Структура жизненного мира у подростков с разной степенью вовлеченности в Интернет-общение
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Структура жизненного мира у подростков с разной степенью вовлеченности в Интернет-общение»
по дисциплине: «Психология»
2018
251.00 BYN
Структура жизненного мира у подростков с разной степенью вовлеченности в Интернет-общение
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 59.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник на кибер коммуникативную зависимость А.В. Тончевой.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица результатов по опроснику на кибер коммуникативную зависимость А.В. Тончевой.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ЖИЗНЕННОГО МИРА У ПОДРОСТКОВ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ ВОВЛЕЧЕННОСТИ В ИНТЕРНЕТ-ОБЩЕНИЕ
1.1 Понятие жизненного мира
1.2 Основные подходы к исследованию жизненного мира личности
1.3 Психологические особенности жизненного мира подростков
1.4 Психологические характеристики Интернет-общения в подростковом возрасте
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ЖИЗНЕННОГО МИРА У ПОДРОСТКОВ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ ВОВЛЕЧЕННОСТИ В ИНТЕРНЕТ-ОБЩЕНИЕ
2.1 Организация и методы проведения исследования
2.2 Анализ результатов исследования структуры жизненного мира у подростков с разной степенью вовлеченности в Интернет-общение
2.2.1 Структура жизненного мира у подростков с разной степенью вовлеченности в Интернет-общение
2.3 Рекомендации для подростков, их родителей и учителей по профилактике деструктивных последствий Интернет-общения
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы обусловлена распространением Интернет-общения среди подростков, которое занимает важное место в их структуре жизненного мира. Сегодня среди современных подростков доминирует виртуальное общение над реальным общением. Социальные сети, форумы, чаты позволяют подростку чувствовать себя более уверенно, свободно, и открыто, чем во время живого общения.
Общение занимает важное место в жизни подростка, являясь одним из основных видов его деятельности. В общении раскрываются личностные качества индивида. В процессе общения важно не только проявление индивидуальных особенностей субъекта, но и их развитие и формирование в процессе общения.
Чрезмерная увлеченность Интернет-общением может препятствовать развитию умения у подростков выстраивать правильную жизненную линию, представлять свой возможный жизненный путь, строить планы на жизнь и уметь их корректировать в изменяющихся жизненных обстоятельствах. Эти способности содействуют сохранению целостности внутреннего мира, лучшей адаптации и достижению самореализации в будущем. Когда человек четко представляет свои жизненные планы, перспективу жизни, тогда он социально активен, включен в общественные процессы, имеет устремления, цели и способы их достижения. Личность вступает во взаимодействие, общение, чувствует свою востребованность и нужность.
Подростковый возраст – период, когда потребность в общении со сверстниками становится одной из центральных потребностей подростка. И хотя желание общаться со сверстниками, стремление иметь друзей отмечается и на более ранних этапах развития, сейчас эта потребность приобретает новое качество и по содержанию, и по формам выражения, и по роли, которую она начинает играть в его внутренней жизни – переживаниях, мыслях.
Научный интерес к изучению жизненного мира у подростков с разной степенью вовлеченности в Интернет-общение связан с широким использованием компьютерных технологий во всех сферах жизни человека. Интернет-общение сегодня являются основной формой досуга у подрастающего поколения. Жизненный мир является сложным образованием ввиду того, что он един для всех людей и индивидуален для каждого подростка.
Жизненный мир определяет траекторию жизненного пути личности, выступая в качестве его внутренней детерминанты. Зная содержание жизненного мира личности, его ведущие ценностные и смысло жизненные ориентации, можно прогнозировать его выборы, возможность и направление личностного развития. Так как в подростковом возрасте жизненный мир является еще нестабильным, это может помочь в определении путем психологической помощи подростку с опорой на их жизненный мир, помогать им в личностном росте, развитии, преодолении жизненных трудностей.
В отечественной науке жизненный мир, за исключением отдельных исследований, редко концептуализируется в традиционном (классическом) понимании, скорее это метафора или понятие, выступающее в роли синонима понятий «образ жизни», «повседневность», «культура» и других близких, но не тождественных им.
Если в психологии жизненный мир рассматривается как субъективный образ мира отдельного человека, то в социальной философии и социологии культуры он оказывается интер-субъективным символическим универсумом. В зарубежной науке жизненный мир, напротив, является одним из традиционных объектов социологического анализа, в котором выделяются два направления: феноменологическое и социально-критическое.
Проблемой изучения жизненного мира занимались такие ученые как Л.И. Анцыферова, Ф.Е. Василюк, К.С. Дивисенко, Г.Г. Кириленко, Д.А. Леонтьев, Е.А. Лисина, Е.В. Некрасова, Н.Л. Пузыревич, В.Г. Федотова и др.
Изучением проблем в области Интернет-общения подростков занимались: А.Е. Войкунский, А.Е. Жичкина, О.П. Белинская, Ю.Д. Бабаева, Д.В. Иванов, О.Г. Филатова. Они рассматривали общение и взаимосвязь пользователей в Сети, а также влияние социальных сетей на личность пользователя.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ЖИЗНЕННОГО МИРА У ПОДРОСТКОВ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ ВОВЛЕЧЕННОСТИ В ИНТЕРНЕТ-ОБЩЕНИЕ
1.1 Понятие жизненного мира
Понятие «жизненный мир» носит междисциплинарный характер и рассматривается психологами, социологами, философами. Категория жизненного мира прошла путь от неосознаваемой интерсубъективной реальности (Э. Гуссерль) через понятие его взаимосвязи с внутренним «Я» человека (экзистенциальная психология), типизированными формами мышления (социология) до универсума жизненно-практических ориентаций культуры (современная философия) и обозначения ее как отражения человеческого бытия (С.Л. Рубинштейн). Общепринятым является понимание жизненного мира как сложного структурного образования, который носит интерсубъективный и феноменологический характер, связанный со смыслами индивида и влияние на жизненный путь [19].
Термин «жизненный мир» впервые появился в трансцендентальной феноменологии Э. Гуссерля. Философ рассматривал жизненный мир как фундамент естествознания, так как по своему смысл он превосходит значение науки и оформляется идеей «мира актуальной жизни», «мира полной конкретности», деятельного контекста смысловых оснований всех системных идеализаций сознания европейского человечества [22, с. 6].
Понятие «жизненный мир» включает два компонента – «жизнь» и «мир». Понятие «мир» означает целостность, в которую включаются и «данности природы» и «данности культуры, социального опыта». Под объективным миром понимается мир, интерсубъективно осваиваемый в опыте и освоенный миром, что предполагает, что любой субъект обладает для себя самого в опыте данным миром – с вещами, животными, людьми. При этом, существуют своеобразные опыту возможности, благодаря взаимопониманию, обмениваться результатами опытов и в нем вырабатывать согласованность взаимосвязанных опытов [5, с. 104].
С точки зрения философии, жизненный мир – это обыденная жизнь, интерсубъективный мир, конституирующийся сознанием составляющих его людей. Этот мир воспринимается ими как данность, не подлежит сомнению, выступает для них миром общих значений и смыслов и обусловливающий жизненный путь индивида [19].
В «понимающей» социологии понятие «жизненный мир» рассматривается как интер-субъективно разделяемый (взаимосогласованный) опыт, который охватывает все возможные и действительные горизонты жизни человека. Этот мир является не только пространством жизни человека, но и «внутренними» представлениями и переживаниями; совокупность взаимосогласованных и типических значений, посредством которых люди выстраивают свою повседневную жизнь [27, с. 79].
С точки зрения социальной теории Ю. Хабермаса, жизненный мир представляет собой интегрирующий фактор объективного, социального и субъективного измерений реальности. Он одновременно выступает и как условие, и как результат коммуникативного действия. Такая парадоксальность связана с тем, что жизненный мир в социальном взаимодействии выполняет функцию контекста, выступая в качестве запаса всеми разделяемых предустановок и знаний, посредством которым становится возможным социальное действие; и наоборот, отдельные действия обеспечивают становление и утверждение самого жизненного мира [20, с. 7].
Итак, категория «жизненный мир» в социологии оказывается инструментом анализа как субъективного мира личности, так и интерсубъективной социальной реальности в их взаимосвязи и взаимообусловленности.
Теоретические основы научно-психологического изучения понятия жизненного мира заложены С.Л. Рубинштейном в его онтологии человеческого бытия. Ученым рассматривалось включение человека в состав бытия, где человек – это часть бытия, которое его со всех сторон окружает, доказательство его родственной связи всему сущему как одного из способов существования, одного из субъектов определенного рода изменений – онтология человека [3, с. 12],
После того, как С. Л. Рубинштейн поставил проблему человека и мира, Ф.Е. Василюк с позиций общепсихологической теории деятельности А.Н. Леонтьева вводит в психологический оборот понятие жизненного мира. Дальнейшей разработкой этого понятия занимался Д.А. Леонтьев. Исследования перечисленных авторов позволили описать совокупностью понятий «онтологию жизненного мира» в контексте детерминации жизни миром, опосредующей роли деятельности субъекта при детерминирующих воздействиях объективной реальности на субъективную [11; 36].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ЖИЗНЕННОГО МИРА У ПОДРОСТКОВ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ ВОВЛЕЧЕННОСТИ В ИНТЕРНЕТ-ОБЩЕНИЕ
2.1 Организация и методы проведения исследования
Цель исследования: выявить структуру жизненного мира у подростков с разной степенью вовлеченности в Интернет-общение.
Гипотеза исследования: подростки с разным уровнем вовлеченности в Интернет-общение имеют различную структуру жизненного мира.
База и выборка исследования: исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа № 1 г. Могилева». Всего в исследовании приняли участие 60 учащихся 8-х классов, из них 30 мальчиков и 30 девочек. Возраст испытуемых 12-14 лет.
Методы: теоретико-методологический анализ проблемы, тестирование, количественный и качественный анализ, методы математической и статистической обработки.
Для достижения цели и решения задач исследования были использованы следующие методики:
1. С целью выявления уровня зависимости от Интернет-общения применялся опросник на кибер коммуникативную зависимость А.В. Тончевой. С помощью методики можно выявить высокий, средний и низкий уровень вовлеченности в Интернет-общение. Опросник составлен на основе признаков кибер коммуникативной зависимости. Опросник включает 20 вопросов, на которые необходимо ответить по пятибалльной шкале:
всегда – 5 баллов;
очень часто – 4 балла;
часто – 3 балла;
иногда – 2 балла;
очень редко - 1 балл.
Интерпретация результатов осуществляется следующим образом:
0–49 баллов – низкий уровень кибер коммуникативной зависимости;
50-79 – средний уровень кибер коммуникативной зависимости, социальные сети оказывают влияние на жизнь и являются причиной некоторых проблем испытуемого;
80-100 баллов – высокий уровень кибер коммуникативной зависимости, использование социальных сетей вызывает значительные проблемы в жизни испытуемого (Приложение А).
2. С целью выявления смысложизненных ориентаций в структуре жизненного мира у подростков применялась методика смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева. С помощью методики можно выявить уровень осмысленности жизни и оценить источник смысла жизни, который может быть найден человеком или в будущем (цели), или в настоящем (процесс) или прошлом (результат), или во всех трех составляющих жизни.
Тест СЖО включает 20 пар противоположных утверждений, отражающих представление о факторах осмысленности жизни личности. Испытуемому предлагается оценить каждой утверждение по 7-балльной шкале. Шкалы методики:
– Цели жизни;
– Процесс жизни;
– Результат жизни;
– Локус контроля – Я;
– Локус контроля – жизнь.
Также подсчитывается общий показатель осмысленности жизни.
Полученные результаты сравниваются с нормой, делается вывод о степени выраженности каждого параметра.
3. С целью выявления эмоциональной направленности в структуре жизненного мира у подростков применялся тест «Эмоциональная направленность» (Б.И. Додонов). С помощью теста можно выявить ведущую эмоциональную направленность личности. Эмоциональная направленность – это стремление личности к определенным типам переживаний.
Шкалы методики: альтруистические, коммуникативные, глорические, праксические, пугнические, романтические, акизитивные, гедонистические, гностические, эстетические эмоции.
Испытуемым предлагается выполнить в указанном порядке задания по ранжированию приятных переживаний, которые они больше всего любят испытывать. Обработка и интерпретация результатов осуществляется с помощью ключа. Выделенные в числе первых эмоциональные переживания позволяют сделать вывод о приоритетах испытуемого, выявив, таким образом, его эмоциональную направленность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результатами проведенного теоретико-методологического и эмпирического исследования стали:
1. Проанализированы основные подходы к исследованию жизненного мира личности. Понятие жизненного мира носит междисциплинарный характер и рассматривается как интерсубъективный мир, конституирующийся сознанием личности. В психолого-акмеологическом понимании жизненный мир – это имплицитно присущая человеку феноменальная реальность, имеющая отраженный, интерсубъективный, интенциональный характер, конституируемая совокупностью ценностно-смысловых образований и определяющая систему выборов и жизненный путь. В рамках экзистенциального подхода, жизненный мир – это процесс жизни рефлексирующего субъекта в условиях неопределенности психическое переживание человеком своего существования в реальном физическом и социальном мире. В рамках системного подхода жизненный мир рассматривается как динамический системный конструкт, особая психологическая реальность, имеющая субъективно-объективную природу. С позиций структурно-генетического подхода, жизненный мир личности представляет собой результат самодвижения, саморазвития личности, развертывания личностных ценностей и смыслов и структурирования в соответствии с ними внешней действительности.
2. Рассмотрены психологические особенности жизненного мира подростков. Внутренний мир подростка формируется путем усвоения, интериоризации внешних форм социальной деятельности. В этом возрасте главной стороной жизни становится общение, особенности которого со значимыми людьми существенно влияют на процесс становления компонентов жизненного мира. Основные черты определенного типа жизненного мира развиваются феноменологически: во всей полноте переживаются свои связи с окружающим миром, а также сложность внутреннего мира, внутренние конфликты и противоречия. Линия онтогенеза жизненного мира у подростков может отвечать гедонистической, эгоистической, сущностной, духовно-нравственной, асоциальной направленности. Соответствующая линия онтогенеза жизненного мира проявляется как в подростковых реакциях (в общении и увлечениях), так и в других сторонах жизни.
3. Выявлена структура жизненного мира у подростков с разной степенью вовлеченности в Интернет-общение. Подростки с разным уровнем вовлеченности в Интернет-общение характеризуются различной структурой жизненного мира. Выраженность смысложизненных ориентаций в структуре жизненного мира у подростков с разным уровнем вовлеченности в Интернет-общение различна. У подростков с высокой степенью вовлеченности и Интернет-общение, в отличие от подростков с нормальной степенью, отмечается отсутствие в их жизни целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу; восприятие процесса своей жизни как интересного, эмоционально насыщенного и наполненного смыслом. Подростки с высокой степенью вовлеченности и Интернет-общение низко оценивают пройденный отрезок жизни, их не покидает ощущение непродуктивности и осмысленности прожитой части жизни; они не верят в свои силы контролировать события собственной жизни; убеждены в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода является иллюзорной, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее. Уровень осмысленности жизни выше у подростков с нормальной степенью вовлеченности и Интернет-общение, чем у подростков с высокой степенью вовлеченности и Интернет-общение.
Эмоциональная направленность в структуре жизненного мира у подростков с разным уровнем вовлеченности в Интернет-общение различна. У подростков с высокой степенью вовлеченности и Интернет-общение обнаруживается коммуникативная и глорическая направленность, У подростков с нормальной степенью вовлеченности в Интернет-общение отмечается гедонистическая и гностическая направленность. Гипотеза исследования о том, что подростки с разным уровнем вовлеченности в Интернет-общение имеют различную структуру жизненного мира, подтвердилась.
4. Разработаны рекомендации для подростков, их родителей и учителей по профилактике деструктивных последствий Интернет-общения. Учителям и родителям необходимо осуществлять работу в следующих направлениях: вовлечение подростков в непосредственное живое общение со сверстниками и ближайшим окружением; развитие ответственности подростков за осуществление жизненных целей и ценностей, организующих и направляющих их жизнедеятельность; информирование о последствиях и опасностях чрезмерного Интернет-общения, объяснения путей возникновения зависимости; развитие коммуникативных навыков у подростков. Подросткам рекомендуется осуществлять работу по самовоспитания и саморазвитию.
1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Альбуханова-Славская. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.
2. Агеева, Н.А. Особенности Интернет-зависимых личностей / Н.А. Агеева // Вестник РУДН. – 2007. – № 1. – С. 67-79.
3. Анцыферова, Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техника ее бытия» / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. − 1993. – № 2. − С. 3-16.
4. Арестова, О.Н. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия / О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин, А.Е. Войкунский // Вестник Московского университета. – 1996. – № 4. – С. 14-20.
5. Ахмадинурова, Н.А. Жизненный мир человека как социальный феномен / Н.А. Ахмадинурова // Социальная политика и социология. – 2009. - № 8. – С. 103-108.
6. Балымов, И.Л. Социальное познание в ситуации интернет-общения: автореф. дис … канд. психол. наук: 19.00.05 / И.Л. Балымов. – Санкт-Петербург 2000. – 19 с.
7. Баранова, Ю.М. Общение подростков в социальных интернет-сетях как особый вид коммуникации / Ю.М. Баранова // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2012. – Вып. 4. – С. 105-110.
8. Богомолова, Е.И. Взаимосвязь личностных характеристик с особенностями активности пользователей социальных сетей Интернета: автореф. дис … канд. психол. наук: 19.00.01 / Е.И. Богомолова. – Краснодар, 2015. – 20 с.
9. Бочавер, А.А. Перспективы современных подростков в контексте жизненной траектории / А.А. Бочавер, А.В. Жилинская, К.Д. Хломов // Современная зарубежная психология. – 2016. – № 2. – С. 31-38.
10. Василюк, Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psychol.ras.ru/ippp_pfr/j3p/pap.php?id=20010405. – Дата доступа:
11. Василюк, Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций / Ф.Е. Василюк. – М.: Моск. гос. ун-т, 1984. – 200 с.
12. Войскунский, А.Е. Альтернативная идентичность в социальных сетях / А.Е. Войкунский, А.С. Евдокименко, Н.Ю. Федунина // Вестник Московского университета. – 2013. – № 1. – С. 66-83.
13. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 536 с.
14. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: Эксмо-Пресс, 2000. – 1008 с.
15. Гинзбург, М.Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка / М.Р. Гинзбург // Мир психологии и психология в мире. – 1995. – № 3. – С. 43–51.
16. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / Е.И. Головаха. – Киев: Наук. Думка, 1988. – 142 с.
17. Головаха, Е.И. Психологическое время личности / Е.И. Головаха, А.А. Кроник – Киев: Наукова думка, 1984. – 208 с.
18. Горькая, Ж.В. Ценностные ориентации и временная перспектива личности студентов разного профиля обучения / Ж.В. Горькая // Вестник Самарского университета. – 2013. – № 5 (106). – С. 179-183.
19. Демидова, И.Ф. Жизненный мир как детерминанта личностного развития человека [Электронный ресурс] – Режим доступа. http://www.rusnauka.com/28_PRNT_2011/Psihologia/9_93033.doc.htm. – Дата доступа:
20. Дивисенко, К.С. Социальные исследования жизненного мира / К.С. Дивисенко // Социологический журнал. – 2014. – № 1. – С. 6-10.
21. Егоров, А.Ю. Руководство по аддиктологии / А.Ю. Егоров. – СПб.: Речь, 2007. – 768 с.
22. Епифанова, Н.Н. Нравственные основания жизненного мира человека: философско-методологический анализ: автореф. дис. … канд. философ. наук: 09.00.01 / Н.Н. Епифанова. – Саратов, 2009. – 19 с.
23. Жичкина, А.Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://flogiston.ru/. – Дата доступа:
24. Жмырко, К.С. Особенности общения подростков посредством интернета / К.С. Жмырко // Молодой ученый. – 2015. – №10. – С. 1333-1335.
25. Изотова, Е.И. Особенности виртуального общения современного подростка: предикторы выбора / Е.И. Изотова // Мир психологии. – 2010. – №3. – С. 102-111.
26. Калугин, А.Ю. Структура ценностно-смысловой сферы личности / А.Ю. Калугин // Человек в мире. Мир в человеке. – М., 2014. – С. 500-507.
27. Кириленко, Г.Г. Пространство жизненного мира / Г.Г. Кириленко // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2017. – № 3. – С. 78-81.
28. Коковина, Л.Н. Ценностно-смысловые ориентации личности / Л.Н. Коковина // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2009. – № 2. – С. 139-143.
29. Кондрашкин, А.В. Мотивационно-потребностная сфера подростков, находящихся в различных социальных ситуациях развития: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / А.В. Кондрашкин. – М., 2013. – 24 c.
30. Королева, А.Ф. Социально-психологические особенности подросткового возраста / А.Ф. Королева, Н.С. Королева // Новая наука: стратегии и векторы развития. – 2016. – № 3. – С. 76-78.
31. Косивченко, Е.И. Особенности личности пользователя виртуальных социальных сетей / Е.И. Косивченко // Личность и бытие: субъектный подход: материалы V Всеросс. науч.-практ. конф. / Под ред. З.И. Рябикиной, В.В. Знакова. – Краснодар, 2010. – С. 185-188.
32. Котельникова, Ю.А. Жизненный сценарий личности как системный конструкт ее функционирования / Ю.А. Котельникова // Вестник СПбГУ. – 2014. – С. 27-32.
33. Котляров, А.В. Другие наркотики / А.В. Котлярова. – М.: Психотерапия, 2006. – 480 с.
34. Крушельницкая, О.Б. Подросток в системе референтных отношений: учебное пособие / О.Б. Крушельницкая. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. – 208 с.
35. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2006. –464 с.
36. Леонтьев, Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей / Д.А. Леонтьев // Психологический журнал. – 1992. – № 2. – С. 107–120.
37. Леонтьев, Д.А. К типологии жизненных миров // 2-я Всероссийская научно-практич. конференция по экзистенциальной психологии: материалы сообщений / Под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2004. – С. 114-116.
38. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2003. – 487 с.
39. Лисина, Е.А. Жизненный мир личности в его многообразии / Е.А. Лисина // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. – 2014. – № 8. – С. 103-106.
40. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. – Л.: Медицина, 1983. – 463 с.
41. Макаров, В.К. Особенности самосознания подростков / В.К. Макаров, Е.А. Борисова // Вестник СПбГУ. – 2008. – № 2. – С . 71-79.
42. Максюта, Г.В. Жизненный путь как нарратив / Г.В. Максюта // Диалог. – 2017. – № 5. – С. 17-23.
43. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2008. – 456 с.
44. Нагоева, Л.Х. Ценностные ориентации: понятие и феномен / Л.Х. Нагоева // Новые технологии. – 2011. – № 4. – С. 76–79.
45. Некрасова, Е.В. Жизненный мир человека и подход к его исследованию / Е.В. Некрасова // Вестник ЧГПУ. – 2008. – № 2. – С. 147-152.
46. Основы психологии личности: методические рекомендации / С.А. Месникович, Н.К. Плавник; БИП ― Институт правоведения. – Минск: БИП – Институт правоведения, 2011. – 75 с.
47. Паршкова, А.В. Особенности жизненной перспективы и образа мира у подростков, склонных к интернет-зависимости / А.В. Паршкова // Инновационная наука. – 2015. - № 2. – С. 122-126.
48. Пергаменщик, Л.А. Жизненный путь личности как психологическая проблема // Преодоление психологических проблем / Л.А. Пергаменщик, С.С. Гончарова. – Минск: НИО, 1999. – С. 9-15.
49. Пузыревич, Н.Л. Социальные представления о рискованном поведении у современных подростков: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / Н.Л. Пузыревич. – Минск, 2011. – 15 с.
50. Самсоненко, Л.С. Психолого-педагогические условия формирования жизненной перспективы у выпускников интернатных учреждений: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Л.С. Самсоненко. – Екатеринбург, 2010. – 19 с.
51. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект пресс, 2001. – 460 с.
52. Солдатова, Г.В. Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об интернете / Г.В. Солдатова, Е.Ю. Зотова, А.И. Чекалина, О.С. Гостимская. – М., 2011. – 176 с
53. Теория и жизненный мир человека / Ред. В.Г. Федотова. – М.: Институт философии РАН, 1995. – 452 с.
54. Тихомирова, Е.В. Особенности когнитивной оценки включенности в виртуальное сообщество субъектами Интернет-общения / Е.В .Тихомирова // Известия Саратовского ун-та. – 2015. – № 1. – С. 66-69.
55. Хломов, К.Д. Подросток на перекрестке жизненных дорог: социализация, анализ факторов изменения среды развития / К.Д. Хломов // Психологическая наука и образование. – 2014. – № 1. – С. 1-9.
56. Хухлаева, О.В. Психология подростка / О.В. Хухлаева. – М.: Академия, 2004. – 463 с.
57. Шинтарь, Ю.Н. Роль и место Интернет-сети в коммуникации современных подростков / Ю.Н. Шинтарь // Ученые записки КИПУ. – 2016. – № 4. – С. 156-159.
58. Шкуратова, И.П. Смыслы и мотивы общения людей в социальных сетях. Интернета // Категория смысла в философии, психологии, психотерапии и в общественной жизни: материалы всероссийской психологической конференции / И.П. Шкуратова. – М.: Кредо, 2014. – С. 281-282.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 59.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник на кибер коммуникативную зависимость А.В. Тончевой.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица результатов по опроснику на кибер коммуникативную зависимость А.В. Тончевой.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты