Институт опеки и попечительства в гражданском праве
Международный университет МИТСО""
Диплом
на тему: «Институт опеки и попечительства в гражданском праве»
по дисциплине: «Гражданское право»
2018
251.00 BYN
Институт опеки и попечительства в гражданском праве
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Гражданское право
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 67.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ИНСТИТУТ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1.1. Правовая природа института опеки и попечительства
1.2. Органы опеки и попечительства, их задачи и полномочия
ГЛАВА 2 ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ В СВЯЗИ С УСТАНОВЛЕНИЕМ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ И ПРЕКРАЩЕНИЕМ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
2.1. Установление опеки и попечительства
2.2. Осуществление опеки и попечительства
2.3. Прекращение опеки и попечительства
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Институт опеки и попечительства является гарантом прав и свобод детей, оставшихся без родительской поддержки. Эта категория несовершеннолетних, в силу своего возраста и эмоционального состояния особенно остро нуждается в защите своих интересов.
Именно поэтому изучение законодательства и проблем его практической реализации в целях осуществления надлежащей заботы за несовершеннолетними и повышения качества работы органов в указанной сфере является значимым и актуальным в любой период времени.
Опека и попечительство представляют собой в наибольшей степени распространенную форму защиты интересов несоврешеннолетних детей, которые остались без попечения родителей.
Это обусловлено наличием следующих причин:
во-первых, широким содержанием понятия «утрата родительского попечения»;
во-вторых, сохранением правоотношения несовершеннолетних детей с их родителями;
в-третьих, возможностью передачи несовершеннолетнего ребёнка на попечение иному лицу без согласия родителей. Указанные причины делают опеку, равно как и попечительство более гибким, а также доступным приемом устройства несоврешеннолетнего ребёнка в семью.
Законодательство, регулирующее опеку и попечительство, не всегда соответствует тем требованиям, которые предъявляют к нему современные потребности общества. Принятие Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 1999 г. № 1676 «Об утверждении Положения об органах опеки и попечительства в Республике Беларусь» (далее – Положение об органах опеки и попечительства в Республике Беларусь), безусловно, оказало положительное влияние на систему отношений по опеке и попечительству, в определённой степени на развитие института приёмной семьи, но, прежде всего, оно заполнило правовой вакуум, длительное время существовавший в отношениях по опеке и попечительству - в этом состоит его бесспорная ценность.
Тем не менее, как и многие нормативные правовые акты Положение об органах опеки и попечительства в Республике Беларусь представляется несовершенным, содержащим некоторые противоречия с другими нормативными правовыми актами, имеющим пробелы в регулировании отдельно взятых отношений.
В настоящее время, помимо изучения достаточно важных и социально значимых вопросом, касающихся установления опеки и попечительства над ребенком, который остался без попечения родителей, уделяется недостаточно внимания. Данные трудности изучаются или в весьма лаконичном облике на страницах учебных пособий, или касаются тех либо иных аспектов (зачастую процессуальных) в печатных публикациях.
Под объектом исследования настоящей дипломной работы подразумеваются общественные отношения, которые возникают при применении опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми как одной из форм воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Предметом исследования настоящей дипломной работы являются правовые нормы, которые регулируют правоотношения в области опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми в Республики Беларусь, а также процедуры по установлению опеки и попечительства, включая ее правовые последствия при применении.
Целью исследования является углубление и закрепление новых теоретических знаний, комплексный анализ правовых норм, что регулируют институт опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми в Республики Беларусь, выявление проблем и определении основных направленностей усовершенствования действующего в настоящее время законодательства Республики Беларусь в области правового урегулирования использования этого института.
Вышеуказанную цель возможно осуществить при помощи разрешения таких задач, как:
1) изучить правовую природу института опеки и попечительства;
2) рассмотреть органы опеки и попечительства, их задачи и полномочия;
3) проанализировать установление опеки и попечительства; правовое положение подопечного, опекуна и попечителя, а также органов опеки и попечительства;
4) охарактеризовать осуществление опеки и попечительства, основные тенденции результатов развития законодательства различной отраслевой принадлежности, регламентирующие отношения по опеке (попечительству) над несовершеннолетними;
5) рассмотерть прекращение опеки и попечительства.
ГЛАВА 1 ИНСТИТУТ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1.1. Правовая природа института опеки и попечительства
Термин «опека» в настоящее время в юридическом обиходе используется в разных значениях. Под опекой иногда понимают не только осуществление заботы со стороны физического лица, но и пребывание несовершеннолетнего или недееспособного гражданина в специальном медицинском или социальном учреждении, таком как детский дом, дом-интернат, дома семейного типа и т.д. [1;2;3;4]. В отечественной цивилистике дореволюционного периода это понятие рассматривалось в тесной связи с семьей. Г.Ф. Шершеневич определял опеку как искусственную семью, М. В. Владимирский- Буданов определял опеку как искусственную власть над семьей, В.И. Синайский - как суррогат родительского попечения о детях, их личности и имуществе.
В современной литературе об опеке пишут как об одной из форм осуществления государственной защиты личности [5, с. 102-103].
Как отмечает Д.И. Мейер, опека стоит как бы на рубеже права гражданского и государственного. С одной стороны, она обращена к интересам частных лиц, которые по малолетству или другому обстоятельству нуждаются в призрении и находят его в опеке; с другой – преследуют цели государства: на нем лежит обязанность иметь попечение о тех, кто сам не может заботиться о своих интересах, следовательно, для государства есть повод создать учреждение, которое оказывало бы пособие нуждающимся в нем. Существуют разные воззрения на опеку.
Так по одному воззрению, опека составляет замену родительской власти. По другому воззрению, опека есть отрасль деятельности государства: оно обязано заботиться о благе всех граждан, особенно тех, у которых нет сторонних забот. Наконец, по третьему воззрению, опека представляет аналогию договора – это поручение, возлагаемое на опекуна со стороны опекаемого, блюсти его интересы [6].
М. В. Антокольская предлагался вариант относительно рассмотрения опеки и попечительства в качестве способа восполнения дееспособности, равно как и защиты прав и интересов несовершеннолетних детей, а также недееспособных лиц [7, c. 307].
Было бы уместным заметить, что семейное право имеет свой взгляд на понятие опеки и попечительства. В Кодекс Республики Беларусь о семье (далее – КоБС Республики Беларусь) рассматривают опеку и попечительство как форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. В ст. 142 КоБС указывается, что «Опека и попечительство устанавливаются для воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для защиты личных неимущественных и имущественных прав и законных интересов этих детей. Опека и попечительство устанавливаются также для защиты личных неимущественных и имущественных прав и законных интересов совершеннолетних лиц, которые признаны судом недееспособными или ограниченно дееспособными» [8].
Многогранное определение «опеки и попечительства» обозначает непосредственно вид социальной заботы или же форму устройства несовершеннолетних детей и недееспособных граждан либо же не полностью дееспособных совершеннолетних граждан, деятельность органов опеки и попечительства по её установлению, деятельность опекунов и попечителей по осуществлению опеки и попечительства, систему правоотношений, равно как и правовое состояние, что характеризует непосредственно правовой и социальный и статус личности, над которой установлена опека либо попечительство.
Необходимо отметить, что в законодательстве Республики Беларусь не закреплено понятие «опека» и «попечительство», а закреплено в Гражданском кодексе Республики Беларусь (далее - ГК) только то обстоятельство, над кем непосредственно устанавливается опека и попечительство [9]. В КоБС и в Положении об органах опеки и попечительства в Республике Беларусь подобные термины также не закреплены [10].
Проводя сравнительный анализ с Российской Федерацией отметим, что Федеральном законе Российской Федерации от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», закреплены именно понятия «опека» и «попечительство» [11].
В соответствии со ст. 32 ГК, опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства (душевной болезни или слабоумия) [9].
ГЛАВА 2 ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ В СВЯЗИ С УСТАНОВЛЕНИЕМ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ И ПРЕКРАЩЕНИЕМ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
2.1. Установление опеки бар и попечительства
Белорусское законодательство содержит примерный перечень случаев, при которых гражданин, зачастую несовершеннолетний ребенок, оказывается в той ситуации, когда требуется опека и попечительство: смерть родителей; лишение их родительских прав и ограничение в родительских правах; признание родителей недееспособными; их болезнь и длительное отсутствие; уклонение от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе взять своих детей из образовательных и медицинских организаций, а также организаций, оказывающих социальные услуги; создание действиями или бездействием условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию [7].
Существуют и другие основания для установления опеки и попечительства: пребывание родителя (родителей) в местах лишения свободы; отобрание ребенка у родителей или лиц, их заменяющих, при непосредственной угрозе его жизни или здоровью; отмена усыновления; расторжение договора об осуществлении опеки или попечительства (о приемной семье), истечения срока его действия и т.д. [18, c. 88-92].
Основные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы установления опеки и попечительства:
- КоБС Республики Беларусь;
- ГК Республики Беларусь;
- Указ Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан», которым утвержден перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан (далее – Перечень № 200) [19];
- Положение о порядке организации работы по установлению и осуществлению опеки (попечительства) над несовершеннолетними детьми, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.05.2006 № 637 (далее – Положение о порядке организации работы по установлению и осуществлению опеки (попечительства) над несовершеннолетними детьми № 637) [20];
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 12.03.2007 № 20 «О некоторых вопросах усыновления (удочерения), установления опеки, попечительства над детьми, передачи детей на воспитание в приемную семью, детский дом семейного типа, на патронатное воспитание, возврата детей родителям» (далее – Постановление № 20) [21];
- Положение о порядке международного усыновления (удочерения) и установления международных опеки, попечительства над детьми, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2007 № 122 [22];
- Положение о порядке управления имуществом подопечных, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.10.1999 № 1677 [23].
Установление опеки (попечительства) происходит в административном порядке, по решению органа опеки и попечительства (местного исполнительного и распорядительного органа) по месту жительства (нахождения) несовершеннолетних детей, подлежащих опеке (попечительству), или по месту жительства кандидата в опекуны (попечители), если это отвечает интересам подопечного [20]. На основании решения органа опеки и попечительства о назначении гражданина опекуном или попечителем ему выдается удостоверение на право представления интересов подопечного.
Опекунами и попечителями могут быть только дееспособные лица обоего пола. Не могут быть опекунами и попечителями:
- лица, больные хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;
- лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять права и выполнять обязанности опекуна, попечителя;
- лица, лишенные судом родительских прав;
- бывшие усыновители, если усыновление было отменено вследствие ненадлежащего выполнения усыновителем своих обязанностей;
- лица, отстраненные от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;
- лица, имеющие судимость за умышленные преступления, а также лица, осуждавшиеся за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека;
- лица, дети которых были признаны нуждающимися в государственной защите в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением данными лицами своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей в соответствии с частью первой ст.851 КоБС [7].
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВЕ
В ст. 32 Конституции Республики Беларусь установлено, что брак, семья, материнство, отцовство, детство находятся под защитой государства [17].
Мы уже перечисляли и характеризовали нормативные правовые акты, в том числе международные, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов детей в целом.
Государственная политика в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направлена на обеспечение и удовлетворение их прав как детей, находящихся под защитой государства.
На сегодняшний день государство осуществляет поддержку тех семей, которые усыновили (удочерили) детей. Так, в частности, в 2014 году Президент Республики Беларусь подписал Указ № 330 «О государственной поддержке семей, усыновивших (удочеривших) детей».
Также действует Указ Президента Республики Беларусь от 9 декабря 2014 года № 572 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, воспитывающих детей». В соответствии с данным Указом семьям, которые родили, усыновили (удочерили) третьего и последующего ребенка, государство предоставляет единовременное денежное пособие в размере 10 000 долларов США [56, пп. 1.1 п. 1].
По официальным данным Министерства образования Республики Беларусь за последние 5 лет в Беларуси усыновлено 3 097 детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей.
По состоянию на 2017 года в белорусских семьях воспитывалось 6 700 усыновленных детей, а в семьях иностранных усыновителей - 1 709 несовершеннолетних усыновленных детей.
Приоритет сохраняется за семейными формами устройства на воспитание для вновь осиротевших детей - более 81,1 процента детей этой категории передается в семьи. Развиваются такие формы, как приемные семьи, детские дома семейного типа, детские деревни (81,9 процентов от общего числа детей-сирот воспитывается в таких семьях).
В 2017 году по сравнению с 2013 годом количество интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уменьшилось на 32,3 %, а число воспитанников - на 37,7 %.
Главной целью работы с неблагополучными семьями по-прежнему остается восстановление семьи, сохранение детей в семье. Всего за 2011-2015 годы нуждающимися в государственной защите признаны 17 тыс. 778 детей, сняты с учета 18 тыс. 448 детей, из них 10 тыс. 455 детей (56,6%) возвращены в родную семью [57].
В целях обеспечения правильного применения законодательства при рассмотрении судами дел об усыновлении принято Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 20 декабря 2000 года № 9 (далее- Постанновление № 9). Данное Постановление уточняет некоторые вопросы, которые возникают у непосредственно правоприменителя, а также суда при рассмотрении дела об усыновлении [59].
Так в п. 1 отмечается, что дела об усыновлении рассматриваются в в суде порядке особого производства.
Многие ученые придерживаются мнения о том, что данную категорию дел необходимо рассматривать в исковом производстве, так как в особом производстве суд рассматривает заявления об установлении определенных обстоятельств или определенного юридического состояния лица, если с их наличием закон связывает возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вышеизложенные деятельности обстоятельства организации позволяют сформулировать следующие деятельности положения.
Опека и попечительство являются межотраслевыми институтами.
В условиях современности опека (попечительство) представляет собой такую форму устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, которая предполагает только индивидуальное оказание ему помощи, ухода и попечения со стороны определенного физического лица (определенных лиц).
Будучи индивидуальной формой устройства, опека (попечительство) предназначена прежде всего для восполнения недостающей дееспособности подопечного ребенка, а также его воспитания. Опека (попечительство) осуществляется опекуном (попечителем) безвозмездно или на условиях встречного предоставления и состоит в выполнении им опекуном (попечителем) юридических и (или) фактических действий в интересах ребенка.
Опека (попечительство) - основанное на решении органа опеки и попечительства правоотношение между ребенком, оставшимся без попечения родителей, и совершеннолетним дееспособным гражданином в целях воспитания, содержания и образования ребенка, а также защиты его прав и интересов.
Опека и попечительство - это временная форма устройства детей.
Правовое регулирование опеки и попечительства осуществляется ГК и КоБС.
В соответствии со ст. 32 ГК опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства (душевной болезни или слабоумия).
Опекуны являются представителями подопечных в силу закона (законными представителями) и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.
Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами, психотропными веществами, их аналогами.
Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно.
Попечители оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.
Порядок установления опеки (попечительства) регламентирован Положением о порядке организации работы по установлению и осуществлению опеки (попечительства) над несовершеннолетними детьми, которое утверждено Постановлением Совета Министра Республики Беларусь от 20 мая 2006 года № 637.
Данное Положение определяет общую цель установления опеки (попечительства) - воспитание, защита личных и имущественных прав и законных интересов несовершеннолетних детей.
Итак, сторонами опеки и попечительства являются опекун (попечитель) и подопечный.
Опекун (попечитель) - это лицо, которое берет под свою опеку несовершеннолетнего ребенка. Правовое положение опекуна (попечителя) характеризуется, в первую очередь, специальной правоспособностью.
В отношении опекунов (попечителей) установлены те же ограничения, что и в отношении усыновителей, то есть опекуном (попечителем) не может быть лицо, которое лишено родительских прав, по состоянию здоровью не могущее выполнять обязанности опекуна (попечителя), имеющее судимость за совершение умышленных преступлений, и так далее. Данные основания перечислены в ст. 153 КоБС.
Права и обязанности опекунов перечислены в ст. 158-164 КоБС. Так, опекун (попечитель) обязан:
- воспитывать подопечного;
- заботиться о физическом развитии и обучении, его здоровье. Что именно должен делать опекун (попечитель) законодательство не предусматривает, однако за ухудшение здоровья, которое возникло по вине опекуна (попечителя), ответственность будет нести именно опекун (попечитель);
- готовить ребенка к общественно полезному труду;
- обеспечить ребенку получением им общего образования;
- проживать совместно с подопечным;
- извещать орган опеки и попечительства в случае, если опекун (попечитель) меняет своего места проживания;
- расходовать средства, поступающие на подопечного, лишь на сего содержание.
1. Детский Дом № 7 «Семь Я» // Интернет-портал Детского Дома №7 «Семь Я» г. Минска. – Режим доступа : http://dom7.minsk.edu.by. – Дата доступа :
2. ГУО "Детский дом №5 г.Минска" // Интернет-портал ГУО "Детский дом №5 г. Минска". – Режим доступа : http://dom5.minsk.edu.by. – Дата доступа :
3. Дом ребёнка № 1 для детей с органическим поражением центральной нервной системы и психики // Интернет-портал Дома ребёнка № 1 для детей с органическим поражением центральной нервной системы и психики. – Режим доступа : http://www.domrebenka.bn.by/ru/. – Дата доступа :
4. Дом-интернат для престарелых инвалидов «Тепло любимых» // Интернет-портал Дома-интерната для престарелых инвалидов «Тепло любимых». – Режим доступа : http://domprestarelyh.by/. – Дата доступа:
5. Михеева, Л. Ю. Опека и попечительство: Теория и практика / Л.Ю. Михеева; Под ред. Р.П. Мананковой. — М.: Волтерс Клувер, 2004. — 368 с.
6. Мейер Д.И. Русское гражданское право. В 2-х ч. (классика российской цивилистики) // Классика российского права. – Режим доступа : http://civil.consultant.ru/elib/books/45/page_86.html/. – Дата доступа :
7. Антокольская М.В. Семейное право: / М. В. Антокольская. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.-Юристъ, 2002. - 336 с.
8. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье: принят Палатой представителей 3 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня. 1999 г.: с изм. и доп. от 24 окт. 2016 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
9. Гражданский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г. .: с изм. и доп. от 9 янв. 2017 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
10. Об утверждении Положения об органах опеки и попечительства в Республике Беларусь: Постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 1999 г. № 1676: с изм. и доп. от 15 мая 2013 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
11. Об опеке и попечительстве : Федер. закон, 24 апр. 2008 г., № 48-ФЗ : с изм и доп. от 31 дек. 2017 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
12. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ: с изм. и доп. от 29 дек. 2017 г.// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
13. Аргунова Ю.Н. Опека над недееспособными: законодательные новеллы / Ю. Н. Аргунова // Независимый психиатрический журнал. – 2015. – № 2. – С.14–16.
14. Ожанова, Р. К. Некоторые аспекты опеки и попечительства как социального института // Р. К. Ожанова // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2003. - №. 20. – С. 49-51
15. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть 1 (постатейный) / А.А. Губаева и др.; под ред. Н.Д. Егорова, А.П. Сергеева. – 4-е изд., перераб. И доп. – М. : ТК Велби, Проспект, 2016. – 836 с.
16. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2018. – 48 с.
17. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Закон Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-З.// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
18. Харсеева В.Л. О некоторых аспектах установления опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей / В. Л. Харсеева // Общество: политика, экономика, право. – 2013. – № 3. – С. 88–92.
19. Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан: Указ Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 : с изм. и доп. от 30 нояб. 2017 г.// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
20. Положение о порядке организации работы по установлению и осуществлению опеки (попечительства) над несовершеннолетними детьми: утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.05.2006 № 637: с изм. и доп. от 5 фев. 2014 г.// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
21. О некоторых вопросах усыновления (удочерения), установления опеки, попечительства над детьми, передачи детей на воспитание в приемную семью, детский дом семейного типа, на патронатное воспитание, возврата детей родителям: Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 12.03.2007 № 20: с изм. и доп. от 7 мая 2013 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
22. Положение о порядке международного усыновления (удочерения) и установления международных опеки, попечительства над детьми: утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2007 № 122 .// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
23. Положение о порядке управления имуществом подопечных: утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.10.1999 № 1677 .// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
24. О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Закон Республики Беларусь от 21.12.2005 № 73-З .// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
25. О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей: Закон Республики Беларусь от 29.12.2012 № 7-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
26. Об установлении перечней заболеваний, при наличии которых лица не могут быть усыновителями, приемными родителями, родителями-воспитателями детского дома семейного типа, детской деревни (городка), опекунами и попечителями: постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15 дек. 2017 г. № 108 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
27. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 11 янв. 1999 г., № 238-З – 2/2053 : с изм. и доп. от 8 янв. 2018 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
28. Кодекс Республики Беларусь об образовании [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 13 янв. 2011 г., № 243-З.: с изм. и доп. от 18 июля 2016 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
29. Андрияшко, М. В. Реализация государственной семейной политики в Республике Беларусь / М. В. Андрияшко // Вест. Поволж. акад. гос. службы. – № 4 (37). – 2013. – С. 27–31.
30. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь : в 2 кн. / В. Н. Годунов [и др.] ; отв. ред. В. Ф. Чигир. – Минск : Амалфея, 2000. – Кн. 1. – 543 с.
31. Научно-практический комментарий к Кодексу Республики Беларусь о браке и семье / С. М. Ананич [и др.] ; под ред. В. Г. Тихини, В. Г. Голованова, С. М. Ананич ; Нац. центр законодательства и правовых исслед. Респ. Беларусь. – Минск : Гос. ин-т упр. и соц. технологий Белорус. гос. ун-та, 2010. – 673 c.
32. О государственном обеспечении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также содержании детей в социально-педагогических центрах, специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях, приемниках-распределителях для несовершеннолетних [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 6 июля 2006 г., № 840 – 5/38818 : с изм. и доп. от 20 апр. 2017 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
33. О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей : коммент. к Закону Респ. Беларусь от 30 окт. 1992 г. : в ред. Закона от 19 марта 2002 г./ М. П. Копыльский [и др.] ; Нац. центр законопроект. деятельности приПрезиденте Респ. Беларусь. – Минск : Тесей, 2005. – 110 с
34. О расходах государства на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, подлежащих возмещению в доход бюджета [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 26 янв. 2009 г., № 94–5/38818 : с изм. иот 20 апр. 2017 г.// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
35. Об утверждении Положения о порядке выдачи единого билета, условиях и сроках пользования им [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 14 июня 2006 г., № 748–5/38681: с изм. и доп. от 9 апр. 2014 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
36. Лунёва, Т. В. Свободный от работы день (о льготах лицам, воспитывающим детей) / Т. В. Лунёва // Гл. экономист. – 2009. – № 3. – С. 100–103.
37. Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления одного дополнительного свободного от работы дня в неделю [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 12 дек. 2007 г., № 1729–5/36190 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
38. Дзербiна, Г. Права і сям'я ў Беларусі эпохі Рэнесансу / Г. Дзербiна. – Мн : Тэхналогiя, 1997. – 174 с.
39. История государства и права зарубежных стран : учеб. пособие : в 2 ч. / А. В. Вениосов, В. А. Шелкопляс ; Акад. МВД Респ. Беларусь. – Минск : Акад. МВД Респ. Беларусь, 2004. – Ч. 1 : История государства и права древних и средних веков. – 573 с.
40. Нижник, Н. С. Правовое регулирование семейно-брачных отношений в русской истории / Н. С. Нижник. – СПб. : Юрид. центр Пресс (Р. Асланов), 2006. – 270 с
41. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве // Собр. узаконений и распоряжений рабочего и крестьян. правительства. – 1918. – № 76/77. – Ст. 818. – опять неизученные источники!
42. Кодекс законов о браке, семье и опеке : Кодекс Белорус. ССР, 27 янв.1927 г. // Збор законаў і загадаў Рабоча-Сялян. Ураду Беларус. ССР. – 1927. –Отд. 1, № 7. – Ст. 26.
43. Об утверждении Кодекса о браке и семье БССР : Закон Респ. Беларусь, 13 июня 1969 г. // Собр. законов, указов Президиума Верхов. Совета Белорус. ССР, постановлений и распоряжений Совета Министров Белорус. ССР. – 1969. – № 17. – Ст. 278.
44. Ignatowicz, J. Prawo rodzinne / J. Ignatowicz, M. Nazar. – Warszawa : LexisNexis Polska, 2010. – 432 s. – ты свободно владеешь польским языком, чтобы изучать изданную на нем специальную литературу?
45. Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону «Об опеке и попечительстве» / В. В. Андропов [и др.] ; под ред. П. В. Крашенинникова. – М. : Статут, 2010. – 695 с.
46. Андрияшко, М. В. Условие о возрасте опекуна (попечителя) в законодательстве Республики Беларусь, Украины, Российской Федерации и Республики Польша / М. В. Андрияшко // Проблеми сучасноï правовоï системи Украïни : матерiали Всеукраïн. наук.-практ. читань, Львiв, 25–26 лют. 2011 р. : у 2 т. – Захiдно-украïн. органiзацiя «Центр правничих iнiцiатив», 2011. – Т. 2. – С. 8–9.
47. Об утверждении Положения о приёмной семье [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 28 окт. 1999 г., № 1678–5/38404: с изм. и доп. от 25 апр. 2016 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018
48. Об утверждении Положения о детском доме семейного типа [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 28 февр. 2006 г., № 289–5/38404 : с изм. и доп. от 5 фев. 2014 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018
49. О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины [Электронный ресурс] : Декрет Президента Респ. Беларусь, 26 июля 1999 г., № 29 : с изм. и доп. от 14 янв. 2015 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
50. Трудовой кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 8 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 30 июня. 1999 г.: с изм. и доп. от 13 нояб. 2017 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
51. Кеник, К. И. Трудовой договор : практ. пособие / К. И. Кеник. –Минск : Молодёж. науч. о-во, 2002. – 222 с
52. Тарасюк, Н. Прекращение опеки и попечительства в семейном праве Республики Беларусь / Н. Тарасюк // Юстыцыя Беларусі. – 2008. – № 10. – С. 53–55.
53. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: принят Палатой представителей 17 дек. 2002 г.: одобр. Советом Респ. 2 апр. 2003 г.: с изм. и доп. от 8 янв. 2018 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
54. Уголовный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г.: с изм. и доп.. от 18 июля 2017 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
55. Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть : учеб.пособие / Н. Ф. Ахраменка [и др.] ; под ред. Н. А. Бабия, И. О. Грунтова. –Минск : Новое знание, 2002. – 912 с.
56. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, воспитывающих детей [Электронный ресурс] : Указ Президента Республики Беларусь, 9 дек. 2014 № 572 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
57. Свыше 3 тыс. детей-сирот усыновлены в Беларуси за пять лет [Электронный ресурс] / Новости Беларуси. – Режим доступа : http://www.belta.by/society/view/svyshe-3-tys-detej-sirot-usynovleny-v-belarusi-za-pjat-let-186971-2016/. – Дата доступа :
58. Дети и молодежь Республики Беларусь / Статистический сборник. – Минск : Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2018. – 220 с.
59. О судебной практике по делам об усыновлении (удочерении): Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 20 декабря 2000 года № 9: с изм. и доп. от 30 марта 2017// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
60. О правах ребенка: Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2570-XII: с изм. и доп. от 11 мая 2016 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
61. «Опять предали?» В Витебской области закрывают самый «населенный» в республике детский дом [Электронный ресурс] / Onliner.by. – Режим доступа : https://people.onliner.by/2018/05/15/detdom/. – Дата доступа :
62. Право социального обеспечения [Электронный ресурс] : учебник/ Р. А. Курбанов и др.; под ред. Р. А. Курбанова, К. К. Гасанова, С. И. Озоженко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 439 с.
63. «Социальное обслуживание населения» [Электронный ресурс] / Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. – Режим доступа : http://www.mintrud.gov.by/ru/conference_ru/view/sotsialnoe-obsluzhivanie-naselenijan_344/page/4. – Дата доступа :
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 67.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты