Административно-правовой статус органов местного управления
Академия МВД РБ
Диплом
на тему: «Административно-правовой статус органов местного управления»
по дисциплине: «Правоведение»
2018
251.00 BYN
Административно-правовой статус органов местного управления
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Правоведение
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 67.
Поделиться
Введение
Глава 1. Понятие, отличительные признаки и виды органов местного управления
Глава 2. Порядок образования и организационная структура органов местного управления
2.1. Порядок образования органов местного управления и самоуправления
2.2. Организационная структура органов местного управления и самоуправления
Глава 3. Основные функции, компетенция и формы работы органов местного управления
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Целью исследования данной дипломной работы является рассмотреть и изучить административно-правовой статус органов местного управления в системе государственных органов управления Республики Беларусь.
Объектом исследования является непосредственно органы местного управления, которые выступают в виде местных администраций районов, а также исполнительных и распорядительных органов управления областного, базового, первичного уровней.
Актуальность теме исследования придает довольно-таки широкий спектр компетенции этого звена государственного управления в Республике Беларусь, несмотря на то, что сами по себе они являются низшей ступеней в системе государственных органов.
При написании данной дипломной работы будут использованы такие нормативно-правовые акты, как:
1. Конституция Республики Беларусь;
2. Закон Республики Беларусь №108-3 «О местном управлении и самоуправлении»
3. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях;
4. Указ Президента Республики Беларусь «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
5. А также нормативно-правовые акты, издаваемые определенными исполнительными и распорядительными органами
Система органов местного управления в Республике Беларусь очень развита. Самих органов также не мало. В работе будут рассмотрены:
1) Система этих органов;
2) Полномочия таких органов;
3) Способы их организации;
4) Отдельные полномочия некоторых исполнительных комитетов;
В работе также будут приведены мнения некоторых авторов, взятые из доктрины административного права. Также в работе отдельно будет уделено время рассмотрению особенностей органов местного управления.
Органы местного управления, как часть органов государственного управления, находятся «на передовой» между высшими органами власти и людьми. При органах местного управления находятся территориальные подразделения всех разновидностей органов государственной власти.
Таким образом, что при необходимости население могло по любому вопросу обращаться в соответствующий исполнительно-распорядительный орган, расположенный на этой территории. При необходимости уточнения в какое конкретно подразделение гражданину необходимо обратиться он может воспользоваться постановлением Совета Министров №156, в котором перечислены все возможные административные процедуры, органы, в которых они осуществляются и документы, которые необходимо предоставить для этого.
В работе также рассматривается система подчиненности органов местного управления.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ И ВИДЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Важную роль в системе органов публичной администрации занимают органы, осуществляющие функции местного управления и самоуправления. Как отмечает В.И.Шабайлов, местное самоуправление и управление представляет собой неотъемлемый атрибут демократического правого социального государства, являясь способом привлечение граждан к участию в решении общегосударственных и местных дел, и на этой основе – повышение уровня удовлетворения запросов и потребностей населения
Видимо именно поэтому вопросы, связанные с местным управления и самоуправлением соответствующими понятийным аппаратом, системой, компетенцией, всегда были предметом особого внимания ученых-правоведов. Как правило, их взгляды на один и тот же вопросы не отличаются однообразием. В частности, об этом можно судить по толкования. Например, понятия «самоуправление». Так по мнению В.И. Фадеева, местное самоуправление представляет собой совокупность организационных форм и институтов прямого волеизъявления, выборных и других органов, посредством которых реализуется принципы и функции местного самоуправления
Похожее определение предлагает и еще один автора – Е.С. Шугрина, она относит к системе местного самоуправления формы прямого волеизъявления граждан, органы, территориального общественного самоуправления, другие организационно-правовые формы, через которые население реализует признаваемую и гарантируемую Конституцией власть, решает исходя из своих собственных интересов, исторических и иных традиций вопросы местного характера.
Следует обратить внимание на мнение таких авторов как Р.В.Енгибаряна и Э.В. Тадевосяна. По их мнению, местное управления является ни чем иным как публичной властью населения административно-территориальной единицы, которая основалась на его самоорганизации и самодеятельности, обладающая большей или меньшей административной самостоятельностью и не входящую в систему государственной власти.
В доктрине существует также мнение о том, что местное управление понимается как определенная совокупность образований, их внутренней системы, которая состоит из взаимодействующих внутри себя субъектов и институтов, а также взаимодействующих с внешней средой в процессе отправления самоуправленческих функций.
Власть местных исполнительных и распорядительных органов основана на Конституции Республики Беларусь, Законе «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».
Местное управление осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами.
В соответствии с ч.1 ст. 2 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении» местное управление – это форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан.
Система органов местного управления состоит из трех территориальных уровней: областного, базового и первичного – и включает областные, городские, районные, поселковые и сельские исполнительные комитеты, и местные администрации районов в городах.
К областному территориальному уровню относятся областные, Минский городской исполкомы. Они являются вышестоящими по отношению к исполнительным и распорядительным органам базового и первичного территориальных уровней.
К базовому территориальному уровню относятся городские (городов областного подчинения), районные исполкомы. Они являются вышестоящими по отношению к исполнительным и распорядительным органам первичного территориального уровня.
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ОРГАНОВ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ
2.1. Порядок образования органов местного управления
Порядок образования органов местного управления заключается в двух следующих этапах:
1) Назначение руководителя;
2) Назначение заместителей руководителя, управляющих каждого сектора и другие члены исполнительного комитета, местной администрации.
Рассмотрим каждый этап поподробнее. Правила назначения руководителя органов местного управления установлен, в первую очередь Конституцией, в частности ст. 119 Конституции Республики Беларусь, назначение на должность, а также освобождение от должности руководителей органов местного управления и самоуправления происходит исключительно с санкции Президента Республики Беларусь или в установленном им порядке и утверждаются такие руководители на эти должности местными Советами депутатов. Что же касается более узконаправленного нормативно-правового акта, в частности, Закона Республики Беларусь от 04.01.2010 №108-3 «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», то в нем не содержится более конкретного описания этого этапа. В соответствии с ч.3 ст. 46 Закона Республики Беларусь порядок назначения на должности и освобождения от должностей председателей исполкомов определяется Президентом Республики Беларусь. Также указано, что они утверждаются местными Советами Депутатов. На этом описание данного этапа по закону заканчивается, остальное необходимо «додумывать».
В соответствии с п. 6 Положения о порядке назначения на должность и освобождения от должностей руководителей и других членов местных исполнительных и распорядительных органов, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 22.02.2011 г. №66 руководители исполкомов базового уровня назначаются на должности и освобождаются от них также с санкции Президента Республики Беларусь и утверждаются соответствующим Советом депутатов.
Глава Администрации Президента Республики Беларусь подает Президенту Республики Беларусь предложения по назначению на должность и освобождению от должности председателя исполкома лично. После чего это назначение или освобождение оформляется Указами Президента Республики Беларусь и представляется соответствующему Совету депутатов на утверждение.
Утверждение руководителя органа местного управления происходит на сессии в порядке открытого голосования. Голосование считается результативным, если проголосовало большинство избранных депутатов Совета областного уровня. В случае если результатом голосования Совета стало отрицательное решение в отношении данной кандидатуры, то вносится повторное предложение, которое может быть по той же или уже новой кандидатуре на данную должность. В случае повторного отказа Совета областного уровня в утверждении данного кандидата на должность председателя исполнительного комитета окончательное решение принимает Президент Республики Беларусь, данное решение может не совпасть с решением Совета.
В случае если необходимо освободить лицо от должности руководителя исполкома областного уровня необходимость в рассмотрении этого вопроса на сессии Совета отпадает.
Председатель исполкома базового уровня назначается на должность и освобождается от должности председателем областного исполкома по согласованию с Президентом Республики Беларусь, а предложение Президенту направляет председатель областного исполкома, Глава Администрации Президента Республики Беларусь. После чего кандидатура руководителя исполнительного комитета базового уровня представляется на утверждение соответственно городского, районного Совета.
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ, КОМПЕТЕНЦИЯ И ФОРМЫ РАБОТЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» в отдельный перечень не вносят задачи и функции органов местного управления. В этом Законе определяется именно компетенция исполнительных комитетов, особенности компетенции исполнительных комитетов различных уровней, а также компетенцию местных администраций, в том числе компетенцию председателя исполкомов различных уровней и главы местной администрации.
Компетенция исполнительных комитетов подразделяется на два вида, в частности это:
1. Коллегиальная система;
2. Единоначальная система.
Коллегиальная система также подвержена дальнейшей градации на:
1) Компетенция совместного ведения;
2) Компетенция уровневого характера;
3) Компетенция местных администраций.
Единоначальная система также подразделяется на:
1) Компетенцию совместного ведения;
2) Компетенцию уровневого характера;
3) Компетенция руководителя местной администрации.
Уже из названий этих форм компетенций можно понять, что коллегиальная система осуществляет власть на выделенной ей территории при помощи заседаний исполкома, а единоначальная форм правления заключается в единоличном руководителем исполкома, либо его председателем.
Компетенция совместного ведения включает в себя круг вопросов, решение которых относятся к исполкомам (их руководителям) всех уровней, но лишь в пределах своей административно-территориальной единицы.
Компетенцию совместного ведения исполкомов можно разделить на следующие виды:
1. На совмещенную;
2. Тождественную.
Под совмещенным типом совместного ведения понимают возможность исполкомов всех уровней решать одинакового характера вопросы с другими органами.
В одном случае исполкомы выполняют лишь часть соответствующей работы, а оставшуюся часть осуществляют другие органы, в другом – исполкомы осуществляют одну и ту же деятельность вместе с другими органами, но присущими им способами и в пределах своего территориального масштаба деятельности.
В первом случае компетенция исполкомов совмещается с Советами депутатов и сводится к следующему:
1. они разрабатывают и вносят для утверждения в Советы проекты программ социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы, обеспечивают выполнение этих программ;
2. предоставляют по поручению Советов в порядке, определенном Президентом Республики Беларусь и законами, льготы по налогам, сборам, полностью уплачиваемые в местный бюджет;
3. распоряжаются коммунальной собственностью в порядке, установленном Советами и др.
во втором случае компетенция исполкомов совмещается по существу с компетенцией правоохранительных органов и сводится к следующему:
1. исполкомы совместно с правоохранительными органами осуществляют деятельность по охране общественного порядка;
2. осуществляют деятельность по профилактике правонарушений;
3. участвуют в борьбе с коррупцией, противодействуют экстремизму;
4. участвуют в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполнении мероприятий по гражданской обороне, обеспечении пожарной, промышленной, ядерной и радиационной безопасности;
5. ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, изучив виды, порядок образования, структуру, а также компетенцию, функции и формы работы местных органов управления, прежде всего необходимо отметить, что занимая самую низшую ступень, в системе государственных органов, исполнительные органы государственной власти играют очень большую роль не только в жизни граждан, но и в жизни всего государства в целом.
Территория Республики Беларусь на такая большая, как, например, территория Российской Федерации, при этом, даже при таких объемах необходима хорошо развитая и структурированная система местных исполнительных и распорядительных органов государственного управления.
Как мы уже выяснили исполкомы бывают базовые, первичные и областные, также существуют местные администрации районов в г. Минске.
Каждому из этих исполком принадлежит определенна территория и они должны осуществлять волю всего государства, в лице конкретных государственных органов, на подконтрольной им территории. Однако для того, чтобы деятельность этих исполкомов осуществлялась и не просто, а с наибольшим успехом необходимо, чтобы сам исполком был наделен такими структурными единицами, которые бы занимались конкретными вопросами.
В связи с чем Президентом Республики Беларусь был издан Указ, в соответствии с которым была определена типовая структура всех исполкомов. Однако этот Указ не исключает возможности создания новых структурных единиц, только необходимо сначала заручиться согласием соответствующих органов государственной власти.
При создании всей этой организации необходимо назначить и ответственных лиц, которым будут подконтрольны все структурные единицы исполкома. Таким образом создаются должности председателя исполкома, а также его первого заместителя и других заместителей, также создаются и управляющие делами и др.
Ввиду того, что исполнительные комитеты выполняют очень высокую роль в жизнедеятельности государства и граждан, необходимо, что бы за ним кто-то наблюдал, вернее за осуществлением и проведения государственных политик, а также предписаний нормативно-правовых актов. Таким образом, они подотчетны Президенту Республики Беларусь, администрации при Президенте Республики Беларусь и иные государственные органы, в частности – вышестоящие органы.
Однако все равно существует очень большой риск того, что в данной системе органов государственного управления может процветать коррупция в ее самом плохом выражении. Как показывает практика, за частую эти преступления невозможно даже выявить. К тому же, данные органы государственного управления являются органами, которые ближе всего отнесены к народу.
Этот тип преступности может заключаться не только в виде дачи взятки. Выше был рассмотрен принцип назначаемости руководителей, в частности правила согласования на руководящие должности. Как мы видим, по согласования с председателем соответствующего исполкома назначается довольно-таки большой круг должностных лиц. И получается так, что при необходимости они могут обратиться друг к другу за помощью, которая будет иметь не совсем правовой характер.
Исполнительные комитеты необходимы в системе органов государственного управления для того, чтобы облегчить жизнь населению. Несведущий человек для решения того или иного вопроса обращается именно в исполкомы, так как они, зачастую, могут решить нужный ему вопрос. Система исполнительных комитетов позволяет населению обращаться к ним по любому вопросу. Начиная от обычных гражданских дел, заканчивая возможностью осуществлять предпринимательскую деятельность или выдачи специальных разрешений.
1. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Кодекс от 21.04.2003 №194-3 (ред. от 20.04.2016г.)
2. Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. N 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 N 156 (ред. от 19.07.2016) (с изм. и доп., вступившими в силу с 06.08.2016)
3. Об обращениях граждан: Закон Респ. Беларусь, 6 июня 1996 г.(в ред. Закона Респ. Беларусь от 1 ноября 2004 г.) // Ведомости Верховного Совета Респ. Беларусь. – 1996. – № 21. – Ст. 376; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2004 г. – № 189. – 2/1089.
4. О Совете Министров Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь,7 июля 1998 г. (в ред. Законов от 16 июня 2000г., 31 января 2003) // Ведомости Нац. собр. Респ. Беларусь. – 1998. – № 29-30; 2000. – № 22. – Ст. 270;Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь – 2003 г. – № 74. – 2/959.
5. О местном управлении и самоуправлении: Закон Респ. Беларусь, от 4 янавря 2010 г. №108-3 (в ред. Законов Республики Беларусь от 18.07.2011 N 300-З, от 22.12.2011 N 328-З, Кодекса Республики Беларусь от 28.08.2012 N 428-З, Законов Республики Беларусь от 25.11.2013 N 72-З, от 04.01.2014 N 130-З, от 31.12.2014 N 229-З, от 04.01.2016 ) // принят Палатой Представит. 11 декабря 2009 года, одобрен Советом Респ 17 декабря 2009г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018.
6. Лесной кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 8 июня 2000 г.; одобр. Советом Респ. 30 июня 2000 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018.
7. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 5 мая 1998 г., N 157-З // Ведомости Нац. собр. Респ. Беларусь. - 1998. - N 20. - Ст. 222.
8. О животном мире: Закон Респ. Беларусь, 10 июля 2007 г., N 257-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018.
9. Об охране окружающей среды: Закон Респ. Беларусь, 26 нояб. 1992 г., N 1982-XII // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2012.
10. Об утверждении Национального плана действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды в Республике Беларусь на 2006 - 2010 годы: Указ Президента Респ. Беларусь, 5 мая 2006 г., N 302 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2012.
11. Агапов А. Б. Административное право: учебник / А. Б. Агапов. — 9-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 937 с. Зеленцов А. Б.
12. Административное право России: учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. /Отв. ред. Л.Л. Попов. – М.: Проспект, 2015. – 560 с.
13. Административно-процессуальное право России: учебник / А. Б. Зеленцов, П. И. Кононов, А. И. Стахов. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 341 с.
14. Административный процесс: учеб. пособие / В.В. Волкова [и др.]. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013. — 175 с.
15. Административный процесс: учебник / под ред. М. А. Штатиной. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 364 с.
16. Глущенко П.П. Административное право. Краткий курс. /П.П. Глущенко, Н.Н. Жильский и др. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2011. — 272 с.
17. Конин Н. М. Административное право: учебник / Н. М. Конин, Е. И. Маторина. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 574 с.
18. Кононов П. И. Административное право России: учебник / П. И. Кононов. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 648 с.
19. Копытов Ю. А. Административное право: учебник / Ю. А. Копытов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 649 с.
20. Макарейко Н. В. Административное право Конспект лекций/ Н. В. Макарейко. — М.: Юрайт, 2014. — 154 с.
21. Мигачев Ю. И. Административное право Российской Федерации: учебник / Ю. И. Мигачев, Л. Л. Попов, С. В. Тихомиров; под ред. Л. Л. Попова. — 4-е изд., нерераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 519 с.
22. Стахов А. И. Административное право России: учебник / А. И. Стахов, П. И. Кононов. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 651 с.
23. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 14.12.2015) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
24. Административное право: учеб. пособие / Л. М. Рябцев и др.; под. общ. ред. Л. М. Рябцева.– Минск: Книжный Дом, 2007. – 320 с.
25. Административно-правовые основы государственного управления: учеб. пособие / под общ. ред. А. Н. Крамника. – Минск: Тесей, 2004. – 704 с.
26. Крамник, А. Н. Административное право. Ч. 2: Административно- деликтное право. Общая часть: пособие для студентов высш. учеб. заведений по юрид. специальностям / А. Н. Крамник. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Изд. центр БГУ, 2009. – 379 с.
27. Крамник, А. Н. Административно-деликтные нормы и их реализация / А. Н. Крамник. – Минск: Изд. центр БГУ, 2009. – 359 с.
28. Крамник, А. Н. Курс административного права Республики Беларусь / А. Н. Крамник. – 2-е изд., испр. и доп. – Минск: Тесей, 2006. – 616 с.
29. Крамник, А. Н. Административное право. Ч. 1: Управленческое право / А. Н. Крамник. – Минск: Тесей, 2008. – 672 с.
30. Крамник, А. Н. Административно-правовое принуждение / А. Н. Крамник – Минск: Тесей, 2005. – 208 с.
31. Мах, И. И. Административное право Республики Беларусь: курс лекций / И. И. Мах. – Минск: Амалфея, 2008. – 703 с.
32. Тихомиров Ю.А Курс административного права и процесса / Ю.А.Тихомиров – М., 1998
33. Савенко О.Е. Контрольная функция государственных органов: автореф. Дис. … канд. Юр. Наук: 12.00.01 / О.Е. СавенкоЖ Юрид. Ин-т Моск. Гос. Ун-та путей сообщения. – Саратов: СГАП, 2004
34. Послание Президента Республики Беларусь Аександра Лукашенко белорусскому народу и Национальному Собранию: // Президент Республики Беларусь: офиц. Интернет-портал Президента Республики Беларусь
35. Административное право / Л. М. Рябцев [и др.]. - Минск : Изд. центр БГУ, 2014. - 605, [2] с. ББК 67.401(4Беи)я73 c. 47
36. Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А., Общая теория государства и права: учеб. / под ред. В.А.Кучинского. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во деловой и учеб. лит., 2006. С. 436
37. Бельский, К.С. Административное право / К.С.Бельский [и др.]; под ред. Ю.М.Козлова, Л.Л.Попова – М.:Юристъ, 2002.
38. Административное право Республики Беларусь. Альбом схем: учеб. пособие / под общ. Ред. А.Н.Крамника – Минск, 2004
39. Административное право: учеб. / Л.Л. Попов [и др.]; под ред. Л.Л.Попова. – 2-е изд., перераб и доп. – М.:Юристъ, 2006
40. Алексеев С. С. Теория права. М.: Издательство БЕК. 1995. 320 с.
41. Пахмутова Е. А. Понятие и виды правоприменительных ошибок // Вестник науки и образования. 2015. № 8 (10). С. 87-88.
42. Смирнова Н. Н. Административное право (в двух частях). Учебное пособие. СПб. 2004. 192 c.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 67.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты