Организация досуговой деятельности для детей младшего школьного возраста
ИСЗ им.А.М.Широкова (Институт современных знаний)
Диплом
на тему: «Организация досуговой деятельности для детей младшего школьного возраста»
по дисциплине: «Культурология»
2018
251.00 BYN
Организация досуговой деятельности для детей младшего школьного возраста
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Культурология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 62.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ Результаты анкетирования.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Обзор научной литературы и степень разработанности проблемы
1.2 Понятие досуговой деятельности, формы и методы организации досуговой деятельности младших школьников
1.3 Современные взгляды на досуговую деятельность младших школьников
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
2.1 Проблемы организации досуговой деятельности младших школьников в Санкт-Петербурге
2.2 Организация досуговой деятельности младших школьников во внеучебное время в Санкт-Петербурге
2.3 Педагогические условия организации досуга детей младшего школьного возраста в Санкт-Петербурге
2.4 Методические рекомендации по организации досуговой деятельности младших школьников Санкт-Петербурга
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Современные преобразования в социально-культурной сфере вызвали изменения в понимании сущности и содержания досуговой деятельности, а также осуществлении деятельности досуговых учреждений. Так, их главными задачами становятся создание механизмов социальной и психологической стабилизации и адаптации ребенка, предоставление ему возможности творческой деятельности, а главное – формирование социальной и культурной среды, защищающей от негативного воздействия, которым чревата социальная, экономическая и экологическая ситуация в современном обществе.
Актуальность исследования. Сегодня очень остро стоит проблема свободного отдыха и досуга подростков. Эта проблема заключается в нехватке мест для реализации творческого потенциала ребят и в недостаточном количестве специалистов для организации социально-культурной работы. Работа в школе по многим причинам не привлекает специалистов социально-культурной сферы, поэтому школа не может предложить широкопрофильный список кружков и секций, многие из них существуют лишь формально. Общеобразовательные, культурно-досуговые учреждения, детские и молодежные общественные объединения, призванные обеспечивать условия социально-культурного воспитания, переживают серьезный кризис. При этом главная причина посещения всевозможных социально-культурных учреждений – это возможность реализовать свои способности, самосовершенствоваться, самоутвердиться среди сверстников.
В теории и практике социально-культурной деятельности досуг традиционно рассматривается как фактор социализации, как своеобразное пространство культуры, в котором осуществляется развитие и стабилизация его участников, приобретение ими способности к самоконтролю и саморегуляции поведения. Проблема гармоничного развития младшего школьника особенно актуальна в наши дни, когда люди все больше погружаются в мир развивающихся технологий, и совершенно не уделяют внимания творчеству. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, определяется творческим потенциалом подрастающего поколения.
Устойчивый рост негативных явлений в подростково-молодежной среде, с одной стороны; приоритетная роль досуговой деятельности, как ведущей формы жизнедеятельности молодого человека, с другой стороны, делают актуальной проблему изучения социально-культурной деятельности для развития творческих способностей младших школьников. Для младшего школьника играет важную роль процесс вовлечения в творческую деятельность. Поэтому хорошим способом развития творческих способностей младшего школьника в досуговой деятельности может стать конкурсно-развлекательная программа.
Объект исследования: процесс организации досуга младших школьников.
Предмет исследования: Организация досуговой деятельности для детей младшего школьного возраста на примере Санкт- Петербурга.
Цель исследования: рассмотреть особенности организации досуговой деятельности для детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
– раскрыть теоретические основы досуговой деятельности;
– выявить специфические особенности организации досуговой деятельности младших школьников;
– определить педагогические условия организации досуга детей младшего школьного возраста;
– предложить разработать методические рекомендации по организации досуговой деятельности младших школьников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Обзор научной литературы и степень разработанности проблемы
Досуг традиционно является сферой свободного выбора личностью сфер поܙзнания, общения, творчества. Досуг в меньшей степени, чем другие виды деятельности, ограничен социальными нормами и установками, в то же время традиционно является сферой влияния государственных и общественных институтов, средств массовой информации. Потенциал досуга имеет широкие просветительские, познавательные, творческие возможности, освоение которых обогащает содержание и структуру свободного времени, развивает общую культуру личности.
Сегоܙдня досуговая деятельность преимущественно рассматривается как средство развития личности (Е.П.Бодренкова, В.Г.Бочарова, Е.И.Добринская, Е.М.Могалюк, Н.В.Самерсова и др.), как условие реабилитации и адаптации детей с ограниченными возможностями (Т.А.Зрелова, С.Б.Мойсейчук и др.), как фактор социально-педагогического коррекционного влияния (Г.Ф.Бедулина, А.А.Корбут и др.). Вместе с тем, предполагая свободу выбора разнообразных форм и видов деятельности ребенка, основываясь на учете его интересов, потребностей и пожеланий, досуговая деятельность младшего школьника обеспечивает ему накопление позитивных эмоциональных переживаний, создает благоܙприятные условия для совершенствования его эмоциональной сферы, способствует благотворному влиянию на процесс индивидуальноܙго развития ребенка.
К числу потенциальных возможностей досуговых программ в развитии личности Б.А.Титов относит возможность формирования установки на самосовершенствование, осознание принадлежности к социально-исторической общности, соблюдение нравственных общечеловеческих ценностей, социальную активность, природу, искусство, других людей. В отличие от образовательных программ, в которых ведущим видом деятельности является познавательная деятельность, в досуговых программах основой является игровая деятельность. Поэтому часто используется термин «игровая досуговая программа» [10, с. 50].
Как отмечает И.М. Карелова, анализ специальной литературы по теме позволяет сделать выводы о ступенчатом развитии формы «игровая программа» в культурно-досуговой деятельности:
30-50-е годы XX века: истоки, возникновение предпосылок;
60-70-е годы: активизация игровых технологий, поиск, формирование новых подходов к разным вариантам игрового взаимодействия;
70-90-е годы: рождение, развитие, становление некоторых видов игровых программ, в том числе сюжетных;
90-2000 г.г.: формирование педагогических взглядов на новый тип игры, объединение единомышленников, поиск педагогической эффективности данной формы через организацию конкурсов, обучающих семинаров, конференций. Организация курсов повышения квалификации педагогов-организаторов;
2000 год по настоящее время: осмысление и утверждение формы «игровой программы» как системы педагогического взаимодействия. Вычленение проблем (диагностичность комплекса педагогических задач, технологичность игровых приемов, целостность программы); обновление методических подходов, распространение лучших образцов игровых программ. Настоятельная потребность в научном осмыслении целостности игровой программы и ее педагогической эффективности [10, с. 52].
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
2.1 Проблемы организации досуговой деятельности младших школьников в Санкт-Петербурге
Одним из важных средств формирования социальных и эстетических чувств является художественная коллективная деятельность во время досуга, которая позволяет ребёнку выражать свои эмоции, чувства, отношение к происходящему в личной и общественной жизни. Организация детей в художественной деятельности может быть, как индивидуальной, так и коллективной, проходит на уроках, во внеурочное время и во время досуга.
Коллективная досуговая деятельность предоставляет возможности для свободного общения, самовыражения, способствует полному раскрытию индивидуальности ребенка, именно в совместной деятельности реализуется взаимодействие детей, она учит ребенка общаться с партнером, выслушивать его, радоваться достижениям других детей, оказывать необходимую помощь.
В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждением от культуры и искусства от детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, что самым прямым образом сказывается на деятельности современных культурно-досуговых центров [1].
Одной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговых учреждений на пути решения данной задачи является организация досуга детей. К сожалению, в силу социально-экономических трудностей общества, отсутствия должного количества культурных учреждений и недостаточного внимания к организации досуга детей со стороны местных органов власти и культурно-досуговых учреждений, происходит развитие внеинституциональных форм детского досуга.
Свободное время является одним из важных средств формирования личности человека. Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Поэтому важно, чтобы ребенок был активно вовлечен в досуговую деятельность, так как, наряду с обеспечением освоения образовательных стандартов, развитием творческих способностей, не менее важным следует признать создание поля исследовательского творчества в свободное время, наличие которого позволяет решать задачи формирования у школьников аппарата самореализации в современном мире и освоения ими познавательных способностей в процессе организации досуга и отдыха.
В ходе данного исследования был проведен опрос среди родителей младших школьников – жителей Пушкинского района г. Санкт-Петербурга. В опросе приняли участие 70 родителей.
Им были предложены следующие вопросы:
1. Много ли у свободного времени у ваших детей?
2. Посещают ли ваши дети какие-нибудь кружки (секции, муз. школу)?
3. Всем ли Вы довольны при посещении кружков?
4. С кем ваши дети проводят свободное время?
5. Как Вы проводите свободное время с детьми?
6. Как Вы считаете, много ли проводится бесплатных акций для детей (концертов, праздников и т.д.)?
7. Как Вы думаете, что нужно сделать для улучшения досуга детей?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Культурно-досуговые программы – это комплекс разнородных элементов, среди которых можно выделить танцевальные блоки, игры, встречи с интересными людьми, концертные ноܙмера и многое другое. В настоящее время в структуре соܙвременного досуга все большее место занимают развлекательные проܙграммы, различные шоу, которым отводится значительная роль в деле идейного, нравственного и художественного воспитания людей, организации их быта и досуга.
Досуг младшего школьника – это широкое пространство и время его жизнедеятельности за пределами учебной работы, содержание которой составляют многочисленные направления и виды духовно-творческой деятельности. Сущность досуга младшего школьника с точки зрения позитивного воздействия на его эмоциональное развитие характеризуют такие психолого-педагогические компоненты, как мотивация удовольствия, выраженная через групповой или индивидуальный интерес и составляющая эмоциональную основу поведения личности; произвольность установления правил, что обеспечивает высокую степень вариативности форм досуговой деятельности и эмоциональное насыщение через свободу выбора; возможность самостоятельно прерывать те формы досуговой деятельности, которые перестают отвечать мотивации удовольствия ребенка, и выбирать новые, адекватные эмоциональному состоянию школьника; преобладание эмоциональной значимости процесса досуговой деятельности над ее конечным результатом. Все формы досуговой деятельности младшего школьника могут быть эффективно использованы в регуляции его эмоционального развития.
Конкурсно – развлекательные программы для младших школьников имеют свои специфические особенности, свою классификацию, структуру проведения. Развлечение в конкурсных программах, является активной формой отдыха, способ снятия физическо-психического напряжения, как форма предупреждения стрессовых состояний. По своему содержанию конкурсно – развлекательные программы почти всегда носят комплексный характер. Они требуют от участников и общей эрудиции, и художественно – исполнительских способностей, и физической ловкости, и сообразительности, и изобретательности, и определённых творческих талантов.
Для проведения конкурсно-развлекательных программ для младших школьников необходимо учитывать психолого-педагогические особенности их развития и творческий потенциал. Организация досуговой деятельности младших школьников на практике по своим масштабам воздействия на личность должна выходить далеко за рамки обычного досугового времяпрепровождения. Это социальная сфера, цель которой не просто занять ребенка в свободное время, но и развивать его личность по средством досуга. Образовательный потенциал культурно-досуговой (социокультурной) деятельности велик, т.к. при педагогически правильной ее организации обеспечивает ребенку приобщение к культуре, и особенно к художественно-творческой; развитие творческого мышления, совершенствование интеллектуальных, художественных и специальных способностей; расширение общего кругозора; овладение детьми опытом самореализации в совместной творческой деятельности, культуре общения и поведения.
1. Акулова, О. Театрализованные игры / О. Акулова // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4. – С. 24.
2. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников : кн. для воспитателя дет. сада / Л.В. Артемова. – М. : Просвещение, 1991. – 127 с.
3. Аствацатуров, Г.О. Технология целеполагания урока / Г.О. Аствацатуров. – Волгоград : Учитель, 2010. – 210 с.
4. Баранов, М.Т. Методика преподавания русского языка в школе / М.Т. Баранов. – Москва : Академия, 2001. – 364 с.
5. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад. – Москва : Эксмо, 2002. – 586 с.
6. Бирюкова, Т.П. Особенности сценария культурно-досуговых программ / Т.П. Бирюкова // Вестник КазГУКИ. – 2010. – №3. – С. 50-59.
7. Брюзгина, Л.П. Опыт нравственно-эстетического воспитания младших школьников / Л.П. Брюзгина // Начальная школа. – 1991. – № 11. – С. 15 – 17.
8. Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М. : Академия, 1999. –334 с.
9. Ворошина, Л.В. Игровая деятельность в дошкольном учреждении / Л.В. Ворошина. – Ульяновск : изд-во УГПИ им. И.П. Ульянова, 1989. – 118 с.
10. Гагин, В.Н. Национальные праздники и обряды, или Праздничность как феномен русской культуры: теоретический и исторический аспект / В.Н. Гагин. – М. : Профиздат, 2005 – 320 с.
11. Гарипов, Х. Играя – воспитываем / Х. Гарипов // Учитель. – 2007. – № 3. – С. 72–74.
12. Генкин, Д. Сценарное мастерство культпросветработника / Д. Генкин, А. Конович. – М. : Просвещение, 1984. – 260 с.
13. Героева, Л.М. Философский аспект эстетического воспитания в формировании самосознания младших школьников / Л.М. Героева // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов : Грамота, 2013. – № 8 (34). – C. 30–37.
14. Гликман, И. Педагогическая технология – это одно из средств педагогической методики / И. Гликман // Директор школы. – 2004. – № 7. – С. 46–49.
15. Еникеев, М. И. Энциклопедия. Общая и социальная психология / М. И. Еникеев. –М. : ПРИОР, 2002. – 395 с.
16. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусства. 2-е изд. / А.Д. Жарков. – М. : МГУК, 2002. – 288 с.
17. Жаркова, Л. С. Деятельность учреждений культуры: учебное пособие / Л. С. Жаркова. – 3-е изд. испр. и доп. – М. : МГУКИ, 2003. – 280 с.
18. Карелова, И.М. Подходы к разработке игровой досуговой программы / И.М. Карелова // Вестник КазГУКИ. – 2010. – №3. – С. 50-59.
19. Козловская, Л.И. Досуговая программа в системе социокультурной деятельности / Л.И. Козловская // Социальная работа. – 2002. – № 3. – С. 15-18.
20. Козловская, Л.И. Особенности игры в социокультурной деятельности / Л.И. Козловская [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://repository.buk.by/bitstream/handle/123456789/347/Osobennosti%20igryi%20v%20sociokul'turnoy.pdf?sequence=1. – Дата доступа:
21. Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И.С. Кон. – М. : Высшее образование, 2003. – 320 с.
22. Кофман, Н.С. Художественное творчество в детском саду / Н.С. Кофман ; под ред. Н.А. Ветлугиной. – М. : Просвещение, 1974. – 169 с.
23. Кукушин, В.С. Современные педагогические технологии: начальная школа. – Ростов-на-Дону : Учитель, 2004. – 384 с.
24. Кульневич, С.В. Анализ урока в начальной школе : практическое пособие / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. – Ростов-на-Дону : Учитель, 2006. – 256 с.
25. Кульневич, С.В. Современный урок : научно-практическое пособие / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. – Ростов-на-Дону : Учитель, 2004. – 280 с.
26. Лепешев, Д.В. Игровые технологии воспитания / Д.В. Лепешев // Творческая педагогика. – 2004. – № 1. – С. 72–82.
27. Литвинова, М.В. Массовый праздник как полифункциональное явление / М.В. Литвинова // Наука. Искусство. Культура. – 2013. – № 2. – С. 5-12.
28. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций : учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т. Лихачев. – М. : Прометей, Юрайт, 1998. –298 с.
29. Лоншакова, А.А. Нестандартные приемы закрепления изученного на уроках русского языка / А.А. Лоншакова // Начальная школа. – 2002. – № 4. – С. 38–44.
30. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – Москва : Академия, 2007. – 464 с.
31. Макарова, Е.А. Социально-культурная деятельность: состояние и особенности развития / Е.А. Макарова // Веснік Беларускага дзяржаўнага ўніверсітэта культуры і мастацтваў. – 2008. – №10. – С. 86-92.
32. Масленникова, А. Педагогические и образовательные технологии: определение и классификация / А. Масленникова // Директор школы. – 2004. – № 7. – С. 50–56.
33. Михайлова, А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников : пособие для учителей нач. классов / А.Я. Михайлова. – М. : Просвещение, 1975. – 128 с.
34. Младший школьник: развитие познавательных способностей : пособие для учителя / И.В. Дубровина [и др.] ; под ред. И.В. Дубровиной. – Москва : Сентябрь, 2011. – 180 с.
35. Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения : рекомендации для опытно-экспериментальной работы школы / под ред. А. Г. Каспржак ; Национальный фонд подготовки кадров, Институт новых технологий образования. – Москва: Просвещение, 2004 г. – 260 с.
36. Новаторов, В.Е. Современные технологии культурно-досуговой деятельности: состояние, проблемы, перспективы развития / В.Е. Новаторов // Вестник Омского университета, 1999. – Вып. 3. – С. 109-114.
37. Педагогика: учебное пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. – М. : Высшее образование, 2006. – 432 с.
38. Петрова, Г.А. Вопросы эстетической подготовки будущего учителя / Г.А. Петрова. – Казань : Изд. Казан. ун-та, 1976. – 200 с.
39. Прима, Г. Игра-драматизация в воспитании дошкольников / Г. Прима // Дошкольное воспитание. – 1980. – № 5. – С. 37.
40. Реуцкая, И.А. Игра дошкольника / И.А. Реуцкая ; под ред. С.Л. Новосёловой. – М. : Просвещение, 1989. –166 с.
41. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – Москва : Народное образование, 1998. – 358 с.
42. Степанова, О.А. Игровая школа мышления : методическое пособие / О.А. Степанова. – Москва : Наука, 2003. – 128 с.
43. Таланчук, Н.М. Введение в неопедагогику : пособие для педагогов-новаторов / Н.М. Таланчук. – Москва : Профессиональное образование, 1991. – 183 с.
44. Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: программа и репертуар / Э.Г. Чурилова. – М. : Владос, 2004. – 160 с.
45. Шульга, Е.В. Праздник новогодней ёлки в школах России: век вчерашний -век нынешний / Е.В. Шульга // Историко-педагогический журнал. – 2012. – №2. – С. 161-182.
46. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. – Москва : Сентябрь, 1996. – 120 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 62.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ Результаты анкетирования.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты