Связь детско-родительского взаимодействия и медличностных отношений сиблингов
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Диплом
на тему: «Связь детско-родительского взаимодействия и медличностных отношений сиблингов»
по дисциплине: «Психология»
2018
251.00 BYN
Связь детско-родительского взаимодействия и медличностных отношений сиблингов
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 75.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Результаты диагностического обследования.
Поделиться
Введение
Глава 1 Теоретические основы исследования связи детско-родительского взаимодействия и сиблинговых отношений
1.1 Детско-родительское взаимодействие: подходы к изучению феномена в отечественной и зарубежной психологии
1.2 Классификация видов межличностных отношений
1.3 Понятие межличностных отношений и теоретические подходы к его изучению
1.4 Взаимоотношение сиблингов в семье
1.5 Обзор эмпирических исследований по проблеме взаимоотношений сиблингов
Глава 2 Эмпирическое исследование связи детско-родительского взаимодействия и межличностных отношений
2.1 Организация и методика эмпирического исследования
2.2 Результаты исследования и их интерпретация
Заключение
Список используемых источников
Приложения
Введение
Детско-родительские отношения составляют ключевую подсистему внешних и внутренних связей семьи как целостной системы. Они характеризуются непрерывностью, длительностью, зависимостью от возрастных, психологических (А.Н. Леонтьев, 1983), психофизиологических, физических особенностей ребенка и родителей (А.А. Реан, Я.Л. Коломенский, 2001). В то же время детско-родительские отношения – самостоятельная система, трансформирующаяся по мере взросления детей и старения родителей (П. Вацлавик, Д. Бивин, Д. Джексон, 2000; H.S. Fishman, S. Minuchin, 2004). Современная коррекционная психология нуждается в понимании проблем, связанных с динамикой детско-родительских отношений в контексте взросления детей с сенсорными нарушениями при их совместном проживании с родителями. Несмотря на объективную важность, существующие исследования еще далеки от ответа на многочисленные вопросы генезиса этих отношений. Исследования ограничиваются анализом отношений родителей и подростков. При этом наиболее изучены детско-родительские отношения в семьях детей с интеллектуальными проблемами, нарушениями опорно-двигательного аппарата и эмоционально-волевой сферы.
Традиционно детско-родительские отношения исследуются с позиции отношения родителей к детям (тип воспитания, родительские установки, отношение родителей к детям – Р.К. Белл, Е.С. Шеффер, 1958; А.И. Захаров, 1978, 1988, 2000, 2010; А.Я. Варга, 2001; И.И. Мамайчук, 1984, 1996; С. Чавес, 1992; В.Н. Мясищев, 1998; Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис, 2002; И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева, 2008); с позиции отношений детей к родителям (привязанность, восприятие детьми родителей и семейной ситуации – З. Матейчек, 1983, 1992; Й. Лангмейер, 1984; Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына 2001; Р.Ж. Мухамедрахимов, 2001; Р. Бернс, 2003; А.Л. Венгер, 2003; Г.Т. Хоментаускас, 2010; M.D. Ainsworth, 1978, 1989, 1991; J. Bowlbi, 1958, 1973). Ряд исследований осуществлен с позиции взаимоотношения детей и родителей (особенности общения родителей и детей – Х.Д. Джайнотт, 1986; И.М. Марковская, 2000, 2007; Ю.Б. Гиппенрейтер, 2001, 2008; Л.А. Асламазова, 2012). Доминирующее положение занимает изучение разных аспектов отношения родителей к детям. При таком асимметричном подходе, игнорирующем взаимовлияния родителей и детей на состояние детско-родительских отношений, снижается адекватность понимания детских и родительских проблем, возможность оказания эффективной помощи в налаживании приемлемой семейной атмосферы. При остром дефиците зарубежных и отечественных работ по взаимоотношениям в семье в целом приходится констатировать, что отечественные исследования по различным проблемам взаимоотношений детей в семье составляют едва 1,6% от общего их числа.
Братско-сестринские отношения в семье иначе называются «сиблинговыми» от английского «sibling» - брат или сестра, дети одних родителей. В ряду этих работ можно выделить исследования, посвященные особенностям личности и здоровья детей; стилям их воспитания и трудностям воспитания в семье; отношениям детей с родителями и прародителями; собственно взаимоотношениям сиблингов, в том числе и близнецов между собой.
Цель исследования: изучить связь детско-родительского взаимодействия и отношений сиблингов.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Определить особенности взаимоотношения сиблингов в семьях.
3. Выявить характеристики детско-родительского взаимодействия в семьях.
4. Установить характер и направленность связи сиблинговых взаимоотношений и детско-родительского взаимодействия.
Глава 1. Теоретические основы исследования связи детско-родительского взаимодействия и сиблинговых отношений
1.1 Детско-родительское взаимодействие: подходы к изучению феномена в отечественной и зарубежной психологии
Под взаимодействием понимают контакты, связи двух и более личностей, в результате которых происходит изменение их суждений, оценок, отношений, поведения и деятельности. Глубина, многогранность и специфика человеческих взаимоотношений в полной мере зависят от уникальности и неповторимости личности. Взаимодействие представляет собой вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения, связь. Свойства объекта могут появляться и быть узнаваемыми только во взаимосвязи с другими. Взаимодействия находятся в глубокой связи с понятием структуры. Взаимосвязь выступает как фактор интеграции, благодаря которому происходит объединение частей в определенный тип целостности [1, с. 13].
Именно взаимодействие определяет причины и следствия. Каждая из сторон взаимодействия выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны. Взаимодействие обусловливает развитие объектов. Именно взаимодействие противоположностей, противоречия являются самым глубоким источником, основой и конечной причиной возникновения, самостоятельного движения и развития объектов. Каждая форма движения материи имеет в своей основе определенные типы взаимодействия структурных элементов [2].
Межличностное взаимодействие является одной из центральных для социальной психологии категорий. Именно в социальном взаимодействии, как это было показано в предыдущих разделах, происходит формирование социальной сущности человека, выражаемое его самостью. Как подчеркивал Дж.-Г. Мид, лишь вступая во взаимодействие, устанавливая взаимоотношения с другими людьми, помещая их в свой внутренний мир и рефлексируя их возможные реакции на свои действия, человек становится социальным существом [с. 486 Янчук, В.А. Введение в современную социальную психологию / В.А. Янчук. – Мн.: АСАР, 2005. – 768 с.]
Итак, межличностное взаимодействие представляет собой систему взаимообусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение других.
Детско-родительские отношения являются важнейшей подсистемой отношений семьи как целостной системы и определяются в качестве непрерывных, длительных и опосредованных возрастными особенностями ребенка и родителя отношений.
Формирование, развитие и функционирование детско-родительских взаимодействий, их психологические особенности обусловлены семьей. В свою очередь, сущность детско-родительских взаимодействий отличает семейные групповые взаимоотношения и взаимодействия от отношений в других групповых общностях, и вместе с тем, подчиняется ряду закономерностей, присущих системе отношений человека.
В то же время детско-родительские отношения можно определить как самостоятельную систему отношений между взрослым и ребенком, состоящими в непосредственном родстве. Они появляются с рождением ребенка и в процессе взаимодействия родителя и ребенка имеют свою динамику и специфику. По мере изменения возраста детей и родителей детско-родительские отношения трансформируются в родительско-дочерние и родительско-сыновьи, хотя сущностное ядро отношений сохраняется – это отношения между ребенком и родителем.
Глава 2. Эмпирическое исследование связи детско-родительского взаимодействия и межличностных отношений
2.1 Организация и методика эмпирического исследования
Цель эмпирического исследования: установить характер и направленность связи сиблинговых взаимоотношений и детско-родительского взаимодействия.
Эмпирическое исследование связи детско-родительского взаимодействия и особенностей сиблинговых отношений в семьях, воспитывающих двух сиблингов, их взаимосвязи, происходило в три этапа, на каждом из которых решались следующие задачи:
Первый этап - диагностическое исследование особенностей взаимодействия родителей и подростков в семьях, воспитывающих двух сиблингов.
Второй этап - диагностическое исследование сиблинговых взаимоотношений в семьях, воспитывающих двух сиблингов.
Третий этап - корреляционный анализ полученных на предыдущих этапах исследования данных. Проверка гипотезы о наличии значимой связи между исследованными параметрами.
Гипотеза исследования: существует связь между детско-родительским взаимодействием и сиблинговыми отношениями.
Поставленная цель определила выбор диагностического инструментария.
1. В нашем исследовании использовался опросник «Взаимодействие родитель – ребенок», предназначенный для подростков.
Текст опросника включает 10 шкал – критериев для оценки взаимодействия родителей с подростками. На каждую шкалу варианта опросника для подростков приходится равное количество вопросов, кроме двух, которые выделяет большинство исследователей, и которые могут считаться базовыми в родительско-детских отношениях.
1 шкала: нетребовательность-требовательность родителя.
2 шкала: мягкость-строгость родителя.
3 шкала: автономность-контроль по отношению к ребенку.
4 шкала: эмоциональная дистанция-эмоциональная близость ребенка к родителю.
5 шкала: отвержение-принятие ребенка родителем.
6 шкала: отсутствие сотрудничества-сотрудничество.
7 шкала: несогласие-согласие между ребенком и родителем.
8 шкала: непоследовательность-последовательность родителя.
9 шкала: авторитетность родителя.
10 шкала: удовлетворенность отношениями ребенка с родителем.
2. «Методика диагностики сиблингового общения». Эта методика представляет собой модифицированный вариант методики «Диагностика супружеского общения» Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская. Модификация выполнена М.В. Кравцовой.
Методика состоит из 48 вопросов, касающихся взаимоотношений в сиблинговой паре. Методика ориентирована на выявление следующих характеристик общения: доверительность и взаимопонимание в общении сиблингов, сходство взглядов, общие символы семьи, легкость общения между сиблингами, психотерапевтичность общения.
1. Доверительность общения.
2. Взаимопонимание между сиблингами.
3. Сходство взглядов).
4. Общие символы семьи.
5. Легкость общения.
6. Психотерапевтичность общения.
Заключение
Проведенный теоретический анализ литературы и эмпирическое исследование связи детско-родительского взаимодействия и межличностных отношений позволяет заключить:
1. Проведенный теоретический анализ литературы по проблеме исследования показал, что детско-родительские отношения являются важнейшей подсистемой отношений семьи как целостной системы и определяются в качестве непрерывных, длительных и опосредованных возрастными особенностями ребенка и родителя отношений. Взаимоотношения с сиблингами играют важную роль в формировании адекватной социальной эмоциональности. Отношения между сиблингами основы на сиблинговой позиции, каждой из которых характерен типичный стиль взаимодействия и функционирования индивида, который предписывает ему конкретные действия и выступает основой ожиданий.
2. Определены особенности взаимоотношения сиблингов в семьях. Для подростков характерным является преобладание таких характеристик сиблинговых отношений, как «легкость общения» и «общие символы». Наименьшее предпочтение было отдано такой характеристике отношений между сиблингами, как «психотерапевтичность». У сиблингов мужского пола более выражены такие характеристики сиблинговых отношений как «психотерапевтичность», «сходство взглядов», «общие символы». У сиблингов женского пола полы более выражены такие характеристики сиблинговых отношений как «доверительность общения», «взаимопонимание».
3. Выявлены характеристики детско-родительского взаимодействия в семьях. В детско-родительском взаимодействии преобладает повышенная требовательность к подросткам, низкое контролирующее поведение, эмоциональная дистанция между подростками и родителями, отверждение родителями подростков, отсутствие сотрудничества, низкая авторитетность родителей, низкая удовлетворенность отношениями с родителями у подростков в целом.
4. Установлен характер и направленность связи сиблинговых взаимоотношений и детско-родительского взаимодействия. У сиблингов мужского пола сильная связь существует между следующими параметрами:
- «доверительность общения» положительно связана с требовательностью родителей, с контролем отца и матери, со строгостью отца, с сотрудничеством отца, с авторитетностью отца; отрицательно связана с эмоциональной дистанцией отца, отвержением отца и матери, непоследовательностью отца;
- «взаимопонимание» положительно связано со строгостью отца, с контролем матери и отца, с сотрудничеством с матерью; отрицательно связано с эмоциональной дистанцией отца, с отвержением матери и отца, с несогласием с отцом и матерью;
- «сходство взглядов» положительно связано с последовательностью матери и отца; отрицательно связано с принятием отца, сотрудничеством, с согласием с матерью и с отцом, с авторитетностью отца;
- «общие символы семьи» положительно связаны с требовательностью отца и матери, строгостью отца, контролем матери и отца; отрицательно связаны с эмоциональной дистанцией отца, отвержением матери, неудовлетворенностью отношениями с отцом.
У сиблингов женского пола сильная связь существует между следующими параметрами:
- «доверительность общения» положительно связана с требовательностью отца, контролем матери, строгостью отца, строгостью матери, сотрудничеством с отцом; отрицательно связана с непоследовательностью отца, эмоциональной дистанцией матери, несогласием отца;
- «взаимопонимание» положительно связано с требовательностью отца, со строгостью отца и матери с контролем матери и отца, отрицательно связана с несогласием - с матерью и отцом, с непоследовательностью отца.
1. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абдульханова-Славская. -- М.: Наука, 1980. – 335 с.
2. Авдеева, Н.Н. Влияние детско-родительских отношений на возникновение страхов у детей / Н.Н. Авдеева, Ю.А. Кочетова // Психологическая наука и образование. – 2008. - №4. – С. 35-47.
3. Адлер, А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / А. Адлер Ростов-на-Дону, 2008. – 258 с.
4. Акулина, М.В. Особенно восприятие родитель-ребенок отношений у детей дошкольного возраста в разводе в семье / М.В. Акулина, С.А. Терехин // Психология и право. – 2012. - №2. - С. 1-14.
5. Артамонова, Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой // Учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192 с.
6. Асламазова, Л.А. Детско-родительские отношения в замещающих семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья : автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. психол. наук : 19.00.10 / Лилия Артуровна Асламазова ; СпбГУ – СПб, 2012. – 24 с.
7. Боулби, Д. Привязанность / Д. Боулби; Общ.ред. и вступ. ст. Г.В. Бурменской; Пер. с англ. Н.Г. Григорьевой и Г.В. Бурменской. – М.: Гардарика, 2003. – 447 с.
8. Боулби, Д. Создание и разрушение эмоциональных связей / Д. Боулби; пер. с англ. – М.: Академический проект, 2004. – 237 с.
9. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия: Краткий лекционный курс / А.Я. Варга. – СПб.: Речь, 2001. – 143 с.
10. Василюк, Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций / Ф.Е. Василюк. – М.: Изд – во МГУ, 1984.- 200 с.
11. Вассерман, Л.И. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-психологической практике / Л.И. Вассерман, И.А. Горьковская, Е.Е. Ромицына. - СПб.: Речь, 2004. - 256 с.
12. Винникотт, Д.В. Семья и развитие личности. Мать и дитя / Д.В. Винникотт. – Екатеринбург, 2004. – 400 с.
13. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 224с.
14. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: «ЧеРо», 2000. - 240с.
15. Дзукаева, В.П. Роль матери и отца в развитии индивидуации юношей и девушек: кросс-культурный аспект / В.П. Дзукаева, Т.Ю. Садовникова // Национальный психологический журнал. - №4(16), 2014. - с.52-63
16. Дружинин В.Е. Психическое здоровье детей - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 64с.
17. Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин.; 3-е изд. – СПб.:Питер, 2008.- 176 с.
18. Захарова, Е.И. Опыт родительства и личностное развитие в зрелости / Е.И. Захарова // журнал Перинатальная психология и психология родительства. – 2007. - № 4. - С. 69-86
19. Захарова, Е.И. Особенности детско-родительских отношений матерей с детьми подросткового возраста в условиях позднего материнства / Е.И. Захарова // Психологическая наука и образование. – Изд-во ГБОУ ВПО МГППУ, том 6. – 2014. - №4. - С. 182-193
20. Казанцева, Т.В. Социально-психологические детерминанты межличностной привязанности : автореф. диссертации на соиск. уч. степени канд. психол. наук: 19.00.05 / Татьяна Валерьевна Казанцева Санкт – Петербург, 2011. – 24 с.
21. Калитеевская, Е.Р. Личностный потенциал при переходе от детства к взрослости и становление самодетерминации / Е.Р. Калитеевская, Е.Н. Осин // сборник Личностный потенциал: структура и диагностика Под ред. Д.А. Леонтьев // М.: Смысл, 2011 – с. 611-641
22. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. Учебное пособие / О.А. Карабанова. - М.: Гардарики, 2004.
23. Кволс, К. Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания / К. Кволкс. СПб. : Питер, 2006. – 352 с.
24. Козлов, В.В. Интегративная психология: Пути духовного поиска, или освящение повседневности / В.В. Козлов – М.: Психотератия, 2007. – 528
25. Конарева И.Н. Психологические особенности сиблинговых и детско-родительских отношений в полной семья / // Психология, 2014. - №8. – С. 22 – 29.
26. Крэйг Г. Психология развития: перевод с англ. - СПб.: Питер, 2000. - 992с.дер – М.: Эксмо-Пресс, 2000г. – 512 с.
27. Крюкова, Т.Л. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними / Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, Е.В. Куфтяк. – Кострома: РЦОИ «Эксперт-ЕГЭ», 2005. – 2009 .
28. Лангмейер, Й. Психическая депривация в детском возрасте / Й. Лангмейер, З. Матейчек. – Прага: Медицинское издательство Авиценум, 1984. – 335 с.
29. Лидерс, А.Г. Психологическое обследование семьи / А.Г. Лидерс // учебное пособие-практикум для студ. фак. психологии высш. учеб.заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 432 с.
30. Липпо, С.В. Образ отца как фактор самоактуализации личности : автореф. диссертации на соиск. уч. степени канд. психол наук: 19.00.01 / Светлана Валерьевна Липпо - Санкт-Петербург – 2006. – 24 с.
31. Малер, М., Процесс сепарации - индивидуации и формирование идентичности / М. Малер, Дж.Б. Мак-Девитт // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2005. - №2. –С. 12-24
32. Мамайчук, И.И. Психолого-педагогическая помощь семье / И.И. Мамайчук, Л.А. Киреева. - Л., 1984.
33. Марковская, И.М. Психология детско-родительских отношений / И.М. Марковская // монография - М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. агентство по образованию, Юж. Урал.гос. ун-т, Фак. психологии. – Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2007. – 91 с.
34. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 319 с.
35. Палагина, Н.Н. Психология развития и возрастная психология: / Н.Н. Палагина // учебное пособие для вузов. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005 – 288
36. Посохова, С.Т. Образ отца и самоактуализация личности / С.Т. Посохова, С.В. Липпо, Р.В. Манеров // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12, выпуск 3, 2008. - С. 23 30.
37. Психология подростка: учебник / под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана. – СПб.: ПРАЙМ-Еврознак, 2006. – 480 с.
38. Реан, А.А., Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский // учебное пособие для психологов и педагогов. Издательство «Питер» 2001. – 416 с.
39. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., Педагогика, 1989.
40. Смирнова, Е.О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения / Е.О. Смирнова, М.В. Быкова // Вопросы психологии. – 2000. – №3. – С. 3 – 13.
41. Смирнова, М.Н. Особенности детской привязанности как фактор развития суицидального риска / М.Н. Смирнова // Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции. Вып. 5. – СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2011. – С. 79-84.
42. Солнцева, Л.И. Психология воспитания детей с нарушением зрения / Л.И. Солнцева, В.З. Денискина, Г.А. Буткина; под ред. Л.И. Солнцевой, В.З. Денискиной. – М.: Налоговый вестн., 2004. – 316 с.
43. Соловьев, Н.Я. Брак и семья сегодня / Н.Я. Соловьев. – Вильнюс: Минтис, 1977. – 266 с.
44. Теория семейных систем Мюррея Боуэна: Основные понятия, методы и клиническая практика / Под ред. Бейкер К., Варга А.Я. – М.: Когито-центр, 2008
45. Томан У. Семейное созвездие: её влияние на личностное и социальное поведение / У. Томан – N.Y.: Springer, 1976.
46. Ускова, С.А. Взаимосвязь сиблинговых отношений и общения между супругами / С. А. Ускова // Вопросы психологии, 2016. - №5. – С. 22 – 36.
47. Хоментаускас, Г.Т. Семья глазами ребенка / Г. Т Хоментаускас. - Екатеринбург, 2010. – 312 с.
48. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл. - СПб. : Питер, 2015. – 426 с.
49. Целуйко В.М. Психологические проблемы современной семьи / В.М. Целуйко – М.: ВЛАДОС, 2008 г.– 496 с.
50. Целуйко В.М. Психология современной семьи / В.М. Целуйко – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004 г.–288 с.
51. Шейнов В.П. Превратности семейной жизни. Повторный брак / Шейнов В.П. – М.: РИПОЛ, 2003 г. – 64 с.
52. Шнейдер Л. Б.Психология семейных отношений. Курс лекций / Л. Б.Шней. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование -- М.: Независимая фирма "Класс", 1999. -- 208с.
53. Шэффер, Д. Дети и подростки: психология развития / Д. Шэффер. - СПб. : Питер, 2013. – 288 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 75.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Результаты диагностического обследования.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты