ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы обусловлена распространением Интернет-общения среди подростков, которое занимает важное место в их структуре жизненного мира. Сегодня среди современных подростков доминирует виртуальное общение над реальным общением. Социальные сети, форумы, чаты позволяют подростку чувствовать себя более уверенно, свободно, и открыто, чем во время живого общения.
Общение занимает важное место в жизни подростка, являясь одним из основных видов его деятельности. В общении раскрываются личностные качества индивида. В процессе общения важно не только проявление индивидуальных особенностей субъекта, но и их развитие и формирование в процессе общения.
Чрезмерная увлеченность Интернет-общением может препятствовать развитию умения у подростков выстраивать правильную жизненную линию, представлять свой возможный жизненный путь, строить планы на жизнь и уметь их корректировать в изменяющихся жизненных обстоятельствах. Эти способности содействуют сохранению целостности внутреннего мира, лучшей адаптации и достижению самореализации в будущем. Когда человек четко представляет свои жизненные планы, перспективу жизни, тогда он социально активен, включен в общественные процессы, имеет устремления, цели и способы их достижения. Личность вступает во взаимодействие, общение, чувствует свою востребованность и нужность.
Подростковый возраст – период, когда потребность в общении со сверстниками становится одной из центральных потребностей подростка. И хотя желание общаться со сверстниками, стремление иметь друзей отмечается и на более ранних этапах развития, сейчас эта потребность приобретает новое качество и по содержанию, и по формам выражения, и по роли, которую она начинает играть в его внутренней жизни – переживаниях, мыслях.
Научный интерес к изучению жизненного мира у подростков с разной степенью вовлеченности в Интернет-общение связан с широким использованием компьютерных технологий во всех сферах жизни человека. Интернет-общение сегодня являются основной формой досуга у подрастающего поколения. Жизненный мир является сложным образованием ввиду того, что он един для всех людей и индивидуален для каждого подростка.
Жизненный мир определяет траекторию жизненного пути личности, выступая в качестве его внутренней детерминанты. Зная содержание жизненного мира личности, его ведущие ценностные и смысло жизненные ориентации, можно прогнозировать его выборы, возможность и направление личностного развития. Так как в подростковом возрасте жизненный мир является еще нестабильным, это может помочь в определении путем психологической помощи подростку с опорой на их жизненный мир, помогать им в личностном росте, развитии, преодолении жизненных трудностей.
В отечественной науке жизненный мир, за исключением отдельных исследований, редко концептуализируется в традиционном (классическом) понимании, скорее это метафора или понятие, выступающее в роли синонима понятий «образ жизни», «повседневность», «культура» и других близких, но не тождественных им.
Если в психологии жизненный мир рассматривается как субъективный образ мира отдельного человека, то в социальной философии и социологии культуры он оказывается интер-субъективным символическим универсумом. В зарубежной науке жизненный мир, напротив, является одним из традиционных объектов социологического анализа, в котором выделяются два направления: феноменологическое и социально-критическое.
Проблемой изучения жизненного мира занимались такие ученые как Л.И. Анцыферова, Ф.Е. Василюк, К.С. Дивисенко, Г.Г. Кириленко, Д.А. Леонтьев, Е.А. Лисина, Е.В. Некрасова, Н.Л. Пузыревич, В.Г. Федотова и др.
Изучением проблем в области Интернет-общения подростков занимались: А.Е. Войкунский, А.Е. Жичкина, О.П. Белинская, Ю.Д. Бабаева, Д.В. Иванов, О.Г. Филатова. Они рассматривали общение и взаимосвязь пользователей в Сети, а также влияние социальных сетей на личность пользователя.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ЖИЗНЕННОГО МИРА У ПОДРОСТКОВ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ ВОВЛЕЧЕННОСТИ В ИНТЕРНЕТ-ОБЩЕНИЕ
1.1 Понятие жизненного мира
Понятие «жизненный мир» носит междисциплинарный характер и рассматривается психологами, социологами, философами. Категория жизненного мира прошла путь от неосознаваемой интерсубъективной реальности (Э. Гуссерль) через понятие его взаимосвязи с внутренним «Я» человека (экзистенциальная психология), типизированными формами мышления (социология) до универсума жизненно-практических ориентаций культуры (современная философия) и обозначения ее как отражения человеческого бытия (С.Л. Рубинштейн). Общепринятым является понимание жизненного мира как сложного структурного образования, который носит интерсубъективный и феноменологический характер, связанный со смыслами индивида и влияние на жизненный путь [19].
Термин «жизненный мир» впервые появился в трансцендентальной феноменологии Э. Гуссерля. Философ рассматривал жизненный мир как фундамент естествознания, так как по своему смысл он превосходит значение науки и оформляется идеей «мира актуальной жизни», «мира полной конкретности», деятельного контекста смысловых оснований всех системных идеализаций сознания европейского человечества [22, с. 6].
Понятие «жизненный мир» включает два компонента – «жизнь» и «мир». Понятие «мир» означает целостность, в которую включаются и «данности природы» и «данности культуры, социального опыта». Под объективным миром понимается мир, интерсубъективно осваиваемый в опыте и освоенный миром, что предполагает, что любой субъект обладает для себя самого в опыте данным миром – с вещами, животными, людьми. При этом, существуют своеобразные опыту возможности, благодаря взаимопониманию, обмениваться результатами опытов и в нем вырабатывать согласованность взаимосвязанных опытов [5, с. 104].
С точки зрения философии, жизненный мир – это обыденная жизнь, интерсубъективный мир, конституирующийся сознанием составляющих его людей. Этот мир воспринимается ими как данность, не подлежит сомнению, выступает для них миром общих значений и смыслов и обусловливающий жизненный путь индивида [19].
В «понимающей» социологии понятие «жизненный мир» рассматривается как интер-субъективно разделяемый (взаимосогласованный) опыт, который охватывает все возможные и действительные горизонты жизни человека. Этот мир является не только пространством жизни человека, но и «внутренними» представлениями и переживаниями; совокупность взаимосогласованных и типических значений, посредством которых люди выстраивают свою повседневную жизнь [27, с. 79].
С точки зрения социальной теории Ю. Хабермаса, жизненный мир представляет собой интегрирующий фактор объективного, социального и субъективного измерений реальности. Он одновременно выступает и как условие, и как результат коммуникативного действия. Такая парадоксальность связана с тем, что жизненный мир в социальном взаимодействии выполняет функцию контекста, выступая в качестве запаса всеми разделяемых предустановок и знаний, посредством которым становится возможным социальное действие; и наоборот, отдельные действия обеспечивают становление и утверждение самого жизненного мира [20, с. 7].
Итак, категория «жизненный мир» в социологии оказывается инструментом анализа как субъективного мира личности, так и интерсубъективной социальной реальности в их взаимосвязи и взаимообусловленности.
Теоретические основы научно-психологического изучения понятия жизненного мира заложены С.Л. Рубинштейном в его онтологии человеческого бытия. Ученым рассматривалось включение человека в состав бытия, где человек – это часть бытия, которое его со всех сторон окружает, доказательство его родственной связи всему сущему как одного из способов существования, одного из субъектов определенного рода изменений – онтология человека [3, с. 12],
После того, как С. Л. Рубинштейн поставил проблему человека и мира, Ф.Е. Василюк с позиций общепсихологической теории деятельности А.Н. Леонтьева вводит в психологический оборот понятие жизненного мира. Дальнейшей разработкой этого понятия занимался Д.А. Леонтьев. Исследования перечисленных авторов позволили описать совокупностью понятий «онтологию жизненного мира» в контексте детерминации жизни миром, опосредующей роли деятельности субъекта при детерминирующих воздействиях объективной реальности на субъективную [11; 36].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ЖИЗНЕННОГО МИРА У ПОДРОСТКОВ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ ВОВЛЕЧЕННОСТИ В ИНТЕРНЕТ-ОБЩЕНИЕ
2.1 Организация и методы проведения исследования
Цель исследования: выявить структуру жизненного мира у подростков с разной степенью вовлеченности в Интернет-общение.
Гипотеза исследования: подростки с разным уровнем вовлеченности в Интернет-общение имеют различную структуру жизненного мира.
База и выборка исследования: исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа № 1 г. Могилева». Всего в исследовании приняли участие 60 учащихся 8-х классов, из них 30 мальчиков и 30 девочек. Возраст испытуемых 12-14 лет.
Методы: теоретико-методологический анализ проблемы, тестирование, количественный и качественный анализ, методы математической и статистической обработки.
Для достижения цели и решения задач исследования были использованы следующие методики:
1. С целью выявления уровня зависимости от Интернет-общения применялся опросник на кибер коммуникативную зависимость А.В. Тончевой. С помощью методики можно выявить высокий, средний и низкий уровень вовлеченности в Интернет-общение. Опросник составлен на основе признаков кибер коммуникативной зависимости. Опросник включает 20 вопросов, на которые необходимо ответить по пятибалльной шкале:
всегда – 5 баллов;
очень часто – 4 балла;
часто – 3 балла;
иногда – 2 балла;
очень редко - 1 балл.
Интерпретация результатов осуществляется следующим образом:
0–49 баллов – низкий уровень кибер коммуникативной зависимости;
50-79 – средний уровень кибер коммуникативной зависимости, социальные сети оказывают влияние на жизнь и являются причиной некоторых проблем испытуемого;
80-100 баллов – высокий уровень кибер коммуникативной зависимости, использование социальных сетей вызывает значительные проблемы в жизни испытуемого (Приложение А).
2. С целью выявления смысложизненных ориентаций в структуре жизненного мира у подростков применялась методика смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева. С помощью методики можно выявить уровень осмысленности жизни и оценить источник смысла жизни, который может быть найден человеком или в будущем (цели), или в настоящем (процесс) или прошлом (результат), или во всех трех составляющих жизни.
Тест СЖО включает 20 пар противоположных утверждений, отражающих представление о факторах осмысленности жизни личности. Испытуемому предлагается оценить каждой утверждение по 7-балльной шкале. Шкалы методики:
– Цели жизни;
– Процесс жизни;
– Результат жизни;
– Локус контроля – Я;
– Локус контроля – жизнь.
Также подсчитывается общий показатель осмысленности жизни.
Полученные результаты сравниваются с нормой, делается вывод о степени выраженности каждого параметра.
3. С целью выявления эмоциональной направленности в структуре жизненного мира у подростков применялся тест «Эмоциональная направленность» (Б.И. Додонов). С помощью теста можно выявить ведущую эмоциональную направленность личности. Эмоциональная направленность – это стремление личности к определенным типам переживаний.
Шкалы методики: альтруистические, коммуникативные, глорические, праксические, пугнические, романтические, акизитивные, гедонистические, гностические, эстетические эмоции.
Испытуемым предлагается выполнить в указанном порядке задания по ранжированию приятных переживаний, которые они больше всего любят испытывать. Обработка и интерпретация результатов осуществляется с помощью ключа. Выделенные в числе первых эмоциональные переживания позволяют сделать вывод о приоритетах испытуемого, выявив, таким образом, его эмоциональную направленность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результатами проведенного теоретико-методологического и эмпирического исследования стали:
1. Проанализированы основные подходы к исследованию жизненного мира личности. Понятие жизненного мира носит междисциплинарный характер и рассматривается как интерсубъективный мир, конституирующийся сознанием личности. В психолого-акмеологическом понимании жизненный мир – это имплицитно присущая человеку феноменальная реальность, имеющая отраженный, интерсубъективный, интенциональный характер, конституируемая совокупностью ценностно-смысловых образований и определяющая систему выборов и жизненный путь. В рамках экзистенциального подхода, жизненный мир – это процесс жизни рефлексирующего субъекта в условиях неопределенности психическое переживание человеком своего существования в реальном физическом и социальном мире. В рамках системного подхода жизненный мир рассматривается как динамический системный конструкт, особая психологическая реальность, имеющая субъективно-объективную природу. С позиций структурно-генетического подхода, жизненный мир личности представляет собой результат самодвижения, саморазвития личности, развертывания личностных ценностей и смыслов и структурирования в соответствии с ними внешней действительности.
2. Рассмотрены психологические особенности жизненного мира подростков. Внутренний мир подростка формируется путем усвоения, интериоризации внешних форм социальной деятельности. В этом возрасте главной стороной жизни становится общение, особенности которого со значимыми людьми существенно влияют на процесс становления компонентов жизненного мира. Основные черты определенного типа жизненного мира развиваются феноменологически: во всей полноте переживаются свои связи с окружающим миром, а также сложность внутреннего мира, внутренние конфликты и противоречия. Линия онтогенеза жизненного мира у подростков может отвечать гедонистической, эгоистической, сущностной, духовно-нравственной, асоциальной направленности. Соответствующая линия онтогенеза жизненного мира проявляется как в подростковых реакциях (в общении и увлечениях), так и в других сторонах жизни.
3. Выявлена структура жизненного мира у подростков с разной степенью вовлеченности в Интернет-общение. Подростки с разным уровнем вовлеченности в Интернет-общение характеризуются различной структурой жизненного мира. Выраженность смысложизненных ориентаций в структуре жизненного мира у подростков с разным уровнем вовлеченности в Интернет-общение различна. У подростков с высокой степенью вовлеченности и Интернет-общение, в отличие от подростков с нормальной степенью, отмечается отсутствие в их жизни целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу; восприятие процесса своей жизни как интересного, эмоционально насыщенного и наполненного смыслом. Подростки с высокой степенью вовлеченности и Интернет-общение низко оценивают пройденный отрезок жизни, их не покидает ощущение непродуктивности и осмысленности прожитой части жизни; они не верят в свои силы контролировать события собственной жизни; убеждены в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода является иллюзорной, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее. Уровень осмысленности жизни выше у подростков с нормальной степенью вовлеченности и Интернет-общение, чем у подростков с высокой степенью вовлеченности и Интернет-общение.
Эмоциональная направленность в структуре жизненного мира у подростков с разным уровнем вовлеченности в Интернет-общение различна. У подростков с высокой степенью вовлеченности и Интернет-общение обнаруживается коммуникативная и глорическая направленность, У подростков с нормальной степенью вовлеченности в Интернет-общение отмечается гедонистическая и гностическая направленность. Гипотеза исследования о том, что подростки с разным уровнем вовлеченности в Интернет-общение имеют различную структуру жизненного мира, подтвердилась.
4. Разработаны рекомендации для подростков, их родителей и учителей по профилактике деструктивных последствий Интернет-общения. Учителям и родителям необходимо осуществлять работу в следующих направлениях: вовлечение подростков в непосредственное живое общение со сверстниками и ближайшим окружением; развитие ответственности подростков за осуществление жизненных целей и ценностей, организующих и направляющих их жизнедеятельность; информирование о последствиях и опасностях чрезмерного Интернет-общения, объяснения путей возникновения зависимости; развитие коммуникативных навыков у подростков. Подросткам рекомендуется осуществлять работу по самовоспитания и саморазвитию.
1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Альбуханова-Славская. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.
2. Агеева, Н.А. Особенности Интернет-зависимых личностей / Н.А. Агеева // Вестник РУДН. – 2007. – № 1. – С. 67-79.
3. Анцыферова, Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техника ее бытия» / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. − 1993. – № 2. − С. 3-16.
4. Арестова, О.Н. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия / О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин, А.Е. Войкунский // Вестник Московского университета. – 1996. – № 4. – С. 14-20.
5. Ахмадинурова, Н.А. Жизненный мир человека как социальный феномен / Н.А. Ахмадинурова // Социальная политика и социология. – 2009. - № 8. – С. 103-108.
6. Балымов, И.Л. Социальное познание в ситуации интернет-общения: автореф. дис … канд. психол. наук: 19.00.05 / И.Л. Балымов. – Санкт-Петербург 2000. – 19 с.
7. Баранова, Ю.М. Общение подростков в социальных интернет-сетях как особый вид коммуникации / Ю.М. Баранова // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2012. – Вып. 4. – С. 105-110.
8. Богомолова, Е.И. Взаимосвязь личностных характеристик с особенностями активности пользователей социальных сетей Интернета: автореф. дис … канд. психол. наук: 19.00.01 / Е.И. Богомолова. – Краснодар, 2015. – 20 с.
9. Бочавер, А.А. Перспективы современных подростков в контексте жизненной траектории / А.А. Бочавер, А.В. Жилинская, К.Д. Хломов // Современная зарубежная психология. – 2016. – № 2. – С. 31-38.
10. Василюк, Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psychol.ras.ru/ippp_pfr/j3p/pap.php?id=20010405. – Дата доступа:
11. Василюк, Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций / Ф.Е. Василюк. – М.: Моск. гос. ун-т, 1984. – 200 с.
12. Войскунский, А.Е. Альтернативная идентичность в социальных сетях / А.Е. Войкунский, А.С. Евдокименко, Н.Ю. Федунина // Вестник Московского университета. – 2013. – № 1. – С. 66-83.
13. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 536 с.
14. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: Эксмо-Пресс, 2000. – 1008 с.
15. Гинзбург, М.Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка / М.Р. Гинзбург // Мир психологии и психология в мире. – 1995. – № 3. – С. 43–51.
16. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / Е.И. Головаха. – Киев: Наук. Думка, 1988. – 142 с.
17. Головаха, Е.И. Психологическое время личности / Е.И. Головаха, А.А. Кроник – Киев: Наукова думка, 1984. – 208 с.
18. Горькая, Ж.В. Ценностные ориентации и временная перспектива личности студентов разного профиля обучения / Ж.В. Горькая // Вестник Самарского университета. – 2013. – № 5 (106). – С. 179-183.
19. Демидова, И.Ф. Жизненный мир как детерминанта личностного развития человека [Электронный ресурс] – Режим доступа. http://www.rusnauka.com/28_PRNT_2011/Psihologia/9_93033.doc.htm. – Дата доступа:
20. Дивисенко, К.С. Социальные исследования жизненного мира / К.С. Дивисенко // Социологический журнал. – 2014. – № 1. – С. 6-10.
21. Егоров, А.Ю. Руководство по аддиктологии / А.Ю. Егоров. – СПб.: Речь, 2007. – 768 с.
22. Епифанова, Н.Н. Нравственные основания жизненного мира человека: философско-методологический анализ: автореф. дис. … канд. философ. наук: 09.00.01 / Н.Н. Епифанова. – Саратов, 2009. – 19 с.
23. Жичкина, А.Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://flogiston.ru/. – Дата доступа:
24. Жмырко, К.С. Особенности общения подростков посредством интернета / К.С. Жмырко // Молодой ученый. – 2015. – №10. – С. 1333-1335.
25. Изотова, Е.И. Особенности виртуального общения современного подростка: предикторы выбора / Е.И. Изотова // Мир психологии. – 2010. – №3. – С. 102-111.
26. Калугин, А.Ю. Структура ценностно-смысловой сферы личности / А.Ю. Калугин // Человек в мире. Мир в человеке. – М., 2014. – С. 500-507.
27. Кириленко, Г.Г. Пространство жизненного мира / Г.Г. Кириленко // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2017. – № 3. – С. 78-81.
28. Коковина, Л.Н. Ценностно-смысловые ориентации личности / Л.Н. Коковина // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2009. – № 2. – С. 139-143.
29. Кондрашкин, А.В. Мотивационно-потребностная сфера подростков, находящихся в различных социальных ситуациях развития: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / А.В. Кондрашкин. – М., 2013. – 24 c.
30. Королева, А.Ф. Социально-психологические особенности подросткового возраста / А.Ф. Королева, Н.С. Королева // Новая наука: стратегии и векторы развития. – 2016. – № 3. – С. 76-78.
31. Косивченко, Е.И. Особенности личности пользователя виртуальных социальных сетей / Е.И. Косивченко // Личность и бытие: субъектный подход: материалы V Всеросс. науч.-практ. конф. / Под ред. З.И. Рябикиной, В.В. Знакова. – Краснодар, 2010. – С. 185-188.
32. Котельникова, Ю.А. Жизненный сценарий личности как системный конструкт ее функционирования / Ю.А. Котельникова // Вестник СПбГУ. – 2014. – С. 27-32.
33. Котляров, А.В. Другие наркотики / А.В. Котлярова. – М.: Психотерапия, 2006. – 480 с.
34. Крушельницкая, О.Б. Подросток в системе референтных отношений: учебное пособие / О.Б. Крушельницкая. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. – 208 с.
35. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2006. –464 с.
36. Леонтьев, Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей / Д.А. Леонтьев // Психологический журнал. – 1992. – № 2. – С. 107–120.
37. Леонтьев, Д.А. К типологии жизненных миров // 2-я Всероссийская научно-практич. конференция по экзистенциальной психологии: материалы сообщений / Под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2004. – С. 114-116.
38. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2003. – 487 с.
39. Лисина, Е.А. Жизненный мир личности в его многообразии / Е.А. Лисина // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. – 2014. – № 8. – С. 103-106.
40. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. – Л.: Медицина, 1983. – 463 с.
41. Макаров, В.К. Особенности самосознания подростков / В.К. Макаров, Е.А. Борисова // Вестник СПбГУ. – 2008. – № 2. – С . 71-79.
42. Максюта, Г.В. Жизненный путь как нарратив / Г.В. Максюта // Диалог. – 2017. – № 5. – С. 17-23.
43. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2008. – 456 с.
44. Нагоева, Л.Х. Ценностные ориентации: понятие и феномен / Л.Х. Нагоева // Новые технологии. – 2011. – № 4. – С. 76–79.
45. Некрасова, Е.В. Жизненный мир человека и подход к его исследованию / Е.В. Некрасова // Вестник ЧГПУ. – 2008. – № 2. – С. 147-152.
46. Основы психологии личности: методические рекомендации / С.А. Месникович, Н.К. Плавник; БИП ― Институт правоведения. – Минск: БИП – Институт правоведения, 2011. – 75 с.
47. Паршкова, А.В. Особенности жизненной перспективы и образа мира у подростков, склонных к интернет-зависимости / А.В. Паршкова // Инновационная наука. – 2015. - № 2. – С. 122-126.
48. Пергаменщик, Л.А. Жизненный путь личности как психологическая проблема // Преодоление психологических проблем / Л.А. Пергаменщик, С.С. Гончарова. – Минск: НИО, 1999. – С. 9-15.
49. Пузыревич, Н.Л. Социальные представления о рискованном поведении у современных подростков: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / Н.Л. Пузыревич. – Минск, 2011. – 15 с.
50. Самсоненко, Л.С. Психолого-педагогические условия формирования жизненной перспективы у выпускников интернатных учреждений: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Л.С. Самсоненко. – Екатеринбург, 2010. – 19 с.
51. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект пресс, 2001. – 460 с.
52. Солдатова, Г.В. Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об интернете / Г.В. Солдатова, Е.Ю. Зотова, А.И. Чекалина, О.С. Гостимская. – М., 2011. – 176 с
53. Теория и жизненный мир человека / Ред. В.Г. Федотова. – М.: Институт философии РАН, 1995. – 452 с.
54. Тихомирова, Е.В. Особенности когнитивной оценки включенности в виртуальное сообщество субъектами Интернет-общения / Е.В .Тихомирова // Известия Саратовского ун-та. – 2015. – № 1. – С. 66-69.
55. Хломов, К.Д. Подросток на перекрестке жизненных дорог: социализация, анализ факторов изменения среды развития / К.Д. Хломов // Психологическая наука и образование. – 2014. – № 1. – С. 1-9.
56. Хухлаева, О.В. Психология подростка / О.В. Хухлаева. – М.: Академия, 2004. – 463 с.
57. Шинтарь, Ю.Н. Роль и место Интернет-сети в коммуникации современных подростков / Ю.Н. Шинтарь // Ученые записки КИПУ. – 2016. – № 4. – С. 156-159.
58. Шкуратова, И.П. Смыслы и мотивы общения людей в социальных сетях. Интернета // Категория смысла в философии, психологии, психотерапии и в общественной жизни: материалы всероссийской психологической конференции / И.П. Шкуратова. – М.: Кредо, 2014. – С. 281-282.