Особенности самооценки подростков с различным уровнем тревожности
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Диплом
на тему: «Особенности самооценки подростков с различным уровнем тревожности»
по дисциплине: «Психология»
2018
251.00 BYN
Особенности самооценки подростков с различным уровнем тревожности
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 56.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.
Приложение Б Бланк ответов.
Приложение В Первичные данные по методике Дембо-Рубинштейн.
Поделиться
Введение
1 Теоретические основы исследования особенностей самооценки подростков с различным уровнем тревожности
1.1 Основные подходы к понятию самооценки в психологии
1.2 Развитие самооценки у подростков
1.3 Причины тревожности в подростковом возрасте
2 Эмпирическое исследование особенностей самооценки подростков с различным уровнем тревожности
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена широкой распространенностью феномена тревожности в современном обществе. Повышение тревоги подростков связано преимущественно с социальными причинами: явлениями, отражающими восприятие индивидом окружающей его действительности как нестабильной, угрожающей.
Кроме того, общество предъявляет высокие требования к личности подрастающего поколения. Современный школьник должен быть уверен в себе и своих способностях, открыт для взаимодействия с внешним миром, приспособлен к постоянно изменяющимся требованиям школы. В целостном становлении личности неотъемлемыми составляющими являются позитивная самооценка, адекватная оценка личностного потенциала и уровня притязаний, стремление к достижениям, активность и эффективность процесса овладения разными типами компетентностей, развитая саморегуляция.
Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека. Именно в подростковом возрасте складывается образ самого себя и отношение к себе. Они непрерывно связаны со стремлением к самопознанию и саморегуляции. Адекватная самооценка позволяет субъекту отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих. Следовательно, формирование адекватной высокой самооценки позволит подростку быть в дальнейшей жизни более успешным, а процесс его социализации сделать более эффективным и полноценным.
Самооценка (оценка личности самого себя, своих качеств и своих возможностей), в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности; обеспечивает субъектную активность в деятельности, окрашивая процесс «личностным смыслом»; выполняет функции мобилизации собственных сил, реализации скрытых возможностей, творческого потенциала. От самооценки зависят взаимоотношения индивида с окружающими людьми, его критичность и требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка является важнейшим компонентом самосознания личности.
Подростковый возраст является одним ключевых моментов в развитии личности человека в целом. Это возраст, в котором формируются основные морально-нравственные качества личности, активно развивается самосознание, результатом чего выступает формирование Я-концепции. Ведущим компонентом в Я-концепции личности выступает самооценка, которая определяет особенности поведения человека в различных ситуациях. Формирование адекватной самооценки является основанием для развития психологически здоровой личности.
Исследование самооценки является одной из наиболее разработанных проблем современной психологии. Проблеме изучения самооценки посвятили свои работы такие ученые и исследователи как Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, Н.Ю. Воронкова, С.С. Занюк, А.Н. Леонтьев, Ю.А. Мохова, В.В. Столин, У. Джемс, Ч. Кули, А. Маслоу, Дж. Мид, К. Роджерс, Х. Хекхаузен и многие другие.
Однако, анализ литературы показал, что проблема изучения особенностей самооценки подростков с различным уровнем тревожности остается недостаточно освещенной.
1 Теоретические основы исследования особенностей самооценки подростков с различным уровнем тревожности
1.1 Основные подходы к понятию самооценки в психологии
Феномен самооценки является предметом изучения многих зарубежных и отечественных психологов. Основные теории к анализу феномен самооценки изложены в работах отечественных ученых: Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, В.В. Столина, Е.В. Шороховой. В зарубежной психологии изучением самооценки занимались А. Адлер, А. Бандура, Р. Бернс, У. Джемс, Ф. Зимбардо, С. Куперсмит, Г. Мид, К. Роджерс, М. Розенберг, 3. Фрейд, К. Хорни.
В зарубежной психологии самооценка рассматривается в структуре более широкого понятие «Я-концепции», под которой понимается совокупность всех представлений индивида о себе, тесно связанных с их оценкой. В содержание «Я-концепции» входят такие компоненты как:
– образ «Я» – совокупность представлений и мнений индивида о самом себе;
– самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, так как конкретные черты образа «Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением;
– потенциальная поведенческая реакция – те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой.
В психоаналитическом направлении самооценка рассматривалась в составе самосознания, где, по мнению З. Фрейда, складывающиеся представления о самом себе, являются неполными, искаженными, не соответствующими действительности. 3. Фрейд полагал, что формирование самооценки происходит в результате конфликта между внутренними побуждениями и внешними запретами. Постоянный такой конфликт обусловливает невозможность адекватной самооценки [17, с. 80].
Представители бихевиоризма (А. Бандура, Б. Скиннер) определяют самооценку в качестве одного из компонентов, регулирующих поведение, который проявляется в форме удовлетворенности или неудовлетворенности собой и собственными успехами [9, с. 73].
В гуманистическом направлении А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс придерживались мнения о том, что образ, который складывается у индивида о самом себе, может быть неполным и искаженным. Мнения других людей, усвоенные в детстве представления, собственные притязания в совокупности при определенных условиях образуют картину, которая не совпадает с объективной структурой личности. Преобразование этой картины для достижения адекватной самооценки возможно путем изменения реальной системы отношений, где она сформировалась, а именно изменения социальной позиции личности, системы ее взаимоотношений с окружающими людьми, характера ее деятельности [30, с. 95].
К. Роджерс считал, что самооценка является важнейшим компонентом «Я-концепции» личности, которая формируется в процессе социализации личности в ходе взаимодействия со значимыми людьми. В функции
Я-концепции» входят контроль и интерпретация поведения, его влияние на выбор индивидом своей активности, что обусловливает особенности развития позитивной и негативной самооценки. Через призму своей Я-концепции индивид видит окружающий мир, но она не контролирует и не регулирует его поведение, а символизирует основную часть сознательного опыта человека, а его поведение только согласуется с ней. Формирование самооценки осуществляется преимущественно в младенческом и подростковом периоде. Согласно К. Роджерсу, Я-концепция включает не только самооценку личности, но идеальный образ Я. По причине рассогласования между образом Я и реальным опытом может возникнуть психологическая дезадаптация [9, с. 73].
2 Эмпирическое исследование особенностей самооценки подростков с различным уровнем тревожности
2.1 Организация и методы исследования
Цель эмпирического исследования: выявить особенности самооценки подростков с различным уровнем тревожности.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение особенностей самооценки подростков с различным уровнем тревожности путем тестирования;
3) обработка и интерпретация полученных результатов, проведение корреляционного анализа, формулирование выводов исследования.
База исследования: исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа №1 г. Минска». В исследовании приняли участие 60 человек. Выборку исследования составили две группы. В экспериментальную группу вошли 30 учащихся 10-х классов (старшие подростки в возрасте 15-16 лет). Контрольную группу составили 30 учащихся 5-х классов (младшие подростки в возрасте 10-11 лет).
Методы исследования: тестирование, количественный и качественный анализ, методы математико-статистической обработки данных.
Для достижения цели были использованы следующие методики:
1. Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.
Цель методики: изучение самооценки качеств личности; выявление уровня самооценки и уровня притязании личности.
С помощью методики можно выявить, как оценивает себя учащихся по определенным качествам личности.
Шкалы методики: здоровье; ум, способности; характер; авторитет у сверстников; умение многое делать своими руками, умелые руки; внешность; уверенность в себе.
Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой – 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. Результаты проведения методики позволяют определить самооценку испытуемых (очень высокая, высокая, средняя, низкая) а также уровень притязаний (завышенный, адекватный, заниженный) (Приложение А).
2. Опросник «Определение уровня тревожности» (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин).
Назначение методики: выявление уровня личностной и ситуативной тревожности.
Методика представляет собой надежный и информативный способ самооценки уровня тревожности в данный момент (ситуативная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика индивида).
Опросник включает 2 части по 20 утверждений в каждой. Две части опросника раздельно оценивают ситуативную (РТ 1-20) и личностную (ЛТ 21-40) тревожность. При интерпретации результатов уровень тревоги оценивается следующим образом: низкий – до 30 баллов; умеренный – 31-45 баллов; высокий уровень – 46 баллов и более (Приложение А).
Методы математико-статистической обработки данных.
Статистическая обработка данных проводилась при помощи программы «Statistics v. 7.0» с использованием коэффициента корреляции r-Спирмена – непараметрического метода, который используется с целью статистического изучения связи между явлениями.
Заключение
Теоретический анализ литературы показал, что самооценка представляет собой центральное образование личности, которое формируется при помощи оценок человека окружающими и проведение им оценок самих окружающих. Самооценка как психологическая категория представляет собой: центральное звено личности, главный компонент самосознания, регулятор деятельности и поведения, выделение человеком собственных качеств, их осознание и оценочное отношение к ним. Самооценка является одним из основных условий, с помощью которых формируется личность. Она формирует у личности необходимость соответствовать определенным запросам окружающих и находиться в гармонии с собственными личностными оценками.
Подростковый возраст в психологии рассматривается как период интенсивного становления самооценки, что связано с его включением в новую общественно значимую и оцениваемую деятельность значительным расширением круга общения. Подростковый период очень важен в развитии «у него самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и в целом развития личности. Развитие самооценки в подростковом возрасте осуществляется я в процессе межличностного взаимодействия с ближайшим окружением. Самооценка подростка зависит от внешних и внутренних факторов.
Подростковая тревожность связана с половым созреванием, возрастными особенностями и ведущей деятельностью подростка Физиологические и психические изменения, связанные с началом полового созревания, способствуют дезорганизации поведения подростка и проявлению тревожности в определенных ситуациях. Психологические особенности и новообразования подросткового возраста (развитие Я-концепции, повышение рефлексии) являются внутренними причинами появления тревожности.
Эмпирическое исследование особенностей самооценки подростков с различным уровнем тревожности позволило выявить, что старшие подростки отличаются завышенным уровнем притязаний и завышенной самооценкой, что указывает на их неумение правильно оценить себя и результаты своей деятельности при высоком стремлении к достижению большего, что является важным фактором личностного развития. Младшие подростки преимущественно заниженным уровнем притязаний и заниженной самооценкой, что свидетельствует о неблагополучии в развитии их личности.
У большинства старших школьников тревожность является личностным образованием, устойчивой индивидуальной характеристикой, отражающей предрасположенность к тревоге и предполагающая наличие тенденции воспринимать большой круг событий как угрожающие. Возникновение и закрепление тревожности у старших подростков во многом обусловлено неудовлетворением актуальных потребностей. Старшие подростки с высокой личностной тревожностью, как правило, характеризуются неуверенностью в себе и замкнутостью. У большинства младших подростков тревожность возникает ситуативно, как реакция на стрессоры, чаще всего социально-психологического характера, к примеру, ожидание агрессивной реакции, негативной оценки со стороны окружающих, угроза самоуважению. Состояние ситуативной тревоги подростков младших характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и вегетативным возбуждением.
У старших подростков уровень личностной тревожности выше ситуативной тревожности, что свидетельствует о преобладании личностных факторов в возникновении тревожности над ситуативными факторами. У младших подростков уровень ситуативной тревожности выше личностной тревожности, что свидетельствует о преобладании ситуативных факторов над индивидуально-психологическими характеристиками.
1. Ананина, Л.В. Проблема тревожности у детей в подростковом возрасте / Л.В. Ананина // Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире: материалы междунар. научно-практич. конференции. – М., 2017. – С. 143-147.
2. Андреева, И.Н. Взаимосвязь личностной тревожности социально- психологических характеристик подростков: автореферат дис. …канд. психол. наук: 19.00.05 / И.Н. Андреева. – Минск, 2002. – 22 с.
3. Артюхова, Т.Ю. Тревожность современных подростков / Т.Ю. Артюхова, Н.В. Басалаева // Альманах современной науки и образования. – 2009. – № 4-1. – С. 15-19.
4. Астапов, В.М. Тревога и тревожность. Хрестоматия по психологии / В.М. Астапов. – СПб.: Питер, 2001. – 256 с.
5. Бернс, Р. Что такое Я-концепция / Р. Бернс // Психология самосознания: хрестоматия / Под ред. Д. Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2003. – С. 333–393.
6. Бисерова, Г.К. Влияние детско-родительских отношений на агрессивность и самооценку подростка / Г.К. Бисерова // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 55-4. – С. 353-360.
7. Бороздина, Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией / Л.В. Бороздина // Вестник МГУ. – 2011. – № 1. – С. 54–62.
8. Вартанова, И.И. Система ценностей, мотивация и самоотношение: гендерная специфика старшеклассников / И.И. Вартанова // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 4(24). – С. 115-121.
9. Гайфулин, А.В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки / А.В. Гайфулин // Вестник Томского гос. пед. ун-та. – 2009. – № 1. – С. 73–75.
10. Голубниченко, А.А. Психологические детерминанты диффузности личностного самоопределения у застенчивых старшеклассников / А.А. Голубниченко // Вестник ЛГУ. – 2016. – № 2. – С. 9-20.
11. Гордеев, В.В. Формирование самооценки у подростков / В.В. Гордеев // Новая наука: проблемы и перспективы. – 2016. – № 3. – С. 180-182.
12. Гущина, Т.И. Развитие самоотношения как фактора психологического здоровья детей подросткового возраста / Т.И. Гущина, И.Г. Андреева // Вестник Тамбовского ун-та. – 2016. – № 5-6. – С. 111–120.
13. Долгова, В.И. Феномен «Я-концепция» подростка / В.И. Долгова, А.А. Кошелева // Вестник Челябинского гос. пед. ун-та. – 2016. – № 7. – С. 139-143.
14. Дубровина, И.В. Практическая психология образования / Под редакцией И. В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2004. – 592 с.
15. Едиханова, Ю.М. Закономерности коррекции детской самооценки / Ю.М. Едиханова // Ученые записки КГУ. – 2016. – № 4 (40). – С. 11–17.
16. Еременко, В.В. Самосознание как основное образование подростково-юношеского возраста и его роль в формировании отклоняющегося поведения / В.В. Еременко // Вестник КРСУ. – 2016. – № 8. – С. 133-136.
17. Жданов, А.А. Соотношение понятия «Я-концепция» и «самосознание» / А.А. Жданов // Провинциальные научные записки. – 2016. – № 1. – С. 80-84.
18. Жуина, Д.В. Особенности тревожности младших школьников и тревожности из неполных семей / Д.В. Жуина, Р.Р. Юсупова // Евразийский союз ученых. – 2015. – 11. – С. 116-117.
19. Захарова, А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова / Минск: Народная асвета. – 2011. – 99 с.
20. Земницкая, Ю.С. Личностная тревожность в подростковом возрасте / Ю.С. Земницкая // Педагогика и психология. – М., 2016. – С. 22-23.
21. Иванова, О.Н. Тревожность и ее особенности в подростковом возрасте / О.Н. Иванова, В.Р. Бильданова // Международный журнал экспериментального образования. – 2011. – № 8. – С. 56-58.
22. Калинина, Ю.С. Психологическая коррекция и профилактика в работе с тревожными подростками / Ю.С. Калинина // Социально-психологические вызовы современного общества. – М., 2017. – С. 160-166.
23. Карамзина, У.А. Тревожность детей школьного возраста / У.А. Карамзин, Р.А. Атласова // Научные исследования: от теории к практике. – 2015. – № 5 (6). – С. 163-164.
24. Кащеева, Н.В. Влияние компьютерной зависимости на самооценку подростка / Н.В. Кащеева // Актуальные проблемы психологии и педагогики: материалы междунар. научно-практич. конференции. – Оренбург, 2016. – С. 312-314.
25. Коваленко, В.А. Генезис самооценки личности как психологический феномен / В.А. Коваленко // Вестник Адыгейского гос. ун-та. – 2011. – № 3. – С. 1–5.
26. Коновалова, К.В. Причины появления школьной тревожности / К.В. Коновалова // Инновационная наука. – 2016. – № 1. – С. 254-255.
27. Куликова, Т.И. Взаимосвязь самооценки подростка с его статусным положением в группе / Т.И. Куликова // Global scientific activities: current issues, achievements and innovations materials of the I European international research and practice conference. Main editor: Pleskanyuk T.N. – 2017. – С. 37-43.
28. Курбанова, З.С. Проблема развития самооценки личности подростка под влиянием взаимоотношений со сверстниками / З.С. Курбанова // Известия ЮФУТН. – 2006. – № 1. – С. 91- 95.
29. Макаров, В.К. Особенности самосознания подростков / В.К. Макаров // Вестник СПбГУ. – 2008. – № 2. – С. 94-98.
30. Малакуцкая, С.М. Самооценка как ключевой компонент самосознания личности / С.М. Малакуцкая, Л.В. Яковлева // Психология и педагогика. – 2011. – № 21-1. – С. 95-100.
31. Михайлова, С.С. Коррекция тревожности подростков средствами арт-терапии / С.С. Михайова // Концепт. – 2017. – Том 6. – С. 147-150.
32. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2008. – 456 с.
33. Накорякова, Н.Ю. Взаимосвязь самооценки с уровнем эмпатии, успеваемости и социометрическим статусом подростка / Н.Ю. Накрякова, Ю.А. Симакина // Интеллектуальный и научный потенциал 21 века: сборник статей Междунар. научно-практич. конференции. – М., 2017. – С. 158-161.
34. Нехорошкова, А.Н. Тревожность у детей: причины и особенности проявления / А.Н. Нехорошкова, А.В. Грибанова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. – С. 1-7.
35. Нечаенко, И.Я. Особенности самооценки у подростков / И.Я. Нечаенко // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 5-6. – С. 150-152.
36. Нечаенко, И.Я. Особенности ситуативной тревожности у подростков / И.Я. Нечаенко // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 10-13. – С. 101-102.
37. Павлова, Т.С. Современные теории социальной тревожности в детском и подростковом возрасте / Т.С. Павлова, В.В. Краснова // Современная зарубежная психология. – 2014. – № 3. – С. 27-35.
38. Петрикова, Н.В. Уровень самооценки как фактор формирования типа профессионального самоопределения / Н.В. Петрикова // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2017. – № 2. – С. 122-127.
39. Петров, А.А. Исследование тревожности у детей младшего школьного возраста / А.А. Петров // Концепт. – 2015. – Т. 10. – С. 266-270.
40. Повалихина, Д.О. Изучение самооценки подростка / Д.О. Повалихина // Научные открытия 2017: материалы Междунар. научно-практической конф. – М., 2017. – С. 554-555.
41. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. – 456 с.
42. Прохорова, Н.В. Психологические особенности самооценки и уровня притязаний подростков / Н.В. Прохоров // Психологические науки. – 2017. – Вып. 8. – С. 18-23.
43. Рапацкий, Б.И. Рефлексия как один из механизмов развития личности подростков / Б.И. Рапацкий // Гуманитарный вектор. – 2014. – № 1. – С. 74-79.
44. Саидова, З.Х. Психологические особенности развития когнитивного компонента самосознания у подростков / З.Х. Саидова // Теория и практика современной науки. – 2016. – № 12. – С. 745-748.
45. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект пресс, 2001. – 460 с.
46. Серкова, А.М. Психолого-педагогическая коррекция самооценки старших подростков / А.М. Серкова // Концепт. – 2015. – № 1. – С. 1-7.
47. Сидоров, К.Р. Тревожность как психологический феномен / К.Р. Сидоров // Вестник Удмуртского ун-та. – 2012. – Вып. 2. – С. 42-49.
48. Солынин, Н.Э. Психологические причины тревожности в подростковом возрасте / Н.Э. Солынин, Е.П. Лебедева // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – № 6. – С. 281-284.
49. Терехина, А.Е. Рефлексивные возможности формирования образа-Я современных подростков / А.Е. Терехина, Т.Е. Федосеева, И.А. Иванова // Современные проблемы науки и образования. – 2016. - № 3. – С. 350-359.
50. Тимохина, А.С. Гендерные особенности проявления тревожности у подростков / А.С. Тимохина // Концепт. – 2015. – Т. 10. – С. 11-15.
51. Фролов, А.А. Исследование Я-концепции в различных теоретических подходах / А.А. Фролов // Вестник Краснодарского ун-та МВД России. – 2015. – № 2. – С. 287-291.
52. Хухлаева, О.В. Психология подростка / О.В. Хухлаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 160 с.
53. Чевачина, А.В. Развитие личностной рефлексии у подростков методами арт-терапии / А.В. Чевачика, Н.В. Шутова, О.Ю. Доронина // Современные пробелмы науки и образования. – 2015. – № 2. – С. 160-168.
54. Чижова, К.И. Исследование самооценки подростка в контексте детско-родительских отношений / К.И. Чижова // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном мире: сборник трудов Междунар. научно-практич. конференции. – М., 2017. – С. 284-291.
55. Шамсутдинов. Г.В. Психолого-педагогические подходы к изучению адекватной самооценки личности / Г.В. Шамсутдинов // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. – 2016. – № 1. – С. 37-40.
56. Шамухаметова, Е.С. Исследование конфликтности в подростковом возрасте / Е.С. Шамухаметова // Научные исследования и разработки: материалы XIX Международной научно-практич. конференции. – М., 2017. –С. 388-390.
57. Шевченко, Л.Р. Влияние уровня тревожности на самооценку старших подростков / Л.Р. Шевченко // Концепт. – 2015. – Т. 10. – С. 51-55.
58. Щербакова, А.А. Особенности самооценки в подростковом возрасте / А.А. Щербакова, А.А. Иванова // Самореализация личности: воспитание и самовоспитание студентов: сб. научных трудов. – Екатеринбург, 2015. – С. 105-108.
59. Юрченко, Л.Г. Самооценка как фактор гармонизации личности подростка / Л.Г. Юрченко, А.Е. Абраменко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2016. – № 64. – С. 80-87.
60. Янчук, В.А. Современные представления о самости и Я-концепции личности // Введение в современную социальную психологию / В.А. Янчук. – Минск, 2005. – С. 251-352.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 56.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.
Приложение Б Бланк ответов.
Приложение В Первичные данные по методике Дембо-Рубинштейн.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты