Язык общения с пациентом, имеющим зависимость от психоактивных веществ
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Язык общения с пациентом, имеющим зависимость от психоактивных веществ»
по дисциплине: «Психология»
2018
251.00 BYN
Язык общения с пациентом, имеющим зависимость от психоактивных веществ
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 63.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Мотивация употребления алкоголя» В.Ю. Завьялова.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичный эмпирический материал.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ОБЩЕНИЯ С КЛИЕНТОМ, ИМЕЮЩИМ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ
1.1 Сложности взаимодействия в процессе психодиагностики
1.2 Сложности взаимодействия в процессе психокоррекции
1.3 Современные аспекты зависимости от психоактивных веществ
1.4 Основные мотивы употребления психоактивных веществ
Выводы
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КЛИЕНТА, ИМЕЮЩЕГО ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ
2.1 Аудит
2.2 Результаты исследования мотивации потребления алкоголя у клиентов, зависимых от ПАВ
2.3 Результаты исследования тревожности
2.4 Рекомендации психологу в работе с пациентом, имеющим зависимость от психоактивных веществ
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблема предупреждения и лечения зависимости от психоактивных веществ является чрезвычайно важной, актуальной и сложной. Она отличается возрастными особенностями, половыми проявлениями, социальной ситуацией личности. Актуальность темы обусловлена отсутствием у большей части молодежи ценностных ориентаций, естественным чувством познать ранее неизведанные ощущения и переживания, дисгармонией в семейных и социальных отношениях, стремлением уйти от повседневной действительности.
Чаще всего к психологу обращаются близкие или родные человека, которые принимает психоактивные вещества, поэтому первые встречи «немотивированного» клиента достаточно сложны, требуют особого терпения от специалиста, четкого разграничения функций и составления договоренностей. Такие клиенты, кроме консультативных встреч, направленных на выявление психологических факторов нарушения поведения, степени психической зависимости, диагностики типа личности, требующие обычно длительного психотерапевтического вмешательства.
Важнейшей задачей психолога является своевременная и адекватная психологическая поддержка на уровне принятия личности и целесообразна психокоррекционная программа, направленная на перевоспитание, «перепрограммирования личности», зависимой от психоактивных веществ. Однако, психологу необходимо учитывать возможные сложности в процессе психодиагностики и психокоррекции клиента, зависимого от психоактивных веществ.
Психолог должен учитывать, что положительный результат преодоления зависимости не возможен без готовности клиентов, зависимых от ПАВ, к изменению своего жизненного стиля.
Причины употребления психоактивных веществ весьма разнообразны: от психофизиологических особенностей до социальных проблем. Однако, главная роль принадлежит психологическим характеристикам личности, ее эмоциональной саморегуляции, системе ценностных ориентаций, отношений к окружающей среде.
Преодоление зависимости является продолжительным по времени процесс, состоящим из нескольких специфических стадий. На каждой стадии должны быть разрешены определенные задачи и развиты определенные навыки. Если пациент не готов постоянно прогрессировать в этом направлении, исчерпывающим образом выполнять поставленные перед собой задачи и достигать целей, если он избегает постоянной работы в направлении изменений и не настроен эффективно преодолевать болезнь, то срыв неизбежен. В связи с этим становится очевидной необходимость работы с мотивацией пациента на всех этапах и стадиях его выздоровления.
Методы работы с мотивацией лиц, зависимых от психоактивных веществ, стали развиваться в последние годы, когда выяснилось, что лечение пациентов, не готовых к изменению своего жизненного стиля, не дает позитивных результатов. Стал очевидным и тот факт, что люди, употребляющие психоактивные вещества, имеют право на помощь в виде формирования мотивационной готовности на лечение, изменение своего поведения и жизненного стиля, развития самосознания.
Современные аспекты зависимости от психоактивных веществ представлены в работах таких авторов как Д.А. Автономов, А. Айрапетова, Н.С. Видерман, А.Ю. Егоров, В.Ю. Завьялов, Е.Б. Клубова, Ц.П. Короленко, Г.А. Костенко, А.В. Котляров, Н.В. Крылова, В.Д. Менделевич и др.
Исследованием мотивов употребления психоактивных веществ занимались В.В. Бойко, С.В. Гречаный, А.В. Копытков, А.В. Козловский, И.А. Кибальченко.
Проблемой изучения особенностей психологической консультирования и психотерапии клиентов, зависимых от психоактивных веществ, занимались такие психологи как Т.Т. Горский, Н.Б. Григорьев, Н.А. Соловьева, Е.А. Шитов и др.
Однако, анализ литературы показал, что проблема особенностей общения психолога с клиентом, имеющим зависимость от психоактивных веществ, является недостаточно освещенной.
Цель исследования: выявить психологические особенности клиента, имеющего зависимость от психоактивных веществ и разработать на их основании рекомендации психологу
Объект исследования: личность клиентов, зависимых от психоактивных веществ.
Предмет исследования: язык общения с клиентом, имеющим зависимость от психоактивных веществ.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть сложности взаимодействия в процессе психодиагностики клиента, имеющего зависимость от психоактивных веществ;
2) охарактеризовать сложности взаимодействия в процессе психокоррекции клиента, имеющего зависимость от психоактивных веществ;
3) раскрыть современные аспекты зависимости от психоактивных веществ и основные мотивы употребления ПАВ.
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА ОБЩЕНИЯ С КЛИЕНТОМ, ИМЕЮЩИМ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ
1.1 Сложности взаимодействия в процессе психодиагностики
Под психодиагностикой понимается направление работы психолога; совокупность методов выявления индивидуально-психологических особенностей личности и оценки психических состояний клиента. Психодиагностика клиентов, имеющих зависимость от психоактивных веществ, имеет свои особенности.
Сложность взаимодействия в процессе психодиагностики заключается в том, что лица, имеющие зависимость от психоактивных веществ, редко попадают к психологу по собственному желанию. Как правило, их направляют различного рода организации, поэтому психологу сначала следует выяснить причины прихода клиента на консультацию. Устанавливать контакт с зависимыми клиентами весьма трудно, потому что они привносят свой повседневный стиль жизни и общения в процесс консультирования и психодиагностики. С самого начала консультирования такие клиенты имеют склонность обманывать консультантов, особенно не опытных, своей мнимой доброжелательностью, умением подольститься. Консультант в стремлении помочь может перестараться и сделаться объектом манипуляции клиента [16, с. 166].
В процессе психодиагностики осуществляется оценка личностных проблем клиента, построение на основе диагностики перспектив психокоррекции аддикта. Психодиагностика включает в себя исследование поведения клиента, его личности, а также социальных факторов.
Психологом проводится анализ семейной ситуации, выявляются психотравмирующие обстоятельства, выясняется качество межличностных отношений, степень вовлеченности семьи зависимого клиента от ПАВ в его проблему. По мнению Г. Кристал, отсутствие интереса членов семьи к решению проблемы зависимости больного является крайней степенью нарушенных под влиянием злоупотребления ПАВ взаимоотношений и создает наиболее сложную ситуацию при попытках достичь сколько-нибудь значительного улучшения в состоянии клиентов, зависимых от психоактивных веществ [39, с. 73],
В процессе психодиагностики проводится оценочное собеседование. Очень важным на первом этапе консультирования является первая встреча с клиентом. Как правило, при оценочном собеседовании психолог ставит перед собой следующие задачи:
– понять причины, которые привели клиента к социальному работнику;
– определить его психическое и физическое состояние, степень заболевания;
– понять готовность его к лечению и к изменениям в его жизни;
– информировать клиента о заболевании, не ставя ему диагноз, предоставив ему самому решать – алкоголик он или нет;
– помочь клиенту преодолеть отрицание проблемы [18, с. 15].
На успешность оценочного собеседования оказывает влияние соблюдение психологом этических норм, следование которым является особенно важным в работе с категорией клиентов, имеющих зависимость от психоактивных веществ (ПАВ):
– доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту;
– ориентация на нормы и ценности клиента;
– запрет давать советы;
– анонимность;
– разграничение личных и профессиональных отношений [14, с. 84].
Не менее важны при первой встрече с клиентом вербальный и невербальный контакты, поза тела, тон и громкость голоса, использование паузы. Очень важны для налаживания контакта с клиентом и личные качества психолога: умение проявить эмпатию к клиенту; уважение к проблемам клиента; искренность; теплота, открытость для восприятия; умение противостоять мнению клиента; способность к самораскрытию; уверенность в себе, преданность своей профессии; оптимизм; способность к совершенствованию.
От оценочного собеседования зависит дальнейшая работа с клиентом, имеющим зависимость от ПАВ – или лечение начнется со следующей встречи, или отложится на неопределенный срок.
На стадии оценки психологу важно понять уровень готовности клиента к работе и к достижению позитивного результата. При этом учитываются:
– типы ситуаций, настроений, поведения, связанных с наибольшим риском рецидива;
– слабые и сильные стороны индивидуальных и социальных ресурсов клиента;
– уровень готовности к изменению [11, с. 103].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КЛИЕНТА, ИМЕЮЩЕГО ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ
2.1 Аудит
С целью выявления особенностей клиентов, имеющих зависимость от психоактивных веществ, было проведено эмпирическое исследование. Исследование проводилось на базе Реабилитационного центра «Феникс» г. Минска. Всего в исследовании приняли участие 50 человек. Выборку исследования составили мужчины в возрасте от 25 до 36 лет, зависимых от психоактивных веществ (от алкоголя, в частности).
Эмпирическое исследование осуществлялось в три этапа:
1) подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) проведение исследования особенностей клиентов, имеющих зависимость от психоактивных веществ, с помощью тестирования;
3) обработка данных, анализ и интерпретация полученных результатов, формулирование выводов исследование, разработка рекомендаций психологу в работе с пациентом, имеющим зависимость от психоактивных веществ.
Аудитор при оказании психологической помощи клиенту, имеющему зависимость от психоактивных веществ, обязан соблюдать и использовать в качестве основы для принятия любых решении профессионального характера следующие профессиональные этические принципы:
– независимость – обязательность отсутствия у аудитора при формировании его мнения какой-либо заинтересованности в делах клиента;
– честность – обязательная приверженность аудитора профессиональному долгу и следование общим нормам морали;
– объективность – обязательность непредвзятости, самостоятельности, беспристрастности и неподвластности какому-либо влиянию при рассмотрении любых профессиональных вопросов и формировании суждений, выводов и заключений;
– добросовестность – обязательность оказания аудитором профессиональных услуг с должной тщательностью, внимательностью, оперативностью и надлежащим использованием своих способностей. Принцип добросовестности предполагает ответственное отношение аудитора к своей работе, но он не должен трактоваться как гарантия безошибочности в аудиторской деятельности;
– конфиденциальность – обязанность обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудита, не передавать эти документы или их копии третьим лицам и не разглашать содержащиеся в них сведения без согласия клиента. Этот принцип должен соблюдаться неукоснительно, невзирая на то, что разглашение или распространение информации о клиенте не может нанести ему, по представлениям аудитора, материального или другого ущерба;
– профессиональная компетентность – это обязательность владения необходимым объемом знаний и навыков, позволяющим аудитору квалифицированно и качественно оказывать профессиональные услуги;
– профессиональное поведение – соблюдение приоритета общественных интересов и обязанность аудитора поддерживать высокую репутацию своей профессии, воздерживаясь от совершения поступков, несовместимых с оказанием аудиторских услуг и способных снизить уважение и доверие к профессии аудитора, нанести ущерб ее общественному имиджу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ проблемы общения с клиентом, имеющим зависимость от психоактивных веществ, а также результаты проведенного эмпирического исследования, свидетельствуют о решении поставленных задач:
1. Основные сложности взаимодействия в процессе психодиагностики причин возникновения зависимости, психического состояния, индивидуально-личностных особенностей личности клиента, зависимого от ПАВ, связаны с посещением психолога не по собственному желанию, что вызывает проблему установлению контакта и доверительных отношений. Психодиагностике клиента, имеющего зависимость от ПАВ, предшествует установление доверительных взаимоотношений между психологом и клиентом. Затруднять этот процесс могут личностные особенности клиента с зависимость от ПАВ, такие как: стремление говорить неправду; обвинять других, зная, что они невиновны; уходить от ответственности в принятии решений; эгоистичная направленность; тревожность; усиление защитных психологических механизмов.
2. Основные сложности взаимодействия в процессе психокоррекции связаны с тем, что клиенты, зависимые от психоактивных веществ, плохо социализованы, не учитывают нормы морали и требования общества, склонны постоянно нарушать правила; эти клиенты зачастую сопротивляется попыткам психолога проникнуть в суть его проблем. Сложностями во взаимодействии с психокоррекции являются: отрицание клиентом своей зависимости, сопротивление клиента, несогласие с рекомендациями психолога; преждевременное прекращение лечения, пропуск встреч клиентом, зависимым от ПАВ.
3. Психоактивные вещества представляют собой средства, с помощью который человек искусственным образом изменяет психическое состояние с целью достижения эмоционального комфорта, эйфории, снижения напряжения. Проблема злоупотребления ПАВ рассматривается в рамках аддиктивного поведения, которое сопровождается снижением социальной адаптации и патохарактерологическими реакциями. Зависимость от психоактивных веществ предполагает отказ от помощи, разрушение отношений со значимыми людьми, неприятие критики аддиктивного поведения со стороны других людей. Для людей, зависимых от ПАВ, характерна аддиктивная установка, собственная мотивация употребления психоактивных веществ.
4. В результате эмпирического исследования было выявлено, что преобладающими мотивами потребления алкоголя у клиентов, зависимых от психоактивных веществ, являются: аддиктивные мотивы, атарактические мотивы, традиционные социально-обусловленные, культурально-распространенные мотивы. Клиенты, зависимые от психоактивных веществ, имеют преимущественно высокий уровень личностной и высокий уровень ситуативной тревожности. Уровень личностной тревожности несколько выше степени ситуативной тревожности у клиентов, зависимых от ПАВ, со средним уровнем злоупотребления алкоголем. Уровень ситуативной тревожности несколько выше степени личностной тревожности у клиентов, зависимых от ПАВ, с высоким уровнем злоупотребления алкоголем. Существует связь между мотивацией употребления ПАВ и уровнем тревожности у клиентов, зависимых от ПАВ. У клиентов, зависимых от ПАВ, атарактические и гедонистические мотивы употребления связаны с высокой ситуативной тревожностью; мотивы гиперактивизации и аддиктивные мотивы связаны с высокой личностной тревожностью.
1. Автономов, Д.А. Аддикции и аддиктивное влечение с позиций психоанализа / Д.А. Автономов // Вопросы наркологии, 2011. – № 3. – С. 104-122.
2. Айвазова, А.Е. Психологические аспекты зависимости / А.Е. Айвазова. – СПб.: Речь, 2003. – 120 с.
3. Айрапетова, А. Аддиктивное поведение как фактор психологической дезадаптации и пути его профилактики / А. Айрапетова // Наука и Мир. – 2016. – № 1 (29). – С. 117-120.
4. Баранова, О.В. Современные психотерапевтические методы, применяемые в наркологической практике // Клинические и организационные вопросы наркологии / Под ред. Е.А. Кошкиной. – М.: Гениус Медиа, 2011. – С. 272-303.
5. Боговарова, В.А. Аутоагрессивное поведение больных алкоголизмом и наркоманией / В.А. Боговарова // Казанский педагогический журнал. – 2013. – № 1. – С. 1-9.
6. Бойко, В.В. Результаты исследования мотивационных особенностей употребления психоактивных веществ у подростков с социальной фобией / В.В. Бойко // Український вісник психоневрології. – 2011. – № 4 (69). – С. 50-53.
7. Валентик, Ю.В. Континуальный подход к психотерапии больных алкоголизмом / Ю.В. Валентик, А.Н. Булатникова // Вопросы наркологии. 1994. – № 3. – С. 8-12 .
8. Вёрмсер, Л. Психоаналитические размышления об этиологии компульсивного употребления наркотиков / Л. Вёрмсер // Психоаналитические исследования наркотической зависимости. – Ижевск, 2004. – С. 90-98.
9. Видерман, Н.С. Медико-психологические характеристики копинг-поведения больных с зависимостью от алкоголя: автореф. дис. … канд психол. наук: 19.00.01 / Н.С. Видерман. – СПб., 2000. – 19 с.
10. Галяутдинова, С.И. К проблеме понимания аддикции и зависимости отечественными и зарубежными исследователями / С.И. Галяутдинова, Е.В. Ахмадеева // Вестник Башкирского университета. – 2013. – № 2. – С. 14-19.
11. Глэддинг, С. Психологическое консультирование / С. Глэддинг. – СПб.: Питер, 2002. – 736 с.
12. Горский, Т.Т. Схема: «срыв — восстановление» / Т.Т. Горский. – М.: Просвещение, 2003. – 77 с.
13. Гребенюк, А. Психологическая зависимость от психоактивных веществ. Модель, принципы и методы терапии / А. Гребенюк // Московский психотерапевтический журнал. – 1999. – № 3-4. – С. 115-132.
14. Гребнев, С. Психология и психотерапия алкогольной зависимости / С. Гребнев. – Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1998. – 64 с.
15. Гречаный, С.В. Мотивы употребления психоактивных веществ и их связь с клинико-психологическими характеристиками (обзор литературы) / С.В. Гречаный // Научно-медицинский вестник центр. Черноземья. – 2015. – № 59. – С. 28-35.
16. Григорьев, Н.Б. Психологическое консультирование, психокоррекция и профилактика зависимости / Н.Б. Григорьев. – СПб.: СПбГИПСР, 2012. – 304 с.
17. Диагностика и коррекция психических зависимостей: методические рекомендации / сост. А.А. Макарова. – Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2013. – 48 с.
18. Дубровская, Т.В. Миннессотская модель реабилитации зависимого поведения / Т.В. Дубровская / /Современные научные исследования. – 2012. – № 7 (4). – С. 15-18.
19. Егоров, А.Ю. К вопросу о новых теоретических аспектах аддиктологии // Наркология и аддиктология. Сб. науч. тр. / Под. ред. В.Д. Менделевича. – Казань, 2004. – С. 80-88.
20. Елшанский, С.П. Внутреннее восприятие и механизмы развития зависимостей от ПАВ / С.П. Елшанский // Вопросы наркологии. – 2002. – № 4. – С. 40-45.
21. Жукова, Ю.А. Гендерные особенности аутоагрессивного спектра у страдающих алкогольной зависимостью / Ю.А. Жукова // Наука молодых – Eruditio Juvenium. – 2016. – № 1. – С. 56-60.
22. Завьялов, В.Ю. Психические аспекты формирования алкогольной зависимости / В.Ю. Завьялов. – Новосибирск: Наука, 1988. – 345 с.
23. Залыгина, Н.А. Аддиктивное поведение молодежи: профилактика и психотерапия зависимостей / Н.А. Залыгина, Я.Л. Обухов, В.А. Поликарпов. – Минск: Пропилеи, 2004. – 196 с.
24. Зарецкий, В.В. Позитивная профилактика злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде / В.В. Зарецкий // Наркология. – 2009. – № 11. – С. 69-78.
25. Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы / Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников. – СПб.: Питер, 2011. – 352 с.
26. Казахбаева, Г.И. Социально-психологические особенности аутоагрессивного поведения подростков / Г.И. Казахбаева // Известия вузов Кыргызстна. – 2011. – № 7. – С. 302-304.
27. Кибальченко, И.А. Отношение к употреблению ПАВ студентов, проживающих в разных бытовых условиях / И.А. Кибальченко, В.В. Подберезный, О.А. Беляева // Успехи современной науки. – 2017. – № 2. – С. 83-86.
28. Китаева, А.И. Мотивационная работа в процессе социальной реабилитации лиц с зависимым поведением: методические рекомендации / А.И. Китаева, М.В. Середа // Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник. – 2017. – № 12. – С. 80-128.
29. Клубова, Е.Б. Отношение к болезни и механизмы психологической защиты у больных алкоголизмом: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / Е.Б. Клубова. – СПб., 1995. – 19 с.
30. Козловский, А.В. Особенности потребления психоактивных веществ в студенческой среде (сравнительный анализ) / А.В. Козловский, А.И. Шпаков, Т.А. Богуш // Вестник ГрГУ им. Я. Купалы. – 2013. – № 1. – С. 116-127.
31. Кондрашенко, В.Т. Алкоголизм / В.Т. Кондрашенко, А.Ф. Скугаревский; под ред. П.П. Волкова. – Мн.: Беларусь, 1983. – 288 с.
32. Копытов, А.В. Алкогольная зависимость у подростков и молодых людей мужского пола (социально-психологические аспекты): монография / А.В. Копытков. – Минск: БГУ, 2012. – 400 с.
33. Копытов, А.В. Мотивы употребления алкоголя подростками и молодыми людьми с проблемами алкогольной зависимости / А.В. Копытков // Вестник Витебского гос. мед. ун-та. – 2011. – № 4. – С. 105-110.
34. Короленко, Ц.П. Аддиктивное поведение, общая характеристика и закономерности развития / Ц.П. Короленко // Обзор психиатрии и медицинской психологии – 1991. – № 3. – С. 8-15.
35. Короленко, Ц.П. Психосоциальная аддиктология / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. – Новосибирск: Олсиб, 2001. – 257 с.
36. Костенко, Г.А. Аддиктивное поведение как аспект девиации поведения / Г.А. Костенко // Чрезвычайные ситуации: промышленная и экологическая безопасность. – 2015. – № 1 (21). – С. 133-137.
37. Котляров, А.В. Другие наркотики / А.В. Котлярова. – М.: Психотерапия, 2006. – 480 с.
38. Кочюнас, Р. Основы психологического консультирования / Р.Кочюнас. – М.: «Академический проект», 1999. – 493 с.
39. Кристал, Г. Нарушение эмоционального развития при аддиктивном поведении // Психология и лечение зависимого поведения / под ред. С. Даулинга; пер. с англ. P.P. Муртазина. – М., 2000. – 240 с.
40. Крылова Н.В. Социальные и личностные последствия употребления психоактивных веществ в подростковой и молодежной среде: монография / Н.В. Крылова, Л.Б. Шнейдер; под. ред. В.И. Журко. – М.: ИМСГС, 2010. – 94 с.
41. Крылова, Н.В. Деформация личностного развития подростков и взрослых людей: на примере психической зависимости от психоактивных веществ: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / Н.В. Крылова. – М., 2004. – 18 с.
42. Лисецкий, К.С. Психокосметология: теория и практика / К.С. Лисецкий. – Самара: Изд-во «Универс групп», 2006. – 469 с.
43. Мазурова, Л.В. Особенности психологической защиты и копинг-стратегий у женщин с алкогольной зависимостью: автореф. дис. .. канд. мед. наук: 19.00.04 / Л.В. Мазурова. – Томск, 2009. – 22 с.
44. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения / В.Д. Менделевич. – М.: МЕДпресс, 2001. – 432 с.
45. Редянова, Н.В. Психологическая зависимость от психоактивных веществ / Н.В. Редянова // Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика. – 2016. – № 6. – С. 81-85.
46. Соловьева, Н.А. Динамика личностных особенностей наркозависимых в процессе реабилитации: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / Н.А. Соловьева. – М., 2009. – 19 с.
47. Спирина, М.Л. Профилактика употребления психоактивных веществ в образовательной среде / М.Л. Спирина, М.Н. Егизарьянц // Проблемы современного пед. образования. – 2017. – № 54. – С. 239-245.
48. Старшенбаум, Г.В Аддиктология: учебное пособие. Стандарт третьего поколения / Г.В. Старшенбаум. – СПб: Питер, 2017. – 320 с.
49. Широченков, Е.Ю. Диагностические вопросы изучения мотивации потребления психоактивных веществ / Е.Ю. Широченков // Современные научные исследования и разработки. – 2016. – № 7 (7). – С. 572-574.
50. Шитов, Е.А. Влияние ранней детской психической травмы на клинику и динамику алкогольной зависимости: автореф. дис. … канд. мед наук: 14.00.45 / Е.А. Шитов. – М., 2007. – 20 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 63.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Мотивация употребления алкоголя» В.Ю. Завьялова.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичный эмпирический материал.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты