Особенности эмоционального выгорания работников сферы образования
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Диплом
на тему: «Особенности эмоционального выгорания работников сферы образования»
по дисциплине: «Психология»
2018
251.00 BYN
Особенности эмоционального выгорания работников сферы образования
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 51.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТНИКА СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Понятие синдрома эмоционального выгорания
1.2 Факторы, влияющие на возникновение синдрома эмоционального выгорания
1.3 Профессиональная деятельность работников сферы образования как источник формирования синдрома профессионального выгорания
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ РАБОТНИКОВ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Описание процедуры и методик исследования
2.1 Анализ и интерпретация полученных результатов исследования
ГЛАВА 3 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ РАБОТНИКАМ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И СОВПАДАНИЮ С СИМПТОМАМИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
3.1 Основные направления психолого-профилактической помощи по предупреждению эмоционального выгорания работников сферы образования
3.2 Организация психологической работы по преодолению синдрома эмоционального выгорания работников сферы образования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема эмоционального благополучия человека в различных профессиях с давних пор привлекала внимание психологов. Существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство эмоциональной опустошенности вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми. Важность исследования проблемы выгорания среди работников системы образования обусловлена все возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога; коммерциализацией педагогической деятельности; снижением престижа профессии [10].
Эмоциональное благополучие работника сферы образования не может не отразиться на качестве оказываемых им услуг, обучении подрастающего поколения, поэтому своевременная диагностика и коррекция подобных нарушений является важной задачей [3; 6; 14; 21]. Сейчас в сфере образования можно наблюдать некоторые далеко не позитивные тенденции, которые не могут не сказываться негативно на эмоциональном состоянии педагогов различных звеньев.
Так, престижность профессии заметно понижается, как среди молодежи, так и среди взрослого населения, низкое опустились проходные баллы на педагогические специальности, что говорит о некотором специальном отношении к педагогам. Работа педагога в сфере образования тесно связана с большим количеством стереотипов, извечные ценности знаний и мудрости педагога в современном мире постепенно теряют свою значимость. Исходя из всего этого, педагогам приходится прилагать все больше психологических сид не только для воспитания и обучения молодого поколения, но на формирование и поддержание своего профессионального имиджа, для формирования образа настоящего педагога перед обществом. Постоянное напряжение, не всегда достойная оплата труда, постепенно приводит педагогов к эмоциональному опустошению и ощущению профессионального криза.
Особое место занимает бюрократизация сферы образования, заполнение документов, большое количество отчетности, которое в настоящее время стало превосходить по времени сам процесс воспитания о обучения. Данный фактор также не в позитивном ключе оказывает влияние на профессиональное самосознание и удовлетворенность своей работой, что может также послужить причиной скорейшего эмоционального выгорания педагогов и воспитателей.
Таким образом, объект нашего исследования: специфика профессиональной деятельности работников сферы образования.
Предмет исследования: эмоциональное выгорание в условиях выполнения профессиональной деятельности.
Цель исследования: определить сущность и содержание эмоционального выгорания как психологической проблемы личности.
Для достижения поставленной цели нами предполагалось решение следующих задач:
1) охарактеризовать теоретические основы изучения особенностей профессиональной деятельности в сфере образования;
2) выявить причины и условия, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания;
3)охарактеризовать последствия пребывания личности в состоянии эмоционального выгорания;
3) разработать программу психологической поддержки работников образования в условиях выполнения профессиональной деятельности и профилактики эмоционального выгорания.
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТНИКА СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Понятие синдрома эмоционального выгорания
В настоящее время не существует единого и однозначно верного подхода к пониманию эмоционального выгорания. Так, существуют различные подходы к определению синдрома эмоционального выгорания. Так, М.М. Скугаревская описывает его «как процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности (негативизма, цинизма) и снижения удовлетворения исполнением работы» [39].
В.В. Бойко рассматривает данное понятие с иных позиций. Под эмоциональным выгоранием он понимает выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [7]. В данной работе мы будем придерживаться подхода В.В. Бойко, так как данный подход позволяет рассмотреть выгорание более дифференцированно. Согласно его концепции, «синдром выгорания рассматривается как динамический процесс, возникающий поэтапно в соответствии с развитием механизма стресса (фазы тревоги, резистенции, истощения). Но, таким образом, остается открытым вопрос о специфике выгорания в данном контексте и его принципиальном отличии от стресса».
Проблема эмоционального выгорания часто изучается в контексте темы профессионального стресса. Две области исследований связаны между собой, так как эмоциональное выгорание относится к вторичным последствиям профессионального стресса и является одной из распространенных форм профессиональной деформации личности. Эмоциональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Для того чтобы определить последствия влияния стрессоров на работника, необходимо уточнить само понимание стресса. Первоначально понятие стресс возникло в физиологии для обозначения общей неспецифической реакции организма в ответ на любое неблагоприятное воздействие [38].
После этого концепция стресса претерпела значительные изменения. Известно, что люди неодинаково реагируют на стрессоры. Это связано с тем, что между стрессором и событием опосредованно действуют другие факторы. К ним относят: личностные свойства, компетентность в преодолении нагрузок, копинг-стратегии, социальные факторы. Так, 10 когнитивно-феноменологический подход Р. Лазаруса рассматривает стресс как процесс взаимодействия между индивидом и окружающей средой, который начинается с оценки и сопоставления собственных возможностей индивида и требований внешней ситуации. При несовпадении первых и вторых разворачивается синдром стресса [12].
Американский психолог и психиатр X. Дж. Фрейденберг работал в скорой медицинской помощи и в 1974 году описал феномен, который наблюдал у себя и своих коллег (истощение , потеря мотивации и ответственности), и назвал его «burnout» [11]. В русскоязычной литературе существует несколько вариантов перевода термина «burnout»: эмоциональное выгорание (наиболее часто используемый вариант), синдром профессиональной деформации, синдром эмоциональной деформации, эмоциональное сгорание [32].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ РАБОТНИКОВ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Описание процедуры и методик исследования
Методологическими основаниями данной работы являются теория синдрома эмоционального выгорания В.В. Бойко [15]. Под эмоциональным выгоранием В.В. Бойко понимает «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Согласно данной концепции синдром выгорания рассматривается как динамический процесс, возникающий поэтапно в соответствии с развитием механизма стресса (фазы тревоги, резистенции, истощения)».
Для проведения данного исследования были выбраны следующие методики:
1. Методика В.В. Бойко «Исследование эмоционального выгорания». «Данная методика предназначена для измерения уровня проявления эмоционального выгорания. Методика состоит из опросного листа, включающего в себя 84 суждения. Интерпретация результатов проводится по трем фазам, включающим в себя по 4 симптома. В соответствии с ключом осуществляются следующие подсчеты:
1. Определяется сумма баллов раздельно для каждого симптома:
– 9 и менее баллов симптом не сложился;
– 10 – 15 баллов – складывающийся симптом;
– 16 и более баллов – симптом сложился.
2. Подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из трех фаз:
– 36 и менее баллов – фаза не сформировалась;
– 37 – 60 баллов – фаза в стадии формирования;
– 61 и более баллов – фаза сформировалась.
3. Находится итоговый показатель синдрома эмоционального выгорания:
– сумма показателей всех симптомов».
2. Многофакторный личностный опросник FPI. Авторы И. Фаренберг, Х. Зарг, Р. Гампел (модифицированная форма «B»). «Опросник и его структура соответствуют традиционным личностным опросникам: содержит вопросы, высказывания, касающиеся способов поведения, состояний, ориентаций, навыков и физических трудностей, на которые испытуемый отвечает «согласен» или «нет».
3. Метод диагностики межличностных отношений. (Адаптированный материал интерперсональной диагностики Т. Лири). Данная методика адаптирована Собчик Л.Н. и предназначена для «диагностики структуры межличностных и внутриличностных отношений. Основываясь на том, что личность проявляется в поведении, актуализированном в процессе взаимодействия с окружающими, Т. Лири систематизировал эмпирические наблюдения в виде 16 вариантов межличностного взаимодействия. Соответственно типам межличностного поведения разработан опросник, представляющий собой 128 простых характеристик, на которые испытуемые отвечают «да» или «нет». Данная методика выбрана нами, так как позволяет получить данные, как о личности испытуемого, так и об межличностных отношениях с окружающими».
ГЛАВА 3 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ РАБОТНИКАМ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И СОВПАДАНИЮ С СИМПТОМАМИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
3.1 Основные направления психолого-профилактической помощи по предупреждению эмоционального выгорания работников сферы образования
«В последние годы в мировой медицинской и консультативной практике все активнее развивается тенденция рассматривать состояние здоровья персонала как один из важных факторов оценки качества работы учреждения, поскольку это отражает степень удовлетворения интересов не только пациентов (клиентов), но и оказывающих им помощь профессионалов.
Один из очевидных выводов, которые вытекают из многочисленных исследований профессионального «выгорания», заключается в «принципиальной возможности сделать работу медиков, психологов-консультантов и других «помогающих» профессионалов менее стрессовой без снижения требований к ней, но при этом более эффективной за счет добавления к ней новых «степеней внутренней свободы».
Обобщенный анализ отечественных и зарубежных исследований демонстрирует нам, что «способствуют выгоранию у представителей помогающих профессий: высокая рабочая нагрузка; отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и руководства; недостаточное вознаграждение за работу; высокая степень неопределённости в оценке выполняемой работы; невозможность влияния на принятие решений; двусмысленные, неоднозначные требования к работе; постоянный риск штрафных санкций; однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность; необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реалиям; отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы. Существенное влияние оказывает дестабилизирующая организация деятельности и неблагополучная психологическая атмосфера в коллективе. Как указывает В.Е. Орел, одним из самых важных среди социально-психологических факторов, рассматриваемых в контексте выгорания, являются социально-психологические взаимоотношения в организации, как по вертикали, так и по горизонтали».
«Решающую роль в плане профилактики выгорания играет социальная поддержка от коллег и людей, стоящих выше по своему профессиональному и социальному положению, а также других лиц (семьи, друзей и т.д.). Ссылаясь на ряд исследований, В.Е. Орел доказывает, что существует отрицательная зависимость между выгоранием и социальной поддержкой у представителей практически всех профессий, связанных с оказанием профессиональной помощи людям. Наиболее значимой для работников является поддержка от супервизоров и администрации. Более того, интраперсональные конфликты в группе работников (т.е. по горизонтали), гораздо менее психологически опасны, чем конфликты с людьми, занимающими более высокое профессиональное положение, решениях» [12, c. 228].
Наиболее доступным в качестве профилактических мер является «использование способов саморегуляции и восстановления себя. Это своего рода техника безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе своей профессиональной деятельности».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работнику сферы образования приходится противостоять влиянию эмоциональных факторов современной профессиональной среды. То есть ему необходимо выполнить все требования, предъявляемые профессией, при этом оптимально реализовать себя в ней и получить удовлетворение от своего труда. Деятельность воспитателя непрерывно связана с общением, подвержена симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения, что отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности, ухудшении психического, физического, эмоционального самочувствия.
Таким образом, было выявлено, что характер профессиональной деятельности воспитателей показывает особенности, которые влияют на проблему эмоционального выгорания. Для снижения эмоционального выгорания необходимо, чтобы педагоги осознали всю сущность проблемы, а для этого важно устраивать семинары, просветительские мероприятия, с помощью которых они поймут, что все проходит. При сильно проявляющихся симптомах необходима коррекция и консультирование по запросам. Проанализировав литературу по данному вопросу, можно сделать вывод, что у педагогов выгорание начинает развиваться к середине учебного года. У педагогов в сфере эмоций, довольно ярко и при выявлении выгорания проявляются негативные изменения в сфере отношений к себе, своим достижениям, окружающим людям и работе. Так же было выяснено, что особенности в развитии выгорания у воспитателей обусловлены особенностями специфики профессиональной деятельности, а также особенностями возраста контингента работников сферы образования.
Проведенное нами теоретическое исследование показало, что существует большое количество факторов, которые оказывают влияние на педагогов в образовательной середе, чтобы спровоцировать синдром эмоционального выгорания. Среди таких факторов выделяют личностные профессиональные, ролевые, ситуативные и другие. Педагоги как представители помогающей профессии в большей степени склонны к выгоранию на рабочем месте, так как их труд связан с большим количеством психических и физических затрат. Воспитатели и педагоги способствуют развитию своих учеников и воспитанников, что создает повседневное напряжение, эмоциональное и психологическое, что, впоследствии, может привести к выгоранию на рабочем месте.
Заметно понижается престижность профессии педагога, как среди молодежи, так и среди взрослого населения, низкое опустились проходные баллы на педагогические специальности, что говорит о некотором специальном отношении к педагогам. Работа педагога в сфере образования тесно связана с большим количеством стереотипов, извечные ценности знаний и мудрости педагога в современном мире постепенно теряют свою значимость. Исходя из всего этого, педагогам приходится прилагать все больше психологических усилий не только для воспитания и обучения молодого поколения, но на формирование и поддержание своего профессионального имиджа, для формирования образа настоящего педагога перед обществом. Постоянное напряжение, не всегда достойная оплата труда, постепенно приводит педагогов к эмоциональному опустошению и ощущению профессионального криза.
1. Аболин, Л.M. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека / Л.M. Аболин. – Казань: Издательство КУ, 2002. – 261 с.
2. Абрумова, А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика / А.Г. Абрумова // Психологический журнал. – М.: Наука, 2005. – Т. 6. – № 6. – С. 10 – 15.
3. Акиндинова, И.А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика / И.А. Акиндимова // Педагогические вести. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – № 5. – С. 34.
4. Андреева, Г.М. Психология социального познания / Г.М. Андреева. – 3-е изд. – М. : Аспект Пресс, 2005. – 350 с.
5. Анциферова, Л.И. Условия деформации личности / Л.И. Анциферова // Новые исследования. – М.: Наука, 2002. – С. 32 – 38.
6. Бабанов, С.А. Профессиональный стресс, или профессиональные поражения эмоциональной сферы / С.А. Бабанов // Русский медицинский журнал [Электронный ресурс]. – 2014. – №4. – Режим доступа : http://www.rmj.ru/articles/aktualnaya_problema/Professionalynyy_stress_ili_professi onalynye_poragheniya_emocionalynoy_sfery/?print_page=Y. – Дата доступа :
7. Балахонов, А.В. Эмоциональное выгорание у медицинских работников как предпосылка астенизации и психосоматической патологии / А.В. Балахонов // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2009. – №3. – С. 57–70.
8. Безносов, С.П. Профессиональная деформация личности / С.П. Безносов. – СПб. : Речь, 2004. – 272 с.
9. Безносов, С.П. Профессиональная деформация личности. – СПб.: Речь, 2004. – 235 с.
10. Белов, В.М. Психология здоровья / В.М. Белов. – СПб.: Алетейя, 2001. – 231 с.
11. Берн, Э. Введение в психотерапию и психоанализ для непосвященных / Э.Берн. – СПб, 1992. – 575 с.
12. Берне, Р.П. Я – концепция и я образы / Р.П. Берне. – М, 2000. – 267 с.
13. Бойко, В.В. Охрана психического здоровья / В.В. Бойко. – М.: Академия, 2004. – 348 с.
14. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. – М., 1996. – 474 с. 8. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова. – СПб., 2005. – 336 с
15. Бойко, В.В. Правила эмоционального поведения / В.В.Бойко. – СПб.: Речь, 2001. – 286 с.
16. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 2001. – 105 с.
17. Бусовикова, О.П. Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социальных работников // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, 2002. – № 10. С. 8-10.
18. Водопьянова, Н. Е. Синдром «выгорания» в профессиях системы «человек – человек». Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Н.Е. Водопьянова. – СПб.: Речь, 2003. – С. 276 – 282.
19. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова // – СПб.: Питер, 2008. – С. 109 – 113.
20. Водопьянова, Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях / Н.Е. Водопьянова. – СПб.: Издательство СПБГУ, 2000. – С. 443 – 463.
21. Давыдов, В.В. Лекции по педагогической психологии / В.В. Давыдов. – М.: Академия, 2006. – 224 с.
22. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В.Давыдов. – М.: Академия, 2004. – 288с.
23. Даниел, Дж., Эмоциональное выгорание у постоянно общающихся профессионалов // Психологическая студия. – 2002. – № 35. – № 414 с.
24. Деркач, A.A. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 4. Развитие ценностной сферы профессионала. – М.: РАГС, 2001. – 483 С.
25. Змановская, Е.В. Профилактика профессионального выгорания в работе с девиантным поведением // Материалы всероссийской психоаналитической конференции 17 – 18 декабря 2005 г. – М. – 2005. – С. 54-56.
26. Кондратьев, М.Ю Азбука социального психолога-практика / М.Ю. Кондратьев. – М., ПЕР СЭ, 2007. – 239 с.
27. Кондратьев, М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений / М.Ю. Кондратьев. – СПб.: Питер, 2005. – 202 с.
28. Леонова, А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2000. – № 3. – С. 4 – 20.
29. Немчин, Т.А. Состояние нервно-психического напряжения / Т.А. Немчин. – Л.: Издательство ЛУ, 2003. – 187 с.
30. Овчинников, Б.В. Профессиональный стресс и здоровье / Психология профессионального здоровья / Б.В. Овчинников. – СПб.: Речь, 2006. – 134 с.
31. Орел, В.Е. Исследование феномена «психического выгорания» в отечественной и зарубежной психологии // Проблемы общей и организационной психологии. – 2003. – № 4. – С. 70 – 97.
32. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства / Н.С. Пряжников. – М.: Академия, 2004. – 216 с.
33. Реан, A.A. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психологии. – 2002. – № 1. – С. 45 – 54.
34. Роберте, Г.А. Профилактика выгорания // Обзор современной психиатрии. – 2003. – № 1. – с. 39 – 46.
35. Роджерс, K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К.Р. Роджерс. – М.: Прогресс, 2004. – 217 с.
36. Ронгинская, Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях/ Т.И. Ронгинская // Психологический журнал. – М.: Наука, 2002. – Т. 23. – № 3. – С. 85 – 95.
37. Селье, Г.П. Стресс без дистресса. / Г.П. Селье. – Рига: Внеда, 2002. – 254 с.
38. Сидоров, П.В. Синдром эмоционального выгорания // Медицинская газета, 2005. – № 43.
39. Трунов, О.Г. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме / О.Г. Трунов // Журпал практического психолога. – М.: Издательство МГУ, 2001. – № 8. – С. 4 – 9.
40. Ушаков, И.Б. Адаптационный потенциал человека / И.Б. Ушаков // Вестник ГАМН. – М.: Медицина, 2004. – № 3. – С. 8 – 13.
41. Юдчиц, Ю.А. К проблеме профессиональной деформации. Журнал практического психолога. – 2001 г. – № 7.
42. Storm, K. The relationship between burnout, personality traits and coping strategies in a pharmaceutical group / K. Storm, S. Rothmann //J. of Industrial Psychology. – 2003. – Vol. 29, № 4. – P. 128–135.
43. Van Yperen, N.W. Informational support, equity and bumout: the moderatin effect of self-efficacy / N.W. Van Yperen // J. of Occupat. Psychol. – 2004. – Vol. 71, № 1. – P. 29–33.
44. Wong, K. S. The influences of job stress and supervisor support on negative affects and job satisfaction / K. S. Wong, W. H. Cheuk, S. Rosen // J. of Social Behavior and Personality. –2000. –Vol. 24, №1. – P. 34–42
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 51.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты