Психолого-педагогическое формирование готовности школьников 10-11 классов к семейной жизни и рождению ребенка
ГИУСТ БГУ (Государственный институт управления и социальных технологий)
Диплом
на тему: «Психолого-педагогическое формирование готовности школьников 10-11 классов к семейной жизни и рождению ребенка»
по дисциплине: «Психология»
2018
251.00 BYN
Психолого-педагогическое формирование готовности школьников 10-11 классов к семейной жизни и рождению ребенка
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 60.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А ОПИСАНИЕ МЕТОДИК ИССЛЕДОВАНИЯ.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б ПЕРВИЧНЫЙ ЭМПИРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ.
ПРИЛОЖЕНИЕ В КОМПЛЕКС ЗАНЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫЙ НА ПОДГОТОВКУ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 10-11 КЛАССОВ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ И РОЖДЕНИЮ РЕБЕНКА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1 Проблема подготовки старшеклассников к семейной жизни и рождению ребенка
1.2 Сущность психологической готовности к браку и родительству
1.3 Психолого-педагогические условия формирования готовности старшеклассников к семейной жизни и рождению ребенка
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 10-11 КЛАССОВ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ И РОЖДЕНИЮ РЕБЕНКА
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования готовности старшеклассников к семейной жизни и рождению ребенка
2.3 Рекомендации по формированию готовности старшеклассников к семейной жизни и рождению ребенка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Подготовка молодежи к семейной жизни является одной из актуальных задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время. Нестабильность в обществе, изменения в социальной сфере, кризис в экономике Беларуси оказали существенное влияние на семейную жизнь. В последние годы в Беларуси отмечается появление ряда негативных тенденций и явлений, среди которых: уменьшение рождаемости и многодетности, снижение рождаемости среди молодых женщин, рост добрачных сожительств, сокращение числа браков и увеличение количества разводов, низкий уровень педагогической культуры родителей, несформированность психологической готовности к семейной жизни.
Одной из главных причин дестабилизации семейно-брачных отношений является слабая подготовка молодежи к семейной жизни, что проявляется, во-первых, в недостаточной нравственной зрелости будущих супругов, и, как следствие, в безответственном отношении к выбору супруга и к созданной семье. Во-вторых, большинство молодых людей, вступающих в брак, недостаточно подготовлены к воспитанию будущих детей. У некоторых отсутствуют не только необходимые знания и умения в этой области, но и желание растить и воспитывать детей. В-третьих, многие молодые супруги не подготовлены к семейной жизни в хозяйственно-экономическом отношении: не умеют вести домашнее хозяйство, планировать семейный бюджет, организовывать семейный быт, досуг, распределять семейные обязанности. Кроме того, молодые люди часто страдают от недостатка сексуальной и психологической культуры, что приводит к несовместимости в семейной жизни, дисгармонии брака, неумению решать конфликтные ситуации, нежеланию считаться с другими членами семьи и т.п.
Белорусские авторы (А.А. Аладьин, М.Л. Белановская, Н.И. Олифирович) констатируют, что представления о браке и семейных отношениях формируются стихийно, под воздействием массовой культуры и традиций ближайшего окружения, часто далеких от нормы и идеала. Сложившаяся ситуация требует поиска подходов в подготовке молодежи к семейной жизни. Важно, чтобы молодые люди смогли противостоять проблемам социальной действительности, но сформировать для себя приоритеты в системе «человек-семья-общество», что предполагает получение определенных знаний, формирования установок, чтобы применить их в будущей семейной жизни.
Формирование у старшеклассников готовности к семейной жизни предполагает формирование у них ответственного родительства. Под ответственным родительством понимается духовно-нравственная и социальная потребность личности, ее ориентация на сознательное и добровольное принятие ответственности за свое поведение в семье и за членов семьи, готовность к обеспечению и воспитанию детей, осознанное формирование ценностных установок родительства.
В психологической науке накоплен определенный опыт изучения готовности молодежи к брачно-семейным отношениям и рождению ребенка. Исследованиями в этой области занимались такие белорусские авторы как А.А. Аладьин, Т.Ф. Велента, Н.И. Олифирович, В.И. Слепкова, Л.И. Смагина, А.С. Чернявская и др. В работе Е.К. Погодиной рассматривается проблема подготовки старшеклассников к будущей семейной жизни в школах Беларуси. Изучением готовности к семейной жизни учащихся старших классов с интеллектуальной недостаточностью занималась Е.Н. Рагель. Проблему осознанного родительства разрабатывали А.И. Кочетов, И.И. Кранц, Р.В. Овчарова, И.И. Цыркун, В.В. Чечет и др.
Психологические подходы к проблеме подготовки старшеклассников к семейной жизни раскрывается в исследованиях таких авторов как: Е.П. Арнаутова, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Г. Лидерс, В.К. Шабельников, В.Д. Шадриков, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юститскис и др.
Педагогический аспект о подготовке старшеклассников к семейной жизни раскрывается в исследованиях следующих авторов: П.Ф. Каптерев, Т.А. Куликова, A.C. Макаренко, A.B. Мудрик, Н.Д. Никандров, В.В. Николина, A.C. Спиваковская, В.А. Сухомлинский, А.Г. Харчев и др.
Исследование современной педагогической практики свидетельствует о том, что большинство родителей и педагогов в настоящее время испытывают затруднения в поиске эффективных путей взаимодействия школы и семьи для решения проблемы формирования у детей устойчивых семейных духовно-нравственных ценностей, обеспечивающих культурное наследование и демографическое воспроизводство общества.
Таким образом, подготовка юношей и девушек к семейной жизни, формирование адекватных представлений о семье и браке в условиях существующей серьезной ситуации в сфере демографии является не только серьезной региональной, но и общегосударственной проблемой, чем и объясняется актуальность темы исследовательской работы.
Цель исследования: изучение уровня подготовленности старшеклассников к семейной жизни, выявление представлений юношей и девушек 15-17 лет о родительстве.
ГЛАВА 1 ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 10-11 КЛАССОВ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ И РОЖДЕНИЮ РЕБЕНКА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1 Проблема подготовки старшеклассников к семейной жизни и рождению ребенка
Традиционно семья определяется как системно-функциональное объединение значимых и эмоционально-близких людей на основе супружества, родства и родительства. Семья как социальный институт рассматривается как модель общественных отношений, отражение современного состояния личности, социально-психологических особенностей и возможностей ее самораскрытия в исторической картине развития общества [2, с. 3].
Семья – это система, согласованное функционирование которой осуществляется посредством усвоения и исполнения ожидаемой роли каждым ее членом. Нормальное функционирование семьи возможно лишь при правильном распределении ролей и обязанностей между ее членами [20, с. 9].
Семья как социальный институт, по мнению белорусского исследователя А.Н. Елсукова, включает в себя следующие этапы:
– возникновение потребностей, удовлетворение которых требует совместной, целенаправленной деятельности;
– формирование общих целей и мотивов;
– пробные действия и отбор наиболее успешных моделей поведения в качестве общих правил;
– формирование традиционных форм деятельности;
– закрепление и канонизация общих правил, выработка общественных санкций на их поддержание;
– материализация и символизация институонализированных форм деятельности, то есть окончательное оформление социального института семья как полноценной организации [12, с. 63].
Содержание семьи определяется ее функциями. О.А. Карабанова считает, что семья реализует ряд следующих функций, отражающие как специфику ее, семьи, культурно-исторического развития, так и своеобразие этапов ее жизненного цикла [18, с. 163]:
1. Экономическая (материально-производственная), хозяйственно-бытовую. В настоящее время экономическая функция семьи определяется объединением доходов ее членов и распределением этих доходов на потребление в соответствии с потребностями каждого члена семьи. Хозяйственно-бытовая функция реализуется в форме организации быта семьи и личного быта каждого из ее членов.
2. Репродуктивная, предполагающая рождение детей.
3. Функция воспитания детей. Воспитание в семье, эмоционально-позитивное полноценное общение ребенка с родителями обусловливает гармоническое развитие ребенка.
4. Сексуально-эротическая. Семья обеспечивает стабильные сексуальные отношения с постоянным партнером, создает условия для достижения наиболее полной сексуальной гармонии партнеров.
5. Функция духовного общения, которая предполагает:
– духовное взаимообогащение членов семьи;
– информационный и эмоциональный обмен;
– обсуждение наиболее значимых для личности проблем социально-политической, профессиональной, общественной жизни;
– общение в контексте восприятия литературных и художественных произведений искусства, музыки;
– создание условий для личностного и интеллектуального роста членов семьи.
6. Функция эмоциональной поддержки и принятия, которая обеспечивает чувство безопасности и принадлежности к группе, эмоциональное взаимопонимание и сочувствие, или так называемую психотерапевтическую функцию. В современной семье другим аспектом этой функции выступает формирование у личности потребности в самовыражении и самоактуализации.
7. Рекреативная (восстановительная), которая предполагает обеспечение условий восстановления нервно-психического здоровья и психической стабильности членов семьи.
8. Функция социальной регуляции, контроля и опеки (в отношении несовершеннолетних и недееспособных членов семьи).
Представления о необходимости воспитания семьянина традиционно складывались эмпирическим путем на основе многовекового житейского опыта. Они передавались из поколения в поколение, из родительской семьи в новую семью, путем семейно-бытовых и национально-этнических традиций, обычаев, фольклора. Целью и содержанием домашнего воспитания являлась подготовка подрастающего поколения к будущей счастливой семейной жизни.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 10-11 КЛАССОВ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ И РОЖДЕНИЮ РЕБЕНКА
2.1 Организация и методы исследования
Цель исследования: изучение уровня подготовленности старшеклассников к семейной жизни, выявление специфичности готовности юношей и девушек 15-17 лет к семейной жизни и рождению ребенка в зависимости от пола.
Эмпирическая база исследования и выборка испытуемых: исследование проводилось на базе ГУО «Гимназия № 174 г. Минска». Всего в исследовании приняли участие 60 учащихся 10-11 классов в возрасте 15-17 лет, из них 31 юноша и 29 девушек.
Эмпирическое исследование осуществлялось в три этапа:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методик исследования, формирование выборки исследования;
2) проведение исследования подготовленности старшеклассников к семейной жизни, выявление специфичности готовности юношей и девушек 15-17 лет к семейной жизни и рождению ребенка в зависимости от пола путем тестирования;
3) обработка данных, анализ полученных результатов, формулирование выводов, разработка рекомендаций формированию готовности старшеклассников к семейной жизни и рождению ребенка.
Гипотеза исследования: у девушек 15-17 лет уровень подготовленности к семейной жизни выше, чем у юношей.
Методы исследования: психодиагностическое тестирование, математико-статистическая обработка данных.
Методики исследования:
1. Тест-карта оценки готовности к семейной жизни (И.Ф. Юнда). Цель –определение готовности к семейной жизни. Данная методика позволяет определить готовность будущих супругов выполнять семейные функции. В тест-карте приводятся типичные ситуации, которые возникают между супругами в рамках десяти функций семьи:
I – создание положительного психоэмоционального фона;
II – поддержание уважительных, доброжелательных отношений с родственниками, близкими и друзьями;
III – хозяйственно-экономическая функция;
IV- производственно-трудовая деятельность;
V – налаживание здорового семейно-бытового режима;
VI – интимная жизнь;
VII – деторождение;
VIII – воспитание детей;
IX – социальное самосовершенствование;
X – постоянное обновление, развитие коммуникабельности.
Испытуемым предлагается выбрать в каждой из десяти предложенных ситуаций по одному из трех вариантов и подсчитать результаты в баллах по шкале оценок для каждого из трех вариантов поведения («П»-правильное, «В»-возможное, «Н»-неверное) (Приложение А).
2. Опросник «Сознательное родительство» (Р.В. Овчарова, М.О. Ермикина). Цель – выявить степень осознанности старшеклассниками иметь собственную семью и потребности к воспитанию детей, оценка источников знаний и представлений о родительстве, родительских установок и ожиданий, позиций, чувств, ответственности. Опросник имеет две формы – для отцов и матерей. Опросник содержит 48 вопросов. Испытуемому предлагается выбрать один из вариантов ответов. Обработка данных осуществляется согласно ключу методики (Приложение Б).
3. Опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) А.Н. Волковой. С помощью опросника можно выявить представления юношей и девушек о значимости в семейной жизни таких функций и сфер как:
– интимно-сексуальная сфера;
– личностная идентификация с супругом;
– хозяйственно-бытовая сфера;
– родительско-воспитательская функция;
– социальная активность;
– эмоционально-терапевтическая функция;
– внешняя привлекательность.
Опросник содержит 36 утверждений и состоит из 7-ми шкал.
Испытуемому предлагается 4 варианта ответа, выражающие ту или иную степень согласия или несогласия с утверждением. Обработка данных осуществляется согласно ключу методики (Приложение В).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования показал, что проблема психолого-педагогического формирования готовности школьников 10-11 классов к семейной жизни и рождению ребенка является актуальной для белорусского общества. Проблема подготовки старшеклассников к семейной жизни отражает необходимость воспитания ответственного и ценностного отношения к ним с учетом психологических и социальных факторов, результатов которого является готовность молодых людей к семейной жизни. Проблема готовности к семейной жизни включает в себя широкий круг вопросов, решение которых возможно только общими усилиями педагогов, психологов и родителей. Готовность к браку и рождению ребенка является системой социально-психологических установок личности, которые влияют на эмоционально-психологическое отношение к образу жизни и ценностям супружества. Психолого-педагогическими условиями формирования готовности старшеклассников к семейной жизни и рождению ребенка являются: организация целенаправленной работы по воспитанию будущего семьянина и формированию осознанного родительства через проведение во внеучебное время коллективных и индивидуальных бесед, лекций, семинаров, консультаций, учебных дискуссий за круглым столом при участии психологов, педагогов, родителей; проведение индивидуальной и групповой работы с родителями старшеклассников.
Определены понятия семьи, брака, супружества, родительства. Семья – это малая социальная группа, члены которой связаны брачными и родственными отношениями, общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Брак – легитимное признание взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи. Супружество – это взаимоотношения супругов, в основе которого лежат брачные экспектации. Родительство – это интегральное психологическое образование личности (отца и/или матери), включающее совокупность ценностных ориентации родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания.
Проведено эмпирическое исследование по выявлению готовности юношей и девушек 15-17 лет к семейной жизни и рождению ребенка. Для старшеклассников в будущей семейной жизни является важным создание положительного психоэмоционального фона, постоянное обновление и развитие коммуникабельности. У них еще не сформированы установки на выполнение таких семейных функций как хозяйственно-бытовая, налаживание здорового семейно-бытового режима, деторождение, воспитание детей. Выполнение семейных функций в представлениях юношей и девушек различно. Для девушек важно выполнение таких семейных функций как: поддержания уважительных, доброжелательных отношений с родственниками, близкими и друзьями и постоянное обновление, развитие коммуникабельности. Для юношей важным является выполнение таких семейных функций как: производственно-трудовая деятельность и социальное совершенствование.
Наиболее осознанными компонентами родительства у старшеклассников являются: родительские позиции и родительские установки и ожидания. У девушек достаточно осознанными являются родительская ответственность и семейные ценности. У юношей и девушек такие компоненты как родительские чувства, родительское отношение и стиль семейного воспитания являются недостаточно осознанными. Для старшеклассников высокую значимость в семейной жизни имеют интимно-сексуальная сфера и эмоционально-терапевтическая функция семьи. Хозяйственно-бытовая сфера и родительско-воспитательская функция для юношей и девушек имеют низкую значимость. Для девушек более значимо ожидание общности интересов, потребностей, ценностных ориентаций, способов время препровождения с будущим мужем и внешний облик, его соответствие стандартам современной моды. Для юношей более значима внешняя социальная активность для стабильности брачно-семейных отношений. Гипотеза исследования о том, что у девушек 15-17 лет уровень подготовленности к семейной жизни выше, чем у юношей, подтвердилась.
1. Акутина, С.П. Проблема современных старшеклассников к брачно-семейным отношениям как фактор их адаптации и интеграции в общество / С.П. Акутина, А.В. Бобырев // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. 2014. – № 3. – С. 26-30.
2. Аладьин, А.А. Формирование компетенций учащейся молодежи в области готовности к семейной жизни / А.А. Алладьин // Психологический журнал. – 2009. – № 4. – С. 51-56.
3. Андреева, Т.В. Семейная психология / Т. В. Андреева. – СПб.: Речь, 2005. – 244 с.
4. Анисютина, С.А. Формирование готовности подростков к семейной жизни как целевая функция социального педагога / С.А. Анисютиан // Ярославский педагогический вестник. – 2009. – № 3. – С. 42-46.
5. Белановская, М.Л. Проблемы отношения к семье и браку у учащейся молодежи // Психологическое сопровождение образовательного процесса: сб. науч. ст.: в 2 ч. / Редкол.: О.С. Попова (отв. ред.), А.Х. Шкляр, Ю.А. Коломейцев [и др.]. – Минск: РИПО, 2015. – Ч.1. – Выпуск 5. – С. 74 – 82.
6. Белановская, М.Л. Влияние социальных изменений общества на готовность молодежи к браку / М.Л. Белановская // Материалы XII Международной научно-практической конференции молодых исследователей «Содружество наук. Барановичи-2016» (Барановичи, 19-20 мая 2016 года) / Под ред. А.В. Никишовой. – Барановичи: БарГУ, 2016. – С. 44-46.
7. Белановская, М.Л. Технологии формирования готовности молодежи к браку в условиях высшей школы / М.Л. Белановская, Н.И. Олифирович // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: материалы VI Международной научно-практической конференции (г. Москва, 18-19 апреля 2013 г.) / науч. ред. В.И. Казаренков. – М.: РУДН, 2013. – С 676-680.
8. Бурова, С.Н. Социология брака и семьи: история, теоретические основы, персоналии / С.Н. Бурова. – Минск: Право и экономика, 2010. – 444 с.
9. Воднева, А.К. Молодежь о браке и семье: идеалы, иллюзии, реальность / А.К. Воднева // Адукацыя і выхаванне. – 2000. – №4. – С.31-36.
10. Голод, С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ / С.И. Голод. – СПб.: Петрополис, 1998. – 271 с.
11. Гребенников, И.В. Основы семейной жизни / И.В. Гребенников. – М.: Просвещение, 1991. – 256 с.
12. Дьяченко, М. И. Психологическая готовность / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. – М.: Наука, 1986. – 350 с.
13. Елсуков, А.Н. Социология / А.Н. Елсуков. – Минск: ТетраСистемс, 2007. – 252 с.
14. Жолудева, С. В. Психологическая готовность к браку на разных этапах периода взрослости: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / С.В. Жолудева. – Ростов-на-Дону, 2009. – 19 с.
15. Земцова, Е.А. Повышение родительской компетентности / Е.А. Земцова // Диалог. – 2014. – № 5. – С. 1-3.
16. Зритнева, Е.И. Подготовка молодежи к браку и семейной жизни: теория и практика: монография / Е.И. Зритнева. – Ставрополь: СКИПКРО, 2005. – 208 с.
17. Зудилина, И.Ю. Формирование психологической готовности студентов к брачным отношениям: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / И.Ю. Зудилина. – Самара, 2008. – 19 с.
18. История дошкольной педагогики в России: хрестоматия / сост. Е.А. Гребенщикова [и др.]. – М.: Просвещение, 1976. – 432 с.
19. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2005. – 320 с.
20. Карват, Ю. А. Ценностные ориентации и волевые качества личности в юношеском возрасте: автореф. дис. канд. психол. наук / Ю.А. Карват. – Минск, 2014. – 18 с.
21. Кирюшина, А.А. Участие образовательных учреждений в формировании брачно-семейных ценностей / А.А. Кирюшина // Социальные отношения. – 2015. – № 1. – С. 49-53.
22. Ковалев, С.В. Психология семейных отношений / С. В. Ковалев. – М.: Педагогика, 1987. – 260 с.
23. Ковалева, О.Ф. О готовности студенческой молодежи к семейной жизни / О.Ф. Ковалева // Садыяльна.-педагагічная работа. Серыя «У дапамогу педагогу». – 2009. – №7. – С. 10-14.
24. Кочетов, А.И. Начала семейной жизни / А.И. Кочетов. – Мн.: Полымя, 1989. – 447 с.
25. Кранц, И.И. Осознавание родительства как феномен культуры современной семьи / И.И. Кранц // Детско-родительские отношения в семье: Сборник конференции по семье (г. Москва 18-19 июня 2015 г.). – М., 2015. – С. 144-149.
26. Лагонда, Г. Брачные экспектации как психологическая основа супружеских отношений / Г. Лагонда // Психология развития. – 2010. – № 3. – С. 84–98.
27. Лагонда, Г.В. Психология супружества: кому и зачем нужна новая теория брачных отношений / Г.В. Лагонда // Парадигма: философстко-культурологический альманах. – 2016. – № 2. – С. 75-107.
28. Луценкова, Н.С. Формирование готовности молодых людей к брачно-семейным отношениям / Н.С. Луценкова, В.И. Шевлякова // Научное общество студентов XXI столетия. – 2018. – № 22. – С . 152-156.
29. Макаренко, А.С. Книга для родителей / А.С. Макаренко. – Минск: Народная асвета, 1976. – 352 с.
30. Мифтахутдинова, Д.Р. Формирование у старшеклассников семейных ценностей посредством программы «Живительный родник семьи» / Д.Р. Мифтахутдинова // Наука и образование: новое время. – 2015. – № 2 (7). – С. 133-138.
31. Несына, С.В. Некоторые аспекты психологической готовности к семейной жизни юношей и девушек / С.В. Несына // Вектор науки ТГПУ. – 2011. – № 4 (7). – С. 204–209.
32. Овчарова, Р. В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 319 с.
33. Олифирович, Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович. – СПб.: Речь, 2006. –563 с.
34. Олифирович, Н.И. Формирование готовности студенческой молодежи к семейной жизни / Н.И. Олифирович, Т.Ф. Велента. – Минск: БГПУ, 2008. – 362 с.
35. Пещеров, Г.И. Институт семьи: эволюция и проблемы в современном мире / Г.И. Пещеров, А.И. Пирогов // Власть. – 2013. – № 2. – С. 112-116.
36. Погодина, Е.К. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни в школах Беларуси / Е.К. Погодина // Веснiк ВДУ. – 1999. – №3 (13). – С. 7-12.
37. Погодина, Е.К. Ценностные ориентации старшеклассников в сфере семьи и брака / Е.К. Погодина // Социальная и психолого-педагогическая помощь семье: опыт, проблемы, перспективы: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (г. Минск, 16 марта 2017 г.) – Минск: БГПУ, 2017. – С. 274-278.
38. Потемкина, К. В. Психологическая готовность к семейной жизни юношей и девушек студенческого возраста / К.В. Потемкина, Ю.В. Шестеро // Концепт. – 2017. – Т. 12. – С. 38–44.
39. Психологические теории семьи: курс лекций / В.И. Слепкова. – Мн.: БГПУ, 2006. – 80 с.
40. Рагель, Е.Н. О готовности к семейной жизни учащихся старших классов с интеллектуальной недостаточностью / Е.Н. Рагель // Образование и наука в Беларуси: актуальные проблемы и перспективы развития в ХХІ веке: материалы науч.-практ. конф. молодых ученых БГПУ. – Минск: БГПУ, 2009. – С. 65-67.
41. Салаватова, Н.А. Педагогические условия подготовки учащейся молодежи к брачно-семейным отношениям: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.05 / Н.А. Салаватова. – Махачкала, С. 2010. – 19 с.
42. Семина, М.В. Подготовка молодежи к браку и семье : направления развития / М.В. Семина //Вектор науки ТГУ. – 2011. – № 3. – С. 287-291.
43. Симонова, О.В. Исследование особенностей психологической готовности девушек к браку / О. В. Симонова // Вестника МГГУ им. М.А. Шолохова. – 2015. – № 1. – С. 31–40.
44. Сухомлинский, В.А. Мудрость родительской семьи / В.А. Сухомлинский; сост. А.И. Сухомлинская. – М.: Молодая гвардия, 1988. – 304 с.
45. Сысенко, В.А. Молодежь вступает в брак / В.А. Сысенко. – М.: Мысль, 1986. – 341 с.
46. Тест-карта оценки готовности к семейной жизни // Социально-психологические и медико-биологические основы семейной жизни / И.Ф. Юнда, Л.И. Юнда. – Киев, 1990. – С. 26–29.
47. Харчев, А.Г. Некоторые методологические проблемы исследования брака и семьи / А.Г. Харчев // Семья как объект философского и социологического исследования. – Л., 1984. – С. 65-69.
48. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость / О.В. Хухлаева. – М.: Академия. 2006. – 324 с.
49. Целуйко, В. М. Психология современной семьи / В.М. Целуйко. – М.: Владос, 2004. – 287 с.
50. Цыркун, И.И. Родительство в современном мире / И.И. Цыркун // учебно-методическое пособие. – Минск: БГПУ, 2014. – 120 с.
51. Цыркун, И.И. Формирование осознанного родительства: методические рекомендации для проведения занятий в высших учебных заведениях по курсу «Школа осознанного родительства» / И.И. Цыркун. – Минск: БГПУ, 2011. – 156 с.
52. Чечет, В.В. Позитивное родительство: концептуальный подход / В.В. Чечет // Пралеска. – 2004. – №5. – С. 34-37.
53. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический Проект, 2006. – 768 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 60.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А ОПИСАНИЕ МЕТОДИК ИССЛЕДОВАНИЯ.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б ПЕРВИЧНЫЙ ЭМПИРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ.
ПРИЛОЖЕНИЕ В КОМПЛЕКС ЗАНЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫЙ НА ПОДГОТОВКУ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты