Профилактика агрессивного поведения подростков в условиях учреждения образования
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Диплом
на тему: «Профилактика агрессивного поведения подростков в условиях учреждения образования»
по дисциплине: «Социальная педагогика»
2018
251.00 BYN
Профилактика агрессивного поведения подростков в условиях учреждения образования
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Социальная педагогика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 60.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Опросник агрессивности Басса-Дарки.
Приложение Б Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильина и П.А. Ковалева.
Приложение В Содержание программы профилактики агрессивного поведения у подростков в условиях учреждения образования.
Поделиться
Введение
1 Теоретико-прикладные аспекты профилактики агрессивного поведения подростков
1.1 Профилактика агрессивного поведения подростков и ее сущностные характеристики
1.2 Формы и методы профилактики агрессивного поведения подростков
1.3 Основные возрастные новообразования и факторы, влияющие на проявление агрессивного поведения подростков в учреждении образования
2 Основные направления деятельности социального педагога по профилактике агрессивного поведения подростков
2.1 Диагностика подростков, склонных к агрессивному поведению
2.2 Содержание деятельности социального педагога по профилактике агрессивного поведения подростков
2.3 Комплексно-целевая программа профилактики агрессивного поведения подростков
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
В последние годы во всем мире отмечается рост агрессивных и враждебных тенденций среди подрастающего поколения. Особую тревогу вызывает агрессивное поведение детей во время возрастного кризиса. Статистические данные свидетельствуют о том, что число подростков с девиантным поведением в Республике Беларусь не уменьшается. По данным судебной статистики в 2017 году осуждено за совершение различных преступлений 1 198 несовершеннолетних. Проявлениями агрессии среди этих подростков выступают: совершение преступлений против жизни и здоровья, умышленное причинение телесного повреждения различной степени, а также причинение смерти по неосторожности [1].
В современных условиях агрессия для подростка становится одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и ростом чувства взрослости. Агрессивное поведение подростков вызывает беспокойство у родителей и педагогов, с другой стороны – затрагивает общества в целом. Деструктивное поведение и приводит к различным сложным последствиям, среди которых: нарушения в отношениях с окружающим, рост преступности, численности суицида (при аутоагрессии). В связи с этим становится актуальным поиск путей профилактики агрессивного поведения в среде подростков.
В последние годы в Республике Беларусь государство и общество уделяют проблеме самое пристальное внимание. Целью общества является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности подрастающего поколения. В нашей стране принят ряд законодательных документов, касающихся проблемы предупреждения агрессивного поведения несовершеннолетних: Кодекс Республики Беларусь об образовании 13 января 2011 г. № 243-З [2], Закон Республики Беларусь 19 ноября 1993 г. № 2570 - XII «О правах ребенка» [3], Инструктивно-методическое письмо «Организация эффективного взаимодействия учреждения общего среднего образования с семьей» [4], Закон Республики Беларусь от 31.05.2003 № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [5], «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи» от 15 июля 2015 № 82 на основании пункта 1 статьи 95 Кодекса Республики Беларусь «Об Образовании» Министерство Образования Республики Беларусь [6], Письмо Министерства Образования Республики Беларусь от 22.12.2008 № 12-02-05 / 1645 «О направлении Методических рекомендаций по организации работы по выявлению детей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите, для использования в работе органами управления образованием и учреждениями образования» [7].
Изучением проблемы профилактики агрессивного поведения учащихся подросткового возраста в учреждении образования занимались Е.А. Болонева, М.В. Газаева, М.К. Епхина, Л.Н. Журкина, О.Н. Истратова, Н.Н. Климентьева, Л.М. Семенюк, Р.Ш. Турдубаева, И.А. Фурманов, О.В. Шунчева и др. Перечисленными учеными предлагаются пути организация системной профилактики девиантного поведения подростков, методы профилактики агрессивного поведения учащихся.
Возрастающий интерес к проблеме профилактики агрессивного поведения подростков в учреждении образования обусловили выбор темы данного исследования: «Профилактика агрессивного поведения подростков в условиях учреждения образования».
Объект исследования – профилактика агрессивного поведения подростков.
Предмет исследования – профилактика агрессивного поведения подростков в условиях учреждения образования.
Цель исследования – разработать и апробировать комплексно-целевую программу профилактики агрессивного поведения подростков в условиях учреждения образования.
Задачи исследования:
– охарактеризовать сущность профилактики агрессивного поведения, ее формы и методы;
– выявить основные факторы, обусловливающие агрессивное поведение подростков в учреждении образования;
– обосновать основные направления деятельности социального педагога по профилактике агрессивного поведения подростков.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, методы обобщения и систематизации, опросник агрессивности Басса-Дарки, методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильина и П.А. Ковалева, методика «Несуществующее животное» М.З. Дукаревич, метод сравнительного анализа полученных данных, количественный и качественный анализ, методы-математико-статистической обработки данных.
Практическая значимость исследования: результаты данного исследования могут быть использованы работниками службы СППС и классными руководителями по профилактике агрессивного поведения подростков в условиях учреждения образования и получить позитивный эффект: индекс агрессивности значительно снизился: очень высокий уровень агрессивности выявлен у 15% подростков; высокий уровень - у 23% подростков; у 21% подростков - повышенный уровень; средний уровень агрессивности показали 26% подростков. Индекс враждебности также снизился: 17% подростков обладают очень высоким уровнем, 14% – высоким и 29% – повышенным уровнем, 30% подростков имеют средний уровень. Существенно снизился уровень бескомпромиссности, уровень нетерпеливости к мнению окружающих, уровень обидчивости, уровень вспыльчивости, уровень напористости, уровень неустойчивости, уровень мстительности, снизился уровень личностной агрессивности и конфликтности подростков в целом.
1 Теоретико-прикладные аспекты профилактики агрессивного поведения подростков
1.1 Профилактика агрессивного поведения подростков и ее сущностные характеристики
Профилактика представляет собой комплекс мер социально-психологического, медицинского и педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность с целью предупреждения отклонений в ее поведении. Профилактика может быть психолого-педагогической, социальной и социально-педагогической.
Психолого-педагогическая профилактика – это система предупредительных мер, которые ориентированы на устранение внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей.
Социальная профилактика – это деятельность по предупреждению социальных проблем, социального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин.
Социально-педагогическая профилактика – это система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных видов его активности.
А.Б. Петрова указывает, что под профилактикой в социальной педагогике понимаются научно обоснованные и своевременно предпринятые меры, направленные:
– на предупреждение возможных физических, психологических, социально-культурных обстоятельств у отдельного подростка или несовершеннолетних входящих в группу риска;
– на сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья подростка;
– на содействие подростка в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала [8, с. 112].
Согласно С.А. Беличевой, для того, чтобы результативность деятельности превентивной системы была максимальной, необходима реализации следующих принципов:
– универсальность – модифицированность системы профилактических действий;
– конструктивность – отсутствие узко направленности разворачивания профилактической системы;
– опережающий характер воздействия – предвосхищение негативных установок, направленное на развитие позитивных (желаемых) особенностей поведения;
– комплексность, что предполагает организацию воздействия на разных уровнях социального пространства, семьи и личности;
– адресность – учет возрастных, половых и социальных характеристик;
– массовость, отражающий приоритет групповых форм работы;
– позитивность информации;
– минимизация негативных последствий;
– личная заинтересованность и ответственность участников;
– максимальная активность личности;
– устремленность в будущее (оценка последствий поведения, актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего без девиантного поведения) [9, с. 63].
В работе с развивающейся личностью Всемирная организация здравоохранения предлагает выделить: первичную, вторичную и третичную профилактику.
Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, которые вызывают определенное явление, повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Первичная профилактика предполагает работу с категорией условно здоровых учащихся, в которой имеются лица из группы риска. Это работа с подростками, употребляющие алкогольные напитки, наркотики; лицами, имеющими генетическую предрасположенность к психическим заболеваниям или находящимися в неблагоприятных семейных или социальных условиях и т.д. Первичная профилактика широко проводится среди подростков в связи с их психологическими особенностями, обусловленными подростковым кризисом.
Вторичная профилактика – это раннее выявление и реабилитация первичных отклонений, а также работа с «группой риска» (к примеру, подростками, склонными к формированию девиантного поведения без проявления его признаков на данный момент). Вторичная профилактика предполагает работу с категорией лиц, у которых девиантное поведение уже сформировано. Здесь осуществляется система действий, нацеленная на изменение уже сложившихся дезадаптивных форм поведения, на позитивное развитие личностных ресурсов и моделей поведений.
Третичная профилактика осуществляется с целью предупреждения рецидивов у подростков со сформированным девиантным поведением. В.А. Попов, Н.П. Липнягов отмечают, что здесь осуществляется система действий, которые направлены на уменьшение риска возобновления отклонений и активизацию личностных ресурсов, способствующих адаптации к условиям внешней среды и формированию социально-эффективных стратегий поведения [10, с. 411].
2 Основные направления деятельности социального педагога по профилактике агрессивного поведения подростков
2.1 Диагностика подростков, склонных к агрессивному поведению в условиях учреждения образования
Цель исследования: определить основные направления деятельности социального педагога по профилактике агрессивного поведения подростков.
Задачами эмпирического исследования являются:
1) проведение исследования для выявления подростков, склонных к агрессивному поведению в условиях учреждения образования;
2) разработка комплексно-целевой программы профилактики агрессивного поведения подростков в условиях учреждения образования;
3) проверка эффективности программы путем повторного диагностического обследования;
4) проведение сравнительного анализа выборки до применения коррекционной профилактической программы и после ее применения;
5) интерпретация результатов исследования, соотнесение их с выдвинутой гипотезой.
Объект исследования: деятельность социального педагога по профилактике агрессивного поведения подростков.
Предмет исследования: содержание деятельности педагога социального по профилактике агрессивного поведения подростков.
Гипотеза исследования: профилактика агрессивного поведения подростков будет эффективной при соблюдении следующих условий: 1) изучение причин агрессивного поведения подростков; 2) использование методов, направленных на профилактику агрессивного поведения подростков; 3) привлечение таких специалистов, как: классный руководитель, психолог, социальный педагог.
База исследования: исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа№ 59 г. Гомеля». Выборку составили 25 подростков из 6 «Б» класса, возраст испытуемых 12 – 13 лет.
Критерии отбора: с помощью экспертной оценки осуществлялся отбор выборки на основе данных, предоставленных педагогом социальным и педагогом – психологом учреждения образования.
Исследование проводилось в семь этапов.
На первом этапе проводился теоретический анализ литературы и источников по проблеме исследования.
Целью второго этапа является организация непосредственно исследования. Был осуществлен подбор методик для выявления подростков, склонных к агрессивному поведению, сформирована выборка исследования.
На третьем этапе проводилось выявление подростков, склонных к агрессивному поведению с помощью психодиагностических методик, анализ результатов проведенного исследования.
На четвертом этапе на основе полученных результатов мы разработали комплексно-целевую программу профилактики агрессивного поведения подростков в условиях учреждения образования.
Цель пятого этапа – реализация комплексно-целевой программы профилактики агрессивного поведения подростков в условиях учреждения образования.
На шестом этапе – проведение экспериментального среза с целью проверки эффективности проведенной работы.
На заключительном, седьмом этапе мы проанализировали данные экспериментального среза и соотнесли их с ранее полученными результатами экспериментальной группы путем сравнительного анализа.
В работе были использованы следующие методики:
1) опросник агрессивности Басса-Дарки.
2) методика «Личностная агрессивность и конфликтность».
3) методика «Несуществующее животное».
Краткое описание методик исследования.
1. Опросник агрессивности Басса-Дарки.
Назначение опросника: выявление уровня и форм проявления агрессивности. Авторы опросник – Басс и Дарки; на русском языке стандартизирован А.А. Хваном, Ю.А. Зайцевым и Ю.А. Кузнецовой в 2005 году. Опросник позволяет оценить агрессивность как свойство личности, и агрессию, как акт поведения. Опросник состоит из 75 утверждений, которые необходимо оценить «да» или «нет». С помощью методики можно выявить следующие виды агрессивных реакций: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность. Обработка данных осуществляется согласно ключу методики. Полученные результаты сравниваются с нормой. С помощью методики можно выявить очень высокий, высокий, повышенный, средний и низкий уровни агрессивности (Приложение А).
2. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин и П.А. Ковалев).
Назначение теста: методика предназначена для выявления склонности субъекта к конфликтности и агрессивности как личностных характеристик. Шкалы методики: вспыльчивость, наступательность, обидчивость, неуступчивость, компромиссность, мстительность, нетерпимость к мнению других, подозрительность; позитивная агрессивность, негативная агрессивность, конфликтность. Опросник включает 81 утверждение, которые необходимо оценить «да» или «нет». Обработка данных осуществляется согласно ключу методики (Приложение А).
Заключение
Комплексное теоретико-эмпирическое исследование проблемы профилактики агрессивного поведения подростков позволяет сделать следующее выводы:
1) Профилактика агрессивного поведения – это целенаправленное организуемое с четким определением средств, форм и методов воспитания воздействие на личность подростка, активный поступательный процесс создания условий и формирования личных качеств, поддерживающих благополучие. В учреждении образования профилактика агрессивного поведения среди учащихся осуществляется в рамках системы работы по предупреждению девиантного поведения. Профилактика агрессивного поведения представляет собой поэтапный процесс, включающий диагностику особенностей личности и поведения подростков, выявление факторов, влияющих на формирование агрессивного поведения, разработку и внедрение программы социально-педагогической профилактики девиантного поведения подростков в учреждении образовании, мониторинг этого процесса.
2) В учреждении образования используются различные формы и методы профилактики агрессивного поведения подростков. Основными формами профилактической работы с подростками являются: организация социальной среды; информирование; активное социальное обучение социально важным навыкам; организация деятельности, альтернативной девиантному поведению; организация здорового образа жизни; активизация личностных ресурсов; минимизация негативных последствий девиантного поведения. Методами профилактической работы с подростками являются: активные методы (игровые упражнения, интерактивные игры, дискуссия), арт-терапия. Главным способом предупреждения агрессивного поведения учащихся подросткового возраста является разработка и организация комплексных программ, охватывающих не только подростков, но и их родителей и педагогов.
3) Подростковый возраст представляет собой этап возрастного развития, который характеризуется половым созреванием и физиологической перестройкой организма. Подростковый возраст относится к числу критических периодов развития человека. Главным фактором, влияющим на возникновение кризиса, являются рефлексия на внутренний мир и глубокая неудовлетворенность собой. В подростковом возрасте происходит интенсивное становление самосознания, формируется самооценка и Я-концепция, появляется чувство взрослости, появляется потребность к самоутверждению.
В результате диагностики агрессивного поведения у подростков нами было выявлено, что подростки обладают высоким уровнем проявления агрессивных реакций. Подростки характеризуются очень высокой степенью выраженности косвенной агрессии и подозрительности; высокой степенью выраженности физической агрессии, раздражения, негативизма, повышенной степенью выраженности вербальной агрессии, чувства вины, обиды. Подростки отличаются высоким уровнем агрессивности и повышенным уровнем враждебности. У более половины учащихся подросткового возраста развиты личностные качества, которые характеризуют их как агрессивных и конфликтных. У подростков агрессивность носит негативный характер, направлена на подавление или разрушение среды. Личностная агрессивность подростков проявляется преимущественно в форме бескомпромиссности, нетерпеливости к мнению окружающих, обидчивостью, вспыльчивость, напористостью, неуступчивостью, мстительностью. Деструктивная агрессия сопровождается личностной враждебностью и отражает дезадаптированности личности подростков. Подростки характеризуются высоким уровнем конфликтности.
На основании результатов исследования нами была разработана и апробирована комплексно-целевая программа профилактики агрессивного поведения подростков в условиях учреждения образования. Цель программы: снятие психологических установок агрессивного поведения у подростков в условиях учреждения образования. Программа включает в себя 12 занятий. В задачи программы входило: обучение конструктивным поведенческим реакциям, снятие деструктивных аспектов в поведении; обучение отреагированию собственного гнева и всей негативной ситуации в целом приемлемым способом; формирование позитивного восприятия окружающих людей, мира в целом; повышение уверенности в себе, развитие положительного самоотношения, актуализация личностных ресурсов.
1 Данные судебной статистики за 2017 год об осужденных несовершеннолетних [Электронный ресурс]. – URL: http://court.gov.by/ru/justice_rb/statistics/children/be0aa941308b4c48.html. – Дата доступа:
2 Кодекс Республики Беларусь от 13 января 2011 года «Об образовании» № 243-З [Электронный ресурс]. – URL: http: // www.pravo.by / world_of_law/text.asp?RN=Hk1100243. – Дата доступа:
3 Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2570 - XII «О правах ребенка» [Электронный ресурс]. – URL: http: // www.pravo.by/world_of_law/text.asp?RN=v19302570. – Дата доступа:
4 Инструктивно-методическое письмо «Организация эффективного взаимодействия учреждения общего среднего образования с семьей» [Электронный ресурс]. – URL: http: // pandia.ru / text / 79 / 496 / 2908.php. – Дата доступа:
5 Закон Республики Беларусь от 31 мая 2003 года № 200-3 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // [Электронный ресурс]. – URL: http: // www.adu.by / modules.php.name=News&file=article&sid=1364. – Дата доступа:
6 Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи. Постановление Министерства Образования Республики Беларусь от 15 июля 2015 № 82. // [Электронный ресурс]. – URL: http: // www.adu.by / koncept-vospit-detej-i-molodioji.doc. – Дата доступа:
7 Письмо Министерства Образования Республики Беларусь от 22.12.2008 N 12-02-05 / 1645 «О направлении Методических рекомендаций по организации работы по выявлению детей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите, для использования в работе органами управления образованием и учреждениями образования» [Электронный ресурс]. – URL: http: // pravo.levonevsky.org / bazaby11 / republic12 / text344.htm. – Дата доступа:
8 Петрова, А.Б. Психологическая коррекция и профилактика агрессивных форм поведения несовершеннолетних с девиантным поведением / А.Б. Петрова. – М.: Флинта: МПСИ, 2008. – 152 с.
9 Беличева, С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. – М.: Социальное здоровье России, 1994. – 224 с.
10 Попов, В.А. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков в системе средних общеобразовательных учреждений / В.А. Попов, Н.П. Липнягов // Молодой ученый. – 2013. – № 7. – С. 410-412.
11 Безносик, К.В. Комплексно-целевая программа ранней профилактики девиантного поведения учащихся / Е.В. Безносик // Ваш психолог. – 2012. – № 2. – С. 56-62.
12 Егорова, У.Г. Просвещение родителей в вопросах профилактики отклоняющегося поведения подростков / У.Г. Егорова // Вестник Самарского гос. ун-а. – 2014. – № 9 (120). – С. 1-5.
13 Фурманов, И.А. Психология детей с нарушениями поведения / И.А. Фурманов. – М.: Гуманистический издательский центр «ВАЛДОС», 2011. – 351 с.
14 Бедулина Г.Ф. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / Г.Ф. Бедулина. – Минск: НИО, 2013. – 192 с.
15 Епхина, М.К. Психологическая профилактика и коррекция агрессивного поведения подростков / М.К. Епхина, Л.Н. Журкина, М.В. Газаева // Новая наука: современное состояние и пути развития. – 2016. – № 5. – С. 79-82.
16 Тетерятникова, Л.Н. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения младших подростков в общеобразовательных учреждениях: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Т.Н. Тетерятникова. – Кострома, 2009. – 20 с.
17 Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога / М. В. Шакурова. – М.: Академия, 2007. – 272 с.
18 Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков / В.Т. Кондрашенко. – Мн.: Аверсэв, 2004. – 365 с.
19 Протопопова, В.А. Педагогическая профилактика агрессивного поведения подростков средствами музыкальной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / В.А. Протопопова. – Волгоград, 2010. – 19 с.
20 Гусева, Н.Ю. Профилактика агрессивного поведения среди молодежи / Н.Ю. Гусева // Форму. – 2015. – № 1. – С. 169-172.
21 Дадова, З.И. Профилактика агрессивного поведения подростков / З.И. Дадова // Теория и практика общественного развития. – 2015. – № 22. – С. 278-280.
22 Шабалин, О.М. Агрессивность как фактор риска правонарушающего поведения подростков / О.М. Шабалина // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2008. – № 1. – С. 41-42.
23 Положение о социально-педагогической и психологической службе Учреждения Образования: утв. Постановлением Совета Министерства Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 116 // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // www.psu.by/ docviewer.yandex.by/view/423359853/?RN=v19302570. – Дата доступа:
24 Фурманов, И.А. Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения в подростковом и юношеском возрасте / И.А. Фурманов. – Минск: Нац. институт образования, 1997. – 198 с.
25 Воронова, Т.Ф. «Профилактика девиантного поведения подростков в условиях образовательного учреждения / Т.Ф. Воронова. – Санкт-Петербург: ГБОУ «Средняя школа №444», 2015. – С. 1-42.
26 Ничишина, Т.В. Профилактика девиантного поведения подростков: вопросы и ответы / Т.В. Ничишина // Выхаванне i дадатковая адукацыя, – 2017. – № 6. – С. 26-31.
27 Матецкая, Е.В. Профилактика вербальной агрессии среди подростков посредством тренинговых занятий / Е.В. Матецкая // Инновационная наука. – 2017. – Том 7. – С. 105-107.
28 Галич, Г.О. Профилактика девиантного поведения детей и подростков / Г.О. Галич, Е.А. Карпушкина, Л.Н. Корчагина // Известия ПГПУ. – 2010. – № 20. – С. 84-91.
29 Ворошилин, С.И. Проблемы нехимических (поведенческих) зависимостей / С.И. Ворошилин // Актуальные проблемы возрастной наркологии: материалы Региональной научно-практ. конференции (Челябинск 19-20 ноября, 2009 г.). – Челябинск: Изд-во АТОКСО, 2009. – С. 27–29.
30 Базайкина, Т.В. Организация системной профилактики девиантного поведения подростков / Т.В. Базайкина, Л.И. Кундозерова, С.М. Милинис // Современные наукоемкие технологии. – 2004. – № 5 –
С. 44-45.
31 Чижова И.Н. Рефлексивность и агрессивное поведение просоциальных и делинквентных подростков / И.Н. Чижова // Вестник Адыгейского гос. ун-та. – 2010. – № 2. – С. 139-145.
32 Глебов, В.В. Профилактика агрессивного поведения подростков / В.В. Глебов, М.В. Рязанцева // Профессиональное образование. Столица. – 2008. – № 5. – С. 16-17.
33 Лаптева, Ю.А. Опытно-экспериментальное исследование по профилактике агрессивного поведения подростков в общеобразовательном учреждении / Ю.А. Лаптева // Общество, технология и окружающая среда: сборник научных трудов. – Москва, 2017. – С. 276-280.
34 Велиева, С.В. Первичная профилактика аддиктивного поведения подростков: организационно-психологические подходы / С.В. Велиева // Вестник психиатрии и психологии // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. – 2015. – № 4. – С. 107-112.
35 Болонева, Е.А. Методы профилактики агрессивного поведения подростков / Е.А. Болонева, Н.Н. Климентьева // Вестник научных конференций. – 2016. – № 10. – С. 15-17.
36 Бахирева, Г.В. Причинный комплекс агрессивного поведения несовершеннолетних / Г.В. Бахирева // Современные проблемы науки и образования, 2008. – № 1. – С. 15-17.
37 Савинова, Т.В. Арт-терапия как средство коррекции агрессивности подростков / Т.В. Савинова, Т.Г. Ерохина // Современные проблемы социально-гуманитарных наук: материалы научн.-практич. конференции. – Казань, 2016. – С. 78-82.
38 Попов, В.А. Социально-педагогическая профилактика зависимости от психоактивных веществ детей и подростков / В.А. Попов. – М.: Академия. – 2013. – 176 с.
39 Турдубаева, Р.Ш. Профилактика и коррекция агрессивного поведения подростков / Р.Ш. Турдубаева // Известия вузов Кыргызстана. – 2017. – № 5. – С. 158-160.
40 Новичкова, Н.Г. Анализ практики социально-педагогической деятельности общеобразовательной школы по профилактике девиантного поведения подростков и ее развитие в современных условиях / Н.Г. Новичкова // Сибирский пед. журнал. – 2009. – № 7. – С. 123-125.
41 Бандура, А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс. – М.: Академия, 2004. – 320 с.
42 Ничишина, Т.В. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения несовершеннолетних / Т.В. Ничишина, А.М. Ткачук. – Брест: БрГУ, 2009. – 96 с.
43 Григорович, Л.А., Педагогика и психология / Л.А. Григорьевич, Т.Д. Марцинковская. – М.: Гардарики, 2003. – 186 с.
44 Аверин, В.А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2013. – 379 с.
45 Никитин, А. В. Психологические особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / А.В. Никитин. – М.: МПГУ, 2006. – 18 с.
46 Кузнецова, С.О. Психологические особенности агрессивности в подростковом возрасте / С.О. Кузнецова // Вестник славянских культур. – 2010. – № 4. – С. 84-90.
47 Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. – 1136 с.
48 Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. – М.: Академия, 2000. – 75 с.
49 Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2008. – 456 с.
50 Хухлаева, О.В. Психология подростка / О.В. Хухлаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 160 с.
51 Курбанова, З.С. Проблема развития самооценки личности подростка под влиянием взаимоотношений со сверстниками / З.С. Курбанова // Известия ЮФУТН. – 2006. – № 1. – С. 91-95.
52 Сапогова, Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект пресс, 2001. – 460 с.
53 Панченко, С.А. Психологическое здоровье подростков в контексте их личностного развития / С.А. Панченко // Известия ЮФУТН. – 2006. – № 1. – С. 95-99.
54 Шунчева, О.В. Особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте / О.В. Шунчева // Инновационная наука. – 2016. – № 2-4 (14). – С. 198–200.
55 Мурадова, В.И. Агрессивное поведение современных подростков / В.И. Мурадова // Молодой ученый. – 2016. – № 15. – С. 413-415.
56 Черкесова Д.У. Проявление агрессивных форм поведения у трудных подростков / Д.У. Черкесова, Д.Р. Гаджибаева // Вестник Дагестанского гос. ун-та. – 2007. – № 3. – С. 93-97.
57 Савостьянова, А.И. Агрессивность современных подростков / А.И. Савостьянова // Образование личности. – 2012. – № 4. – С. 16-25.
58 Маринина, Е.В. Подросток в «стае» / Е.В. Маринина, Ю. Воронов // Воспитание школьников. – 2009. – № 6. – С. 42-43.
59 Шестакова, Е.Г. Личностные предпосылки агрессии / Е.Г. Шестакова, Л.Я. Дорфман // Мир психологии. – 2011. – № 1. –
С. 211-225.
60 Кузьминов, В.В. Диагностика агрессивного поведения подростков в общеобразовательных учреждениях / В.В. Кузьминов, А.С. Никитченко // Молодой ученый. – 2014. – № 6. – С. 806-808.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 60.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Опросник агрессивности Басса-Дарки.
Приложение Б Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильина и П.А. Ковалева.
Приложение В Содержание программы профилактики агрессивного поведения у подростков в условиях учреждения образования.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты