чем перейти к рассмотрению социальных причин и условий преступлений несовершеннолетних, рассмотрим, что же такое причины и условия преступности в самом общем виде.
Причинность – это объективно существующая связь, зависимость между двумя либо несколькими явлениями, при которой одно из них (причина) порождает другие (следствия). Причинность является объективной, всеобщей генетической связью между двумя явлениями: причиной и следствием. Процесс причинности последовательно развивается во времени, и причина всегда предшествует следствию.
В общественной жизни причиненные связи всегда наделены определенной спецификой, которая состоит в следующем:
− здесь действуют, в большей степени, статистические закономерности, при наличии которых необходимость прокладывает себе дорогу через массу случайностей;
− общество – это исторически изменяющаяся система, и в связи с этим причинные объяснения, которые являются верными для одного времени, могут являться ошибочными для другого времени;
− в обществе через причинные связи передаются не материя либо энергия, а непосредственно информация. Причинные взаимосвязи здесь всегда проходят через сознание людей, что ведет к их усложнению, а иногда и к искажению, преобразованию. Сведения о нормах поведения, системе ценностей, о текущей действительности устанавливаются субъектами через различные источники и каналы информации, формируя мировоззрение и психологию общества, групп и личности.
Итак, причины – это социально-психологические детерминанты, которые порождают, воспроизводят преступность и преступления как свое закономерное следствие.
Иными словами, причинами преступности является совокупность социальных явлений и процессов, которые в конкретных обстоятельствах играют роль условий, определяют непосредственное существование преступности как социального явления, наличие в ее составе частей, а на индивидуальном уровне – совершение конкретных преступлений.
Причины преступности можно подразделить на объективные и субъективные причины.
Субъективные причины преступности – основываются на учениях социальной психологии, которая включает искажение нравственных ценностей и правосознания личности, совершающей правонарушения.
Объективные причины преступности – не зависящие от конкретного субъекта социальные преступности, противоречия и экономические колебания, политические волнения в обществе, образующие трудности и недостатки для людей, тем самым порождая антиобщественную мотивацию и преступное поведение.
Все причины преступности делятся на три группы:
− индивидуальные, которые лежат в самой личности преступника;
− физические – непосредственное влияние природы;
− социальные – влияние общественной обстановки.
К первым относятся такие факторы как пол, возраст, раса, наследственность, психические особенности преступника.
ГЛАВА 3 ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
3.1 Общесоциальные меры предупреждения преступлений несовершеннолетних
Главным направлением деятельности в борьбе с преступностью является ее предупреждение.
Предупреждение преступности – это многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности. Разработка мер предупреждения преступности и отдельных преступлений – конечный результат и показатель эффективности всех криминологических исследований.
А. Г. Аванесов дает следующее определение «предупреждению преступности» – это целенаправленное воздействие государства, общества, физических и юридических лиц на процессы детерминации и причинности преступности в целях недопущения вовлечения в преступность новых лиц, совершения новых криминальных деяний, расширения криминализации общественных отношений [1, с. 235]. О. В. Старков и Д. А. Шестаков утверждают, что предупреждать можно отдельные преступления, но не их совокупность [35, с. 245]. Высказывается точка зрения о несостоятельности терминов «борьба с преступностью», «предупреждение преступности», предлагается заменить их терминами «социальный контроль», «управление преступностью» [30, с. 11].
Термин «предупреждение преступности» не является бесспорным хотя бы потому, что нельзя предупредить уже имеющееся. А преступность – это то, что уже есть. С этой точки зрения, термин безусловно уязвим, но он вошел в научный оборот, и вряд ли имеет смысл «революционно» ломать устоявшийся понятийный аппарат. Главное в нем – акцент на причинность и детерминацию преступности, на удержание людей от преступлений. Наряду с термином «предупреждение» часто употребляются другие: «профилактика», «предотвращение», «пресечение». Предупреждение преступления – это совокупность мероприятий по выявлению и недопущению замышляемых конкретных преступных действий. Пресечение преступления – совокупность мероприятий по недопущению перерастания начавшегося преступления в оконченное на стадии приготовления или покушения на него. Профилактика – это система мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности. В отличие от первых двух понятий, профилактика не связана ни с обнаружением умысла на совершение преступления, ни с приготовлением или покушением на преступление.
Отметим, что основной нормативный правовой акт, которые урегулировал вопросы предупреждения преступности несовершеннолетних, Закон Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – Закон № 200-З) употребляет понятие «профилактика правонарушений несовершеннолетних», под которым понимается система социальных, правовых и иных мер, которые направлены на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению несовершеннолетними правонарушений, и осуществляются в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении [21, ст. 1]. Далее в ст. 2 названного Закона предупреждение преступности несовершеннолетних выступает в качестве задачи деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних.
Также в УК используется такое понятие как «предупреждение преступлений», а именно в качестве одной из целей уголовной ответственности [32, ст. 44].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное в ходе написания дипломной работы исследование позволило сформулировать следующие теоретические выводы.
Теоретические выводы
Проведенное историческое исследование приводит к выводу о том, что преступность в целом может быть рассмотрены с точки зрения различных подходов.
С криминологической точки зрения преступность – это исторически изменяющееся уголовно-правовое явление. Как системное явление преступность представляет собой совокупность различных явлений, характеризующих отклоняющееся поведение общества.
С социологической точки зрения преступность – это общественно-опасное явление, которое возникает из конкретных противоправных деяний.
С точки зрения психологии любое правонарушение, преступление можно рассматривать как особый вид деятельности, определенной социальной активности человека, проявляющейся в специфических формах противоправного поведения.
Составной частью преступности является преступность несовершеннолетних, которая представляет собой совокупность преступлений, совершаемых лицами в возрасте до 18 лет.
Динамика преступности несовершеннолетних в Республике Беларусь свидетельствует о снижении уровня совершения преступлений в данном регионе среди подростков. Например, преступления несовершеннолетних в Брестской области составляют 3,5 процентов от общего числа преступности среди несовершеннолетних в Республике Беларусь, что полностью отвечает международным стандартам. Анализируя динамику преступности, мы может сделать вывод о том, что за период с 2014 года по 2016 год количество преступлений, совершаемых несовершеннолетними, неуклонно росло, однако уже в 2017 году отмечается значительное снижение преступности в рассматриваемой сфере.
Наиболее распространенным преступлением среди подростков в по-прежнему остаются кражи, разбой. Также немалое число преступлений составляют преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, распространением порнографического материала и др.
Причинами преступности являются такие явления и процессы, которые обуславливают существование преступности как социального явления. Условия преступности – это такие явления, которые сами по себе преступность не порождают, но выступают в качестве обстоятельств, которые способствуют ее возникновению, существованию и развитию.
Основными социальными причинами и условиями преступности среди несовершеннолетних являются различные факторы социальной жизни общества. В первую очередь, это именно негативное влияние семьи, как результат, безнадзорность, низкий уровень дохода, недостаточное влияние образовательных учреждений к обучению и воспитанию подростков и др.
В качестве основных криминогенных факторов преступности несовершеннолетних следует назвать «отрыв» ребенка от семьи, неучастие родителей в его воспитании, ранее взросление в виду этого подростка, стремление его к самостоятельному заработку, в том числе преступным путем, психологическая неудовлетворенность собой и др.
Преступность среди несовершеннолетних требует особого внимания, решительных мер по ее предотвращению и предупреждению. Для контроля над ситуацией необходимо уделять должное внимание мерам профилактики и предупреждения, которые эти органы применяют с целью устранения причин и условий возникновения преступлений среди молодежи.
1. Аванесов, А. Г Криминология / А. Г. Аванесов. – М. : Юнити-Дана, 2012. – 575 с.
2. Багандова, Г. Х. Проблема социального сиротства в России / Г. Х. Багандова // Международный научный журнал «Символ науки». – 2016. – № 6. – С. 240–242.
3. Волошин, И. А. Влияние СМИ на формирование криминогенных установок у несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет / И. А. Волошин, Т. Е. Сударикова // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. – 2016. – № 4. – С. 50–55.
4. В Брестской области отмечается снижение наркопреступлений среди несовершеннолетних [Электронный ресурс] / Телерадиокомпания Брест. – Режим доступа: http://www.trkbrest.by/4092-v-brestskoy-oblasti-otmechaetsya-snizhenie-narkoprestupleniy-sredi-nesovershennoletnih.html. – Дата доступа:
5. В 2015 году из Брестской области усыновили 86 детей, в текущем – 21 [Электронный ресурс] / Брестская газета. – Режим доступа: http://www.b-g.by/society/32301/. – Дата доступа:
6. Горева, О. М. Проблемы социального сиротства в современной России / О. М. Горева, Л. Б. Осипова, Е. А. Сербина // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1.
7. Данные судебной статистики за первое полугодие 2017 года об осужденных несовершеннолетних [Электронный ресурс] / Верховный Суд Республики Беларусь. – Режим доступа: http://court.gov.by/justice_RB/statistics/children/d3bff985aaa791cb.html. – Дата доступа:
8. Демографический ежегодник : статистический сборник. – Минск, 2017. – 440 с.
9. Долгова, А. И. Криминология : учебник для вузов / А. И. Долгова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Норма, 2005. – 912 с.
10. Жадан, В. Н. К вопросу о подходах выделения причин и условий преступности несовершеннолетних / В. Н. Жадан // Проблемы современной науки. – 2014. – № 12-2. – С. 87–94.
11. Кеник, А. А. Защита прав ребенка и несовершеннолетних в Республике Беларусь / А. А. Кеник. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск : Дикта, 2008. – 316 с.
12. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье : принят Палатой представителей 3 июн. 1999 г. : одобр. Советом Респ. 24 июн. 1999 г. : в Кодекс с 24 октября 2016 г. изм. и доп. не вносились. – Минск: Амалфея, 2016. – 192 с.
13. Конвенция о правах ребенка 1989 года [Электронный ресурс] / Организация объединенных наций. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml. – Дата доступа:
14. Лелеков, В. А. Воспитание несовершеннолетних вне семьи как криминогенный фактор / В. А. Лелеков, Ю. П. Добросоцкая // Вестник Воронежского института МdД России. – 2012. – № 1. – С. 17–20.
15. Медведева, И. В. Статистический сборник : правонарушения в Республике Беларусь. – Минск : Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2015. – 175 с.
16. Медведева, И. В. Социальное положение и уровень жизни населения Республики Беларусь : статистический сборник / И. В. Медведева. – Минск : Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2017. – 380 с.
17. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) [Электронный ресурс] / Организация Объединенных Наций. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/beijing_rules.shtml. – Дата доступа:
18. Нурышев, Г. Н. Социология : учебное пособие / Г. Н. Нурышев, Д.С. Бразевич. – Спб. : СПбГУНиПТ, 2010. – 292 с.
19. Общая статистика за 2017 год [Электронный ресурс] / Министерство внутренних дел Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.mvd.gov.by/ru/main.aspx?guid=162163. – Дата доступа:
20. О правах ребенка : Закон Рэсп. Беларусь, 19 нояб. 1993 г., № 2570-XII // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – 2016. – № 362-З. – 2/2360.
21. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершгеннолетних : Закон Рэсп. Беларусь, 31 мая 2003 г., № 200-З // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – 2017. – № 18-З. – 2/2456.
22. Об утверждении Положения о порядке образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 10 дек. 2003 г., № 1599 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://pravo.by/document/?guid=3961&p0=C20301599. – Дата доступа:.
23. Плетенева, Д. А. Криминология : курс лекций / Д. А. Плетенева. – Минск : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 200 с.
24. Прокуратура Брестской области обеспокоена ростом подростковой преступности [Электронный ресурс] / Белта. – Режим доступа: http://www.belta.by/regions/view/prokuratura-brestskoj-oblasti-obespokoena-rostom-podrostkovoj-prestupnosti-179280-2016/. – Дата доступа:
25. Прокуратура Брестской области отмечает снижение подростковой преступности [Электронный ресурс] / Виртуальный Брест. – Режим доступа: http://virtualbrest.by/news41322.php. – Дата доступа:
26. Свыше 3 тыс. детей-сирот усыновлены в Беларуси за пять лет [Электронный ресурс] / Новости Беларуси. – Режим доступа: http://www.belta.by/society/view/svyshe-3-tys-detej-sirot-usynovleny-v-belarusi-za-pjat-let-186971-2016/. – Дата доступа:
27. Семененко, Г. М. К вопросу о детерминантах преступности несовершеннолетних / Г. М. Семененко, О. М. Немеш, И. А. Астахова // Наука и образование : новое время. – 2016. – № 2 (13). – С. 91–96.
28. Сотрудники ИДН Брестской области проведут профилактические акции в детских лагерях [Электронный ресурс] / Новости Беларуси. – Режим доступа: http://www.belta.by/regions/view/sotrudniki-idn-brestskoj-oblasti-provedut-profilakticheskie-aktsii-v-detskih-lagerjah-253286-2017/. – Дата доступа:
29. Спиридонов, Л. И. Социология преступности / Л. И. Спиридонов. – М., 1978.
30. Старков, О. В. Предупреждение преступлений : учебн. пособие / О. В. Старков. – М. : Юристъ, 2005. – 284 с.
31. Три брестских подростка обокрали два десятка гаражей [Электронный ресурс] / Тут.бай. – Режим доступа: https://news.tut.by/accidents/573219.html. – Дата доступа:
32. Уголовный кодекс Республики Беларусь : принят Палатой представителей 2 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г. : в Кодекс с 18 июля 2017 г. изм. и доп. не вносились. – Минск : НЦПИ РБ, 2017. – 320 с.
33. Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, и уровень зарегистрированной безработицы по областям и г. Минску [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/trud/godovye-dannye/uroven-ofitsialno-zaregistrirovannoi-bezrabotitsy-po-oblastyam-i-g-minsku/. – Дата доступа:
34. Шестаков, Д. А. На криминологическом семинаре / Д. А. Шестаков // Правоведение. – 1982. – № 2. – С.105–106.
35. Шестаков, Д. А. Криминология / Д. А. Шестаков. – Спб. : Юридический центр «Пресс», 2006. – 327 с.
36. Шиханцов, Г. Г. Криминология / Г. Г. Шиханцов. – Минск : Тесей, 2006. – 387 с.